Как развить свой интеллект. Развитие интеллекта у взрослых Что надо для развития ума

Можем ли мы повысить наш уровень интеллекта, или мы получаем его в качестве готовой конфигурации, которая входит в наш генетический багаж? Вы когда-нибудь задавались вопросом, как стать умнее? В этой статье нейропсихолог Кристина Мартинес де Тода разрушает всем знакомые мифы и рассказывает вам о научно подтвержденных техниках, которые развивают ваш мозг и помогают повысить уровень интеллекта.

Что такое интеллект? Понятие «интеллект» традиционно рассматривалось в одномерной плоскости, с исключительно когнитивной точки зрения, которая предполагала, что ваш коэффицент интеллекта, а значит и собственно интеллект является лишь результатом теста, номером, который определяет ваше будущее. Знаменитый тест на IQ был как татуировка на всю жизнь.

Инновационный CogniFit

К счастью, на сегодняшний день, благодаря последним научным исследованиям, мы можем сказать, что умные люди имеют компендиум из большого количества умений и навыков, как врожденных, так и приобретенных. В общем, не уходя вглубь различных теоретических трудов, мы можем определить интеллект как способность человека адаптироваться к окружающей среде и решать проблемы.

Более того, еще одно отличие от традиционной концепции интеллекта как единого фактора состоит в том, что в настоящее время ученые выделяют до восьми различных типов интеллекта. Они представляют собой систему взаимосвязанных интеллектов, предложенную американским психологом Говардом Гарднером. Этот ученый является автором понятия «Множественный интеллект» и выделяет следующие 8 типов интеллекта:

— Лингвистический интеллект;

— Логико-математический интеллект;

— Визуально-пространственный интеллект;

— Музыкальный интеллект;

— Телесно-кинестетический интеллект;

— Натуралистический интеллект;

— Внутриличностный (или экзистенциональный) интеллект;

— Межличностный интеллект.

Как развить интеллект? Благодаря этой находке, мы можем наконец-то развеять миф о том, что те люди, которым хорошо дается математика, непременно умнее других. И наоборот. Человек, который обладает удивительной способностью играть на музыкальном инструменте, далеко не всегда может говорить, используя богатый и разнообразный словарный запас.

Мы не можем оставить без внимания эмоциональный интеллект , который также играет ключевую роль в нашей способности к адаптации и решению проблем.

Таким образом, наш интеллект представляет собой сложную конструкцию, состоящую из набора навыков и талантов, которые позволяют нам адаптироваться к окружающей среде эффективным образом. Наш интеллект становится залогом выживания.

«Каждый человек по-своему гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость». Альберт Эйнштейн

Кроме того, исследования показывают, что интеллект не является статической и неизменной конструкцией, и может варьироваться, как в лучшую, так и в худшую сторону. Благодаря своей пластичности , наш мозг может усилить или оставить без использования соединения между нейронами в зависимости от их активности.

Благодаря пластичности мозга или нейропластике, мы можем развить наш уровень интеллекта, мозг может изменить свою структуру и принцип работы. Пластичность мозга позволяет нам создавать новые нейронные соединения и увеличивать нейронные цепи, улучшая их функциональные возможности.

Если нас чему-то учит нейробиология и исследования пластичности мозга, так это тому, что чем больше мы используем наши нейронные цепи, тем сильнее они становятся.

«Мы здесь, чтобы надкусить яблоко Вселенную. И если нет, тогда почему мы здесь?» Стив Джобс

Давайте же узнаем полезные советы, чтобы максимально использовать пластичность нашего мозга и расширить наш интеллектуальный потенциал!

1- Для того, чтобы стать умнее, держите свой мозг «голодным»

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как стать умнее? Отлично, это значит, что первый шаг уже сделан. Поддерживайте в себе эту тягу к знаниям. Будьте любопытными, как дети. Если вы не знаете, как устроен самолет, и за счет чего он летает, прочитайте об этом. Если вас впечатляют фокусы, попытайтесь научиться им и открыть для себя трюки. Не пропускайте документальные фильмы и передачи.

«Кормите» свой мозг информацией и знаниями, которые вам интересны, не столько для того, чтобы стать всезнайкой, скорее для того, чтобы быть в гармонии с самим собой.

Помните, что ваш мозг должен поощрять и использовать нейронные связи, чтобы работать на всю мощность, так что любая новая информация сделает ваши мыслительные процессы более подвижными в части хранения и восстановления информации.

Никогда не ложитесь спать, не узнав что-то новое.

2- Для того, чтобы стать умнее, читайте больше, гораздо больше!

Научно доказано, что чтение не только обогащает наш словарный запас и тем самым развивает наш лингвистический интеллект, но и помогает нам развивать наше воображение, и наш сознание летит, погружаясь в прочитанные истории, чувствуя и сопереживая вместе с героями. То есть чтение не только улучшает наш лингвистический интеллект, но и внутриличностный и эмоциональный интеллект. Если вы хотите быть умнее, читайте много книг. Чтение является одним из наиболее рекомендуемых видов деятельности для церебральной гимнастики.

3- Совершенствуйте свои методы настойчивости, и вы станете умнее

Как стать умнее? Как вы знаете, эмоциональный интеллект, по меньшей мере столь же важен для достижения успеха в жизни, как рациональный интеллект. Работа над развитием эмоционального интеллекта позволит вам значительно улучшить свой интеллектуальный потенциал, помогающий адаптироваться к окружающей среде и решать возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

4- Для развития интеллекта выбирайте трудный путь решения задач

Как стать умнее? Это может показаться вам нелепым, но чистить зубы с противоположной стороны это хороший способ тренировать свой мозг. Когда мы делаем любую привычную процедуру иным способом, мы заставляем наш мозг находить различные маршруты для достижения того же результата. Это позволяет избежать окисления нейронов и способствует активации и усилению новых нейронных связей.

5- Не полагайтесь только на внешний интеллект

На сегодняшний день мы все находимся во власти внешнего интеллекта. При нажатии одной лишь кнопки мы получаем 83645776 определений и способов выполнения задач и достижения результатов.

Как стать умнее? Не следует отдавать всю свою интеллектуальную деятельность в руки онлайн переводчиков, GPS-систем, калькуляторов и поисковиков. Перестаньте быть интеллектуально ленивым человеком, несмотря на то, что общество зачастую вас подталкивает к этому.

Сколько времени прошло с тех пор, как вы делали последние арифметические расчеты в уме? Например, разделить цену ужина на количество друзей без калькулятора?

6- Тренируйте ваш мозг с Cogni F it

Эта программа стимуляции мозга получила одобрение научного сообщества, и была разработана командой профессиональных неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза. Нам требуется всего 15 минут в день (2-3 дня в неделю), чтобы стимулировать когнитивные возможности и процессы мозга.

CogniFit является профессиональным инструментом для тренировки мозга, который очень прост в использовании и доступен в режиме онлайн. С помощью различных клинических игр инструмент оценивает сильные и слабые когнитивные стороны человека, и автоматически предлагает программу когнитивных тренировок с учетом уникальных потребностей каждого человека.

Вам нужно лишь зарегистрироваться ! Все игры на концентрацию созданы на основе на клинических исследований и профессиональных программ стимуляции и нейропсихологической реабилитации. Они были созданы профессионалами, чтобы помочь вам проверить свои умственные способности и бросить вызов своему мозгу. Различные интерактивные упражнения представлены как развлекательные ментальные игры, в которые вы можете играть на компьютере. По итогам каждой сессии CogniFit вам представит подробный график эволюции вашего состояния. Начните тренировать свои когнитивные процессы уже сегодня!

7- Для развития интеллекта разговаривайте сами с собой

Несмотря на то, что традиционно это ассоциируется с сумасшедшими, которые бормочут или кричат в одиночку, ученые пришли к выводу, что вести разговор с самим собой – это очень полезно для мозговой деятельности. Когда мы таким способом создаем сами для себе инструкции, нам удается упростить и обобщить задачу, над которой мы работаем в настоящий момент времени, и оптимизировать наши ресурсы и навыки, чтобы решить возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

Как стать умнее? Не стесняйтесь и разговаривайте время от времени сами с собой. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

8- Как стать умнее? Используйте Twitter

Это может показаться невероятным, но недавние исследования показали, что обмен твитами помогает и улучшает нашу способность к синтезу. Используя Twitter, мы должны уметь резюмировать и обобщать наше мнение о чем-то в сжатой и последовательной форме, не более 140 символов.

Если вы не хотите использовать Twitter, вы можете просто взять бумагу, карандаш и записать мысль с таким же ограниченным количеством символов. Если вы будете делать это часто, вы будете удивлены тем, как со временем вам удается все лучше и лучше выразить в нескольких словах то, что у вас на душе.

9- Для развития интеллекта изучайте иностранные языки

Когда вы изучаете новый язык, увеличивается плотность серого вещества вашего мозга. Поэтому вы лучше решаете умственные задачи, чем люди, которые знают только один язык. Возможность думать на другом языке нам предлагает альтернативную точку зрения и, следовательно, различные способы решения одной и той же проблемы, и более того, язык является способом организации и структуризации нашего мышления.

Кроме того, такие виды деятельности, как смотреть телевизор или читать на иностранном языке, улучшает пластичность мозга и помогает вам стать умнее. Как стать умнее: почему бы не посмотреть любимые сериалы или фильмы в оригинальной версии?

10 — Как стать умнее? Окружите себя умными людьми

Как говорится, с кем поведешься… Если вы окружены умными людьми, вы сами начнете прикладывать усилия, чтобы стать умнее: для того, чтобы принять участие в разговоре или высказать свое мнение по поводу обсуждаемой темы. Кроме того, такое окружение помогает вам каждый день узнавать что-то новое и интересное. Если же наоборот, в вашем окружении принято говорить лишь о таких важных вещах, как сплетни о знаменитостях, вероятно, что ваш мозг окислится, превращая вас в зомби. Как стать умнее: избегайте тривиальных и поверхностных людей, старайтесь меньше смотреть телевизор, а больше читать и путешествовать. Ваш мозг вас очень отблагодарит за это.

Как стать умнее: запомните, что для этого, вам потребуется приложить усилия и показать преданность делу. Развивать когнитивные способности и уровент интеллекта – это не так легко, но приносит действительно впечатляющие результаты. Воспользуйтесь этими советами и проявите заботу о свом мозге!

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект». Давайте разберемся, что подразумевается под данным термином, а также узнаем как развить интеллект.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет , задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Основные показатели интеллекта

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

Ученые доказали, что мозг человека пластичен, его можно тренировать сколько угодно. Интеллект является развитой когнитивной системой, которая, в свою очередь, состоит из множества подсистем. И чтобы развить умственные способности, нужно прорабатывать отдельные части интеллекта - логический, пространственный, аналитический. Каким же образом можно это сделать?

Актуальность проблемы

Вопрос о том, как развить интеллект, актуален и для школьников, и для студентов, и для вполне взрослых людей. Интеллект является достаточно сложным понятием. Его уровень измерить непросто, ведь в него входит много показателей. А результаты измерений трактовать можно по-разному. Например, если у двух человек IQ равен 100 и 120, то нельзя сказать, что один из них на 20% умнее, чем второй. Ведь каждому из нас встречались люди, которые обладали огромным багажом знаний, однако не могли сориентироваться на местности или запомнить, сколько варить макароны - 5 минут или 10. Ученые считают, что это обусловлено наличием разных Выделяют лингвистический, аналитический, творческий, практический, пространственный, эмоциональный и другие виды.

Пространственное мышление

Вопрос о том, как развить интеллект, интересен людям с разными способностями и возможностями. Поэтому в повышении умственных способностей важно определиться, какой именно вид интеллекта необходимо отточить. Один из способов улучшения умственных способностей - это развитие пространственного мышления. Оно отвечает за визуальную реальность человека, его умение создавать и управлять мысленными образами. Развивать его можно при помощи пространственных головоломок, а также игр-лабиринтов. Один из наиболее эстетичных методов развития данного типа интеллекта - это японская каллиграфия.

Отказаться от телевизора

Люди привыкли расслабляться у «голубых экранов», прилипнув к дивану. Однако просмотр телевизора мешает способностей. Ведь если проводить слишком много времени за этим занятием, то можно начать мыслить так, как того желают СМИ. Если нужно обрести критическое мышление, необходимо как можно скорее отказаться от телевизора в пользу книг.

Ведение записей

Один из самых простых и в то же время мощных способов развития умственных способностей. Например, в вашей голове возникла отличная идея. Есть два варианта - либо оставить ее в памяти, либо выложить на бумагу и начать реализовывать, записывая каждый шаг. Во втором случае в мозге запустятся процессы, разительно отличающиеся от первого случая - даже несмотря на то, что реализация идеи может быть одинаковой. Именно поэтому многие ученые, политики и другие выдающиеся люди предпочитают постоянно вести записи.

Каким еще образом можно повысить уровень IQ, развить память, а также креативные способности? Рассмотрим несколько способов.

  • Решать трудные загадки на логику и головоломки.
  • Развивать навык амбидекстрии (иными словами, умение одинаково хорошо владеть и правой, и левой рукой). Для этого нужно чистить зубы, нарезать салат, использовать компьютерную мышь неосновной рукой. Также можно учиться писать не ведущей рукой, менять руки при пользовании столовыми приборами.
  • Блокировать один или несколько каналов восприятия. Есть с завязанными глазами, на время закрывать уши берушами.
  • Стараться найти общее между теми вещами, которые, на первый взгляд, совершенно между собой не похожи.
  • Учиться печатать вслепую, использовать компьютерные клавиатуры с разным положением клавиш.
  • Менять свои обычные представления о жизни на противоположные.
  • В процессе решения сложной задачи не останавливаться на очевидном решении, стараться мысленно устремиться дальше «правильного» ответа на вопрос.
  • Менять привычный порядок вещей. Спрашивать себя: «А что, если?»
  • Развивать критический взгляд на мир. Опровергать распространенные стереотипы и заблуждения.
  • Исследовать логику.
  • Изучить философию науки.
  • Рисовать и чертить.
  • Заняться творчеством - скульптурой, танцами, живописью.
  • Употреблять продукты, полезные для мозга: рыбу, орехи, семечки.

Решать кроссворды

Специальные упражнения, разработанные для повышения IQ, не позволяют улучшить практический интеллект - с их помощью невозможно повысить способность к анализу данных, научиться принимать правильные решения. С другой стороны, кроссворды позволяют расширить словарный запас, а также улучшить показатели памяти. У пожилых людей, которые любят разгадывать кроссворды, они примерно таковы, как у людей на 10 лет моложе. Поэтому задачки и судоку - это хороший способ укрепить общую память и повысить эрудированность.

Учить иностранный язык

Для многих ответом на вопрос «Как развить интеллект?» стало изучение иностранных языков. Ученые уже не раз доказывали связь владения иностранной речью и профилактикой болезни Альцгеймера - одного из наиболее частых типов деменции. При этом эффект работает не только в случае, если человек знал с детства два языка. Даже если он выучил во взрослом возрасте испанский или английский, и стал им активно пользоваться, это будет хорошей профилактикой заболевания. Ученые считают, что постоянное переключение между несколькими языками позволяет укрепить нейронные связи, что предупреждает процесс их разрушения.

Книги, развивающие интеллект и мышление

Чтение имеет массу преимуществ для развития умственных способностей. Оно:

  • Повышает уровень грамотности. Зрительное восприятие приводит к тому, что читающий запоминает правильное написание слов.
  • Улучшает образное и другие виды мышления.
  • Развивает способности к письменной речи.
  • Позволяет тренировать память, повышать концентрацию внимания.

Есть книги, которые направлены на развитие определенных сторон работы мозга. Самыми популярными темами являются укрепление памяти, повышение скорости восприятия информации, развитие навыков абстрактного мышления.

Можно выделить следующие книги, развивающие интеллект и мышление:

  • «Развитие и тренировка памяти» - О. Андреева, Л. Хромова.
  • «Фоточтение» - Пауль Шелли.
  • «Считайте в уме, как компьютер» - Билл Хендли.
  • «Занимательная математика» - Я. Перельман.
  • «Искусство мыслить» - Бертран Рассел.

Логические игры, математика

Игры, развивающие интеллект - это шахматы, нарды, всевозможные онлайн-игры разных жанров. Они позволяют тренировать ум, улучшать концентрацию внимания и память. Настольная игра представляет собой один из самых древних видов соперничества, в котором проявляли свои качества лучшие умы.

Для многих ответом на вопрос о том, как развить интеллект, стали занятия математикой. Точные науки позволяют развить целый спектр полезных качеств. Это абстрактное мышление, аналитические способности, быстрота мыслительных процессов. Математику можно сравнить с физическими упражнениями, предназначенными для целого комплекса различных мышц.

Минутка для памяти

Рассмотрим полезное упражнение, развивающее интеллект. Внизу указаны имена и даты, обозначающие некоторые события в жизни. Вам необходимо три раза прочесть данный список. Затем убрать его и воспроизвести то, что получилось запомнить.

Лимерики

Интеллект можно развивать и с помощью составления специальных стихов. Одним из таких упражнений являются лимерики. В них должно быть 5 строк, где 3-я рифмуется с 4-й, а 1-я - со 2-й и 5-й. Например:

"Жила-была милая Маша

Сестренку ее звали Глаша.

Они веселились,

Ругались, мирились,

Пока их не слышит мамаша".

Сочинять свои лимерики - это веселое и полезное для развития интеллекта занятие.

Буриме

Полезно также придумывать и буриме - юмористические стихотворения, в которых уже заранее прописана рифма. Данная игра для развития интеллекта впервые возникла во Франции в XVII веке. По правилам данного упражнения, нельзя переставлять местами рифмы, или каким-либо образом менять их окончания. Для начала необходимо задать рифму. К примеру: «Корова - снова». Затем необходимо придумать стихотворение. Например: «Петя пастись отводит корову, а та упирается снова и снова».

Упражнение «Взгляд дурака»

Как развить интеллект взрослому человеку? Нередко это очень трудная задача, так как зрелая личность уже обладает набором определенных рамок мышления. Взгляд на мир у взрослого ограничен. Расширить кругозор помогает упражнение под названием «Взгляд дурака». Нельзя его назвать самым простым, однако, оно хорошо помогает сломать привычные рамки мышления. Для его выполнения нужно ответить на несколько вопросов.

  • Как бы повел себя на моем месте дурак?
  • Какие сны видит дурак?
  • Что бы настоящий глупец смог понять из этой статьи?

Если периодически выполнять данное упражнение, можно существенно повысить уважение к своим же интеллектуальным способностям, а также расширить кругозор.

Повысить умственные способности у детей

Для многих родителей актуален вопрос о том, как развить интеллект у ребенка. Есть несколько различных направлений, позволяющих улучшать способности малыша. Например, навыки практического мышления позволяют развить:

  • Конструктор.
  • Лепка из пластилина.
  • Различные игрушки, которые отражают результат действия ребенка.

Наглядно-образное мышление развивается благодаря:

Занятия, позволяющие развить логическое мышление:

  • Головоломки.
  • Составление рассказа по картинке.
  • Различные игры на обобщение (к примеру, разделение объектов по категориям).

А как развить Начинать этим заниматься нужно с раннего возраста. Мать или лицо, которое ее заменяет, должна служить своеобразным «зеркалом» переживаний малыша. «Петя улыбается», «Петя плачет», «Петя хочет кушать» - такие фразы можно назвать действительно чудодейственными. Ведь именно посредством этого ребенок учится понимать свои переживания, осознавать их.

Также для развития эмоционального интеллекта у малыша полезно называть и те переживания, которые наполняют мать: «Я устала», «Я беспокоюсь», «Мне интересно».

Полезно учить малыша давать обратную связь. Для этого нужно говорить о своей эмоциональной реакции на его переживания, а также спрашивать, как реагирует малыш на чувства мамы.

Работа с детками, имеющими умственные нарушения

Коррекционно-развивающее обучение для должно включать в себя комплексный подход. Во-первых, необходимо учитывать проблемы развития. Таким малышам намного сложнее постигать окружающую реальность, поэтому необходимы специальные занятия, соответствующие возможностям малыша. Помимо этого, важно уделять внимание общению. Ведь нередко малыши не могут полноценно общаться, выстраивать беседу с другими людьми. Всему этому ребенка нужно терпеливо обучать. Также важно учитывать и психологию. Становясь старше, дети начинают стыдиться сами себя, так как чем-то отличаются от других. Они очень нуждаются в помощи и понимании со стороны взрослых.

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Твитнуть

Плюсануть

Отправить