Ребенку почти год не хочет ходить. Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает . И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне . Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
  2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
  3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
  4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

К основным психологическим факторам относятся:

Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

  1. Проблемы с моторным развитием , мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
  2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен . Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

  • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
  • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры . Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером . Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

  • педиатра , который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
  • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
  • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

Обратите внимание

Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

  • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

  • (постоянное напряжение) мышц;
  • мышечная дистония.

Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.

Как отмечают педиатры, свой первый шаг ребенок делает приблизительно в 9-12 месяцев. Вполне может быть, что самостоятельно ходить малыш начнет позже обычного. Многие родители задают себе вопрос о том, когда же их малыш пойдет, в то время, как чужие дети к первому году жизни уже делают свои неуверенные первые шаги. Есть ряд причин, почему ребенок не ходит. Давайте в рамках данной статьи подробно рассмотрим их и выясним, которые достойны волнения, а которые вполне естественны.

Причины, по которым ребенок не ходит

  • До 16 месяцев ребенок может не ходить, на развитии ребенка это никак не отразится. Даже наоборот. Возрастные границы начала хождения начинаются, примерно, с 9 месяцев и до 1 года и 2 месяца. Если ребенок не хочет ходить, значит, малыш бережет свои ноги, мышечный аппарат, суставы и спинку.
  • Доктор Комаровский писал, что множество проблем принесло людям хождение на двух ногах вместо привычных четырех, связаны проблемы с достаточно большой нагрузкой на позвоночник.
  • Так что, чем позже ребенок начнет ходить, тем меньше будет нагрузка на позвоночник, и это не приведет к таким проблемам как радикулит и искривление. А если малыш не ходит из-за перенесенной тяжелой болезни, или он страдает гиподинамией, или просто у ребенка аллергия - не расстраивайтесь, это нормально, просто он пойдет чуть позже.
  • Если ребенок совершенно здоров и в полтора года не ходит, возможно, стоит обратиться к невропатологу или ортопеду.
  • Еще есть трудность первых шагов, разная длина ножек или их искривление. Стоит провести консервативное лечение, возможно, у ребенка рахит. При помощи массажа и ЛФК, можно ускорить обучение хождению малыша. Есть массаж профилактический и лечебный. Лечебный массаж назначается только врачом-невропатологом или ортопедом.

Обучение хождению в ходунках или прыгунах

Довольно часто встречаются дети со слабыми мышцами или гипотрофичные. Возможно неправильное развитие постановки стопы во время ходьбы в ходунках или прыгунах. Если ваш ребенок не ходит, многие родители задаются вопросом о том, как заставить ребенка ходить. Не факт что ходунки помогут ему в этом, а навредить, кстати, могут.

Обувь для малышей

Какой же должна быть обувь? Дома лучше обувь не носить. Ходя босиком, у ребенка укрепляются мышцы, суставы и связки. Так, ваш малыш быстрее начнет ходить. Обувь не должна быть на слишком жесткой подошве.

Каждый из родителей должен знать, что не стоит ставить ребенка на ножки в раннем возрасте, это может привести к нарушению развития моторики и к искривлению, еще не окрепшего, опорно-двигательного аппарата. Теперь вы узнали о том, почему ребенок не хочет ходить и что с этим можно сделать. Советуем вам ознакомиться с нашей статьей: «

Статья взята на форуме " Ивановская барахолка", ее автор lol_208 , мне очень помогли ее советы, большое ей за это спасибо,вот сама статья, может кому-то пригодится, цитата:

"Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны.

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна.

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую.

Еще одно важное уточнение (спасибо vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично.

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда;

Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях).

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового.

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно.

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему."

Первые самостоятельные шаги малыша – это очень волнительный момент в жизни семьи.

Казалось бы, совсем недавно он учился подниматься и стоять возле опоры, потом стал осторожно ходить вдоль стены или бортиков любимой кровати. И вот сейчас он пошел. Сам!

Однако после первых самостоятельных «вылазок» малыш по какой-то причине опять начинает искать опору, а то и вовсе возобновляет ползание на четвереньках. Многие родители удивляются, почему ребенок боится ходить самостоятельно?

Почему дети могут отказаться от самостоятельной ходьбы?

Все люди разные, поэтому причины, по которым ребенок боится ходить самостоятельно, могут иметь различное происхождение. Рассмотрим вместе самые известные:

  • Малыш «вырос» в ходунках. Часто случается, что их используют слишком часто, ведь со стороны так весело наблюдать, как чадо носится по всему дому в этих удобных приспособлениях. Однако это имеет и обратную сторону: привыкший «бегать», ребенок не может контролировать свою скорость без них, он просто не представляет, как это – бегать без ходунков. Актуально: Когда можно сажать ребенка в ходунки >>>
  • Страх падения. Возможно, малыш имел печальный опыт в первые самостоятельные попытки пойти: упал, а может быть и сильно ударился. Наверное, таких неудачных экспериментов было несколько, и он выбрал более безопасный способ передвижения.
  • Хитрый ребенок. Такие дети тоже часто встречаются: хождение по ограниченному пространству может быстро наскучить, да и утомительно это, быстро устаешь. Поэтому такие дети выбирают менее энергозатратный вариант – например, ползание .
  • Беспричинный отказ от ходьбы. Такие случаи тоже имеют место быть. Иногда сын или дочь просто отказывается пойти самостоятельно, без видимой на то причины. В этом случае можно посоветовать понаблюдать за ним, чтобы понять, чем вызван этот протест, почему ребенок боится ходить самостоятельно и что с этим делать.

Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам

Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?

  1. Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
  2. Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш кроха способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
  3. Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.

Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.

Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно

Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:

  • Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
  • Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
  • Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
  • Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
  • Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.

У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.

2 1 777 0

Возраст, с которого ребенок самостоятельно начинает ходить, – 9-17 месяцев. Но этот процесс индивидуальный.

Родители часто начинают обучать малыша хождению в очень раннем возрасте, беспокоясь, что другие дети в год ходят, а их чадо – нет. Чтобы исключить патологии умственного и физического развития, нужно проконсультироваться у педиатра, невролога, ортопеда и хирурга. Если нет отклонений, то причинами отказа ходить могут быть следующие:

  1. Страх падения . Если были попытки самостоятельной ходьбы, при которых кроха упал или ударился.
  2. Комфорт . Ползание отбирает меньше сил и это привычный способ передвижения.
  3. Использование ходунков . В них двигаться проще и безопаснее. Ребенок не представляет, как можно ходить без опоры. Современное приспособление затормаживает моторное развитие.
  4. Наследственность . Если один из родителей начал поздно ходить, то ожидать от ребенка первых шагов рано не нужно.
  5. Пол . Девочки начинают ходить раньше мальчиков.

Насильно ставить малыша на ноги нельзя. Неокрепшие конечности не выдержат веса тела. Это может привести к травмам.

Если ребенок боится или ленится ходить самостоятельно, это можно постепенно исправить. Как? Узнаете в статье. Рекомендации помогут избежать ошибок в обучении и научить малыша ходить, не травмировав его физически и психологически.

Кладите игрушки на расстоянии

Ребенка нужно заинтересовать. Кладите яркие, заметные игрушки чуть выше и дальше от малыша, чтобы достать их он мог только в вертикальном положении. Можете устроить это в виде игры, когда игрушки разложены по комнате. Задание малыша – собрать их вместе. Когда ребенок научится уверенно передвигаться, задание можно усложнить, раскладывая предметы в разных комнатах.

Если малыш хочет игрушку, но капризничает, помогите ему. Ходьба через слезы ни к чему хорошему не приводит. Но не стоит постоянно идти на . Он привыкнет и станет манипулировать вами.

Позвольте ошибаться

Часто родители настолько заботятся о ребенке, что делают все за него. приведет к тому, что чадо вообще может не пойти.

Давайте ребенку познавать мир, и “набивать” свои шишки.

Постоянно придерживая малыша, вы делаете только хуже. Ребенок не научится правильно падать. Дети падают на попу или вперед на руки на инстинктивном уровне.

Отучите от ходунков

Ходунки могут стать причиной ходьбы ребенка на носочках. Но если вы приучили к этому приспособлению, не забирайте их сразу. Отучайте постепенно.

Сокращайте время пребывания в ходунках. Первые несколько недель – 1 час, далее – 30 минут.

Покажите преимущества самостоятельной ходьбы. Например, можно нагибаться и брать игрушки, а не ждать, когда кто-то принесет.

Занимайтесь физическим развитием малыша

  1. На стопах пальцами рисовать “восьмерки” на протяжении 1-2 минут.
  2. Растирание отдельно каждой ноги.
  3. Осторожно поворачивать пальчики влево-вправо.
  4. Растирать стопы круговыми движениями.

Полезно также посещение бассейна для укрепления мышечного корсета малыша. Не менее важно . Хорошо тренируют мышцы ног такие упражнения:

    Стояние у опоры

    Малыш стоит, держась за кровать или за руки родителя.

    Прыжки с поддержкой родителей

    Удерживая ребенка подмышками, ставить себе на колени. Ребенок будет прыгать, но не упадет.

    Приседания

    Мама с ребенком, взявшись за руки, вместе приседают.

Выбирайте комфортную обувь

Первая обувь малыша должна быть удобная. Приучать к ней нужно постепенно. Ежедневно обувайте ботиночки малышу на 5 минут. С возрастом увеличивайте время хождения в обуви.

Играйте в подвижные игры

  1. Хождение от мамы к папе. Опуститесь на пол и протяните малышу руки так, чтобы сделав один шаг от мамы, он оказался уже у папы. Обязательно хвалите малыша за успехи. Но, чтобы делать это правильно, рекомендуем прочитать нашу статью о том, .
  2. Дети любят катать коляски или специальные толкатели. Когда коляска медленно катится, ребенок делает шаги за ней. Задача родителей – поддерживать малыша, но не препятствовать делать самостоятельные шаги.
  3. Увлекательная игра с обручем побуждает ребенка держать равновесие. Внутрь обруча ставите малыша, и он ходит по кругу, держась за него.
  4. Поиграйте в детский футбол. Кладите мяч на пол и покажите, как его пинать. Малыш будет все дальше отталкивать мяч, а вы, поддерживая его за руки, догонять. Затем постепенно отпускайте ребенка.
  5. Положите на двух стульях игрушки и раздвиньте их так, чтобы ребенок мог сделать 1-2 шага. Расстояние между стульями нужно увеличивать на 1 шаг с каждым днем.
  6. С поддержкой мамы на улице можно догонять голубей.
  7. Включите веселую музыку и танцуйте с малышом за ручки.

Если ребенку игра не по душе, придумайте что-то новое. Нелюбимое занятие отобьет у чада желание ходить.

Безопасное пространство для передвижений

Привыкшие к ограничениям дети боятся большого пространства и расстояния. Как можно раньше отучайте их от ходунков и манежей.

Для безопасности передвижения ребенка проследите, чтобы в комнате отсутствовали:

  • Стеклянные предметы;
  • тяжелые предметы, которые можно столкнуть;
  • горшки с цветами;
  • стулья;
  • уберите шторы, чтобы ребенок их не сдернул.

В качестве покрытия на пол выбирают паркет, ламинат, пробковый пол или ковролин. Главное, чтобы не было скользко. В первое время обучения можете постелить плед или мягкое одеяло.