Игры или упражнения на коррекцию застенчивости дошкольников. Игры для снижения застенчивости. Коррекционные игры с обидчивыми детьми

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п. Советую чаще играть с застенчивыми и замкнутыми детьми в следующие игры.

«Магазин игрушек» Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки»- подвижная игра, направленная на развитие активности, коллективизма и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача - взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки» - игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Иг8рающие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак» - игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показал способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч » - игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение » - упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я смогу…

Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Дорогие родители, это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен получать иногда, выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение ребенка и вселяет уверенность в свои возможности. Фантазируйте и придумывайте новые игры. Пишите о них.

Игры для застенчивых детей

«Рычи лев, рычи»
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Колдун
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Расскажи стихи руками
Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

Сказка
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

Поймай мяч

Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

Закончи предложение

Упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:
Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Обсудите ответы

Клеевой ручеек

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область. Занятие рассчитано на подгруппу детей (4 человека)

Цель: Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться

Задачи:

Подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

- привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;

- расширять круг знакомств.

Образовательные области:

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие.

Оборудование: мягкая игрушка тигренок, мяч, клубок ниток

Предварительная работа:

Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми

Используемая литература:

    Александровская Э.М., Куренкова П.В . Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. 4.1. - М., 2001.

    Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 1996.

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

    Левис Шелдон, Левис Шейла. Ребенок и стресс. - М., 1994.

    Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М., 2000.

    Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. - Минск, 1995.

    Эльконин Д.В. Психология игры, - М., 1978.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи :

-

- развитие эмоционально-выразительных движений; развитие

- коммуникативных способностей;

Ход занятия

    Приветствие.

    Этюд «Робкий Тигренок».

Психолог показывает детям игрушку тигренка, сажает его на стульчик и говорит:

«В детский сад пришел Тигренок. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка - скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел!»

    Этюд «Смелый Тигренок».

Взять игрушку со стула, и рассказать стих

Пусть в глазенках круглых
Страх и боль растают,

Пусть он вольным, гордым
Тигром вырастает

- Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять тигренка и разыграть оба этюда.

4. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч называют друг друга ласковым именем.

    Игра «Кто это?».

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев. Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Беседа о речи.

Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1. Зачем нужна речь?

2. Почему нужно говорить правильно и красиво?

3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?

4. С кем приятно общаться? »

5. Важно ли уметь выслушать другого?

6. Почему говорят, что словом можно ранить?

7. Как сделать речь более выразительной? (О роли мимики и жестов.)

3. Упражнение «Слепой и поводырь».

Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой - поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети меняются ролями.

Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

  1. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи :

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

- воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Приветствие;

2. Беседа «Как можно научиться общаться без слов».

Психолог предлагает детям обсудить следующие вопросы:

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние?

3. Упражнение «Иностранец».

Психолог говорит:

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 5

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- развитие вербальных и невербальных средств общения;

- формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Через стекло».

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

3. Упражнение «Связующая нить».

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу, участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

    Прощаемся

Продолжительность каждого занятия 25 – 30 минут. Весь цикл занятий рассчитан на 10 встреч.

«Вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей»

(из опыта работы)

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Стеснительные, застенчивые дети, робкие, замкнутые, молчаливые - такие характеристики получают дети, которые не решаются, а, подчас, затрудняются вступать в общение с окружающими его людьми - знакомыми, сверстниками, воспитателями. Из-за своей стеснительности на обращение взрослых он не отвечает, избегает совместных игр со сверстниками, оказывается в стороне от тех интересных дел, в которые легко включаются его товарищи.

Одной из причин развития застенчивости при определенных условиях может стать излишняя опека ребенка взрослыми. Лишение малыша самостоятельности, как правило, ведет к ущемлению его воли, приводит к развитию пассивности. Несостоятельный в действиях, безынициативный ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости, неумелости. С ростом самосознания он начинает стесняться того, что не умеет делать то, что легко получается у других.

Педагоги и родители могут помочь ребенку справиться с нежелательными проявлениями, сковывающими его поведение. Эта работа требует осторожности, тактичности, и конечно времени. Очень важно проявить доверие и уважение к ребенку, вселить в него уверенность в собственные силы.

Такого ребенка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений. Часто он отказывается от поручений не потому, что не желает выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, узнать, отнести, попросить и пр. В этом случае застенчивого ребенка необходимо приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом застенчивый ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения. Застенчивый ребенок в паре с партнером в игровой, бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.

Действенным приемом приобщения застенчивого ребенка к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады тому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети.

Застенчивый ребенок, старший по возрасту, выступает в роли покровителей, и это сказывается благоприятно на осознании им своего «я». Оказавшись в положении старшего, обучающего и помогающего, застенчивый ребенок, не только с желанием заботиться о младшем, но и получает удовлетворение от общения с малышом, проявляет многие коммуникативные умения (он может начать разговор, игру, предложит заняться чем-либо, которых в общении со сверстниками он проявлять не может.

Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.

Универсальное средство обучения общению - это творческая игра. Известные детские психологи И.Медведева и Т.Шишова на психокоррекционных занятиях с застенчивыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста с успехом использовали кукольный театр. Скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, ребенок не чувствует себя больше скованным. Сначала дети не хотели показывать сценки даже за ширмой, согласились только при поддержке родителей. Но уже через несколько занятий с удовольствием выступали самостоятельно. И многие перестали прятаться за ширмой и стали возвышаться над ней, без опаски глядя на зрителей. Кукольные представления можно устраивать и в домашних условиях, они способствуют развитию инициативы, раскрытию творческих задатков ребят.

В жизни каждого ребенка игра очень много значит. Психологи считают, что подверженным страхам, неуверенным в себе детям показаны подвижные соревновательные игры: они повышают уверенность в своих силах, закаляют характер. Причем родителям следует отмечать успех ребенка: «Молодец, каким ты стал ловким!» Иногда застенчивые дети избегают игр, боясь сделать что-нибудь не так. В этих случаях родителям надо их терпеливо постоянно подбадривать, можно обратиться к помощи другого, более инициативного ребенка.

Творческие игры и занятия, совместные с ровесниками, помогают успешно преодолевать застенчивость.

При организации деятельности с застенчивыми и необщительными детьми важно помнить :

1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком родителям и педагогам: не говорить при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый; обратить внимание на свое собственное поведение; постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах; постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.

2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторять: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составить вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетировать беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

4. Отрабатывать поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливать ребенка к предстоящему событию - рассказывать о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику.

Таким образом, участие детей в творческих играх способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка при грамотном педагогическом сопровождении этих игр.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Ребёнок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации[Текст]. - М.: 2001. - 64с.

2. Волчкова, В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольника. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ[Текст].–Воронеж, 2007.

3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /Под ред. А.В. Сластенина[Текст]. – М.: Академия, 2002.

4. Кольцова, М. М. Медлительные дети[Текст]. - СПб.: Речь, 2003.

5. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие[Текст]. - М.: АРКТИ, 2008.

Елена Елькина
Работа с застенчивым ребенком

1. Пояснительная записка.

2. Характеристика ребенка.

3. Задачи индивидуального сопровождения.

4. Способы, средства, методы индивидуального сопровождения.

5. План реализации поставленных задач.

6. Отчет о проделанной работе.

7. Приложение

Пояснительная записка

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Характеристика застенчивого ребенка (описание проблемы)

А…. возраст 4,5 года.

Единственный ребенок в семье, семья полная, благополучная. В детский сад поступила в возрасте 2,6 г., адаптация была тяжелой – девочка очень привязана к маме, тяжело переносила расставание с ней, чувствовалась гиперопека со стороны мамы, плохо шла на контакт со взрослыми, а с детьми в контакт не вступала, очень часто болела.

В настоящий момент девочка по приходу в детский сад тоже тяжело расстается с матерью, предпочитает общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении.

А…. – застенчивая девочка. С детьми в игровое взаимодействие старается не вступать.

На занятиях - усидчива, внимательно слушает воспитателей, но избегает отвечать на заданный вопрос, опускает глаза в пол, отвечает только после личного обращения к ней – мешает чрезмерная застенчивость.

Любит собирать пазлы, мозайку, играть с игрушкой принесенной с собой из дома.

Воспитатель: Елькина Е. Г

Задачи индивидуального сопровождения

Изучить индивидуальные особенности развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Создать для ребенка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Помочь ребёнку повысить уверенность в себе и своих силах;

Развивать язык жестов, мимики, речи как средства общения;

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе.

Предполагаемый результат:

Позитивное отношение к себе и другим;

Развитие уверенности в себе;

Умение конструктивно выстраивать коммуникацию;

Развитие творческого потенциала ребенка.

, средства, методы индивидуального сопровождения.

Проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

Постановка спектаклей;

Рисование (изотерапия) - (эффективное средство для снижения тревожности, сам процесс рисования оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Ребенок испытывает радость творчества и преодолевает трудности);

Использование элементов сказкотерапии (с помощью сказки решаются многие проблемы, она помогает найти выход из той или иной ситуации. Сказка является средством в постижение ребенком мира - как внешнего, так и внутреннего. Сказки разговаривают с детьми на эмоционально насыщенном, близком им языке, без прямого наставления, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Игротерапия – в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. С помощью игры можно помочь ребенку адаптироваться в окружающей жизни, установить отношения с другими детьми.

План реализации поставленных задач.

1. Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений (игротерапия, сказотерапия).

2. Обучение детей устанавливать контакт (коллективные игры, проигрывание ситуаций, рисование).

3. Развитие эмоционального мира ребенка (игротерапия, психогимнастика, релаксация).

4. Творческое применение коммуникативных умений (изотерапия, творческие игры, свободное общение со сверстниками)

Отчет о проделанной работе.

По моей просьбе психолог провела наблюдение за А…. Вместе с психологом мы подобрали методы и приемы по работе с девочкой. Психолог побеседовала с родителями девочки о их проблеме, разработала рекомендации. С моей стороны работа ведется не только в образовательном процессе, но и в свободной деятельности, на прогулке.

Стараюсь постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах. Говорю ей: «Ты молодец! У тебя все получилось! Ты смогла это сделать!». Положительная оценка, данная мной закрепляет уверенность в себе А. Привлекаю ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением. Предлагаю работать в паре с тем, кому она доверяет. Например: «Помогите мне разложить листы бумаги и карандаши для работы. Кто и что будет делать, решите сами» или же перед прогулкой даю поручение ребенку «Помоги, пожалуйста, Вике завязать шарфик, ей самой это очень неудобно». Важно показать ребенку, что ты тоже нуждаешься в помощи с его стороны.

Мной также были даны рекомендации, расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок – предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий. Важно не показывать своё беспокойство и желание сделать все за него.

Главное, чтобы работа была планомерной. Ребенок станет более комфортно чувствовать себя со сверстниками и взрослыми, легче адаптироваться в новом коллективе, ощущать себя увереннее.

В процессе системного, комплексного подхода к сопровождению развития ребёнка, организованного взаимодействия со сверстниками, у А… нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры, коллективные работы, участие в подвижных играх помогают А… самореализоваться, самораскрыться. На данном этапе работа с ребенком продолжается, в работу включены все специалисты ДОУ.

Приложение

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п.

Игра «Кто это?»

Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев.

Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

Игра «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учить ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка».

Когда игроков несколько, я ввожу элемент соревновательности. Оцениваю выступления и награждаю победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Моя задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

Подвижная игра «Самолеты».

Воспитатель говорит:

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Игра «Улиточка».

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка». Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза. Ребенок, на которого указал воспитатель, изменяя голос, произносит:

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

Упражнение «Закончи предложение».

Дети поочередно заканчивают следующие предложения:

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

Игра «Незнайка».

Воспитатель говорит:

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы:

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.