Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Заяц Коська и Родничек». Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп. Этот конспект направлен на познавательное развитие детей с использованием элементов экспериментирования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Заяц Коська и Родничек».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Учить вести себя так, к окружающему миру, чтобы не навредить природе.
Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Дать детям представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.
Учить приемам самомассажа.
Методы и приёмы . Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения. Наглядные: рассматривание, показ, опыт. Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Ход НОД:
-Ребята, сегодня мы отправимся в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком.
-Что это произошло с ключиком? Он вмёрз в лёд. Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
(-Холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)
-Вода имеет форму, запах? Может ли смешиваться? (Опыт: смешивание подкрашенной воды).
-А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?
(-Зимой, когда наступают морозы).
-Что же это - «твёрдая вода»?(-Лёд).
-Какие свойства льда вы знаете?
(-Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле).

-Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?(Опыт с подкрашенными льдинками)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
(-В тёплую погоду вода нагревается и испаряется, превращается в пар).
-Какие свойства пара вы знаете, есть ли у него форма, запах?
(-Пар движется во всех направлениях, занимает всё свободное пространство).
-Где в природе встречается вода? (Озеро, река, море).
-Для чего нужна вода? Какая нужна вода? (-Чистая).
-Как нужно относиться к водоёмам, как вести себя на природе?
(-Не загрязнять берега рек, озёр, соблюдать чистоту).
-Посмотрите, это ручей. Где же его начало? Это родник. Откуда в роднике вода? (-Она вытекает из под земли).
-А где ручей заканчивает свой путь?
(-Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море).
-Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и я могу взять ключик. Давайте скажем: «Раз, два, три ключик сказку отопри».
-Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках. (звучат звуки воды, ручья) Споём песню о нашем прохладном ручейке. (песня «Ручеёк»)
-Теперь присядьте и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет. Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
-Бежал Коська по лесу и встретил белку.
-Ты кто такая?
-Я белка.
-А я заяц Коська. Пойдём искать где-нибудь, что-нибудь.
-Да мне некогда, к зиме готовлюсь.
-Ребята, а как белка к зиме готовится?
(-Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи, утепляет дупло).
-Я угощаю вас орехами.
-Прежде чем съесть орехи, мы используем их для массажа и разогревания наших пальчиков. Покатайте орех между средним и указательным пальцем,
Теперь между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Тоже с другой рукой.
-Положите ладонь на бедро и перекатывайте орех по пальцам руки.
-Зажмите орех между ладонями, вращайте его. Что чувствует ладонь и пальцы? Подуем на руки. Ощущаете прохладу воздуха? Улыбнитесь.
-Что же было дальше. Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничёк, а из него ручеёк течёт.
-Ты кто?
-Я Родничёк. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.
-Вот здорово, побежали наперегонки.
-Бежит ручеёк, изгибается, да всё впереди зайца. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
-Эй, Родничёк, где ты?
-А я тут, посмотри наверх.
-Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается
-Ребята, а как же Родничёк туда попал?
(-Вода в ручейке согрелась, Родничёк испарился и поднялся облачком).
-Незаметно пришла осень: стало прохладно, набежали тучи, пошёл дождь. Споём песню «Капли-молоточки».
-Слышишь, Коська, шумит что-то.
-Эй, кто там?
-Это я, Родничёк обратно вернулся.
-Ребята, как же он в ручей попал?
-(Вместе с дождём в ручеёк упал).
-Вот уже и зима наступила, наш зайчик изменился. Что же с ним произошло?
(-Поменял серую шубку - на белую).
-Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»
-Ребята, как же Родничёк в сугроб попал?
-(Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал).
-Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».
-Так и жили они до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
(-Снег растаял, из него потёк ручеёк).
-И снова заяц Коська стал путешествовать с Родничком. Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте споём о всех превращениях воды песню «Коль нырнуть зимою с вышки…»
Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки:
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ну,а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ

Образовательная область : «Познавательное развитие»
Воспитатель: Столярова Наталья Александровна.
Тема : Виды транспорта.
Цель: Формирование представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.
Задачи:
1. Раскрыть значение транспорта для людей.
2. Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека.
3. Закрепить правила поведения в общественном транспорте, на остановках.
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию.
5. Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.
Материалы: карточки с изображением транспорта, карта, флажки зелёного, красного и желтого цвета.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Дидактический задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы путешествовать?
- Кто из вас отдыхал этим летом и где?
- А как вы туда добирались? На чем?
Воспитатель рассказывает, что Незнайка тоже захотел отправиться в путешествие на Луну. Но он не знает на чем ему туда добраться из своего цветочного города.
- Вы хотите ему помочь?
- А сможете это сделать?
- Тогда отправляемся к незнайке в его Цветочный город.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей в названиях транспорта, для чего он нужен, как пользоваться, составные части транспорта.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображение транспорта.
- На столе разложены карточки с изображением транспорта.
- Что перед вами лежит? (дети перечисляют названия транспорта: машина, поезд, самолет, велосипед, лодка, воздушный шар и т.д.)
- А как можно назвать это одним словом? (транспорт)
Воспитатель хвалит детей и создает ситуацию успеха.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о видах транспорта;
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает выбрать транспорт, который понадобится Незнайке для путешествия. И уточняет, что надо выбрать три вида транспорта. Как правило, дети теряются и не знают, что им выбрать.

Смогли выбрать?
- Нет
- Почему не смогли?
- Мы не знаем видов транспорта.
- Значит, что нам нужно узнать?
- Виды транспорта.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. Формировать у детей представление о видах транспорта;
2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Дети подходят к столу, на котором лежит карта.
На карте изображены: цветочный город, суша, море, и пункт назначения – луна.
- Как Незнайке добраться до луны?
- От цветочного города до моря на чем поедет? (на машине, на поезде, на велосипеде)
- По морю на чем поплывет? (на корабле, лодке, на пароходе)
- До луны как доберется? (на ракете, на самолете, на вертолете)
Воспитатель хвалит детей.
- Но нам надо выбрать только три вида транспорта, а чтобы узнать нам надо отгадать загадки.
- Сможете?
Воспитатель сажает детей на ковер и включает презентацию о видах транспорта.
1 слайд.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Машина
- Так, на чем же Незнайка сначала поедет? (на машине)
- По какой поверхности передвигается машина? (по земле)
- Значит какой это вид транспорта? (наземный)
- А что такое наземный вид транспорта? (это машины, которые перевозят людей и грузы по земле)
- Что еще относится к наземному транспорту? (автобус, велосипед, такси, грузовая машина и т.д.)
2 слайд.
По волнам плывет отважно,
не сбавляя быстрый ход,
лишь гудит машина важно.
Что такое?
Пароход
- На чем он отправится дальше? (на пароходе)
- По какой поверхности передвигается пароход? (по воде)
- К какому виду транспорта относится пароход? (к водному)
- Что еще относится к водному транспорту? (корабль, лодка, теплоход, яхта и т.д.)
3 слайд.
Она всегда летит меж звезд,
Не нужно ей тепла и света.
Ответ загадки очень прост:
Ведь это быстрая …
(ракета )
- Как будет добираться до луны? (на ракете)
- По чему передвигается ракета? (по воздуху)
- К какому виду транспорта относится ракета? (к воздушному)
- Что еще относится к воздушному виду транспорта? (самолет, вертолет и т.д.)
- Молодцы!
- Так на каких видах транспорта Незнайка сможет добраться до луны? (на машине, пароходе и ракете)
- С какими видами транспорта вы познакомились? (наземным, водным и воздушным).
Воспитатель говорит, что Незнайка благодарит их за помощь и отправляется на луну.
- Вы смогли отправить незнайку на луну, потому что знаете на какие виды транспорта делится транспорт.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1. Закрепить представление о видах транспорта;
2. Организовать активный отдых детей.
Подвижная игра «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая флажок соответствующего цвета – красный - стоп, желтый – движение на месте или зелёный - двигаемся.
Игра «Разложи транспорт по видам»
На столе разложены карточки, воспитатель делит детей на три подгруппы: первая подгруппа собирает наземный транспорт, вторая – водный, третья – воздушный.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи : восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому сегодня помогали?
- Чем помогали?
- Какие знания помогли нам отправить Незнайку на Луну?

1.Активизировать знания детей о внешнем виде, об уходе за птицами в уголке природы.

2. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

3.Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Демонстрационный материал:

Петрушка, лиса

Клетка с попугаями

Чучело вороны

Карточки с вопросами

Пустая клетка для птиц

1. Сейчас мы с вами отправимся в лес.

А что такое лес?

С собой мы возьмем одну игрушку, отгадайте, кто это?

Он с бубенчиком в руке

В сине - красном колпаке

Он веселая игрушка.

А зовут его….. (петрушка)

В лесу есть лесная школа, там учатся звери и петрушка вместе с ними. А теперь закрыли глаза (включается аудиозапись с голосами птиц)

Что вы слышите, а почему птицы поют?

Птиц сейчас в лесу весной не увидишь, у них большие заботы и дела. Строят гнезда, выводят птенцов, слышно только как они поют.

2. А вот и лесная школа, садись Петрушка за парту, учительница сейчас подойдет. А вот и она. (лиса) Зовут ее Лисия Петровна, она очень строгая, и не любит когда ее не слушают внимательно. А Петрушка учиться не любит, крутится, вертится, и учиться не хочет. Вот однажды Лисия Петровна ему говорит: Петрушка! Нарисуй нам лес!

Вот он взял лист бумаги, краски, подумал, что такое лес и нарисовал дерево. Лисия Петровна взяла и отпустила бумагу в волшебную папку и затем добавила, что если на твоем рисунке нарисован настоящий лес, рисунок таким же и останется, а если ты нарисовал неправильно, то лес погибнет. Вытащила она листок из папки, смотрят, а там лишь одни сухие стволы. Петрушка удивился: «Что случилось? Почему засох мой лес?»

- «Какой же это лес? Тут одни только деревья» - сказала Лисия Петровна. Деревья ты нарисовал хорошо, а вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних только деревьев, а где кусты, трава, цветы?

Вот петрушка заново взял лист бумаги, краски и снова нарисовал деревья, добавил траву, цвету, кусты. Отдал он картинку учителю, снова Лисия Петровна сказала: «сейчас посмотрим, правильно ли ты нарисовал» и опустила бумагу в волшебную папку, вытаскивает, а там опять лишь одни сухие стволы. А это потому что ты забыл нарисовать насекомых. Петрушка нарисовал новую картину- деревья, кусты, траву, цветы, насекомых. Снова опустила картину в волшебную папку, вытаскивают, а там опять лишь сухие стволы остались. Петрушка стал думать, что же еще не хватает и вспомнил, что забыл нарисовать птиц. Снова он взял краски, кисти и нарисовал деревья, цветы, траву, насекомых и птиц. Снова опустили картину в папку, вытаскивают, а рисунок не изменился. «Вот теперь ты нарисовал настоящий лес, теперь он будет жить» -сказала Лисия Петровна, потому что здесь есть все: и деревья, и трава, и цветы, и птицы.

Вот сегодня я расскажу вам про птиц, о наших самых лучших друзьях.

А почему люди любят птиц?

Вот например, сова съедает за одну ночь 8 мышей, а синица и зимой и летом уничтожает на деревьях вредных насекомых. Кукушка за один день съедает сорок кузнечиков, много бабочек и пауков, есть среди птиц и доктор. Как его зовут? Каждое дерево любит дятла, потому что он его лечит, целый день он по дереву барабанит, а почему? Вот какие полезные птицы у нас живут

Но давайте мы на них внимательно посмотрим и вспомним сказку про Красную шапочку и серого волка. Красная шапочка спрашивает волка, который переоделся в бабушку: » Бабушка, бабушка, а почему у вас такие большие зубы, уши…. Вот и мы спросим у этой птицы(чучело вороны)

» Птичка, птичка, если у тебя шея? А когда шея видна? У кого здесь шея видна?

Птичка, птичка, если у тебя уши? Хорошо ли они слышат?

Птичка, птичка, а какой у тебя клюв? У всех ли птиц прямой клюв? А что это за птица? (клест) У него необычный клюв, нос у него на перекос. И зачем он такой? Муху не поймаешь, вкусное зернышко с земли не склюешь. А вы не знаете? Давайте спросим у Петрушки, вот он даже руку поднимает, значит что-то знает.(он своим клювом шишки потрошит.)

А эту птицу вы, наверное, все знаете? (попугай)

Какой у него клюв? У попугая нос крючком, таким клювом удобно колоть орехи и за ветки сцепляться. Детям очень нравятся попугай и их родители нередко покупают им клетку с попугаем. Дети, конечно, очень радуются, но вот вопрос: «а вы умеете за птицами ухаживать? У кого ни будь есть дома птицы?

Давайте послушаем, что однажды сказала своему Петрушке мама, когда купила ему попугая (слова говорит девочка)

Я купила тебе птичку, теперь ухаживай за ней, около клетки не бегай, не кричи. Если песни поёт, значит она здорова, если сидит в углу значит она болеет. Корми ее хлебом, зерном, кашей, постоянно меняй воду и птичке у нас будет хорошо.

Мама ушла на работу, а Петрушка забыл, как ухаживать за птицей, стоит около клетки и не знает что делать. Вы ребята, не подскажите, как надо ухаживать за птицами.

4. А сейчас я проверю, как вы меня слушали, если ответите на все мои вопросы, я вам сделаю большой подарок!

Здесь лежат карточки, на карточках вопросы, кто-то подойдет и выберет себе карточку, дает Петрушке, он читает, а вы отвечаете.

Карточки:

1. Загадки (выходят 4 детей и загадывают загадки о птицах)

2. Игра «что здесь изображено?» (сорока, ласточка)

3. Которая из птиц барабанит?

4. Как нужно ухаживать за птицами?

Молодцы ответили на все мои вопросы, а теперь закрыли глаза (вношу клетку с попугаями)

Я дарю вам клетку. Кто там живёт? Какое у них оперение? Как нужно ухаживать за ними?

А теперь нам пора домой, и не забудьте, будете в лесу птичек не обижайте, гнезда не разоряйте и помните, что птицы наши самые лучшие друзья (прощание с лесной школой).

5. Где мы были? О чем говорили? О чем вы узнали? Какой наказ вам передали.

Светлана Чурилова
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе «Волшебные глаза»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на

тему : «Волшебные глаза »

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории :

Чурилова Светлана Анатольевна

г. Набережные Челны

Образовательные области :

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

художественно-эстетическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

Показать какую роль зрение играет в жизни человека, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных;

Познакомить детей со строением глаза ;

Продолжать обогащать речь детей;

Учить детей беречь зрение и ухаживать за глазами .

Развивающие :

Развивать умение поддерживать беседу;

Развивать мимику лица и эмоции детей, глазодвигательные функции .

Воспитательные :

Воспитывать усидчивость и умение отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа : глазное яблоко , радужная оболочка, зрачок, окулист, глазница .

Предварительная работа :

Беседа о глазах ;

Рассматривание иллюстраций;

Посещение кабинета врача;

Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативная;

Речевая;

Художественно-эстетическая;

Познавательная.

Планируемые результаты :

Интегративное качество : любознательный, активный, имеющий первичное представление о себе, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Оборудование :

Демонстрационный :

1. Мольберт

2. Картинки с изображением животных

3. Схема строения глаз

4. Магнитофон с веселой музыкой

5. Портреты по количеству детей.

6. Морковь

7. Пеленка для очков

Раздаточный :

8. Зеркала

9. Листок чистой бумаги

Дети стоят возле воспитателя.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о чем-то очень интересном и важном для всех нас. А о чем, я сейчас загадаю вам загадку, и вы мне скажите :

Стоят две хаты

Кругом мохнаты

Придет беда-

Потечет из них вода.

(если дети отгадывают, говорю правильно и спрашиваю, как будет по-татарски).

Скажите, у кого есть глаза ? (ответы детей)

Да, глаза есть у всех , но у всех они разные. Сейчас мы с вами посмотрим. (идем к доске рассматривать иллюстрации животных и птиц.)

Ребята как вы думаете у какой птицы самое острое зрение? (ответы) правильно, у орла - он парит высоко в облаках и оттуда высматривает себе пищу.

Как, вы думаете, какие птицы видят ночью? (сова, филин) У них глаза большие , зато неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. И ночью легко отыскивают себе корм.

Ребята, а вот зайчика называют «косой» , а как думаете, почему? Может он плохо видит? (высказывание детей) потому что у него глаза смотрят в разные стороны, он видит такое большое пространство, которое мы с вами увидеть не сможем, он видит не только, что происходит впереди, но и сзади.

Ребята, вы знаете, сколько глаз у пчел ?

У нее 5 глаз – два больших и три маленьких.

Вот посмотрите, кто это? Это морская звезда, у нее есть по одному глазу на конце каждого луча.

У нас с вами ребята такие глаза , какие именно нам нужны. Давайте сейчас мы с вами сядем и поговорим о наших человеческих глазах . Посмотрите друг на друга, какие у нас глаза ? (ответы детей)

Вы можете сказать, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Правильно. Давайте представим себе, что мы будем делать и видеть без глаз . Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы все закройте глаза и слушайте :

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза »

Разберемся, дети, вместе

Для чего глаза на свете ?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз ?

Для чего нужны глаза ?

Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой ,

Посиди совсем немножко :

Сразу сделалось темно

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно…

Ребята, плохо если ничего не видно?

Да, смотреть на мир и видеть его красоту - это большое счастье. И это счастье дают человеку глаза . И сегодня на занятие мы познакомимся со строением глаза .

Посмотрите, дети, вот так выглядит наш глаз . Но нам с вами видна только передняя часть глаза . А весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком .

Теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза . Скажите, какого цвета у вас глаза ? Правильно, у нас у всех глаза разного цвета - это зависит от радужной оболочки. Вот этот цветной кружочек называется радужной оболочкой (радужка) . (Закрепляем название, смотрим в зеркало, убираем) .

В середине радужной оболочки находиться маленький черный кружочек – это зрачок. (смотрим на схеме и в зеркале)

Еще у наших глаз есть мускулы . Они находятся внутри, поэтому в зеркало мы не можем их увидеть, посмотрим на схему. Вот так мускулы прикреплены к нашему глазу и с помощью их наши глаза могут двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Давайте попробуем. А чтобы наши глаза были в безопасности они спрятаны в специальных углублениях - глазницах и закрываются веками.

Давайте представим, что подул сильный ветер, летит пыль, что ваши глаза делают ?

Правильно, вы стараетесь их закрыть , чтобы пыль не попала. Но вот беда - пыль или соринка в глаз попала . У них, что сразу появиться? (слезы)

Как вы думаете это хорошо или плохо? Хорошо, так как слезы защищают и очищают наши глаза .

(Итог) 1. Какую форму имеет глаз ?

2. Где спрятан наш глаз , как называется это углубление?

3. Как называется цветной кружочек, черный?

4. Что помогает нашему глазу двигаться ?

5. Что еще есть у наших глаз ? (реснички, веки)

Ребята, а как вы думаете, по глазам можно узнать настроение человека? Давайте сейчас мы с вами поиграем : я вам буду показывать картинку с глазами , а вы скажите какое настроение у этого человека и что он делает. (работа с картинками)

Теперь давайте мы возьмем зеркала и посмотрим на себя, когда мы обижены, когда нам охота плакать (включаю веселую детскую песенку, у детей меняется выражение глаз - посмотрели на свои глаза , улыбнулись, положили зеркала на место и вышли поплясать). сели.

Ребята, а что б наши глаза были всегда веселые , здоровые что мы должны делать? Ухаживать за ними. А как?

1. Оберегать глаза от ударов

2. Не трогать глаза грязными руками

4. Нельзя близко и долго смотреть телевизор

5. Нельзя смотреть на яркий свет

6. Умываться после сна прохладной водичкой

7. Больше есть овощей и фруктов

8. Делать гимнастику для глаз

(идти с детьми ополоснуть глазки и взять кусочек морковки)

Пока дети сидят и прожевывают морковь, читаю :

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет!

Ребята, а если наши глаза заболели , что мы должны делать? Правильно, обратиться к врачу. И бояться не надо, так как он наблюдает за состоянием наших глаз и вовремя сможет оказать нам помощь. А вы может, знаете как называют этих врачей - окулистами.

Ребята, а если наши глаза плохо видят что рекомендуют носить? А надо ухаживать за очками? Правильно, потому что они нам помогают лучше видеть, а как? (мыть, протирать мягкой тряпочкой) Мы будем ухаживать за очками?

Давайте ребята, вспомним, с чем мы сегодня познакомились на занятии ? Что нового узнали?

Вот художник вам прислал подарок. Смотрите, он нарисовал вам портреты, но у них чего-то не хватает (глаз ) . Интересно почему ?

Да он дописал : я не знаю строение глаз и поэтому не смогу нарисовать их. Помогите мне ребята! Поможем? Попробуйте, ребята, сядьте за столы и дорисуйте глаза .

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.

Тема: «Вода в жизни человека».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие - опыт.

Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды (прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная – пар).

Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.

2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками – капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.

Течёт, течёт - С неба – звездой, Я и туча, и туман

Не вытечет, В ладошку – водой. И ручей, и океан

Бежит, бежит - (Снежинка) И летаю, и бегу

Не выбежит. И стеклянной быть могу.

(Река) (Вода)

Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.

Жить нельзя нам без… Всем нужна я,

(Воды) Кто я такая? (Вода)

Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.

2. Основная часть.

Для чего нужна вода человеку? (Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).

Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).

А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)

Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?

Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят, она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.

А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:

Наклонись.

Раз, два, три, повернись (в стороны)

Раз, два, три, покружись

В лаборантов превратись.

Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.

Перед вами стаканчики: один пустой, другой – с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?

Вывод : потому что она жидкая, она течёт.

А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)

Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.

Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?

Вывод : Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.

Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).

Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода – растворитель.

3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)

Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. (выполнять движение «рыбки»)

А вот воду пить – нельзя. (развести руки в сторону,

приподняв плечи)

4. Сюрпризный момент.

Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. (стук в дверь).

Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? (лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? (руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)

Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.

Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)

Пар – это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? (В парообразном)

5. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.

Чистая вода не имеет запаха.

Чистая вода не имеет вкуса.

Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.

Чистая вода растворяет вещества.

Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.