«Радуга-дуга». Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе

Программное содержание:

Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).

Учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение».

Закрепить цвета спектра, их последовательность.

Развивать любознательность, память.

Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:

Экспериментальная деятельность на тему « преломление и отражение света», « Цвета спектра, их последовательность»

Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:

В группе раздаётся звонок мобильного телефона.

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике « Хрусталик» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга» , откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….

А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.

Поможем Кате? Ас чего начнем? Сначала ответим на вопрос: « Что такое радуга?» ответы детей.

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги:

Художник нарисовал несколько радуг. Угадайте, на каком рисунке изображена радуга, которую он увидел после дождя (не сказочную радугу, а явление природы).

Просмотр презентации (1,2,).

Чем отли чается она от ваших картинок? (последовательностью цветов). Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).

Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какоцвет?6-ой?

Просмотр презентации (3).

Почему появляется радуга? Хотите узнать?

Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)

Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)

Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)

Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется). Кто сможет показать опыт с преломлением света? У вас есть предположения, как появляется радуга?

Я вам предлагаю провести опыт.

Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?

На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).

Физминутка:

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной/

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

Проходят на стульчики.

Как вы думаете, почему появилась радуга?

Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

Просмотр презентации (4).

В какое время года бывает радуга? (ответ детей).

Презентация (5,6,7,)

Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.

Презентация (8,9)

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

Презентация (10)

Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.

Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу - очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга - там можно обнаружить клад.

- Есть такое выражение « радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?

Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.

Рефлексия:

Когда появляется радуга?

Итак, почему появляется радуга?

Почему радуга разноцветная?

Сколько в ней цветов?

Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?

Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.

Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск про радугу по адресу…

Наталья Парамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга?»

Цель : Выяснить, что приводит к возникновению на небосводе огромной многоцветной дуги.

Задачи :

Познавательные :

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Художественное творчество : развивать продуктивную деятельность детей , творческие способности.

Коммуникация : развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Социализация : способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;

Игровая деятельность : формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : просмотр различных фотографий, а также анализ собственных рисунков.

Оборудование : зеркало, чаша стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним прошлое занятие и скажем что же такое радуга ?

Дети : Разноцветная дуга на небе, которая появляется во время дождя и солнца.

Воспитатель : Хорошо!

Ребята, оказывается радуга бывает разной : лунная, опрокинутая, туманная, огненная. (показывает картинки, также рассматривание картин)

Ребята, а вы знаете цвета радуги , и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?

Дети : Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Попадая из воздуха в воду, луч изменяет своё направление, т. е. преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветовые лучи.

Воспитатель : Давайте ответим на вопрос : Почему радуга имеет форму дуги ?

Оказывается, что когда мы смотрим на радугу , мы видим лишь её половину. Это связано с тем, что центр радуги находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. А вот если забраться на высокую гору мы увидим уже, что радуга шарообразна и нет у нее никакой дуги.

Воспитатель : На самом деле, еще в древние времена различные ученые пытались объяснить явление радуги . Давайте посмотрим кто (показывает картинки учёных,комментируя их)

Рене Декарт (философ, математик, физик) Объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях дождя.

Исаак Ньютон (физик, математик, астроном) Объяснил механизм образования радуги .

- Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капельки воды, парящие в атмосфере. Белый цвет разлагается на спектр. Спектр – цветные полосы которые получаются при прохождении светового луча через каплю.

Воспитатель : Мы предположили, что сможем получить радугу самостоятельно . (гипотеза)

Дети : Давайте наконец уже попробуем!

Воспитатель : Для этого необходимы : зеркало, чаша (лучше стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Наполним стеклянную чашу водой и поставим на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустим зеркало в воду наполовину. Верхняя часть зеркала – на краю ванночки, а нижняя – в воде, под углом. Зеркало должно отражать солнечный свет. Возьмём лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка будем двигать само зеркало. Будем изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга .

Дети : Ура! У нас всё получилось!

Воспитатель : Наша гипотеза подтвердилась, мы получили радугу самостоятельно ! И теперь давайте вместе сделаем выводы.

- Мы узнали :

Что такое радуга .

Кто из ученых изучал радугу .

Как она образуется.

Почему разноцветная и имеет форму дуги.

Получили радугу сами .

Публикации по теме:

Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект «Мы-Туристы» для детей старшего дошкольного возраста Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Название работы: «Мы-туристы»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД «Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: - Расширять представления детей о живой природе и о взаимосвязях человека с ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Волшебница-осень» для старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.

Предварительная работа: знакомство детей с цветом, игровые упражнения рна развитие цветового восприятия, рассматривание иллюстраций с предметами и называние их цвета.

Основные задачи: закреплять с детьми названия цветов, познакомить со стихами Николая Голя про цвета радуги познакомить с образованием новых цветов, с понятием радуга, продолжать учить находить в окружающем мире знакомые цвета, передавать их в рисунке. Продолжать учить правильно набирать краску, промывать и вытирать кисть. Воспитывать интерес, уважение и любовь к искусству.

Материал: книга со стихами, цветовой круг, картонная кисточка -королева, иллюстрации с предметами разных цветов, бумага для рисования, кисти, краски, баночки с водой, тряпочки.

В.: — Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Королева Кисточка.
К.К.: — Здравствуйте, ребятки! Я так рада, то пришла к вам в гости. Я хочу вам рассказать много интересного. Посмотрите по сторонам. Какое вокруг все красивое, яркое: книги, игрушки, ваши платья, рубашечки. На улице — деревья, цветы, травка. Какие они? Чем отличаются друг от друга? Вы знаете? Они отличаются цветом. Показать детям цветовой круг. Посмотрите, сколько здесь разных цветов. Хотите, я расскажу вам одну историю?
Д.: — Да.
К.К.: — Жили-были три подружки: красная краска, желтая и синяя. Они жили в красивой коробке, но не знали, что в ней жили и другие краски. Однажды им было очень скучно, и они решили отправиться в путешествие и узнать, что интересного в мире.
Красная краска пошла прямо, желтая налево, синяя направо и договорились встретиться потом в своей коробке.
Красная краска шла, шла и заблудилась, сбилась с пути. Начался дождик. Страшно ей стало, и она спряталась под дерево. А желтая тоже заблудилась и вышло так, что она тоже вышла к тому дереву, под которым стояла красная краска. Увидела она ее и побежала к ней под дерево. Намокли краски под дождем, смешались красные капельки с желтыми и получилась оранжевая краска. А тут и синяя подошла к ним и тоже спряталась под дерево. Синие капельки смешались с желтыми и получился зеленый цвет, а когда смешались синие капельки с красными, получился фиолетовый.
Краски обрадовались, что их стало так много, и начали водить хороводы прямо под дождем. С каждой краски капали капельки и смешивались, образуя новые цвета.
А потом дождик кончился и выглянуло солнце, и краски решили нарисовать на небе радугу. А вы знаете, из каких цветов состоит радуга, сколько их? Узнать это нам поможет стихотворение Н. Голя «Радуга».

Над землею, над водою
Встала радуга дугою.
Семь цветов ты видишь в ней,
Как запомнить их верней?
Каждый, кто бы на охоте в лесах,
Красный закат наблюдал в небесах.
Клюкву видал и малину с рябиною,
И ярко красные лапы гусиные.

К.К.: — Какой первый цвет радуги?
Д.: — Красный.
К.К. -Правильно, давайте нарисуем первую дугу — красную.
Дети рисуют красную полоску.

Охотник в оранжевом комбинезоне
Устроил привал на оранжевом склоне.
оранжевым соком наполнил стакан
И с грустью подумал: «Ну где же фазан?»
К.К.: — А это какой цвет?
Д.: — Оранжевый.
К.К.: — Правильно. Рисуем оранжевую полоску сразу под красной.

Желает охотник из северных стран,
Чтоб желтым созрел на березе банан.
Чтоб мчалась жирафа, быстра и желта,
А может быть, сбудется эта мечта?

К.К.: — Какой теперь мы с вами цвет нарисуем?
Д.: — Желтый.
К.К.: — Верно. Рисуем желтый под оранжевым.

Знать бы, что там под зеленою кроной
Спит аллигатор в осоке зеленой.
И не пришлось бы тогда на опушке
В страхе скакать, как лягушки-квакушки.

Д.: -Это зеленый цвет.
К.К. — Молодцы. Рисуем под желтым.

Где яркий ковер незабудок цветет,
Охотник лежит и глядит в небосвод.
Вот он раскурил свою труку и дым
Нам кажется в ярких лучах голубым.

К.К.: — Угадали цвет?
Д.: — Голубой.
К.К.: — Молодчинки. Рисуем его под зеленым.

Сидит наш охотник, синеет вода.
На катере синем приплыл он сюда.
Вот синий дрожит на волнах поплавок.
Фазана найти наш охотник не смог.

Д.: — Синий цвет.
К.К.: — Конечно, синий. Рисуем под голубым.

Фазан же уселся, его оценив,
Собрав кузовок фиолетовых слив.
А так же фиалок прекрасный букет,
Прими мой подарок, любимый сосед.
И счастливы оба от встречи такой
Под радугой, вставшей огромной дугой.

К.К.: — Какой теперь цвет нарисуем?
Д.: — Фиолетовый.
К.К.: — Правильно. Фиолетовый — последний цвет радуги. Посмотрите, какие замечательные радуги у вас получились. Давайте повтори цвета, из которых состоит радуга. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В.: — Спасибо, Кисточка, тебе за такое интересное занятие. Ребятки, скажите Кисточке спасибо. И давайте теперь выйдем с вами на полянку и немного отдохнем.

Представьте, что мы гуляем на полянке, светит солнышко. Мы погреемся с вами на солнышке. (Звучит музыка, а дети подставляют «солнышку» ладошки, личики); а теперь потемнело, небо нахмурилось и закапал дождик. Скорее раскрывайте зонтики (дети изображают зонтики). Но вот дождик закончился, снова выглянуло солнышко, можно закрыть зонтики. На небе появилась радуга, запели ручейки, зажурчали.

Затем дети с воспитателем рассматривают работы детей.

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»

Программное содержание:

Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;

Формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;

Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;

Расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;

Развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;

Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные:

Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.

Используемые интернет-ресурсы:

Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/

Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43

Фон- http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 ;

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл (№1 мелодия к прогнозу погоды)

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?

(За дверью воспитатель в серебристом наряде)

Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?

Радуга: Я на небе засиделась,

Во все серое оделась.

Жду я лета, не дождусь

Когда цветною обернусь

Мне бы солнышка – хоть лучик

Ну и капельку из тучи.

Тогда стану я другой, -

Разноцветною дугой.

Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )

Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?

Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.

Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?

Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.

Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?

(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)

Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)

Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)

Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)

Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.

ОПЫТ: Налить в чашу воду, опустить в нее зеркало, которое направить на солнышко.

Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.

Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:

1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.

В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!

2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7)

Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.

3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.

4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.

5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.

6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .

7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.

8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.

Радуга: А давайте немножко поиграем.

Физминутка (стоя в кругу)

Мы летим над облаками

Мы хватаемся руками

Задеваем головой – ой!

Если дома не сидится,

Приглашаем прокатиться

По планете голубой (поклон)

Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)

Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)

Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!

II часть.

Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?

(Выслушать предположения детей)

А может мы попробуем что-нибудь сделать?

Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?

Дети: Вода, солнечные лучи.

Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?

(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)

Дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?

Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?

Опыт 2 Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги

Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.

Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:

Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.

Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.

Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)

Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)

Давайте сделаем радугу из цветных лент.

Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?

(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.

Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?

(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)

Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.

Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.

Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. (Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).

Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)

III часть:

Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные

радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).

Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала

радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).

Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.

Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!

Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.

Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!

Создадим кольцо из рук!

Из пылающих сердец

Создадим большой дворец.

Мы златое пламя звезд

Создаем из радуг мост.

Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).

Что еще интересного вы знаете о радуге?

Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)

О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)

Радугу фотографировали.

Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)

(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)

Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".

А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.

Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.


Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Теремок»

Познавательно - творческий проект

«Радуга-дуга».

Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Елезова Людмила Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории;

Пятышева Светлана Николаевна, воспитатель.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети средней группы.

г. Коряжма 2014г.

Проблема:

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.

Обоснование проблемы:

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.

Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.

Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
  • знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
  • учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
  • воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Срок проведения: 2 недели.

Основные направления реализации проекта:

  • НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
  • Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
  • Заучивание стихов.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Аппликация и рисование.
  • Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.

Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами, иллюстрации, набор для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.

Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.

Познакомятся с литературными произведениями.

Будет создана выставка работ.

План выполнения проекта:

1 этап – подготовительный:

2 этап – основной (реализация проекта):

День недели

Отрезок времени

Деятельность воспитателя с детьми

Понедельник

Утро

НОД «Семицветная радуга»

Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…).

Вечер

Чтение веселых детских стихов про цвета

П/и «Найди свой цвет»

Вторник

Утро

Беседа «Изучаем семь цветов радуги»

Чтение сказки о радуге

Д/и «Найди и назови свой цвет»

Вечер

Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака

П/и «Найди себе пару», «Салют»

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

Среда

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Красный…»

Чтение сказки о радуге, детских стихов про красный цвет

НОД по рисованию «Радуга-дуга»

Вечер

Проведение опыта «Волшебный лучик»

Чтение Красной сказки

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет»

Четверг

Утро

Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …»

Чтение оранжевой сказки

Аппликация «Морковка»

Вечер

Чтение сказки о цветах радуги, детских стихов про оранжевый цвет

Чтение стихов о радуге И. Мордовиной, С. Маршака,

С. Пшеничных

Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Пятница

Утро

Д/и «Здравствуйте – я желтый …»

Чтение сказки о радуге

Эксперимент с водой

Чтение сказки про Желтый цвет Е. Перченковой

Вечер

Чтение желтой сказки, детских стихов про желтых цвет

Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова,

Е. Благининой

Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили»

Понедельник

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…»

Чтение стихов о радуге С. Маршака, К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера

Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

Вечер

Чтение зеленой сказки. Беседа по вопросам

Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой

Чтение детских стихов про зеленый цвет

Вторник

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …»

Чтение детских стихов про голубой и синий цвет

Загадывание загадок о цветах радуги

Вечер

Чтение голубой и синей сказок

Чтение стихов о радуге И. Гамазковой, И Мордовиной

Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой

Загадывание загадок про ягоды и называние цвета

Среда

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …»

Загадывание разноцветных загадок

Эксперимент с маслом

Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика»

Вечер

Д/и «Назови цвета, которыми нарисована картина»

Рисование «Радуга-дуга»

Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой, детских стихов про фиолетовый цвет

Четверг

Утро

Чтение разноцветной сказки

Коллективная аппликация и рисование «Петушок и курица с цыплятами»

П/и «Цветные автомобили»

Повторение изученных стихов о радуге

Вечер

Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Чтение стихов о радуге А. Бывшевой, И Векшигановой

Игра «Составь радугу»

Загадывание загадок про фрукты и называние цвета

Пятница

Утро

Коллективное рисование «Чудо птица»

Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской

Игра «Самый внимательный»

Вечер

П/и «Найди свой домик»

Развлечение для детей «Радуга красавица»

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Проведение развлечения «Радуга красавица».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.