Игры и упражнения на развитие голоса. Картотека игр и упражнений на развитие голоса. Поднимание верхней губы

Ольга Батаева
Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания»

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит : а, другая тихо отзывается : а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга» .

Описание игры. Педагог показывает картинку , на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят : у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят : у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием : плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит : «Пошли мы летом на прогулку в лес» . Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает : «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так : в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в) . Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога : «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер : в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса .

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова :

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего : отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса .

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.) .

Описание игры. Педагог выбирает двух детей : один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог :

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты её?

Медведь. В лес возьму, в своё жильё.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей , т. е. изменять тембр голоса . Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов . Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами , а волк – сначала грубым, низким голосом , а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя» . Затем предлагает детям инсценировать её. Выбирают трёх медведей : Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили .

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей .

Аналогичные игры драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами : «Колобок» , «Терем-теремок» и др.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр «Речевые игры» В игре мы не спешили Ведь нас говорить учили Говорим теперь красиво, Смело и неторопливо Игра как ведущий вид деятельности.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы. Упражнения на дыхание.

Картотека игр для развития речевого дыхания Развитие дыхания входит в систему коррекционной работы на подготовительном этапе к постановке правильного произношения. Ведь дети имеющие.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель . Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания . Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Идите с нами играть»

Цель . Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания . Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель . Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание :

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания . Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.


РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель . Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания . Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель . Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание :

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания . Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель . Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа . Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание :

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания . Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель . Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа . Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание :

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания . Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Цель . Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание :

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания . Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель . Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа . Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание :

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания . Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Громко - тихо»

Цель . Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание :

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания . В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот .

РАЗВИТИЕ

ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель . Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа . Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания . Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, что делают»

Цель . Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа . Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание :

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания . Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Пускание корабликов»

Цель . Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа . Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание :

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п .

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф . Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания . Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель . Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа . Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание :

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания . Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа . Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания . Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения .


РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Рассказ «Песня-песенка»

Цель . Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа . Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

Ты спой, Мурка!

Мяу, мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула утка.

И ты. Мишка!

Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой!

Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

А ты, кукла, что споешь?

Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания . Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа . Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание :

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

Методические указания . Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель . Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа . Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание :

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания . Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа . Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: « у-у-у » (тихо и длительно произносит звук у ). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: « у-у-у ...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания . Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Кто внимательный?»

Цель . Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Подготовительная работа . Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.

Краткое описание :

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

Методические указания . Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель . Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание :

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания . Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра «Кот и мыши»

Цель . Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа . Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание :

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания . Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Упражнение «Гудок»

Цель . Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа . Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание :

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания . Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа .


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Подбери по цвету»

Цель . Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание :

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания . Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель . Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Подготовительная работа . Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.

Краткое описание :

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу . Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Методические указания . Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Когда это бывает?»

Цель . Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание :

Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания . До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

Цель . Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание :

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания . Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, кто сказал »

Цель . Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа . Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание :

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания . Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Эхо»

Цель . Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа . Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание :

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания . Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Определи место игрушки»

Цель . Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание :

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания . Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение «Ныряльщики»

Цель . Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа . Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Краткое описание :

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания . Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель . Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Подготовительная работа . Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание :

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания . Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

Игра «Вьюга».

Цель Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа . Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание :

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: « ууу ...»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: « ууу ...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания . Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель . Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа . Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание :

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания . Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель . Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Подготовительная работа . Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Краткое описание :

Педагог ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания . Дети должны внимательно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»

С помощью голоса можно не только передавать информацию, но и раскрывать свои чувства и выражать эмоции, убедить собеседника или растрогать его. Одним словом, голос - это главный инструмент убеждения. Он может быть приятным, мелодичным, сильным, а может быть еле слышным, резким или раздражающим. Стоит помнить, что наши голосовые связки - это тоже мышцы, и неправильное дыхание, напряжение или зажатость мышц может привести к искажению голоса. Для того чтобы восстановить голос или сделать его красивым и приятным достаточно нескольких упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо!

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

— Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

— Не пляши!.

До чего пугливые камыши!

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) —

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от — (тирлим-бом-бом),

Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!.

И вот уж в царстве я подводном!

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 6. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 7. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Упражнение 8. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 9. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Упражнение 10. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

Упражнение 11. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Упражнение 12. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - -(средний темп)

Карусель остановите. - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - -(медленный темп)

Упражнение 13. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали —

и молчок!

Упражнение 14. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,

Убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило трех котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

— Закипело!

Упражнение 15. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Работа над тоном речи

Упражнение 16. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 17. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - -(радостно)

Ушел!. Придет иль нет? Загадка. - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - -(с облегчением)

Упражнение 18. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь."

— с сожалением протянула она.

— сказала она тихо, но решительно.

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 19. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 20. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 21. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 22. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.
Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония.
Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Коррекционная работа при нарушениях голоса.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.
1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).
4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).
Коррекционная работа строится по принципам:
  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.
Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

Упражнения для активизации мышц небной занавески.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:
1. Активизация небной занавески:
вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.
2. Гимнастика мягкого неба:
покашливание;
зевание;
глотание воды небольшими порциями;
имитация полоскания рта.
3. Упражнения для расслабления голосовых складок:
одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.
4. Гимнастика нижней челюсти:
открывание и закрывание рта, имитация жевания;
открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки). Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны. Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1 И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
«А» - руки вверх.
«О» - руки кольцом перед собой.
«У» - руки рупором.
«Ы» - руки овалом впереди.
«Э» - руки овалом сзади.

Упражнение 2 И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 секунд.

Упражнение 3. Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мы в лес пойдем (Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ». (Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ». Тарлапан Е

Упражнение 4. Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

Упражнение 1. Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2. Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить - «У».

Упражнение 3. Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2. Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише - шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо. Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп». Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу. Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией). Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом) И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? (Голосом разговорной громкости). Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)

Развитие диапазона высоты голоса

Развитие диапазона высоты голоса Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1. Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 2. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет». Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3. Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
Летит поезд во весь дух:
-Ух! Ух! Ух! (Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у». (Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ». (Приседают).
«Ой! - воскликнул окунек,
- Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ! (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонационно – выразительной стороны речи.

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями

Упражнение 1. Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2. Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой - добрый, удивленный - равнодушный.

Упражнение 3. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».

Упражнение 6. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

« ГРОМКО – ТИХО »

Цель : Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование : Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход : Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«ИДИ ТЕ С НАМИ ИГРАТЬ »

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

« НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ »

Цель : Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование : Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход : Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

« ДУЕТ ВЕТЕР »

Цель : Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование : 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

«СКАЖИ НА УШКО»

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

«БЫСТРО И МЕДЛЕННО»

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

«ПЕРЕБЕЖКИ»

Оборудование . Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору “Ay, ay, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: “Ay, ay, Вова”, и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

«ВЬЮГА»

Оборудование . Сюжетная картинка “Вьюга”.

Описание игры . Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя “Вьюга начинается” тихо говорят: у-у-у…; по сигналу “Вьюга кончается” говорят тише; по сигналу “Вьюга закончилась” замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

«КТО КОГО?»

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

«ДУЕТ ВЕТЕР»

Описание игры . Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: “Пошли мы летом на прогулку в лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки”. Педагог и дети останавливаются. “Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: “Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…” - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

«МЕДВЕДЬ И ЁЛКА»

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры . Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк.Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Оборудование . Маски животных.

Описание игры . Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

« ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ »

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

«КАРУСЕЛИ»

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

«ГРОМКО – ШЕПОТОМ»

Цель : учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

«ЛЕСНЫЕ ТРОПИНКИ»

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто – то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).

«ПАРОВОЗ»

Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.

«ЗАЙЧИКИ»

Зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.