Психологические игры для коррекции застенчивости у детей. Картотека подвижных игр для застенчивых детей. Игры для застенчивых детей

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п.

С застенчивыми и замкнутыми детьми советуют играть в следующие игры.

«Магазин игрушек» Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки» - подвижная игра, направленная на развитие активности, «командного духа» и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки» - игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Играющие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак» - игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показать способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч» - игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение» » - упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение и вселяет уверенность в своих возможностях. Фантазируйте и придумывайте новые игры.

«Вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей»

(из опыта работы)

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Стеснительные, застенчивые дети, робкие, замкнутые, молчаливые - такие характеристики получают дети, которые не решаются, а, подчас, затрудняются вступать в общение с окружающими его людьми - знакомыми, сверстниками, воспитателями. Из-за своей стеснительности на обращение взрослых он не отвечает, избегает совместных игр со сверстниками, оказывается в стороне от тех интересных дел, в которые легко включаются его товарищи.

Одной из причин развития застенчивости при определенных условиях может стать излишняя опека ребенка взрослыми. Лишение малыша самостоятельности, как правило, ведет к ущемлению его воли, приводит к развитию пассивности. Несостоятельный в действиях, безынициативный ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости, неумелости. С ростом самосознания он начинает стесняться того, что не умеет делать то, что легко получается у других.

Педагоги и родители могут помочь ребенку справиться с нежелательными проявлениями, сковывающими его поведение. Эта работа требует осторожности, тактичности, и конечно времени. Очень важно проявить доверие и уважение к ребенку, вселить в него уверенность в собственные силы.

Такого ребенка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений. Часто он отказывается от поручений не потому, что не желает выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, узнать, отнести, попросить и пр. В этом случае застенчивого ребенка необходимо приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом застенчивый ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения. Застенчивый ребенок в паре с партнером в игровой, бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.

Действенным приемом приобщения застенчивого ребенка к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады тому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети.

Застенчивый ребенок, старший по возрасту, выступает в роли покровителей, и это сказывается благоприятно на осознании им своего «я». Оказавшись в положении старшего, обучающего и помогающего, застенчивый ребенок, не только с желанием заботиться о младшем, но и получает удовлетворение от общения с малышом, проявляет многие коммуникативные умения (он может начать разговор, игру, предложит заняться чем-либо, которых в общении со сверстниками он проявлять не может.

Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.

Универсальное средство обучения общению - это творческая игра. Известные детские психологи И.Медведева и Т.Шишова на психокоррекционных занятиях с застенчивыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста с успехом использовали кукольный театр. Скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, ребенок не чувствует себя больше скованным. Сначала дети не хотели показывать сценки даже за ширмой, согласились только при поддержке родителей. Но уже через несколько занятий с удовольствием выступали самостоятельно. И многие перестали прятаться за ширмой и стали возвышаться над ней, без опаски глядя на зрителей. Кукольные представления можно устраивать и в домашних условиях, они способствуют развитию инициативы, раскрытию творческих задатков ребят.

В жизни каждого ребенка игра очень много значит. Психологи считают, что подверженным страхам, неуверенным в себе детям показаны подвижные соревновательные игры: они повышают уверенность в своих силах, закаляют характер. Причем родителям следует отмечать успех ребенка: «Молодец, каким ты стал ловким!» Иногда застенчивые дети избегают игр, боясь сделать что-нибудь не так. В этих случаях родителям надо их терпеливо постоянно подбадривать, можно обратиться к помощи другого, более инициативного ребенка.

Творческие игры и занятия, совместные с ровесниками, помогают успешно преодолевать застенчивость.

При организации деятельности с застенчивыми и необщительными детьми важно помнить :

1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком родителям и педагогам: не говорить при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый; обратить внимание на свое собственное поведение; постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах; постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.

2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторять: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составить вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетировать беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

4. Отрабатывать поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливать ребенка к предстоящему событию - рассказывать о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику.

Таким образом, участие детей в творческих играх способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка при грамотном педагогическом сопровождении этих игр.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Ребёнок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации[Текст]. - М.: 2001. - 64с.

2. Волчкова, В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольника. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ[Текст].–Воронеж, 2007.

3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /Под ред. А.В. Сластенина[Текст]. – М.: Академия, 2002.

4. Кольцова, М. М. Медлительные дети[Текст]. - СПб.: Речь, 2003.

5. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие[Текст]. - М.: АРКТИ, 2008.

#дети #мама #развитие_детей Все детки разные: есть очень общительные малыши, а есть довольно скованные и напряженные. Если второй вариант – это про вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с детской застенчивостью. Предложенный список раскрепощающих игр поможет вашему малышу преодолеть застенчивость. Застенчивость у ребенка заметна с раннего возраста. Уже к 2 годам малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, беспричинно избегая людей. Кроме поведенческого аспекта, застенчивых детей отличает повышенная утомляемость. Физическая активность излишне стеснительного ребенка, к сожалению, очень низка, чего не скажешь о его мыслительной деятельности. Его внутренний мир богат и насыщен. А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить эмоции. Полученная информация не находит ни словесного, ни образного выражения, что негативно сказывается на ребенке. В результате он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение, что в дальнейшем приводит к еще большей замкнутости. Застенчивость в столь юном возрасте присуща и девочкам, и мальчикам. Считается, что мальчик - будущий мужчина, которому совсем незачем краснеть по пустякам и стесняться чего бы то ни было. Застенчивость юной леди расценивается скорее как достоинство, чем как недостаток. Поэтому чаще всего за помощью к специалистам обращаются родители именно мальчиков, хотя застенчивость девочек не менее опасна для нормального развития. Преодоление застенчивости у детей практически любого возраста наиболее легко и эффективно происходит в игровой форме. Рассмотрим несколько таких игр (из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"). 1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет) Тут чуть ли не важнее всего правильно мотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом. 2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет) Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости. 3.«ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет) Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. Пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей. 4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет) Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами. 5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет) Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например: - Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше). - Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. - Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами). - Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю). 6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет) Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь. Бабушка: Ты где пропадал, озорник? Внук жестами показывает, что он играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение? Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично. Бабушка: А почему ты хромаешь? Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания. Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду. Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится. 7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет) Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», «принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность. 8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» (упражнение, предложенное В.Леви; годится для детей 7-10 лет) Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, - глубокий старик, - пьяный, - лев, - горилла, - артист на сцене. Петровская Наталия Владимировна

Игры для застенчивых детей

«Рычи лев, рычи»
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Колдун
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Расскажи стихи руками
Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

Сказка
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

Поймай мяч

Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

Закончи предложение

Упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:
Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Обсудите ответы

Клеевой ручеек

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ (агрессивности детей, демонстративности, обидчивости, застенчивости)

Игры на коррекцию агрессивности:

    «Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

    «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

    «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

    «Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

    «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Воспитатель в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

Игры на коррекцию демонстративного поведения:

    «Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

    «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    « Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

    « Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений.

Игры на коррекцию обидчивости:

    «Необидные слова»

Цель: помочь детям высказать друг другу необидные слова.

Ход игры: «Ребята, сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть друг друга разными необидными словами» (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия растений, грибов, фруктов, овощей. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, одуванчик!" В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, зайчик!" Игра проводиться в быстром темпе.

    «Мне нравится»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Ход игры:

Дети, сидя в кругу, по очереди называют то, что им нравится, начиная каждое высказывание словами: " Мне нравится. " Повторять одно и то же дважды нельзя.

    «Мирилка»

Цель: научить детей быть менее обидчивыми. Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле и наблюдает за тем, как двое его сверстников инсценировано обижают друг друга. Он должен подойти к ним, объяснить, как надо быть в такой ситуации и постараться помирить их. Взрослый должен следить, чтобы в игре не было слишком обидных слов.

    «Змейка»

Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

    «Гляделки»

Цель: помочь детям настроиться на спокойный лад.

Ход игры: Ребята берутся за руки и смотрят друг другу только в глаза. Необходимо молча передавать разные состояния: грусти, веселья, злости и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Игры на коррекцию застенчивости:

    «Рычи лев, рычи»

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы».

    «Сказка»

Ребёнку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут, так же как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения.

    «Расскажи стихи руками»

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

    «Какой я есть, каким я хотел быть»

Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.

    «Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети пересказывают то, что «заколдованный» показывает.