В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать. Демонстративное поведение ребенка

Демонстративность – это личностная особенность, которая часто встречается и проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим. В основе такого поведения лежит потребность в повышенном внимании к себе. Она сильна настолько, что демонстративные дети хотят быть в центре внимания всегда. С этой целью демонстративные дети используют самые различные средства: сознательно нарушают правила поведения, кривляются или нарочито ведут себя застенчиво.

Демонстративные дети

Демонстративность — что это?

Демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, но она может привести к проблемам в воспитании ребенка. В то же время такая особенность в поведении может быть источником очень сильной мотивации: человек с повышенным уровнем демонстративности затрачивает огромные усилия на деятельность, которая несет ему успех и внимание окружающих.

Например, большинство отличников – это демонстративные дети. Кроме этого, данная черта личности нужна для того, чтобы заниматься почти каждым видом искусства. Человек, который не имеет потребности в желании привлечь внимание окружающих к своим переживаниям и к себе, вряд ли достигнет успеха в рисовании, игре на гитаре или выступлении на сцене.

Нередко, для того чтобы привлечь к себе дополнительное внимание, демонстративные дети могут «эксплуатировать» имеющееся у них заболевание и даже придумывают себе эти болезни. Для этого просто достаточно очень внимательно прислушиваться к своему организму. «Голова у меня не болит? Нет. А горло? Кажется, тоже нет. А живот? О, меня подташнивает!». Внутренние органы «не любят» чересчур пристального внимания за своей работой. Прислушивание к себе может нарушить нормальную регуляцию процессов, происходящих в организме – и тогда в действительности могут возникнуть боли, спазмы, тошнота.

Чрезмерные волнения других людей по поводу состояния ребенка побуждают его прибегать к этому методу все чаще. Этот же механизм он начинает использовать и для более практических целей. Например, чтобы не писать контрольную работу, к которой недостаточно готов.

Для привлечения к себе внимания окружающих, ребенок может использовать нарушение правил поведения. Он уверен в том, что, изображая «ужасного ребенка», у него получится быть заметным, поскольку никаким другим способом этого ему не добиться. А окружающие его люди своим поведением поддерживают такое его представление: они читают ему нотации, ругают шалуна, пока он плохо себя ведет, и с облегчением о нем забывают, когда он прекращает свои бесчинства.

Парадоксально, но те формы обращения, которые используются взрослыми для наказания, становятся для ребенка поощрением. Именно лишение внимания является для него истинным наказанием. Эмоциональные же проявления взрослого ребенком воспринимаются как ценность, и это не зависит от того, выступают ли они в отрицательной форме (замечания, крик, ругань, наказания) или в положительной (похвала, улыбка, одобрение). Ребенок выбирает наиболее простой путь, потому что добиться положительной оценки труднее, нежели отрицательной.

Рекомендации в такой ситуации просты, хотя бывает не легко им следовать. Главное – четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму.

Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это фактически не наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение.

Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным. Например, если ребенку хочется посмотреть телевизор, то выключите его, выньте шнур и спрячьте, сказав: «Телевизор ты смотреть не будешь до завтра». Затем остается только не обращать внимания на его возмущенные крики.

Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия. Дети с негативным само предъявлением все время играют какую-то роль, поэтому и надо им дать играть ее не в жизни, а на театральных подмостках, а заботиться специально о его успешности не стоит, т.к. почти наверняка он сможет добиться успеха без чьей-либо помощи: ведь актерство – это его стихия.

В некоторых случаях желание обратить на себя внимание не находит каких-либо проявлений в поведении, потому что они сдерживаются повышенной тревожностью. И тогда у ребенка получается внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет быть замеченным окружающими; с другой — высокая тревожность вызывает его опасения, что такое поведение может вызвать отрицательную реакцию других людей. Данный конфликт разрешается с помощью развития защитного фантазирования. Ребенок внешне пассивен, а его настоящая жизнь протекает в мечтах. Этот способ поведения называют «уход от деятельности».

При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка, направить его на разрешение реальных творческих задач. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.

Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. Показав репродукции, а что еще лучше, картины на выставке, после чего он убедится, что абстрактная живопись существует, признана, вы предлагаете ему попробовать самому создать что-то подобное. Вообще, яркие декоративные рисунки хорошо удаются детям, а особенно если развито воображение. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры и показывать с гордостью всем гостям, приходящим в дом. Они и правда красивы, а главное, нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – для осуждения.

Слушая такие рекомендации, учителя и родители часто высказывают опасения, что при постоянном повышенном внимании, похваливании у ребенка разовьется «самомнение» (усилится демонстративность). В этих случаях психолог еще раз должен подчеркнуть, что демонстративность не является недостатком, а это личностная особенность, которая в зависимости от обстоятельств ведет к отрицательным или положительным проявлениям. Эта особенность формируется очень рано. Затем она развивается или естественно, встречая понимание у окружающих, что приведет не к «самомнению», а к умению мужественно преодолевать неудачи и трудности, к формированию адекватной самооценки, или противоестественно – в виде ухода от деятельности, которая грозит ему неудачей.

В психологии известно хорошо, что не реализуемая демонстративность, загнанная внутрь, может породить серьезное психическое заболевание – истерию. Не следует говорить об этом родителям, чтобы не вызвать у них ненужные опасения, которые могут навредить нормальному воспитанию. Однако некоторым родителям – тем, кто упорно настаивает на том, что «вредно захваливать детей» или «девочка должна вести себя скромно» — консультант должен рассказать и о неблагоприятном сценарии, чтобы они поняли, что угрожает их ребенку реально, если их педагогические взгляды не изменятся.

Человек живет в социуме, поэтому многие его действия и поступки направлены на окружающих. Это является одним из способов взаимодействия, когда не используются слова, а люди контактируют на уровне жестов, мимики и конкретных поступков. Однако некоторые поступки являются эпатажными, необычными, не принятыми в обществе. Демонстративное поведение может проявляться как у детей, так и у взрослых. Однако зачастую неприличное поведение наблюдается у подростков.

Демонстративное поведение изначально направлено на других людей. Человек желает обратить на себя внимание своими действиями. Можно окликнуть человека, назвав его имя. А можно привлечь внимание человека громким шумом, издаваемым битьем ложкой по пустой кастрюле. В любом случае результат достигается одинаковый. Только каким образом человек это делает?

Демонстративное поведение вызывает эмоции. Причем они являются яркими. Эти эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Если поведение другого человека не нравится, тогда весь его эпатаж вызывает негатив и критику. Если поведение человека увлекает и заинтересовывает, тогда его демонстрация провоцирует восхищение, желание подражать.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением. Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих. Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих.

Можно сказать, что негативное отношение у окружающих людей проявляется в результате неучета их интересов, потребностей и эмоционального настроя. Человек просто желает привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя, при этом он не замечает, в каком настроении пребывают и чего хотят другие люди.

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными. Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям. Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи сайт может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

  • Желание продемонстрировать свои возможности.
  • Желание привлечь внимание.
  • Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания.
  • Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили . Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

Демонстративное поведение у детей

Дети являются самыми искренними в своих проявлениях. Они пока не умеют предугадывать последствия своих поступков, реакции окружающих. Их демонстративное поведение объясняется психологами тем воспитанием и развитыми качествами, которые сформировались под влиянием родителей.

Атмосфера в семье, в которой растет малыш, влияет на его эмоциональный настрой и качества характера. А это уже влияет на то, какое поведение проявляет ребенок. Часто демонстративно себя ведут капризные дети, которые все хотят делать по-своему.

Причины демонстративного поведения у детей:

  • Стремление в самоутверждении.
  • Протест против чего-либо.
  • Единственный способ привлечения к себе внимания.
  • Реакция на конкретную эмоциональную травму.

Чаще такое поведение проявляется у детей из авторитарных семей, где родители не обращают внимания и не занимаются воспитанием, однако постоянно наказывают их за плохое поведение.

Ребенок уже в 5 годам нуждается в самоутверждении, уважении и положительной оценке. Здесь начинаются пробы того, как желаемого достичь. Если ребенок оценивает себя неадекватно, не так, как другие дети, тогда возникает демонстративное поведение, которое больше отталкивает и нервирует. Это еще больше заставляет ребенка совершать действия, которые хоть и раздражают, однако привлекают внимание окружающих.

Ребенок нуждается не просто во внимании, а в восхищении. Нередко этого пытаются достичь путем многословного общения. Ребенок становится общительным, при этом его не интересует собеседник. Он скорее заострен на собственных умениях, которые демонстрирует, нежели на желании обменяться информацией с человеком.

Если ребенок не получает своего, он впадает в агрессивное состояние. Это станет негативным способом проявления демонстративного поведения. Ребенок может начать кричать. Часто в его речи присутствуют сравнительные фразы: красивее, умнее и т. д. Причем превозносить он будет себя, а опускать – окружающих.

Такие дети нередко думают только о себе. При этом они запоминают все ошибки окружающих, чтобы при любом случае напомнить о них. Если же в окружении такого ребенка окажется значимый для него человек, тогда он начнет совершать хорошие поступки. Но они будут направлены на получение одобрения, а не на совершение добра.

Демонстративное поведение подростков

В подростковом возрасте возникают многие проблемы как у детей, так и у взрослых, которые их окружают. Человек продолжает в этом возрасте решать свои внутренние проблемы, однако теперь демонстративное поведение имеет ярко подчеркнутый, наглядный, указательный характер. Главными потребностями подростка являются:

  1. Привлечение внимания окружающих.
  2. Безграничный эгоцентризм.

Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное. Неважно, каким оно будет – положительным или отрицательным. В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению.

Причинами демонстративного поведения у подростков являются:

  • Неполная или неблагополучная семья.
  • Желание выделиться.
  • Привлечение внимания сверстников и родителей.
  • Потребность в любви и уважении.
  • Ошибки воспитания.
  • Индивидуальные психологические особенности.
  • Протест против чего-либо.

Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам. Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении.

Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели. Здесь немаловажными становятся реакции тех людей, от которых подросток желает получить удовлетворяющие его цели.

Подростки не признают своих ошибок и не видят своей вины, поэтому они будут прибегать к таким моделям поведения, которые их защищают и делают хорошими:

  1. Обвинение внешних обстоятельств в собственных бедах.
  2. Обмороки, истерики.
  3. Обвинение родителей при пояснении учителям причин своей неуспеваемости, и наоборот.
  4. Хамство, грубость, поясничество, нарушение дисциплины и пр.

Демонстративное поведение у взрослых

Взрослые также могут проявлять демонстративное поведение, несмотря на то, что являются образованными и разумными. Это обусловлено психологическими проблемами, которые взрослый не решил до наступления своего возраста. Его демонстративное поведение на совершение поступков, которые привлекают внимание, не учитывает желания окружающих. При этом нередко психологи ставят знак равенства между демонстративной личностью и истерической личностью.

Причины демонстративного поведения у взрослых:

  • Получение одобрения.
  • Демонстрация своего статуса.
  • Превозношение себя выше других.

Человек словно становится актером, который проигрывает роль. При этом он не может себя адекватно и критично оценивать.

Демонстративная личность не выносит равнодушия и игнорирования окружающих. Соответственно, можно выделить основные черты такого человека:

  1. Бесконечный эгоцентризм.
  2. Желание получить отношение к себе (отрицательное или положительное).
  3. Тяга к признанию и повышенному вниманию.

Демонстративное поведение нередко сравнивается с нарушением норм и правил, которые приняты в обществе, что также помогает в получении внимания к себе. Это можно рассмотреть на примере публичных проявлений любовных отношений.

Почему некоторые люди не стесняются целоваться на улице, где проходит много других людей? Почему некоторые мужчины и женщины поздравляют друг друга с днем рождения по радио, когда их любимые находятся рядом с ними? Почему влюбленные держатся за ручку или парень дарит своей любимой девушке цветы, чтобы она потом по всему городу гуляла с этим букетом?

Все это и многое другое можно назвать публичной демонстрацией отношений. Два человека хотят, чтобы другие люди видели, что они влюблены друг в друга, они вместе, у них есть отношения. Ведь невозможно понять, любят мужчина и женщина друг друга или нет, когда они просто идут по улице вместе. А вот если они держатся за ручку или у женщины в руках есть букет цветов, то уже можно смело предположить, что партнеры испытывают чувства друг к другу.

Публичная демонстрация отношений – желание показать людям свое счастье и получить от них одобрение. Порой люди с самого детства привыкают к тому, чтобы их образ жизни оценивали другие люди. Если окружающие одобряют их отношения, улыбаются, хвалят, значит, они все делают правильно. А отсутствие похвалы и слов одобрения порой смущает тех людей, которые все-таки привыкли ориентироваться на мнение окружающих.

Публичная демонстрация отношений – это своего рода хвастовство. Назовем такое хвастовство здоровым, если только партнеры действительно ведут себя спокойно и мирно в общественных местах. Если же они начинают вести себя непристойно, тогда такая форма демонстрации отношений похожа на «показуху»: «Вот, посмотрите, какие у меня есть отношения. Я счастлив! Я лучше вас, потому что мне хорошо, а вам нет».

Если партнеры ведут себя спокойно и культурно в общественных местах, демонстрируя принятые признаки своей любви, это вызывает уважение у окружающих. Если же партнеры словно насмехаются над окружающими, то это вызывает лишь отвращение. Но в любом случае публичная демонстрация отношений направлена на то, чтобы окружающие люди это увидели и оценили.

Итог

К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.

В редких случаях демонстративное поведение сказывается на продолжительности жизни индивида. Сюда можно отнести попытки совершить самоубийство или экстремальный поступок, который может завершиться смертью. В данном случае рекомендуется психологическая помощь специалистов, которые смогут выявить причины такого «смертельного» поведения.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. Часто он переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков.

Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность - одна из характерных черт поведения подростков. Так, по мнению А.Е. Личко, демонстративная реакция - «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте» . Слово «демонстративный» происходит от лат. «demonstrativus», что значит «указательный», демонстративное поведение значит наглядное, вызывающее, нарочито подчеркнутое. Данная категория объединяет разные поведенческие проявления, которые направлены на привлечение внимания окружающих. Кроме того, умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха .

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении подростков, когда ребёнок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе, их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.

Желание выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то объединении. Успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, большое количество проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с педагогом не удалось наладить желаемые отношения. Чаще всего свои учебные неудачи подросток будет объяснять внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Третье направление - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдается бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. Самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение .

Знание особенностей личности у подростков с демонстративным поведением позволяет педагогу перенаправить демонстративное поведение подростка в нужное русло в самом начале такого проявления. Педагог должен организовать социально ценную, полезную деятельность и включить в неё подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, выставки, конкурсы, волонтерское движение и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действовать, используя свои, часто незаурядные, задатки к актерскому исполнительскому и литературному творчеству.

Таким образом, особенность демонстративного поведения у подростков - огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное - не остаться в тени. Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду. Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом.

Контрольная работа

по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

на тему «Демонстративное поведение дошкольников»
План:

1.1. Демонстративные дети.

1.2. Особенности поведения демонстративных детей.

Выводы

Список литературы

1. Понятие «демонстративное поведение».

1.1. Демонстративные дети

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди.

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. У них проявляется жажда восторгов и похвал. Такие дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, уделяют им больше внимания.

Сверстник для них становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

В дет-ском саду демонстративные дети могут быть лидерами или активными озорника-ми, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявле-ниями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

^ 1.2. Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Они часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

Особый вариант развития - негативистическая демонстра-тивность, т.е. привлечение к себе внимания посредством созна-тельного нарушения требований взрослых. Такой ребенок дела-ет все наоборот - если его просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими спосо-бами, они прибегают к безотказному средству - нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наи-более неблагополучный.

Демонстративные дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «Я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы «показать», «похвастаться». Нередко, самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу». Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер. Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет – ценит или не ценит, помогает или нет.
^ 2. Причины демонстративности.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих. Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждении себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям. В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным, качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям напротив являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Его «Я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения.

В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

^ 3. Коррекция демонстративности у детей.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что я лучше всех. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративости. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Дети и без постоянных похвал и оценок должны чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда они будут ощущать бесценность своей личности, и не будут нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение.

Традиционные занятия дошкольников – рисование, лепка, конструирование и конечно игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры – не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность с друг с другом в реальном взаимодействии. Это, прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или "Тр-р-р-р" и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает "не синхронно", т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я» скорей всего перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
Выводы:

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с та-ким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстратив-ность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, посто-янно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демон-стративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музы-кой, изобразительной деятельностью и др. Взрослым не следу-ет опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естест-венный выход (деятельность, в которой демонстративность со-циально санкционирована), эта личностная особенность не бу-дет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнори-ровать его в случае неблаговидного поведения. Не следует под-даваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой це-ной). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка - отказ от общения с ним.
^ Список литературы:


  1. Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005

  2. Профилактика нарушений в поведении дошкольников. / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: Аркти, 2009

  3. Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996

  4. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995

  5. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Причины демонстративности у детей

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Как бороться с демонстративным поведением ребенка

Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому взрослым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.