Одежда коренных народов севера. Верхнее платье женщин. Национальный костюм Национальная одежда ненцев

Мы привыкли ехать в поисках каких-то диковинных народностей в заморские страны. Но стоит вспомнить, что и в России проживает много необычных малочисленных коренных народов. Например, на берегу Северного Ледовитого океана живет древний народ ненцы. Традиционные занятия, религиозные верования, быт, культура этого народа иногда нам кажутся далекими и непонятными, напоминающими инопланетные. Еще бы, они хранят безголовых кукол в память о своих предках, живут в небольших чумах, их детей можно увидеть спящими на снегу. И тем не менее, такой народ России, как ненцы - неотъемлемая часть страны, ее гордость. Стоит более подробно охарактеризовать этих северных людей, разобраться в их основных видах деятельности, исторических традициях.

Территория проживания и численность

Ненцы относятся к самодийскому народу, проживающему на берегах Северного Ледовитого океана, на Кольском полуострове и Таймыре. Устаревшими названиями этого народа являются "самояды", "юраки". К месту современного обитания они прибыли с территории южной Сибири в 1 тысячелетии н. э. Ненцы Севера - это самая многочисленная группа среди других народов этого региона. В России насчитывается 41 302 ненца. Половина из них проживает в Ямало-Ненецком автономном округе.

Территория ненцев довольно обширная. Их разделяют на две группы:


Из истории ненецкого народа

Какова история этого народа? Еще в летописных трудах монаха Нестора упоминается о северных племенах - ненцах. Фото, представленные в статье, доказывают, что это очень самобытный народ. Считается, что его представители очень хорошо разбираются в людях. Да и само слово "ненец" имеет значение "настоящий человек". Хотя в старину у них было неприглядное название "самояды", означающее "поедающие сами себя". Ведь у ненецких предков было обычным делом заниматься обрядами каннибализма. В этом они не видели ничего плохого и выбирали в качестве жертвы для своих нуждающихся жителей тело слабого соплеменника. Поистине счастливым считался человек, сам приносивший себя в жертву. Его потомкам не нужно было ухаживать за больным, и они имели, чем поживиться. Для многих такой ритуал может показаться варварским, ведь дети занимались отцеубийством под заклинания шаманов. После завершения жертвоприношения тело делили между собой все соплеменники.

Некоторые историки имеют другую точку зрения и считают, что ненцев называли "сыроядами" за то, что они поедали сырое мясо. Обе эти версии являются всего лишь догадками об истории далеких северных племен. На развитие народов Арктики большое влияние оказала Российская империя. В 16 веке отмечалось строительство городков и острогов для ненцев. Это сегодняшние Сургут, Березов, Обдорск. Русские стали торговать с оленеводами, что приносило пользу и тем и другим. Ненецкие племена получили возможность иметь ткани, оружие, изделия из металла.

К какому антропологическому типу относятся?

В плане антропологии ненецкий народ относится к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают европеоидные и монголоидные признаки. Так как ненцы проживают на довольно обширной территории, то антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют понижение степени монголоидности с восточных областей к западным. Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.

Традиционные занятия ненцев и быт

Чем же живет этот северный народ? Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками. Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских - передняя и боковая, для удобства перевозки детей. В упряжке может находиться от трех до семи оленей.

Управлять санями и садиться в них нужно с левой стороны, потому что одна вожжа прикрепляется к уздечке оленя слева, для координации движения. Часто в сани кладут металлическое копье для охоты. Упряжь покрывают кожей оленя или морского зайца.

Грузовые сани называются нартами, в них запрягают по два оленя. Иногда из нескольких нарт составляют один аргищ, когда оленей привязывают цепочками к предыдущим нартам. Часто извозчиками аргищ становятся девочки подросткового возраста, а старшие мужчины управляют легковыми упряжками возле стада.

Нарты также используются для создания специальных загонов для вылавливания арканом нужных животных. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами. Приспосабливаясь к ненцы придумали специальное разборное жилище - чум. Делают его в виде конусообразного сооружения, состоящего из 25-30 жердей. Фото ненцев в статье демонстрируют их жилье и основные занятия. О жизни в чумах вы прочитаете немного ниже.

Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.

Национальная одежда

Жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округа привыкли к суровым природным условиям. Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом - с гнусом. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками. Получается своеобразный меховой кант.

Зимой используют новые малицы, летом ходят в старых. Их даже надевают, отправляясь на близкие расстояния. Капюшон у малицы именуется савой. Снизу капюшон стягивается ремешками. Пришитые к одежде рукавицы называются нгоба. Малицу обязательно подпоясывают специальным поясом - ни. Пояс еще используется для того, чтобы к нему пришить ножны для оружия. Для очень сильных морозов, кроме малицы, поверх надевают совик из меха. Часто его капюшон украшают песцовыми хвостами.

Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе - паны. Верхнюю часть такой шубы составляют шкурки камусов (верхних частей ног оленя). Шьют такую шубу мехом наверх, низ отделывают песцовым мехом. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками. Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.

Лакомые блюда ненцев

Благодаря природной смекалке и мужеству, ненецкий народ противостоит беспощадной природе. Эти люди берут у нее все нужное для существования. Одной из первых необходимостей считается пища. Ненецкие женщины готовят пищу и заготавливают кое-что впрок. Мужчины приносят мясо и рыбу. Растительной пищи они употребляют совсем немного. В зимний период главным лакомством является мясо оленя.

Ненцы очень любят свежую оленину. Поедание свежего мяса для них праздник. Особенно часто они поедают рога молодых оленей. Для этого они отрезают концы рогов и бросают их в огонь. Поджаренные хрящевые окончания им кажутся очень вкусными. Осенью ненцы производят массовый забой оленей. Тогда мясо зарывают в мерзлую землю, служащую своеобразным погребом. Кое-кто коптит мясо со спины оленя на костре. Иногда его вялят на солнце или солят.

С приходом зимы ненцы с удовольствием поедают свои мясные запасы и пьют замороженную оленью кровь. Также некоторым удается сварить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей. Священными птицами для этого народа считаются чайки, их они никогда не ловят. А вот во время линьки гусей очень часто лакомятся их мясом. Его также иногда вялят. Еще едят гусиные и утиные яйца в вареном виде.

Хотя медведь у северного народа является священным животным, но иногда они не прочь попробовать его мяса. Проживающие возле моря ненцы часто вытапливают жир морских обитателей. В ход идут морские зайцы, моржи, нерпы. Иногда в пищу используется и мясо этих животных.

Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду. Зимой из рыбы готовят строганину - свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы - юкола (пэхэ). Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы.

Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу. А вот ягоды и грибы ненцы на зиму не заготавливают. Дело в том, что грибами очень любят лакомиться олени, да и их не так много в тех краях.

Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.

Письменность и язык

Входит в группу самодийских языков. На нем разговаривает около 27 000 человек. Некоторые ненцы перешли на русский язык. Кроме него чувствуется влияние хантыйского и комизырянского языков. Встречается лесное и тундровое наречие.

В 1932 году создали ненецкую письменность, основанную на латинской графике. Позже использовалась русская графика. Тундровое наречие повлияло на формирование литературного языка. В ненецкой национальной школе обязательным предметом является родной язык. Во многих школах его изучают на факультативах.

Религиозные взгляды

Религия ненцев связана с анимистическими представлениями. Понятие "анимизм" происходит от слова "Anima" со значением "душа". Весь окружающий мир ненцы наделяют живыми духами. Они видят духов в реках, озерах, явлениях природы. Всех духов ненцы делят на добрых и злых. Добрые помогают людям, а злые насылают беды и несчастья. Чтобы умилостивить духов, ненцы приносят жертвоприношения. Злым духам преподносят содержимое желудка оленя, собранное в семь кусков.

У ненцев есть духи-покровители окружающего мира. Хозяином и дарителем пушнины, зверя, дичи, хранителем стад оленей они считают Илебям пэртя. Водой у ненцев владеет Ид ерв, повелителем ветров выступает Яха ерв. Бабушка огня - Ту хада.

Значение чума для ненцев

Жильем ненцев с древних времен является чум. Этот народ считает чум центром всей семейной жизни. На верхушке чума делают отверстие, соответствующее дневному местонахождению солнца и ночному - месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают воздушную сферу, окутывающую Землю. Богатые семьи устанавливали огромные чумы, бедные - совсем остроконечные. Для постройки чума у некоторых уходит до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывают чум, называются нюками. На покрытие зимнего чума уходит до 70 оленьих шкур. В диаметре чум составляет 8 м. Туда можно поместить до 20 человек.

В центре чума находится шест, место возле которого считается священным. Его называют сизмы. В чуме также есть секторы для мужчины, женщины и спальня. В спальной зоне могут играть дети.

Перемещаясь с места на место, владельцы забирают чум с собой. Это не предоставляет особых неудобств, потому что массивной мебели ненцы не заводят. Для маленького ребенка в чум помещают люльку, в которой он находится, пока не начнет ходить.

Женщины занимаются разведением очага, они колют дрова, сушат их и разводят огонь. Перед тем как войти в помещение, мужчина обязательно сметает снег с обуви. Одежду он оставляет на нартах. В чуме он переодевается в домашнюю одежду. Гостям в чуме также отводится особое место.

Угроза исчезновения культуры малочисленного народа

Последние годы традиции ненцев, язык, национальное достоинство подверглись сильным деформациям. Действительно, проблемам и культурным ценностям коренных народов севера уделяется недостаточно внимания. У многих россиян нет представления о занятиях ненцев, быте, образе жизни. А ведь этот народ такой же редкий, как некоторые растения и животные. Культуру народов Крайнего Севера нужно обязательно сохранить. ханты, манси, ненцев, селькупов должны жить!

Северные края суровы к своим обитателям. Территория, на который проживает народ, определяет основной вид его деятельности: скотоводство, охота, рыбная ловля. Все они требуют подвижности, и одежда народов Севера должна ее обеспечивать. Жители не могут просто переждать холод, а должны вести хозяйство, добывать пропитание. Как же удается добиться удобства и обеспечить тепло?

Отличительные черты одежды народов Севера определяются функциями, которые она должна выполнять:

  • Защищать от агрессивных климатических условий;
  • Оберегать от механических повреждений. Жизнь на севере часто сопряжена с опасностями. Толстая и плотная северная одежда защищает человека от бытовых случайностей, когтей хищника, ссадин при падении;
  • Обеспечивать свободу движения. Человек должен легко и быстро передвигаться, а также выполнять мелкие манипуляции;
  • Поддерживать тело в чистоте. В суровом климате сушить одежду и принимать водные процедуры не всегда удобно. Особенно это касается кочевых северных народов;
  • Давать информацию о своем обладателе. По костюму можно понять, к какой народности принадлежит человек, какую роль играет в обществе, уважаем ли он соплеменниками, женат или холост, какими богатствами обладает. Оценив внешний вид, можно определить манеру общения с незнакомцем;
  • Удовлетворять эстетические потребности. Национальная одежда является лицом своей народности. В ее художественное убранство вкладывают дух и традиции предков. Трудоемкие изящные узоры выражают уважение к истории родного края.

Особенности одежды Северных народов диктует суровый климат. Люди в самых жестких условиях не забывают о внешнем виде. Достаточно вспомнить облик брутальных кавказских горцев. Национальная одежда народов Северного Кавказа является примером того, как высокая функциональность сочетается с красотой убранства. Одежда народов Северного Кавказа и некоторых других северных территорий имеет следующие особенности:

  1. Она защищает все части тела от ветра и стужи. Часто имеется капюшон, характерны длинные рукава. Верхняя одежда обычно просторная и имеет свободный крой;
  2. Многослойность. Костюм предполагает несколько слоев одежды. Каждый из них отличается по фактуре. Прослойки воздуха помогают удержать тепло;
  3. Для изготовления верхней одежды применяют материалы с плотной износостойкой структурой;
  4. Части выкраивают из различных видов кожи и меха. Встречаются сочетания рыбьей кожи со шкурами животных;
  5. Натуральные материалы обеспечивают хорошую терморегуляцию. Это предотвращает излишнее потоотделение;
  6. Еще одна особенность — это обилие мелких деталей. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Страсть к такому декору отражает религиозные взгляды. Северные удмурты используют в убранстве множество монет. За счет них каждое движение сопровождается серебряным звоном. Считается, что он отпугивает злых духов;
  7. Изысканное художественное оформление наряда. Анализ фотографий народностей Севера позволяет выделить 2 основных способа украшения одежды:
    1. вышивка бисером;
    2. меховая мозаика (комбинирование деталей из разных видов меха).

Оба вида отделки требуют стараний. Девочки с 6 лет обучаются непростому ремеслу. До свадьбы надо подготовить праздничный наряд для себя, будущего супруга и подарки новым родственникам.

Для изготовления одежды народов крайнего Севера требуются серьезные затраты ресурсов. Уходит много времени, сырья и труда. Немалых физических усилий стоит выделка шкур. Скорняк (мастер по выделке кожи и меха) всегда пользовался уважением в обществе. Высоко ценился и труд мастериц, передающих из поколения в поколение значение различных узоров, технику их нанесения.

Одежда Северных народов должна быть теплой и обеспечивать свободу движения. Это жизненная необходимость!

Виды

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.
Кухлянка Сокуй
Малица
Парка
Паница
Торбаса

Какие материалы традиционны

Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы — кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения. Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.

В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:

  • оленей;
  • лосей;
  • собак;
  • птиц;
  • коров;
  • лошадей;
  • крупных рыб;
  • нерп.

Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:

  • белок;
  • лис;
  • зайцев;
  • бобров;
  • рысей и более крупных животных.

Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга — оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности. Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.

Одежда отличается богатым декором. Ее традиционно расшивают бисером, украшают вышивкой. Это указывает давние торговые связи с Китаем и центральной Россией. Особенно богато выглядит одежда народов Северного Кавказа – традиционный костюм расшивается золотой нитью, используются дорогие ткани.

Современный образ

Сегодня в жизнь народов Севера прочно вошли синтепон и холлофайбер. Штаны и куртки из технологичных синтетических материалов постепенно вытесняют северную меховую одежду. Знания о том, как создать традиционный костюм, постепенно стираются из памяти. С особенной легкостью отказываются от ношения национальной одежды женщины. Мужчины чаще сохраняют верность традициям и продолжают носить прежние костюмы. В первую очередь это касается тех, кто продолжает заниматься традиционными промыслами. Люди научились делать дышащие, но непромокаемые ткани. Но в условиях крайнего Севера, порой мудрость предков лучший союзник, чем высокие технологии.

Сознательные жители Севера прилагают усилия, чтобы национальные костюмы не стали исключительно музейными экспонатами. Регулярно проводят выставки, где представлены элементы одежды и предметы быта. На ярмарках можно приобрести этнический наряд или одну из его деталей. Фотографы стараются передать красоту национальной одежды и особенности жизни в суровых краях. Гастролируют по стране вокальные коллективы, выступающие в этнической одежде. Все это помогает привить подрастающему поколению уважение к традициям.

Видео

Фото


Изготовление поделки из остатков пряжи. "Нарядная малица".


Мастер-класс с подробным описанием.
Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов Ларьякской коррекционной (специальной) общеобразовательной национальной школы-интерната для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Описание: в данном мастер-классе предоставлено подробное описание изготовления поделки "Нарядная малица".
Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями дошкольного образования, педагогами дополнительного образования.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить поделку с использованием картона и ниток.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, логическое мышление, творческие способности.
2. Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.
3. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.


Малица – сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор народы Севера носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

Материалы и инструменты: цветной картон, нитки для вязания, нитки для вышивания, игла, ножницы, карандаш, линейка, клей.


Этапы выполнения поделки:
1. Начинаем работу с приготовления основы поделки. Используя шаблон, приготовим детали из цветного картона.


2. Вырезаем из голубого картона основную деталь и при помощи толстой иглы или шила прокалываем параллельные дырочки, как показано на фото.



3. По намеченным проколам вышиваем крестообразный узор "Козлик".


Увеличенный вид шва "Козлик".


4. Приступим к изготовлению капюшона малицы. Для этого приготовим кольцо из плотного картона диаметром 4 см. Нарежем нитки для вязания длиной 10-12 см.


5. Сложив нить вдвое, образовав петлю, соединяем с кольцом.

Наилучшим образом приспособлена к условиям тундры традиционная одежда ненцев. Окончательное ее формирование произошло, видимо, в XIX веке вместе со становлением развитого оленеводческого хозяйства. Из Южной Сибири предки ненцев пришли, имея распашную одежду. Об этом свидетельствует наличие у ненцев женской распашной шубы и то, что мужская малица, например у лесных ненцев, имеет продольный шов спереди, также являющийся рудиментом распашной одежды. Известно, что еще в XVIII веке ненецкая малица не имела капюшона и шапка шилась отдельно. Костюм, сформировавшийся в XIX веке, почти полностью утратил южные черты (за исключением женской шубы). Мужская одежда состояла из малицы, меховых чулок и сапог.


Малица - глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имела пришитые рукавицы. Поверх нее носили маличную рубаху из сукна, предохранявшую малицу от грязи и сырости. При сильных морозах поверх малицы носили совик: глухую одежду с капюшоном, но мехом наружу. Малица обычно подпоясывалась поясом из сыромятной кожи, на нем висел нож в ножнах, точильный камень, трут и кресало, а позже боеприпасы для ружья.


Женская шуба паны имела спереди разрез. Шилась она из двух слоев оленьего меха - один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник был невысоким из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивали семь пар ровдужных ремешков-завязок.
Праздничные паны украшались узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополнялась меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикреплялись многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, а также удерживающие шапку на голове при порывах ветра. Ровдужные штаны и меховая обувь завершали женский костюм.


Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.
Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4-5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались женщины, преимущественно летом. Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь - гораздо чаще.

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица - глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.

Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.

Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа - точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.

Штаны (пи"мя) шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Традиционная женская одежда сохраняется среди оленеводов и в настоящее время – настолько хорошо она приспособлена к суровому климату Заполярья, езде на нартах, а также вкусам ненцев.

Зимой ненки носят паницу – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Паница двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук.

Женщины обычно украшают паницы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – тёмным на светлом фоне.

Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».

Различают такие разновидности паниц:
. Канинская паница. Основу до талии шьют из кусков белки, бобра, вставляя в швы лоскуту разноцветного сукна. Концы лоскутов свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме. Она не имеет шва на плечах. Нижняя часть паницы от талии представляет собой несколько горизонтальных полос, сначала оленьего, затем собачьего или лисьего меха. Кроме ворота мехом песца или лисы обшиваются полы и подол паницы.
Колгуевские паницы в основном шьются из шкуры оленя и камусов оленя. В отличие от канинской паницы для подола подбирается шкура неблюй.
Большеземельская паница целиком шьется из оленьего меха - неблюя. Полосы узоров шьются заранее до пошива паницы, для чего в течение нескольких сезонов собирается летний качественный камус. Все основные швы орнаментов оторачиваются ярким разноцветным сукном.
Малоземельская паница отличается от большеземельской тем, что ее подол несколько выше.

Летняя паница называется «ной паны», т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистьями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально.

Женская зимняя обувь - пимы, как и мужские, шьются из оленьего камуса мехом наружу. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые пимы, а чаще всего шьют, сочетая белые и тёмные камусы.

Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Капор - это шкура с подчёркнутыми глазницами, снятая с головы оленя.

Обувь - кисы, бокари, пимы.