Развитие ребенка в шестой месяц жизни. Ребенок и его развитие в шесть недель от рождения

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

Вот малыш перешагнул полугодовой рубеж и продолжает радовать родителей все новыми достижениями. Что же должен уметь ребенок в свой первый в жизни юбилей и какие навыки и умения должны быть освоены им в этом возрасте? Мы дадим исчерпывающую информацию по этому поводу, дополнив ее некоторыми рекомендациями.

Физическое развитие

Масса тела крохи увеличивается приблизительно за 5-ый месяц жизни еще на 700 г.

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

Суммарно за 5 месяцев жизни малыш должен прибавить 3 кг 650 г и еще за 6-ой месяц жизни поправиться на 650 г. С момента рождения рост малыша увеличивается примерно на 15 см.

Двигательная активность

Все лучше и лучше малыш учится управлять своим телом. Совсем недавно он только освоил перевороты с животика на спинку, а в 6 месяцев он уже ловко овладевает навыком обратного переворота – со спины на живот.

Малыш в положении лежа опирается на выпрямленные руки. Показав малышу игрушку на уровне глаз, родители отметят, что малыш, перенеся вес тела на одну ручку, схватит игрушку свободной ручкой. И в таком положении малыш может продержаться 2 секунды. Его ладошки полностью раскрыты и он больше не сжимает ручки в кулачки.

Также, если перед крохой положить интересующую его игрушку, то он будет стараться, опираясь на ручки, подтянуть тельце или максимально вытянуть ручку и схватить желанный предмет.

Поэтому очень полезно раскладывать вокруг крохи красивые игрушки, которые будут стимулировать его к желанию дотянуться до них, тем самым, провоцируя двигательную активность.

В 6-ти месячном возрасте у ребенка хорошо скоординированы движения ручек. Он старается управлять двумя ручками одновременно, держа по игрушке в каждой из них.

Он уже неплохо владеет движениями пальчиков и ему удается захватывать мелкие предметы . Малышу даже удается перекладывать предметы из одной ручки во вторую. Некоторые малыши способны самостоятельно удержать ложку и кружку.

У многих малышей настолько укрепляются мышцы спины в этом возрасте, что они могут самостоятельно сидеть, прямо удерживая спину. Но, конечно же, присутствует легкая неустойчивость, и малыш может «заваливаться» в стороны.

Движения некоторых малышей на 7-ом месяце жизни близки к ползанию. Малышу можно немного помочь в его желании быстрее поползти.

Для этого достаточно подкладывать под стопы ребенка валик, отталкиваясь от которого он будет продвигаться вперед. В качестве валика можно использовать полотенце, свернутое в рулон.

Как правильно и вкусно питаться кормящим мамам рассказывает . В нем приведены рецепты для полноценного питания мамочкам, кормящих грудью.

Когда начинать обучать малыша туалетным навыкам, как выбрать правильный горшок, какими принципами руководствоваться родителям при обучении – .

Слух

В этом возрасте малыш уже осознает, откуда доносится звук, поворачивая голову в сторону его источника. Также малыш уже реагирует на свое имя, когда к нему обращаются и способен безошибочно повернуть голову в сторону того, кто окликнул его.

Он также узнает знакомые голоса, даже если они звучат на значительном расстоянии от него. По интонации маминого голоса малыш тонко определяет ее настроение. Если мама расстроена, то малыш также может капризничать и весь день плакать без повода.

Речевые умения

На 7-ом месяце жизни у ребенка уже достаточно сознательный лепет, по которому наблюдательные мамы и папы могут уловить его состояние. В лепете малыша уже в основном присутствуют сочетания согласных и гласных звуков.

Вполне отчетливо они могут произносить: «ма-ма-ма», «ва-ва-ва», «ба-ба-ба» и «да-да-да». Собственная речь приводит малыш в восторг, и они часто предпринимают попытки участвовать в разговоре взрослых.

Молочные братья

Новорожденный малыш появляется на свет с уже зачатками молочных зубов, которые к положенному сроку увеличиваются в объеме, что приводит к окончательному формированию тканей зуба при одновременной перестройке костной ткани челюстей и происходит прорезывание.

Обычно на 7-ом месяце жизни появляются первые (медиальные) нижние резцы. Но это может произойти и значительно позже – в 8-9-ти месячном возрасте.

Спешим успокоить родителей: многие врачи едины во мнении, что гораздо важнее , чем сроки их появления. К сожалению, прорезывание зубов приносит с собой дискомфорт для малыша.

К симптомам при прорезывании относятся

  • повышенное слюноотделение,
  • активные и частые жевательные движения,
  • беспокойство (плохой, прерывистый сон, капризы без повода),
  • отек и зуд десен,
  • потягивание ушей/потирание щек,
  • раздражение на лице.

Также может быть незначительное повышение температуры, диарея, легкий кашель, отказ от еды.

Родителям можно облегчить болевые ощущения у малышей, купив малышу кольцо с жидкостью внутри, которое достаточно охладить в холодильнике, аккуратно помассировать десну чистым пальцем, обернутым в смоченную водой марлю. Также можно использовать специальные , они заметно облегчат состояние ребенка.

Также можно приобрести болеутоляющие гели, оказывающие анестезирующее и успокаивающее действие, но сначала лучше .

Эмоциональное развитие

Эмоциональная сфера малыша становится еще более разнообразной. В случае неудач он очень огорчается, а в случае побед – радуется.

Если малышу удалось захватить запримеченный им предмет, то он выражает удовольствие, улыбается или даже заливисто смеется.

Если у малыша отобрать игрушку или проигнорировать его желание получить что-то, то он способен проявить уже не только неудовольствие, но и явную злость.

Улыбка малыша становится осмысленной. Она возникает, если малыш видит знакомые ему лица, ему нравится что-то или родители играют с ним в занимательную игру.

В этом возрасте малыш явно дифференцирует «своих» и «чужих». Незнакомые люди вызывают у него опаску, и он просится на ручки к маме.

Незнакомые провоцируют у малыша проявление разных эмоций. Вначале он настороженно рассматривает незнакомых ему людей, пристально изучая их. Если малышу понравился незнакомец, то он может улыбнуться, если нет – заплакать.

Любопытство крохи возрастает с каждым днем. Ему уже недостаточно просто попробовать игрушку «на зубок». Малыш долго рассматривает игрушку, изучает ее со всех сторон, подносит к лицу. Лица близких людей очень интересны малышу. В желании исследовать лицо, малыш может хватать за волосы, уши, нос взрослых и с интересом ожидает их реакции.

Первый прикорм

Как только малышу исполняется полгода, в его рацион . Выбор первого прикорма индивидуален, зависит от здоровья малыша и перед его введением следует посетить педиатра.

При склонности к или при избыточной массе тела рекомендуется водить однокомпонентное овощное пюре. Это может быть цветная, белокочанная капуста, брокколи, кабачки, патиссоны и другие виды овощей.

При неустойчивом стуле, недостаточном наборе веса в качестве первого прикорма рекомендуются каши без молока и глютена. Начинают, как правило, с гречневой и рисовой каш, затем вводят кукурузную.

Кожа

После введения прикорма могут быть неприятные сюрпризы на коже малыша в виде покраснения и шелушения.

Поэтому прикорм нужно вводить маленькими порциями (по ½ чайной ложки в день в течение нескольких дней одного о того же продукта), чтобы проследить за реакцией малыша и отказаться от того или иного компонента, вызывающего отрицательную реакцию со стороны пищеварительного тракта.

Про мы рассказываем в этом материале.

Играем и развиваем

С 6-ти месячного возраста полезно начинать играть с малышом в пальчиковые игры, которые не просто способны развлечь малыша, но и развить у него координацию движений, стимулировать развитие внимания, речевых навыков, активизировать память, мышление и моторику рук.

Малышу понравится, если мама будет трогать каждый пальчик, при этом рассказывая какую-нибудь рифмованную потешку, целуя и обнимая малыша.

К примеру, можно использовать следующие стихотворения:

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец) ,

Этот пальчик чистит стол (загибаем безымянный палец) ,

Этот – резал (загибаем средний палец),

Этот – ел (загибаем указательный палец),

Ну, а этот – лишь глядел! (загибаем большой палец)

Пальчики-зайчики

(Необходимо сжать кулачок малышу, разжимая по одному пальчику, а в конце рифмовки снова спрятать все пальчики по одному в кулачок)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Также малышу, начиная с 6-ти месячного возраста, необходимы следующие игрушки:

  1. Наборы стаканчиков и пирамидок , которые познакомят с кроху с понятием «меньше» и «больше».
  2. Первые пластиковые или резиновые игрушки, не тонущие в воде (лодочка, уточка, мячики и др.),
  3. Музыкальная электронная игрушка (это должна быть небольшая, удобная для удерживания малышом простая с одной кнопкой игрушка, к примеру, в виде животного).
  4. Развивающие шарики, кубики и призмы (малышам очень понравятся сенсорные кубики/шарики из прозрачного материала, внутри которых находятся различные фигурки).

Те времена, когда малыш часами мог находиться в кроватке, остались в далеком прошлом.

Малыш из «созерцателя» превратился в «исследователя», окружающий мир у которого вызывает огромный интерес и желание ко всему прикоснуться и везде заглянуть.

Родителям следует проявлять бдительность, ведь малыш овладевает навыками ползания и вскоре освоит навык самостоятельного перемещения по квартире.

Также родителям стоит быть внимательными, и малыш не перестанет радовать новыми достижениями и умениями.

В полгода для малыша актуальным вопросом становится, чтобы такого скушать. Именно в 6 месяцев у ребенка просыпается активным пищевой интерес к продуктам и не только продуктам, но и всевозможным предметам. В 6 месяцев начинается абсолютно новый этап в развитии крохи. Не следует путать его с тем, что ему не хватает пищи. Это абсолютно не касается нехватки молока у матери. В полгода специалисты также рекомендует начать введение первого прикорма.

Физическое развитие

Физическое развитие представлено существенными навыками в развитии ребенка, которые проявляются впервые. Среди наиболее основных можно выделить следующие:

1. Кроха учится садится из положения на четвереньках.
2. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на живот и с живота на спинку, а помощь близких ему больше не нужна.
3. В этом возрасте можно заметить, что прорезается первый зубик. Это далеко не всегда должно быть связано с повышенной температурой и плачем.
4. Кроха тщательно следит за перемещением игрушек.
5. Ребенок самостоятельно встает на четвереньки, может раскачиваться взад-вперед. Все это готовит его к полноценному ползанию. В отдельных случаях детки уже полноценно ползают в таком возрасте.

Психоэмоциональное развитие

1. Малыш учится играться с одним предметом. Он может перекладывать его в ручки, рассматривать, двигать, толкать и пробовать его на вкус.
2. Кроха копирует движения своих близких, проявляя их по-своему - трясет игрушкой, стучит, сжимает или похлопывает по предмету.
3. Ребенок учится повторять звуки и слоги за взрослыми, включая голосовые интонации.
4. В 6 месяцев малыш начинает называть первые согласные - «в», «з», «ф», «с».

Все это благотворно влияет на его последующее развитие. Однако ребенок все еще тянет в рот все, что имеет у него под рукой. Если кроха самостоятельно и полноценно ползает, стоит особенно тщательно за ним следить, чтобы исключить негативные моменты или отравления. Важно более качественно убирать жилище и места, где «гуляет» ребенок.

Чтобы понять ребенка в возрасте 6 месяцев, стоит как бы побывать на его месте. Стоит встать на колени и постараться проползти по квартире или ее части, где зачастую бывает малыш. Стоит убрать все предметы, которые мешают на пути. В особенности важно обращать внимание на те, которые могут нанести вред или травму. В отдельных случаях может понадобиться и перестановка предметов мебели, заботясь о комфорте своего ребенка. Также необходимо убрать розетки, электрические приборы и те предметы, которые могут опрокинуться.

Малыш имеет полный настрой для того, чтобы общаться с взрослыми людьми. Самая лучшая игра для него будет та, которая состоит из диалога. Ведь не зря же многие утешительные игры состоят из вопроса и ответа. Если у крохи хорошо протекает развитие речевого аппарата, то очень скоро он сможет повторить ответ на вопрос за своими родителями. Пока еще это не является полноценной речью, малыш лишь копирует сказанные слова, но совсем скоро он порадует первыми полноценными выражениями.

Полугодовалый малыш - маленький человечек, который уже может сидеть и ровненько держать спинку, крутить своей головкой в разные стороны, он выгибается и оборачивается, может держать игрушки и ложку. В этом возрасте проявляются даже его первые вкусовые пристрастия: дитя может демонстрировать нелюбовь к определенному виду прикорма.

Как же развивается ребенок в 6 месяцев? Что следует знать о нормах сна и питания? Какие проблемы должны настораживать родителей полугодовалых деток? Давайте разберемся.

Вес: сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Теперь уже дитя набирает за месяц 600 или 650 граммов. У мальчиков и девочек разные показатели нормы веса в этом возрасте. Так, под данным Всемирной Организации Здравоохранения низким весом мальчиков считается 6,4 кг, средним - 7,9 кг, высоким - 9,8 кг.

Что касается девочек, то для них низкий вес в полгода составляет 5,7 кг, средний - 7,3 кг, высокий - 9,3 кг.

Питание: сколько должен пить и есть ребенок в 6 месяцев

Много молодых мам беспокоится по поводу достаточности набора веса детками. Им кажется, что их малыши не доедают. Чтобы сомнений не было, следует пользоваться одной простой формулой. Ребенок от 6 месяцев до года должен за месяц набирать 1/8-1/9 массы тела. Если ваша девочка весила 7100-7200 граммов, то для нее общий объем в сутки должен составлять 900 граммов. Когда эту порцию разделить на 5 кормлений, то получится по 180 граммов на один раз. Это касается кормления маминым молочком. Если речь идет и об искусственном вскармливании, то меню на день должно быть приблизительно таким: 4 основные порции пищи по 200 граммов (грудное молоко или смесь), по 30 граммов овощного и фруктового пюре, половинка желтка и 30 граммов фруктового сока.

Общий объем воды в сутки (вместе с молоком) должен составлять 1 литр. Многие педиатры утверждают, что до полугода ребенок вообще не должен пить воду. Другие придерживаются мнения, что дитя должно выпивать до 200 граммов водички в сутки.

Должен ли ребенок есть ночью

Есть много деток, которые уже к двум месяцам абсолютно спокойно обходятся без ночных кормлений. Они просто выдерживают шестичасовую паузу. Не правильно ребенка заставлять есть, если он этого не хочет. Если малыш здоров, у его мамы хватает молока и дитя наедается, ему достаточно грудного молока для нормального роста, то необходимо отказаться от кормлений ночью. Если же мама подозревает, что у нее количество грудного молока уменьшается, то можно возвратиться к ночным кормлениям либо ввести дополнительную порцию прикорма днем. Второе будет более целесообразно, да и режим менять не нужно будет.

Сон: сколько должен спать ребенок в 6 месяцев

В шесть месяцев малыш должен в сутки спать по 14 часов. При этом детки могут спать 7 часов подряд ночью. Иногда ребенок может перепутать день с ночью и спать столько днем. Хотят такое характерно более раннему периоду развития. Если дитя спит больше 7 часов и ненадолго просыпается, самостоятельно засыпая снова, то это очень хорошо. Обозначает это, что у вас подрастает любитель поспать, и что развивается дитя хорошо. Сон - лучший период роста для малыша.

Что касается дневных периодов сна, то ребеночек может засыпать несколько раз днем. Это могут быть периоды полуторачасового сна либо двухчасового. Родителям надо помнить, что стабильный режим ночного и дневного сна малыша отлично сказывается на его развитии. Он помогает регулировать навыки отдыха. Для установления режима сна доктора советуют приучать дитя к определенным ритуалам отхождения ко сну. Сначала это должен быть ночной ритуал сна, который может заключаться в колыбельной песне мамы, рассказывании сказки, принятии ванны, словом, проделывании процедур, которые формируют у малыша рефлекс отхождения ко сну. Ребенок это оценит, и уже через несколько повторений такого ритуала будет засыпать быстрее. Ведь сказка или песенка для него станут четким сигналом начала отдыха.

Физическое развитие: ребенок в 6 месяцев не сидит, не ползает, не переворачивается

Ребенок до шести месяцев уже уверенно лежит на животе, пытается ползать, сидит и держит спинку ровно. Это характерно деткам здоровым. Также они пробуют переворачиваться и даже стоять недолго на четвереньках. Обычно для этого родители используют игрушки как стимулы к действиям малыша. Также делают массажи деткам, проводят общеукрепляющие процедуры в виде воздушных ванн, купаний и гимнастики.

Но иногда, в редких случаях, бывает так, что полугодовалый ребенок еще не сидит и даже не переворачивается. Возможно, это связано с особенностями организма малыша, его флегматичностью.

Некоторые врачи говорят, что ребенок никому ничего не должен. И в том числе это касается навыков сидения, переворотов, ползания именно в 6 месяцев. Неумение это делать может быть связано с избытком массы тела. Но, скорее всего, причиной такой физической пассивности является низкий тонус мышц малыша (гипотонус). Если родители с ребенком не занимаются, то такое возможно. В случаях отставания развития физических навыков рекомендуется с малышом пройти курс массажа. Прекрасно помогают в этом случае тонизирующие ванны. Если сочетать одно и другое, то прогресс ускорится. В любом случае, если ваше дитя в 6 месяцев не сидит и не переворачивается, у него нормальный вес, то сходите к детскому невропатологу, возможно, и к ортопеду.

Должен ли ребенок в 6 месяцев сидеть и стоять на ножках?

В 6 месяцев ребенок, как правило, уже сидит. Сегодня детки развиваются очень активно, и навык сидения у них обычно формируется раньше этого возраста. Более того, у малыша появляется даже желание ходить с вашей помощью. Но обязательно следует обращать внимание на то, как выгибаются ножки в коленках и выворачиваются стопы. Ведь в 6 месяцев мышцы бедра, голени и тазового пояса не готовы к таким нагрузкам, они не развиты для обеспечения полноценной ходьбы. А вот танцы и прыжки, если их так можно назвать, можно с ребенком проводить. Это вставание на ножки на несколько секунд, повороты в разные стороны, которые будут тренировать развитие всех мышц, задействованных при ходьбе. Такие упражнения значительно улучшат настроение малыша. Включите их в ежедневные процедуры активности ребеночка.

Также можно использовать ходунки. Если брать во внимание, что дитя может передвигаться с их помощью, необходимо обеспечить ему полную безопасность . Не оставлять одного, изолировать розетки, убрать нагревательные приборы и горшки с вазонами, сделать перегородки - это лишь отдельные меры безопасности, которые помогут вам быть спокойнее за ваше дитя. Именно в этом возрасте познавательность малышей может стать причиной беды.

Ребенок в 6 месяцев встает на цыпочки

Нередко случается так, что ребенок, который еще не ходит, может вставать на носочки или, как говорят, на цыпочки. Скорее всего, это повышенный тонус мышц стопы. Лучше обратиться к детскому невропатологу и не следовать советам соседок. Возможно, доктор назначит вам курс массажа - и все это пройдет. Главное - проблему не запустить. Неплохо также в этих случаях „плавать” в большой ванне . Если пустить все на самотек, то в будущем ребенок может просто привыкнуть ходить на носочках. Это, в свою очередь, будет негативно влиять на развитие всех мышц и костей, задействованных в прямохождении, и деформировать их развитие.

Если ваше дитя не имеет проблем с глазками, то оно видит окружающий мир с рождения. Зрение ребенок использует для усвоения информации об окружающей среде. В первые месяцы жизни глазки малыша развиваются очень активно, и зрение улучшается. А в 6-7 месяцев он уже видит мир таким, каким видим его мы - цветным. Дитя может узнавать предметы, даже увидев лишь их часть. Именно этот навык может использоваться до года при игре с малышом в прятки с помощью платочка.

Большинство здоровых деток уже в 5 месяцев различают схожие основные цвета, они начинают различать пастельные тона. Поэтому родителям в этом возрасте нужно поддерживать интерес ребенка к игрушкам, то есть основным цветам.

Немного позже необходимо внести разнообразие в цветной мир, поддерживая интерес к оттенкам основных цветов. В кроватке крохи надо подвесить яркие игрушки, которые будут привлекать внимание и стимулировать активность ребенка.

Развитие ребенка в 6 месяцев: игры

Достижение полугодовалого малыша - уверенные перевороты с живота на спинку и наоборот. Если дитя поддерживать, то оно будет переступать ножками. Такие шажки, повороты в горизонтальном положении в виде танцев, пружинки в виде приседания позволят укреплять стопу постепенно, что в перспективе поможет овладеть навыками ходьбы.

В шесть месяцев дитя может играть с пирамидкой. Конечно, собирать самостоятельно ее еще рано, но ребенок сможет снимать одно колечко, а родители могут показывать, как надеваются колечки на стержень, делать это последовательно и ежедневно. В процессе наблюдения за этим у ребенка будут формироваться сенсорные навыки собирания игрушки от большего к меньшему колечкам. Обязательно при собирании пирамидки озвучивать свои действия.

Развитию ребенка очень хорошо способствует активизация моторики пальчиков. Поэтому обычное баловство можно превращать в игры, помогающие такому развитию. Если ваше дитя постоянно пытается снимать подгузник ручками, ковыряться в тарелке, то пусть вас тешит, что так ваш исследователь развивает моторику рук. Ему надо предоставить такую возможность. Например, поместите в сумку с крупной застежкой-молнией игрушку. Делайте это при малыше и несколько раз продемонстрируйте, как вы закрываете и открываете молнию. Детям также нравится открывать застежки на липучках, поэтому надо дать возможность играть с такими кармашками, помещая вовнутрь что-то яркое и безопасное.

Также можно играть с ребенком, перелистывая странички книг и показывая ему, как это делать. Можно играть постукиванием пальчиками по клавишам пианино, выжимать в ванне мочалку. Все это поможет развивать моторику рук вашего малыша.

Специально для - Диана Руденко

Полгода – это одна из знаменательных дат в жизни каждого малыша. Именно после этого момента начинается формирование полноценной личности. С каждым днём карапуз получает всё больше новых навыков, всё чаще удивляет родителей проявлением индивидуальных особенностей характера.

В 6 месяцев ребёнок активно развивается в физиологическом и психическом отношении. В связи с этим происходит изменение в распорядке дня и питании. Для деток в этом возрасте характерно совершенствование речи, хоть это и происходит пассивно, незаметно для окружающих. К полугоду кроха прекрасно узнаёт голоса мамы и папы, реагирует на своё имя и названия любимых игрушек.

Особенности физического развития

Для того чтобы определить уровень развития ребёнка 6 месяцев, специалисты используют специальные таблицы. Данные будут разными в зависимости от пола малыша. Мальчик должен иметь вес от 6,4 до 9,8 кг, рост от 63,3 до 71,9 см. Для девочки показатели будут несколько иными. Вес – от 5,7 до 9,3 кг, рост – от 61,2 до 70,3 см.

Ребёнок 6 месяцев уже умеет самостоятельно менять положение, переворачиваясь со спины на живот или на бочок. Кроха активно готовится к тому, чтобы вскоре начать ползать: не поднимаясь от поверхности, немного продвигается вперёд и назад, крутится. Он уже тянется к маме или папе, демонстрируя, что хочет на ручки.

Навыки малыша

Что умеет ребёнок в 6 месяцев? На самом деле карапузы уже могут многое.

  • Малыши в достаточной мере смогли усвоить перевороты со спинки на животик и наоборот.
  • Все дети освобождаются от выраженного мышечного перенапряжения, так называемого физиологического гипертонуса, который проявляется у многих младенцев.
  • Кроха может удерживать пальцами руку взрослых, приподниматься из лежачего положения при наличии поддержки со стороны родителей.
  • Некоторые дети в таком возрасте уже умеют сидеть без посторонней помощи.
  • Грудничок 6 месяцев умеет, лёжа на животе, опираться одной рукой в кровать, а другой хватать игрушку.
  • Карапузы постоянно пытаются ползать на четвереньках либо подтягивают тело, опираясь на локти. Движения чаще всего направлены на приближение к интересующему предмету.
  • Если ребёнка поддерживать под мышки, он отталкивается ножками, совершая «танцующие» движения.
  • Некоторые малыши уже пытаются вставать, придерживаясь за мебель.
  • Кроха захватывает игрушки одной рукой, может перекладывать их в другую. Он удерживает предметы в двух руках. Детишки много раз подряд бросают и поднимают игрушку, внимательно наблюдая за этим процессом.
  • Если любимую игрушку спрятать, малыш принимается за поиски, он уже способен обнаружить предмет, если он чем-либо прикрыт.
  • В шесть месяцев кроха самостоятельно играет на протяжении 10 – 15 минут. Интерес вызывает повторение действий, которые хорошо получаются: разворачивание и сворачивание кусочка ткани, открывание и закрывание коробки и другие.
  • Шестимесячный возраст нередко знаменуется появлением первого зуба. Обычно это центральный резец на нижней челюсти. В это время стоит впервые посетить стоматолога, который сделает вывод о развитии челюстей.

Особенности психоэмоционального развития

Данный аспект очень важен для развития в 6 месяцев ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Что умеет делать малыш?

  • Теперь плач появляется только при наличии физиологического неудобства. Лепет постепенно совершенствуется, пополняясь новыми сочетаниями звуков. Порой это производит впечатление, будто кроха уже разговаривает и произносит целые слова. Однако ребёнок пока лишь старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано. Развитие малыша к началу седьмого месяца позволят ему усваивать до 40 различных звуков.
  • Теперь малышу всё интереснее становится смысл сказанных взрослыми слов. Он может найти взглядом игрушку или предмет, о котором говорит мама.
  • Младенец без труда узнаёт голоса близких людей даже тогда, когда не видит их. Когда он слышит голос мамочки, например, из прихожей, то сигнализирует об этом криком.
  • Большинство детишек уже всячески проявляют свою любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи продолжает развиваться, происходит формирование самых простых причинно-следственных связей. Например, он знает, что при падении предмета на пол раздаётся стук, при нажатии на кнопочку интерактивной игрушки появится музыка, если он начнёт плакать – обязательно придёт мама. Специалисты утверждают, что судить о значимых изменениях в интеллектуальном плане ребёнка можно тогда, когда у него появятся страхи. Это свидетельствует не только о понимании связи явлений, но и об их предвидении.
  • Шестимесячный ребенок проявляет интерес к практическим особенностям различных предметов.

Тест на проверку развития полугодовалого малыша

Для того чтобы провести такую проверку, необходимо реализовать следующие действия.

  • Стоит привлечь внимание карапуза игрушкой и подержать её на расстоянии 30 см. Он должен переводить взгляд на предмет, отделяя его от всей окружающих вещей.
  • Когда малыш находится в лежачем состоянии, потрясите перед ним погремушкой, а потом не спеша отдаляйте её. Малыш с дополнительной поддержкой сумеет подняться и сесть.
  • Предложите крохе сначала яркую игрушку, а затем бутылочку. Реакция на различные предметы должна быть разной. При виде пищи он будет открывать ротик или воспроизводить сосательные движения. Игрушка вызывает оживление.
  • Развитие ребёнка в 6 мес. позволяет ему повторять мимические движения за родителями: улыбаться, сводить брови.
  • Если часто мама и папа называют чадо именно по имени, то в данном возрасте малыш способен активно реагировать на это.
  • Когда ребёнок держит в ручке игрушку, попробуйте потянуть её к себе. Навыки карапуза позволяют ему довольно крепко удерживать предмет и противостоять действиям, которые ему не по душе.

Тревожные симптомы

В 6 месяцев развитие ребёнка происходит довольно интенсивно. Родители должны внимательно следить за его состоянием и обязательно обратиться к врачу при наличии следующих особенностей.

  • Кроха не делает попыток садиться, даже если ему помогают.
  • Когда родители поддерживают малыша под мышками, он не проявляет активности и не «пританцовывает».
  • У малыша в 6 месяцев не появляется реакция на звуки, локализующиеся в местах, которые ему не видны.
  • Кроха не может перекладывать из одной руки в другую предметы.
  • Не просит взять на руки.

Развитие 6-месячного ребенка позволяет ему узнавать близких людей, улыбаться им, лепетать. Если таких умений нет, это служит сигналом для родителей.

Ведение прикорма

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, наступает время для знакомства со «взрослой» пищей. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Рекомендуется вводить прикорм только после консультации со специалистом, который сумеет правильно составить меню, соответствующее индивидуальным потребностям малыша.

Несвоевременное или неправильное применение прикорма может иметь серьёзные негативные последствия для детского здоровья. На протяжении первого года жизни пищеварительная система только формируется, как и иммунитет. Нарушения этого процесса порой проявляются не сразу, а спустя несколько лет. По этой причине необходимо с большой ответственностью подходить к использованию дополнительных продуктов для кормления малыша.

Как играть с полугодовалым малышом?

Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев требует предоставления возможности заниматься «исследованиями», чему способствуют определённые предметы:

  • ёмкости с крышками, которые без труда можно открывать и закрывать;
  • интерактивные игрушки, издающие звуки после нажатия на кнопку;
  • погремушки;
  • развивающий предмет, способный растягиваться или сжиматься.

Важно учить ребёнка находить взглядом знакомую вещь. Для этого стоит задавать простой вопрос: «Где машинка?». Стоя с малышом перед зеркалом, спросите, где он, а где мама или папа, а затем покажите ему, где чьё отражение. Карапуз должен мочь показать где кто находится.

Надо не забывать об индивидуальных особенностях ребенка в 6 месяцев, что развитие одного крохи, может отличаться от способностей другого. Тем не менее, элементарный набор описанных выше навыков у него должен быть. Об их формировании следует тщательно заботиться. Это станет залогом его крепкого здоровья, нормального уровня интеллектуальных и физических способностей.