Детская жестокость в школе причины. Детская жестокость: причины, последствия, профилактика. Детская жестокость к животным

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ - причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. Дошкольник может совершить жестокий поступок - искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоизма ребёнок ещё не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Не обретя ещё способности к сопереживанию, он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания. Сказывается и недостаточная произвольность поведения, когда многие действия совершаются спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что жестокость детская по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки (пускай поначалу и вполне объяснимые неведением), то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте, несмотря на достаточный запас знаний и способность к самоконтролю. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления жестокости детской, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил. Разговор с ребёнком на эту тему должен вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями речи, внешности и т.д.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребёнку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть получила семейное воспитание, основанное на физических наказаниях.

Крайне негативно на формировании поведения ребёнка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения современной массовой культуры. Родителям необходимо позаботиться о круге интересов детей, исключив из него кино- и видеофильмы, насыщенные сценами насилия и жестокости.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 220-221.

«Детская жестокость, причины и профилактика»

Выступила: Шмырева Людмила Александровна

Форма проведения : круглый стол

Участники : замещающие родители

Проблема подростковой жестокости становится одной из самых
актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей.
Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой.

К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.

Целенаправленная - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и педагогам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).

У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников, или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимают устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути он/она зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

Жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

4.Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

Влияние сверстников

Еще одна из причин жестокости – друзья. Дети копируют поведение друг друга, посему влияние более сильного духом ребенка может сказаться на поведении. И не всегда это бывает хороший пример. Для того чтобы избежать такой ситуации, следует больше времени уделять своему ребенку и понять его интересы.

Родители могут записать ребенка в секцию, которая его интересует, где у него появятся новые друзья и более положительные примеры для подражания.

Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.

Мы говорили в предыдущих слайдах о подростковой жестокости, но давайте каждый из нас задаст себе вопрос, откуда берется жестокость у детей? И я думаю, что вы со мной согласитесь, что проявление жестокости мы наблюдаем с вами у детей с раннего возраста.

У детей в дошкольном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:

- Любопытство и непонимание .

Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки . Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.

- Подражательство.

Малыши изучают не только окружающий мир, а еще разные модели поведения, дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр.

- Компенсация и месть .

Часто взрослые замечают, что ребенок «наказывает» свои игрушки. Он ругает их за те или иные «поступки» либо черты характера, может применять к ним физическое наказание. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему или так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками.

- Протест.

Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей.

- Желание быть как все.

Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все.

- Семейная модель поведения .

В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения.

- Выброс энергии.

У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Если вы замечается у своего ребенка такую тенденцию, запишите его на занятия в бассейне или тенниса.

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей. Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом. Но как бы, ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

(Просмотр видеоролика «Чучело»)

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

С раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире.

Показывайте пример своим поведением. Родители – единственный бесспорный авторитет.

Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.

Рассказывайте ему о животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг.

Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других.

Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя (спорт, игры, творчество и другое).

Показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте детскую музыку.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!»

Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность

жестокостью.

Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Сочиняйте сказки сами вместе с ребенком.

Формируйте способность к сочувствию и сопереживанию.

В семье должны прекратиться физические наказания.

Корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем

занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время

просмотра телевизора и компьютерных игр.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не

оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в

собственной несостоятельности и беспомощности.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет

дать выход накопившейся энергии и получит возможность

самоутвердиться и чего-то достичь.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, редко бывают жестокими.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего, нужно успокоится, не паниковать и не выискивать в ребёнке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить её без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребёнка – это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

Не игнорировать . Не закрывать глаза на жестокость ребёнка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребёнка могут стать необратимыми.

Выяснить причину . Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и отстранить.

Дать негативную оценку. Застав ребёнка на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

Педагогически наказать. Каждое недопустимое действие ребёнка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогические оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного. Вид наказания выбирается от тяжести проступка.

Проанализировать стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребёнка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлениями агрессии.

Уделить достаточно внимания. Ребёнку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы, быть родителями такого замечательного ребёнка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребёнку просто необходимы мнение или совет родителей.

Объяснять. Маленький ребёнок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно всё объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

Хвалить. Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребёнка. Это сформирует у него чёткое представление о том, что быть добрым, чутким – хорошо, а жестоким, злым – плохо.

Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом. Иногда ребёнку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксёрской грушей; скомкать, выбросить, разорвать, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев.

Набраться терпения. Детская жестокость – проблема серьёзная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребёнок поймёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Список используемой литературы

    Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

    Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

    Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

    Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

    Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

    Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

    Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

    Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

В нынешнее время в общественных местах часто можно услышать обсуждения, о том, что дети злые и жестокие, не говоря уже о подростковой жестокости. Кто – то недоволен соседским ребенком или другом сына, а кто – то и вовсе своим.

Очень часто родители задаются вопросом – почему дети злые и жестокие, откуда в них течет такая жилка. Многие думают, что детская жестокость как особенность возраста и от нее никуда не деться, но это не так.

Так только думают родители, которым не хочется вникать в проблему и надеются, что их ребенок перерастет. Только вот во что это все перерастет, они, почему — то не задумываются.

Ну, раз уже пошла речь об особенности возраста, то первым делом это и обсудим.

Детская жестокость как особенность возраста

Родители, которые считают, что детская жестокость как особенность возраста или это самая обычная естественная возрастная особенность, которая со временем устранится сама по себе или по мере взросления, ошибаются и сильно.

Если ребенок безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может смело войти в привычку и закрепиться более старшем возрасте, к которому плавно мы тоже доберемся.

С малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, а главное формировать чувство переживания. Одно дело, когда ребенок причинил обиду или зло по неосторожности или незнанию, а другое, когда это происходит систематически.

Детская жестокость это не особенность возраста, это недоработки родителей в первую очередь и упущение в воспитании.

Злой ребенок

Детская жестокость и материнская агрессия

Всем известно, что дети большее время проводят с мамами, и неважно ходит ребенок в детский сад или школу. Мамы контролируют уроки, мамы больше находятся дома, чем папы, вот от мамы как раз многое и зависит в воспитании и поведении.

Ни для кого не секрет, что одной из распространенных причин детской жестокости является семейная агрессия, которую малыш наблюдает с самых ранних лет. Да, дети все впитывают как губка, и с каждым годом они копят в семе этот мешочек жестокости, агрессии и злости.

Чем между собой связана детская жестокость и материнская агрессия? Ниточкой, которая сначала невидима, а потом которую невозможно перерезать. Дети, которые постоянно слышат от матери плохие высказывания в их адрес, далеко этому не рады. Материнская агрессия проявляется не только бранью, но и рукоприкладством, впоследствии детская обида постепенно будет перерастать в детскую жестокость, а затем и в подростковую.

Мне известна семья, где мама постоянно кричит на ребенка что он придурок, идиот и прочее, периодически навешивая подзатыльников. Не скажу, что семья плохая, совсем нет, но неадекватность материнской агрессии толкает ребенка на плохие поступки. Ему ведь тоже надо куда – то девать накопленную злость, вот отсюда и вытекает детская жестокость.

В итоге ребенок в этой семье часто делает какую — то пакость, за которую же опять и получает «чаевые». Уже, в адрес матери проскальзывают злые и жестокие слова, что будет дальше страшно подумать.

Детская жестокость и материнская агрессия связаны между собой очень плотно, и маме как никому нужно контролировать свои действия, поступки и выражения.

Детская жестокость к животным

Если не брать во внимание подростковую жестокость, а остановиться пока на детской, то можно отметить одну особенность, дети чаще всего выплескивают агрессию и злость на животных.

Нет, я не хочу сказать, что как только мама крикнет на ребенка, он тут же бежит обижать кошку или собаку, тут немного другой поворот.

Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения и, получив от папы или мамы ремня, он как бы в отместку немного тискает животное, ребенок хочет показать над слабым существом, что он сильный как папа. Насилие снимает часть внутренней боли ребенка.

В 85% детской жестокости к животным виноваты родители. И стоит понимать, что детские шалости могут перерасти в преступность. Помните, что животные это наши братья меньшие и обижать их нельзя.

Любите своих детей и не допускайте детской жестокости к животным, контролируйте свое поведение и не забывайте, что не бывает детской жестокости как особенности возраста.

Почему дети злые и жестокие

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания является основополагающим элементом. Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр - значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Существует несколько причин, почему дети жестокие:

  1. Родительская агрессия по отношению к ребенку;
  2. Жестокость в семье между взрослыми;
  3. Гиперопека ребенка и вседозволенность;
  4. Издевательства над ребенком со стороны других членов семьи.

Как видите, все опять же упирается в семейные отношения, о чем говорилось в пункте «Детская жестокость и материнская агрессия» и «Детская жестокость к животным». Как ни крути, а все идет с семьи и с семейных отношений.

Как привить ребенку доброту

Как привить ребенку доброту? Чтобы не ставить перед собой такой вопрос, не допускайте жестокости.

  • С детства проводите грань между добром и злом. В этом отлично помогают сказки и истории из жизни.
  • Любовь к животным. Именно любовь к братьям нашим меньшим помогает развить доброту. Если малыш будет заботиться о животных, то и к людям он будет относиться по-доброму.
  • Непременно хвалите чадо за все добрые дела. Малыш покормил кошку? Скажите ему о том, как хорошо он сделал. Поощряйте добрые поступки.
  • Личный пример. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос добрым, показывайте ему свой пример. Проявляйте доброту и забудьте о жестокости.
  • Доброта формируется у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки и гнезда для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа, заботиться о них.
  • Проводите семейный отдых на природе, в местах развлечения, ходите на фильмы. Чем больше свободного времени будет задействовано на благие дела, тем меньше останется на пакости.

Как видите, совсем не сложно привить ребенку доброту.

Любить своих детей не запрещается! Показывайте им свое чувство, как можно чаще. Хвалите за хорошие поступки, не сравнивайте с другими детьми – Ваш ребенок уникален сам по себе.

С Вами была Нина Кузьменко и «Детская жестокость как особенность возраста».

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее - от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища - свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие - задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании - наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший - сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам - их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот - подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства - это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители - старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок - еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок - полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила - не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине

Теория социальной работы

Детская жестокость как социальная проблема

Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальность:

Мартынова Н.В.

Руководитель:

К. ф. н. доц. Типтюк В.С.

Серпухов 2011 г

Введение

Заключение

Введение

Актуальность данной темы высока, фактически каждый день мы видим какие разборки и убийства происходят в школе. Сразу возникает мысль: «Ведь это только несформировавшиеся до конца личность, а что же будет дальше?»

Предметом данной работы является - жестокость.

Объектом являются жестокие (девиантные) дети. Как проблема социальной работы (криминальные, жестокие действия). Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятия «жестокости»

Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии.

Жестокость - человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия.

Жестокость - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

В современном мире она везде, по крайней мере мы так считаем, но мы бы никогда не подумали, что она может поселиться или так выразиться завестись в детях самых непорочных и святых существах,как нам кажется но к сожалению нет. Я готова вас разочаровать она теперь и в них. Она проявляется со всех сторон как это возможно. Они издеваются над животными, взрослыми, такими же, как они. Всегда баялась этот возраст 8-17 лет самый непредсказуемый и не понятный мне возраст, когда они доказывают себе, но главное окружающим что они сами по себе самостоятельны. Доказывают они это на самой жестокой манере, показывая, что они никого и никогда не бояться. Самое страшное когда они доказывая, задевают, и влияют на отношение родителей - это самое страшное и беспощадное.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, работниками социальной защиты). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты - уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

1. Понятие, сущность и причины детской жестокости

Проблема жестокости одна из самых значительных проблем в социальной работе. Впервые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления жестокости являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.Необходимо учитывать все многообразие подходов к интерпретации термина «жестокость».

Наиболее распространенными являются определения:

3. насильственные, захватнические действия;

4. реакция на стресс, вызванная угрозой;

5. акт, который принимает разные формы, но его цель состоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;

6. любой вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

7. индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или группы людей;

8. реакция на возбуждение, направленный на достижение различных целей.

Особенности жестоких детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

Жестокое поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Для семей, из которых выходят жестокие дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически не возможно исправить. Хотя в сфере социальной помощи делается все возможное, но об этом в следующей главе подробнее.

На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению. Подростки получают сведения об жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников. Кроме общества и семьи существует множество причин детской жестокости об этом в следующем пункте.

1.2 Детская жесткость и ее причины

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

особенности, провоцирующих жестокое поведение детей, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев жестокое действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления жестокого поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда жестокость используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего действия прекращаются.

Основными причинами проявлений детской жестокости являются:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения

Главный источник детской жестокости - это Интернет.

Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков. Как показало исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics, школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми и откровенно сексуальными телевизионными шоу, в высшей степени склонны к агрессии, пишет The New York Times со ссылкой на Reuters.

Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить, что чем больше различных СМИ, пропагандирующих жестокость, доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, интернет-мультиков и компьютерных игр оказалось гораздо слабее влияния интернет-роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. Всфере социальной защиты с тревогой ожидают в ближайшие годы настоящего всплеска детской жестокости.

Влияние телевизора на жестокое поведение.

В связи с предложением о том, что современное телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.

Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыки. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется комедия. Считают, что на них телевидение практически не влияет. Но даже у отдыхающего, перед экраном телевизора в течение 4-х часов, зрителя можно вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение.

Причины жестокости - семья.

Выполнить неприятное задание, тем энергичнее может сопротивляться ребенок. Сопротивление ребенка может со временем войти у него в привычная роль.

Родители не обеспечивают надлежащего воспитания:

1. Не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер.

4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Антисоциальное поведение ребенка: Болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями и т. д.

2. Меры и профилактика детской жестокости

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми к детям. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

К государственной системе социального обслуживания на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания относятся:

· Государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· Муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики в данных учреждениях должна решаться в следующих основных направлениях:

· выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

· современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Социальные службы для детей предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико- консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

1. Социально-профилактическая работа , которая реализуется с помощью индивидуальных и групповых форм. К индивидуальным формам социально профилактической работы можно отнести консультирование со социалистами, беседу, запрос информации, встречи, составление карты, сетевого окружения ребенка и т.д. К групповым формам социально-профилактической работы можно отнести лекции, тренинговые упражнения, игровые технологии, дискуссионные формы работы, экскурсии, социально значимую деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие дела и т.д.

2. Учебные занятия, коллективное творчество (выставки, концерты, конкурсы, фестивали и т.д.), экскурсии, походы и т.д.

3. Организация досуга. Данное направление осуществляется по средствам самореализации в различных направлениях деятельности, таких как прикладное творчество, социально-полезная спортивно-оздоровительная, художественно-творческая.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться социально-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию.

Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции жестокости у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и работников социальных служб.

Осуществляется массовая профилактика жестокого и агрессивного поведения путем реализации различных городских программ - "Дети улиц" и другие.

Вся система работы подкрепляется ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г.

В процессе профилактики были выявлены оптимальные и результативные формы работы с жестокими детьми:

1. Групповая и индивидуальная работа, как с детьми, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

2. Соучастие и творческое представление в социальной жизни (праздники, отдых в загородных лагерях);

3. Консультирование (телефон доверия, ИпДН);

4. Формы реабилитации (медикаментозное лечение, психологическая помощь).

Таким образом, для профилактики жестокого поведения необходимо научить навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления жестоких действий со стороны наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к жестокости и к признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям.

Жестокость в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. На втором, третьем году обучения изменяются отношение к личности учителя, взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными становятся отношения с одноклассниками.

Постепенно в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые общительные ребята или спокойные, доброжелательные.

Обучаясь в школе, ребенок может также усваивать опыт агрессивного поведения через общение с учителем. Агрессивность детей зависит от стиля взаимодействия учителя с учащимися. В классах, где учитель работает в авторитарном стиле, уровень детской агрессивности выше. Причиной агрессивного поведения детей может стать и фрустрация самого учителя.

Педагог постоянно имеет дело с детской агрессией. Любое его замечание о допущенной ошибке в домашнем задании или неуместной форме поведения вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью», «необузданностью» учеников, он ощущает страх за реализацию своих замыслов.

Заключение

Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для социальных работников и родителей, но и для общества в целом.

В данной работе я решила все задачи, которые передо мной стояли это:

· Определение понятия «жестокости»

· Рассмотрела и дала критический анализ основным теориям и концепциям детской жесткости.

Профилактика и коррекция с агрессорами, так или и иначе должна контролироваться не только государством, но так же и родителями в первую очередь. Последствия могут быть необратимы, смотря на статистику в наше время мы можем только желать лучшего. Работа над такими детьми и подростками нужна основательная и непоколебимая.

Создание программ, проведение массовых и индивидуальных тренингов среди таких подростков нужна обязательно. Вот что остановит и уменьшит статистику убийств и грабежей малолетних преступников.

В ходе написания контрольной работы была достигнута цель - изучены модели социально-профилактической работы по предупреждению жестокого поведения детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы: детский жестокость

В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской жестокости существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к жестоким действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

Список используемой литературы

1. Басова Н.Ф. Социальная работа // М:.2008 - с.217-220

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995 - с.25-26

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2007

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2006.

5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001 - с.21

6. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2005.- №5-6.- с.17-21.

7. Даль В.И. /Толковый словарь М:. 2005 - с. 198

8. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

9. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 2004 - с.256

10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 2003

11. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. -М.:ВЛАДО

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные черты девиантного поведения детей, понятие, история и причины детской преступности. Социальная работа с детьми, имеющими отклонения в поведении. Характеристика, общественная опасность, динамика развития и профилактика детской преступности.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности. Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ. Отношение населения к проблеме детской беспризорности. PR-проект "Детской беспризорности – НЕТ!!!".

    курсовая работа , добавлен 21.05.2007

    Способы борьбы с детской проституцией, являющейся острейшей социальной проблемой, одним из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.

    доклад , добавлен 17.04.2010

    Анализ понятия "наркомания" в психолого-педагогической литературе. Характеристика факторов и причин распространения наркомании среди подростков. Особенности и методики деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Определение детской беспризорности. Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности. Способы решения проблем детской беспризорности. Борьба с беспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 1920-1930 гг..

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами как социальная проблема. Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков. Рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Преступность несовершеннолетних как социальная проблема. Социальное партнерство как компонент системы профилактики с несовершеннолетними, состоящими на учете и имеющими судимость. Профилактическая работа с несовершеннолетними на примере Тотемского района.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2009

    Социальные проблемы и функции семьи. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы. Особенности и направления социальной работы с семьями разного типа. Технологии, используемые в случаях семейной жестокости. Принципы коррекции взаимоотношений.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Показатели младенческой смертности в России конце ХХ – начале XXI вв. Неверный подсчет статистики рождаемости. Модернизация российского здравоохранения. Причины детской смертности РФ. Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Вымирание поколения, биологические и социальные факторы смертности. Исследование детской и материнской смертности. Причины детских смертей: плохая организация медицинской помощи новорожденным, истощение организма от недоедания. Причины смерти матерей.