Воспитывать двойняшек мальчика и девочку. Топ рекомендаций по правильному воспитанию двойняшек. Как влияют на воспитание отношения между детьми

Рождение ребенка – счастье. А рождение двойняшек- двойное счастье. Но и двойные нагрузки, беспокойство, трудности. Тревоги родителей и вопросы: «Как растить двойняшек?» абсолютно нормальны, ведь воспитание двойни имеет много психологических особенностей.

В первый год все силы родителей обычно направлены на уход за детишками. Находясь 9 месяцев в утробе мамы, малыши научились чувствовать друг друга. Поэтому после рождения у них развита незримая биофизическая связь: заплакал один малыш, тут же подхватил второй. И маме без помощи близких в первое время не обойтись. В первую очередь помощь окажет папа детей. Он может держать одного малыша, пока мама будет пеленать, переодевать или кормить первого. Неоценима помощь папы при купании двойняшек.

Грудное вскармливание двойни - очень хороший способ упростить процесс кормления детей и освободить время маме для себя. Обратитесь к помощи специалиста по грудному вскармливанию для организации кормления двойняшек. При помощи подушек можно располагать детей одновременно у обоих грудей. Когда они сосут вместе, вероятно, что и спать они будут одновременно. В это время мама может отдохнуть.

Как воспитывать двойняшек

Параллельно с организацией быта и уходом за двойняшками первого года жизни . Народная мудрость не зря гласит, что личность человека формируется до 3-х лет. От того какой старт получат двойняшки зависит их будущее.

Вообще, в воспитании двойни до года родителям нужно совместить несовместимое. Во – первых, укреплять незримую биофизическую связь двойняшек. Во - вторых, способствовать развитию у детей индивидуальности, и адаптации к окружающему миру не как часть собрата, а как отдельная личность. Как же это сделать? Ниже несколько советов для выполнения этой важной задачи:

  • Двойняшки в первые месяцы жизни не отделяют себя друг от друга. Поэтому организуйте для них одну кроватку. На сон кладите их рядышком друг к другу. После 1,5 -2 месяцев у них происходит процесс осознания своей некой отдельности. К этому времени уже можно организовать 2 кроватки на близком расстоянии, а лучше и вовсе придвинуть их вплотную, друг к другу.
  • Многие мамы любят одевать двойняшек в одинаковую одежду. Не стоит этого делать. Разная одежда это одно из первых средств помощи для осознания малышами себя как отдельных личностей.
  • Также по имени. Не стоит выбирать для детей созвучные имена. Например: Маша- Даша, Саша-Паша, Оля- Поля. Это может затянуть у детей процесс идентификации себя со своим именем.
  • Двойняшек любят называть уменьшительно-ласкательными словами, обобщая их: «Вы мои зайчики, котятки, рыбки, солнышки». Однако, для двойняшек важно, что бы при обращении к ним родители чаще озвучивали каждого ребенка по имени. Это еще один шаг к формированию своей «отдельности» от сестры или брата.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

  • Выбирайте для детей разные игрушки. Пусть они учатся договариваться, ждать своей очереди, чтоб поиграть другой игрушкой, делиться, ну и отстаивать свое право играть первым, если взял первый и еще не наигрался.
  • Внимательно отмечайте у детей то, чем они интересуются. И, исходя из их интересов, даже подарки на их общее день рождения делайте разные с самого детства.
  • Двойняшки естественным образом проводят много времени вместе. Когда в возрасте 9-10 месяцев появляются первые звукосочетания в их речи, они любят разговаривать друг с другом на своем, понятном только им, языке. И часто застревают на этой стадии. Поэтому на фоне других детей, речь двойняшек может запаздывать. Важной задачей родителей является помощь в своевременном формировании речи. Читайте с детьми книжки, пойте потешки, больше разговаривайте. Проводите занятия по развитию мелкой моторики- лепка, рисование, наклейки, пальчиковые игры. Все это лучше формирует речь.
  • Внимательно присмотритесь к своим детям. Обычно, кто- то из них обладает большими лидерскими качествами, а другой чаще уступает. Со временем для второго ребенка это может вылиться в отсутствие самостоятельности. В воспитании двойняшек мальчиков до года создавайте условия для их отдельного времяпровождения, что бы у каждого ребенка был шанс проявить себя отдельно от своей «второй половинки»
  • Двойняшки прекрасно играют вместе. Однако, им нужно учиться строить отношения, взаимодействуя и с другими сверстниками. Ходите с двойней на развивающие занятия, в гости, где есть другие дети, в различные кружки по интересам.
  • Каждому ребенку организуйте в доме свой личный уголок. Своя кровать, свой столик, своя полка с вещами, свой ящик для игрушек.
  • В детском садике двойняшкам лучше быть сперва в одной группе, но предупредите воспитательницу, что детей нужно воспринимать не как одно целое, а как разных личностей.

  • В школе первый период адаптации к коллективу и учебному процессу детям лучше пройти вместе. А далее имеет смысл родителям, ориентируясь на разные индивидуальные способности детей, подумать о разных классах. Особенно если у детей будет ярко выраженные отличия по складу ума: у кого-то явно гуманитарный, а у кого-то математический.
  • Не выделяйте одного из двойняшек. Старайтесь равномерно дать им свое внимание, заботу и любовь.
  • Не наказывайте всех «под одну гребенку». Находите зачинщика. Тем самым в детях будет развиваться индивидуальная ответственность за свой поступок.

К вопросу воспитания двойняшек родителям нужно подходить очень интуитивно. Эмоциональная связь детей из двойни велика. Поэтому, помните, вам важно не разъединить близнецов, а найдя в них индивидуальные отличия, способствовать развитию двух самодостаточных, социально- развитых личностей.

Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Здравствуйте, дорогие читатели! Буквально на днях я посмотрела интервью с психологом Ларисой Сурковой, которая более часа объясняла, какого поведения должны придерживаться родители двойняшек в их воспитании. Некоторые советы показались мне прописными истинами, другие - бесценной информацией. Так как же родителям воспитывать близнецов?

Не могу нарадоваться тому, что моим детям уже три года и период памперсов, бутылочек, сосок далеко позади. Однако многие женщины только готовятся познать все секреты двойного материнства. Скажу Вам честно: это очень сложно. Но вы заранее не расстраивайтесь, ведь помимо сложностей будет очень много радостных моментов: первые агу, улыбки, шаги, даже драки… перечислять можно бесконечно.

Мамы близнецов на интуитивном уровне выстраивают режим дня. А куда же нам деваться, когда надо все успеть?! До 6 месяцев детки задают нам темп жизни: кормить, мыть, переодевать, успокаивать при необходимости и так по кругу. В перерывах между материнскими обязанностями можно успевать делать что-то по дому или готовить.

Признаюсь честно, я первые шесть месяцев практически не спала: этот бесконечный круговорот пеленок и бутылочек, вперемешку с ночными кормлениями грудью, не давал мне отдохнуть ни днем ни ночью.

Первое и главное правило новоиспеченных мамочек: не отказывайтесь от помощи близких! Вы не железная! Если доверять своих малышей бабушкам и дедушкам Вы не хотите, загрузите их делами по дому. Так вы сможете найти часик для дневного сна или отдыха перед телевизором.

Время узнавания

К 10 месяцам можно будет немного расслабиться. Это период, когда , изучают игрушки, себя. Лариса Суркова отмечает, что в этот период нельзя отрывать детей друг от друга. Наоборот. Надо делать все, чтобы они как можно больше находились рядом, общались, играли вместе.

Первый год - самый ответственный период. Мама должна быть всегда рядом, контролировать своих пупсиков, помогать им выстраивать отношения. После года взрослые смогут заниматься любыми делами пока детки играют друг с другом. Однако контроль за ними поутихнет лишь к трем годам.

Первые два года близнецы будут все тянуть в рот, падать отовсюду, а на третий год настанет период крушений: игрушки ломаются, посуда бьется, синяки прибавляются.

А еще у родителей откуда не возьмись появятся дополнительных два глаза: концентрация внимания и зрения будет рекордной, а желание купить поводок будет прогрессировать. И хотя за границей многие родители очень активно используют устройства в виде поводков, в России на них будут смотреть косо. Впрочем как и на взрослых, которые гуляют таким образом с детками.

Сравнения во вред воспитанию

Ни раз замечала за собой: «Посмотри как Андрюша аккуратно убирает игрушки, а вот ты так не можешь!». Сравнивать нельзя! Это главное правило, которое всегда нарушают родители.

Близнецы - это два человека. У каждого свои способности, возможности, характеры. Кто-то лучше держит ложку, кто-то красиво рисует.

Я невольно привожу в пример того, кто лучше что-то делает. Результат - постоянные драки и «разборки». Особенно ярко это стало проявляться сейчас в возрасте трех лет.

С одной стороны любую маму можно понять: она хочет мотивировать свое чудо на положительный результат. Однако в случае с близнецами это не работает. Что же делать?

Лариса Сурков советует приводить одного ребенка в пример другому, через их самостоятельные сравнения. Например: «Кто быстрее собрал мозаику?», «Кто лучше кушает?», «Кто быстрее съел кашу?» Ответ: «Я». То есть дети сами отвечают за себя, кто в чем лучше.

Если детки еще не умеют разговаривать, то при сравнении родители должны соблюдать баланс. Например, один хорошо собирает игрушки, ЗАТО другой лучше рисует.

Одинаковые ли из ларца

Часто задаваемый вопрос: одевать близнецов в одинаковую одежду или нет? Ответ: если взрослым удобнее покупать одинаковую одежду, покупайте. Многим деткам нравится носить одно и тоже до семи лет. Дальше вкусы расходятся, начинает проявляться индивидуальность. В это время одинаковый гардероб надо разбавлять.

Также один из популярных вопросов: Если вы считаете, что таким образом будет меньше ссор - Вы ошибаетесь.

Недавно я купила детям две одинаковые игрушки: человек паук на машинке. Что Вы думаете? Они нашли в них отличия и ругались, что брат взял не свою игрушку.

Вердикт психологов: в семье, где много детей, не стоит заводить одинаковые игрушки. Наоборот, надо приучать близнецов делиться друг с другом с раннего возраста. Кстати, именно близнецы на детских площадках проявляют эти качества, показывая пример своим одногодкам.

Внимание и

Недавно одна мама задала мне вопрос: как полюбить сразу двоих? Очень просто. Но в порыве любви и заботы, мы очень часто уделяем внимание одному, забывая лишний раз похвалить другого. Особенно ярко это проявляется в период болезни.

Чтобы не обидеть ни одного из своих детей невниманием, надо каждому в течение дня уделять личное время. Если уделять внимание детям только в период их болезни, то они могут неправильно воспринимать такую любовь. «Мама меня любит, когда я болею». Результатом такого детского восприятия может стать психосоматические болезни.

Очень важно, когда мамочка кормит одного малыша, а говорит о чем-то со вторым. Таким образом, она уделяет внимание сразу двум деткам и никто не обижен.

Однако когда возникают ссоры или драки между близнецами, сил разбираться кто виноват, а кто прав иногда не хватает. Поэтому иногда мы ставим в угол сразу обоих. Это в корне неправильно. Необходимо разобраться в проблеме детально и без лишних эмоций. Такое поведение родителей научит детей разбираться друг с другом в более позднем возрасте.

Вместе или врознь

В Испании близнецов разделяют в разные группы и в детском саду, и в школе. В России такой практике нет. Да и психологи ничего криминального в этом не видят. Наоборот, они считают что им друг с другом будет спокойнее и комфортнее.

Я вообще не люблю их разделять. Например, когда один куда-то уходит - гулять, в детский сад - другой начинает скучать. А когда они встречаются, так мило по-братски обнимаются, что в следующий раз даже не хочется их разделять. Все-таки они друг для друга самые родные и близкие. Мне даже грустно. Считается, что ближе мамы никого нет. В случае моих близнецов: ближе брата никого нет.

Вот несколько советов, которые необходимо учитывать, . Родителям важно помнить: близнецы такие же дети как и все. На них влияют те же возрастные особенности и кризисы. Однако есть такие моменты в воспитании, которые свойственны лишь близнецам.

Любите своих детей и воспитывайте их правильно! Ведь они наше будущее!

Загадочный мир детей близнецов отличается от жизни обычных детей тем, что они никогда не бывают одиноки. При правильном отношении это может стать преимуществом. Как воспитывать двойняшек, чтобы они чувствовали себя счастливыми и нормально развивались? Этот вопрос интересует многих родителей, которые хотят дать детям все необходимое.

Из этой статьи вы узнаете

Взаимоотношения близнецов

Внешне близнецы могут быть очень схожими. Это не должно вводить в заблуждение по поводу отсутствия у них индивидуального характера, наклонностей, талантов и особенностей восприятия мира. Отношения между двойняшками отличаются от разновозрастных детей из одной семьи. Их общение взаимозависимо в большей мере и менее конфликтно.

Еще в материнской утробе эти два человека сосуществуют вместе, слышат биение сердца друг друга и учатся понимать без слов. Как всем людям им свойственно ссориться и проявлять не самые хорошие черты характера. На какие особенности воспитания двойняшек родителям стоит обратить особое внимание?

  • Синдром подзадоривания. Смотря друг на друга, малыши склонны повторять поступки, усиливая реакцию поведения. Чаще всего это не очень хорошие поступки, связанные с баловством. Когда кричит один, второй старается кричать еще громче. Каждая шалость одного из двойни повторяется с удвоенным энтузиазмом.

Психологи советуют родителям не обращать внимания на шалости, и стараться быть терпеливыми. В качестве наказания можно разделять близнецов по разным комнатам на несколько минут, чтобы они успокоились. Нельзя вызывать у детей чувство соперничества, уделяя каждому равное внимание, симпатию и заботу.

  • Тайный язык близнецов. Для двойни свойственно индивидуальное развитие речи. Малыши склонны подражать словечкам друг друга, и поэтому иногда их трудно понять. Часто близнецы изобретают свой особый язык, понятный только им двоим. Это происходит, если дети большую часть времени предоставлены сами себе, и много общаются между собой.
  • Конкурентная борьба. Часто, более сильный ребенок в паре берет на себя роль лидера. Иногда лидерство бывает поочередным в зависимости от ситуации. Конкуренция и взаимная вражда между близнецами не так выражена, как между разновозрастными детьми в семье. Но близнецы тоже воюют за родительское внимание.

Могут отталкивать друг друга во время игры с мамой, требовать, чтобы внимание принадлежало только одному из них. После года двойню уже можно научить, что нужно ждать своей очереди, быть терпеливым, уступать брату (сестре).

  • Разная степень взаимозависимости в паре. Выделяют несколько типов взаимозависимости в паре: тесная, умеренная и слабая. Тесная зависимость чаще всего наблюдается у генетически идентичных монозиготных близнецов. Это и не удивительно. У них одинаковый набор генов, и только отпечатки пальцев отличаются. Иногда такие двойняшки дополняют друг друга своими способностями, и чувствуют себя полноценными только рядом с братом (сестрой).

В умеренно зависимых парах близнецы более общительны с окружающими, имеют независимую позицию в коллективе. Они обладают самодостаточностью, не копируют друг друга во всем. Двойняшки, которые стремятся постоянно противопоставлять себя друг другу, конкурировать и бороться за превосходство тоже встречаются. В таких случаях родителям нужно запастись терпением и стараться сглаживать все конфликты.

Отношение родителей

Близнецы нуждаются в подчеркивании их индивидуальности. Это предотвратит возникновение проблем в будущей взрослой жизни, будет способствовать развитию индивидуальных особенностей и способностей. Родители должны выработать у детей установку, что их жизнь и поведение не должны быть одинаковыми. В то же время научить любить и поддерживать друг друга, проявляя взаимопомощь и сочувствие.

Само рождение двойняшек еще не означает, что родителям будет очень трудно. Некоторые родители утверждают, что воспитание двойни – это счастье. Действительно, можно позавидовать некоторым близнецам, они умеют понимать не только слова, но и мысли друг друга с одного взгляда, и имеют в лице брата (сестры) надежного друга и верного помощника, который никогда не придаст в беде.

Психологи советуют для развития индивидуальности двойняшек покупать им с детства разные игрушки и одежду, которые будут походить только по качеству и цене. Чтобы не было конкуренции и ненависти, нельзя проявлять к одному из детей больше внимания, чем к другому. Нужно находить силы и время на занятия с обоими малышами.

В переходном возрасте некоторые двойняшки начинают противопоставлять себя друг другу. К совершеннолетию многие опять становятся очень дружными, а другие окончательно расходятся в определениях ценностей и жизненного пути.

Правильное развитие двойняшек

Двойняшки – это обычные малыши. Каждый близнец нуждается в индивидуальных занятиях, хорошем уходе и заботе, как все дети.

Им немного труднее приходится при родах. Иногда они рождаются раньше срока и весят меньше чем другие детки. Но со временем догоняют сверстников при хорошем уходе. В младенческом возрасте близнецы могут страдать нарушениями сна.

Один малыш просыпается и своим плачем будет другого. В таких случаях хорошо делать лечебный массаж и купание перед вечерним кормлением в теплой ванне. От недосыпания малыши становятся агрессивными или, наоборот, вялыми с пониженным аппетитом. Важно соблюдать режим дня и питания.

Во время игр и занятий с детьми их нужно различать, не относясь к ним, как к группе. Например, у каждого может быть свое любимое блюдо. Хотя маме трудно готовить много разнообразных блюд, но полезно учитывать пожелания и отвечать на них. Если один любит кисель, а другой компот, необязательно убеждать двойняшек, что нужно есть одно и то же, лучше приготовить каждому отдельно. В одежде, если нет возможности покупать разные вещи, нужно, чтобы рубашки отличались пуговицами или воротничками.

Каждого ребенка нужно называть по имени, и можно придумать каждому ласковое прозвище. Двойняшки могут путать свои имена, даже когда пойдут в школу. Очень важно уделять много времени для развития речи. Двойняшки часто очень смышленые детки и во многом опережают своих сверстников. Но у родителей недостает времени общаться с малышами и обучать их.

Близнецы общаются друг с другом и не склонны посвящать кого-либо в свой круг интересов. У них даже вырабатывается свой язык, понятный только им. Он состоит из помеси слов родного языка и придуманных, которых не существует. Поэтому чем раньше родители начинают речевое воспитание двойняшек, тем лучше.

К шести годам малыши обычно догоняют сверстников. Но иногда может понадобиться логопед, потому что близнецы, слыша дефекты речи друг друга, склонны их повторять. Во время занятий нужно обращаться к каждому малышу отдельно, говоря лично для него.

Скоро в школу

Многие родители с нетерпением и страхом ждут, когда их непоседы и озорники пойдут в школу. Перед многими семьями встает вопрос, как лучше для детей учиться – вместе или раздельно?

Все зависит от того какие отношения складываются между двойняшками. Если они сильно зависят друг от друга, а взаимное присутствие дает им ощущение спокойствия и комфорта, то разделять малышей нельзя.

Бывают двойняшки, которые сильно отличаются друг от друга в физическом развитии и темпераменте. Один из детей склонен к лидерству, подавляя другого, или между детьми сильно развито соперничество. В таком случае разумнее отдать малышей в отдельные классы. Это позволит лучше развиваться их индивидуальным способностям.

  • двойняшки должны быть в школе и дома вместе столько времени, сколько они хотят, если в подростковом возрасте дружные дети захотят перейти в разные классы, не нужно им мешать;
  • каждый из двойни должен быть самостоятельным в меру своих сил (выбирать какая должна быть одежда, прическа, любимые блюда, игрушки, книжки);
  • дети должны обучаться так, как им позволяют их индивидуальные способности (если у одного из детей технический склад ума, а у другого склонность к гуманитарным наукам, нужно поощрять и не требовать быть таким же, как брат или сестра).

Родителям нужно быть очень внимательными к потребностям близнецов во взаимном общении. Для некоторых из них это неразрывная духовная связь, при отделении от брата или сестры дети чувствуют себя калеками.

Все семьи так или иначе сталкиваются с некоторыми трудностями воспитания. Но в семьях близнецов эти нюансы выражены ярче и требуют от родителей больше внимания и сил. С другой стороны, существуют проблемы, типичные только для близнецовых семей. Родителям важно понимать, что мир близнецов – это специфический микроколлектив, требующий особого подхода. Итак, о каких же особенностях близнецовой ситуации стоит помнить?

Близнецы: все одинаковое или нет?

Появившихся на свет близнецов бывает трудно отличить друг от друга, хотя с самого первого момента они – две отдельные личности. Так что родителям важно учитывать особенности каждого малыша.

- Личное пространство . Необходимо помочь детям сформировать границы собственного «я», осознать свои сильные и слабые стороны, почувствовать себя разделенным с братом или сестрой. Для этого у каждого близнеца должно быть личное пространство, пусть и небольшое, свои собственные игрушки, вещи, книги.

- Особенности гардероба . Что касается одежды, то в раннем детстве это не принципиально, но чем старше становятся дети, тем важнее формирование индивидуальности, учет личных предпочтений. Поэтому в гардеробе близнецов должна быть как одинаковая одежда, так и разная, чтобы дети могли сами комбинировать ее и выбирать свой образ.

- Опыт разлуки . По мере взросления детей их можно все чаще разделять, давая разные поручения и задания, отвозя погостить к бабушке или отправляя с папой на прогулку поодиночке. Это даст малышам возможность получить собственные впечатления, эмоции, знания, которыми они с удовольствием поделятся друг с другом. Но не стоит стремиться всегда и везде разделять близнецов. Например, отдавая малышей в кружки или секции, для начала присмотритесь к их данным, наклонностям, талантам. Быть может, дети тяготеют к одному и тому же виду деятельности, а значит, и занятия у них должны быть одинаковыми.

Особенности речи близнецов

Вероятно, многие родители, воспитывающие близнецов, сталкиваются с некоторыми особенностями их речевого развития. Действительно, близнецы часто начинают говорить позже своих сверстников. Некоторые родители не обращают внимания на этот факт, другие начинают беспокоиться заранее. Нужно понимать, что такая тенденция близняшек – лишь предрасположенность, которую нельзя игнорировать, но и не следует бояться.

- «Тайный язык» как данность . Дети-близнецы практически всегда находятся в компании друг друга, поэтому и общение между ними начинается довольно рано. Правда, оно весьма своеобразно, потому что включает в себя жесты, звуки и особенные, понятные только самим двойняшкам слова. Если обычный ребенок начинает говорить, подражая правильной речи взрослого, и подталкивается стремлением удовлетворить свою потребность в общении, то близнецы довольствуются общением друг с другом. Копируя друг друга, повторяя неправильно, они не просто коверкают слова, но и закрепляют такое произношение. Отсюда и появляются логопедические проблемы. Однако коррекция их общения на раннем этапе позволяет преодолеть все сложности.

- Особое внимание – развитию разговорных навыков . Несмотря на домашние заботы, важно общаться с детьми как можно чаще, читать книги, рассказывать сказки, просто беседовать, чтобы у малышей была возможность слышать грамотную речь. Следите за своей речью в присутствии близнецов, старайтесь сделать ее яркой и интересной, учите малышей не перебивать и слушать друг друга, не торопите их и не договаривайте за них фразы и предложения. В тех же случаях, когда у детей уже появились речевые дефекты, обратитесь к логопеду.

Почему близнецы ревнуют?

Несмотря на то, что близнецы, в отличие от одиночно рожденных детей, с самого начала привыкают делить внимание родителей и сосуществовать в паре, их не обходит стороной ни ревность, ни соперничество друг с другом. Из-за чего могут конфликтовать близняшки? В первую очередь это внимание родителей. В такие моменты, как бы ни вели себя двойняшки и что бы ни делали, очень важно предъявлять им одинаковые требования.

- Всеобщее равенство . Старайтесь уделить равное внимание детям, используйте свой голос как способ выражения заботы об одном, пока вы занимаетесь с другим, привлекайте по возможности папу и других родственников к воспитанию малышей. Даже во время болезни одного близнеца не стоит хлопотать перед ним на глазах у другого, лучше привлеките второго ребенка к уходу за больным.

- Четкие правила . Ограничивайте выбор детей, пока они не научатся ждать и договариваться. Можно даже составить расписание, когда и что вы делаете с каждым ребенком, и повесить его на видное место. Например, в понедельник один заказывает завтрак, во вторник – другой, утром первый выбирает маршрут прогулки, вечером – второй.

Дети-близнецы: кто главнее?

Доминирование одного ребенка над другим в близнецовой паре – классическое явление. Не допускайте, чтобы распределение ролей в близнецовой паре приводило к полному подчинению одного ребенка другому. Это травмирует личность ведомого малыша.

- Осторожность в ярлыках . Нужно сказать, что именно родители играют определяющую роль в формировании отношений между близнецами по типу «ведущий – ведомый». Так, например, более крупный из двойняшек часто становится для взрослых старшим, сильным, в то время как второй ребенок может считаться слабеньким. Движимые таким различным отношением к себе окружающих, близнецы разделяют роли на руководителя и подопечного. Поэтому не стоит концентрироваться на различиях между детьми.

- Аккуратная помощь . Стимулируйте интерес малышей к сюжетно-ролевым играм, чтобы каждый мог примерить на себя разные роли. Контролируйте игровой процесс, помогая ведомому выразить себя в игре, обучая его брать на себя ответственность за те или иные действия. Иногда бывает просто необходимо разделить близнецов, чтобы каждый смог проявить себя, не становясь тенью своего брата или сестры. Разведите детей по разным кружкам и секциям.

Учет родителями особенностей близнецов позволяет обойти многие возможные проблемы и помочь каждому ребенку найти свой путь, на котором рядом будет не просто близнец, а хороший друг – брат или сестра.

Звездные родители близнецов

Диана Арбенина, певица, и Артем и Марта (5 лет):

«Хотя Артем и Марта двойняшки, они абсолютно не похожи друг на друга. Когда они были помладше, по моему возвращению с гастролей домой сын с криками кидался на шею, а дочка сначала бежала ко мне, затем притормаживала, как будто присматривалась, а потом тихонько подходила, крепко обнимала и утыкалась в коленку. И это такая сильная сцена! Марта очень глубокая, ранимая и мудрая. Артем же более открытый, вспыльчивый, но при этом тонко чувствующий».

Мария Болтнева, актриса, и Платон, Тимофей и Андрей (3 года):

«У сыновей одинаковые кроватки, зубные щетки, стулья. А вот одежду я им покупаю разную. Каждому придумала стиль: Тимка – немножко рэпер: стильный, с кепкой, перевернутой назад; Платона вижу ученым в штанах с подтяжками и с микроскопом; Андрюху – онегинским денди».