Разбор проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненныепредставлениядетей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Ксюша Купцова
Педсовет для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Педагогический совет. Воспитатель : Купцова О. Н.

Тема : «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста ".Цель :

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности.

Задачи :

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса.

2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций .

3. Картотека проблемных ситуаций .

4. Заключение.

Уважаемые коллеги!

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из пунктов описаны планируемые результаты освоения детьми этой программы . Вот некоторые из них :

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы , адекватные возрасту ) . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем , поставленных как взрослым, так и им самим) ; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем ) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

Возникает вопрос :

"Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа : вчера нужен был исполнитель , а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения , направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия.

Рубинштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема ?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы . Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация , при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.) .

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников ? Можно указать на следующие :

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения .

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации :

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация ;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1) Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми .

2) Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3) Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить . У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно , а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации :

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) Поиск средств анализа, условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы ?».

Например : «Почему баба Яга помогла Иванушке, хотя вначале хотела съесть его? Она добрая или злая?». Воспитатель помогает детям вспомнить добрые и недобрые поступки бабы Яги, проанализировать, кому она помогает, а кого и при каких обстоятельствах – обижает. Это не просто воспроизведение знания , которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. При анализе сказочных произведений педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения.

2) Процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Например : дети должны помочь персонажу найти выход в трудной ситуации . «Что должна сделать сестренка, чтобы найти и спасти братца Иванушку? Все ли она делала верно?». Ребенок непроизвольно ставит себя на место персонажа и пытается представить, что бы он сам смог сделать в подобной ситуации .

3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Например : дети вместе с персонажами сказок решают трудные загадки : «Как принести воду в решете?» Для этого педагог организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лед. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из емкости.

Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации , а может быть организовано проблемное мероприятие , когда используется несколько проблемных форм обучения .

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения ) .

Он внимательно выслушивает все возражения .

Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно : выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»

2. Фрагмент НОД.

1. Так, например, изучая тему «Вода» , педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают : «Где же эта вода?» .

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку) .

2. На занятие по математике (ФЭМП) воспитатель : показывает миску с пшеном и спрашивает : «Как узнать, сколько здесь пшена?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,- говорит воспитатель ,- но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них : «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить пшено. Воспитатель объясняет : «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить пшено стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показывает, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой» . Дети выби-рают один из вариантов, например полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с пшеном и говорит : «Вот наша мерка - полный до краев стакан. Когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились». Затем высыпает пшено из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагает детям, каждый раз, когда высыпает из стакана пшено ставить предметы для памяти.

После того, как все пшено измерили, воспитатель спрашивает , можно ли узнать, сколько было полных стаканов пшена в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске три стакана.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрачную посуду , чтобы было видно, как в одной посуде количество пшена (воды) уменьшается, а в другой - увеличивается.

Перед измерением фиксирую внимание детей на том, что необходимо договориться о полноте меры, т. е. ее наполняемости. Подчеркиваю, что можно выбрать любую наполняемость (до полоски, с «горочкой» , полстакана). После того как полнота меры определена (договорились, как будем наполнять стакан, ложку, следует строго выполнять это условие. Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы : чашку, блюдце, ложку - и предлагаю попробовать измерить этими мерками.

3. Картотека проблемных ситуаций .

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций . Надеюсь, что предложенная картотека поможет им в этом.

1. Тема : «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

2. Тема : «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

3. Тема : «Дома» , «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

4. Тема : «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

5. Тема : «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

6. Тема : «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

7. Тема : «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

8. Тема : «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

9. Тема : «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

10. Тема : «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

11. Тема : «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег , а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?

12. Тема : «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

13. Тема : «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

14. Тема : «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

15. Тема : «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

16. Тема : «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие : Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

17. Тема : «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

18. Тема : «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

19. Тема : «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

20. Тема : «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

21. Тема : «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

22. Тема : «Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

23. Тема : «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

24. Тема : «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

4. Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста .

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника , коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Плюсы проблемного обучения :

Педагог является равноправным партнером;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами открывают новые знания и способы действия;

Дети обсуждают проблему , находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются

Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников .

Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга

В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Очень часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления. Ребёнок стремиться мыслить по готовым схемам, предложенным взрослым. Многие дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.

Использование в работе с детьми методов проблемного обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Под проблемной ситуацией понимается - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Другими словами, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их найти.

Характерные признаки проблемного обучения:

· возникает состояние интеллектуального затруднения;

· возникает противоречивая ситуация;

· появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

· проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда - в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Цель воспитателя - побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной - он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

Подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

Определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Ставим проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы - доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Предлагаю несколько проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации на выведение следствий

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Из крана на кухне польется апельсиновый сок?

Из тучи вместо дождя станет падать изюм?

Люди придумают таблетки от сна? и т.п.

Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Во всем доме погасли все электрические лампочки;

Речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.

Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма»

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».

Проблемная ситуация «Архимед»

Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

Как без космического корабля слетать на Сатурн?

Как оживить куклу?

Как закрепить детали одежды без ниток?

Как вымыть руки без мыла? и т.п.

Проблемная ситуация «Про часы»

Педагог предлагает детям представить, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не

завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.

Проблемные ситуации на разрешение противоречий

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Нужно слепить снеговика, а снега мало;

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.

Проблемная ситуация «История про Чучело, которое птиц и мышей пугать перестало»

Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Чучело стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Чучелом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений о способах измерения объектов

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

Проблемные ситуации на воплощение замыслов

Цель : учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной деятельности.

Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети зарисовывают идею.

Включение таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Мастер-класс

Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ Гимназия г. Чайковский

Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Предмет: проектная деятельность

Цель : демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды; разработка авторской модели урока в режиме проектной технологии .

Задачи:


  • диссемилировать опыт проектной деятельности с учащимися путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • определить в ходе совместной работы методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;

  • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и совершенствования.
Структура проведения мастер–класса

  1. Вступительное слово мастера об актуальности использования проектной технологии в образовательном процессе.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. Используя современные педагогические технологии, учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя должна быть следующей: идти в класс не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проектная технология - универсальная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

2. Практическое занятие. Интерпретация притчи.

Задание участникам:


  • Как можно разрешить данную ситуацию?

  • Какие вопросы могут возникнуть?

  • Что я лично могу сделать?

  • Чем мне необходимо владеть для разрешения ситуации?
Притча про слона

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал : «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

На этом этапе учебного занятия организуется диалог, во времякоторого происходит преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития детей. В диалоге происходит проявление личной позиции учащихся по отношению к притче и выявление дефецитов для практического решения. Учитель фиксирует мнения детей.


  1. Следующий этап мастер-класса - определение образа проблемы. Демонстрация слайда (четыре рисунка: желе, снежинка, мозаика, олимпийские кольца). Задания для педагогов: что может объединять эти рисунки?Определение образа проблемы позволяют фиксировать многогранность проблем.

  2. Работа в группах. Педагогам предложено разбиться на четыре группы. Группа получает раздаточный материал. Каждая группа через образ проблемы формулирует определение проблемы и фиксирует это в таблице.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается , когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!
Способы решения :

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.


Проблемы, похожие на многослойное желе



Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?
Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.


Проблемы, похожие на снежинку



Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.
Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.


Проблемы, похожие на олимпийские кольца



Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия : личный успех и помощь другому.


На данном этапе происходит практическая работа с понятием «образ проблемы», понимание данного образа и представление примера. Групповая работа на этом этапе позволяет структурировать знания с понятием «проблема», на практике примененить новые знания, вступать в новые формы коммуникации.

  1. Выполнение задания в парах. Педагог предлагает примеры проблемных ситуаций. Участники мастер-класса определяют по описанию проблемной ситуации вид проблемы.

    № п/п

    Проблемная ситуация

    Название проблемы

    1.


    Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать - не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

    2.


    Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях , об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

    3.


    Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

    4.


    На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

    5.

    Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

    6.

    Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?


  2. Заключительный этап занятия. Индивидуальная работа. Проверь себя! Приведите пример проблемы и укажите способ ее решения.

№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.


Проблема, похожая на мозаику

2.


Проблема, похожая на многослойное желе

3.


Проблема, похожая на снежинку

4.


Проблема, похожая на олимпийские кольца

  1. Рефлексия. Обсуждение результатов совместной деятельности. Самооценка деятельности.

  1. Результаты: