Родительская любовь, сущность и характеристика. Безусловная родительская любовь — какая она

Предлагаем фрагмент из лучшей работы в номинации "Родители" конкурса "Диалог"

В чем проявляется любовь к детям

Титов Е.Д. Кольчугино

Пять пунктов, которые раскрывают нашу точку зрения на вопрос, в чем проявляется любовь к детям:

Как правило, ребенок, который растет в атмосфере родительской любви , благополучен. Чем эта любовь честнее и глубже, тем с большим успехом ребенок преодолевает трудности развития, быстрее и без особенных разочарований достигает зрелости. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят и создает у ребенка чувства счастья, спокойствия и уверенности в себе.

Ниже перечислим основные (на наш взгляд) способы выражения родительской любви к ребенку.

  1. 1. Похвала и поддержка

Эта форма выражения любви имеет прямое влияние на формирование у ребенка позитивного самоотношения, которое служит основой для уверенного и независимого поведения. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а адоптивное поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упреком, угрозам и обвинениям. При этом теряется контакт и возможность влиять на поведение ребенка, не прибегая к использованию силы. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств за которые его искренне можно похвалить. Значение эмоциональной поддержки ребенка в ситуациях, когда он старается добиться определенного результата или совершает ошибку, очевидно и трудно переоценить.

  1. 2. Позитивное словесное общение: не жалейте добрых слов!

Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, в не зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

"Приятные слова - как сотовый мед: сладость душе и исцеление телу". Если родители будут тщательно обдумывать каждое произнесенное ими слово, они окажут детям неоценимую помощь и в духовном росте, и в физическом здоровье. Сердце человека радуется, когда он слышит приятные слова: похвалу, одобрение, слова любви и симпатии. Дети расцветают от такого общения, в них растет чувство собственного достоинства, крепнет уверенность в себе. Однако, чтобы добрые слова, брошенные от случая к случаю, не уходили в песок, а оказывали постоянное позитивное воздействие на детей, их следует сознательно и умело вплетать в канву словесного общения с ребенком.

  1. 3. Безусловное внимание (в т.ч. совместное творчество)

Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку. В течение этого периодически повторяющегося и ожидаемого ребенком периода, ребенок имеет преимущество в том, какой деятельностью этот период наполнить. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей – укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости. Благодарность родителям за предоставленное ими безусловное внимание значительно увеличивает их влияние на формирование личности ребенка в будущем. Особое значение имеет совместное творчество как деятельность, стимулирующая развитие адаптивных ресурсов личности.

  1. 4. Играйте вместе.

В играх между родителями и детьми есть свои достоинства. Играя с ребенком, родители общаются с ним на детском уровне. Игра удается только тогда, когда взрослый как бы превращается в ребенка. Когда взрослые, играя с ребенком, находят в этом удовольствие и для себя, создается обстановка взаимопонимания. Дети на время освобождаются от традиционных отношений с родителями, полных критики и нареканий. В игре дети и родители полностью расслабляются: их связывает общее увлечение. Дети видят в родителях товарищей по игре; между ними исчезает отчужденность, усиливается привязанность друг к другу.

  1. 5. Умейте выслушать ребенка .

Любовь к детям проявляется и в нашем умении выслушать их. Важно не только выделить время для общения с ребенком, но и проявить интерес к его рассказу, адекватно реагировать на него репликами, мимикой, жестами.

Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем наших детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в своей душе настоящую любовь. Но детям важно только одно - к а к мы проявляем свое чувство. Вполне возможно, что какой-то ребенок вовсе не ощущает себя любимым, хотя мы делаем все необходимое для его блага. Вспомните, например, сколько усилий мы затрачиваем - причем с самыми замечательными намерениями, - чтобы наш ребенок рос крепким и здоровым. Заставляя малыша есть через силу, мы чувствуем, как нас переполняет любовь к нему. Он же отнюдь не ощущает себя любимым - ему плохо, так как мы надоедаем ему, давим на него.

В течение первых двух лет жизни ребенка нашу любовь лучше всего проявлять в постоянном физическом общении с ним. Надо брать малыша на руки, ласкать, пеленать, гладить его ручки, ножки, головку. Будь у детей хвостик, как у собачек, они бы радостно виляли им всякий раз, когда мы голубим их, шутим, играем с ними. Малышам нравится, когда с ними возятся, баюкают, нянчат, - это прекрасный способ доказать нашу любовь, дать понять, что мы бесконечно любим их. Кроме того, не только родители должны выражать любовь своему ребенку - чем больше людей возится с малышом, тем лучше: он будет думать, что все на свете рады ему, и возможно, это убеждение поможет ему со временем в контактах с миром.

Другой очень важный путь проявления любви к ребенку - уважение его желаний. Это верно, что мы лучше малыша знаем, что ему полезно, а что нет, но так же справедливо и то, что даже самый крохотный ребенок обладает некоей физиологической мудростью. Врачи знают это и меняют малышу диету, когда он отказывается от какой-либо пищи. Точно так же мы признаем законность желаний ребенка, если перестанем навязывать ему навыки, которым он сопротивляется. Если малыш не хочет спать днем, не будем принуждать его. Если он отталкивает рожок, не допив несколько граммов, не нужно заставлять его во что бы то ни стало допить всю порцию. Это вовсе не значит, что мы должны с малолетства вырабатывать полезные привычки, но приучать к ним надо, соизмеряясь с готовностью и желанием ребенка освоить их и учитывая его реакции. Когда ветры и течения слишком переменчивы, нельзя идти напрямик. Мы быстрее доберемся до цели, если станем лавировать и менять время от времени курс. Такая тактика поможет ребенку обрести самоутверждение и почувствовать доброе отношение родителей. Он поймет, что его любят, поскольку обращаются с ним как с человеком, а не роботом, который должен автоматически выдавать постоянные результаты.

Третья возможность показать свою любовь - проявлять ее постоянно.
Малыш теряется и падает духом, когда вы, похвалив за то, что он держит стакан с молоком, тут же кричите на него, если он чуточку пролил. Ребенок не в силах понять, отчего родители, только что радовавшиеся его первым шагам, вдруг грозно одергивают его, если он направляется туда, куда, по их мнению, ходить нельзя. Хотя подобные истории случаются почти с каждым ребенком, мы сможем оградить его от подобных несуразностей, а значит, и не вызовем сомнения в нашей любви, стараясь как можно меньше раздражаться. Вся хитрость заключается в том, чтобы как можно реже огорчаться и расстраиваться из-за мелких неприятностей, иначе жизнь станет слишком трудной, и нашим детям она тоже покажется невыносимой. Когда родительская любовь исчезает с такой легкостью, ребенок теряет уверенность в ней. Позднее, когда нужно будет решать множество сложных жизненных проблем, эта неуверенность обернется недоверием к родителям.

Еще одна причина непостоянства родительской любви проявляется в случаях, когда родители чрезмерно тщеславны. Хотя ими и движут самые лучшие намерения, все же они слишком требовательны к своим детям. Правда, некоторые стараются смягчить строгость щедрыми подарками, но это ни в коей мере не устраняет вредных последствий чрезмерных требований. То же относится и ко взрослым. Представьте себе, к примеру, человека, который работает у сурового и придирчивого хозяина. Даже если тот и хорошо платит за добросовестную работу, служащий все равно будет задаваться вопросом: а стоит ли трудиться на него? Мягкость, приветливость, чуткость, если они проявляются повседневно, приносят больше удовлетворения, нежели самое высокое вознаграждение. У взрослых свои трудности, но они могут выбирать. Дети не могут.

Наконец, еще один способ проявить свою любовь к детям - отдавать им все свое время без остатка. Отдавать для того, чтобы играть с ними, особенно с 3-летнего возраста. С тех пор как ребенок начнет получать удовольствие от участия в жизни взрослых, он полностью будет полагаться на родителей, видя в каждом из них руководителя, путеводителя и знатока.

Время, какое мы можем подарить нашим детям, для них полезнее и дороже любой игрушки. Кроме того, если мы сумеем слить наши вкусы со вкусами ребенка, то создадим у него ощущение, что он и в самом деле равноправный товарищ взрослым. Может быть, он не станет проявлять свою любовь, как прежде, и нам придется примириться с этим, но между нами установится глубокая душевная близость, которая окажется тем прочнее, чем больше времени мы будем отдавать друг другу.

Наконец, родительская любовь - понятие очень обширное. В своем лучшем проявлении это чувство никогда не принадлежит кому-то одному. Если любовь в семье делится между всеми ее членами, то каждый рад ей, не только малыш. Иными словами, родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

Любовь… Это высокое, сильное, светлое и бесконечно яркое чувство, которое способно изменить человека. Влюбленный человек совершенно по-другому смотрит на окружающий мир, на самого себя, на свою жизнь. Любовь встречается в жизни каждого из нас в многогранных ее проявлениях.

Патриотизм, забота о родине – то проявление любви,без которого невозможна победа на войне, достойная жизнь гражданина страны. Любовь между мужчиной и женщиной способна преображать человека, открывать лучшие стороны его души, давать повод совершать самоотверженные и героические поступки. Не мало важна любовь к профессии, любимому делу. Есть люди, которые уходят с головой в любимую работу, честно выполняют свой профессиональный долг. . Материнская, родительская любовь, по моему мнению, является одним из самых сильных проявлений этого чувства, потому что она не на чем не основывается: родители любят своих детей бескорыстной любовью просто так, за то, что они есть, за то, что это их дети. Родительская любовь носит самоотверженный, жертвенный характер: любящие отцы, матери думаю прежде всего о благополучии и счастье своего ребенка, часто жертвую при этом своим здоровьем, а иногда даже жизнью. Однако, хотя проявление родительской любви и носит самоотверженный характер, оно не должно быть слепым обожанием ребенка. Родители должны не потакать ему во всех прихотях, а воспитывать, прививать правильные нравственные ценности.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели и драматурги. Вспомним повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отец Петруши Гринева сильно любил его и старался с детства привить ему нравственность, умение поступать с честью. Он искренне хотел, чтоб его сын вырос человеком с большой буквы, а не разгильдяем. Поэтому в начале повести он отправляет сына служить не в Петербург, где служба носит весьма поверхностный и праздный характер, а в Оренбург. Он не жалеет сына и не потакает его прихотям вести веселую жизнь. В этом и проявляется его истинная любовь. Отправляя Петра на службу, он дает ему ценные указания, которыми Петруша руководит на протяжении всей своей жизни. Он учит любимого сына слушать начальство, на службу не напрашиваться, если предложат – не отказываться. Говорит фразу, которая со временем сала фразеологизмом и девизом многих честных людей: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Этот литературный пример показывает, как родительская любовь, забота проявляется в небезразличие к судьбе и характеру сына. Отец прививает ребенку такие жизненные качества, которые помогут ему стать честным, благородным человеком, который будет действовать и жить не из соображений личной выгоды, а бескорыстно, для других людей.

Подобно А.С.Пушкину проблему родительской любви раскрывает и Н.В.Гоголь в поэме Мертвые души», но показывает ее с противоположной стороны. Отец Чичикова тоже прививает сыну жизненные ценности, однако учит его угодничеству, жадности и лести. Он дает сыну указание беречь копейку, дружить только с богатыми ребятами, никого не угощать. Он сам является подлым карьеристом, поэтому советует сыну во всем потакать начальству. Такое воспитание, прояление родительской любви порождает в человеке лишь плохие качества.

Таким образом мы видим, как родительская любовь может иметь пагубное влияние на ребенка.

Мысль о том, что любовь не должна быть слепым обожанием, говорится в рассказе Д.И.Фонвизина «недоросль». Госпожа Простакова обожает своего сына Митрофанушку. С грубостью и скупостью относясь ко всем домашним, для своего обожаемого ребенка она всегда делает исключение. Даже нанимает ему трех учителей, хоть и выбирает по принципу,кому меньше платить надо. Своей слепой любовью она потакала его обжорству, прося кормить его лучшими блюдами. Однако когда трудную минуту она кинулась к нему со словами "ты один у меня остался, Митрофанушка", услышала грубый ответ "да отвяжись, матушка". Это показывает нам, каким грубым невежей она вырастила своего сына, потакая всем его прихоти. Он не хочет и не умеет учиться, думает только о развлечениях, всем дерзит.

Таким образом мы видим, что нельзя проявлять свою любовь к ребенку чрезмерным образом. Такое злонравие героя - прямое следствие его слепого обожания матерью.

Приведенные примеры показывают, что любовь к детям можно проявлять по разному. Но я остаюсь при мнении, что лучшим проявлением родительской любви является самопожертвование ради благополучия своего ребенка, самоотверженный поступки родителей, правильное воспитание своего ребенка. То, что им не безразлична его дальнейшая жизнь и характер, является прямым доказательством того, что их любовь искренна.

Мы писали в своей школе, металлоискателя не было, поэтому я протащила тлф, но он не понадобился. одела юбку с секретным карманом (его вообще не видно) и скрепила его булавкой, чтоб не открылся.

Взяла шпоры, где из своей этой тетради уже выписала то, что посчитала нужным, что могла забыть. Особенно инициалы авторов. Вот они пригодились. В классе,конечно,ничего не смотрите. В туалете спокойно, главное долго не сидите ахах

Но если сомневаетесь или боитесь - не берите! Валить на этом экзамене все равно не будут + его можно пересдать и даже несколько раз. Да и он практически никуда не идет.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров - как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, - то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин "принятие" (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия - антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Термин "привязанность" (attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что сама теория привязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкому взрослому), выходя за пределы чисто эмоционального аспекта, включает в рассмотрение также закономерности развития познавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умирало около 30% детей в возрасте до 5 лет. Во второй половине XIX в. семья С.А. и Л.Н. Толстых потеряла пятерых детей из двенадцати. Родители делили свое внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Близкие эмоциональные длительные отношения родителей с ребенком были редкостью в силу особенностей семейного уклада и образа жизни семьи того времени. Только во второй половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательной нормативной установкой [Кон, 1988], а со второй половины XIX в. возникает детоцентристский тип семьи. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как "норма" психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, - как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки в отношении ребенка. Любовь к ребенку - эмоциональная близость и взаимопонимание - не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание "нелюбви", отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства - чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач: стабилизация эмоционального состояния родителя - осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему - преодоление чувства вины - оптимизация общения и сотрудничества с ребенком - повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель - ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что"). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у, ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит не-сформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость - дальность.

Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:

Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)

Тип любви/отвержения

Характеристики любви/отвержения

Родительское поведение

Родительское кредо

1. Действенная любовь

симпатия уважение близость

Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь

"Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший"

2. Отстраненная любовь

симпатия уважение дистантность

Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи

"У меня прекрасный ребенок, но я очень занят"

3. Действенная жалость

симпатия неуважение близость

Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование

"Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его"

4. Снисходительное отстранение

симпатия неуважение дистантность

Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью

"Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, - есть объективные причины"

5. Отвержение

антипатия неуважение дистантность

Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью

"Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!"

6. Презрение

антипатия неуважение близость

Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в эодительской воспитательной системе запретов

"Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох"

7. Преследование

антипатия уважение близость

Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль

"Мой ребенок - негодяй, и я докажу это!"

антипатия неуважение гшстантность

Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование

"Я не хочу иметь дело с этим негодяем!"

Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.

Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следствие, перенос на него негативного эмоционального отношения. Психологическая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин подобной проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе актуализированных защитных механизмов.

Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к формированию привязанности, и психологической травмы, например утраты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирующей ситуации либо ассоциируется с ней. Психологическая помощь здесь строится в контексте преодоления посттравматического стресса.

Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая "шизофреногенная мать", обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором актуализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.

Индивидуально-типологические особенности ребенка - "трудный темперамент", чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, - опосредующие формирование родительского отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет степень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противоположен родительскому, это может восприниматься родителем как негативная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противоположная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается последним как проявление слабости ребенка.

Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.

Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова). Признавая существование двух социальных институтов родительства-материнства и отцовства, важно не только отметить серьезные различия в реализации материнства и отцовства как качественно своеобразных форм родительства, но и указать на их сходство. В работах Э. Галински [Крайг, 2000] выделяются шесть стадий родительства, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка. На каждой из них родитель решает определенные задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности. Первая стадия - стадия формирования образа - продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй - стадии выкармливания (от рождения до 1 года) - центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком. Первичная иерархизация ценностей и ролей в контексте развития идентичности родителей также осуществляется именно на этой стадии. Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Насколько мой ребенок отвечает идеальному его образу, созданному в моем представлении? Могу ли я принять ребенка таким, какой он есть? Насколько я сам удовлетворяю себя как родитель? Ответы на эти вопросы предполагают рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом "работы над ошибками" раннего периода становления родительства. Четвертая стадия - стадия интерпретации - приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая - стадия взаимозависимости - характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. Характер перестройки отношений со взрослеющими детьми может сделать их партнерскими или, в случае деструктивного ее развития, отношениями соперничества и противостояния. На шестой стадии - стадии расставания - родители должны окончательно признать взрослость и независимости детей, принять их психологический "уход" и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были.

Фундаментальным открытием психоанализа стало положение о роли матери (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка. Внешний мир (среда) открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступает как мир человеческих интерперсональных отношений, мир людей [Фрейд, 1991; Адлер, 1990; Фрейд, 1993; Винникотт, 1995; Эльконин, 1989].3. Фрейд считал, что именно мать является для ребенка источником переживания чувства удовольствия и объектом первого сексуального выбора.

Из признания решающей роли матери (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка рождается вопрос о том, как влияет поведение матери на становление личности. Д. Винникотт одним из первых предложил гипотезу гармоничного взаимодействия среды и ранних интрапсихических процессов. Он предлагает рассматривать в качестве объекта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать-ребенок. В силу беспомощности младенца и зависимости его от матери ребенок и мать представляют собой единое целое. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию держания и телесного контакта {holding), обеспечивает процесс персонализации - становление Я ребенка, т.е. дифференциацию субъекта и среды и формирование автономной личности. Становление собственного Я (Self) осуществляется через развитие от абсолютной (экстремальной) зависимости к относительной независимости и автономии. Механизмом становления независимости выступает процесс реализации ребенком омнипотентных желаний и первичной агрессии в отношениях с матерью (близким взрослым). Терпение к проявлениям агрессивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью "поддерживающего" поведения создают условия для гармоничного развития ребенка . Поведение и позиция матери является существенным условием эффективности этого процесса. Винникотт рассматривает способность матери создавать благоприятную среду для развития ребенка как ее природную способность. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только помешать реализации этой способности. Любовь и забота, теплое, принимающее, уважительное отношение матери к ребенку создают необходимую установку доверия и стимулируют самостоятельную активность ребенка в отношении его саморазвития. Благодаря психоанализу проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в детском возрасте. Особенности материнской и отцовской любви, позиция обоих родителей в воспитании не только обусловливают индивидуальную траекторию развития ребенка, но и выступают существенным условием прогрессивного нормативного развития личности [Адлер, 1990; Хорни, 1993]. В решении вопроса о природе материнской любви и материнской позиции можно выделить два подхода - эволюционно-биологический (Дж. Боулби, Винникотт Д.) и культурно-исторический (М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова).

Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляет естественную характеристику женщины и не нуждается в дальнейших объяснениях . Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Человеческий ребенок - самый беспомощный и менее подготовленный к жизни с момента рождения из всех видов живых существ. Возможность его выживания напрямую зависит от заботы родителей. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку уход и защиту на протяжении всей человеческой истории. Уникальность позиции матери в реализации функции родительской заботы обосновывается тем, что мать, в отличие от отца, наиболее адекватно реализует репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком. Это обусловлено полной уверенностью матери в своем родительском статусе, более коротким по сравнению с мужчинами репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительным интервалом между рождением детей и большими энергетическими затратами на протяжении периода их вынашивания и родов . Боулби утверждает, что сохранение материнского инстинкта в процессе эволюции в условиях утраты человеком большинства инстинктивных форм поведения связано с его особым значением для сохранения человеческого рода. Важную роль в "запуске" материнского поведения в отношении ухода и заботы о младенце играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Например, высокий уровень окситоцина указывает на глобальные изменения, подготавливающие уход за младенцем, - большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии . Высказывается предположение о существовании критического периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные "ключевые раздражители" запускают врожденную программу ухода, заботы и привязанности матери. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию надежной позитивно-эмоциональной связи в отношениях с приемными детьми.

В рамках культурно-исторического подхода материнство рассматривается как социальный институт, развивающийся на протяжении истории человечества. Э. Бадинтер считает, что в понятие "материнская любовь" в разные исторические эпохи вкладывается неодинаковое содержание. Значимость ролей жены, матери и свободной женщины на протяжении истории меняется. Материнство выступает как одна из социальных ролей женщины, и, значит, формирование материнской позиции и соответствующей ролевой модели поведения определяют ценности, установки, традиции и нормы культуры общества. Хорошо известны прямо противоположные примеры материнского поведения - от самопожертвования до пренебрежения материнскими обязанностями. В современном обществе растет социальное сиротство - отсутствие опеки и заботы при живых родителях. Все чаще мы сталкиваемся с феноменом отказных детей, случаями продажи матерями своих детей, принуждения их к антисоциальным действиям (попрошайничеству, проституции, воровству и пр.), жестокого обращения, избиения и т.д. Появился даже соответствующий термин для обозначения подобного поведения - "уклоняющееся материнство". Все эти факты подвергают сомнению тезис о врожденной инстинктивной природе материнства и свидетельствуют в пользу культурно-исторического подхода.

Материнская позиция представляет собой результат присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства, формируется в специфической деятельности по уходу за ребенком и его воспитанию, обусловлена культуральными особенностями и детскими воспоминаниями матери о воспитании в ее собственной семье. Развитие материнства детерминируется врожденными предпосылками (психофизиологическими, гормональными механизмами), активной деятельностью самой женщины и заданными в культуре "идеальными формами материнства", культурными моделями ролевого поведения матери. Например, формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности и ее ориентацией на культурно заданные формы поведения. Известно, что у женщин, которые в период беременности думают о ребенке, разговаривают с ним, эмоциональная связь с ребенком в постнатальном периоде формируется значительно быстрее. С другой стороны, было бы неверно игнорировать органические предпосылки формирования материнской позиции. М. Мид на основе изучения ритуалов и традиций воспитания детей в первобытных культурах пришла к выводу, что материнская забота и привязанность обусловлены самими органическими условиями зачатия, вынашивания, родов и кормления грудью. Вместе с тем социальные установки и предписания могут исказить материнскую позицию: там, где общество жестко предписывает принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может лишить его жизни или бросить на произвол судьбы.

В становлении родительства можно выделить ряд стадий: принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период "постродительства" (реализация ролей бабушек и дедушек) (В. Миллер).

Г.Г. Филиппова выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции. Первый этап - взаимодействие с собственной матерью - начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ней, девочкой, и социокультурной практикой материнства. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования собственной материнской идентичности женщины. Ценностное отношение матери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения к собственному ребенку. Хорошо известны факты нарушения материнского поведения вплоть до отвержения и жестокости по отношению к ребенку в случае, когда собственный детский опыт отношений с матерью определялся переживанием отвержения, нелюбви, игнорирования. Ценность материнства возникает у девочки позже на основе переживания и рефлексии социальных оценок материнства как культурной модели поведения и отношения к материнству ее собственной матери. Процесс усвоения материнской роли регулируется психологическими механизмами ассимиляции, идентификации, осознанного обучения родительству.

Второй этап - игровой - обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра "в семью" и "дочки-матери" открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирования устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в "дочки-матери" издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вручаемых девочке родителями, была кукла. Кукла передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготовляли. Девочки шили ей одежду, играли с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие наряды имела, как играла с ней девочка, судили о том, хорошей ли матерью она станет. Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементом социализации в подготовке ребенка к будущей семейной жизни.

Третий этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье более связано с рождением второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания малыша. В истории общества в примитивных культурах уже шести-семилетние дети включаются в процесс заботы о шестимесячных и более старших детях. Аналог нянченью младенцев можно наблюдать и в поведении высших животных, ведущих стадный образ жизни. Например, у шимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществляют взаимное обыскивание, охраняют малыша от других особей, переносят их на безопасное расстояние и т.д. В нянченье Г.Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально-личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка за младшим, овладение инструментальной его стороной. Здесь формируется индивидуальный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем. Сенситивным периодом для формирования установки на нянченье является возраст 6-10 лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем, получает возможность реализовать свою потребность в серьезной, взрослой, социально значимой деятельности, причем в привлекательной для него игровой форме и без принятия всей полноты ответственности за благополучие и здоровье малыша. Возникает вопрос - почему подростковый возраст, по мнению автора, исключен из зоны сенситивности к нянченью? Ведь именно подросток приобретает необходимую техническую умелость и компетентность в уходе за младенцем, да и перспектива материнства для подростка, несомненно, значительно ближе, чем для младшего школьника. Дело в том, что без предварительного формирования опыта эмоционально-позитивного общения с младенцем переход к технической стороне ухода может вызвать у подростка неприятие и брезгливость, а необходимость отвлечения на заботу о младшем сиблинге, порождающая недостаток времени для общения со сверстниками, формирует установку в отношении младенца как помехи, препятствия на пути реализации собственных интересов, неприятной обузы. Именно такая установка нередко проявляется у молодых мам, казалось бы имеющих достаточный подростковый опыт ухода за младенцем в собственной прародительской семье.

Четвертый этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер - приходится на период полового созревания. Главной задачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни и материнства на основе их первоначального разделения. Психологические проблемы связи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности и ее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферы материнства.

Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком - включает несколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период ухода за младенцем и его воспитания.

Наконец, шестой этап - это формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). На этом этапе происходит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ "Я" - "ребенок". Оно синхронизируется с кризисом первого года жизни и перестройкой социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в форме преодоления системы отношений "Пра-Мы" (Л.С. Выготский) и выхода в пространство субъектно-ориентированного сотрудничества ребенок - взрослый.

Исследование девиаций материнского поведения [Брутман и др., 1994; Брутман и др., 2000; Радионова, 1996; Филиппова, 1999] обнаружило, что группу риска составляют женщины с устойчивым игнорирующим типом переживания беременности. Игнорирующий тип сложнее всего поддается коррекции и находит выражение в таких деструктивных характеристиках родительского отношения, как эмоциональное отвержение, авторитарность, директивность, гипопротекция и т.п.

Специальный интерес в связи с проблемой природы материнской любви (органическая/биологическая или культурно-историческая) представляют случаи отказа матерей от новорожденных детей. Отказ представляет собой крайний вариант отвержения матерью ребенка. Психологические особенности матерей-отказниц и причины отказа стали предметом исследования М.С. Радионовой и Ф.Е. Василюка. По его данным, в Москве 1-1,5% матерей отказываются от своих детей в родильных домах. В период с 1991-го по 1997 г. в Москве число социальных сирот увеличилось с 23 до 48% при общем снижении поступления детей в эти учреждения на 11% и приуменьшении показателей рождаемости фактически в полтора раза. Было показано, что - отказ матери от ребенка переживается как кризис, вызванный конфликтом мотивационно-потребностной сферы. Авторы выделили значимые компоненты структуры кризисной ситуации: сознательную установку матери на материнство или отказ от него, мотивы, реализующие неосознанные влечения, т.е. природное спонтанное влечение к материнству; трудности или проблемность социальной ситуации (негативное отношение близких к рождению ребенка; отсутствие материальных средств к существованию; необходимость продолжения учебы и т.д.). На основе противоречивого сочетания этих компонентов возникает кризис принятия женщиной материнской роли, находящий различные варианты своего разрешения. Причем основное значение при выборе того или иного варианта имеют личностные особенности матери. Авторы делают вывод о том, что отказ от ребенка возможен только при определенном личностном типе. В работе выделено четыре типа личности: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Инфантильный тип личности выступает фактором риска отказа матери от ребенка, отказ носит импульсивный характер и представляет собой защитное действие. Для матерей инфантильного типа характерно амбивалентное или резко отрицательное отношение к ребенку ("ребенок - виновник моего несчастья"). Если все-таки ребенок принимается, то в его отношении устанавливается симбиотическая связь ("ребенок - часть меня"). В случае отказа от ребенка прослеживается неблагополучный анамнез - мать в детстве была объектом отвержения и испытывала дефицит любви со стороны собственной матери. Стратегия переживания кризиса инфантильными матерями избегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении беременности наблюдается своеобразная "агнозия": женщина может узнать о своей беременности в середине, а то и в последней ее трети, часто - от других. Как правило, она не задумывается о своем состоянии, пускает все на самотек, наконец, легко отказывается от ребенка непосредственно перед родами или сразу после. Никаких переживаний, конфликтов, угрызений совести.

Реалистический тип личности: отказ от материнства - целенаправленный поступок. Рационально взвешиваются все "за" и "против". Во главу угла ставятся интересы самой матери. Отношение к ребенку инструментальное: если может быть полезен для получения благ и привилегий - мать будет его воспитывать, если нет - откажется. Например, не хватает ребенка для улучшения жилищных условий - она приходит и забирает ребенка, хотя раньше категорически от него отказывалась. Стратегия - рассудочная, рациональная; отношение к ребенку - индифферентное, холодное. Психологическими особенностями такой матери являются низкий уровень природного влечения, материнской потребности и, как правило, низкий уровень эмпатии. В анамнезе: сдержанность и холодность в отношениях с близкими в собственной, прародительской семье. Отказ от ребенка происходит еще до родов или после них. Как правило, мать не испытывает ни сомнений, ни тяжелых эмоциональных переживаний. Тем не менее часто отказ юридически не оформляется - на всякий случай, вдруг ребенок еще понадобится.

Для ценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль матери значима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного влечения к материнству или трудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка без мужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях. Кризис длителен, продолжается в течение всей беременности и после рождения ребенка. У матери констатируется высокий уровень эмоциональных переживаний. На этом фоне часто возникает чувство вины, и в результате ребенок становится объектом проекции негативных эмоций, отношение к нему амбивалентное. Стратегия - колеблющаяся. Постоянная борьба мотивов, ситуация выбора, трудность принятия решения.

Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность материнства и природное к нему влечение велики. Отказ от материнства для таких матерей равносилен утрате или угрозе утраты смысла жизни. Отношение к ребенку - безусловно эмоционально-положительное, он "свой", "человек, о котором я забочусь".

Причинами отказа от детей бывают нестабильность и угроза распада собственной семьи, материальная необеспеченность, личностная незрелость, искажения личностного развития, депрессивные и аффективные расстройства, отвержение собственными матерями в анамнезе матерей-отказниц [Брутман, Варга, Хамитова, 2000]. Депривация материнской любви, переживаемая отвергаемым ребенком, приводит к нарушениям в формировании материнской позиции в зрелости.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что, признавая наличие природных предпосылок материнства, нельзя забывать о неоспоримости приоритета в детерминации характера эмоционального отношения к ребенку социально-исторических факторов.

Биохимические основы родительской любви

Начальные проявления родительской любви связаны с выделением при виде детей у родителей гормона окситоцина .

Проявления и крайности родительской любви

Родительская любовь должна сохранять себя от двух опасных крайностей: «слепого самопожертвования» и от «чрезмерной опеки». В первом случае в сознании ребёнка смешивается система нравственных ценностей, порождаются эгоцентризм в отношении к другим людям и потребительство в отношении с родителями.

Молодая бедуинка с ребёнком

Чрезмерное вторжение во внутренний мир ребёнка, мелочная опека в фазе взросления вызывает естественное раздражение последнего, но также может подавить волю. Некоторые родители пытаются растить ребёнка по своему лекалу, заставляя заниматься теми областями, которые интересны родителям, но подчас не интересны детям.

Любовь к ребёнку, психология и физиология развития

Известно, что желанные и нежеланные дети совершенно по-разному чувствуют себя даже непосредственно после рождения.

Дальнейшее нормальное психическое развитие ребёнка также очень сильно зависит от «количества любви». Такие качества, как жестокость, нравственная холодность, в некоторых случаях - нарушение нормального сексуального поведения в старшем возрасте часто коррелируют с воспитанием ребёнка в т. н. «неблагополучных семьях».

Более того, девочки, недополучившие «родительской любви», нередко становятся слишком «холодными» матерями, что ведёт к своеобразному наследованию, передаче нравственной холодности в следующих поколениях.

От количества полученной родительской любви больше, чем от чего-либо другого, зависит становление личности, потому что «родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он и сам будет способен любить»

Родительская любовь и современное общество

Родительская любовь у людей неотделима от существования семьи . Во многих т. н. «развитых странах» наблюдается кризис семьи, что связано со множеством факторов, в том числеи с пренебрежительным отношением общества к воспитанию детей - будущих родителей в школе, разрушением традиционных моральных ценностей.

  • Число брошенных детей в России растёт, примерно у половины таких детей родители лишены прав из-за халатного отношения к своим обязанностям, других матери оставляют прямо в роддоме. Меньшая часть детишек лишились семьи из-за смерти родителей (Родительский инстинкт слабеет)

См. также

Источники

Сайты Литература
  • Некрасов, А.А. Материнская любовь/Анатолий Некрасов. - 8-е изд. - М.:Амрита-Русь, 2008. - 320 с. - (Серия «Мир во мне»). ISBN 978-5-9787-0239-2
  • Северная правда, 01.11.01(203)- Родительская любовь: что это значит?
  • Януш Корчак . Как любить ребёнка. [Раздел I.] Ребёнок в семье .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Родительская любовь" в других словарях:

    Кросс-родительская любовь - (кросс родительская идентификация) (англ. cross parent love, cross parent identification) – любовь ребенка к родителю противоположного пола (сближение с ним), по теории психоанализа – естественное чувство большей любви и привязанности сына к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? любви, чему? любви, (вижу) что? любовь, чем? любовью, о чём? о любви 1. Любовью называют самое лучшее доброе чувство, которое вы испытываете к дорогим для вас людям: к вашим детям, близким… … Толковый словарь Дмитриева

    Любовь христианская - – влечение одного существа к другому для взаимного дополнения жизни. Различают три главных вида любви: любовь родительская, любовь детей к родителями и любовь супружеская, или идеальная, которая понимается, как совершенная полнота жизненной… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

    Влечение одушевленного существа к другому для соединения сним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можнологически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежелиполучает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л.,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - ☼ интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и… … Энциклопедия культурологии