Мы родом из детства для детей. Как справиться с негативными детскими переживаниями. Теперь это моё детство

Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение №54 «Искорка», г. Набережные Челны, 22 января 2014г.
«Все мы родом из детства»

Антуан де Сент-Экзюпери
“Маленький принц”

Где-то там, за туманом облаков и несбыточных грез, обрывками разговоров и горечью потерь, осталось детство. Но оно возвращается… То грустной улыбкой на детской фотографии, то болью в сердце от детских обид, то радостным воспоминанием…
«Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери.
Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная?
Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей.
Важно, чтобы первые детские впечатления были светлыми и радостными, а не тяжелыми и гнетущими душу.

Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Ребенок …Мотылек под пенным, иногда жестоким потоком жизни… Как придать прочность крыльям, не снижая полета, закалять, не утомляя, учить, не огорчая?
Трудно представить, какое количество жалости необходимо человеку в течение всей его жизни. Детство должно быть веселым и радостным. В.Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ребенка – единственно правильный курс родительского поведения.
Жизнь ребенка – это река, в которую нельзя войти дважды. Это значит, что каждый день мы имеем дело с другим человеком. Вот почему нужно каждый день говорить с ним, понимать его, смотреть в глаза, ловить новые мгновения обновленной детской души.
В понятие «золотое детство» не входят крик и ремень, запреты, наказания, безразличие, в него входят свобода, любовь, и радость.
Радость в глазах ребенка – это и есть самое важное… Нужно спрашивать себя, не сыт ли ребенок или хорошо ли учится, а счастлив ли?
«Без во всей полноте пережитого детства не может быть полноценной взрослой жизни», - писал Я.Корчак.
У души есть дом, этот дом – душа другого. Именно так чувствуют любящие родители своих детей.
За что нас любят дети? За ум, доброту, красоту, подарки?
Дети любят за одно-единственное – за любовь. Ты любишь – тебя любят. Любви много не бывает. С самого рождения главное для человека – безусловная родительская любовь. Как замечательно и просто - полностью и безоговорочно принять ребенка как самостоятельную личность, как особый прекрасный чистый мир, мир детства.
Если запрет исходит от педагога, то отрицательные чувства ребенок испытывает к педагогу, если же от родителей – то злоба на весь мир.
Любовь… Положительные эмоции… Нехватка их у детей ведет к неврозам, душевной травме. Кстати, статистикой доказано, что преступники – это чаще всего люди, в детстве не знавшие любви близких, отчего в них развились жестокость и безразличие к себе и людям. Человек вырос, но детские обиды, как заноза, продолжают бередить его сердце.
«Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, - сказал Маленький принц, - поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую… - И все напрасно… Глаза слепы. Искать надо сердцем»
« Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький Принц. - Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, а если ее у них отнять, дети плачут» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Жизнь ребенка почти всегда наполнена волшебным светом воображения, мечты, тайны мира. Мы не видим этого света, он спрятан где-то внутри, как сокровенная тайна, но нужно помнить, что он есть у ребенка, и стараться не разрушать его, этот хрупкий тонкий лучик.
Всегда будьте веселыми – в этом залог здоровья и ваших детей. Чем больше ребенок смеется, тем лучше, его веселье – это показатель душевного здоровья, чистоты и радостного ощущения бытия.
И нужно почаще вспоминать, какими вы сами были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни, умение радоваться самим и радовать других.
В глубине каждый человек является источником любви, и сама эта любовь, как непрерывный поток, передается от родителей к детям: из рода в род, из поколения в поколение.
Все мы родом из детства… Пронесите в своих теплых ладонях эту частичку счастья, любви, доброты, благодарности и передайте своим детям. Пусть этот круг не прерывается и тогда мир станет лучше!

Все мы родом из Детства,
где есть улица Папы и Мамы,
номер дома Семья
и Счастливого цвета крыльцо,
и колодец с Любовью,
Дедов, Бабушек добрые Храмы,
рядом Нежности сад,
где у каждого есть деревцо.
* * *
Адрес этот несложный
навсегда вписан в память любую.
и тропинка туда,
через поле Надежды лежит,
мимо озера Веры,
что качает Мечту голубую
на кораблике Слез,
если облачко Грусть набежит
* * *
Благодарности солнце
светит ярко в краю Покаяний.
Там родник Теплоты
бьет ключом на поляне Сердец
и поит своей влагой
буйный Лес Светлых Воспоминаний,
где гуляют теперь,
взявшись за руки, мать и отец.

Цитаты про детство
Детство – восход судьбы в человеческой жизни. Соня Шаталова

Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце. Анатолий Мариенгоф “Циники”

Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека - счастливое детство. Агата Кристи

Грустно, если ты провел детство, так толком его и не увидев. Джоди Фостер

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. Антуан де Ривароль

Детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе. Эльчин Сафарли “Я вернусь”

Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения! Жан Жак Руссо

© Мурашова Е. В., 2014

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом «Самокат», 2015

* * *

Алые паруса

Случай давний-предавний, но почему-то он все еще тревожит меня – что-то в нем, по всей видимости, до сих пор остается для меня неясным. И мне отчего-то важно и интересно, каким увидят его нынешние читатели.

Школа, в которой я училась, была вызывающе дворовой. В том числе и по уровню образования, как я теперь понимаю, – надо бы хуже, да некуда. Но мне в ней было вполне комфортно и все нравилось. К десятому классу я оказалась практически недосягаема для критики учителей, так как очень хорошо училась (в нашей школе это было нетрудно) и активно занималась «общественной работой». Что они могли мне предъявить? Фактически ничего. Однажды классная руководительница сказала мне, что мои длинные и действительно отвратительные ногти, накрашенные бесцветным лаком за 17 копеек, в котором была растворена красная паста из шариковой ручки (другого лака в то время купить было нельзя), не сочетаются с образом комсомолки, чей портрет висит на школьной доске почета под заголовком «На них мы равняемся». Я кротко согласилась, встала на скамейку, вытащила свою фотографию (она мне все равно не нравилась) из специального кармашка и со словами: «Пусть не равняются, не очень-то и хотелось» – порвала ее на мелкие клочки.

Но наша учительница литературы была, можно сказать, передовой по тем, «застойным» временам. Она не любила Маяковского и частенько упоминала на уроках не включенные в программу литературные произведения.

На том уроке мы проходили «Алые паруса» А. Грина. Никаких дискуссий сквозная тема повести не вызывала. Мои одноклассники и особенно одноклассницы охотно и согласно говорили о романтической Ассоль, душевно и телесно не подвластной окружающей ее скучной и некрасивой атмосфере рыбачьего поселка. А рыбачки, мерзкие и тусклоглазые, еще и смеются над ней… Разумеется, прекрасная девушка заслужила ожидавшую ее награду – алые паруса приплывут к тем, кто ждет и верит!

Я долго сидела, задумавшись, потом подняла руку.

– Ее отец делает и продает игрушки, – сказала я. – Они живут вдвоем, и ей, по сути, не нужно вести хозяйство, как приходится остальным. К ее порогу не привозят дурно пахнущие рыбачьи сети, которые каждый день по несколько часов нужно разбирать руками. А ведь тем, другим женщинам эту рыбу потом нужно продать, или засолить, или высушить. И всё в их доме, и их платья, волосы, руки – всё пахнет гниющими водорослями и рыбьими внутренностями. А еще нужно носить воду, стирать вонючую одежду мужчин-рыбаков, мыть полы, чистить, потрошить и жарить ту же самую рыбу на обед, завтрак и ужин… Ах, Марья Петровна, вы призываете нас презирать гриновских «толстоногих рыбачек» за их некрасивость и неромантичность? А кто же мы сами? Кто вы? Ребята, да взгляните же получше! Вы просто слепы, вас водят на веревочке, вы повторяете раз за разом то, чего от вас ждут… Но зачем нам презирать самих себя?!

Учительница молчала.

Класс тоже сначала замер, не очень-то понимая, с чего я, собственно, завелась. Мне Ассоль не нравится? Нравятся «толстоногие рыбачки»? С чего бы это?

Но довольно скоро одноклассники почуяли отчетливый дымок оппозиции, «подросткового бунта».

«Да какая разница, кто там с чем не согласен! Всё не так, как нам, молодым павианам, говорят старшие, – вот в чем дело!»

– Да, Мурашова права! – встал мой одноклассник, чемпион района по самбо. – У них жизнь по-настоящему тяжелая, а ей вольно? же придуриваться…

– Действительно! – сказала с первой парты тщедушная, невзрачная троечница. – Почему всегда всё только красивым? Это нечестно!

– И Грей эти деньги вообще не заработал!

– А она сама-то хоть раз в жизни кому-нибудь по-настоящему помогла?

Мы жили и росли в пролетарском районе – Конный рынок, коммуналки, проходные дворы-колодцы, путаница Советских (бывших Рождественских) улиц… Классовая солидарность полезла изо всех щелей. Всем было жалко толстоногих рыбачек и их тяжело работающих рыбаков. В классе уже как будто витал рыбный запах. Все кричали разом. Меня почти видели на броневике…

– Замолчите все! – громко сказала учительница и встала из-за стола.

Все замолчали. Не потому что испугались – всем было просто интересно, что она теперь скажет. Одна – против стада молодых павианчиков, уверенных в своей правоте.

– Что ж вам сказать, дорогие мои… Вот она, – учительница указала на меня рукой, – очень ловко развела вас всех. Мы говорили о чудесной повести, и вы почти видели алые паруса, они почти вошли в вашу жизнь. Но она вернула вас в вонючий поселок, заставила вас жалеть… кого? Выдуманных писателем Грином людей? Да конечно же нет – себя! Таких, какие вы есть и какими, скорее всего, станете. Вот вы тут орете, возмущаетесь, практически сорвали мне урок… а ради чего? Ради ее обмана?

– В чем же обман? – мрачно насупившись, спросил самбист.

– Да в том, дорогие мои, что она как раз и есть та самая Ассоль. Она-то, хитрая лиса, которая сейчас вас на весь этот крик подняла, теперь, заметьте, уже давно молчит… А пройдет еще совсем немного времени, и она уйдет куда-нибудь совсем далеко отсюда, от вас, от этой школы – в свою биологию, литературу, науку, экспедиции, к своим алым парусам, а вы… на такие дешевые вещи ведетесь… Эх, вы…

Самбист молчал, сжимая огромные кулаки и пытаясь осознать сказанное. Тяжело молчали и все остальные.

Я, вскочив с места, сверлила глазами учительницу, но не знала, что ответить. В общей тишине, громко хлопнув крышкой парты, выбежала из класса. Почти сразу мне вслед прозвенел звонок.

Мои одноклассники тут же вытряхнули из памяти этот случай, как собаки, вышедшие из реки, стряхивают воду из шерсти. Я осталась с ощущением оглушительного поражения – помню его до сих пор – и так и не поняла до конца: были ли там, тогда, правые и виноватые? И что это вообще было?

Бродяга

Время без десяти пять. Предыдущая семья, оформлявшая ребенка в садик, получила у меня свою справку и, выяснив заодно, как подготовить малыша к тому, что через полгода у него родится братик или сестричка, благополучно отбыла. Высовываюсь в коридор:

– Товарищи, есть кто ко мне?

Как всегда, симпатизирующие улыбки наличных бабушек (от моего обращения им вспомнилась молодость, которая всегда хороша). Невысокая женщина с сероватым лицом, вытянувшись, стоит у стены.

– Да, мы. Дочка сейчас придет, она услышала, она в холле, там у вас много цветов, она их исследует. – И сразу же, как будто в ответ на мое непрозвучавшее обвинение: – Она большая, ей четырнадцать. – И почти умоляюще: – Вы только ничему не удивляйтесь!

Я кивнула, подумав при этом: «Интересно, остались ли еще на свете какие-нибудь подростковые выкрутасы, которые могли бы меня удивить?»

За углом послышался ритмичный стук, и вот уже к моему кабинету вдоль стены бодро, высоко подняв треугольное личико, двинулась худенькая голенастая девочка с белой тростью.

«Притворяется, – со смятенной надеждой подумала я. – Это и есть то, о чем мать предупреждала. Но откуда тогда белая трость?»

Увы, Арина действительно оказалась слепой. Родилась с какими-то остатками зрения. Окончательно ослепла почти в два года.

– Ты помнишь, как видела? – спрашиваю я, мысленно составляя обширный реестр проблем, которые могут в нашем мире возникнуть у слепой четырнадцатилетней девочки-подростка и ее семьи.

– Да, конечно! – радостно говорит Арина. – Помню! Птица с разноцветным хвостом. Радуга! Жар-птица! – И тут же спрашивает сама: – А вот вы что подумали, как только меня увидели?

«Хороший психологический ход, – отмечаю я. – Сразу занимает доминирующую позицию в разговоре».

– Это правда, – кивает мать. – Птица над ее кроваткой висела. Типа гобелена… Не обращайте внимания – она у всех так спрашивает, специально, чтобы смутить.

Надо было ответить на Аринин вопрос.

– …Знаешь, я вспомнила, как мне в конце третьего класса за хорошую учебу на пионерском собрании вручили грамоту и книжку Короленко «Слепой музыкант».

– Ага, я читала. Фигня, – откликнулась Арина. – И я спрашиваю не затем, чтобы смутить, не верьте! Я коллекцию собираю: восемь соврут, а двое – вот как вы – все-таки правду скажут. Мне же надо знать.

Я пытаюсь сформулировать вопрос, избегая слова «проблема»: «Что привело вас ко мне?», «В чем причина вашего обращения?..», – отметаю всё и продолжаю чувствовать существенный напряг. Понимаю, что непосредственная Арина вполне может выпалить: «В чем проблема? Да в том, что я, в отличие от других, ни черта не вижу!» И что я скажу в ответ? У меня нет опыта работы со слепыми детьми, я могу наделать ошибок…

– Понимаете, меня волнуют отношения между сестрами, и еще очень съехала учеба, – на удивление тривиально (что вызывает у меня вздох облегчения) начинает мать, но Арина опять все портит, выпаливая почти торжествующе:

– А я на учете в детской комнате милиции состою!

– Как же это?! – искренне удивляюсь я.

– Побеги, – вздыхает мать. – Первый раз ушла прямо из дома в восемь лет. Потом из школы, из магазина, отовсюду… Люди ее находили, возвращали, вызывали милицию, скорую помощь, но потом она научилась так убедительно врать, манипулировать, что наоборот… Однажды «добрые люди» довезли ее до Пскова, где якобы жила ее бабушка. Другой раз она сама уехала в Приозерск и там бродила по берегу Вуоксы, почти уплыла на остров с какими-то байдарочниками… Я за два года полностью поседела…

– Представляю себе, как вы нервничаете, когда дочь исчезает, и какие опасности и исходы вам представляются, но не очень понимаю, как Арина так свободно перемещается по незнакомым местам…

– И ничего сложного! – воскликнула Арина. – Я же только не вижу, а слышать-то, щупать, нюхать и соображать могу получше многих. И машины слышу за километр. А менты, конечно, не хотели меня на учет, инвалид потому что, – хохотнула девочка. – Так я их… гм… убедила…

– Она сгребла все, что было на столе, и швырнула в лицо дежурному офицеру, – мертвым голосом сообщила мать.

– А вторая сестра?

– Ире одиннадцать, и она сестру ненавидит, говорит, что все всегда занимаются только «этой уродкой», а ей никогда ничего не достается, – мать явно решила отбросить всяческую дипломатию. – Когда Арина недавно исчезла в очередной раз, Ирина сказала: «Хоть бы ее уже скорее машина задавила, все бы поплакали, успокоились, и мы зажили бы наконец нормальной семьей». Представляете, что я чувствовала?

– Да уж… Арина, а ты как к сестре относишься?

– Да нормально, она ведь права, по сути-то… – пожала плечами Арина. – Мы с ней похожи вообще-то, я ей сто раз предлагала: давай вместе сбежим, ты-то видишь все, с тобой мы вообще до Москвы доедем или даже до Самары (у нас там настоящая бабушка живет), а она говорит: отвяжись, уродка! Я и родителям сто раз говорила: отстаньте от меня, плюньте, меня не вылечить и не исправить, занимайтесь Иркой. Она дура маленькая, ей же обидно…

Мать закрыла лицо руками, а я спросила:

– Слушай, Арина, а деньги? Ведь до Самары доехать и прочее – это же даже слепому инвалиду денег стоит? Дома воруешь?

– Она просит милостыню в переходах и в поездах, – не отнимая рук от лица, сказала мать. – Иногда за долю нанимает вокзальных мальчишек себе в «проводники», иногда справляется сама. Если у нее уже есть план и нужно заработать побольше, берет из дома скрипку…

– Ты играешь на скрипке?

– Конечно, четыре года оттрубила. Из нас же из всех пытаются «слепых музыкантов» сделать, – усмехнулась Арина. – Так я пару десятков жалостливых песенок наизусть выучила и забила на это. Мне хватает. «Сулико» вот мой учитель на скрипку переложил, она хорошо идет, много подают…

– Мы потом узнали: она откровенно сообщила молодому преподавателю, что будет, когда подрастет, играть в переходах, и он пошел ей навстречу в плане репертуара, ведь только так можно было заставить ее заниматься…

Я уже смеялась, мое напряжение полностью исчезло. Мне нравилась Арина, у нее явно не было никаких проблем, и я готовилась работать с матерью уже в интересах Иры…

– Арина, выйди и посиди в предбаннике! – резко сказала мать.

Я ожидала протеста.

– Я пойду на третий этаж, – неожиданно покладисто согласилась Арина. – Там, я слышала, пианино стоит (пианино из зала лечебной физкультуры действительно вынесли в коридор на время ремонта). И гляди, мам: зато я денег на шмотки никогда не прошу и в компе не зависаю – выгода, а?

– Вы уже на ее стороне, – почти обвиняюще сказала мать. – Так со всеми! Она всех использует, а потом бросает. В школе – так же. Она почти не учится, хотя могла бы. Что у нее внутри? Темно, как перед ее глазами? Мне страшно. Она дома изготовила куклу из папиных джинсов, моего свитера, шапки, набила тряпками и всю исколола охотничьим ножом. В школе уговорила одноклассника принести из дома пневматический пистолет и с ним, а еще со своей подружкой (и мальчик, и девочка – слабовидящие, но в сильных очках все-таки видят!) пошли на пустырь – учиться стрелять.

– Но как же может прицелиться слепая девочка?!

– Они бегали вокруг, кричали и прятались, она стреляла на звук, а они потом смотрели, куда она попала. Вы представляете, чем это было чревато? Всем, я подчеркиваю – всем пятнадцати детям в классе родители категорически запретили с ней водиться… Я не маленькая и глупая Ира, но иногда я сама думаю о ужасном, а потом мне хочется наглотаться таблеток и…

– Если Арина согласится, пускай она ко мне походит, – перебила ее я. – Я сама у нее спрошу…

На третьем этаже Арина двумя руками выбивала из старенького пианино очень приблизительный мотив и фальшиво горланила:

– Арлекино! Арлекино! Трудно быть смешным для всех! Арлекино! Арлекино! Есть одна награда – смех!

Окружившие девочку малыши смеялись, их мамы отводили взгляды, из ближайшего кабинета выглянула, желая прекратить безобразие, медсестра, но увидела белую трость, которую тянул по полу один из малышей, и спряталась обратно.

– Манипуляторша фигова! – рявкнула я, с треском захлопывая крышку пианино. Арина, как я и ожидала, успела отдернуть пальцы. – Тут, между прочим, люди работают, детей лечат! Им сосредоточенность нужна!

– Простите, пожалуйста, я больше не буду, – вежливо сказала Арина и сделала хватающее движение рукой. Мама малыша поспешно отобрала трость у сына и вложила в ее пальцы.

* * *

Почему-то мы начали с профориентации.

– Да вы же слышали: у меня вообще музыкального слуха нет. Так что «слепого музыканта» из меня точно не выйдет…

– С твоей бешеной энергетикой я бы подумала о спорте. Знаешь, Паралимпийские игры…

– Шоу уродов. Нафиг! Вот если бы я могла биатлоном, стрельбой… Знаете, я по готовой лыжне очень неплохо еду. Там же тоже палки, привычно. Но мне скучно, я, понимаете, с горок люблю… А вот когда об дерево башкой стукнусь, искры вижу. Верите?

– Даже и не знаю. Но есть еще медицинские вещи и около того. Говорят, у слепых людей идет гиперкомпенсация по другим каналам, вплоть до экстрасенсорики…

– Шоу шарлатанов. Нафиг! Да, я умею вид делать… могу кого хочешь предсказаниями запугать, и карты у меня меченые есть… ну и в реале, конечно, – массаж. Мне даже Ирка дается, когда у нее голова или зуб болит…

– Вот видишь… – начала я и осеклась.

– Вижу! – рассмеялась Арина. – Так и вижу, как стою в этом массажном кабинете, пока не сдохну. Нет уж!

– Так кем же ты хочешь стать? – преодолевая внутреннее сопротивление, спросила я.

– Путешественником! – тут же ответила Арина. – Ведь столько всего интересного в мире! Увидеть я не смогу, а услышать, понюхать, узнать, потрогать? Моя мечта – за границей побывать, родители не везут, хоть я их и умоляла.

– Но как же?

– Потребности у меня маленькие, мир большой, спешить мне некуда, люди помогут, они любят помогать, если им сказать как…

– Люди бывают разные.

– Конечно. От плохих я отобьюсь, от инвалида же никто отпора не ожидает…

Я вдруг поняла, про что было то истыканное ножом чучело.

– А тот милиционер, в которого все полетело? – спросила я.

– Он сказал: «У милиции поважнее дела есть, чем вашу идиотку все время ловить. А если вы с ней сами справиться не можете, так отдайте ее в интернат какой-нибудь, есть же наверняка такие, чтобы для общей дефективности…» А если даже и не отобьюсь когда, так что же? Зато жизнь повидала…

* * *

– Не сражайтесь с ней, – попросила я мать Арины. – Мое вам первое задание, эксперимент: три недели вообще никаких контактов, кроме формальных: «иди есть», «доброе утро», «спокойной ночи». Ни про учебу, ни про ее выходки, вообще ни про что. Все три недели плотно занимаетесь Ирой.

– Давно пора младшую к врачу сводить, сколиоз у нее, – вздохнула мать. – Да все времени нет.

– Лучше в кино сводите и в торговый центр, – посоветовала я. – Когда закончите лечить старшую дочь, не начинайте лечить младшую.

* * *

– Ой, вы знаете, лучше стало. Один раз только уходила, вечером женщина с собакой ее привели. И даже Ира с ней разговаривать стала.

– Везите в Финляндию, это ее мечта.

– Мы боимся! Уйдет, в чужой стране, без языка (у нее по английскому два)…

– Все равно везите.

* * *

– Ушла в первый же день. Ира ее нашла (раньше и искать отказывалась!) – прыгала там на главной площади с какими-то финнами, орала «Йелло-Пуки! Йелло-Пуки!» Финны сказали, что замечательная девочка, обещала еще к ним приехать.

* * *

– Буду путешествовать. Может, потом стану в какие газеты, Интернет писать, кому-то, кто лапки сложил, вроде моих одноклассников, – глядишь, поможет…

Она употребляла много «визуальных» глаголов, и от этого я все время забывала, что она слепая.

Я кивнула. Арина улыбнулась, как будто увидела мой кивок.

– Поможет, я уверена, – сказала я вслух.

Бурундук как средство от депрессии

Гоше было тринадцать лет.

Его мама сидела на стуле, аккуратно сложив руки на коленях (на кресло сесть отказалась), рассказывала и одновременно тихо плакала.

Они уже приходили с Гошей раньше, когда мальчик учился во втором классе. У него с самого рождения были проблемы с сердцем. Он полный, слегка шепелявит, носит очки. Одноклассники его дразнили. Он плакал, обижался, пытался сначала ябедничать учительнице и родителям, потом, по настойчивому совету отца (данному украдкой от матери и лечащего врача), все-таки кинулся в драку и в результате получил сотрясение мозга. После выздоровления ходить в школу категорически отказывался. Школьный психолог сказал (совершенно, на мой взгляд, справедливо), что перевод в другой класс или в другую школу не поможет, так как все свои проблемы Гоша унесет с собой. Я тогда посоветовала им найти и развить какой-то ресурс, что-то интересное для восьмилетних детей, что будет у одноклассников ассоциироваться с Гошей вместо «Гошка – это тот, кого дразнят». Долго думали, перебирали, ничего не находилось. Учиться Гоше было трудно, он часто болел, спортом заниматься не мог, на кружки просто не оставалось времени. Я спросила у Гоши, не умеет ли он шевелить ушами. Мальчик засмеялся и сказал, что ушами шевелить не умеет, зато у него очень забавно гнутся пальцы и кисть. Показал. И правда удивительно! По-видимому, какая-то врожденная особенность, сцепленная с его прочими болячками: пальцы между собой разводятся градусов на 270, а ладонь в целом отгибается назад так, что три пальца касаются предплечья.

Мы с Гошей решили, что для начала сгодится и такое: «Принесу килограмм любых конфет тому, кто повторит мой номер». Матери все это показалось странным и крайне сомнительным, но, поскольку мальчишка воодушевился и согласился снова пойти в школу попробовать «их сделать», она согласилась.

Тогда все прошло на удивление благополучно. Гнущиеся в разные стороны пальцы и кисти рук вызвали запланированное уважение одноклассников, а восьмилетний Гоша понял саму идею «ресурса»; в дальнейшем он с помощью бабушки научился складывать из бумаги всякие штуки (цветы, бомбочки, лягушек и т. д.) и учил этому одноклассников. Дразнить его перестали.

Сразу после зимних каникул бабушка обратила внимание на то, что Гоша идет как-то пошатываясь, и велела ему «не вихляться». В этот же день он, дразнясь, показал бабушке язык (уже наступала подростковость) – и язык был «на сторону». Шепелявил Гоша всегда, что помешало заметить нарушения речи. Никто ничего не понял, и мальчик продолжал ходить в школу.

А через месяц у Гоши случился второй инсульт.

Три недели назад его выписали из больницы.

Невропатолог сказал, что прогноз в общем-то хороший и функции должны восстановиться чуть ли не в полном объеме. Но для этого мальчик должен «бороться». А он не борется. Вообще. Наоборот, лежит целыми днями и смотрит в телевизор. Если телевизор выключить, он будет смотреть в пустой экран. В больнице его осмотрел психиатр. Сказал, что по своей части ничего не находит. Выписал какой-то легкий препарат с минимальными побочными эффектами. В больнице Гоша еще хоть как-то занимался с логопедом, хотя и не выполнял никаких заданий самостоятельно, а дома вообще отказался с ним общаться, просто отвернулся к стене, и всё. С родными почти не разговаривает. Один раз сказал: «Я всегда был урод. Хоть бы я сдох поскорее, чтоб никого не мучить». В другой раз спросил у отца: «Папа, а чего ж вы себе еще-то одного ребенка не завели, когда со мной уже все ясно стало? Может, еще и теперь не поздно? Вы ж еще сравнительно молодые. Может, попробуете?» У отца за два месяца заметно добавилось седых волос. Бабушка в свои пятьдесят восемь без нитроглицерина на улицу не выходит…

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все мы родом из детства…

Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

ЭССЕ
на тему: «Мы все родом из детства»

Выполнила:
педагог – психолог Квадрициус М.К.

Г.Оренбург

Мать и отец, папа и мама –
это первые два авторитета,
на которых для ребенка зиждется мир,
зиждется вера в жизнь,
в человека, во все честное,
доброе и святое.

Г. Медынский

Написать это эссе для меня было сложной задачей, я постоянно металась от одной темы к другой. Войдя в кабинет, в один из обычных, будних дней, после проведённого занятия - я поняла, я напишу о чувствах, о своих собственных, о чужих, о детях, которые только учатся выражению этих чувств.
Вспоминая о себе в детстве, перед моими глазами всегда всплывает одна и та-же картина – мама перед гробом отца и её слова: «Ты так любил нежные и ласковые слова, а я никогда не говорила их, я стыдилась выставлять свои чувства на показ, теперь слушай – ты моя кровиночка, моя любовь, мой смысл жизни, я задыхаюсь от страха одиночества, от любви к тебе, ты самый красивый (смерть отца была страшной и 86% ожогов оставили мало красоты на его лице), самый любимый, самый родной…..». Стресс от пережитого, сыграл свою роль – теперь я психолог и каждый день происходят события, которые радуют или огорчают меня, но из детства я вынесла одну простую истину, всё дело в воспитании, в том, как нас воспитали, там, где должны были вложить в нас умение чувствовать и выражать свои чувства. Мы все родом из детства.
Детство бывает разным у каждого из нас, и всегда оставляет отпечаток на настоящем мгновении. Ведь, вспоминая детство, мы поддаемся доброй ностальгии, которая манит назад, своей любовью и заботой окружающих тебя взрослых людей. И когда ты незаметно повзрослел, набрался опыта, научился мыслить по-другому, чувствовать, осознавать окружающий тебя мир, начинаешь понимать, каким оно было коротким… Твое детство…
Проходят дни. Настоящее становится прошлым. А любовь, к людям, которые с детства были рядом, ты проносишь через всю свою жизнь…Воспитатели…Учителя… Родители…Это те, люди, которые о нас знают все: индивидуальные особенности характера каждого из нас, слабые и сильные стороны, таланты, умение трудиться. Любят и верят в нас несмотря ни на что. Это ценно и хранимо в наших сердцах. И мы благодарны им за это воспитание чувств и за эту любовь. Они подарили нам надежду на будущее, поэтому у нас есть сила в настоящем. Воспитание трудолюбия, сострадания, моральных качеств, привычек поведения в социуме, отношение к миру, дому, к людям; отношение к природе, философский подход к решению проблем - это, то, что было заложено в нас с детства. Как много для нашей души, нашего внутреннего мира значат люди, ставшие для нас примером, в ситуациях межличностных взаимоотношений. Эти люди раскрыли в маленьком человечке творческий потенциал, самостоятельность, умение защитить свою точку зрения. Мы живем их любовью, их энергией заботы. В детстве закладывается фундамент личности человека, который, став взрослым, принимает решения, ставит перед собой задачи, выполняет условия той «игры», которую сам и придумает, и нравственные правила, которые выведет для себя и сделает своим жизненным принципом. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера взаимопонимания, и уважения. Человек, выросший в заботливом окружении любящих и внимательных родителей, всегда сможет найти в себе точку опоры, став взрослым.
Родители пытаются быть всегда тактичны, когда общаются с детьми, чтобы не обидеть, и не оскорбить чувства их ребенка. Они толерантны, к ошибкам и эгоизму их взрослеющего чада. Своим поведением, учителя, и родители показывают то, как нужно себя вести, как правильно относиться к ситуациям, как с честью и достоинством нести себя по жизни. Воспитывают высоконравственную, духовную личность.
Я думаю, что на самом деле условия современного быта порой не позволяют родителям и детям поддерживать крепкие эмоциональные отношения друг с другом. И отсюда вытекает непонимание. И бывает, что родители плачутся: "Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его - это хорошо, а это плохо; это можно, а это нельзя - а он как будто и не слышит... Равнодушие к слову - большая беда в воспитании. Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень... Как же предупредить беду? Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное, что мы можем взять для себя из детства.
Детство – прекрасная пора…Пора развития художественно-эстетического вкуса, целенаправленности, и веры в себя. Здесь нужно обязательно провести тонкую границу между обретением материальных ценностей, и духовного мира так, чтобы все друг с другом совмещалось гармонично, и развивалось с помощью высокоморального отношения к данному процессу самовоспитания, когда ребенок мыслит уже, как взрослый индивид.
Есть такое мудрое изречение: «Я уважаю ваши мысли, ибо они станут вашими словами. Я уважаю ваши слова, ибо они станут вашими делами. Я уважаю ваши дела, ибо они станут вашим характером. Я уважаю ваш характер, ибо это суть – ваша судьба.»
…И все, начинается с мысли, которую воспитывают наши родители, наши воспитатели, наши учителя в нас - своих детях, воспитанниках и своих учениках…
Второй год я работаю педагогом-психологом в детском саду и в этом, впрочем, как и в прошлом году наступает праздник «День матери», день того родного человечка, который подтолкнул меня к мысли, что жизнь быстротечна и не предсказуема, что мы вершители своей судьбы и только мы можем решить какими нам быть – искренними или лживыми, злыми или добрыми, откровенными или скрытными. В этот день хочется сказать все самые добрые слова ей, той благодаря кому я психолог.
Итак, новый день, очередное занятие – дети, сегодня мы с вами учимся говорить ласковые слова своим мамам. Какими ласковыми словами вы называете своих мам? Как бы вы позвали ласково свою маму и обратились к ней? Какие самые добрые и нежные слова вам хотелось бы сказать ей? Представьте её сейчас перед собой и обратитесь к ней…. В ответ – тишина. Кто-то не совсем понимает, что конкретно от него хотят услышать, кто-то просто не услышал, возможно, кто-то не понял моих вопросов, а кто-то знает эти слова, но боится произносить их в слух. Почему так происходит? Почему дети испытывают чувство страха или стыда произнося, что-то хорошее, светлое и доброе? Всегда ли уставшим мамам хватает времени на то, чтобы в разговоре не просто назвать своё чадо по имени, а обратиться к нему нежным и ласковым словом. Выбрав данную профессию мне хочется научить маленьких «будущих взрослых» тому, на что не хватает времени у родителей, и на занятиях, дети говоря добрые, хорошие и ласковые слова друг-другу, раскрывают умения выражать свои чувства словами и воспринимать, сочувствовать и сопереживать чувства других детей. Я уверена, что придя домой и обратившись к маме ласковым словом, мама, оторвётся от своих постоянных забот и услышит своё дитя, и ответит ему взаимностью.

Цели и задачи:

  • познакомить родителей с …их детьми: на что они способны, ведь школа открывает ребенка с другой стороны;
  • вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись переживаниями своего ребенка, поняли, насколько ребенку трудно в этом мире, как тяжело адаптироваться ему в этом обществе и т.д.;
  • диагностика родителей через формы социализации для подведения к выводу на основе ассоциаций

Подготовка: дети должны были узнать любимую мамину песню, танец, картину, стихотворение и по мере возможности подготовить это к встрече в качестве подарка или оформления кабинета. М\запись детского плача и смеха, медитирующая музыка.

Оформление: на доске рисунки детей, наособицу – изображения храмов и икон, детские серьезные и смеющиеся лица, желательно – детей из этого класса.

Класс празднично оформлен, парты стоят буквой П, на столах скатерти, свечи, листы бумаги, карандаши. Выставка работ детей.

Мастерская начинается с индуктора. Это может быть мелодия, приглушенный свет торшера или лампы, звуки природы (магнитофонная запись, например, шум прибоя). У нас индуктором был свет движущейся вокруг оси ночной лампы, разбрасы-вающей блики в разные стороны, и мелодия вальса Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Учитель зажигает свечу у себя на столе и уже от своей свечи зажигает другие, проговаривая при этом такие по смыслу слова:

Свеча как душа, это частица огня небесного. Чем-то она напоминает золотые купола монастырей, церквушек, храмов. (Подходит со свечой к доске, на которой вывешены несколько изображений храмов и икон.) Не зря же говорят, что души еще не родившихся детей – это звезды, наблюдающие за нами: к кому же они должны попасть, в добрые ли руки? (Садится на место). Сейчас мы с вами возьмемся за руки, образуя замкнутый круг (круг – символ вечности, жизнь наша движется по кругу), и попытаемся передать вслух свои ощущения.

Начну я: какой-то подъем в душе, слегка тревога и… полет. Может, музыка и горящие свечи уносят вдаль мое воображение, может то, что мы сегодня собрались все вместе, и я жду чего-то необычного от этой встречи. Но еще не Новый год

Еще совсем не Новый год,
И странно, что душа поет!
Поет о чем-то неизвестном,
А может быть, наоборот…

Учитель: Мы настроились на одну волну – в унисон, и теперь поставим перед собой следующую задачу: вспомните себя в детстве, то ощущение радости, свежести, ожидания неизвестного, а часто и обиды от непонимания тебя взрослыми, друзьями.

1) Саморегуляция: сядьте удобней, закройте на время глаза. Не стесняйтесь. Расслабьтесь. Не думайте о том, что вам нужно что-то делать, просто настройтесь на себя маленького, в детстве. Как достичь этого состояния? Слушайте мой голос и пытайтесь выполнить за мной все, о чем я говорю.

Представьте себя маленьким, сидящим в любимой комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Успокойте все свои внутренние органы, внимание и воображение. Скажите себе: “Мне легко и спокойно.” Глаза еще закры-ты.

Учитель включает магнитофонную запись детского плача, лепета, смеха.

??? – Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?

(Ответы родителей. Чтобы им было легче общаться между собой, у каждого на груди висит пейджик)

2 этап: погружение в детство. Работа в группах.

Учитель записывает на доске (или вывешивает) слово ДЕТСТВО.

Я работаю на доске, у вас для этих же целей есть листы бумаги, карандаши и ручки. Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения. Задание: нарисуйте на весь лист дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами попо-лам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши “холодные” воспоминания, связанные с детством, в правую – “теплые” воспоминания.

Рисунок №1

Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали, что-то объединяет наши рисунки.

Слов с правой стороны намного больше, чем с левой.

Каков же вывод?

Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, не-справедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.

3 этап: социализация.

А сейчас вспомним свой семейный альбом, кто-то взял с собой то, о чем я просила – ваша фотография в детстве. Если же не взяли, работаем мысленно. Перелис-тайте альбом, найдите любимую фотографию себя в детстве. Вспомните, кем она была сделана, при каких обстоятельствах, что на ней изображено, кто рядом (если есть). Попробуйте сформулировать словами, какая(-им) вы был(-а) в детстве.

(Родители по кругу рассказывают о себе.)

Но можно начать с себя: на фотографии, где мне три года, я сижу на огромном поле стадиона. Без всякого страха, в глазах лишь любопытство. А ведь я ушла от мамы, которая сейчас ищет меня в детском саду, где она работает воспитателем. И спросить не с кого! Позже меня отведут за руку в детсад, передадут из рук в руки маме, ведь ее все знают – село наше небольшое. И сфотографирует меня тот, кто нашел, один из бывших маминых родителей. Но память останется, память о том, какой я была непослушной, как часто невольно огорчала близких. Это всегда под-стегивало меня в те минуты, когда ситуация была похожей, давало возможность выбрать правильное решение. В семье я была старшей, привыкла верховодить, это повлияло и на выбор профессии, а еще мамина профессия воспитателя.

Еще одна фотография: мне 12-14 лет, семейная фотография. Я сижу, старательно глядя в объектив. Оптимистка, видела в жизни только хорошее, обиды забывались быстро. Интересовалась всем, совала свой нос куда не просят, была смешливой. Послушная, добрая, слегка глуповатая. Вернее – непрактичная.

Читаем вслух свои записи. Если чьи-то образы совпадают с вашими, допишите их себе.

Например, озорная, рот до ушей, остро чувствовала несправедливость, одиночест-во, услужливая, с челкой по моде, артистка, мечтательница, вечно с книгой в руках.

Это – лучшее, что Вы взяли из детства.

4 этап: социализация.

Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас!

Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?! А теперь поройтесь в памяти: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что проис-ходит иногда в гневе? Помните, это ВАШ ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд!

5 этап: воспоминания детства.

Вы – мать, отец… А теперь вспомните, как вы несли свои обиды родителям, чаще, конечно, к маме. Она всегда поймет, защитит, даст совет. Вот послушайте, как вос-принимает ребенок даже самую короткую разлуку с матерью. (ученик рассказывает стихотворение Агнии Барто)

Разлука.

Все я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуке,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: - Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства! Будьте хорошими родителями!

6 этап: кульминация.

Звучит песня “Куда уходит детство” или любая другая, связанная именно с детством, детьми. Девочка(-и) танцует(-ют) медленный танец, звучат детские стихи, со-чиненные ребятами к Дню матери. Затем ребята дарят рукотворные подарки своим мамам и уходят.

Учитель: Посмотрите, сколько выдумки, творческой фантазии вложили ваши дети в подарок вам. Это все – любовь. Любовь к своей единственной маме, мамочке. Другой нет и не будет. Оправдайте эту любовь! Подумайте, что вы смогли дать вашему ребенку, выпуская его в жизнь? Чему научили? Посмотрите на нашу выставку: ребята принесли то, что сделано их руками. Очень хочется надеяться, что этому научили своих детей вы, родители или бабушки. Ведь не зря же говорят: “Что ты от-дал, то твое”. Это ты “отдал” свои знания своему ребенку, оно пригодится ему в жизни, он понесет это умение в жизнь, благодаря вас за то, что вы научили его. Ког-да ребенок говорит: “Этому меня научила мама!”, вы бы видели, как гордо он это произносит. А ведь именно в детстве матери учат детей шить, стирать, варить, це-нить добро, красоту, любить жизнь… то есть, закладывают в нас нравственный ко-декс. А в зрелые годы мы, развив свои умения, передаем, как наследство, свои уме-ния детям. Хотите, чтобы ваши дети были богаты духовно, не жалейте времени, учите их всему, что знаете сами, пусть ходят в школы и центры дополнительного образования.

Пусть всего лишь год ребенок походил в Центр Детского и Юношеского творчества на танцы, зато у него выпрямилась спина, лучше стала осанка. Он стал чувствовать себя свободнее в обществе, двигаться пластичнее, увереннее. Он стал богаче душой. Или тот же год он занимался в радиокружке. Потом не захотел. Ну и пусть! За-то эти знания ему пригодятся на уроках физики! И так везде и во всем! Влияйте на увлечения ребенка исподволь, ведь вы взрослый и понимаете, как это может приго-диться ему в жизни, определить его профессию, судьбу. Подойдите к этому вопросу творчески! Готовьте ребенка ко взрослой жизни.

7 этап: создание текста.

Вот насколько мы в душе творческие люди, мы сейчас проверим.

Задание: дается 5 -7 минут на то, чтобы вы попытались написать небольшое стихотворение о детстве или о том, какие мысли вас посетили сегодня, сейчас.

В помощь вам на доске написаны строки, которые вы можете использовать в своем стихотворении как опору, отталкиваться от них.

Хоть прошло немало лет…

Осень жизни в моем календаре…

Вчера спросила меня дочь…

Я небесам безмерно благодарна…

О доме помню в стороне любой…

Мне выпало счастье родиться и жить…

Годы меня трогают за плечи…

С тихой грустью наедине вспоминаю родимый дом…

Бунтует сердце, память теребя…

Жизнь нам горький предъявляет счет…

Я думаю о том…

Тихо звучит музыка, родители работают над сочинением стихов, затем зачитывают их по желанию, пусть это всего лишь четверостишья. Мысль можно дополнить прозой.

Учитель читает стихотворение, которое он приготовил заранее.

Я небесам безмерно благодарна
За то, что на земле родной живу.
И в памяти останется навечно
Тропинка, по которой я иду,

Дом у реки, трель соловья весною,
Сирени запах, яблони в цвету…
Все это мне немного душу ранит.
Все в прошлом, этого я не верну.

И снится мне, что я у мамы снова,
Печь топится, и чисто вымыт пол.
Сижу я на крыльце родного дома,
Смотрю на кур, играю со щенком.

Все кончилось, и детство не воротишь,
Но все-таки я думаю о том,
Что счастья в жизни не бывает много,
Но если оно есть, оно в одном:

В любви, доверии, в заботе
И в радости совместного труда,
И в детях наших, в мелочной работе,
И в песнях, и в улыбках, и в друзьях.

8 этап: Рефлексия.

Что ожидали вы от нашего занятия, узнав тему мастерской?

Чему вы научились в нашей мастерской? Стоит ли проводить такие родительские собрания? Что вы вынесли с нашего занятия для себя?

Взглянули ли вы на вашего ребенка другими глазами?

Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы всегда были для своего ребенка самым любимым, самым справедливым, самым красивым, умным, самым-самым во всем.

Ведь для этого у нас и есть наши ДЕТИ.

Выводы из работы мастерской вывешиваются на доске по ходу работы.

1. Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни.

2. Дети – Ваша маленькая копия, это Вы в детстве.

3. Не обманите надежд ребенка на вас! Оправдайте любовь вашего ребенка к вам!

4. Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства! Будьте хорошими родителями!

5. Готовьте ребенка ко взрослой жизни.

Дополнительный материал. (К размышлению)

Помните! Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.
Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.
И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.
Вы можете дать им свою любовь, но не разум.
Вы можете приютить их тела, но не души,
Потому что их души принадлежат будущему,
В которое Вы не можете заглянуть даже во сне.
Вы можете попытаться стать такими, как они,
Но не пытайтесь сделать наоборот,
Потому что жизнь не пятится назад,
А устремляется вперед.