Преодоление застенчивости ребенка посредством игры. Работа с застенчивым ребенком. Коррекционные игры с агрессивными детьми

Игры на преодоление застенчивости перед взрослыми глава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"

На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с И.Я.Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежат две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) -«досье» на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню всех этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях... И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость.

Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп. Увы, «в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же не можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться.

Но вам доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке --это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.

К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.

1. «САЛОЧКИ» (для детей 4-12 лет)

Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые все- гда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

Разновидностей «салочек» очень много: во-первых, обычные, во-вторых,.«салки-ножки-на весу», когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, «салки-в-домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего, в-четвертых, «салки-приседалки» - - кто присел, тот не осаливается. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы они не приедались.

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей. (Любопытно, что родители, как правило, не торопятся этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более «теплым» взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая ласку). Первой категории детей будут полезны игры «Нарисовать фигуру», «Передай рисунок», «Доверяющее падение», «Конспиратор» и «Скульптура», а второй... второй самое главное - дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно посадить к себе на колени, слегка покачать, как маленького (особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать.

Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди -непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к «Бездомному котенку», «Роботу» и «Ученику волшебника».

2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В.Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте. Лучше немного подождать. Когда он «дозреет», он сам с радостью будет испытывать свои силы. Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 6-12 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п. Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) -- создать веселую, непринужденную атмосферу.

4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. «КОНСПИРАТОР» (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется для детей 5-10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор --тот, кого узнали последним.

6. «СКУЛЬПТУРА» (А.Б.Домбрович, для детей 5-7лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4-8 лет)

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпри-зов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком -короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал -- оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

8. «РОБОТ» (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик -тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - - их можно растянуть на несколько «сеансов» игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра -это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего. Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше...

1. "САЛОЧКИ" (для детей 4-12 лет)

Сразу оговорюсь, что детям, в которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

Разновидностей "салочек" очень много: во-первых, обычные, во-вторых, "салки-ножки-на весу", когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, "салки-в-домике", когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего, в-четвертых, "салки-приседалки" - кто присел, тот не осаливается. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы они не приедались.

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно не дополучая ее от родителей. Любопытно, что родители, как правило, не торопятся этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более "теплым" взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая ласку.

Первой категории детей будут полезны игры "Нарисовать фигуру", "Передай рисунок", "Доверяющее падение", "Конспиратор" и "Скульптура", а второй... второй самое главное - дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно посадить к себе на колени, слегка покачать, как маленького (особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди - непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к "Бездомному котенку", "Роботу" и "Ученику волшебника".

2. " НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ" (предложена В.Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно,повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте.

Лучше немного подождать. Когда он "дозреет", он сам с радостью будет испытывать свои силы.

Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

3. "ПЕРЕДАЙ РИСУНОК" (для детей 6-12 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в "испорченном телефоне", только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п.

Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) - создать веселую, непринужденную атмосферу.

4. "ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ" (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. "КОНСПИРАТОР" (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется использовать для детей 5-10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: "Стоп!" Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга.

Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним.

6. "СКУЛЬПТУРА" (А.Б.Домбрович, для детей 5-7 лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят зобразить, и затем первый игрок "лепит" ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

7. "БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК" (для детей 4-8 лет)

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком - короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой...

(Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал - оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких).

Но потом ему повстречался... (пусть сын или дочь сам придумает персонажа, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.)

8. "РОБОТ" (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И "не переходите на личности", т.е., не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно.

Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик - тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! "Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!" (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают.

В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете.) Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней.) Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась.

(Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним.) Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как потрясающее изобретение самого героя.) На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - их можно растянуть на несколько "сеансов" игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно.) Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра - это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же им все-таки жить дальше... (Эту стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках.)

8. "УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА" (для детей 5-9 лет)

Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею - как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку, бусинку и проч. - что придется по душе), которым его можно в любую минуту призвать на помощь.

Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка и соглашаясь с его вариантами, предлагайте свои сюжеты, в которых бы в завуалированно-сказочной форме фигурировали конкретные трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон, Маша) робеет, когда чужие люди у него что-то спрашивают, а ему скоро предстоит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, побуждает его тренировать смелость и общительность:

сначала спросить у прохожего на улице время (может быть, он невидимый стоит за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может, Кирюша получает какое-то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу?);

потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно, общается с продавщицей);

потом просит немного развлечь какими-нибудь интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т.п.

Затем Волшебник берет Кирюшу в сказочную страну, где они вступают в контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в конце концов, естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу "Волшебника Изумрудного Города" и его многочисленные продолжения. Заимствуйте оттуда второстепенных героев и ситуации. Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми, причем со взрослыми. Ребенок и Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых обижает негодяй типа Урфина Джюса, перехитрить злобных Прыгунов, пообщаться с обитателями Изумрудного города. Упор в сценках следует делать опять-таки на общение, а не на победу физической силы и оружия. Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре, побольше рассказывал. Это послужит ему потом подспорьем в реальном общении. Пусть он рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и детский сад, зоопарк, театральные спектакли, фильмы и книжки, которые ему нравятся. Вы же, подыгрывая, изображайте изумление жителей Волшебной страны, говорите, что их жизнь во многом устроена по-другому, рассказывайте, какие это отличия - в общем, старайтесь, чтобы у вас получался настоящий диалог, в котором оба собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не должны строго закрепляться. Если ребенок захочет, он вполне может побыть Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе, на полу. Можно играть с любыми игрушками, а можно и "в живом плане". Чтобы поддерживать интерес ребенка, непременно заканчивайте игру приключением, которое обрывалось бы на самом интересном месте.

Примерный план игры "Ученик волшебника":

1. Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний.

2. Герой начинает тренировать смелость и общительность:

Учится наводить справки по телефону, - спрашивает что-то у прохожих, - постигает "науку общения" в магазинах, на почте, - предлагает старушке перевести ее через дорогу, - приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом развлекает ее рассказами, - поступает в какой-то кружок, для чего ему нужно выдержать собеседование.

3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они:

Спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приводит вашего ребенка в ужас); - справляются с приятелем Урфина Джюса, который сделал сонное зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы завладеть всеми богатствами; - приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране); - завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так-то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется ему помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы при желании может хватить на много игр). - и так далее и тому подобное. - когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает старушке-соседке про свои приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья могут являться ему во сне).

Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая нравится вашему ребенку.

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п.

С застенчивыми и замкнутыми детьми советуют играть в следующие игры.

«Магазин игрушек» Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки» - подвижная игра, направленная на развитие активности, «командного духа» и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки» - игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Играющие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак» - игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показать способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч» - игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение» » - упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение и вселяет уверенность в своих возможностях. Фантазируйте и придумывайте новые игры.

Чабин Андрей
Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Задачи :

преодоление застенчивости , замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Игра «Незнайка» .

Психолог говорит :

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы :

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Игра «Змейка»

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия :

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

обогнуть воображаемое озеро и т. д.

Игра повторяется.

Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это «голова дракона» , последний - «кончик хвоста» . Первый играющий (водящий) пытается схватить последнего - «дракон ловит свой хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост» , водящий меняется, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Этюд «Два клоуна» .

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд :

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и громко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Упражнение «Разыгрываем сказку» .

Психолог делит детей на две команды и предлагает каждой команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки (фрагмент мультфильма) .

Команды проводят репетицию, а затем поочередно показывают пантомимические сценки. Следя за выступлением «артистов» , «зрители» (участники другой команды) должны догадаться, какая сказка (какой мультфильм) разыгрывается и кто какую роль исполняет.

Игра «Веселый мячик»

Психолог включает аудиозапись любой танцевальной мелодии. Дети встают в круг и передают мяч друг другу со словами : «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Этюд «Встреча с другом»

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следующий этюд : «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

Упражнение «Угадай эмоцию »

Психолог дает каждому ребенку набор карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие) и говорит :

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог предлагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

Беседа «Способы повышения настроения» .

Психолог предлагает детям обсудить, как можно улучшить свое настроение.

При возникновении затруднений психолог подсказывает способы повышения настроения (подумать о чем-нибудь приятном, послушать любимую сказку, потанцевать под музыку и т. д.).

Упражнение «Рисуем свое настроение» .

Психолог раздает детям листы бумаги, цветные карандаши (краски) и предлагает нарисовать свое настроение.

После выполнения задания с каждым из детей проводится индивидуальная беседа по рисунку.

Беседа «Как можно научиться общаться без слов»

Психолог предлагает детям обсудить. следующие вопросы :

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние ?

Упражнение «Иностранец»

Психолог говорит :

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

Упражнение «Через стекло»

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации :

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф , а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

Упражнение «Связующая нить»

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит :

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог , удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается .

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу , участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Упражнение «Закончи предложение»

Психолог предлагает детям поочередно закончить следующие предложения :

Я смогу.

Упражнение «Самолет» .

Психолог говорит :

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Если вы когда-нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы летите вперед и вверх!»

Игра «Лети, лети, лепесток» .

Психолог дает каждому ребенку бумажный лепесток.

Детям предлагается загадать желание, запомнить цвет своего лепестка и опустить его в коробку. После того как собраны все лепестки, психолог начинает доставать их по одному из коробки. Тот, кому принадлежит лепесток, подкидывает его и произносит слова :

«Лети, лети, лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!»

Рассказав рифмовку ребенок называет свое желание. В конце упражнения рекомендуется обсудить, какие желания понравились большинству

детей и почему.

Упражнение «Зеркало»

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала» - повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями. После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает : «Кем больше понравилось быть - ребенком или зеркалом? Почему?»

Игра «Путешествие» .

Психолог приглашает детей отправиться в воображаемое путешествие. Дети по инструкции психолога имитируют различные движения и разыгрывают мини-ситуации : изображают деревья в лесу, зайчиков, убегающих от лисы, путешественников, плывущих на лодке, взбирающихся на вершину горы, переходящих горный ручей по узкому мостику, и т. п.

Игра «Улиточка» .

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка» .

Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза.

Игрок, на которого указал психолог , изменяя голос, произносит :

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

в роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Беседа «Наши имена» .

Психолог предлагает детям поговорить об именах. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы :

1. Нравятся ли вам свои имена? Почему?

2. Если бы вам предложили выбрать себе новые имена, вы бы согласились? Почему?

Беседа «Наши имена» .

Упражнение «Разыгрывание ситуаций» .

Психолог предлагает детям разыграть следующие ситуации :

В группе появился новый мальчик (девочка, и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

Выбор ситуаций для разыгрывания определяется ходом предыдущей беседы.

Упражнение «Закончи предложение» .

Дети поочередно заканчивают следующие предложения :

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

МАМА ЗАБОЛЕЛА

И действительно, после той истории Слоненок долго не ходил на речку. Воду для обеда и ужина приносила мама, а он сидел в своей комнате и... (придумать, чем занимался Слоненок.) Конечно, он старался не подавать виду, что ему скучно, но на самом деле ужасно скучал.

И вот однажды мама уколола ногу острым сучком (показать это), и нога у нее распухла.

Пришел Доктор (пусть ребенок сам выберет игрушку и изобразит Доктора).

Он осмотрел больную ногу и сказал:
- Мда, уважаемая, неважные у вас дела. Ногу надо поберечь. По дому вы еще кое-как передвигаться можете, но за порог - ни шагу! Иначе начнется воспаление, а это, знаете ли, чревато больницей.

Слоненок не знал, что такое "чревато", но слово "больница" подсказало ему, что ничего особо хорошего ждать не приходится.

Не надо класть маму в больницу! - взмолился он. - Я послежу, чтобы она поменьше ходила по дому.
- А кто же хозяйство будет вести, обед готовить? - спросила мама.
- Ты ведь говорила, что я большой и должен тебе помогать, - сказал Слоненок. - Вот я и буду все делать сам.
- Но какой обед без воды? - вздохнула Слониха. - Кто будет ходить с ведрами на речку? Папе некогда, а я не могу...
- Ну, это не беда! - рассмеялся Доктор. - Ваш сын - настоящий богатырь! Для него ведро все равно что наперсток.
- Да, но на речке... - пробормотал Слоненок.
- Это верно, на речке очень весело, - перебил его Доктор. - Я даже боюсь, что ты позабудешь, зачем туда пришел.
Заиграешься - и позабудешь.
- Нет, - помотал головой Слоненок. - Не заиграюсь.
- Вот и хорошо, - похвалил ничего не подозревавший Доктор. - В таком случае с больницей мы пока, пожалуй, подождем. Может, нога и дома заживет.

Доктор ушел, а Слоненок погрузился в задумчивость. (О чем он думал? Какие это были мысли: веселые или невеселые?
Почему?)

ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА

В тот вечер Слоненок, утомленный своими мыслями и переживаниями из-за мамы, уснул очень быстро. А Слониха и Слон еще долго о чем-то разговаривали.

Ой, не знаю... По-твоему, стоит попробовать?- вздыхала Слониха.
- Отчего же не стоит? Стоит, - убеждал ее Слон.
- А если он догадается?.. - Слониха опасливо покосилась на кроватку, в которой спал их сынишка.
- Не догадается,- взмахнул хоботом Слон. - У меня есть план...

Утром Слоненку долго не хотелось вставать. Так всегда бывает, когда тебя ждет что-то не очень приятное. Но когда часы пробили десять ударов, он понял, что тянуть больше нельзя. Нельзя же завтракать в ужин! А для того, чтобы приготовить завтрак, нужна вода. А за водой нужно идти на речку... Подумав об этом, Слоненок стал мрачнее тучи. (Попросите ребенка показать это лицом.)

Но - делать нечего! Взял он ведра и направился к водопою.
Путь к реке лежал мимо густых зарослей. И вот когда Слоненок шел по узкой тропинке, вдруг откуда-то - то ли из-за высоких кустов, то ли с неба - раздался голос:
- Почему ты невесел, Слоненок?

Слоненок огляделся. Никого. Голос показался ему немного знакомым, но Слоненок не успел сообразить, где он его слышал, потому что Голос снова спросил:
- Ты стесняешься идти к реке, да?
- Да, - вздохнул Слоненок.
- Наверное, ты кажешься себе каким-то не таким? - участливо поинтересовался Голос.

И - странное дело! Слоненок никому - ни папе, ни маме - не говорил про свою обиду, а тут его вдруг словно прорвало.
- Эта противная Мартышка... Она сказала: "Носатик", - воскликнул он.- И правда, ни у кого нет таких огромного носа. У всех зверей нос короче, чем хвост, а у меня наоборот.
Ну, зачем, скажите, зачем мне такой длинный нос? И уши у меня огромные, и ноги неуклюжие! Я урод! Жалкий урод! Чучело гороховое!

В ответ раздался тихий вздох, и из-за кустов вылетела шляпа. Вылетела - и упала на землю прямо у ног Слоненка.
- Эта шляпа не простая, а волшебная, - сказал Голос.
- Шапка-невидимка? - ахнул Слоненок.
- Нет, не совсем. Но как только ты ее наденешь, ты перестанешь стесняться. Тебе все будет нипочем. Слышишь?

Слоненок немного постоял в нерешительности, а потом поднял шапку с земли и нахлобучил на голову, надвинув на самые глаза. (Это тоже один из способов скрыть лицо, к которому порой прибегают сверхзастенчивые дети. Американский психолог Ф.Зимбардо рассказывает, что его крайне стеснительный брат целый год носил в детском саду колпак с прорезями для глаз, сделанный из бумажного пакета, и называл себя Человеком-Невидимкой. Мы с И.Я.Медведевой тоже встречались с подобными случаями. Только, отдавая дань современной моде, эти дети носили не колпаки, а вязаные шапочки, закрывавшие нос и рот. И говорили, что они ниндзи .)

Спасибо, - пробормотал он, обращаясь к кустам - он ведь был очень вежливым Слоненком - и двинулся дальше.
- Привет, Носатик! - крикнула Мартышка, когда Слоненок появился на берегу реки. - Что-то тебя давно не было видно?

Услышав прозвище "Носатик", Слоненок съежился (попросите ребенка показать это и куклой, и самому), но потом вспомнил, что на голове у него волшебная шапка, которая делает его неуязвимым для насмешек, и спокойно ответил:- Привет, Мартышка!

Мартышка захихикала, качаясь на лиане. Раньше Слоненок подумал бы, что она смеется над ним, но теперь... (Попросите ребенка додумать мысли Слоненка. Если он будет затрудняться, предположите, что Мартышка смеялась от радости или - да-да, как это ни удивительно! - тоже от смущения. Скажите, что и люди нередко начинают от смущения хихикать и кривляться. Приведите примеры из жизни.)

Пока она хихикала и думала, что сказать, Слоненок набрал воды и пошел домой. (Спросите у ребенка, в каком настроении был Слоненок, и попросите показать это мимикой).

ЗАЧЕМ СЛОНУ ДЛИННЫЙ НОС

Наутро Слоненок уже спокойно взял ведро и пошел на речку. Разумеется, не забыв прихватить с собой и волшебную шапку.
Зверюшки играли в салочки и не заметили его появления.

Раньше Слоненок был бы этому только рад, а теперь ему стало даже немножко обидно. Правда, поздороваться первым он пока не решался, но зато, набрав воды, уже не побежал сломя голову домой, а стоял на берегу, с любопытством наблюдая за зверьками.

Наконец Мартышка, спасаясь от догонявшегося ее Лисенка, запрыгнула на дерево, которое нависало над рекой, и, посмотрев по сторонам, заметила Слоненка.

Носатик пришел! - заверещала она. - Смотрите, смотрите! Носатик, привет! Эй, гляди! Ты так можешь?

Мартышка принялась корчить забавные рожицы и перекувыркнулась через голову, но не успела зацепиться за ветку и... улетела на середину реки.

Ой! Спасите! Тону! - закричала она.

Мартышка беспомощно барахталась в воде, силы ее иссякали. Звери растерянно метались по берегу.

Не растерялся только один Слоненок. Он потянулся к Мартышке хоботом и вынул ее из реки. Никто и опомниться не успел, а она уже лежала на песке и отфыркивалась, выплевывая воду.

Зверюшки на радостях водили вокруг Слоненка хоровод, а Мартышка, отдышавшись, заявила:
- Как здорово, Носатик, что ты есть на свете!
И чмокнула его в кончик хобота.
- Ну как, сынок? - раздался за спиной Слоненка знакомый голос. - Теперь ты понимаешь, зачем тебе длинный-предлинный нос?

Слоненок оглянулся и увидел папу Слона.
- Так это был ты? - растерянно пролепетал он.

Папа улыбнулся и, не отвечая ему, обратился к зверятам, собравшимся на берегу:
- А зачем еще может пригодиться длинный нос, малыши?
- Для игры в салочки! - крикнул... (пусть ребенок придумает кто). - Хобот - он ведь как лассо! В один миг всех переловишь.
- И водой из него можно поливаться, как из шланга! - добавил... (опять-таки предоставьте возможность выбора персонажа ребенку).
- А друзья могут качаться на этом носу, как на лиане! - заключила Мартышка и подтвердила свои слова делом.
(Пусть ребенок пофантазирует, как еще можно использовать длинный хобот).

РАССТАВАНИЕ С ВОЛШЕБНОЙ ШАПКОЙ

Когда папа и Слоненок вернулись домой и рассказали о случившемся маме Слонихе, она... (пусть ребенок сам придумает и покажет, как Слониха похвалила своего сына).

А на следующий день они втроем - ведь нога у Слонихи уже зажила - собрались на речку.

Слоненок по привычке потянулся за шапкой.
- Ты думаешь, она тебе еще нужна? - спросил отец.
Слоненок замер в нерешительности.
- Наверное, да...
- Ну, ладно. Тогда бери, - кивнул папа Слон.

Слоновья семья провела на берегу целый день. Родители загорали на солнышке и со счастливой улыбкой смотрели, как Слоненок резвился со своими друзьями. (Покажите это как можно подробней. ) Он, конечно, не мог бегать так резво, как тигрята, но зато катал всех зверей на спине, обмахивал их своими большими ушами, словно веером и утрамбовал песок, так что получилась удобная спортплощадка. А потом стал чемпионом по баскетболу, потому что никто лучше Слоненка не мог ловить мяч и забрасывать его в корзину! Звери были в восторге от своего нового друга.

Какой ты хороший! - говорили они. - Добрый, смелый, находчивый!
И Слоненок радостно смеялся в ответ (пусть малыш это покажет).

А по дороге домой, проходя мимо куста, из-за которого когда-то вылетела волшебная шапка. Слоненок остановился и поглядел на отца.

Вот, возьми, - он протянул шапку отцу. - Она мне больше не нужна. Спасибо!
- Ну, что ж, - отец повесил шапку на куст. - Пусть висит здесь. Может, еще кому-нибудь пригодится...
- Может быть... - задумчиво протянул Слоненок. - Но знаешь, по-моему, шапка - это не главное. По-моему, главное - это поверить в свои силы.

И он вприпрыжку побежал домой. А шапка превратилась в... (Пофантазируйте вместе с ребенком и постарайтесь, чтобы конец сказочного спектакля получился как можно более красочным. Финал всегда должен быть ударным, а когда имеешь дело с впечатлительными и неуверенными в себе детьми, это особенно важно.)

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ

Прорабатывая первые игры, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим правилам, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративность (одно с другим тесно сцеплено).
Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.

Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому этот раздел не надо "пропахивать" целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не токвандо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле.Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.

1."УГАДАЙ ЭМОЦИЮ" (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане") с соответствующим сюжетом.

2."ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ" (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

3."ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ" (для детей 4-10 лет)

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е., он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, "неподвижными" лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

4."ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ"(для детей 5-10 лет)

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5."ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ" (для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев.

Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6."РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ" (вариант игры, предложенной М.И.Чистяковой) (для детей 4-10 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?
Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?
Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично.
Бабушка: А почему ты хромаешь?
Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал?
Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

7."ЧЕРЕЗ СТЕКЛО" (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.
Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов.
Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8."РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА" (упражнение, предложенное В.Леви;годится для детей 7-10 лет)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,
- глубокий старик,
- пьяный,
- лев,
- горилла,
- артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше).


© Все права защищены