Что делает ребенок по месяцам таблица. Что должен уметь ребенок в первые недели жизни. Развитие ребенка: мимика и речь

Первые недели жизни – самые запоминающиеся для родителей, ведь в этот период все происходит впервые. Самый тревожный и интересный, полный забот и хлопот, первый месяц жизни младенца характеризуется началом интенсивного физического и психического развития.

Многие молодые родители считают, что месячный ребенок еще слишком мал, и все, что ему нужно – это здоровый сон и мамино молоко. Но это не так: младенцы очень стремительно развиваются, особенно когда им уделяют много времени и занимаются. Чтобы оценить, как развивается малыш, родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Особенности физического развития месячного ребенка

Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.

Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» - много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденных и относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.

К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.

Таблица роста и веса*

* - Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • Рост девочек с рождения до 2-х лет.
  • Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Вес девочек с рождения до 2-х лет.
  • Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Окружность головы, девочки 0-2 года.
  • Окружность головы, мальчики 0-2 года

Как ребенок познает окружающий мир

Список того, что умеет ребенок в 1 месяц, не ограничивается строго физическими навыками. Слух, зрение, мимика и даже речь – все это не стоит на месте.

В первый месяц кроха еще не может толком двигаться, зато слышит новорожденный замечательно . Когда он бодрствует, постоянно вертит головой – так пытается определить, откуда раздаются услышанные им звуки.

От того, как развивается слух у малыша, напрямую зависит речь. Конечно, маленький ребенок еще не сможет воспроизводить сложные звуки, но первые «агу» и «гули» у него уже появляются, читайте, когда ребенок начинает агукать . Чем больше родители разговаривают с ним, тем быстрее закладывается речь у крохи.

Развитие ребенка предполагает, что в 1 месяц жизни он любит следить за движением предметов и лицами людей. Последний факт - научно доказанный.

Развивается и мимика крохи: он начинает улыбаться маме , показывать язык, пытаясь скопировать ее движения.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем.

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться .

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, - это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

  • Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе ?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Особенные умения месячного ребенка

Развитие детей не может и не должно быть идентичным: они учатся новому и приобретают навыки с разной скоростью. Но, рассмотрев особенности развития ребенка в 1 месяц, можно выделить моменты, которые должны проявляться в развитии каждого малыша:

  1. удерживание головы, приподнимание ее из положения лежа на животе;
  2. поиск источника звуков, прислушивание к ним и умение различать мамин голос среди прочих;
  3. вздрагивание от резкого или слишком громкого звука;
  4. наблюдение за яркими предметами, а позже – за лицами людей;
  5. схватывание и удержание маминого пальца или игрушки;
  6. «гуление», способность к эмоциональному отклику на ласковый голос мамы.

Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.

Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.

Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.

Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.

Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите

В этом возрасте дети, как правило, уже обладают базовыми способностями, столь необходимыми для дальнейшего познания окружающего мира. По этой причине, чтобы своевременно обнаружить отставание в развитии своего малыша, родителям крайне важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год, какими навыками он обязан обладать к этому моменту. Узнайте подробнее об этом периоде взросления крохи.

Развитие ребенка в 1 год

Любящие родители с большим трепетом относятся к первым проявлениям осознанного восприятия жизни у малышей. При этом некоторые мамы и папы в стремлении дать своему крохе все самое лучшее иногда перегибают палку, что выражается в обычной ситуации в требовании от ребенка освоения не характерных для его возраста навыков. Помните, что каждый малыш по-своему уникален и нельзя превращать малютку в «объект» самоутверждения. При всем этом нужно понимать, что существует некий усредненный набор навыков, которым карапуз к 12 месяцам должен обладать.

Относиться к такого рода показателям развития стоит спокойно и без фанатизма. Зачастую то, что умеет ребенок в 1 год, всецело зависит от родителей. Исключение составляют только какие-либо ярко выраженные симптомы отставания малютки в развитии. Помимо этих моментов, стоит уделять внимание нормам веса и роста ребенка. Так, годовалый малыш должен утроить свой исходный вес и вырасти на 25 см. Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей.

Физическое

К годику детки, как правило, уже умеют стоять, держась за предметы мебели или взрослого, сидеть, активно ползать. Некоторые особо шустрые малыши умеют даже ходить . По большей части детки передвигаются по дому вдоль опоры или с поддержкой за одну или две ручки. При этом не стоит недооценивать карапуза и думать, что он не сможет забраться на подоконник или стащить со стола острые предметы. К этому времени детки уже в достаточной степени умные и при необходимости могут подставить стул.

Отвечая, что должен уметь ребенок в 1 год, специалисты отмечают, что темпы развития физических способностей полностью зависят от степени самостоятельности крохи. По этой причине крайне важно, чтобы малыш выполнял основную «работу» сам, но с родительской подстраховкой. К слову сказать, если ваш карапуз хочет научиться ходить, то дайте ему возможность сделать первые шаги самостоятельно, не забывая при этом о подстраховке.

Психическое

Годовалые детки независимо от индивидуальных темпов развития активно изучают окружающий мир. Малышам, как правило, очень интересно брать предметы с недоступных мест, осваивать навыки построения простейшего конструктора. Последнее занятие весьма полезно для карапуза, так как позволяет развивать мелкую моторику. Касательно того, что должен уметь годовалый ребенок с точки зрения психологического развития, стоит сказать, что кроха к этому времени уже обладает следующими основными навыками:

  • умеет собирать пирамидку из нескольких колечек;
  • играет с посудой и при этом делает вид, что ест ложкой, пьет из кружки;
  • может построить башенку из двух кубиков;
  • проявляет интерес к незнакомым предметам;
  • кормит кукол, причесывает их и укладывает спать;
  • умеет брать мелкие предметы двумя пальцами;
  • подражает взрослым;
  • танцует под музыку;
  • пытается самостоятельно открывать и закрывать дверцы шкафов;
  • собирает игрушки.

Навыки ребенка в 1 год

Большинство малышей к 12 месяцам умеет самостоятельно ходить. Тем не менее некоторые годовалые дети все еще нуждаются в маминой помощи во время передвижения по дому или детской площадке. Кроме того, к этому времени карапуз должен уметь сидеть на корточках и свободно подниматься из этого положения . Маленький человечек с каждым днем становится все более самостоятельным, поэтому родителям нужно уделять ему как можно больше внимания. На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется то или иное отношение к окружающему миру.

Обязательные умения и навыки

Перечисляя, что должен уметь ребенок в годик, педиатры нередко называют, на первый взгляд, абсолютно лишние и неуместные способности. Тем не менее эти умения являются показателем успешности дальнейшего становления крохи как личности. При ситуации, когда карапуз не умеет делать что-либо из указанных специалистами умений, это должно стать для родителей поводом к корректировке воспитания малыша. Что касается обязательных навыков, то годовалый карапуз должен уметь:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • уверенно держать в руках нетяжелые предметы;
  • проявлять эмоции без истерики и плача;
  • узнавать знакомых людей;
  • адекватно эмоционально реагировать на разные ситуации;
  • показывать на картинках объекты, о которых идет речь;
  • посредством совместной игры контактировать со сверстниками;
  • говорить хотя бы пару-тройку слов;
  • подражать взрослым, имитируя их жесты, мимику.

Как должен ходить ребенок в год

К этому моменту малыш активно познает окружающий мир. При этом основным навыком, над которым «работает» карапуз, становится ходьба. Большая часть малышей к этому моменту умеет передвигаться вдоль опоры или с помощью взрослых. Некоторые дети начинают рано ходить, пропуская при этом стадию ползания. При всем этом стоит обратить внимание на то, как ребенок ходит. При ситуации, когда малыш во время передвижения делает упор на носочки или слишком широко расставляет ножки, необходимо обратиться за консультацией к детскому ортопеду .

Навыки самообслуживания

Годовалый карапуз всей своей сущностью стремится к самостоятельности. Кроха к этому моменту учится кушать самостоятельно, что ни в коем случае не исключает участие мамы в процессе. Некоторые детки даже пытаются самостоятельно одеваться. Не стоит пренебрегать этим душевным порывом малютки. Выдайте ребенку одежду и дайте возможность вволю потренироваться, наблюдая за этим действом со стороны. Помимо всего прочего, годовалые детки должны уметь:

  • самостоятельно пить из чашки-непроливайки или кружки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • самостоятельно кушать;
  • садиться на горшок (по сути, кроха должен проситься на горшок и понимать, для чего он нужен);
  • мыть руки.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К 12 месяцам карапуз должен понимать обращенную к нему речь и выполнять простые просьбы взрослых. Годовалые детки очень чутко реагируют на интонацию, поэтому крайне важно не переусердствовать, воспитывая кроху. Малыш должен получать по большей части позитивные эмоции от общения с мамой. Не стоит беспокоиться, если карапуз не знает чего-то из перечня того, что должен говорить ребенок в 1 год. В этой ситуации гораздо важнее, чтобы кроха понимал речь взрослых и правильно воспринимал ее эмоциональную сторону.

Сколько слов должен говорить ребенок в год

Развитие речевых навыков у детей происходит совершенно по-разному. Одни малыши в годик уже умеют разговаривать, тогда как другие карапузы только учатся произносить слова. Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно вести с ним оживленную беседу . При этом очень важно комментировать все происходящее вокруг. Словарный запас годовалого ребенка включает всего 2-10 слов, куда в том числе входят звукоподражания. При ситуации, когда ваш кроха не умеет произносить простейшие слова и не понимает взрослую речь, его необходимо показать детскому психологу.

Какие слова ребенок должен говорить в год

К году малыш имеет ограниченный словарный запас, поэтому некоторые детки пытаются освоить звукоподражание. Надо сказать, что многим это с успехом удается. В арсенале карапузов к годику присутствуют, как правило, двузначные слова: мама, папа, баба, деда. Большая часть деток способна исключительно на лепет и только им понятные звуки. Отвечая, что должен уметь годовалый карапуз, педиатры, переходя к речевому развитию, как правило, называют слова типа: би-би, дай, та-та, му-му, ля-ля, дя-дя, ам-ам.

Поведение ребенка в 1 год

В этом возрасте малыши еще не могут контролировать свои эмоции, выражая их нередко плачем, криком и прочими неприглядными действиями. Такого рода протесты стоит воспринимать как вполне нормальное явление для этого этапа развития крохи. Правильного поведения можно добиться исключительно лаской и поощрением. Кроме того, в годик дети начинают осознавать свою оторванность от родителей. Они могут плакать, потому что мама ушла и оставила их в одиночестве. Малыш должен помнить, что мама хоть и отлучилась, но находится неподалеку и готова в любую минуту прийти ему на помощь.

Видео

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц - это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди - марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней - прививают против туберкулеза (БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.


Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели.

Показатели ребенка от рождения до 1 месяца

График роста и

И график веса

Рост

3.330-3.530 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна:

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно;
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками;
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами;
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами;
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики - лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка

Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации. Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша - он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 - 10 минут кормления. Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, - вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами - вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, - и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.


Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания - не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

  • Хватательный - проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Поисковый - малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • Сосательный - у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • Рефлекс Бабинского - при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • Рефлекс Мора - новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • Рефлекс Бабкина - при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • Плавательный рефлекс - малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
  • Рефлекс Ходьбы - новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Как развиваются органы чувств в этот период?

Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи - показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.

Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?

Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели.

С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.

Знаете ли вы? Дети плачут с акцентом, поэтому специалисты могут определить по плачу национальность ребенка.

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.

В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.

Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них.
Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.

Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):

  • Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
  • Поисковый (поиск маминой груди).
  • Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
  • Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
  • Сосательный (прикасания языка к предмету).

Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.

Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет.
Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.

Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:

  • Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
  • Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
  • Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
  • Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
  • Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
  • Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.

В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.

В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника.
К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.

Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:

  • Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
  • Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
  • Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
  • Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
  • Различать голос близких и посторонних ему людей.
  • Более координировано двигать ножками и ручками.
  • При недостатке внимания кричать и плакать.
  • Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
  • Больше спать ночами, и меньше в дневное время.

Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.

В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот.
Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.

Знаете ли вы? Малыши тянут игрушки и другие предметы в рот, так как в нем наиболее развиты нервные окончания.

Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:

  • Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
  • Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
  • Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
  • Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
  • Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
  • Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
  • Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
  • Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
  • Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
  • Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
  • Реагировать при произношении его имени.
  • Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.

К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.

В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям».
Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.

К 5 месяцам малыш должен:

  • Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
  • Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
  • Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
  • Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
  • Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
  • Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
  • Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
  • Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
  • Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
  • При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
  • Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.

Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик.

В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.

К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти.
Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:

  • С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
  • Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
  • Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
  • Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
  • Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
  • Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
  • Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
  • Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
  • Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
  • Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
  • Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
  • 6 месяцев - важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Бывает такое, что к началу шестимесячного возраста детки начинают меньше спать днем, при этом они очень активны. Но не следует забывать, что шестимесячное дитя должно спать трижды в день по 1.5-2 часа (ночной сон также должен быть не менее 10 часов). В этом возрасте ребенок уже начинает кушать жидкую и полужидкую пищу, пить соки и молоко из чашки. Самостоятельно подбирать рацион малышу категорически запрещено, лучше всего проконсультироваться с врачом (он подскажет, сколько и какой пищи нужно давать младенцу). Также следует отметить, что шестимесячный малыш не должен кушать сладкую или соленую пищу, так как его кишечник и почки еще не полностью сформировались, и могут возникнуть проблемы.

Знаете ли вы? Шестимесячные дети улыбаются в среднем около 200 раз.

Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.

В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом).
Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).

Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.

В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием.
Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.

Семимесячный младенец должен:

  • Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
  • Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
  • Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
  • Немного быстрее и энергичнее ползать.
  • Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
  • Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
  • Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
  • Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
  • Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
  • Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
  • Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.

Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать.

Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.

Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.

В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте.
Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.

На восьмом месяце ваш малыш:

  • Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
  • Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
  • Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
  • Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
  • Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
  • Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
  • Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
  • Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
  • Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
  • Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
  • Умеет махать ручкой на прощание.
  • Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.

Знаете ли вы? Дети так много спят из-за того, что их мозг расходует около 50% всех запасов глюкозы в организме.

В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.

В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки.
Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:

  • Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
  • Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
  • Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
  • Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
  • Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
  • Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
  • Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
  • Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
  • Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
  • Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
  • Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.

Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации.
К десятимесячному возрасту малыш может:

  • Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
  • Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
  • Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
  • Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
  • Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
  • Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
  • Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
  • Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
  • Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
  • Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Также хочется отметить, что на данном этапе развития у младенца активно развивается мелкая моторика пальцев рук, и этому развитию нужно способствовать. Научите малыша рисовать на крупе с помощью пальчиков, выкладывать спичками различные фигурки, лепить что-то при помощи пластилина и т.д.

Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:

  • Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
  • Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
  • С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
  • Понимает и любит похвалу.
  • Выражает свои желания посредством разных способов.
  • Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
  • Пытается подражать звукам животных.
  • Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
  • Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.

К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.

Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит.

В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.

Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору).
В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:

  • Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
  • Преодолевать различные препятствия.
  • Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
  • Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
  • Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая - нравиться.
  • Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
  • Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
  • Понимать практически все, что ему говорят.
  • Самостоятельно искать свои игрушки.
  • Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Развитие ребенка за один год проходит весьма стремительно, и мамам нужно только успевать следить за его нормальным ходом при помощи календаря по месяцам. В случаях каких-то серьезных отклонений необходимо незамедлительно обращаться к педиатру. Но если вы окружите своего малыша заботой и любовью, то, не успев и оглянуться, увидите, как ваш младенец повзрослел и стал сознательной единицей в нашем социуме.

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года»

Начало

  • Следит глазами за источником света ()
  • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами ()
  • Улыбается маме ()
  • Держит головку (когда ребенок )
  • и обратно
  • Тянет руки к игрушкам
  • Сидеть ()
  • Агукает ()

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно ().
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) ().
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:


  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой () на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь ребенок в 1 год