Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни. Конспект занятия "удивительные камни"

Мария Евсеева
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней

Интеграция образовательных областей :

1. Познание

2. Художественно-эстетическая

3. Речевая

4. Социально-коммуникативная

5. Здоровье

Программное содержание :

Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .

Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .

Задачи :

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень.

Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .

2. Основная часть

Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?

Дети : на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Какие произведения вы знаете или читали о камнях , горах? (Хозяйка медной горы) . О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей) . Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)

Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?

Дети : Геологи (изображения геологов слайд №16) .

Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?

Дети : Хотим.

Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны) .

Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .

Дети добывают камни в горе .

Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней . Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .

Вывод : камни разного цвета .

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .

Значит, что мы можем сказать?

Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.

Мы с детьми побывали в удивительном месте «парке камней». Честно скажу, мы отправились туда не подготовленными, и еще не знали столько много о камнях, сколько мы знаем теперь, но, в таких внезапных прогулках есть своя прелесть – экспромт и полет фантазии для мамы, ну и для детей!

Обязательно скачайте данную презентацию. Переключаться между слайдами нужно в ручном режиме, поскольку информации на слайдах много, и скорость чтения у мам разная.

Видеоотчет о походе в парк вы можете . После похода в парк, конечно же, на протяжении нескольких дней мы играли только в «камешки».

Пришлось на скорую руку выдумать несколько игр, чтобы развлечь детей:

Сначала мы, конечно же, насобирали целый мешок камней и принялись рассматривать эти камни. Из всех камней всего у трех мы обнаружили неоднородный цвет, зато у большинства камней разглядели слоистость



Мы очень часто оживляем камни и вообще, любые предметы. Они у нас ходят в гости друг к другу, пьют чаи и катаются на машинах. Это один из самых любимых сюжетов игр моих детей и по времени, на эту игру может уйти целый день. Даже в перерыв на обед, дети кричат, что они еще не доиграли.)))


Бросали камни с расстояния в ведерко. Дух соревнования мы пока не воспитываем, каждому давалось столько попыток, сколько нужно, чтобы все таки попасть, потому что ведер тоже было 2)))))))

— выкладывали из камней рисунок – цветок. На какой-то более масштабный рисунок у нас, пожалуй, и камней бы не хватило.



Еще я вспомнила игру-опыт из детства. Мы брали 2 камня (по одному камню в каждую руку) указательным и большим пальцами и стыковали эти камни друг с другом, причем давить нужно было довольно сильно.

Ведущий же, в это время, берет другой камень, и, как бы, опутывает им место стыка – 10 раз (забрасывает за сцепку и подставляет руку снизу, чтобы поймать камень). Потом 10 раз камень забрасывается (снизу ловится ладошкой и снова забрасывается) в образовавшиеся дырки-колечки между большим и указательным пальцами, сначала одной руки, потом другой. Когда все процедуры закончены, подопытному разрешают медленно попытаться оттянуть камни друг от друга. По ощущениям, кажется, что ты отсоединяешь железо от магнита. Свойства камней тут не при чем, я думаю, это просто руки затекают от сильного напряжения, вот и кажется, некое притяжение. Но все равно, эта игра с камнями тоже очень понравилась детям.

Взяли камень – мел, и порисовали им! Прямо на полу) каменная плитка позволяет нам и рисовать на ней и пластилиновые работы выполнять, и наклейки клеить. Все легко отмывается!

Следующий день мы начали с просмотра презентации.

После просмотра и моих подробных рассказов о камнях, кристаллах и минералах мы принялись играть в игры по стопам изученного материала:

1) заглянули в папину коллекцию камней, обнаружили потрясающий камень (мы его и раньше уже обнаруживали, но рассматривали с другой точки зрения). Неказисты снаружи и весь слоистый изнутри. Явно образовался глубоко под водой, где слой за слоем каменели осадки. Это один из удивительных красивых камней коллекции. Его он нашел на Красном море в Эйлате.

Как-то, этот камень (на фотографии он самый крупный) увидел один геолог и он сказал мужу, что там, внутри окаменели остатки какого-то морского животного, вероятнее всего, а дальше, слой за слоем накладывались и каменели осадки.


2) следующим шагом был, конечно же, . У нас дома стоит наша модель, которую мы запускаем по разным случаям. Изучение камней – как раз подходящий случай. Запустили вулкан, посмотрели, как лава выплескивается из вулкана. Разложили внизу вулкана камешки, которые назвали базальт, пемза, андезит, обсидиан, а в жерло вулкана забросили другие камешки, с названиями гранит и кварц. Ну и пошла у нас игра в камешки))) Камни ходили друг к другу в гости – внутривулканные приглашали к себе в домик, а вневулканные к себе. Потом мы еще долго катали камешки на машинах и рассказывали, как нам нравится извержение вулкана.


На этом первый день игр подошел к концу. дети, уставшие и довольные, мне кажется, даже во сне повторяли странные имена своих новых героев)))

3)Следующий день, по горячим следам мы начали с обсуждения второго способа образования камней – осадочного. Хотя, накануне, при изучении камня из Эйлата, мы его уже вскользь проговорили. Сделали себе слоистые бутерброды и съели их! Зато все понятно – хлеб-сыр, помидор, салат, лишь бы в рот теперь поместился))))


4)Потом мы перешли к обсуждению кристаллов. Я уже рассказывала Давиду, что все в нашем мире состоит из молекул, знает он и о том, что разным состояниям тел соответствует разное движение молекул, так что мы просто вспомнили, что молекулы твердых тел не движутся, а лишь колеблются, и имеют прочные связи друг с другом. Для наглядности и вообще для веселья встали мы все строем, взялись за руки и создали свою кристаллическую решетку. Дети тянули меня вправо и влево, но я стояла, не двигаясь, и из-за этого, не двигались и они. Вот так я им и объяснила взаимную связь между молекулами. Потом перешли к творческому занятию.

5)Взяли пластилин, трубочки для коктейлей, и стали творить кристаллические формы. Увы, особенно сложные фигуры у нас не получились, но алмаз нам удался на все 100! Конечно же, изучили мое кольцо (не с алмазом, а с цирконием, по качеству может и нет, а по виду очень похож), сравнили камень с карандашным стержнем. Очень удивились, что оба камня состоят из одного и того же элемента, но, в них нет ничего общего на вид.


6) Ну а потом мы приступили к опытам:

Опыт 1

Получение кристаллов воды

Налили воду в прозрачный стакан и сделали отметку уровня воды. Через некоторое время вытащили стакан и увидели, что лед в стакане находится выше водной отметки. «Почему?» задал резонный вопрос Давид. А вот почему, ответила я и нарисовала примерно такую вот схему:


На первом рисунке молекулы воды, по сути, они двигаются свободно, хотя и связаны друг с другом. А вот на второй схеме – молекулы той же воды, но в замороженном виде – они как солдаты выстраиваются в такие цветочные (Давид назвал их цветочки) фигуры. Такой порядок требует гораздо большего места, чем подвижным молекулам воды (даже простой подсчет покажет, что одинаковое место могут занимать 16 молекул воды и 13 молекул льда, посчитайте на картинке!).

Вот так мы получили водный кристалл.


Опыт 2

выращивание соляного кристалла.

Сделали соленый раствор, завязали нитку на карандаш и опустили нитку в раствор. Ждем, когда кристаллическая рыбка попадется на наш крючок. Вода у нас немного подкрашена чаем, Давиду стало интересно, повлияет-ли это на цвет кристалла.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие.На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. Он, несомненно, оказал и до сих пор оказывает огромное влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ Ответственные: учитель-логопед Статкевич Е.О. воспитатели Мащалгина Г. П. Буданцева О.И. ГБДОУ детский сад № 34 2015 г

Цель: Расширять знания о разнообразии камней и их свойствах Задачи: Познакомить детей с понятием «камень» Познакомить детей с группами,на которые делятся камни Познакомить детей с самыми известными камнями - Ознакомить с изделиями из камня

Камень - (старославянское "камы"). Твёрдый минеральный материал (скальная масса). В основном камнями называют горные породы или драгоценные камни (алмаз, бриллиант и т.д.) Происходит от украинского "камiнь" - "гора".

Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. На Руси перстни с камнями носили ещё в древности.

Вера в таинственную магическую силу драгоценных камней существовала издревле, поэтому их приобретали как амулеты и талисманы, защищающие от враждебных сил и приносящие счастье, излечивающие от всех болезней. Три главных дос – тоинства драгоценных камней – красота, долговечность, редкость – выделяют их из мира неживой природы.

В мире существует очень много разнообразных камней по форме, размерам. I группа - драгоценные камни (самоцветы) алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, топаз, аквамарин, гранат,бирюза,горный хрусталь и другие. II группа - поделочные (цветные камни) нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, гипс. III группа - драгоценные камни органогенные: жемчуг, коралл, янтарь, гагат.

Самый известный из камней всех камней это АЛМАЗ. Алмаз - наазвание самого известного драгоценного камня произошло от греческого «адамос», что значит неодолимый или несокрушимый, и арабского «алмас» - твердейший. Главные отличительные черты алмаза - высочайшая среди минералов твёрдость (но в то же время хрупкость). Ювелирного качества цветные алмазы могут родиться абсолютно любого цвета, тона, оттенка, насыщенности... Наиболее часто встречаются лимонно-желтые и голубые камни, реже – красные, зеленые, фиолетовые, пурпурные.. Еще реже – розовые.. Наиболее редки природные черные бриллианы, за всю историю добычи алмазов было найдено и задокументировано всего несколько сотен таких камней... Первые алмазы были найдены в Индии. Из древнеиндийских источников следует, что это произошло около трех тысяч лет до нашей эры. АЛМАЗ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ АЛМАЗА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИРЮЗА Бирюза - один из самых ценный непрозрачных камней, используемых в ювелирном деле. Цвет бирюзы - от блекло-голубого до яркого небесно-голубого, почти синего; от желтовато-зеленоватого до почти зеленого. Часто бирюза имеет разнообразные включения других мине – ралов (чаще черного - псиломелан и бурого - лимонит - цветов). Иногда эти включения наблюдаются в виже жилок и очень мно – гочисленны - это "бирюзовая матрица". Окраска бирюзы весьма деликатна. При нагревании всего до 250 градусов Цельсия голубой цвет бирюзы переходит в блекло-зеле – ный (гораздо менее ценимый). Боится бирюза солнечного света, пота, масел - могут появиться желтоватые пятна.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИРЮЗЫ

МАЛАХИТ Малахит – непрозрачный камень с причудливым узором из вкраплений всех оттенков зелёного цвета. Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Плиний Старший писал, что мала – хит непрозрачен, но плотнее и темнее изумруда. Однако минерал ценится в основном за разнообразную текстуру: ленточную, струистую, концентричную, лучистую, звездчатую с переливами. Впервые месторождение малахита открыли в глубокой древности в горах Кир – мана на юге Ирана среди рудников меди. Месторождения «элатского камня» находятся неподалеку от города Элат на юге Израиля. Согласно иудейской ле – генде, здесь когда-то были «копи царя Соломона».

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ Горный хрусталь - бесцветный прозрачный кварц. Термин "хрусталь" - это руссифицированная форма греческого слова "кристаллос" - лед. Древние греки и римляни считали горный хрусталь замерзшим льдом. С английского языка термин "горный хрусталь" букваль- но переводится как "природный кристалл".Горный хрус- таль встречается, как правило, в виде хорошо образо- ванных кристаллов, причем их размеры могут достигать нескольких метров.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ

ЖЕМЧУГ Жемчуг – это округлой формы минерал из органических соединений. Образуется он внутри раковин некоторых видов моллюсков, после того, как туда попадает некий мелкий предмет, вроде песчинки. Постепенно вокруг этого предмета образуются тонкие слои перламутра. Жемчуг традиционно высоко ценится наряду с драгоценными камнями. Самый ценный вид жемчуга добывают в Персидском заливе. Это жемчуг «ориенталь» - восточный жемчуг. Оригинальный черный жемчуг добывают в Мексиканском заливе и неда- леко от острова Таити.Розово-красные жемчужины можно найти в Кали- форнийском заливе. Желтоватый и серебристый жемчуг водится в Цей- лонских водах, а в Индии жемчуг бледно-розовый. Из Японского моря привозят светло-зеленые жемчужины. А белый жемчуг добывается в Австралии.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕМЧУГА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!