Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с использованием метода моделирования в средней группе. "Пересказ украинской народной сказки "Рукавичка". Интегрированное занятие по развитию речи "рукавичка" Занятие по сказке рукавичка младша
Валентина Щербакова
Интегрированное занятие по мотивам народной сказки «Рукавичка» в средней группе
Вызвать интерес к театрализованной деятельности, стремление выступать вместе с коллективом сверстников, помочь застенчивым, эмоционально зажатым детям преодолеть психологический барьер; развивать интонационную выразительность речи, эмоциональность, умение создавать сказочный образ .
Образовательные задачи
Содействовать стремлению детей активно участвовать в совместных видах деятельности. Учить чёткому и правильному произношению звуков, распознаванию интонаций и умению пользоваться интонационной выразительностью речи. Формировать первоначальные, импровизационные навыки в передаче игрового образа. Совершенствовать умение детей придумывать и рисовать узоры.
Развивающие задачи
Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Поощрять желание быть непохожим на других. Расширять сферу эмоциональных и мыслительных возможностей. Помочь избавиться от чувства скованности, укрепить уверенность в себе. Развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, мышление, воображение, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать умение под музыку выразительно имитировать движения, характерные для различных животных, умение согласовывать движения со словами, совершенствовать вокальные навыки, развивать фантазию ребёнка и умение воплотить её в рисовании
Воспитательные задачи
Воспитывать партнёрские отношения между детьми. Прививать чувство дружбы, товарищества, чувство радости за успехи других.
Предварительная работа
Чтение сказки и просмотр мультфильма «Теремок» .
Чтение украинской народной сказки «Рукавичка » .
Проведение дидактической игры «Кто по лесу идёт?» (имитирование и подражание животным) .
Изготовление декораций и костюмов совместно с родителями.
Подбор музыкального материала.
Индивидуальная работа над выразительностью слов персонажей в стихах и музыкально-вокальными фрагментами сказки .
Рассматривание иллюстраций различных видов узоров на одежде разных сказочных персонажей .
Материалы и оборудование
Костюмы персонажей - зверей, детали костюма деда : котомка, шапка, две рукавицы ; макет большой рукавички , 5 стульев, стол с дидактическим чайным сервизом и угощеньями к чаю, бутафорские деревья, кусты, пенёк.
Действующие лица :
Взрослые :
Дети :
Мышка. Заяц. Лисичка. Волк. Медведь. Жучка.
Ход занятия
Ведущая приглашает гостей-зрителей и провожает в специально отведённое место в группе .
Ведущая :
Гости, здравствуйте, садитесь,
На улыбки не скупитесь.
Затем она жестом приглашает в другую часть групповой комнаты , оформленную в соответствии со временем года - зимой, детей в костюмах - персонажей сказки . В разных местах комнаты стоят бутафорские деревья и кусты, запорошенные снегом.
Ведущая :
Дети тоже не стесняйтесь,
Посмелее, улыбайтесь.
Дети под музыку входят в групповую комнату вместе с ведущей, останавливаются стайкой, здороваются с гостями.
Ведущая :
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
Хоть мороз не велик, да стоять не велит. Вот и у Машеньки руки замёрзли, пришлось надеть варежки.
Иди сюда, Машенька. А ну-ка, покажи нам свои красивые варежки.
Ведущая : - Маша варежку надела.
Девочка : - Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Ведущая : - Маша варежку сняла.
Девочка : - Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдёшь.
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
(Н. Саконская)
Ведущая :
Ребята, варежку мы на что одеваем?
На руку.
Поэтому варежку можно ещё назвать по-другому - рукавичка . Именно так называется сказка , в которую мы сегодня будем играть. Садитесь, ребята и гости, поудобнее.
Ведущая :
Все на свете дети очень любят сказки ,
Все на свете дети сказки очень ждут .
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью , в гости к нам придут.
Дверь мы в сказку открываем , В мир волшебный попадаем.
Звучит музыка. Идёт дед с котомкой, в которой лежат гостинцы. Поёт.
«Песня деда»
(украинская народная мелодия «Гопачок» )
Белым снегом занесло
Все деревья и село,
По дороге я иду,
Песню громкую пою.
(Останавливается у пенька, ставит на него котомку, рассказывает )
Нынче в город я ходил,
Всем гостинцев накупил.
Нашей внучке Настеньке –
Сарафанчик красненький,
Дочке - шёлковый платок,
Бабке - сдобный кренделёк,
Колбасу да сайку,
Себе - балалайку.
Мороз не велик,
да стоять не велит.
(Убирает все подарки в котомку, берёт её и уходит) На земле остаётся одна дедова рукавичка .
Ведущая :
Посмотри честной народ !
Дед из города идёт.
Только дед совсем не знал,
Что рукавичку потерял .
Пока ведущая говорит слова про рукавичку , около центральной стены открывают макет большой рукавички . Исполняется мелодия «Мышка» (муз. Теличеевой) . Выбегает Мышка. «Песенка Мышки» (муз. П. Чайковского «Камаринская» ).
Мышка (поёт)
Я бегу по лесу тёмному,
Мышка я совсем бездомная.
Очень холодно в лесу зимой,
Очень страшно мне в лесу одной.
(Подбегает к рукавичке и останавливается .)
Что за хата - невеличка?
Из овчинки рукавичка
На тропиночке лежит.
В рукавичке буду жить .
(Забегает в рукавичку .)
Звучит мелодия «Зайчик» (муз. Тиличевой) . Выбегает Заяц, «Песенка Зайчика» (рус. народ , мелодия «Ах, вы сени» )
Заяц (поёт)
По лесочку я скакал
И дорожку потерял.
Всех на свете я боюсь,
Где от волка схоронюсь?
(Замечает рукавичку , останавливается.)
Кто же здесь? Какой народ ?
В рукавичке кто живёт ?
Мышка :
Я - мышка - норушка. А ты кто?
А я - зайчик - побегайчик,
Пусти меня в рукавичку .
В рукавичке мы вдвоём
Очень славно заживём.
Заяц заходит в рукавичку . Исполняется мелодия «Лиса» (муз. М Сатулиной) . Бежит мимо Лиса. «Песенка лисички» (рус. народ , мелодия «Из-под дуба» )
Лиса (поёт)
Я бездомная лисица,
Песни петь я мастерица.
Я по лесу всё хожу,
Но норы не нахожу.
(Подбегает к рукавичке , останавливается.)
Кто живёт здесь, в рукавичке ,
В рукавичке-невеличке ?
Я - мышка-норушка.
Я - зайчик-побегайчик.
Я - лисичка-сестричка,
Пустите к себе жить.
Все (хором)
В рукавичке мы втроём
Очень дружно заживём.
Исполняется мелодия «Волк» (муз. Ан. Александрова) . Волк бежит по лесу. «Песня волка» (рус. народ , мелодия «Во поле берёза стояла» .)
Волк (поёт)
Холодно зимою в лесочке,
И стоят все голые кусточки.
У-у-у, зимою голодаю,
У-у-у, тихонько подвываю.
(говорит)
Листья все осыпались,
И пришла зима.
Мне нужна уютная,
Тёплая нора.
Спрятался куда-то
Весь лесной народ .
(Видит рукавичку , останавливается.)
Чья же это хата?
Кто же здесь живёт?
Мышка :
Я - мышка-норушка.
Я - зайчик-побегайчик.
Я - лисичка-сестричка,
Ая- волчишка-братишка.
Пустите к себе жить.
Все (хором)
В рукавичке вчетвером
Очень дружно заживём.
«Танец зверей» . Исполняется мелодия «Медведь» (муз. Т. Ломовой) . Выходит Медведь. «Песня медведя» (муз. М. Раухвергера, «Медведь» ,
Медведь (поёт)
Я по ельничку бреду
И берлоги не найду.
Мне бы мёда, корешков,
Ягод сладких иль грибков.
(Останавливается перед рукавичкой .)
Нет, медведю, мне покоя,
Мне, медведю, не везёт.
Рукавичка ? Что такое?
В рукавичке кто живёт ?
Я - мышка-норушка.
Я - зайчик-побегайчик.
Я - лисичка-сестричка,
Я - волчишка - серый братишка.
Я - косолапый медведь,
Очень люблю я реветь.
Пустите меня в рукавичку .
Ой, как тесно тут у нас,
Места нет, медведь, для вас.
Да пустите вы меня,
Околела вся спина.
Так и быть уж, заходите,
Только хвост мне не помните.
Мимо идёт Дед, рядом собака Жучка.
Горе старику зимой,
Рукавички нет одной .
Где ж её я потерял?
На пеньке не оставлял.
Жучка, милая, найди
Да скорее принеси.
Жучка (нюхает снег вокруг)
Рукавичку я найду ,
Деду в руки принесу.
(Бежит к рукавичке )
Вот и наша рукавичка !
Рукавичка-невеличка !
(Обнюхивает рукавичку , прислушивается и лает.)
Все звери (хором)
В рукавичке впятером
Очень весело живём.
И отсюда в лес холодный
Ни за что мы не уйдём.
Что-то мне не верится,
Ведь она шевелиться.
Как залаю, зарычу,
Всех вас быстро проглочу.
Надо варежку кусать
И жильцов всех прогонять.
Звучат мелодии, под которые исполнялись песни зверей.
Выбегает Мышка.
Поскорей побегу,
Норку лучше отыщу. (Убегает.)
Выбегает Заяц.
Я в лесок скорей вернусь,
А то Жучке попадусь.
Лиса, волк и медведь не хотят уходить из рукавички .
Лиса, Волк, Медведь (хором)
Не боимся, не уйдём,
Мы втроём не пропадём.
Жучка лает что есть мочи
И прогнать их очень хочет.
Лиса и волк убегают, а медведь застревает.
Я сейчас же убегу.
Только выйти не могу.
Мне собака - злющий враг,
От неё сбегу в овраг.
(Выбирается и убегает.)
Панно рукавички закрывают белым полотном, как будто это сугроб. Рядом кладут рукавичку . Жучка лает.
Жучка, что ты лаешь?
Ты кого пугаешь?
(Потирает руки.)
Как погодка холодна.
Рукавичка мне нужна .
Дедушка, жалко зверей!
Оставь рукавичку им ,
Пусть зимуют!
Идите-ка сюда, звери,
К рукавичке .
Исполняется песня «В теремке»
Песня «В теремке»
В теремке-то расписном
Очень дружно мы живём.
Каждый знает своё дело.
Делает его умело.
Мышка пироги печёт,
А лисичка платье шьёт,
А весёлый зайчик наш
Убирает раскардаш.
В теремке-то расписном
Очень дружно мы живём,
Каждый знает своё дело –
И ничуть не устаём!
Ведущая :
А чтобы дедушка тоже не замёрз в лютые морозы, давайте подарим ему новые рукавички . Смотрите, сколько их тут! Только вот нужно украсить их разными узорами, чтобы наряднее стали. Дедушке не на одну зиму хватит.
А какие могут быть узоры, мы пофантазируем под музыку. Берите снежинки, мишуру.
(Звучит музыка.)
Музыкальная физминутка-импровизация
Ведущая :
А теперь садитесь и нарисуйте на рукавичках узоры , Дедушке не терпится получить подарки.
Рисование узоров на рукавичках-шаблонах .
(Дети рисуют и вручают рукавички деду , он раскладывает их на стол.)
Ведущая :
Дедушка, посмотри какие красивые, пусть подсыхают. Потом ещё полюбуемся.
ИТОГ :
Ведущая :
Ребята, понравилось вам занятие ? Посмотрите какие красивые снежинки у меня есть. Возьмите по одной. Давайте сделаем так : кому занятие понравилось , тот положит свою снежинку на ёлку, а кому не понравилось - в корзинку.
(Дети кладут снежинки.)
Ой, сколько снежинок на ёлке. Ну хорошо. На этом наше занятие заканчивается . До свидания.
1. Использовался переработанный воспитателем и музыкальным руководителем материал из книги «Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова, ООО Изд. «АСТ» Донецк «Сталкер» , 2005 г., с. 62
НОД по развитию связной речи, с использованием метода моделирования в средней группе.
"Пересказ украинской народной сказки "Рукавичка"
Программные задачи:
формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования;
развивать память, логическое мышлении, образную речь;
упражнять в словообразовании;
закреплять понятие о сенсорных эталонах;
развивать мелкую моторику;
воспитывать нравственные качества;
развивать речевую инициативу, речевую самостоятельность, коммуникативные навыки.
Словарь: Активизировать в речи слова и выражения: Бюро, мышка- поскребушка, Лягушка-попрыгушка, Зайчик- побегайчик, Лисичка- сестричка,
Волчок - серый бочок, Кабан- клыкан, Медведюшка- батюшка, пословицу «В тесноте, но не в обиде»
Оборудование: Пальчиковый театр «Рукавичка», изображающие героев сказки, рукавички, наборы кругов на каждого ребенка разного цвета и размера, полоски для моделирования сказки.
Предшествующая работа: Чтение сказки, просмотр мультфильма. рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей:
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Есть у меня знакомая девочка Маша. И бывает она такой рассеянной.
Одевается в детский сад- потерялось платье.
И на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью нет.
Вот такая Маша-
Маша- растеряша.
А среди вас есть такие Маши- растеряша? (Ответы)
А я знаю, что иногда бывают и в нашей группе Маши-растеряши.
И поэтому, сегодня мы открываем «Бюро находок» (Подходят к «Бюро находок») коробка с надписью.
Ребята, как вы думаете, для чего нужно такое бюро? (Ответы)
Правильно, в нашем «Бюро» хранятся потерянные вещи, которые ожидают своих хозяев.
Воспитатель открывает коробку, достаёт шапку.
Воспитатель:
В нашем «Бюро находок» хранится шапка. Какого она цвета? (ответ), из чего сделана? (связана из ниток). Кто хозяин этой шапки?
Затем достает машинку, мягкую игрушку, мяч, задает вопросы и находит хозяев, последней достает рукавичку.
Воспитатель: А что это? (Варежка). Как можно еще назвать? (Рукавичка)
Прислушивается: Да она не простая. Какие-то голоса раздаются из нее. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит.
Хотите узнать кто?
Игра «Отгадай загадки»
Воспитатель загадывает детям загадки.
После каждой отгадки воспитатель достает зверюшку и ставит на стол.
Сидит в норке, ест хлеба корку. (Мышка)
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Рыжевата, воровата, перед всеми виновата? (Лиса)
Сероват, зубаст, по лесу рыщет, овец, телят ищет. (Волк)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна –
Просыпается от сна. (Медведь)
Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы)
Правильно. Из сказки «Рукавичка»
Подбор прилагательных к героям сказки.
Давайте посмотрим на экран и расскажем о героях этой сказки.
На экране проектора появляются картинки животных.
Какая мышка: серенькая, маленькая, мягкая, шустрая.
Какая лягушка: зеленая, холодная, скользкая, мокрая.
Какой зайчик: белый, быстрый, косой, трусливый.
Какая лисичка: рыжая, пушистая, хитрая, мягкая, красивая.
Какай волк: серый, большой, зубастый, страшный, злой.
Какой кабан: большой, сердитый, клыкастый.
Какой медведь: большой, косолапый, коричневый, толстый.
Молодцы, ребята.
А сейчас, давайте расскажем эту сказку.
Выбирайте себе героя. (Дети выбирают героя, надевают на пальчик) И так, сказка начинается.
Дети, совместно с воспитателем, пересказывают сказку по ролям.
Воспитатель по ходу рассказывания сказки показывает иллюстрации на проекторе.
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали, давайте вернем зверушек в их домик. Хоть и маленькая рукавичка, звери живут в ней дружно, не ссорятся. В тесноте, да не в обиде. Вы тоже дружные веселые ребята, становитесь скорее в кружок.
Физкультминутка. «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп
Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (садятся на подушки).
Раздается стук в дверь. Заходит дедушка. Дети встречают. Здороваются.
Дедушка: Здравствуйте. У вас открылось «Бюро находок»?
Воспитатель: Дедушка, вы что-то потеряли?
Дедушка: Шел по лесу, потерял рукавичку. А теперь и не знаю как быть, ведь зима на улице, мороз.
Воспитатель: Мы нашли вашу рукавичку. (Показывают)
Дедушка: Ай да молодцы, спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Только мы не можем вам ее сейчас отдать. Там звери живут.
Дедушка: Как так? Какие звери?
Воспитатель: Ребята вам сейчас не только расскажут но и покажут.(Встают за стол)
Перед вами лежат кружки разного цвета и размера. Представьте, что это зверушки. Посмотрите на них внимательно, подберите к каждому герою сказки круг определенного цвета и размера.
Наша сказка будет гулять по длинной широкой дорожке слева направо. Вспомните, кто первым пришел к рукавичке?
Почему ты выбрал именно этот кружочек?
Кто следующий? Кто пришёл вторым, третьим и т.д.? Сколько всего зверей пришло к рукавичке? и т.д.
Дети с помощью моделей выкладывают сказку на полоске.
Дедушка: Теперь я знаю, что случилось. Как же мне быть? И зверушек жалко, и мне без рукавички никак нельзя...
Воспитатель:
Не расстраивайтесь, дедушка, (Задумалась) я знаю как вам помочь и зверей не обидеть. Где-то были у нас в бюро находок рукавички.
Я сейчас их принесу, а ты, дедушка поиграй с нашими ребятами.
Дедушка.
Давайте, ребята, слепим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, (поманить одной рукой)
смелей, дружок, (поманить другой рукой)
Кати по снегу свой снежок (руки сжаты в кулаки, круговые движения перед собой)
Он превратится в толстый ком, (сделать руками круг)
И станет ком снеговиком. (руки полукругом подняты над головой)
Его улыбка так светла!(пальчиками указательными сделать улыбку)
Два глаза... шляпа... (показать на глаза, руку в кулаке поставить на голову)
Нос... метла. (показать на нос, показать ладошки с растопыренными пальцами)
Но солнце припечет слегка (показать вверх)
Увы! - и нет снеговика. (пожать плечами)
Воспитатель достает вырезанные из белой бумаги рукавички, наклеенные на цветной картон.
Ребята, наши рукавички белые, грустные. Давайте их украсим и подарим зверушкам красивые домики.
Дети садятся за столы и воспитатель раздает им рукавички. Выполняется аппликация с приклеиванием на шаблон рукавички из бумаги круп и ваты.
Домики получились теплые, большие, красивые, зверушкам будет в них хорошо. Когда наши рукавички высохнут, мы вот в этом конверте (воспитатель показывает большой белый конверт) отошлем их нашим зверушкам в лес.
Воспитатель:
А эту рукавичку мы вам, дедушка, возвращаем.
Дедушка:
Спасибо, ребята. Вижу, что вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья. Прощается. Уходит.
Воспитатель.
Пришло время расставаться
И с героями прощаться,
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать.
Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Рукавичку» показали,
Все старались, были молодцы,
Похлопайте нам, гости, от души!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.
Альфия Адельшина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гости к сказке «Рукавичка»
Конспект НОД по развитию речи во средней группе
«В гости к сказке «Рукавичка "
Цель : Развивать связную речь детей .
Задачи :
Образовательные :
Учить детей отвечать полным предложением.
Учить детей рисовать узор – украшать рукавичку ,
Закреплять и расширять представления детей об особенности жизни животных.
Развивающие :
развивать связанную речь ;
Развивать творческие способности детей.
Развивать умение использовать в речи и подбирать прилагательные.
Развивать умение детей называть качества, признаки и действия животных.
развивать любознательность , память и мышление детей;
развивать зрительное восприятие.
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к животным;
Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Рассматривание иллюстрация, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Материал и оборудование : Рукавичка ; магнитная доска; игрушки диких животных; карандаши, фломастеры, восковые мелки, заготовки рукавичек для раскрашивания , образцы.
Словарная работа : Заяц - маленький, трусливый, ушки длинный, лапки быстрые, шубка серая. Волк - злой, зубастый, рычит. Медведь - большой, угрюмый, голос грубый, низкий. Лиса - рыжая, хвост пушистый, хитрая, лукавая, съела, жалко.
Интеграция областей : Познание. Коммуникация, Художественное творчество, Социализация.
Планируемые результаты :
Интерес к сказкам ;
Понимание необходимости правильной позы во время рисования для сохранения красивой осанки;
развитие творческих способностей детей.
Методы и приемы :
1. Оргмомент
рукавички .
4. Дидактическая игра : «Назови ласково»
5. Разгадывание загадки
6. Дидактическая игра : «Кто больше слов скажет»
7. Подвижная игра : «Лисичка – сестричка»
8. Продуктивная деятельность «Укрась рукавичку красивым узором »
Ход занятия:
Деятельность воспитателя. Деятельность детей.
1. Оргмомент
Эй, ребята, не ленитесь!
В круг скорее становитесь.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей сразу заинтересовываются происходящим.
2. Сюрпризный момент – появление рукавички
На полу лежит большая красивая рукавичка .
Воспитатель : - Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку .
Воспитатель :
Правильно это рукавичка .
А чья это может быть рукавичка ?
Лера может это твоя рукавичка ? (Можно спросить у нескольких детей) .
Ребята, мне кажется что это рукавичка из сказки ?
А вы знаете сказку про рукавичку ?
Дети замечают рукавичку , рассматривают ее и отвечают на вопросы воспитателя. Активизируют необходимые знания
Кто жил в рукавичке из сказки ? (мышка, лягушка, лисичка, зайчик, волк, медведь)
Давайте посмотрим, кто же живет в нашей рукавичке ? (Заяц)
Посмотрите, какой зайчик? Как зайчика в сказках называют ? Почему? (Ответы детей)
Анализируют, Постепенно вовлекается большая часть детей.
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
Назовите его ласково. (Зайчик, заюшка, заинька, зайчишка)
Кто же еще живет в нашей рукавичке ? (Мышка)
Мышка какая? А в каких еще сказках живет мышка ? («Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» ).
Средство активизации познавательной деятельности
5. Разгадывание загадки
А кто еще живет в нашей рукавичке , вы узнаете, когда отгадаете загадку :
Серый, страшный и зубастый.
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)
Как о волке говорят в сказках ? (волчок- серый бочок) . Почему его так называют?
Кто же еще живет в нашей рукавичке ? Кто это? (Медведь) Воспитатель достает из рукавички медведя .
Слушают загадку. Высказывают свое мнение .
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие внимания , мышления.
6. Дидактическая игра : «Кто больше слов скажет»
Ребята только наш медведь очень грустный. Давайте мы расскажем медведю, какой он и что умеет делать, какой у него характер. Передавайте мишку друг другу и расскажите о нем. (Медведь : бурый, косолапый, сообразительный, грустный, злой. Шуба у него пушистая. Он умеет ловить рыбу, лазить по деревьям, зимой он спит в берлоге. Медведь, любит есть : мед, ягоды, рыбу).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что медведя нужно передавать аккуратно, и не обижать его.
Кто остался в нашей рукавичке ? О каких животных мы еще не говорили? (Лиса и лягушка)
Правильно, ребята. Мы знаем интересную игру про Лису и Лягушку. Хотите поиграть в нее? А кто нам расскажет как играть в эту игру? Активно взаимодействуют, активизируют свои мыслительные процессы.
Активизируют необходимые знания, активно взаимодействуют. Высказывают суждения .
Если ответ ребенка неправильный, дети исправляют ошибку, давая правильный ответ
7. Физкильминутка. Игра «Три медведя»
Как у наших у зверят
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)
Лапки весело стучат :
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топание ногами.)
А устали ножки,
Хлопают ладошки :
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)
А как пустятся бежать - (Бег на месте.)
Никому их не догнать. Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.
А теперь давайте вспомним чего началась сказка «Рукавичка » (Потерял дед рукавичку )
Кто первый пришел к рукавичке ? (мышка-норушка)
Кто второй пришел к рукавичке ? (Зайчик-побегайчик)
Кто третий прибежал к рукавичке ? (Лисичка сестричка)
Кто четвертый прибежал к рукавичке ? (Лягушка-попрыгушка)
Кто пятый прибежал к рукавичке ? (Волчок – серый бочок)
Кто последним пришел к рукавичке ? (Медведюшко-батюшко)
Чем закончилась сказка «Рукавичка » (Дед увидел что потерял рукавичку и пошел ее искать . Собачка помогла деду найти рукавичку . Звери испугались и убежали).
Ребята, значит животные остались без домика? Что же делать? (Ответы детей)
Давайте мы поможет нашим животным и сделаем им дома. У меня есть вот такие рукавички , но они белые, не красивые. Животным они не понравятся. Мы можем украсить рукавички красивыми узорами .
Воспитатель : Я разрисую большую рукавичку , а вы вот эти, поменьше, чтобы и у остальных зверей были свои домики.
Дети рассуждают.
Активизируют мыслительные процессы.
Выдвигают свои мысли.
8. Продуктивная деятельность : «Укрась рукавичку красивым узором »
Дети раскрашивают рукавички .
Воспитатель : Какие красивые рукавички у нас получились ! Теперь они должны понравиться нашим героям. Когда они подсохнут, мы подарим их нашим животным.
Итог : Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали!
Из какой сказки были животные которым мы сегодня помогли?
Какие животные жили в рукавичке ?
А теперь давайте помоем руки так как они испачкались когда мы работали с красками.
Активизировать творческое мышление. Формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности (рисование) у детей.
Конспект по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе «Сказка «Рукавичка»
Задачи:
1. Учить освоением действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер).
2. Развивать умение пересказывать сказку, опираясь на заместители.
3. Развивать память, внимание, мышление.
4. Помочь детям понять смысл поговорки «В тесноте да не в обиде».
5. Воспитывать интерес к сказкам, развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование: Фланелеграф, вырезанная из бумаги большая рукавичка, семь одноцветных полосок вырезанные разной длины, коричневый кружек, маски животных, музыка.
Ход. Заходит дед, и обращается к детям: Здравствуйте дети! А куда я попал?
Д: ответы детей.
Дед: Беда у меня приключилась, потерял я рукавичку, а на улице такой мороз. Может, поможете мне найти?
Д: Ответы детей.
В: Ну, что ребята тогда в путь.
Речевая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли звери погулять
Погулять вышел медведь
Начал громко он реветь Э- Э- Э
Погулять вышел кабан
На трубе играет он ду-ду –ду
Лягушка квакает ква–ква
Собака лает гав –гав
Волк воет у-у-у
Оркестр играет та-ра –ра, та-ра-ра, та-ра –ра
Дети проходят на середину группы
Воспитатель: Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку. На полу лежит большая красивая рукавичка. Вам нравится рукавичка? Какая она?
Д: ответы детей
В:- Егор может это твоя рукавичка? (Можно спросить у нескольких детей) .
Д: ответы детей
В:- Ребята, вы знаете сказку про рукавичку?
Д: ответы детей
Воспитатель читает сказку про рукавичку. Кто жил в рукавичке? Куда делись все животные? А вдруг они заблудились и не могут найти дорогу?
Сядем, деточки, кружком. Да поговорим ладком.
Про сказочку известную. Очень интересную.
В: Рукавичку помещаем на фланелеграф и семь полосок разной длины, коричневый кружок.
В: Какого героя сказки можно заменить с помощью самой маленькой полоски?
Д: Мышка
В: - Как в сказке мышку зовут?
Д: Мышка – поскребушка.
В: лапками скребет вот и ее так и прозвали.
Д: Лягушкой
В: Как в сказке лягушку зовут и почему?
Д: Лягушка – попрыгушка. Потому, что прыгает.
В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?
Д: Зайчиком
В: Как в сказке зайчика зовут и почему?
Д: Зайчик – побегайчик, потому, что он бегает.
В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?
Д: Лисичка
В: Как в сказке лисичку зовут и почему?
Д: Лисичка – сестричка.
В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?
Д: Волчок
В: Как в сказке волчка зовут?
Д: Волчок - серый бочок.
В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?
Д: Кабан
В: Как в сказке зовут кабана?
Д: Кабан – клыкан.
В: Какого героя сказки можно заменить самой большой полоской?
Д: Медведя
В: Как в сказке зовут медведя?
Д: Медведюшка – батюшка.
После составления модели дети проговаривают диалоги персонажей.
Воспитатель следит за выразительностью интонаций.
В: Да много зверей собралось в рукавичке. Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде» - значит, хоть и тесно, зато дружно.
Дети повторяют поговорку.
В: Дети как называется сказка, в которой звери дружно жили в одном домике?
Д: «Теремок». Дети закрепляю поговорку.
После того, как распределены заместители персонажей сказки: показывает детям какую – ни будь сцену из сказки, а ребята должны внимательно смотреть, что здесь происходит, затем показать это действие самим и рассказать, что здесь случилось.
Физминутка:
На охоту вышел дед зимнею порою
Рукавичку потерял под большой сосною
Дома стал ее смотреть
Не нашел на месте
И отправился искать
В лес с собакой вместе
А в лесу в той рукавичке
Звери дружно стали жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.
В лес собака прибежала,
Всех зверей перепугала,
Рукавичку подняла, деду в руки отдала.
В: Молодцы ребята. Ребята садятся на стульчики
В: берет самую короткую полоску, перемещает ее к рукавичке и кладет на рукавичку. Затем кладет маленькую полоску на место и предлагает кому – ни будь из детей выйти и рассказать, что произошло, и самому повторить это действие с заместителями. Если ребенок затрудняется, то помочь ему наводящими вопросами.
В: предлагает детям самостоятельно показать эпизод сказки.
В последнем эпизоде сказки заместитель собачки - коричневый кружок.
В: ребята, а как вы думаете, почему собачка изображена коричневым кружком?
Д: ответы детей
В: потому, что собака не жила в рукавичке, звери испугались, из рукавички вырвались да врассыпную по лесу.
Заходит дед, и отдаем ему рукавичку.
Благодарит дед, детей за находку.
В: Молодцы, ребята! Все старались!
В: А что запомнилось, понравилось
Д: Ответы детей
В: Молодцы!
Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования
в средней группе
«По сказке Рукавичка»
в рамках семинара по театрализованной деятельности
Дата: 13 .0516г.
Воспитатель: Бочкарева С.А.
Программные задачи:
1.учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования;
2.развивать память, логическое мышление, образную речь, связную речь, коммуникативные навыки;
3.закреплять понятие о сенсорных эталонах, развивать мелкую моторику;
4.воспитывать нравственные качества;
Словарь : Активизировать в речи выражения: Мышка- поскребушка, Лягушка-попрыгушка, Зайчик- побегайчик, Лисичка- сестричка, Волчок - серый бочок, Кабан- клыкан, Медведюшка- батюшка, пословицу «В тесноте, да не в обиде»
Оборудование : Декорация к сказке «Зимний лес», пальчиковый театр «Рукавичка», 2 шт.рукавички, наборы модули-полосок на каждого ребенка разного цвета и размера, рукавички на каждого ребенка, большая рукавичка из фетра с кармашками для зверушек, слайдовая презентация с изображением героев сказки, музыка для физ.минутки.
Предшествующая работа : Чтение сказки, просмотр мультфильма. рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей на тат.яз –здравствуйте и доброе утро всем!
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Есть у меня знакомая девочка Маша. И бывает она такой рассеянной.
Одевается в детский сад- потерялось платье.
И на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью нет.
Вот такая Маша-
Маша- растеряша.
А среди вас есть такие Маши- растеряша? (Ответы)
А я знаю, что иногда бывают и в нашей группе растеряши. И поэтому, сегодня мы открываем «Бюро находок» (Подходят к «Бюро находок»)
В нашем «Бюро» хранятся потерянные вещи, которые ожидают своих хозяев.
Воспитатель открывает корзину «Бюро находок», достаёт шапку :
Воспитатель: Что это? (это шапка) Какого цвета шапка? (эта шапка розового цвета), Из чего сделана шапка? (эта шапка связана из ниток). --Кто хозяин этой шапки? (эта шапка Назили) (дальше достает шарф и задает вопросы и находит хозяев, последней достает рукавичку.)
Воспитатель: А что это? (Варежка), Как можно еще назвать? (Рукавичка)
Прислушивается: Да она не простая. Какие- то голоса раздаются из нее. Давайте посмотрим. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит.
Хотите узнать кто?
Игра «Отгадай загадки» на слайде
Воспитатель загадывает детям загадки.
После каждой отгадки воспитатель показывает на слайде картинку
1.Сидит в норке, ест хлеба корку. (Мышка)
Какая мышка?: серая, маленькая, быстрая, шустрая
2.Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Какая лягушка?: зеленая, скользкая, холодная
3.Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Какой зайчик? трусливый, быстрый, серый, косой
4.Рыжевата, воровата, перед всеми виновата? (Лиса)
Какая лиса?: красивая, рыжая, пушистая, хитрая
5.Сероват, зубаст, по лесу рыщет, овец, телят ищет. (Волк)
Какой волк: злой, серый, сердитый, зубастый, голодный
6.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Какой кабан?: большой, злой, страшный, клыкастый
7.Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна –
Просыпается от сна. (Медведь)
Какой медведь: косолапый, большой, коричневый, толстый
Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы)
Правильно. Из сказки «Рукавичка»
Молодцы, ребята.
А давайте вместе с вами расскажем эту сказку.
Выбирайте себе героя. (Дети выбирают героя, надевают на пальчик) И так, сказка начинается.
Дети, совместно с воспитателем, пересказывают сказку по ролям.
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали, давайте вернем зверушек в их домик. Хоть и маленькая рукавичка, звери живут в ней дружно, не ссорятся. В тесноте, да не в обиде. Вы ведь тоже дружные ребята, становитесь скорее в кружочек, расскажем гостям, как вы умеете дружить.
Физкультминутка. «Девочки и мальчики»(под музыку)
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп Головой кивают 1.2.3
Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Плечи поднимают -посмотри
Ножками топчут: так.так.так. Глазками моргают миг-миг-миг
Весело хохочут: ха, ха, ха. После отдыхаю пых-пых-пых
Раздается стук в дверь. Заходит дедушка.
Дети встречают. Здороваются.
Дедушка: Здравствуйте. У вас открылось «Бюро находок»?
Воспитатель: Да, дедушка ты что- то потерял?
Дедушка: Шел по лесу, потерял рукавичку. А теперь и не знаю, как быть, ведь зима на улице, холодно.
Воспитатель: Мы нашли вашу рукавичку. (Показывают)
Дедушка: Ай да молодцы, спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Только мы не можем ее сейчас отдать. Там звери живут.
Дедушка: Как так? Какие звери?
Воспитатель: зверушки из сказки рукавичка. Ребята сейчас покажут, какие зверушки поселились в рукавичке. (Садятся за столы)
Упражнение «Собери сказку» моделирование сказки
Ребята, у каждого из вас своя рукавичка и полоски- модели. С помощью моделей будем выкладывать сказку на рукавичке. Модели – полоски -это зверушки. Посмотрите на них внимательно, подберите к каждому герою свою полоску.
Наша сказка будет гулять по длинной широкой дорожке слева направо. Вспомните, кто первым увидел рукавичку? Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка?
Воспитатель задает вопросы каждому ребенку в процессе выполнения задания
Владик- почему ты выбрал именно эту полоску? Кто следующий?
Назиля - Кто пришел после мышки? в какую полоску превратилась лягушка?
Матвей- Кто пришел самый последний?
Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски?
Дедушка: Теперь я знаю, что случилось. Как же мне быть? И зверушек жалко, и мне без рукавички никак нельзя…
Воспитатель: Не расстраивайтесь, дедушка, (Задумалась) я знаю, как помочь и зверей не обидеть. Была где -то в нашем «Бюро находок» еще одна рукавичка.Я сейчас ее принесу, а ты, дедушка поиграй с нашими ребятами.
Дедушка. Давайте, ребята, слепим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, (поманить одной рукой)
смелей, дружок, (поманить другой рукой)
Кати по снегу свой снежок (руки сжаты в кулаки, круговые движения перед собой)
Он превратится в толстый ком, (сделать руками круг)
И станет ком снеговиком. (руки полукругом подняты над головой)
Его улыбка так светла!(пальчиками указательными сделать улыбку)
Два глаза... шляпа... (показать на глаза, руку в кулаке поставить на голову)
Нос... метла. (показать на нос, показать ладошки с растопыренными пальцами вверх)
Но солнце припечет слегка (показать вверх)
Увы! - и нет снеговика. (пожать плечами)
Воспитатель: (Достает, показывает) посмотрите, рукавичка новая большая, давайте переселим зверушек в их новый красивый дом.
Переселяют. Дом получился теплый, большой, красивый. зверушкам будет в нем хорошо, жить они будут дружно «В тесноте, да не в обиде»
Дедушка: Да, вижу, что вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья. Угощает гостинцами. Прощается.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? (спрашивает всех детей)
Пришло время расставаться
И с героями прощаться,
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать.Все артистами сегодня побывали, Сказку «Рукавичку» показали, Все старались, были молодцы, похлопайте артистам гости от души. Дети прощаются.