Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с использованием метода моделирования в средней группе. "Пересказ украинской народной сказки "Рукавичка". Интегрированное занятие по развитию речи "рукавичка" Занятие по сказке рукавичка младша

Валентина Щербакова
Интегрированное занятие по мотивам народной сказки «Рукавичка» в средней группе

Вызвать интерес к театрализованной деятельности, стремление выступать вместе с коллективом сверстников, помочь застенчивым, эмоционально зажатым детям преодолеть психологический барьер; развивать интонационную выразительность речи, эмоциональность, умение создавать сказочный образ .

Образовательные задачи

Содействовать стремлению детей активно участвовать в совместных видах деятельности. Учить чёткому и правильному произношению звуков, распознаванию интонаций и умению пользоваться интонационной выразительностью речи. Формировать первоначальные, импровизационные навыки в передаче игрового образа. Совершенствовать умение детей придумывать и рисовать узоры.

Развивающие задачи

Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Поощрять желание быть непохожим на других. Расширять сферу эмоциональных и мыслительных возможностей. Помочь избавиться от чувства скованности, укрепить уверенность в себе. Развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, мышление, воображение, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать умение под музыку выразительно имитировать движения, характерные для различных животных, умение согласовывать движения со словами, совершенствовать вокальные навыки, развивать фантазию ребёнка и умение воплотить её в рисовании

Воспитательные задачи

Воспитывать партнёрские отношения между детьми. Прививать чувство дружбы, товарищества, чувство радости за успехи других.

Предварительная работа

Чтение сказки и просмотр мультфильма «Теремок» .

Чтение украинской народной сказки «Рукавичка » .

Проведение дидактической игры «Кто по лесу идёт?» (имитирование и подражание животным) .

Изготовление декораций и костюмов совместно с родителями.

Подбор музыкального материала.

Индивидуальная работа над выразительностью слов персонажей в стихах и музыкально-вокальными фрагментами сказки .

Рассматривание иллюстраций различных видов узоров на одежде разных сказочных персонажей .

Материалы и оборудование

Костюмы персонажей - зверей, детали костюма деда : котомка, шапка, две рукавицы ; макет большой рукавички , 5 стульев, стол с дидактическим чайным сервизом и угощеньями к чаю, бутафорские деревья, кусты, пенёк.

Действующие лица :

Взрослые :

Дети :

Мышка. Заяц. Лисичка. Волк. Медведь. Жучка.

Ход занятия

Ведущая приглашает гостей-зрителей и провожает в специально отведённое место в группе .

Ведущая :

Гости, здравствуйте, садитесь,

На улыбки не скупитесь.

Затем она жестом приглашает в другую часть групповой комнаты , оформленную в соответствии со временем года - зимой, детей в костюмах - персонажей сказки . В разных местах комнаты стоят бутафорские деревья и кусты, запорошенные снегом.

Ведущая :

Дети тоже не стесняйтесь,

Посмелее, улыбайтесь.

Дети под музыку входят в групповую комнату вместе с ведущей, останавливаются стайкой, здороваются с гостями.

Ведущая :

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Хоть мороз не велик, да стоять не велит. Вот и у Машеньки руки замёрзли, пришлось надеть варежки.

Иди сюда, Машенька. А ну-ка, покажи нам свои красивые варежки.

Ведущая : - Маша варежку надела.

Девочка : - Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Ведущая : - Маша варежку сняла.

Девочка : - Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдёшь.

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

(Н. Саконская)

Ведущая :

Ребята, варежку мы на что одеваем?

На руку.

Поэтому варежку можно ещё назвать по-другому - рукавичка . Именно так называется сказка , в которую мы сегодня будем играть. Садитесь, ребята и гости, поудобнее.

Ведущая :

Все на свете дети очень любят сказки ,

Все на свете дети сказки очень ждут .

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью , в гости к нам придут.

Дверь мы в сказку открываем , В мир волшебный попадаем.

Звучит музыка. Идёт дед с котомкой, в которой лежат гостинцы. Поёт.

«Песня деда»

(украинская народная мелодия «Гопачок» )

Белым снегом занесло

Все деревья и село,

По дороге я иду,

Песню громкую пою.

(Останавливается у пенька, ставит на него котомку, рассказывает )

Нынче в город я ходил,

Всем гостинцев накупил.

Нашей внучке Настеньке –

Сарафанчик красненький,

Дочке - шёлковый платок,

Бабке - сдобный кренделёк,

Колбасу да сайку,

Себе - балалайку.

Мороз не велик,

да стоять не велит.

(Убирает все подарки в котомку, берёт её и уходит) На земле остаётся одна дедова рукавичка .

Ведущая :

Посмотри честной народ !

Дед из города идёт.

Только дед совсем не знал,

Что рукавичку потерял .

Пока ведущая говорит слова про рукавичку , около центральной стены открывают макет большой рукавички . Исполняется мелодия «Мышка» (муз. Теличеевой) . Выбегает Мышка. «Песенка Мышки» (муз. П. Чайковского «Камаринская» ).

Мышка (поёт)

Я бегу по лесу тёмному,

Мышка я совсем бездомная.

Очень холодно в лесу зимой,

Очень страшно мне в лесу одной.

(Подбегает к рукавичке и останавливается .)

Что за хата - невеличка?

Из овчинки рукавичка

На тропиночке лежит.

В рукавичке буду жить .

(Забегает в рукавичку .)

Звучит мелодия «Зайчик» (муз. Тиличевой) . Выбегает Заяц, «Песенка Зайчика» (рус. народ , мелодия «Ах, вы сени» )

Заяц (поёт)

По лесочку я скакал

И дорожку потерял.

Всех на свете я боюсь,

Где от волка схоронюсь?

(Замечает рукавичку , останавливается.)

Кто же здесь? Какой народ ?

В рукавичке кто живёт ?

Мышка :

Я - мышка - норушка. А ты кто?

А я - зайчик - побегайчик,

Пусти меня в рукавичку .

В рукавичке мы вдвоём

Очень славно заживём.

Заяц заходит в рукавичку . Исполняется мелодия «Лиса» (муз. М Сатулиной) . Бежит мимо Лиса. «Песенка лисички» (рус. народ , мелодия «Из-под дуба» )

Лиса (поёт)

Я бездомная лисица,

Песни петь я мастерица.

Я по лесу всё хожу,

Но норы не нахожу.

(Подбегает к рукавичке , останавливается.)

Кто живёт здесь, в рукавичке ,

В рукавичке-невеличке ?

Я - мышка-норушка.

Я - зайчик-побегайчик.

Я - лисичка-сестричка,

Пустите к себе жить.

Все (хором)

В рукавичке мы втроём

Очень дружно заживём.

Исполняется мелодия «Волк» (муз. Ан. Александрова) . Волк бежит по лесу. «Песня волка» (рус. народ , мелодия «Во поле берёза стояла» .)

Волк (поёт)

Холодно зимою в лесочке,

И стоят все голые кусточки.

У-у-у, зимою голодаю,

У-у-у, тихонько подвываю.

(говорит)

Листья все осыпались,

И пришла зима.

Мне нужна уютная,

Тёплая нора.

Спрятался куда-то

Весь лесной народ .

(Видит рукавичку , останавливается.)

Чья же это хата?

Кто же здесь живёт?

Мышка :

Я - мышка-норушка.

Я - зайчик-побегайчик.

Я - лисичка-сестричка,

Ая- волчишка-братишка.

Пустите к себе жить.

Все (хором)

В рукавичке вчетвером

Очень дружно заживём.

«Танец зверей» . Исполняется мелодия «Медведь» (муз. Т. Ломовой) . Выходит Медведь. «Песня медведя» (муз. М. Раухвергера, «Медведь» ,

Медведь (поёт)

Я по ельничку бреду

И берлоги не найду.

Мне бы мёда, корешков,

Ягод сладких иль грибков.

(Останавливается перед рукавичкой .)

Нет, медведю, мне покоя,

Мне, медведю, не везёт.

Рукавичка ? Что такое?

В рукавичке кто живёт ?

Я - мышка-норушка.

Я - зайчик-побегайчик.

Я - лисичка-сестричка,

Я - волчишка - серый братишка.

Я - косолапый медведь,

Очень люблю я реветь.

Пустите меня в рукавичку .

Ой, как тесно тут у нас,

Места нет, медведь, для вас.

Да пустите вы меня,

Околела вся спина.

Так и быть уж, заходите,

Только хвост мне не помните.

Мимо идёт Дед, рядом собака Жучка.

Горе старику зимой,

Рукавички нет одной .

Где ж её я потерял?

На пеньке не оставлял.

Жучка, милая, найди

Да скорее принеси.

Жучка (нюхает снег вокруг)

Рукавичку я найду ,

Деду в руки принесу.

(Бежит к рукавичке )

Вот и наша рукавичка !

Рукавичка-невеличка !

(Обнюхивает рукавичку , прислушивается и лает.)

Все звери (хором)

В рукавичке впятером

Очень весело живём.

И отсюда в лес холодный

Ни за что мы не уйдём.

Что-то мне не верится,

Ведь она шевелиться.

Как залаю, зарычу,

Всех вас быстро проглочу.

Надо варежку кусать

И жильцов всех прогонять.

Звучат мелодии, под которые исполнялись песни зверей.

Выбегает Мышка.

Поскорей побегу,

Норку лучше отыщу. (Убегает.)

Выбегает Заяц.

Я в лесок скорей вернусь,

А то Жучке попадусь.

Лиса, волк и медведь не хотят уходить из рукавички .

Лиса, Волк, Медведь (хором)

Не боимся, не уйдём,

Мы втроём не пропадём.

Жучка лает что есть мочи

И прогнать их очень хочет.

Лиса и волк убегают, а медведь застревает.

Я сейчас же убегу.

Только выйти не могу.

Мне собака - злющий враг,

От неё сбегу в овраг.

(Выбирается и убегает.)

Панно рукавички закрывают белым полотном, как будто это сугроб. Рядом кладут рукавичку . Жучка лает.

Жучка, что ты лаешь?

Ты кого пугаешь?

(Потирает руки.)

Как погодка холодна.

Рукавичка мне нужна .

Дедушка, жалко зверей!

Оставь рукавичку им ,

Пусть зимуют!

Идите-ка сюда, звери,

К рукавичке .

Исполняется песня «В теремке»

Песня «В теремке»

В теремке-то расписном

Очень дружно мы живём.

Каждый знает своё дело.

Делает его умело.

Мышка пироги печёт,

А лисичка платье шьёт,

А весёлый зайчик наш

Убирает раскардаш.

В теремке-то расписном

Очень дружно мы живём,

Каждый знает своё дело –

И ничуть не устаём!

Ведущая :

А чтобы дедушка тоже не замёрз в лютые морозы, давайте подарим ему новые рукавички . Смотрите, сколько их тут! Только вот нужно украсить их разными узорами, чтобы наряднее стали. Дедушке не на одну зиму хватит.

А какие могут быть узоры, мы пофантазируем под музыку. Берите снежинки, мишуру.

(Звучит музыка.)

Музыкальная физминутка-импровизация

Ведущая :

А теперь садитесь и нарисуйте на рукавичках узоры , Дедушке не терпится получить подарки.

Рисование узоров на рукавичках-шаблонах .

(Дети рисуют и вручают рукавички деду , он раскладывает их на стол.)

Ведущая :

Дедушка, посмотри какие красивые, пусть подсыхают. Потом ещё полюбуемся.

ИТОГ :

Ведущая :

Ребята, понравилось вам занятие ? Посмотрите какие красивые снежинки у меня есть. Возьмите по одной. Давайте сделаем так : кому занятие понравилось , тот положит свою снежинку на ёлку, а кому не понравилось - в корзинку.

(Дети кладут снежинки.)

Ой, сколько снежинок на ёлке. Ну хорошо. На этом наше занятие заканчивается . До свидания.

1. Использовался переработанный воспитателем и музыкальным руководителем материал из книги «Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова, ООО Изд. «АСТ» Донецк «Сталкер» , 2005 г., с. 62

НОД по развитию связной речи, с использованием метода моделирования в средней группе.

"Пересказ украинской народной сказки "Рукавичка"

Программные задачи:
формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования;

развивать память, логическое мышлении, образную речь;

упражнять в словообразовании;

закреплять понятие о сенсорных эталонах;

развивать мелкую моторику;

воспитывать нравственные качества;

развивать речевую инициативу, речевую самостоятельность, коммуникативные навыки.

Словарь: Активизировать в речи слова и выражения: Бюро, мышка- поскребушка, Лягушка-попрыгушка, Зайчик- побегайчик, Лисичка- сестричка,

Волчок - серый бочок, Кабан- клыкан, Медведюшка- батюшка, пословицу «В тесноте, но не в обиде»

Оборудование: Пальчиковый театр «Рукавичка», изображающие героев сказки, рукавички, наборы кругов на каждого ребенка разного цвета и размера, полоски для моделирования сказки.

Предшествующая работа: Чтение сказки, просмотр мультфильма. рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Есть у меня знакомая девочка Маша. И бывает она такой рассеянной.

Одевается в детский сад- потерялось платье.

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот такая Маша-

Маша- растеряша.

А среди вас есть такие Маши- растеряша? (Ответы)

А я знаю, что иногда бывают и в нашей группе Маши-растеряши.

И поэтому, сегодня мы открываем «Бюро находок» (Подходят к «Бюро находок») коробка с надписью.
Ребята, как вы думаете, для чего нужно такое бюро? (Ответы)
Правильно, в нашем «Бюро» хранятся потерянные вещи, которые ожидают своих хозяев.
Воспитатель открывает коробку, достаёт шапку.
Воспитатель: В нашем «Бюро находок» хранится шапка. Какого она цвета? (ответ), из чего сделана? (связана из ниток). Кто хозяин этой шапки?
Затем достает машинку, мягкую игрушку, мяч, задает вопросы и находит хозяев, последней достает рукавичку.
Воспитатель: А что это? (Варежка). Как можно еще назвать? (Рукавичка)
Прислушивается: Да она не простая. Какие-то голоса раздаются из нее. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит.
Хотите узнать кто?
Игра «Отгадай загадки»
Воспитатель загадывает детям загадки.
После каждой отгадки воспитатель достает зверюшку и ставит на стол.
Сидит в норке, ест хлеба корку. (Мышка)
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Рыжевата, воровата, перед всеми виновата? (Лиса)
Сероват, зубаст, по лесу рыщет, овец, телят ищет. (Волк)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна –
Просыпается от сна. (Медведь)

Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы)
Правильно. Из сказки «Рукавичка»

Подбор прилагательных к героям сказки.
Давайте посмотрим на экран и расскажем о героях этой сказки.
На экране проектора появляются картинки животных.
Какая мышка: серенькая, маленькая, мягкая, шустрая.
Какая лягушка: зеленая, холодная, скользкая, мокрая.
Какой зайчик: белый, быстрый, косой, трусливый.
Какая лисичка: рыжая, пушистая, хитрая, мягкая, красивая.
Какай волк: серый, большой, зубастый, страшный, злой.
Какой кабан: большой, сердитый, клыкастый.
Какой медведь: большой, косолапый, коричневый, толстый.
Молодцы, ребята.

А сейчас, давайте расскажем эту сказку.

Выбирайте себе героя. (Дети выбирают героя, надевают на пальчик) И так, сказка начинается.

Дети, совместно с воспитателем, пересказывают сказку по ролям.

Воспитатель по ходу рассказывания сказки показывает иллюстрации на проекторе.

Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали, давайте вернем зверушек в их домик. Хоть и маленькая рукавичка, звери живут в ней дружно, не ссорятся. В тесноте, да не в обиде. Вы тоже дружные веселые ребята, становитесь скорее в кружок.

Физкультминутка. «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп
Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (садятся на подушки).
Раздается стук в дверь. Заходит дедушка. Дети встречают. Здороваются.

Дедушка: Здравствуйте. У вас открылось «Бюро находок»?

Воспитатель: Дедушка, вы что-то потеряли?

Дедушка: Шел по лесу, потерял рукавичку. А теперь и не знаю как быть, ведь зима на улице, мороз.

Воспитатель: Мы нашли вашу рукавичку. (Показывают)

Дедушка: Ай да молодцы, спасибо вам, ребята.

Воспитатель: Только мы не можем вам ее сейчас отдать. Там звери живут.

Дедушка: Как так? Какие звери?

Воспитатель: Ребята вам сейчас не только расскажут но и покажут.(Встают за стол)

Перед вами лежат кружки разного цвета и размера. Представьте, что это зверушки. Посмотрите на них внимательно, подберите к каждому герою сказки круг определенного цвета и размера.

Наша сказка будет гулять по длинной широкой дорожке слева направо. Вспомните, кто первым пришел к рукавичке?
Почему ты выбрал именно этот кружочек?
Кто следующий? Кто пришёл вторым, третьим и т.д.? Сколько всего зверей пришло к рукавичке? и т.д.

Дети с помощью моделей выкладывают сказку на полоске.

Дедушка: Теперь я знаю, что случилось. Как же мне быть? И зверушек жалко, и мне без рукавички никак нельзя...

Воспитатель: Не расстраивайтесь, дедушка, (Задумалась) я знаю как вам помочь и зверей не обидеть. Где-то были у нас в бюро находок рукавички.
Я сейчас их принесу, а ты, дедушка поиграй с нашими ребятами.
Дедушка. Давайте, ребята, слепим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, (поманить одной рукой)
смелей, дружок, (поманить другой рукой)
Кати по снегу свой снежок (руки сжаты в кулаки, круговые движения перед собой)
Он превратится в толстый ком, (сделать руками круг)
И станет ком снеговиком. (руки полукругом подняты над головой)
Его улыбка так светла!(пальчиками указательными сделать улыбку)
Два глаза... шляпа... (показать на глаза, руку в кулаке поставить на голову)
Нос... метла. (показать на нос, показать ладошки с растопыренными пальцами)
Но солнце припечет слегка (показать вверх)
Увы! - и нет снеговика. (пожать плечами)
Воспитатель достает вырезанные из белой бумаги рукавички, наклеенные на цветной картон.
Ребята, наши рукавички белые, грустные. Давайте их украсим и подарим зверушкам красивые домики.
Дети садятся за столы и воспитатель раздает им рукавички. Выполняется аппликация с приклеиванием на шаблон рукавички из бумаги круп и ваты.
Домики получились теплые, большие, красивые, зверушкам будет в них хорошо. Когда наши рукавички высохнут, мы вот в этом конверте (воспитатель показывает большой белый конверт) отошлем их нашим зверушкам в лес.
Воспитатель: А эту рукавичку мы вам, дедушка, возвращаем.
Дедушка: Спасибо, ребята. Вижу, что вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья. Прощается. Уходит.

Воспитатель. Пришло время расставаться
И с героями прощаться,
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать.
Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Рукавичку» показали,
Все старались, были молодцы,
Похлопайте нам, гости, от души!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Альфия Адельшина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гости к сказке «Рукавичка»

Конспект НОД по развитию речи во средней группе

«В гости к сказке «Рукавичка "

Цель : Развивать связную речь детей .

Задачи :

Образовательные :

Учить детей отвечать полным предложением.

Учить детей рисовать узор – украшать рукавичку ,

Закреплять и расширять представления детей об особенности жизни животных.

Развивающие :

развивать связанную речь ;

Развивать творческие способности детей.

Развивать умение использовать в речи и подбирать прилагательные.

Развивать умение детей называть качества, признаки и действия животных.

развивать любознательность , память и мышление детей;

развивать зрительное восприятие.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к животным;

Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Рассматривание иллюстрация, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.

Материал и оборудование : Рукавичка ; магнитная доска; игрушки диких животных; карандаши, фломастеры, восковые мелки, заготовки рукавичек для раскрашивания , образцы.

Словарная работа : Заяц - маленький, трусливый, ушки длинный, лапки быстрые, шубка серая. Волк - злой, зубастый, рычит. Медведь - большой, угрюмый, голос грубый, низкий. Лиса - рыжая, хвост пушистый, хитрая, лукавая, съела, жалко.

Интеграция областей : Познание. Коммуникация, Художественное творчество, Социализация.

Планируемые результаты :

Интерес к сказкам ;

Понимание необходимости правильной позы во время рисования для сохранения красивой осанки;

развитие творческих способностей детей.

Методы и приемы :

1. Оргмомент

рукавички .

4. Дидактическая игра : «Назови ласково»

5. Разгадывание загадки

6. Дидактическая игра : «Кто больше слов скажет»

7. Подвижная игра : «Лисичка – сестричка»

8. Продуктивная деятельность «Укрась рукавичку красивым узором »

Ход занятия:

Деятельность воспитателя. Деятельность детей.

1. Оргмомент

Эй, ребята, не ленитесь!

В круг скорее становитесь.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей сразу заинтересовываются происходящим.

2. Сюрпризный момент – появление рукавички

На полу лежит большая красивая рукавичка .

Воспитатель : - Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку .

Воспитатель :

Правильно это рукавичка .

А чья это может быть рукавичка ?

Лера может это твоя рукавичка ? (Можно спросить у нескольких детей) .

Ребята, мне кажется что это рукавичка из сказки ?

А вы знаете сказку про рукавичку ?

Дети замечают рукавичку , рассматривают ее и отвечают на вопросы воспитателя. Активизируют необходимые знания

Кто жил в рукавичке из сказки ? (мышка, лягушка, лисичка, зайчик, волк, медведь)

Давайте посмотрим, кто же живет в нашей рукавичке ? (Заяц)

Посмотрите, какой зайчик? Как зайчика в сказках называют ? Почему? (Ответы детей)

Анализируют, Постепенно вовлекается большая часть детей.

4. Дидактическая игра «Назови ласково»

Назовите его ласково. (Зайчик, заюшка, заинька, зайчишка)

Кто же еще живет в нашей рукавичке ? (Мышка)

Мышка какая? А в каких еще сказках живет мышка ? («Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» ).

Средство активизации познавательной деятельности

5. Разгадывание загадки

А кто еще живет в нашей рукавичке , вы узнаете, когда отгадаете загадку :

Серый, страшный и зубастый.

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех …

(Волк)

Как о волке говорят в сказках ? (волчок- серый бочок) . Почему его так называют?

Кто же еще живет в нашей рукавичке ? Кто это? (Медведь) Воспитатель достает из рукавички медведя .

Слушают загадку. Высказывают свое мнение .

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие внимания , мышления.

6. Дидактическая игра : «Кто больше слов скажет»

Ребята только наш медведь очень грустный. Давайте мы расскажем медведю, какой он и что умеет делать, какой у него характер. Передавайте мишку друг другу и расскажите о нем. (Медведь : бурый, косолапый, сообразительный, грустный, злой. Шуба у него пушистая. Он умеет ловить рыбу, лазить по деревьям, зимой он спит в берлоге. Медведь, любит есть : мед, ягоды, рыбу).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что медведя нужно передавать аккуратно, и не обижать его.

Кто остался в нашей рукавичке ? О каких животных мы еще не говорили? (Лиса и лягушка)

Правильно, ребята. Мы знаем интересную игру про Лису и Лягушку. Хотите поиграть в нее? А кто нам расскажет как играть в эту игру? Активно взаимодействуют, активизируют свои мыслительные процессы.

Активизируют необходимые знания, активно взаимодействуют. Высказывают суждения .

Если ответ ребенка неправильный, дети исправляют ошибку, давая правильный ответ

7. Физкильминутка. Игра «Три медведя»

Как у наших у зверят

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)

Лапки весело стучат :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топание ногами.)

А устали ножки,

Хлопают ладошки :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)

А потом вприсядочку (Приседания.)

Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)

А как пустятся бежать - (Бег на месте.)

Никому их не догнать. Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.

А теперь давайте вспомним чего началась сказка «Рукавичка » (Потерял дед рукавичку )

Кто первый пришел к рукавичке ? (мышка-норушка)

Кто второй пришел к рукавичке ? (Зайчик-побегайчик)

Кто третий прибежал к рукавичке ? (Лисичка сестричка)

Кто четвертый прибежал к рукавичке ? (Лягушка-попрыгушка)

Кто пятый прибежал к рукавичке ? (Волчок – серый бочок)

Кто последним пришел к рукавичке ? (Медведюшко-батюшко)

Чем закончилась сказка «Рукавичка » (Дед увидел что потерял рукавичку и пошел ее искать . Собачка помогла деду найти рукавичку . Звери испугались и убежали).

Ребята, значит животные остались без домика? Что же делать? (Ответы детей)

Давайте мы поможет нашим животным и сделаем им дома. У меня есть вот такие рукавички , но они белые, не красивые. Животным они не понравятся. Мы можем украсить рукавички красивыми узорами .

Воспитатель : Я разрисую большую рукавичку , а вы вот эти, поменьше, чтобы и у остальных зверей были свои домики.

Дети рассуждают.

Активизируют мыслительные процессы.

Выдвигают свои мысли.

8. Продуктивная деятельность : «Укрась рукавичку красивым узором »

Дети раскрашивают рукавички .

Воспитатель : Какие красивые рукавички у нас получились ! Теперь они должны понравиться нашим героям. Когда они подсохнут, мы подарим их нашим животным.

Итог : Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали!

Из какой сказки были животные которым мы сегодня помогли?

Какие животные жили в рукавичке ?

А теперь давайте помоем руки так как они испачкались когда мы работали с красками.

Активизировать творческое мышление. Формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности (рисование) у детей.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в средней группе «Сказка «Рукавичка»

Задачи:

1. Учить освоением действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер).

2. Развивать умение пересказывать сказку, опираясь на заместители.

3. Развивать память, внимание, мышление.

4. Помочь детям понять смысл поговорки «В тесноте да не в обиде».

5. Воспитывать интерес к сказкам, развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: Фланелеграф, вырезанная из бумаги большая рукавичка, семь одноцветных полосок вырезанные разной длины, коричневый кружек, маски животных, музыка.

Ход. Заходит дед, и обращается к детям: Здравствуйте дети! А куда я попал?

Д: ответы детей.

Дед: Беда у меня приключилась, потерял я рукавичку, а на улице такой мороз. Может, поможете мне найти?

Д: Ответы детей.

В: Ну, что ребята тогда в путь.

Речевая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли звери погулять

Погулять вышел медведь

Начал громко он реветь Э- Э- Э

Погулять вышел кабан

На трубе играет он ду-ду –ду

Лягушка квакает ква–ква

Собака лает гав –гав

Волк воет у-у-у

Оркестр играет та-ра –ра, та-ра-ра, та-ра –ра

Дети проходят на середину группы

Воспитатель: Ребята, что это? Дети поднимают и рассматривают рукавичку. На полу лежит большая красивая рукавичка. Вам нравится рукавичка? Какая она?

Д: ответы детей

В:- Егор может это твоя рукавичка? (Можно спросить у нескольких детей) .

Д: ответы детей

В:- Ребята, вы знаете сказку про рукавичку?

Д: ответы детей

Воспитатель читает сказку про рукавичку. Кто жил в рукавичке? Куда делись все животные? А вдруг они заблудились и не могут найти дорогу?

Сядем, деточки, кружком. Да поговорим ладком.

Про сказочку известную. Очень интересную.

В: Рукавичку помещаем на фланелеграф и семь полосок разной длины, коричневый кружок.

В: Какого героя сказки можно заменить с помощью самой маленькой полоски?

Д: Мышка

В: - Как в сказке мышку зовут?

Д: Мышка – поскребушка.

В: лапками скребет вот и ее так и прозвали.

Д: Лягушкой

В: Как в сказке лягушку зовут и почему?

Д: Лягушка – попрыгушка. Потому, что прыгает.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

Д: Зайчиком

В: Как в сказке зайчика зовут и почему?

Д: Зайчик – побегайчик, потому, что он бегает.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

Д: Лисичка

В: Как в сказке лисичку зовут и почему?

Д: Лисичка – сестричка.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

Д: Волчок

В: Как в сказке волчка зовут?

Д: Волчок - серый бочок.

В: Какого зверя можно заменить чуть большей полоской?

Д: Кабан

В: Как в сказке зовут кабана?

Д: Кабан – клыкан.

В: Какого героя сказки можно заменить самой большой полоской?

Д: Медведя

В: Как в сказке зовут медведя?

Д: Медведюшка – батюшка.

После составления модели дети проговаривают диалоги персонажей.

Воспитатель следит за выразительностью интонаций.

В: Да много зверей собралось в рукавичке. Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде» - значит, хоть и тесно, зато дружно.

Дети повторяют поговорку.

В: Дети как называется сказка, в которой звери дружно жили в одном домике?

Д: «Теремок». Дети закрепляю поговорку.

После того, как распределены заместители персонажей сказки: показывает детям какую – ни будь сцену из сказки, а ребята должны внимательно смотреть, что здесь происходит, затем показать это действие самим и рассказать, что здесь случилось.

Физминутка:

На охоту вышел дед зимнею порою

Рукавичку потерял под большой сосною

Дома стал ее смотреть

Не нашел на месте

И отправился искать

В лес с собакой вместе

А в лесу в той рукавичке

Звери дружно стали жить:

Мышь с лягушкой и лисицей,

Заяц, волк, кабан, медведь.

В лес собака прибежала,

Всех зверей перепугала,

Рукавичку подняла, деду в руки отдала.

В: Молодцы ребята. Ребята садятся на стульчики

В: берет самую короткую полоску, перемещает ее к рукавичке и кладет на рукавичку. Затем кладет маленькую полоску на место и предлагает кому – ни будь из детей выйти и рассказать, что произошло, и самому повторить это действие с заместителями. Если ребенок затрудняется, то помочь ему наводящими вопросами.

В: предлагает детям самостоятельно показать эпизод сказки.

В последнем эпизоде сказки заместитель собачки - коричневый кружок.

В: ребята, а как вы думаете, почему собачка изображена коричневым кружком?

Д: ответы детей

В: потому, что собака не жила в рукавичке, звери испугались, из рукавички вырвались да врассыпную по лесу.

Заходит дед, и отдаем ему рукавичку.

Благодарит дед, детей за находку.

В: Молодцы, ребята! Все старались!

В: А что запомнилось, понравилось

Д: Ответы детей

В: Молодцы!

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

в средней группе

«По сказке Рукавичка»

в рамках семинара по театрализованной деятельности

Дата: 13 .0516г.

Воспитатель: Бочкарева С.А.

Программные задачи:

1.учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования;

2.развивать память, логическое мышление, образную речь, связную речь, коммуникативные навыки;

3.закреплять понятие о сенсорных эталонах, развивать мелкую моторику;

4.воспитывать нравственные качества;

Словарь : Активизировать в речи выражения: Мышка- поскребушка, Лягушка-попрыгушка, Зайчик- побегайчик, Лисичка- сестричка, Волчок - серый бочок, Кабан- клыкан, Медведюшка- батюшка, пословицу «В тесноте, да не в обиде»

Оборудование : Декорация к сказке «Зимний лес», пальчиковый театр «Рукавичка», 2 шт.рукавички, наборы модули-полосок на каждого ребенка разного цвета и размера, рукавички на каждого ребенка, большая рукавичка из фетра с кармашками для зверушек, слайдовая презентация с изображением героев сказки, музыка для физ.минутки.

Предшествующая работа : Чтение сказки, просмотр мультфильма. рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети приветствуют гостей на тат.яз –здравствуйте и доброе утро всем!

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Есть у меня знакомая девочка Маша. И бывает она такой рассеянной.

Одевается в детский сад- потерялось платье.

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот такая Маша-

Маша- растеряша.

А среди вас есть такие Маши- растеряша? (Ответы)

А я знаю, что иногда бывают и в нашей группе растеряши. И поэтому, сегодня мы открываем «Бюро находок» (Подходят к «Бюро находок»)

В нашем «Бюро» хранятся потерянные вещи, которые ожидают своих хозяев.

Воспитатель открывает корзину «Бюро находок», достаёт шапку :

Воспитатель: Что это? (это шапка) Какого цвета шапка? (эта шапка розового цвета), Из чего сделана шапка? (эта шапка связана из ниток). --Кто хозяин этой шапки? (эта шапка Назили) (дальше достает шарф и задает вопросы и находит хозяев, последней достает рукавичку.)

Воспитатель: А что это? (Варежка), Как можно еще назвать? (Рукавичка)

Прислушивается: Да она не простая. Какие- то голоса раздаются из нее. Давайте посмотрим. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит.

Хотите узнать кто?

Игра «Отгадай загадки» на слайде

Воспитатель загадывает детям загадки.

После каждой отгадки воспитатель показывает на слайде картинку

1.Сидит в норке, ест хлеба корку. (Мышка)

Какая мышка?: серая, маленькая, быстрая, шустрая

2.Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка)

Какая лягушка?: зеленая, скользкая, холодная

3.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

Какой зайчик? трусливый, быстрый, серый, косой

4.Рыжевата, воровата, перед всеми виновата? (Лиса)

Какая лиса?: красивая, рыжая, пушистая, хитрая

5.Сероват, зубаст, по лесу рыщет, овец, телят ищет. (Волк)

Какой волк: злой, серый, сердитый, зубастый, голодный

6.Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

Какой кабан?: большой, злой, страшный, клыкастый

7.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна –

Просыпается от сна. (Медведь)

Какой медведь: косолапый, большой, коричневый, толстый

Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы)

Правильно. Из сказки «Рукавичка»

Молодцы, ребята.

А давайте вместе с вами расскажем эту сказку.

Выбирайте себе героя. (Дети выбирают героя, надевают на пальчик) И так, сказка начинается.

Дети, совместно с воспитателем, пересказывают сказку по ролям.

Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали, давайте вернем зверушек в их домик. Хоть и маленькая рукавичка, звери живут в ней дружно, не ссорятся. В тесноте, да не в обиде. Вы ведь тоже дружные ребята, становитесь скорее в кружочек, расскажем гостям, как вы умеете дружить.

Физкультминутка. «Девочки и мальчики»(под музыку)

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп Головой кивают 1.2.3

Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Плечи поднимают -посмотри

Ножками топчут: так.так.так. Глазками моргают миг-миг-миг

Весело хохочут: ха, ха, ха. После отдыхаю пых-пых-пых

Раздается стук в дверь. Заходит дедушка.

Дети встречают. Здороваются.

Дедушка: Здравствуйте. У вас открылось «Бюро находок»?

Воспитатель: Да, дедушка ты что- то потерял?

Дедушка: Шел по лесу, потерял рукавичку. А теперь и не знаю, как быть, ведь зима на улице, холодно.

Воспитатель: Мы нашли вашу рукавичку. (Показывают)

Дедушка: Ай да молодцы, спасибо вам, ребята.

Воспитатель: Только мы не можем ее сейчас отдать. Там звери живут.

Дедушка: Как так? Какие звери?

Воспитатель: зверушки из сказки рукавичка. Ребята сейчас покажут, какие зверушки поселились в рукавичке. (Садятся за столы)

Упражнение «Собери сказку» моделирование сказки

Ребята, у каждого из вас своя рукавичка и полоски- модели. С помощью моделей будем выкладывать сказку на рукавичке. Модели – полоски -это зверушки. Посмотрите на них внимательно, подберите к каждому герою свою полоску.

Наша сказка будет гулять по длинной широкой дорожке слева направо. Вспомните, кто первым увидел рукавичку? Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка?

Воспитатель задает вопросы каждому ребенку в процессе выполнения задания

Владик- почему ты выбрал именно эту полоску? Кто следующий?

Назиля - Кто пришел после мышки? в какую полоску превратилась лягушка?

Матвей- Кто пришел самый последний?

Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски?

Дедушка: Теперь я знаю, что случилось. Как же мне быть? И зверушек жалко, и мне без рукавички никак нельзя…

Воспитатель: Не расстраивайтесь, дедушка, (Задумалась) я знаю, как помочь и зверей не обидеть. Была где -то в нашем «Бюро находок» еще одна рукавичка.Я сейчас ее принесу, а ты, дедушка поиграй с нашими ребятами.

Дедушка. Давайте, ребята, слепим снеговика.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, (поманить одной рукой)

смелей, дружок, (поманить другой рукой)

Кати по снегу свой снежок (руки сжаты в кулаки, круговые движения перед собой)

Он превратится в толстый ком, (сделать руками круг)

И станет ком снеговиком. (руки полукругом подняты над головой)

Его улыбка так светла!(пальчиками указательными сделать улыбку)

Два глаза... шляпа... (показать на глаза, руку в кулаке поставить на голову)

Нос... метла. (показать на нос, показать ладошки с растопыренными пальцами вверх)

Но солнце припечет слегка (показать вверх)

Увы! - и нет снеговика. (пожать плечами)

Воспитатель: (Достает, показывает) посмотрите, рукавичка новая большая, давайте переселим зверушек в их новый красивый дом.

Переселяют. Дом получился теплый, большой, красивый. зверушкам будет в нем хорошо, жить они будут дружно «В тесноте, да не в обиде»

Дедушка: Да, вижу, что вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья. Угощает гостинцами. Прощается.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? (спрашивает всех детей)

Пришло время расставаться

И с героями прощаться,

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости ждать.Все артистами сегодня побывали, Сказку «Рукавичку» показали, Все старались, были молодцы, похлопайте артистам гости от души. Дети прощаются.