Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 "Ромашка" г. Белорецк

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Подготовила: Газизова Т.Д

2018 г

Тема : «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Цель : способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение, творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.

Вид занятия : интегрированный.

Оборудование : письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли, чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли, план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь,передают письмо воспитателю)

Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо (показываю письмо с необычным конвертом ).Давайте посмотрим,от кого же оно?

Письмо : «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль , когда готовят. Нас заинтересовало это вещество,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

Воспитатель:

Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.

Что такое соль? (ответы детей )

Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку )

Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.

Опыты.

1. -Какого цвета соль? (Белого цвета ).

2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.

3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая )

4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.

5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)

6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке,зажигалка ).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

Вот, вода испарилась,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.

8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Закрепление

А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»

Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Соль белого ….. цвета .

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус…. Соленая.

Если надуть на соль, то частички соли разлетаются , значит соль-….. сыпучая

Соль в воде… растворяется , но не … . испаряется .

Соль делает воду… плотнее.

Вот,ребята,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем,и тоже отправим письмом.

Рисование по план-схеме. Космический пейзаж .

Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка .

Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс

Итог.

- О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)

Как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты )

Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

Спасибо всем за внимание!

Конспект занятия в старшей группе «Волшебница вода»

Подготовила и провела: воспитатель Нетужилкина И. В.

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание:

Совершенствовать представления детей о разнообразных формах, видах и свойствах воды, научить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность. Формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её.

Коммуникация:

Расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Здоровье:

Дать понятие значимости воды в жизни человека.

Социализация:

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.

Художественное творчество:

Развивать внимание, воображение, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы:

Развивать способность слушать литературные произведения, воспитывать интерес, любовь к художественной литературе, учить понимать красоту и силу русского языка.

Музыка:

Развивать музыкальный слух, способность воспринимать музыкальность, соотносить двигательную активность с элементами музыки, развивать интерес к музыке.

Безопасность : воспитывать аккуратность при работе; прививать навыки безопасного обращения с водой.

Форма обучения: исследовательская и познавательная деятельность детей старшей группы.

Количество детей: подгруппа

Ход занятия:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Ребята, а если мы воду бережём, проверьте, у нас все краны закрыты? (Да)

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась.

А чтобы Капельке не было скучно с нами давайте расскажем ей, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.) В процессе рассказывания воспитатель задаёт вопросы: - А как надо руки мыть? (Аккуратно) А почему? (Вода может попасть на плитку и можно упасть) А зачем надо мыть руки? (Если есть грязными руками можно заболеть) -А когда купаетесь в воде как надо себя вести? (Осторожно) -А почему? (Можно утонуть, наглотаться воды и захлебнуться) –А как надо пить воду? (не торопиться) –А почему? (Можно поперхнуться водой).

Ребята, скажите, откуда мы берём воду? (Из крана) А как вода попадает в кран? Откуда? (Ответы) Вода попадает в кран по трубам из специальных водохранилищ – мест, которые человек создал специально, чтобы там хранилась вода. Эти водохранилища похожи на большую реку. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Что может случится? (Ответы) Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река или водохранилище. А хотите послушать, о чём говорят капли, когда вы неплотно закрываете кран? Повторяйте за мной последние слова:

Ручей засох, родник иссяк, а я из крана кап-кап-кап !

Мельчают реки и моря, не тратьте воду зря-зря-зря !

А то пройдёт немного лет, и нет водицы нет-нет-нет !

Поэтому можно ли оставлять кран открытым? (Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран)

А что может случится, если не будет воды? (Мы не сможем приготовить еду, мы не сможем умыться и помыть руки и все зарастут грязью, мы не сможем попить)

Да, ребятки всё это может случится если не будет воды, потому что вода нужна нам для очень многих целей. Воспитатель кратко подводит итог сказанному (много воды используется человеком для питья, для купания, для поливки различных растений, много воды идёт в производство, много воды используется для умывания и приготовления пищи (здесь необходима только очищенная вода). А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран)

Ребята, Капелька приглашает вас сегодня в гости. а куда вы узнаете, когда послушаете загадку: закрывайте глазки и слушайте - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды».

Что вы услышали? (Вода льётся)

Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, Капелька у меня спрашивает, живут ли у нас в группе её сестрички – другие капельки? Как вы думаете? Давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе. Кто найдёт, где у нас в группе живут сестрички Капельки приклеивает на это место вот такую капельку, только на одно и тоже место можно приклеить только одну капельку.

Путешествие – поиск капелек воды по группе.

(дети ходят по группе, и на каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов).

В уголке природы: лейка с водой

Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.

В туалетной комнате:

Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки.

Около мойки:

Мыть посуду.

На столе кувшин с водой:

Для питья.

В аквариуме:

Вода нужна рыбам, они живут в воде.

Ребята, скажите, а почему у нас в группе тепло? (Потому что у нас есть батареи) – А как же батареи нас греют? Вы знаете что течёт в батареях? (Вода) –Правильно, даже в батареях есть вода, но только она там какая? (Горячая) –А можно трогать горячие батареи? (Нет) А почему? (Можно обжечься) Правильно, поэтому давайте на батарею приклею капельку я, очень аккуратно.

Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать. Ребята, где можно повстречать воду на улице? (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)

Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Ребята, посмотрите, а это что такое? (Картина, где течёт ручей)

Ребята, а когда все ручьи сливаются в один большой ручей, как это называется? (Река)

А хотите поиграть? Хорошо, давайте покажем капельке, как мы умеем превращаться в воду. А точнее, во что вы сейчас превратитесь? (В ручейки)

Здорово, как много ручейков появилось у нас в группе. (Включается фонограмма)

Описание игры:

Ручейки танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют неразрывную линию «ручейки сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Молодцы, ребятки, хорошо поиграли, кладите ручейки на место. Капелька мне сказала, что у воды много разных свойств и чтобы их узнать она приглашает вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Занимайте ваши места. Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. До того как приступить к нашему исследованию давайте вспомним правила работы с водой. Как надо обращаться с водой? (Аккуратно, не разлить, не брызгать) Для чего нужны тряпочки? (Чтобы вытереть стол, если пролили)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

Капелька хочет у вас спросить имеет ли вода форму? Какую? Как это проверить? Для этого возьмем бутылочку с водой и посмотрим. Скажите какая у воды в нём форма? Теперь возьмите первый пустой стаканчик и налейте в него воду. Какая у воды форма? Теперь налейте в блюдце. Какая форма? А у меня есть вот такая колба (круглая). И теперь я налью в неё воду. Какая форма у воды? А ещё у меня есть вот такая колба (треугольная), я в неё тоже налью воды. Какая форма у воды? Так вот, ребятки мы с Капелькой хотим открыть вам секрет6 вода не имеет своей формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вывод: - Вода имеет форму? Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Это наше открытие мы обозначим вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчик, блюдце на каждого ребёнка, у воспитателя бутылочка с водой, колбы (круглая и треугольная).

Опыт 2. Какого цвета вода?

Капелька хочет у вас спросить: а какого цвета вода? (Можно спрашивать у детей конкретно) А как это узнать? (Посмотреть)

Опустите в воду соломинку. Что вы видите? Почему соломинку хорошо видно? Значит, вода какая? (Прозрачная) Если вода прозрачная, значит она не имеет цвета, а если она без цвета, то как можно её назвать? Какая вода? (Бесцветная). Хорошо, а посмотрите, что у меня есть (достать зелёную бутылку), как вы думаете здесь какая вода? Давайте посмотрим (вылить воду в прозрачный стакан) Какая вода? (Прозрачная)

А прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Оля, у тебя какого цвета стала вода? А у тебя, Ирина? Значит, вода приобрела цвет когда? (Когда мы добавили в неё краску)

Вывод: - Вода имеет цвет? Вода не имеет своего цвета, она прозрачная, бесцветная. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: стаканчик с водой (можно из опыта №1), трубочка, кисточка, гуашь на каждого ребёнка, у воспитателя зелёная бутылка с водой, стаканчик.

Опыт 3. Вода – растворитель.

Капелька хочет у вас спросить следующее: а как вы думаете, у воды есть вкус? Она какая солёная? Сладкая? Кислая? Как можно определить вкус воды? (Попробовать) Возьмите стаканчик под номером 2 и попробуйте. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Есть вкус у воды? (Нет) Если вода без вкуса, значит она какая? (Безвкусная) Хорошо, а сейчас я предлагаю вам поиграть. По нескольким капелькам отгадать, что у меня за жидкость. Дети открывают рот, воспитатель пипеткой капает им в рот чай, молоко, воду, сок.

Вывод: - Есть вкус у воды?Своего вкуса у воды нет, но вкус есть у других жидкостей. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчик с кипячёной водой, у воспитателя на подносе в стаканчиках пипетки с жидкостями.

Опыт 4. Фильтрование воды

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная). А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой.

Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду.

Возьмите стакан под номером 3 и посмотрите, какая там вода? (Грязная)

Как вы думаете можно ли очистить такую воду? Давайте попробуем. У меня есть вот такая воронка, я вставлю в неё салфетку, а воронку вставлю в стакан. У меня получился вот такой фильтр. Давайте выльем вашу грязную воду в этот фильтр и посмотрим, что получится.

Осторожно, потихоньку будем лить мутную воду в стакан с фильтром. Посмотрите какая стала вода? (Вода стала чистой)

Куда делась грязь? (Грязь осталась на салфетке)

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчики с растворённым активированным углём, у воспитателя – воронка, большой стакан, салфетка (фильтр).

Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.

Капелька снова хочет задать вам вопрос: вода имеет запах? Как это можно определить? (Понюхать) Нюхать нужно как? (осторожно направляя запах от стакана ладошкой) Почему? (Потому что вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.) Понюхайте. Чем пахнет вода? Имеет ли вода запах?

Капелька снова хочет с вами поиграть. Капелька капнет вам вот из этой пипетки, а вы определите, что это за запах. (ароматические капли, апельсин)

У воды появился запах? - Что придаёт ей запах? (растворённое в воде вещество).

Вывод: -Вода имеет запах? Чистая вода не имеет запаха. Запах ей придают растворённые в ней вещества. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчики, у воспитателя – ароматические капли в пипетке.

Мы очень много узнали сегодня о воде. Давайте покинем нашу лабораторию, вернёмся в группу и ещё раз вспомним чудесные свойства воды. Но прежде чем нам покинуть лабораторию, что нам нужно сделать? (Убрать своё рабочее место, вытираем все капли со стола).

Подходим к мольберту.

Ребята, вы сегодня много узнали о воде и я предлагаю, чтобы нашей гостье Капельке не было у нас одиноко, подарить ваши «капельки знаний», но не просто так, а сделаем мы это красиво и подарим капельке цветочек. Владик, что ты узнал сегодня о воде? Найди свою «капельку знаний», приклеивай на цветочек. Яна что узнала? Какая бывает вода?... Каждый ребёнок берёт свою капельку и приклеивает на цветочек.

– Ребята, а что самое главное мы сегодня узнали о воде? Что надо делать, чтобы вода была всегда (никогда не закончилась)? (Закрывать кран) Приклеиваем последний знак в серединку (шестой ребёнок). Знак заранее не должен висеть на доске.

Куда мы поместим Капельку и её подарок? (В познавательный уголок)

Теперь Капелька будет жить в нашей группе.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка- Детский сад №2 «Жемчужинка»

Составила воспитатель:

Русакова Е. Ю.

Конспект по организации познавательно-исследовательской деятельности « Машина каша»

Задачи :

Учить детей делать простейшие умозаключения,образовывать прилагательные, выдвигать гипотезы,излагать свои мысли, делать выводы и зарисовывать их.

Формироватьпознавательную активность детей в процессе экспериментированияс ситечком , способом его применения; формировать знания о крупах, об ингредиентах, необходимых для приготовления каш.

Воспитывать аккуратность при работе с крупой, с ситечком ; умение прислушиваться к мнению сверстников;стремление оказывать помощь.

Предварительная работа :

Знакомство с разными видами круп и их особенностями.

Беседа: Откуда пришла крупа?

Рассматривание крупы через лупу.

Чтение сказки «Горшочек каши» Братьев Гримм

Словарная работа: расширение словаря: крупа, сыпучая, сито, просеивать.

Материал и оборудование :

Игрушки настольного театра: девочка Маша, медведь;

баночки с разной крупой, баночка со смешанной крупой,

На каждого ребенка пластиковый стакан для смешанной крупы,две тарелочки, маленькое сито, карандаши и листы для зарисовки.

Ход занятия:

Тихо сядем все в кружок

Возле тёплой печки.

Замолчал в углу сверчок,

Кот уснул на печке.

За окном метель метёт,

Вьюга завывает,

А в берлоге спит медведь,

Машу вспоминает.

Я хочу рассказать вам историю про «Машу и медведя» (Показать элементы театра) .

Жила была девочка Маша. Пошла она с подружками в лес погулять, свежим воздухом подышать. Идёт, смотрит по сторонам, любуется красотой природы, да и заблудилась. В лесу темнеет, страшно становится. Видит Маша избушку, вошла в неё, а там Миша-медведь.

Здравствуй, девочка! Как ты сюда попала?

Я заблудилась. Очень хочу домой.

Я рад, что ты ко мне пришла. Будешь со мной жить, кашу варить. Накормишь меня моей любимой гречневой кашей, тогда отпущу и домой провожу. Сказал и ушёл в лес.

Что делать? Кашу то она никогда не варила.

Маша хотела уже заплакать, да вспомнила пословицу:

«Слезами горю не поможешь» .

Надо кашу варить. Повязала она фартучек и стала думать…

Ребята, вы хотите помочь Маше? Что ей необходимо, чтобы гречневую кашу сварить? (Кастрюля, вода, соль, гречневая крупа, масло)

Заглянула Маша в Мишкин буфет, а там банки с крупой стоят. Заглянула в первую баночку, а там… Какая крупа лежит? Какую кашу можно сварить?

(Рисовая крупа – рисовую кашу, кукурузная крупа – кукурузную кашу и т.д.)

Заглянула в последнюю баночку, обрадовалась. А потом чуть не заплакала, Что такое? Какая крупа лежит в этой баночке? (манная и гречневая вместе)

Мишка всё перепутал и в одну баночку высыпал две крупы манную и гречневую.

Что же делать? Не получиться сварить гречневую кашу, не отпустит меня Миша домой, загрустила Маша.

Ребята сможем ли мы Маше помочь? Как можно отделить гречневую крупу от манной крупы? Что нам для этого понадобиться?

Воспитатель предлагает попробовать детям отделить крупы друг от друга на практике. Дети отделяют крупы, разными способами, предложенными сверстниками. Если попытка не удаётся, выдвигают новые мысли, гипотезы.

Воспитатель подводит к мысли воспользоваться ситом (если никто из детей это не предложил сам) .

Делают вывод: что через дырочки сита просеиваются только мелкие вещества, а крупные не проходят в дырочки и остаются в сите .

Воспитатель заканчивает рассказывать историю: Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Мишке в чашку положила, кошке в ложку, а коту в большую плошку. Поел Мишка и в благодарность проводил Машу домой к бабушке и к дедушке. Каждую зиму в берлоге спит медведь, Машу вспоминает.

Предложить детям зарисовать вывод (обратить внимание на модель: Какой цвет для какой крупы)

Какая крупа просеялась?(мелкая)

Какая осталась в ситичке? (крупная)

Итог: Что нового мы сегодня узнали?

Где эти знания нам пригодятся?

Похвала хорошо работавших детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  • Рассматривание глобуса, карты мира
  • Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть

I Игровой практикум: «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1 уголок природы — возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2 игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

3 мойка в столовой

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

4 туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование: «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

— растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воду вы в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.