Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха. Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в город Мастеров

В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.

Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».

Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

Предварительная работа:

  • Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
  • Проведение опыта «выращенные кристаллы соли» .

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
  • Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) .
  • Развивать навыки экспериментирования.
  • Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
  • Познакомить с техникой рисования: «акварель+соль» .

Словарь:

каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, переносной холодильник, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее) .

Для детей: лупа, кружок красного или синего цвета, ёмкость с солью, альбомный лист, акварельные краски, кисть (толстая) , банка с водой, салфетка, две рыбки (оригами) .

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:

«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» . (Соль)

Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы узнать и услышать, что вы знаете о соли.

Ответы детей.

И так – соль. Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу в «естественном» (чистом) виде, практически без переработки. Соль - это пищевой продукт, и мы её знаем, как мелкие кристаллы белого цвета.

Дети рассматривают кристаллы соли под лупой.

На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль может лежать под землёй или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор. (Слайд №1, №2)

Добыча каменной соли осуществляется подземным – в шахтах под землёй (слайд №3, 4, 5) и открытым способами – на поверхности земли (слайд №7,8, 9, 10, 11)

Соль бывает каменная – неочищенный осветлённый натуральный продукт. (Показать) .

Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы. (Показать) .

Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своём здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид соли. При этом лучше выбирать неочищенную: в её составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов. (Показать) .

Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.

Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.

Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворим соль в воде. (Показываю) .

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей) .

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Соль делает жидкость плотнее. Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной) . Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

Соль подвержена кристаллизации. На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы) . Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.

Какой вывод можем сделать? (Ответы детей) .

Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом) .

На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

Ребята, как вы думаете, соль полезная или нет?

Ответы детей.

Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.

Вывод: соль растворяет лёд.

Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете зачем они это делают?

Ответы детей.

Но и это ещё не всё. Оказывается, при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.

Сначала сделаем фон для нашего рисунка. Так как мы говорим о соли, то будем рисовать море, потому что вода там солёная. Выберите несколько близких по оттенку цветов и заполните ими лист. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Здесь очень важно смешивать много воды и немного краски. Тогда будет получаться красивый фон с плавной градацией (переходом) цвета. (Дети наносят фон) .

А теперь начнётся самое интересное! Пока вода не высохла – начинайте посыпать рисунок солью. Соль будет впитывать лишнюю воду и оставлять на листе необычный рисунок.

Дадим рисунку немного просохнуть.

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

А теперь садимся на свои места и продолжим рисование. Море немного подсохло. Дорисуем водоросли и камешки.

Ну, а какое море без рыб? Накануне мы с вами сделали рыбок. Давайте запустим наших рыбок в море. Приложите их на рисунок. Как здорово у вас получилось! А приклеим мы их чуть позже, когда рисунок окончательно высохнет.

Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

  1. Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.
  2. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
  3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
  4. Соль – кристаллизующееся вещество.
  5. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
  6. Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.
  7. Большое количество соли может нанести вред человеку.

Конспект открытого занятия по экспериментально — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в город Мастеров»

Тема «Путешествие в город Мастеров»

Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Коррекционно -образовательные:

  1. обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
  2. уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
  3. формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
  4. обсудить вопросы гигиены органов чувств.

Коррекционно -развивающие:

  1. развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;
  2. развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
  3. развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  4. расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
  2. воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

Предварительная работа:

  1. беседа об органах чувств у животных и человека;
  2. беседа по теме «Профессии разные важны»;
  3. беседа по теме «Зрение»;
  4. беседа по теме «Наши руки»;
  5. чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
  6. сюжетно ролевая игра «Больница»;
  7. разучивание комплекса упражнений для глаз;
  8. цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)
  9. рассматривание познавательных рисунков;
  10. разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровье сберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • массаж для спины;
  • игры с речевым сопровождением.

Ход занятия:

Доброе утро!

Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем!
Что же, дети, начинаем!

На экране звонок по скайпу.

«Здравствуйте дорогие ребята! Я мастер Трудяжка. У нас в городе Мастеров случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наложила на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает размер; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов; Скульптор совсем не ощущает рук. Прошу вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться! Спасибо! А чтобы вы быстрее до нас добрались, я приготовил для вас карту. Она поможет найти наших мастеров! Удачи вам, дорогие ребята!

Логопед: Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А как же мы доберемся в этот город? (высказывания детей, рассуждения).

Звучит фонограмма

«Я забыл вам сказать, что попасть в наш город можно через портал……

(звучит музыка и дети проходят через тоннель )

Логопед: Вот мы и на месте в городе Мастеров!

Вот надпись: « Пройти в город Мастеров можно через волшебные ворота два раза: сначала с открытыми глазами, а затем закрытыми»

Дети выполняют задание.

Логопед: Скажите, когда вам было проходить тяжелее? (во второй раз)

Почему? (глаза были закрыты)

Вот и попали мы в город Мастеров. Улица Зоркая – на ней проживает Художник.

«1) Помоги Художнику – что он напутал?» (серая лиса -рыжий заяц (цвет); большая мышь и маленький слон (размер); ….. (форма)

2) собрать пазлы (картинки с животными) и подобрать к ним схемы.

Воспитатель: Ребята давайте теперь нашему Художнику расскажем, как нужно беречь глаза.

КАРТИНКИ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ:

Нельзя глаза тереть грязными руками.
Нужно беречь глаза от режущих и колющих предметов.
Нельзя долго и близко смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры.
Нужно тренировать глаза, смотреть вдаль.

Воспитатель: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте научим Художника.

(гимнастика для глаз)

Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.
А внизу растет крапива, Посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква.
Посмотреть влево — вправо
Слева – тыква, справа – клюква, Влево — вправо.
Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.
Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.
Выбрать ничего не смог. Зажмурить глаза,
И без сил на землю слег поморгать 10 раз.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы так помогли, что у Художника рассеялись чары злой волшебницы.

ПОДСКАЗКА — «По короткой дорожке пойдешь – к Злой Колдунье попадешь, по длинной дорожке пойдешь – к Скульптору попадешь»

Дети выбирают предметы которыми можно измерить расстояние (клубочек, палка гимнастическая, ……..)

Воспитатель: Ребята, вот и улица Рукодельников.

ПОДСКАЗКА – « Скульптор перестал ощущать предметы руками. Помогите узнать где находиться мука? Подпишите продукты. Составьте предложения к схемам»

(подходят к столу, на котором изображён Скульптор, на столе разложены две миски: с крахмалом, мука, мел, соль)

Воспитатель: Скажите какой орган может нам помочь? (руки)

Д/игра «Угадай-ка» (миски с крахмалом, мукой, солью и мелом).

Эксперимент.

Описать свои ощущения и представить предмет, который бывает в реальности. (у каждого ребенка один продукт)

Давайте определим эти вещества на ощупь. 1 (мука) – дети описывают свои ощущения (рыхлая, мягкая, воздушная) 2 (крахмал) – плотный, сырой, скрипучий – как что? (Он скрипит как снег) 3 (соль) – колючая, твердая, сыпучая 4 (манка) – рыхлая, сыпучая, зернистая.

Дети определяют и приклеивают надписи. К схемам подбирают предложения.

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему Скульптору, как правильно ухаживать за кожей.

Надо чаще мыть кожу
Защищать кожу от переохлаждения
Защищать кожу от перегревания
Не трогать незнакомые растения и насекомых, не гладить бездомных собак и кошек, голубей и т. д.
Не играть с огнём.
Очень осторожно пользоваться колющими и режущими предметами

ПОДСКАЗКА: «Соберите пазлы и попадете в «Ароматную долину»

ПОДСКАЗКА – «У Парфюмера исчезло обоняние. Помогите определить запах и назови какой он»

Д/игра «Узнай какой запах»

Дети по запаху определяют, что в баночке и подписывают колбочки. (у лимона – лимонный, у апельсина – апельсиновый, у огурца – огуречный, у чеснока чесночный)

Воспитатель: Молодцы, мы справились с этим заданием. А для того, чтобы наши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

«Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.

Голова прямо – вдох.
Подуем на плечо, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой)
Подуем на другое, (повернуть голову направо, сделать губы трубочкой)
Нас солнце горячо (голова прямо – вдох носом)
Пекло дневной порой (голова прямо- выдох прямо)
Подуем на живот, (опустить голову, подбородком касаясь груди)
Как трубка станет рот (вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох.)

Ну а теперь на облака (Голова прямо – вдох носом)
И остановимся пока. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
Потом повторим всё опять: (Голова прямо – вдох носом)
Раз, два и три, четыре, пять (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
(Е. Антоновой-Чалой)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем парфюмеру, как мы ухаживаем за носом:

Беречь организм от простуды
Чистить нос
Иметь свой носовой платок
Не засовывать в нос предметы
Закаляться
Не курить

ПОДСКАЗКА – Выберите себе дорожку определенного цвета. Продвигаться только по камушкам, произнося звуки – правая нога – ША, левая нога – СА.
«Повар перестал чувствовать вкус – «Описать продукт так, чтобы другие догадались что это за продукт»

Д/игра: «Угадай на вкус»

Дети одевают повязки на глаза – учитель кладет каждому кусочек (сыра, яблока, виноградинку, шоколадку)

После дегустации – снимают повязку и описывают по очереди ощущения. Дети потом отгадывают продукт.

Логопед: Напомним повару правила ухода за полостью рта!

После приема пищи полоскать рот.
Не брать острые предметы, чтобы не поранить язык.
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить сосочки.
Систематически очищать язык от налета, чтобы избежать инфекции в организме.

ПОДСКАЗКА — Продвигаться только тогда, когда услышите звуковой сигнал.

Если нет сигнала, надо стоять на месте.

Дети продвигаются по сигналу и приходят к Музыканту.

«Помогите Музыканту узнать на чем играю?»

Д/игра: «Угадай, на чём играю?»

Воспитатель включает аудиозапись звуков (шелест бумаги, переливание воды, шуршание пакета, стук карандаша), а дети определяют на слух и подбирают подходящую картинку.

Логопед: А теперь попытайтесь найти одинаковый звук. Детям предлагается, из множества коробочек, найти одинаково звучащие.

Логопед: Спасибо, благодаря вам, наш Музыкант опять стал слышать!

А для того, чтобы с ним не приключалось ни какой беды, наши детки расскажут, как надо беречь ушки (ответы детей)

Не ковырять в ушах.
Не допускать попадания воды.
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.

Логопед: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли жителям города, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Мы теперь знаем, как необходимы нам, наши помощники – органы чувств.

Логопед: Не зря говорят: «Человек получает всю информацию об окружающем мире при помощи органов чувств».

Давайте и мы с вами составим пословицы и поговорки про органы чувств.

Детям предлагается из рассыпанных слов составить пословицы и прочитать их.

Логопед: Ну что ж, ребята, вы справились с заданием! Вы очень помогли жителям города Мастеров, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Я горжусь вами! Но теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.

ЗВУК – Возвращение через портал.

Логопед: Вот мы и вернулись!

На экране звонок по скайпу. Мастер Трудяжка благодарит детей за помощь и дарит детям брошурки с памятками по уходу за органами чувств.

Учитель-логопед
высшей категории
Гришина Л.А.,
г. Ижевск


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительный воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
В области «Познавательное развитие»: закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, бесцветен, без запаха, давит на поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);
учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
В области «Социально-коммуникативное развитие»:
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
В области «Речевое развитие»: способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.В области «Физическое развитие»: повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей, активизировать дыхание и кровообращение.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха, просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.
Словарная работа: лаборатория, газ, кислород.
Материал:
Раздаточный: маленькие пакетики сока на каждого ребенка, теннисные шарики, бутылочки, вырезанная из бумаги спираль фартуки на каждого.
Демонстрационный: таз, теплая вода, свеча, спираль из бумаги, воздушные шары, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик без обид и огорчения.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты (дети садятся за стол).
Слайд1
Воспитатель: Ребята, нам в этом поможет профессор Всезнай Академьевич.
Всезнай:(голос) Здравствуйте ребята! Знаю, знаю, наслышан о вашей маленькой лаборатории, где вы проводите много опытов. И сегодня вместе с вами мы узнаем много интересного об удивительных свойствах воздуха. Я подготовил вам несколько занимательных опытов, надеюсь, вы с ними справитесь. Ну что ж, давайте разбираться. Будете моими помощниками –лаборантами?
Воспитатель: И так ребята, готовы к работе? Давайте вспомним о некоторых свойствах воздуха, которые вы знаете. Для чего нужен воздух? Через какой орган люди дышат? (слайд 2)
На экране появляются картинки- символы про свойства воздуха. Дети перечисляют.
Воздух невидим, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Молодцы ребята! У этого вещества очень много удивительных свойств, кроме тех, что вы вспомнили. Давайте проведем первый опыт.
Опыт №1
Воспитатель: Для опыта возьмите пакетики сока с дырочкой для трубочки. Выпейте через трубочку сок, продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку, стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха. Вывод: воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите по шарику для пинг –понга и сделайте в нем вмятину. Теперь давайте бросим все ваши шарики в тазик с горячей водой. Посмотрите ребята, что случилось с шариками? (ответ детей) Правильно вмятина на шарике выпрямилась. Ребята, а как вы думаете почему? (ответы детей)
Ребята, вода нагрела воздух внутри шарика, воздух расширился и выправил вмятину. И так ребята сделаем вывод: воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места.
Ребята, а давайте вместе изобразим те предметы, которые связаны с воздухом. Встаньте возле стульчиков и разомнемся.
Физкультминутка: (на экране слайд 3 с картинками предметов и элементами упражнений)
1.Насос – о.с. руки опущены, сжаты в кулаки, сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка, выдох наклониться вперед, руки опустить.
2.Шарик - пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. Вдох, выдох на пальцы рук «надуваем шарик».
3.Аэроплан - руки в сторону, как крылья и «полетели».
4. Мячики – руки на пояс, попрыгали как мячики.
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, а теперь давайте продолжим наши исследования.
Слайд 4. Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).
На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт №3
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные спиральки. Подвесьте их за ниточку. Что с ним происходит? Посмотрите, на мою спираль (зажигаю свечу и держу спираль над свечой, спираль вертится) Почему моя спираль вертится, а ваши нет? (дети, воздух становится теплым). Поднимающий теплый воздух заставляет спиральку вертеться, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.
Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.
Воспитатель: Ребята, а еще воздух умеет распространять звуки. Посмотрите на экран что это? (на экране слайд 5 с картинками музыкальных инструментов)
Как вы думаете, с помощью чего звучат духовые музыкальные инструменты? (ответ детей, воздух)
Правильно с помощью воздуха, как это происходит, сейчас узнаем.
Опыт №4
Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)
Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.
Слайд 6
Всезнай: Дорогие ребята, воздух – это среда обитания живых существ. Воздухом дышит человек, растения, животные Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает и не позволяет задыхаться, где нам легче дышится? (ответ детей: растения, легче нам дышится там, где много растений, в лесу, в парке и т.д.)
Правильно, растения - это легкие земли, питаясь, они насыщают воздух кислородом. Ребята и взрослые, давайте с вами беречь планету, другой такой на свете нету!
Вы молодцы, справились со всеми экспериментами и узнали много нового об удивительных свойствах воздуха. Желаю вам новых, интересных открытий! До свидания!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Березка»
г.о.Красноармейск Московской обл.
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема «Удивительный воздух и его свойства»
Воспитатель: Булгарян А.Г.
2016г.


Приложенные файлы

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.

Создание эмоционально-положительного настроя детей.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе-дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты - это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и ос трыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

«Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

"Звенящая вода"

Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе бокалы с водой.

Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: - как сделать звук звонче?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце

Дети: звонкий.

Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?

Дети: одинаковый

Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.

Дети: разное.

Воспитатель: -Что влияет на звон?

Дети: На звон влияет количество воды.

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».

Предлагаю отгадать загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух)

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой вывод можно сделать?

Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

Опыт с водой и трубочкой.

Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились?

Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).

Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

«Достань без помощи рук»

Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)

Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло

«Противоположности притягиваются»

Воспитатель дает в руки два магнита.

Дети берут два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)

Поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.

«Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Ребята, а вы знаете что такое вулкан?

Ответы детей.

Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

«Вулкан»

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!