Восстановление речи после инсульта — что нужно делать. Как восстановить речь после инсульта

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  1. Тотальная - больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  2. Моторная - зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.


В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  1. Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  2. Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  3. Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.


Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  3. Систематическое выполнение упражнений.
  4. Комфортная атмосфера.


Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.


Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.


Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  1. Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  2. Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  3. Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  4. Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  5. Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».


Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  1. Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  2. Постепенно усложняет задания.
  3. Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  4. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  5. Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  6. Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  7. Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.


Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  1. Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  2. Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  3. Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  1. Вытянуть язык трубочкой.
  2. Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  3. Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  4. Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  5. Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  6. Издавать «цокающие» звуки.
  7. Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.


Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.


Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один - формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.


Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Профессор, доктор наук,

консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации

Клепацкая Л.Б.

Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. - М.: В.Секачев, 2011.

Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

Введение

В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения , фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление , заставляют логично думать и формулировать фразы.

Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это - преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные ; от существительных - в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка - подделка - разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный -современный; атлас -атлас.

4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования , конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это - дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования - т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени.


Рецензент: Т. Г. Визель, медицинский психолог

НИИ психиатрии Росгосздрава, профессор, доктор наук,

Клепацкая Л.Б.

Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. - М.: В.Секачев, 2011.

Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

Введение

В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.

Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов , синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это - преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных - в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка - подделка - разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный -современный; атлас -атлас.

4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это - дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования - т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти , а также через определённый промежуток времени.

II. Расширение словарного запаса. 23

III. Работа над смысловой структурой слова. 54

IV. Работа над формированием фразы. 68

V. Восстановление грамматических форм русского языка. 109

VI. Дифференциация звуков. 141

VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов. 145

I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.

1. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно.

1. С дерева выпадают жёлтые листья.

2. Зимой нападает много осадков.

3. Ученика созвали к доске.

4. Машина переехала от дома.

5. Орёл залетел над лесом.

6. Мальчик набросил удочку в реку.

7. Птицы залетели на юг.

8. Солнце освещается землёй.

9. Лес поднимается над самолётом.

1. Сторож охраняется садом.

2. Ключ открывается замком.

3. Невод тянет рыбаков.

4. На цветах растёт клумба.

5. Море впадает в реку.

6. Ключ открывается сейфом.

7. Сад находится в беседке.

8. Скалы разбиваются о волны.

9. Над лампой висит диван.

10. Горизонт прячется за солнце.

11. Часовой охраняется границей.

2. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно .

Эта семья состоит из трёх человек - отца, матери и сына, которая живёт на пятом этаже.

От дома отъехала голубая машина, в котором живут мои родители.

Человек оказался сотрудником нашего института, которого мы встретили в парке.

Что сын сообщил, приезжает завтра.

Чем глухим и непроходимым становится лес, тем дальше мы идём.

Чем крепче и сильнее становится ваш организм, тем чаще вы совершаете прогулки на свежем воздухе.

Чтобы я позвонил моему другу, развеять свои сомнения.

Хотя день холодный, но светит солнце.

Хотя интересная, но лекция длинная.

Он часто болеет, поэтому ходит без головного убора.

Всегда оставляет мне ключ, поэтому она часто уезжает в командировку

Будет ясная погода, если мы поедем за город.

Если я к вам заеду, будет свободное время.

Так как я его с трудом понимаю, у него нечёткая речь.

Так как мы решили лететь на самолёте, уже завтра начинался симпозиум.

3. Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей.

1. Я заеду к вам завтра, ...

Если позвонит моя подруга

Если нам дадут квартиру

Если будет свободное время

2. Я подарила подруге книгу, ...

Которая закрывается на ключ

Которая сделана из хрусталя

Которую купила на прошлой неделе

3. Здесь будет городской парк, ...

Когда начнутся школьные каникулы

Когда расчистят эту территорию

4. Я подъезжал к деревне, ...

Где не ступала нога человека

Где было лежбище моржей

Где прошли моё детство и юность

5. В каждой капле росы сверкает солнце, ...

Которое мне прислали по почте

Которое поднималось над лесом

Которое он купил на прошлой неделе

6. Травы скашивают рано утром, ...

Пока ещё есть надежда

Пока не вырастут грибы

Пока они ещё не уронили росы

4. Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста

1 .

1. Каждый год возвращаются журавли...

2. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами...

3. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой...

4. В самых недоступных местах...

5. Спокойно им жить...

6. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся...

7. Водят весной журавли...

8. Соберутся в кружок на болоте и...

9. По всему лесу разносятся...

Летят на свою родину весной журавли.

Заросло большое болото.

Из далёких тёплых стран на родное болото.

Весёлые хороводы.

Устраивают гнёзда осторожные журавли.

Лисица, не подкрадётся осторожная рысь.

Машут крыльями.

В неприступном болоте.

5. Подберите к пословицам фразы, сходные по смыслу из 2-ой части текста.

1. Куй железо пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят - щепки летят.

4. Не всё то золото, что блестит.

5. Шила в мешке не утаишь.

Большое дело не бывает без потерь.

Делай всё вовремя.

За деревьями не видно леса.

Когда дрова горят, тогда кашу варят.

Ржавое железо не блестит.

Одного поля ягода.

Трудно и дереву одному расти.

Теперь обувь шьют и без шила.

Одна пчела немного мёда наносит.

О книге не суди по переплёту.

Чистое золото ценится дорого.

Ложь не скроешь.

Из угольного мешка не выходит белой пыли.

Не по виду суди, а по делам.

6. Подберите к пословицам фразы сходные по смыслу из 2-ой части текста.

1. Береги платье снову, а честь смолоду.

2. Не красна изба углами, а красна пирогами.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

5. Как аукнется, так и откликнется.

1. Не ссорься с людьми, они помогут вам в трудную минуту.

2. В колодце должна быть всегда чистая вода.

Нем как рыба

Бьётся как рыба об лёд

Задать жару

Жизнь - полная чаша

Не жизнь, а малина

Зарыть свой талант

Поставить точку над i

Говорит, словно реченька журчит

Палец в рот не клади

Перевернуть всё верх дном

Загладить вину

Открыть Америку

Говорить в пустоту

Застать врасплох

Ломиться в открытую дверь

Крутиться волчком

Вселить надежду

Зимой снега не выпросишь

И смех и слёзы

Лезть напролом

Быть начеку

Выбиться из сил

Биться об заклад

Вскружить голову

Доказывать с пеной у рта

Держать камень за пазухой

Раскрыть все карты

Устроить «самочин»

Убить время

Разориться в пух и прах

Заглянуть в будущее

Выстроить замок на песке

Закрутить «гайки»

Облить грязью

Освежить в памяти

Наладить связь

Ничего святого

Ударить по карману

Заговаривать зубы

Сорить деньгами

Ждать у моря погоды

Болеть душой

Набить оскомину

Как об стенку горох

Лыко не вяжет

Ни гроша за душой

Души не чает

Всему своё время

Конь ещё не валялся

Говорить «за глаза»

Даром не нужно

Дело «табак»

Дело выведенного яйца не стоит

Делу время, а потехе час

Работает как вол

Говорит, как читает

Из пустого в порожнее

А воз и ныне там

10. Объясните пословицы.

Не в свои сани не садись.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Куй железо пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

Мал золотник да дорог.

Язык до Киева доведёт.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не всё то золото, что блестит.

Поспешишь, людей насмешишь.

Будет и на нашей улице праздник.

Волков бояться - в лес не ходить.

Лес рубят - щепки летят.

Как аукнется, так и откликнется.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Как с гуся вода.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

По одёжке встречают, а по уму провожают.

Соловья баснями не кормят.

Жизнь прожить - не поле перейти.

На воре шапка горит.

Выйти сухим из воды.

Поставить всё верх дном.

Яблоко от яблони недалеко падает.

11. Ответьте на вопросы.

Лента шире пояса. Что из них уже?

Катя старше Оли. Кто моложе?

Серёжу ждёт Зина. Кто опаздывает?

Клён ниже рябины. Что выше?

Коля выше Саши. Кто ниже ростом?

Черника мельче брусники. Что из них крупнее?

Лена старше Кати. Кто моложе?

Река мельче озера. Что из них глубже?

Апельсин больше яблока. Что из них меньше?

Петя обгоняет Витю. Кто отстаёт?

Аня что-то рассказывает Лене. Кто слушает?

Студент спрашивает преподавателя. Кто отвечает?

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

Перед тем, как зайти в магазин, я купил газету. Что сделал раньше?

Перед поездкой за город я навестил родителей. Что сделал раньше?

Перед тем как съесть бутерброд я выпил сок. Что сделал раньше?

После прогулки мы занялись уборкой квартиры. Что делали раньше?

Перед тем как пойти в лес мы убрали весь инструмент. Что сделали раньше?

Я позвонил другу после того как сделал отчёт. Что сделал раньше?

Мы купили мебель после того как сделали ремонт. Что сделали раньше?

11а. Решите занимательные задачи.

1. Летела стая уток. Одну убили. Сколько уток осталось?

2. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

3. Несла женщина в корзинке сто яиц , а дно упало. Сколько яиц осталось?

4. Если дождь идёт в 12 часов ночи, то может ли быть через 72 часа солнечная погода?

5. У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестёр?

6. Горело семь электрических лампочек. Две погасли. Сколько лампочек осталось?

7. Летели гуси: один впереди и два сзади; один сзади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей?

8. Как написать 100 пятью единицами?

9. Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

Ответы

1. Одна. Остальные улетели. 2. Семь было, семь осталось. 3. Ни одного. Все разбились. 4. Нет. Это будет ночь. 5. Одна. 6. Семь было, семь осталось. 7. Три гуся. 8. Написать сто пятью единицами очень просто: 111-11 = 100. 9. Две.

12. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Цветы».

Одни цветы были живые, а...

Но вот пошёл дождь.

После дождя живые цветы преобразились, ...

Хозяйка подошла, посмотрела...

Дождь стал поливать и те цветы и другие...

Они смеялись над живыми цветами...

Стали чистые, свежие и душистые.

На окне одного дома стояли цветы.

Другие искусственные.

И выбросила искусственные цветы на помойку.

Окно было открыто.

А искусственные цветы все размокли и полиняли.

Искусственные цветы были очень красивые. -.. .так как живые цветы стояли пыльные и увядшие.

13. Из данных предложений составьте рассказ «Водопад».

Вода в этом ручье была целебная.

- «Ты такой маленький и воды в тебе мало, но почему у тебя всегда много людей, зачем они к тебе идут?»

С огромных скал падал водопад, который...

Много людей приходило к этому ручью за целебной водой.

Водопад сказал как-то ручью:

Ручей отвечал: «Во мне хотя и мало воды, но она лечит людей».

Гордился своей силой, мощью и красотой.

Рядом под горой бежал ручей.

14. Из разрозненных предложений составьте рассказ «Гроза».

Пошёл дождь.

Снова выглянуло солнце.

Сверкнула молния, ударил гром.

Вдруг появилась большая тёмная туча.

Небо голубое.

Подул сильный ветер.

Ярко светит солнце.

Но скоро туча ушла за горизонт.

14а. Из данных частей теста составьте рассказ «Охотник».

Утки услышали шум, вспорхнули и улетели.

Охотник пришёл домой ни с чем.

Охотник поленился проверить ружьё. Он пришёл в лес к большому озеру. На озере было много диких уток

Один охотник собрался на охоту Жена ему говорит. « Проверь ружьё, ты давно не охотился, вдруг оно заржавело.»

Когда охотник наладил ружьё, на озере не было ни одной утки.

Охотник стал заряжать ружьё, но у него ничего не получалось. Ружьё заклинило.

15. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Бумажный змей

Кто-то запустил бумажный змей. Бумажный змей поднялся высоко под облака. С высоты он увидел в долине мотылька и стал ему кричать: «Тебе, наверное, завидно смотреть на мой высокий полёт?»

Мотылёк отвечал: « Нет, не завидно. Ведь ты на верёвочке, ты привязан. А я хотя и летаю невысоко, зато лечу, куда хочу, и никому в угоду, как ты, не трещу».

Ответьте на вопросы:

1. Кто летал в небе?

2. Почему мотылёк не завидовал бумажному змею?

3. Что больше всего в жизни ценил мотылёк?

4. Сделайте вывод.

16. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Садовник и сыновья

У одного садовника были сыновья. У садовника был большой виноградный сад. Дети не хотели работать в саду.

Однажды отец позвал сыновей и сказал: - «Дети, пойдите в сад и поищите , что там спрятано».

Дети подумали, что в саду зарыт клад. Они пошли в сад и стали копать землю. Всю землю перекопали, но клада не нашли. Но земля в саду стала рыхлая, хорошая. Винограда стало очень много. Дети продали виноград и стали богаты.

Ответьте на вопросы:

1. Что хотел садовник?

2. Что сказал садовник детям?

3. Что подумали дети?

4. Дети нашли клад?

5. Почему они стали богаты?

6. Сделайте вывод.

17. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Ломоносов

Ломоносов был известный русский учёный. Однажды его пригласили на бал к одному богатому вельможе. По дороге на бал коляска, в которой ехал Ломоносов, попала в глубокую колею и застряла. Ломоносов вышел из коляски и помог кучеру поставить её на ровное место. В этот момент у него порвался рукав. Ломоносов не стал возвращаться домой, чтобы переодеться, и поехал дальше. На балу к Ломоносову подошёл один вельможа и, показывая на рукав, с усмешкой спросил: - «Что это, сударь, у вас учёность выглядывает?» Ломоносов ответил: - «Нет, сударь, это глупость туда заглядывает».

Ответьте на вопросы:

1. Куда однажды поехал Ломоносов?

2. Что случилось по дороге?

3. Что сказал один вельможа Ломоносову на балу?

4. Объясните слова Ломоносова.

18. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Камень и дорога

Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать. Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Где лежал камень?

2. Что захотелось однажды камню?

3. Что происходило с камнем на дороге?

5. Сделайте вывод.

19. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Лоза и крестьянин

Лоза радовалась, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, с любовью ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей было легко расти.

В благодарность за такую заботу лоза решила одарить человека сочными душистыми гроздьями. Когда пришла пора сбора винограда , лоза была сплошь увешана крупными кистями. Усердный хозяин все их срезал и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не оставалось, как горевать от обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Чему радовалась лоза?

2. Как лоза отблагодарила крестьянина?

3. Как поступил крестьянин после сбора урожая?

4. Что было на следующий год?

5. Сделайте вывод.

20. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод, перескажите текст.

Черёмуха и дрозд

На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки.

Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями».

Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась.

Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. От кого страдала черёмуха?

2. О чём просила черёмуха дрозда?

3. Что сказал дрозд?

4. Что стало с дроздом?

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Острое нарушение кровообращения мозга при инсульте вызывает негативные изменения в деятельности главного органа центральной нервной системы. Локализация очага поражения влияет на их проявления: полное или частичное отмирание волокон зрительного нерва, утрата функций движения и речи. Возвращению пациента к полноценной жизни помогают разные специалисты. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно включают и меры по восстановлению речи. Если в медицинском учреждении есть логопед, упражнения по речевому развитию начинаются, как только общее состояние больного стабилизируется.

Почему нарушается речь

Нарушение речи при инсульте лишает больного способности общения. Он становится пассивным и подавленным, наблюдается явная склонность к депрессии. А кроются основные причины сложившегося состояния в негативных изменениях, произошедших в зонах мозга, ответственных за речь (Вернике и Брока). Если поражена зона Брока, пациент полностью утрачивает речь. При повреждении зоны Вернике она становится бессодержательной.

Некротические повреждения мозга и его атрофия после инсульта непоправимы. Чтобы неповрежденные участки мозга начали выполнять несвойственные им функции речи, понадобится немало времени. У правшей речевой центр размещается в левом мозговом полушарии. Но некоторые виды патологии одновременно воздействуют на лобную и теменную доли мозга, а также на мозжечок.

Афазия после инсульта часто возникает, если патологический процесс локализовался в бассейне средней левой артерии мозга.

Виды расстройств речи

Расстройства речи после ишемического инсульта делятся на две большие группы, каждая из которых при терапии нуждается в особом подходе:

  1. Афазия. Нарушается непосредственно речевая функция. Больной не имеет возможности произносить простейшие слова. Чаще всего при афазии также теряется способность воспринимать речь во всех ее проявлениях;
  2. Дизартрия. У больных нарушается произношение звуков и слов. Собеседников они понимают, возможности писать и читать не утрачивают. Артикуляция нарушается из-за поражения лобных долей мозга и отделов его подкорковых структур.

В соответствии с этапами протекания различают несколько разновидностей афазий:

  • тотальная – наблюдается сразу после инсульта – в течение первых нескольких дней. Пациент не способен отреагировать на прямое обращение, не может вспомнить даже самых близких людей;
  • моторная – пациент может понимать все, что ему говорят, но возможности ответить собеседнику не имеет. Иногда он может произносить невнятные звуки. Развивается при поражении нижней теменной и лобной зон мозга;
  • сенсорная – пациент не распознает письменную и устную речь, однако звуки и слова слышит. Возникает при негативном воздействии на височную область мозга.

Поражения структур мозжечка характеризуются увеличением мышечного тонуса или вялым параличом всех органов речевой системы (глотки, гортани, неба, языка, губ). Голос становится глуше, больной не может четко выговаривать согласные, речь его замедленна.

Но инсульт далеко не всегда вызывает потерю речи. Последствия ишемических поражений могут выражаться по-другому: иногда пациент, наоборот, говорит очень много. При этом он не способен контролировать свою речь полностью – производит замену одних слов на другие, складывает их по принципу похожести звуковых сочетаний, пренебрегая истинным значением. Иногда пациент теряет способность запоминать имена окружающих, названия знакомых предметов и действий. В таком случае он часто разговаривает без существительных, и понять его очень трудно.

Для восстановления речи пациента после перенесенного инсульта его родным стоит вспомнить о способах невербального общения: жестах и мимике.

Принципы лечения речевых расстройств

При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

  1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
  2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
  3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
  4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
  5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
  6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
  7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

Профессиональные «секреты» логопеда

Наибольшего эффекта восстановления речи можно добиться при продолжительной работе специалиста. Логопед, спустя определенное время после инсульта, знакомится с пациентом: проверяет его реакции на шепот, приглушенный звук. Со временем упражнения становятся сложнее. Специалист не заостряет внимание на выговоре определенных звуков или слов, больному нужно научиться понимать их значение, улавливать смысл.

Тематику для занятий выбирают из хорошо известных пациенту событий и фактов. Специалист начинает фразу, пациент ее заканчивает. Обычно пациенты дают хорошую реакцию на знакомую песню, пытаясь подпевать. Поначалу слова звучат невнятно, но пациенту по душе антураж занятий. Если пациент достаточно окреп и способен держать в руке карандаш, используется и эта возможность. Логопед, показывая больному тематические картинки, предлагает их перерисовать.

Первые занятия речевой гимнастики длятся не более 15 минут. Перерывы между ними логопед определяет, исходя из состояния больного. Спустя пару месяцев длительность «уроков» увеличивается до получаса. Вне стен медицинского учреждения заниматься с больным разрешается после контрольных врачебных осмотров. Советы логопеда помогут выбрать наиболее подходящие упражнения.

Если помощь логопеда «запоздала», речевые нарушения становятся устойчивыми. Лечение афазии после инсульта при таких обстоятельствах – прерогатива логопеда-афазиолога. У этого специалиста в арсенале есть свои логопедические приемы восстановления речевых функций на поздних стадиях.

Домашние упражнения

Для восстановления способности говорить и воспринимать речь после инсульта пациенту нужно ежедневно выполнять специальные упражнения:

  1. Свернуть язык в виде трубочки;
  2. Открыв рот, потянуться вперед шеей и как можно дальше высунуть язык. Упражнение можно выполнять, шипя, как змея;
  3. Облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, потом в другую;
  4. По кругу проводить языком по зубам, деснам, небу. Рот при этом должен быть закрыт;
  5. Загибать язык в направлении мягкого неба;
  6. «Цокать» языком;
  7. Пытаться достать языком подбородка и носа.

Завершать гимнастику для губ и языка лучше веселыми заданиями, поднимающими настроение:

  • слать воздушные поцелуи, как можно громче чмокая;
  • улыбаться в полный рот, показывая зубы.

После инсульта в домашних условия очень эффективно пение. Для пациента нужно петь, он при этом может пытаться подпевать, растягивая слоги или окончания слов. Можно вместе с пациентом проговаривать скороговорки – они хорошо помогают восстанавливать речевые функции. С текстами скороговорок поможет определиться логопед. Он подберет сочетания слов, которые улучшат дикцию конкретного пациента и восстановят артикуляционную подвижность его языка.

Проводить занятия с эмоционально угнетенным больным сложно. Он постоянно должен ощущать неназойливое внимание родных. Логопеды, психологи и неврологи рекомендуют:

  • не следует разговаривать с пациентом как с тяжело больным человеком. Общаться с ним следует тактично и спокойно, настраивая на скорое выздоровление и делая акценты даже на незначительных позитивных сдвигах;
  • не следует позволять общаться с пациентом людям безразличным;
  • иногда следует включать приглушенную музыку – диск или любимую радиостанцию пациента;
  • нужно пытаться вовлечь пациента в беседу, подчеркивая особую значимость его мнения;
  • не рекомендуется перегружать слух пациента. Громкий звук телевизора или радио, утомляет и раздражает его.

Чтобы после инсульта больной начал хорошо разговаривать, необходимо выполнять все рекомендации специалиста и не заниматься «самодеятельностью». Если что-то не получается, не нужно отчаиваться. Успехи обязательно будут – как стимул для полного выздоровления. Главное – регулярность и системность занятий.

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится "размораживание" нарушенных на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого - поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как "том — дом", "точка — почка" и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.