Внутриутробное развитие ребенка по неделям. Беременность изнутри: чем занимается малыш в животике

Дети после рождения не очень привлекательны. Каждая мама ждет, когда из гадкого утенка малыш превратится в красивого лебедя. Сегодня с помощью УЗИ можно следить за развитием ребенка в утробе: вот у головастика появились ручки и ножки, забилось сердечко, открылись глазки, начали расти волосы. Такое общение и знание о развитии плода в утробе матери, необходимо не просто из интереса, но для наблюдения за развитием плода и будущей роженицы.

Все изменения в развитии плода, дают о себе знать будущей маме, что влияет на ее здоровье и самочувствие. Грамотная мама, ведя вместе с доктором наблюдение за развитием ребенка на УЗИ, сможет избежать различных заболеваний и неприятных симптомов. О развитии плода и течении беременности – следующая информация.

Как развивается плод?

Период беременности делится на три семестра. Следующие знания помогут мамам следить за развитием плода, своим здоровьем и самочувствием. Каждый семестр отвечает за определенный этап развития малыша. В каждом из них и самочувствие мамы изменяется.

Развитие плода в 1 триместре

Женщина не догадывается о своей беременности, а организм уже перестраивается на другой ритм жизни. Спустя 5-7 дней после оплодотворения клетки, зародыш прикрепляется внутри матки к стенке. Клетка быстро развивается каждые семь дней. Так молниеносно развивается эмбрион. Вначале формируются – сердце и сосуды. Мозг быстро развивается, и головка очень быстро растет. Первоначально головка будущего человечка похожа на голову рептилии. Нет ручек и ножек, он похож на головастика – большая голова и хвостик. Позже начинается развитие внутренних органов, на УЗИ отчетливо видно – печень, легкие и почки. В матке плод покрывается слизистой и к концу второго месяца разрастается плацента, которая является защитой и питанием. Она будет строительным материалом будущего малыша, и питать плод в утробе матери до появления на свет.

Мозговые импульсы фиксируются в конце седьмой и начале восьмой недели беременности. Головастик постепенно становится похожим на человеческого детеныша: появляются носик и ротик, вырастают ручки и ножки, просматриваются мышцы. Хвостик пропадает. В одиннадцать недель он уже может реагировать и ощущать – свет, тепло, шум. Начинается формирование зубов. Отвердевают косточки. Ребенок на двенадцатой неделе заканчивает свое развитие, как эмбрион. Теперь – это не головастик с хвостиком, а плод, который похож на человека. За ним уже интереснее наблюдать. Он больше движется и развивается еще быстрее.

Какие ощущения испытывает женщина первые три месяца беременности? Как перед менструальным циклом усиливается работа молочных желез, что вызывает их болезненное набухание. Происходят гормональные нарушения – женщина становиться без причины плаксивой и нервной. Бывает ранний токсикоз, чаще он провоцирует тошноту и рвоты по утрам. Женщины не переносят многие продукты. У каждого свои продукты непереносимости. Надо менять меню, которое не вызывает рвотных рефлексов. Необходимо перейти на дробное питание – 5-6 раз в день. Желудок не будет переполняться и пища легче усваиваться. В продуктах питания должно быть много белковой и углеводной пищи. Жирную и жареную пищу желательно исключить. Предпочтительно пить больше овощных и ягодных соков. Проснувшись, не вскакивайте мгновенно, поднимайтесь аккуратно и медленно. Если подступает тошнота, скушайте ломтик лимона или выпейте лимонный сок.

Развитие плода в 2 триместре

Плод к этому времени оченьразвит, и можно установить пол ребенка – мальчик или девочка. Начинается рост волосиков. Происходит дальнейшее оформление лица: у малыша появляется переносица, заметно выделяются щечки. Ребенок проявляет эмоции – он может хмуриться и жмуриться. У человечка формируются зубки, вырисовываются пальчики. Появляется рисунок на подушечках пальцев. Ребенок постоянно двигается, сгибая ручки в локтях и запястьях. С каждым днем происходит развитие органов чувств. Сетчатка глаза приобретает чувствительность. По истечению 24 недели беременности у плода начинает работать своя иммунная система. Имеет вид такой же, как при рождении. Но жировых отложений еще нет.

После трех месяцев состояние беременной женщины улучшается. Проходит тошнота. Можно нормально питаться. Маму ждут удивительные минуты, когда она впервые ощутит первые толчки малыша. Это где-то в районе восемнадцатой недели. Теперь эти общения будут продолжаться до рождения. Поначалу ребенок шевелится мало заметно, позже он двигается более активно. Живот начинает увеличиваться и выступать вперед. На диафрагму давят внутренние органы и немного некомфортно дышать.

В организме мамы увеличивается объем крови, что способствует обеспечению плода необходимым количеством кислорода. Десна могут кровоточить из-за большой нагрузки на сердечно - сосудистую систему. Усиливается работа сальных и потовых желез, что способствует излишнему выделению пота. Из сосков начинает выделяться молозиво. Это нормальный процесс и не нужно бояться. Выдавливать его нельзя. Грудь нужно просто протирать салфеткой. Могут появиться пигментные пятна в области сосков и живота. Это временное явление, после родов они пройдут также, как и появились – незаметно. Могут на животе, груди, бедрах, ягодицах появиться растяжки. Они могут появиться из-за быстрого растяжения кожи во время беременности и кормления грудью. Втирая специальную косметику, можно предотвратить образование растяжек.

Развитие плода в 3 триместре

В этом триместре Ваш малыш может слышать Ваш голос. Разговаривайте с ним, хвалите его, говорите, как Вы его любите и как ждете его рождения. На двадцать шестой неделе у малыша откроются глазки. Ему тесно внутри матки, и он пытается расширить свое пространство, орудуя локтями и коленками. Конец двадцать восьмой недели – малыш полностью заполняет матку, свободного места нет. На тридцать второй неделе ребенок хорошо дышит, диафрагма работает постоянно. На девятом месяце происходит остаточное формирование нервной и мочевой систем. Начиная с тридцать пятой недели, ребенок стремительно набирает вес. Наступает сороковая неделя беременности, и готовясь к рождению, малыш опускается головой вниз, упирается ею в таз. Ближе к родам, тяжелее ходить, живот тянет к низу.

Будьте готовы, скоро Ваш малыш появиться на свет!

Набирайтесь сил. Сон должен быть продолжительнее и полноценнее. Перед сном делайте прогулки на свежем воздухе, примите душ, он успокоит и снимет напряжение. Чтобы не приобрести анемию – надо кушать отруби, в них много содержится железа. Также железо есть в абрикосах и соевом соусе. Необходимо постоянно контролировать состав крови. Следите, чтобы не снижался уровень гемоглобина. В рационе питан6ия должны быть такие продукты: овсянка, чернослив, черная смородина или варенье из нее, бобовые. Больше кушайте киви. Для развития малышу надо много кальция. Если ему его не хватает, он забирает его из организма мамы. Потом у мамы разрушаются и выпадают зубы. Появляются судороги в ногах по ночам. Больше употребляйте творога, хурмы, яблок, киви, чечевицы, болгарского перца. Чтобы избежать запоров – на ночь кушайте чернослив и больше пейте жидкости. 60% рациона беременной женщины – это овощи и фрукты. Надо пить простоквашу и кушать отруби из пшеницы.

Приоткройте завесу над этой тайной, и вы сможете проследить удивительный путь развития своего малыша длиной в 9 месяцев, от крошечной клетки до маленького человека.

Первая неделя развития ребенка

В первые сутки после оплодотворения яйцеклетка, которая теперь получает название «зигота», замирает. В ближайшие 24 часа она не будет сдвигаться с места, но внутри нее уже активизируются обменные процессы, и в конце первых суток после зачатия произойдет первое деление.

Еще через 12 часов 2 дочерние клетки превратятся в 12. На четвертые сутки зигота, продвигающаяся по фаллопиевой трубе к полости матки, уже состоит из 32 или 64 клеток. Этот клеточный комплекс размером около 0,1 мм, как было сказано выше, напоминает крошечную ягоду шелковицы или малины, поэтому его называют латинским словом «морула».

Попав в матку, в течение нескольких дней морула свободно двигается в ее полости и активно делится, для того чтобы в конце первой - начале второй недели своей жизни прикрепиться к слизистой оболочке.

Уже в это время клетки будущего плода получают четкую дифференциацию, которая даст им возможность в дальнейшем стать основой для развития разных органов и систем!

Плодное яйцо теперь называется бластоцистой и по виду напоминает полый пузырек. Приблизившись к стенке матки, оно как будто бы распластывает часть клеток ее слизистой оболочки и погружается в нее. Этот процесс обычно происходит на 6-7-й день после зачатия и носит название «имплантация».

Вторая неделя развития ребенка

К 12-му дню яйцо уже надежно прикреплено к стенке матки, а внутри него, в центре морулы, образуется зародышевый диск, который называется бластомер. Его составляют два зародышевых листка - два слоя клеток, рядом с которыми образуются два пузырька. Эти клетки через некоторое время разовьются в эмбрион.

Один из пузырьков образует амниотическую полость, окружающую эмбрион и заполненную жидкостью, а второй пузырек, превратившись в желточный мешок, в течение некоторого времени будет выполнять питающую и кровеобразуюшую функции, после чего атрофируется.

Исследования показывают, что в это время гены отца работают активнее материнских, обеспечивая создание условий для выживания малыша.

Клетки, находящиеся снаружи плодного яйца, преобразуются в хорион - ворсинки, которыми вначале покрыто все яйцо. Через некоторое время они останутся только в том месте, где к стенке матки будет прикрепляться плацента.

Образование плаценты

Этот орган считается уникальным, так как он образуется в организме женщины только во время вынашивания ребенка и принадлежит при этом сразу двум организмам.

При внедрении зародыша в слизистую стенки матки в ней образуется лакуна, которую заполняет некоторое количество материнской крови. Постепенно сквозь каждую ворсинку оболочки вокруг зародыша начинают прорастать его кровеносные сосуды. Таким образом, на начальном этапе формирования плаценты создаются условия для обмена между кровью будущей мамы и ее малыша. К плодной поверхности этого органа будет прикрепляться пупочный канатик ребенка.

В это время размер будущего малыша не превышает 1 мм, однако на второй неделе развития у него уже заложено сердце.

Третья неделя развития ребенка

На третьей неделе беременности образуется третий зародышевый листок. Все три слоя клеток будут развиваться в разных направлениях, образуя новые клетки, из которых будут складываться различные ткани и органы. Внутренний листок - эндодерма - даст начало развитию органов дыхания и пищеварения. Из наружного листка - эктодермы - образуются органы чувств и нервная система будущего человека, а также кожа, волосы, ногти, части желез и зубов. А скелет, мышцы, сосуды, кровь, лимфа и многие внутренние органы будут формироваться из мезодермы - среднего листка.

В это время идет закладка основных органов и начинается образование нервной трубки, мозга и пищеварительной системы. Ворсинки хориона продолжают прорастать в стенку матки, образуя пространство, заполняемое кровью, - место прикрепления плаценты. На тельце зародыша образуется небольшое выпячивание, которое вскоре заполнят кровеносные сосуды - будущая пуповина. В пупочном канатике постепенно образуются сосуды (две артерии и две вены), из которых один вскоре перестанет функционировать. По артериям кровь плода направляется к плаценте, по вене - обратно к плоду.

Четвертая неделя развития ребенка

На четвертой неделе происходит переход от эмбриогенеза - к формированию органов - органогенезу. В течение этих семи дней будущий малыш обретает свою окончательную форму.

Сейчас он похож на фасолину размером около 5 мм, на которой видны четыре выроста в тех местах, где вскоре начнут развиваться конечности. Самой заметной частью эмбриона уже является голова, а на противоположной части туловища еще виден кауда - маленький атавистический хвост. У малыша имеется и еще один атавизм - зачатки жаберных щелей.

Эмбрион уже находится внутри плодного пузыря и плавает в амниотической жидкости, с растущей плацентой его соединяет формирующийся пупочный канатик. Правая пупочная вена исчезла, остается только левая.

Его крошечное сердечко уже сформировано.

В это же время начинают формироваться зачатки глаз, которые имеют вид рудиментарных бугорков.

На пятой неделе начинает оформляться лицо будущего ребенка, развиваются его конечности. Пальцев, правда, пока нет - крошечные ножки и ручки только расщепились на концах и напоминают плавники, однако до их появления остались считанные дни.

Головной конец эмбриона развивается более интенсивно, чем тазовый. Начинается формирование гортани и внутреннего уха.

Недели 5-12 развития ребенка

На шестой неделе в сердце эмбриона уже имеются четыре полости - как у взрослого человека. Начинают закладываться зачатки зубов и оформляются челюсти. Внутреннее ухо почти сформировано, развивается трахея и пищевод. Начинает формироваться грудина и тонкая кишка.

В это время в работу включается главный орган кроветворения будущего малыша - печень, начинается закладка корковой части надпочечников (одной из эндокринных желез).

В полостях головного мозга эмбриона появляется жидкость, начинает образовываться позвоночник, в котором будет помещаться спинной мозг. Все функции нервной системы, которая выглядит как трубка с центрами на обоих концах, сейчас находятся под управлением именно спинного мозга.

До 23-го дня происходит развитие рудиментарных зачатков ушей эмбриона.

Рост эмбриона - около 1,5 см.

На седьмой-восьмой неделе происходит превращение эмбриона в плод. Его тело немного выпрямляется, а голова поднимается, у него отчетливо видны грудь и живот.

Черты лица продолжают оформляться, появляясь сначала на боковых частях головы и постепенно сдвигаясь к центру. Сначала образовалась ротовая полость и щелка носа, а на восьмой неделе у малыша уже есть кончик носа и ноздри, появился рот с маленьким язычком, а зачатки жаберных щелей исчезли. На месте глаз у него две маленькие щели, в том месте, где немного позже появятся уши, - две канавки, хотя формирование ушных раковин уже началось.

К 44-му дню развития (начало седьмой недели) эмбриона его черты лица уже симметричны, но полость неба закроется только через неделю.

Примерно к 65-му дню развития (начало десятой недели) у малыша уже сформирован подбородок, и его профиль имеет характерный для человека вид.

Уникальный орган

С растущей плацентой будущий малыш связан пупочным канатиком. К концу первого триместра беременности плацента практически полностью сформирована, однако в течение последующих месяцев ее структура будет изменяться в зависимости от потребностей ребенка. Обмен между матерью и ребенком будет полностью установлен к началу 4-го месяца беременности.

Ваша кровь, несущая питательные вещества и кислород, будет поступать в плаценту по маточным артериям. Все необходимые плоду и, к сожалению, некоторые вредные для него вещества проходят через плацентарный фильтр и попадают в его кровь. Пупочная вена помогает доставить обогащенную кровь к малышу. По артериям кровь ребенка поступает в мельчайшие сосуды, избавляется от углекислого газа и шлаков, которые через плацентарный барьер попадают в материнскую кровь и выводятся из ее организма через легкие и почки.

Помните о том, что плацента - это не универсальный фильтр. Плацентарный барьер без труда преодолевают никотин, алкоголь и наркотические средства, а также многие лекарства и вирусы!

Важные изменения

В это время у мальчиков формируются половые железы, вырабатывающие тестостерон. Его действие стимулирует развитие половых органов. Образуются те клетки, которые впоследствии будут отвечать за выработку сперматозоидов.

Развиваются нервы, мускулы и костный мозг будущего ребенка. Начинает функционировать мезенцефалон, средний мозг, более высокоразвитая структура, чем спинной мозг.

На следующей неделе в работу включится и головной мозг.

На руках и ногах появляются маленькие пальцы, еще соединенные перепонками, а после этого формируются все сегменты конечностей. Плод уже активно двигает руками и ногами, но движения эти еще хаотичны, и вы не можете их почувствовать.

В это время его рост составляет 3-4 см, а вес 2 - 3 г.

Недели 12-16 развития ребенка

К этому времени у малыша уже имеется достаточно развитая печень и почки. До этого момента в качестве выделительной системы малыша выступала плацента.

Голова уже достаточно пропорциональна по отношению к телу, и лицо хорошо сформировано, хвост исчез несколько недель назад. Глаза прикрывают веки с ресницами, а губы обрисованы очень четко. На лице появляются брови, а на голове - волосы.

Его скелет в общих чертах уже сформирован, а руки и ноги будут теперь только увеличиваться в размерах, строение же их уже не изменится.

Во время ультразвукового исследования вы уже можете наблюдать за движениями своего малыша.

В это же время оба полушария мозга уже сформированы. Начинается окостенение костей черепа.

При удачном стечении обстоятельств в это время при проведении эхографии уже можно увидеть половые органы будущего малыша - к концу 14-й недели развития они уже вполне дифференцированы. В это же время при помощи ультразвука может быть измерена головка ребенка, что помогает врачам более точно определить его возраст и дату родов.

В течение 14- 15-й недели происходит развитие чувства осязания - к этому моменту все рецепторы кожной чувствительности уже имеются на пальцах плода. У малыша формируется вкусовая чувствительность, и он пробует на вкус амниотическую жидкость.

Объем околоплодной жидкости постоянно увеличивается, и каждые несколько часов происходит ее обновление.

Постепенно все его органы начинают выполнять те же функции, что и органы взрослого человека, так, например, печень больше не занимается кроветворением.

Железы внутренней секреции активно развиваются, совершенствуется строение надпочечников.

В это время рост вашего малыша составляет около 14-15см, а вес 120-130 г.

Недели 16-20 развития ребенка

В этот период формируется иммунная система, его организм начинает вырабатывать иммуноглобулин и интерферон - защитные белки.

Началось функционирование всех эндокринных желез в организме малыша.

Строение головного мозга становится более сложным, размножение нервных клеток заканчивается, и теперь вес мозга будет увеличиваться на 90 г в каждый месяц. В работу начинает включаться вестибулярный аппарат.

Волосы на голове малыша становятся все гуще, а его тельце покрывают тонкие пушковые волоски. Кожа его стала толще, но она еще сморщенная и совсем прозрачная.

Кости скелета еще не окостенели полностью, но мышцы уже развиты достаточно для того, чтобы малыш мог совершать движения, заметные для матери.

Совершенствуется развитие органов чувств - прикоснувшись рукой к пупочному канатику, плод удаляется от него.

Пищеварительная система малыша развивается: он уже может усваивать большую часть из проглоченной им околоплодной жидкости.

Масса плаценты будет увеличиваться вплоть до 34 -36-й недели беременности. Рост вашего малыша составляет 20-25см, а весит он около 250-300 г.

Недели 20-24 развития ребенка

В этот период движения вашего крохи становятся все более активными - их без труда ощущаете не только вы, но и его отец. Возможно, вы заметите, что у него есть определенные периоды бурной деятельности и покоя. Как правило, в это время большинство малышей спит по 18-20 часов в сутки. Собственные биологические ритмы плода могут не совпадать с вашими: большинство беременных женщин отмечают, что желание порезвиться появляется у малыша именно тогда, когда им самим хочется лечь и уснуть.

Возможно, вас удивят слабые ритмичные движения ребенка, похожие на вздрагивания, которые повторяются в течение некоторого времени. Не беспокойтесь: малыш просто икает. Да-да, он уже может не только глотать, но и икать, и даже кашлять. Он пробует и делать вдохи, втягивая вместо воздуха в легкие амниотическую жидкость, - сейчас для него это своеобразная дыхательная гимнастика.

Плод уже слышит и может реагировать на звуки.

Его лицо очень подвижно - он хмурит брови, щурит глаза и надувает щеки. По тому, как изменились его движения, вы можете понять, нравится ли ему та музыка, которую вы слушаете.

Его ярко-розовую кожу покрывает первородная смазка в виде пленки белого или желтоватого цвета, которая защищает ее от чрезмерного контакта с жидкостью. На кончиках пальцев появились линии, рисунок которых является неповторимым, сформировались ногти.

Теперь он не отстраняется от того, к чему прикоснулся. Так, например, дотронувшись пальчиком до губ, он засовывает его в рот и начинает сосать.

Рост вашего крохи равен 30см, весит он сейчас около 600-650 г.

Недели 24-28 развития ребенка

Ваш малыш теперь может видеть: его маленькие глазки открылись, и он реагирует на яркий свет. Характерные движения глазных яблок под веками малыша дают исследователям основания предполагать, что уже в это время ему снятся сны. Он слышит голоса и выделяет среди них мамин - при его звуках сердцебиение будущего малыша учащается.

С 26-й недели ваш будущий ребенок уже может чувствовать боль и может реагировать на нее так же, как новорожденный малыш.

На его языке вкусовых сосочков сейчас больше, чем будет после его появления на свет, и это помогает ему различать тончайшие вкусовые оттенки.

Проведенные исследования показали, что большинство детей даже в утробе матери отдают предпочтение сладкому.

Черты его лица становятся тоньше, четче прорисовывается нос, увеличивается размер ушных раковин, становится заметной шея.

Легкие вашего малыша в этот период уже заметно развиты - начинает вырабатываться вещество сурфактант, которое поможет им расправиться, когда малыш сделает первый вдох. Однако подготовлены к самостоятельному дыханию они будут не раньше восьмого месяца беременности.

Сейчас весь его организм начинает готовиться к жизни вне материнского тела. Так, например, связи между центрами в мозгу, которые отвечают за работу эндокринной системы и надпочечников, становятся более четкими.

А именно эти органы обеспечивают жизнеспособность организма и его адаптацию к изменению среды.

Длина тела будущего малыша сейчас равна 37 см, а вес его достигает 1 кг. Он занимает сейчас все пространство внутри матки, но его движения еще достаточно свободны. Он может уже занять положение головой вниз, если же он еще не сделал этого, у него пока есть такая возможность.

Недели 28-32 развития ребенка

Малыш продолжает расти и набирать вес, его мышечный тонус улучшается, сосательные, дыхательные и глотательные движения становятся более совершенными. Под кожей ребенка начинает образовываться жировая прослойка. Его быстрому росту способствует специальный гормон, который вырабатывается его гипофизом.

В матке ему уже тесновато, и, возможно, иногда вы можете видеть очертания его тела, проступающие сквозь кожу вашего живота. Скорее всего, он уже двигается не так активно, как в предыдущие месяцы. Врач при наружном осмотре, ощупывая ваш живот, уже может определить, где находится голова плода.

Его желудок и кишечник нормально функционируют, однако в околоплодные воды малыш выделяет только мочу - первое опорожнение кишечника должно состояться уже после появления на свет.

Он явно различает звуки и реагирует на них, пугаясь громких и внезапных и успокаиваясь при звуках приятной музыки или родительских голосов.

После пробуждения он потягивается, вертится, выпрямляет ноги и руки.

Голова малыша заметно выросла - сейчас ее размеры составляют примерно 60% размера головы взрослого.

Маленькие ногти на пальчиках еще не доходят до их кончиков.

Его рост сейчас - 40-42 см, а вес - около 1,5 кг. Родившихся на таком сроке малышей сейчас вполне успешно выхаживают.

Недели 32-36 развития ребенка

Как правило, в это время большинство детей занимают окончательное положение перед появлением на свет, которое называется предлежанием.

Больше 90% всех детей перед появлением на свет находятся в головном предлежании - головкой к выходу из матки, однако есть и те, кто занимает положение вперед ножками или ягодицами.

В это время заметно увеличиваются размеры малыша, и совершенствуется его нервная, иммунная и эндокринная системы. Отверстие между правой и левой частями маленького сердечка еще остается открытым.

Рост малыша в конце этого периода достигает 47 см, а вес 2 - 2,5 кг.

Недели 36-38 развития ребенка

В последние недели кроха готовится к встрече с мамой. Он подрастает и набирает вес, ему трудно двигаться внутри матки, и очень скоро он покинет ее. И хотя он по-прежнему получает кислород и питание через плаценту, которая больше не растет, его органы готовы к самостоятельной работе.

Его головка опускается в область таза будущей мамы. Череп еще не окончательно окостенел - между его костями есть открытые швы и два пульсирующих пространства, называемые родничками. Такое строение помогает костям черепа смещаться при прохождении малыша через родовые пути матери, что делает его рождение более легким.

Его кожа становится более гладкой, смазка местами может отделиться от нее и плавать в амниотической жидкости. Нежный первичный пушок лануго, который покрывал все его тело, также сходит, оставаясь только на руках и плечах.

Ваш малыш уже обладает большим количеством рефлексов, которые помогут ему адаптироваться во внешнем мире.

Толщина пупочного канатика составляет около 1,3 см.

Сейчас ему очень тесно в матке: колени его прижаты к подбородку, поэтому движения его не так активны, как раньше. Однако определенное количество движений день он все-таки совершает.

Будьте внимательны к этому, и если вы заметите какие-то изменения - затянувшийся период покоя или, напротив, повышенную активность - немедленно обратитесь к врачу!

К моменту родов вес ребенка часто около 50 см, а вес равен 3 - 3,5 кг, хотя размеры малыша во многом определяются наследственностью и конституцией его родителей.

Удивительные сенсорные способности плодаЭмоциональный след

Сходство между периодом внутриутробного разви­тия и процессом гальванопластики

Запись информации на клеточном уровнеВлияние морфогенетических полейСознательное, положительное отношение к плоду во время беременности

Послесловие специалиста

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась воз­можность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего чело­века формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появ­ления на свет уже прожил девять месяцев , которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность. как и многие другие свойства личности, воспиты­ваются в человеке с момента его зачатия.

Мать- это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материа­лов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излиш­ние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, слу­жат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в ум­ственном развитии и многие другие патологические состояния.

Здесь скептически настроенный читатель может усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияний исковер­канной окружающей среды, социальных и экономиче­ских потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую вселенскую энергию дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку- один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ре­бенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпениемждут они его появления на свет и каким здоровым и красивым, великодушным и сильным они хотят его видеть.

Природа отблагодарит родителей за их сознатель­ные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Издательство «Жизнь» искренне благодарит авто­ра лекции - президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP ), про­фессионального педагога мадам Андрэ Бертин за лю­безно предоставленное разрешение на публикацию материалов в русском переводе.

При переводе мы попытались максимально сохра­нить своеобразие изложения материала и стиль ав­тора, чтобы не исказить смысл некоторых абсолютно оригинальных идей и положений, которые на первый взгляд могут показаться неосведомленному читателю чем-то вроде из области фантастики.

Санкт-Петербург, май1991г .

Приводя своего очередного ребенка в детский сад и беседуя с воспитателем или заведующей, которых матери знают уже много лет, они как правило сооб­щают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то не­обычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка.

Результаты исследований, проведенных в послед­нее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указыва­ют на ее важность.

В1982г ., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами и медсестрами педиатри­ческих отделений, акушерами, преподавателями учеб­ных заведений различного уровня, а также с родите­лями, наблюдавшими указанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосред­ственно в рамках семьи. Обобщив кое-какие результа­ты, мы пришли к выводу о необходимости создания Национальной ассоциации пренатального (дородовый,внутриутробный. (Здесь и да­лее - прим. переводчика. )воспита­ния(ANEP), которая должна была стать мостиком между проводимыми исследованиями и супружески­ми парами и матерями.

Было заявлено, что ассоциация берет на себя рас­пространение соответствующей информации (и несет за нее всю ответственность) путем организации кон­ференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с буду­щими родителями, молодых людей или лиц, не полу­чивших знаний подобного характера в процессе обу­чения.

Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Ко­нечно, нет. Нормативы и программы имеют отноше­ние к обучению, а не к воспитанию.

Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развер­тывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и мен­тальному (психическому ) «материалу», который оно получает извне, то есть из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероят­но, подражание отсутствуют. Что касается впитыва­ния информации, то оно максимально и, как мы уви­дим далее, протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего че­рез несколько месяцев в совершенное существо, обла­дающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Мы не можем отрицать важность воспитания ре­бенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый че­ловек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, ко­торое присуще пренатальному воспитанию.

Ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития!

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса раз­вития всего потенциала, всех способностей, изначаль­но заложенных в яйцеклетке.

Нам часто задают один и тот же вопрос: для ко­го важнее результат воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Су­ществует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать- это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая ба­за» как с материальной, так и с психической точек зрения.

Мать является также посредником между внеш­ним миром и ребенком. Человеческое существо, фор­мирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у ма­тери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитив­но ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значи­мость периода беременности была абсолютно непре­ложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, афри­канцы и многие другие народы разработали свод за­конов для матерей, супружеских пар и общества в це­лом, которые обеспечивали ребенку наилучшие усло­вия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существова­ли пренатальные клиники, где будущие матери про­водили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, по­зволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение. ) способности плода (изучаются специ­алистами разного профиля);

эмоциональный след (обнаружен и изучается пси­хологами и психоаналитиками);

способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» ин­формацию (область интересов физиков);

действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле- поле, в котором формируется тело человека ), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биолоюв).

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о на­личии у плода активной сенсорной системы. Напом­ним, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беремен­ности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответ­ствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод восприни­мает лишь слабый оранжевый свет, да и то при не­посредственном освещении живота матери.

Обоняние, проявляющееся только при наличии воз­духа, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстри­рует предпочтение одного другому. Ежедневно он по­глощает определенное количество амниотической жидкости(околоплодные воды ). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «прогла­тывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства(!), яв­ляющейся следствием отрицательных вкусовых ощу­щений. Внутриматочная жидкость подвержена влия­нию всего, что съедает и выпивает мать. Это способ­ствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая ха­рактерна для региона проживания родителей.

Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех ме­сяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кож­ный покров. Кожа плода подвергается непрерывно­му воздействию мышц матери- ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональ­ном уровне. Гаптономия(контакт через прикосновение ) дает возможность поддер­живать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, по­скольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать не­поддельное изумление.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и переда­ющее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности. Однако Жану Фейжу удалось получить выраженные моторные реакции в ответ на раздражитель у плода в возрасте пяти месяцев. Док­тор Томатис описывает случай с Одилью, маленькой итальянской девочкой, страдавшей аутизмом(погружение в мир личных переживаний ). Ему удалось снять развившееся нарушение психики путем использования английского языка в проводимых бе­седах.

Дело в том, что мать девочки, работавшая в на­чале беременности в фирме по импорту-экспорту, ис­пользовала для общения исключительно английский язык. Вполне возможно, что плод воспринимает виб­рации всеми своими клетками непосредственно с мо­мента зачатия, сохраняя информацию в памяти этих клеток.

Мари-Луиза Аучер, певица, ставшая впоследствии преподавателем, пришла к исключительно интересно­му выводу после наблюдения за семьями профес­сиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома.

Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хоро­шо развитой верхней частью тела. Они без труда мог­ли поставить пальцы в положение, которое наблюда­ется при щипке (большой палец находится напротив всех остальных). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации.

Напротив, дети отцов с глубоким басом появля­лись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить. Однако гораздо более ин­тересным фактом, нежели это до некоторой степени эфемерное свидетельство раннего развития, является то, что и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.

Пытаясь понять данный феномен, Мари-Луиза Аучер организовала проведение работ в ряде универ­ситетов и больниц Парижа, в которых приняли уча­стие известные специалисты. Они были поражены влиянием звуков, составляющих гамму, и их соотне­сенностью с определенными участками основного энергетического меридиана, хорошо известного спе­циалистам в области акупунктуры.

Бесспорным фактом является существование виб­рационного резонанса между звуком и определенным позвонком, а также парой симпатических и парасим­патических ганглиев (симпатические, парасимпатические -разновидно­сти узлов нервной системы ).

При стимуляции одной из энергетических точек од­ного из нервных центров данный процесс распрост­раняется также и на области, которые они иннервируют. Это приводит к динамизации всей центральной нервной системы, включая мозг.

На основании своих наблюдений Мари-Луиза Ау­чер пришла к выводу о важной роли звука. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мише­ля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы, матери, а также их дети, если они у родителей уже были.

Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает са­мочувствие и укрепляет нервы матери, которая впос­ледствии производит на свет здоровых, спокойных ре­бятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее – признак устойчивого психического равновесия, качество ог­ромной важности для мира, в котором они будут су­ществовать.

Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто ро­дители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. При­чем они действуют на малышей как прекрасное успо­коительное средство и могут быть успешно использо­ваны при снятии сильного эмоционального напряже­ния.

Что касается действия голоса матери, то оно на­столько велико, что доктору Томатису удается сни­мать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом слу­чае пациенты воспринимают голос так, как воспри­нимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, да­ет возможность как молодым, так и пожилым паци­ентам установить новый контакт с первичной энерги­ей и устранить нежелательные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слу­шает мать во время концерта. Он избирательно реа­гирует на программу. Так, Бетховен и Брамс дейст­вуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Ви­вальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие ма­тери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они долж­ны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать под­линным процессом обучения. В своем интервью теле­видению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, сле­дующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведе­ниями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он

упомянул об этом при матери, которая в прошлом бы­ла виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, бу­дучи беременной.

Это доказывает существование процессов непре­рывной регистрации и запоминания. О подобном фе­номене рассказывали Рубинштейн и Менухин. Если бы только мы смогли спросить об этом Моцарта!

Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много играв­шая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет компо­зитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно – он будет восприимчив к музыке и к различ­ным звукам. Кроме возможного формирования опре­деленных способностей мать безусловно привьет ре­бенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД

Психологи и психиатры выявили наличие еще од­ного существенного фактора- качества эмоциональ­ной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, ко­торое мать делит с ним, оказывают влияние на раз­вивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющи­еся на протяжении всей последующей жизни.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показате­лей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нерв­ные расстройства. В раннем возрасте такие дети пла­кали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружаю­щим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не до­шли руки до изучения их реакций в возрасте поло­вого созревания и в период зрелости.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития яв­ляются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле1983 года доктор Верни, психиатр из То­ронто, организовал проведение Первого американско­го конгресса по пре- и перинатальному(послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страда­ний которых была сохранившаяся в подсознании ин­формация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Рассмотрим в качестве примера случай с мужчи­ной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.

Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутроб­ного развития, этот человек чувствовал себя абсолют­но нормально. Когда подошла очередь седьмого меся­ца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жа­ра. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор про­шло30 лет, мать забыла о трудных временах. Одна­ко клеточная память сына сохранила не только чрез­мерное ощущение жара, но и мысль о смерти, кото­рая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого чело­века.

Для того чтобы понять сущность подобных фено­менов, обратимся к исследованиям, проведенным док­тором Левиным, специалистом в области хирургиче­ской стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изуча­лись с помощью электронного микроскопа.

Зубы – это архив нашего организма. Подобно ге­ологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждо­го слоя эмали. Доктор Левин был первым специали­стом, обратившим внимание на сероватую линию, ко­торую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприят­ных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исклю­чение, а не правило.

Слои эмали, расположенные ниже этой линии, от­ражают период, предшествовавший рождению. Док­тору Левину удалось выявить некоторые часто встре­чающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пус­тоты. Что же мешало процессу формирования молоч­ных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного пери­ода?

Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведе­ние беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой вза­имосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беремен­ности.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают спра­виться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проника­ют через плацентарный барьер и оказывают воздей­ствие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, по­скольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

И все же беременным женщинам не следует ис­пытывать особую тревогу по этому поводу, посколь­ку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не бе­рем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стрес­са, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супру­гами, которые, повторяясь, превращаются в застыв­шую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Вер­ни называет защитным щитом, предохраняющим ре­бенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, эк­стремальных ситуациях.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство ра­дости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны ра­дости» (эндорфины). Они способны сообщать ощу­щения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они за­поминаются и, вероятно, определенным образом окра­шивают характер будущего мужчины или жен­щины.

На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Напри­мер, считается, что беременность при диабете харак­теризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в об­ласти гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ре­бенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоя­нием плода. Это подтверждается восстановлением ес­тественных реакций у матери после родов.

Имеет ли место обратное действие на психологи­ческом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно при­вести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью На­полеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего импера­тора все это немедленно прошло. Я не рискую ком­ментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.

СХОДСТВО МЕЖДУ ПЕРИОДОМ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦЕССОМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

Период внутриутробного развития подчиняется ос­новным законам любого динамического процесса:

формирования, воспитания, роста, обмена (информа­цией) и коммуникаций. Во всех этих случаях проис­ходит перенос материи или энергии с «излучателя» на «приемник» через проводящую среду. Это отчет­ливо видно на примере гальванопластики (рис.1).

Предположим, что мы хотим нанести покрытие на печатную схему для компьютера. Мы укрепляем ее на катоде («минус»), который является принимаю­щим полюсом нашей условной батареи. На аноде («плюс») – излучающемполюсе – устанавливается

пластина из золотой фольги. После этого катод и анод погружаются в раствор соли золота. Под воздей­ствием тока, генерируемого источником питания, про­исходит высвобождение ионов золота из раствора, ко­торые оседают на схеме. Регенерация раствора осу­ществляется за счет пластины из золотой фольги. Та­ким образом осуществляется перенос ионов золота с фольги («плюс») на печатную схему («минус») через раствор.

Точно такие же процессы протекают и во время беременности (рис.2).

Вашему вниманию предлагается еще один рису­нок (рис.3), который стал эмблемой Национальной ассоциации пренатального воспитания. На всех трех рисунках мы находим одни и те же элементы:

принимающий полюс (плод и генетические фак­торы);

излучающий полюс (мать – ее организм, чувства, мысли, духовность);

проводящая среда (кровь матери и ее энергетиче­ское поле, которые передаются плоду);

источник энергии, питающий все эти элементы (солнце – универсальная батарея, без которой жизнь на земле невозможна).

Таким образом, мы можем сказать, что работа идет на всех уровнях:1) организм ребенка полностью формируется из материалов, которые поставляет ему организм матери (будущие его свойства обусловлены составляющими этого материала);2) эмоции матери передаются плоду посредством гормонов и по энерге­тическим каналам, оказывая либо положительное, ли­бо отрицательное влияние на психику. Работы специ­алистов в области теоретической медицины, объясня­ющие пути записи информации на клеточном уровне, позволяют также предположить, что психологическая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Запись информации на клеточном уровне

Жан Шарон, французский физик, считает, что эле­ментарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведения другим ча­стицам.

Запись информации, запоминание и передача – свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каж­дая элементарная частица имеет своего «психическо­го двойника». Следовательно, информация, носителем которой этот двойник является, определяет вибраци­онные характеристики элементарной частицы.

Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из США, а также многие другие ученые доказывают справедливость этого вывода с помощью математических расчетов. Инфор­мация о психике, мыслях и чувствах матери, получае­мая формирующимся существом, определяет вибра­ционные свойства его клеток. Таким образом, все, че­рез что мы проходим, записано в хромосомах (скопление генов, передающих признаки по наследству )кле­ток. В частности, это касается половых клеток, со­ставляющих генетический капитал ребенка.

ВЛИЯНИЕ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ

Дальнейший свет на происходящее проливают ис­следования Руперта Шелдрейка, английского биоло­га, работающего в содружестве с различными специ­алистами. Он отметил, что изучаемые физиками раз­новидности полей не могут объяснить причины появ­ления и постоянства форм как живой, так и неживой материи. Согласно теории формативной причин­ности существует еще одно поле, которое Шелдрейк называет морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющие общее поле объекта.

Существующие формы имеют устойчивую взаимо­связь с соответствующей энергетической компонен­той указанного поля, характеризующейся определен­ной вибрацией. По мнению Шелдрейка, мысли и чувства – это энергетические формы, находящиеся и постоянном резонансе с волной соответствующей длины, которая является одной из составляющих космического поля, пронизывающего каждого из нас.

Таким образом, любой поступок, любая мысль или чувство связаны с волной вполне конкретной формы. Энергетический обмен осуществляется по «бороздкам» поля, называющимся креодами. При неоднократном повторе этого обмена бороздки как бы углубляются и придают определенную устойчивость как полю, так и состоянию сознания, постепенно моделируя психи­ку и даже физическую структуру.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЛОДУ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Все сказанное выше свидетельствует о том, что беременная женщина, как никто другой, является сре­доточием различных энергий, структурирующих мате­рию.

Она носит в себе проект нового существа. Поступ­ки, мысли и чувства женщины являются причиной об­разования или притяжения вполне определенных ти­пов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возмож­ности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. К этому решению оказываются так или иначе причастны все окружающие люди: как чле­ны семьи, так и все общество в целом.

Внутриутробный период развития подобен, как от­мечалось выше, процессу гальванопластики. Если бу­дущая мать знает об этом, и старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело, сердце и сознание частицы «золотой фольги». А затем в дальнейшем предостав­ляет формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и мен­тальном уровнях. При тесном содружестве с приро­дой женщина становится еще одним сознательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих.

Не слишком ли честолюбивые устремления? Да – если рассматривать проблему с точки зрения цели, и нет – если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения. Здесь нет четко разработанных и обя­зательных методов, поскольку это противоречило бысамой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение. Будущая мать просто источает лю­бовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также и готового перечня рецептов. Мы просто пыта­емся дать почувствовать дух, атмосферу, которая мо­жет быть создана, и выдвигаем несколько предложе­ний, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.

Физический уровень. Рассмотрим идею сознатель­ного отношения к питанию. Мы все знаем о важно­сти выбора здоровой, полезной пищи и сбалансиро­ванного меню. Однако механический прием пищи ве­дет к потреблению лишь химических элементов, ко­торые поступают (всасываются) через желудок и пи­щеварительную систему. Однако в летнее время фрук­ты, овощи и злаки накапливают значительное коли­чество солнечной энергии, которая может быть ути­лизирована при тщательном и медленном пережевы­вании. Об этом говорят все специалисты по диетиче­скому питанию. Многие сами наверняка не раз убеж­дались в эффективности подобного «технологического процесса» потребления пищи. Когда вы немного ус­тали, попробуйте съесть какой-нибудь даже не очень сладкий фрукт, например яблоко, и к вам вернутся силы.

Пищевые продукты требуют обязательного пере­варивания, только тогда содержащиеся в них вещест­ва попадут в ваши клетки. Солнечная же энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосред­ственно нервной системе, приносит вам чувство об­легчения немедленно. Глубокое дыхание поможет удержать и распределить эту энергию.

Наконец, если будущая мать испытывает в процес­се еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым ог­ромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положитель­ное, отношение к пище.

Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого са­мочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть тако­го внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает иг­рать и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку- важнейшие факторы, фор­мирующие у этого ребенка ощущение счастья и си­лы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь подчас нарушает эту идиллическую картину, поскольку неизбежны самые неожиданные стрессы (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное- по­пытаться справиться с возникшей напастью. Матери обладают тем, что доктор Верни назвал защитным щитом ребенка: любовью к н

Развитие и воспитание своего ребенка необходимо начинать еще задолго до его появления в этот мир, во время периода беременности, то есть, когда малыш находится в утробе матери и проходит этапы формирования организма и мозга. Если начинать заботиться о его развитии уже сейчас, это поможет установить более крепкую связь с ним.

Период беременности это еще и период, когда будущая мама начинает осознавать свою теперь уже более ответственную жизненную роль. А воспитание малыша и его развитие - процесс, требующий особого внимания, и использования самых разнообразных методов воспитания. Начиная развитие своего ребенка в период беременности, вы помогаете ему быть более открытым и талантливым.

Уже в первые недели беременности малыш обладает задатками нервной системы, что помогает установиться крепкой связи между ним и его матерью. Поэтому способы развития и методы воспитания в этот период эффективны для укрепления этой связи и установлению крепкой дружбы.

Физический контакт

Один важных способов развития малыша в утробе матери является физический контакт. Сюда входят нежные прикосновения обоих родителей к животу, легкий массаж живота, поглаживание брюшной стенки. Уже через короткий срок времени мама сможет ощущать реакцию ребенка на подобное общение. Это будет создавать благоприятный эмоциональный фон для обоих его участников (и для мамы, и для ребенка, и для отца).

Музыкальный контакт

Еще один из методов внутриутробного воспитания - это музыкальный контакт. важно использовать разных стилей и направлений. Музыка помогает в повседневной жизни устанавливать общение. Она не теряет своей актуальности и в установлении контакта с ребенком внутри утробы.

Положительно влиять на формирование связей между мозговыми полушариями ребенка поможет качественная, структурированная музыка. Дети, которым дают еще в период внутриутробного развития, слушая классическую спокойную и медленную, вдохновляющую музыку рождаются с тонким слухом, одаренные музыкальными и другими талантами

Творческий контакт

Как только происходит зарождение новой жизни, с самого момента зачатия будущая мама уже становится для своего малыша примером во всем. Поэтому если мама обладает художественными талантами, то важно, чтобы в период беременности она как можно больше времени уделяла своему хобби.

Любая творческая работа мамы сможет помочь укрепить духовные и эмоциональные связи с ребенком, с раннего возраста научить его различать прекрасное, прикасаться к нему, разбираться в нем. Для занятия творчеством подойдет и лепка, и вышивание, и вязание, и рисование, и квилтинг, и скрапбукинг, и оригами, в общем, все, что увлекает и помогает расслабляться маме.

А если мама умеет сочинять стихи, то нет ничего лучше, чем в период беременности вдохновлять себя сочинительством детских стишков или песенок. После рождения ребенка все эти произведения домашнего искусства очень пригодятся. Ребенок, будучи еще в утробе, хорошо запомнит голос мамы, и мелодии, которые она будет напевать в порыве вдохновения. А после своего рождения, под уже знакомые мелодии и стихи малыш будет успокаиваться и быстро засыпать здоровым сном.

Разговор

Еще один наиважнейший метод развития малыша внутри утробы - разговор с ним. Несмотря на то, что мамин и папин голоса различаются тембром между собой, на их ребенка оба эти голоса воздействуют успокаивающе, благотворно. Особенно хорошо, когда разговор происходит в виде двусторонней беседы.

Малышу можно рассказывать все: события дня (хорошие и повседневные), о планах на грядущий день, о предстоящих праздниках и подготовке к ним, прекрасно будет, если оба родители дуэтом будут петь колыбельные или обычные песни.

Можно разговаривать непосредственно с ребенком в виде диалога. На все вопросы, уже в скором времени он сможет отвечать путем толканий или поглаживаний, шевелений внутри живота.

Эмоциональный фон

Самое главное в период внутриутробного развития ребенка - это положительный эмоциональный фон мамы.

ТО есть, маме нельзя нервничать, ей необходимо получать только хорошие эмоции и стараться не раздражаться, не обижаться, не впадать в депрессию. Все эти негативные эмоции могут так же негативно отразиться на внутриутробном развитии ребенка. Ребенок должен уже внутри утробы ощущать себя неотъемлемой частью семьи. В этом ему могут помочь уравновешенность, спокойствие, вера в лучшее будущее, ощущение счастья материнства женщиной и, конечно, царящая в семье любовь, мир, гармония.

Чтобы получать все эти положительный и благотворно влияющие на плод эмоции, мама и папа совместно могут посещать разные праздничные мероприятия, которые вдохновляют и поднимают настроение, ходить в театр, на концерты.

Помните, что любовь к своему будущему малышу, общение с ним, мамина активность в творческом плане всегда будут положительно влиять на будущего человека, на становление его характера и способностей.

И последний совет по вопросу, как развивать ребенка внутри утробы? Один из действенных способов - чтение вслух.

Конечно, читать современные детективы или любовные романы вслух не стоит. А вот детские книги, или юмор, стихи (и детские, и взрослые), классическую детскую литературу, вот это то, что будет в самый раз для нормального развития вашего плода. Кроме того, постарайтесь от чтения получать удовольствие, делайте интонационные акценты, читайте с выражением. Тогда это станет эффективным оружием к здоровому и нормальному внутриутробному развитию.

Наверное, каждая женщина, ожидающая появления своего малыша на свет, готова под микроскопом разглядывать превращение крохотного комочка в милое тельце младенца. Но, к сожалению, пока такой возможности нет.

Хотя современная медицина уже предоставляет массу способов для изучения развития ребёнка в утробе матери. Конечно, приятно и интересно узнавать о том, что у твоего будущего малыша забилось сердечко или сформировались все пальчики.

Однако, информация эта необходима и для того, чтобы ещё до рождения, в случае необходимости, начать влиять на его физическое и психическое развитие.

Основные этапы внутриутробного развития

Многие женщины, уже на стадии планирования беременности, начинают усиленно заботиться о своём здоровье. Пересматривают рацион, отказываются от вредных привычек, принимают фолиевую кислоту.

Традиционно, этапы развития ребёнка в утробе матери делят на 3 триместра, каждый из которых длится три месяца или 90 дней и характеризуется значимыми изменениями в жизнедеятельности плода.

Состояние женщины на ранних и поздних сроках беременности тоже обычно неодинаково. Наблюдаются колебания в пищевом поведении и настроении.

Рассмотрим подробнее развитие ребёнка в утробе матери по неделям.

Первый триместр беременности

  • 1 и 2 недели беременности можно назвать «условными», поскольку это ещё не зарождение новой жизни, а подготовка к нему. Изменяется гормональный фон в организме женщины, яйцеклетка готовится к оплодотворению;
  • 3 неделя считается периодом зачатия и приходится на середину менструального цикла. Женщина обычно ещё не ощущает каких-либо признаков беременности, хотя могут появиться тянущие боли внизу живота или начнёт меняться пищевое поведение (читайте по теме: Беременность 3 недели, болит живот >>>);
  • На 4 неделе уже идёт активное развитие эмбриона. Он ещё совсем не похож на будущего ребёнка, но уже закладывается формирование головы, мозга, позвоночника, мышц. Появляется и начинает биться сердечко;
  • К концу 1 месяца внутриутробного развития у эмбриона заметны очертания ручек, ножек, ушей и глаз. Он уже успел вырасти в десять тысяч раз!

Именно поэтому первый триместр является ключевым в развитии плода.

  • На 5-6 неделях развития у ребёнка продолжается формирование внутренних органов (желудка, печени, почек, лёгких), кровеносной системы. Различимыми становятся пальчики. Обычно женщина начинает замечать первые признаки беременности, может появиться токсикоз (актуально: Тошнота во время беременности >>>);
  • 7-8 недели характеризуются появлением вестибулярного аппарата, как основного органа чувств ребёнка. У малыша уже есть веки, челюсти. Развивается скелет, формируются суставы. Ребёнок мимикой может реагировать на внешние раздражители, прикосновения;

В это же время он начинает шевелиться, но движения пока не ощутимы для будущей мамы, поскольку малыш ещё слишком мал. Вес его составляет 2-4 г, а длина – 12-15 мм. С помощью специального прибора (стетоскопа) уже можно услышать сердцебиение ребёнка.

  • На 9-10 неделях у ребёнка на пальцах появляются кожа и ногти. Формируются половые органы. В головном мозге интенсивно развивается мозжечок, призванный отвечать за координацию движений. Происходит дальнейшее формирование костей скелета, черепа;

Интересно! По истечении 9 недель беременности заканчивается эмбриональный период внутриутробного развития и начинается фетальный. С 10 недели эмбрион становится плодом. У него уже заложены практически все органы. В последующие недели идёт их активное созревание и развитие.

  • На 11-13 неделях происходит значительное увеличение головы ребёнка, за счёт развития головного мозга. Начинают расти первые волосики. Ребёнок может сосать большой палец руки, сгибать и разгибать конечности.

У него уже функционируют почки, выделяя мочу. Сформированы корни молочных зубов. Малыш чувствует шум, реагирует на звуки, тепло. Он воспринимает движения, которые передаются от мамы: если она бездействует, то и он спокоен, если она активна, то и ребёнок начинает шевелиться.

Первый триместр завершается и, примерно с 14 недели, начинается более спокойный период для женщины, ведь угроза выкидыша значительно снижается.

К тому же, обычно, если на ранних сроках беременности будущую маму беспокоил токсикоз, то во втором триместре он отступает, женщина чувствует себя намного лучше.

Второй триместр беременности

  1. 14-15 недели;
  • Завершается формирование головы, ручек, ножек;
  • Весит ребёнок примерно 110 г, а его рост составляет 12 см.;
  • Его движения становятся более скоординированными;
  • У малыша появляются вкусовые ощущения, он может реагировать на вещества, которые попадают от мамы в амниотическую жидкость;
  • Количество выделяемой мочи у ребёнка становится больше.
  1. На 16-17 неделях внутриутробного развития вот, что происходит:
  • Кожа ребёнка розовеет;
  • Он совершает хватательные движения, моргает, может открывать и закрывать ротик;
  • Малыш вырастает до 18 см и весит 150 г (вес может колебаться до 200 г);
  • Он часто заглатывает амниотическую жидкость;
  • Пропорции головы превышают пропорции тела;
  • Всем, кто ещё не начал разговаривать со своим ребёнком, следует начать это делать в данный период. Это способствует установлению лучшего контакта мамы с малышом и в дальнейшем – развитию речи.
  1. 18-19 недели;
  • Ощутимыми становятся шевеления плода (читайте: Шевеления на 18 неделе беременности, шевеления >>>);
  • Ребёнок слышит сердцебиение матери и течение её крови по сосудам;
  • Идёт активное развитие лёгких и бронхов;
  • Начинает работать селезёнка.
  1. Примерно с 20-21 недели активность ребёнка заметно возрастает:
  • Он перемещается в матке, толкается, двигает конечностями, может играть с пуповиной и даже улыбаться;
  • Малыш более чётко начинает различать интонации. Чем больше мама будет петь ему приятные песни, тем лучше для развития его слуха;
  • В кишечнике ребёнка начинает образовываться первый кал – меконий;
  • Малыш интенсивно растёт (длина около 30 см) и прибавляет в весе (весит 500-600 г).
  1. На 22-23 неделях соотношение головы и тела становится более пропорциональным. В этот период отмечается новый виток в развитии нервных связей и головного мозга. Происходит накопление жировой ткани. Подробнее вы можете прочитать в статье 22 неделя беременности >>>;
  2. 24-25 недели;
  • У ребёнка наблюдается связь мимики с эмоциями;
  • Он может улыбаться, если ему комфортно или сердиться, если он недоволен и, при этом, на лицо соответствующее выражение: напряжены мышцы вокруг глаз, губы сжаты. Это подтверждают фото развития ребёнка в утробе матери;
  • Некоторые исследования свидетельствуют о том, что малыш, в этот период, способен видеть сны;
  • Его кожа еще очень нежная и покрыта специальной смазкой;
  • Родившийся на данном сроке ребёнок способен выжить.
  1. К 26-27 неделе внутриутробного развития все органы малыша сформировались;
  • Его вес колеблется от 800 до 1200 г. Рост: 32-35 см.;
  • С началом функционирования эндокринной системы, происходит интенсивная выработка собственных гормонов.

Если учитывать развитие ребёнка в утробе матери по месяцам, то данный период знаменует окончание шестого месяца беременности.

Третий триместр беременности

  1. 28-29 недели;
  • Ребёнок может самостоятельно дышать;
  • Он время от времени открывает глазки;
  • В матке малышу становится всё теснее, он начинает принимать нормальное для родов положение: голова располагается внизу;
  • Интенсивно растёт головной мозг, увеличивается количество извилин;
  • Ребёнок способен узнать голос матери среди других.
  1. 30-31 недели;
  • Во время бодрствования у ребёнка глазки открыты, а когда спит – закрывает их. При ярком свете он жмурится;
  • Кожа малыша утолщается, приобретает ярко-розовый цвет;
  • Увеличиваются в размере органы пищеварения;
  • Растёт мышечная масса.
  1. 32-33 недели внутриутробного развития;
  • В этот и последующий период, рост плода и прибавка в весе становятся очень стремительными. Его длина 40-45 см, вес 1500-2000 г.;
  • Идёт формирование иммунитета;
  • Кожа разглаживается, под ней появляется жировой слой;
  • Ребёнок становится всё активнее и ему всё теснее находиться в матке;
  • Продолжается развитие нервных связей.
  1. 34-35 недели;
  • В этот период укрепляются кости малыша, поэтому, довольно часто, женщине требуется дополнительный приём кальция;
  • Продолжается развитие мышечной массы;
  • Ногти полностью выросли;
  • С кожных покровов исчезает пушок;
  • Лёгкие полностью сформированы, готовы к дыханию;
  • Активно развивается сосательный рефлекс, указывающий на то, что ребёнок готовится к правильному приёму пищи, необходимому после рождения;
  • Кал, накопившийся в кишечнике, выйдет в первые часы жизни родившегося малыша;
  • Эти недели для женщины могут ознаменоваться появлением первых тренировочных схваток.
  1. 36-37 недели;
  • Полностью сформированы половые органы, сердце. Ребёнок готов к рождению;
  • Шевеления становятся всё более ощутимыми;
  • Лицо малыша округляется из-за жировой прослойки;
  • Хрящи уплотняются;
  • Беременность свыше 37 недель является доношенной. При отсутствии патологий и нормальном весе плода (примерно 2500-2700 г), роды на данном сроке, чаще всего, проходят успешно.
  1. 38-39 недели;
  • Происходит рост волос на голове (они могут быть до 2 см);
  • Окончательно определяется положение малыша в утробе матери;
  • В его печени накапливается железо, необходимое для жизнедеятельности после рождения;
  • Завершается развитие целого комплекса рефлекторных реакций;
  • Начинает раскрываться шейка матки (по этому вопросу читайте статью: Подготовка шейки матки к родам >>>).
  1. 40-42 недели проходят в ожидании родов;
  • Завершены все стадии развития ребёнка в утробе матери;
  • К этому времени его вес обычно составляет 3000-3500 г и более, рост – от 49 до 55 см (в редких случаях - больше);
  • В некоторых случаях, длительная беременность приводит к перенашиванию плода, тогда может производиться стимуляция родов, чтобы избежать негативных последствий для малыша и мамы.

Казалось бы, почти целый год предстоит вынашивать младенца, заботиться о его и своём здоровье, волноваться о том, чтобы беременность прошла без ущерба для его развития. Но этот период проходит настолько стремительно, что большинство женщин не сразу успевают осознать, что стали молодыми мамами.

И, чем больше было проявлено внимания к малышу, общения с ним в процессе беременности, тем сильнее связь женщины с ребёнком на момент появления его на свет и тем легче должны пройти роды.

А главная задача мамы в этот период – помочь малышу почувствовать, что жизнь рядом с ней и с другими родственниками также безопасна и ещё более интересна и разнообразна, чем в её животике.