История возникновения и развития вышивки крестом. История вышивки крестом: создание и справка, русская кратко, возникновение на Руси, появление в России

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.

Вышивка - широко распространенный декоративно-прикладной вид искусства, известный с древнейших времен. Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.

История вышивки

Человеческой природе свойственно желание выделиться из толпы. С этой целью еще в древние времена люди начали использовать вышивку. Индейцы любили украшать одеяла и вещи различными узорами. Многие народы Севера до сих пор вышивают орнаменты на одежде из оленьих шкур. Украшались вышивкой ковры, декоративные панно и многие другие вещи.

Самые ранние сохранившиеся вышивки относятся к VI-V векам до нашей эры. Выполнены они были в Древнем Китае. Эти вышивки были сделаны на шелковых тканях.

Кто и когда решил перенести на ткань затейливые узоры? Определить точный промежуток времени не удастся. Много веков назад один мастер решил изобразить на ткани красоту природы, продемонстрировать любовь к детям, к животным и птицам. К сожалению, даже самая прочная ткань не вечна. Ученые так и не могут сказать, когда и как это произошло.

Древнейшие рисунки вышивальщицы передавали из рук в руки, копируя их друг у друга. Конечно, это было затруднительно. Так продолжалось вплоть до изобретения книгопечатания. В 1527 году в Кёльне Петр Квинти издал первый сборник, содержащий большое количество узоров.

Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой.

Вышиваем крестиком

Вышивка крестом - один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков.

Вышивание крестиком очень популярно и в настоящее время. Тут требуются нитки, ткань, иголка, ножницы и пяльцы. Иногда могут потребоваться крючок и наперсток.

Нитки для вышивки лучше брать типа мулине. У иголки кончик должен быть затупленным, а ушко - широким и длинным. В качестве ткани используется канва для вышивки. Это специальная ткань с дырочками, а значит, размер крестиков будет одинаковым. Крючок понадобится для исправления случайной ошибки. Пяльцы нужны для удобства при работе.

Виды швов

Вышивка крестом не предусматривает узоров. Мастерицы используют именно крест. Он бывает двух видов: русский, или одинарный, и болгарский, то есть двойной. Именно такой шов и является основным элементом вышивки. С его помощью создаются самые разные рисунки, портреты и пейзажи.

Самым распространенным вариантом вышивания является русский крест. Начинается он с левого нижнего угла и по диагонали поднимается наверх вправо. Затем из нижнего правого угла также по диагонали вверх налево. Стежки лежат в одном направлении.

Болгарский крест добавляет к русскому дополнительные перекрещивающиеся линии, расположенные вертикально и горизонтально. Получается своеобразная звездочка, из которой и создаются рисунки.

Еще одним вариантом шва является полукрест. Делается такой шов очень просто - в одну диагональную линию.

Обметочные стежки, а также шов вперед иголку нужны для рабочего процесса вышивания. Обметка предохраняет края ткани от обсыпания. Швом вперед иголку во время вышивания закрепляется нитка.

За свою многовековую историю появилось огромнейшее количество схем, помогающих в работе. Вышивка для начинающих предусматривает схемы с простыми сюжетами. Мастерицы со стажем могут выбрать более сложные рисунки, или же попробовать создать что-то свое. Еще подходит эта вышивка для детей. Они с удовольствием пробуют творить, вышивая легкие крестики и создавая свои первые картины.

Вышиваем гладью

Вышивка гладью - еще один вариант рукоделия, полюбившегося женщинам еще много веков назад. Стежки здесь наносятся на ткань так, что заполняют собой всю гладь полотна. Этот вариант вышивки подразумевает большое количество приемов и швов.

Вышивка гладью способна передать узор, который рисует мороз на стекле, луч солнца на лепестках роз, взмах крыльев бабочки, шелест листьев и многое другое. Все, что потребуется - иголка и нитки. Комбинация цветов создает тончайшие оттенки, превращающие вышитую картину в отличный подарок. Научиться такому виду творчества несложно, его способна освоить любая женщина.

Нитяная графика

Также распространенным вариантом вышивки гладью считается нитяная графика. К ней относятся такие виды вышивки, как ниточный дизайн, изображение нитью и изонить. Еще этот вариант рукоделия называют изографикой или вышивкой по картону. Здесь не всегда используется именно ткань, иногда в качестве основы можно взять бархатную или плотную бумагу. Нитки также могут быть любые - швейные, акриловые, шерстяные, льняные и даже шелковые. Кому что нравится.

Вышиваем бисером

Вышивка бисером известна с глубокой древности, как и многие другие виды рукоделия, успешно дожившие до наших дней. Иноземцы неизменно восхищались тем, как смотрится на нарядах девушек вышивка, своими руками красавицы создавали на сарафанах и кокошниках неповторимые узоры. С середины 17 века появился цветной стеклянный бисер. Именно он и стал основным украшением множества нарядов. Стеклярус использовался не только в одежде, им вышивались картины. Чаще всего они изображали пейзажи, церкви и иконы.

Сейчас бисер снова популярен. Его используют в отделке одежды, придавая ей нарядный вид и оригинальность. Применяют бисер и в бижутерии. Популярность бисера легко объяснить - он дешев, доступен, удобен и имеет неограниченные цветовые решения. Украшения для одежды и обуви, для кошельков, сумочек и даже чехлов мобильных телефонов - современные мастерицы умело украшают бисером все, что им захочется.

Популярны картины, вышитые бисером. Как правило, они изображают животных, птиц или цветы. Часто можно встретить иконы, вышитые бисером. Он стал любимым хобби для множества женщин. Бисерная вышивка для детей очень разнообразна. Им украшают одежду, из него плетут украшения и многое другое.

Это творчество потребует терпения, аккуратности и определенных навыков. Но результат стоит того, чтобы кропотливо возиться с маленькими бисеринками.

Вышиваем шелковыми лентами

Вышивка лентами - еще один вид рукоделия. Рисунок вышивается не нитками, а цветными шелковыми лентами при помощи иглы. Канва для вышивки может быть любой плотности. Этот вид вышивки использует большое количество техник и швов.

Вышивка лентами очень популярна, так как очень проста в исполнении, а результат при этом получается неимоверно красивым. Часто этот вид вышивки используют для создания церковных икон и оригинальных картин. Торжественные церемонии и праздники также оформляются при помощи этого вида рукоделия. Рюши и ленты красуются на свадебных платьях невест, на сумочках и носовых платках, на праздничных скатертях и даже на салфетках.

Вышивка лентами используется и при декорировании конвертов новорожденных, в букетах цветов, на подарочных коробках и тому подобном.

Вышиваем тюльпаны

Несмотря на суетность современного мира, мастерицы все также занимаются рукоделием. Не обходит их внимания и ленточная вышивка, мастер-класс по созданию которой сейчас и будет рассмотрен. Мастерицы рукоделия способны создавать настоящие «ленточные» шедевры. Но и они когда-то начинали с малого. Тюльпаны, выполненные атласными лентами - это вышивка для начинающих изучать данное мастерство, они легки в исполнении и при этом достаточно эффектны.

Для создания букета потребуется ткань. Это может быть креп-сатин или габардин. Нужны несколько иголок с острым кончиком и с разными диаметрами ушек, рамка и атласные ленты (несколько цветных, длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра). Это будут сами тюльпаны. Для стеблей потребуются зеленые ленты шириной в 6 миллиметров и длиной в 5 метров. Ленты для листьев должны быть шириной 25 миллиметров и длиной - 2 метра.

Начинать работу следует с закрепления ткани на раме. Помогут обычные скрепки. Затем на ткани создается набросок будущих бутонов. Лучше использовать мыло или исчезающий маркер. Можно приступать к созданию букета.

Края цветных лент нужно прижигать, чтобы они не начали обсыпаться. Можно вышивать. Лента вводится по рисунку бутона. Затягивать не нужно - цветок должен быть объемным. Второй лепесток вышивается в обратном направлении - для экономии ленты. Два получившихся лепестка образуют тюльпан. Лента обрезается, закрепляется, ее края прижигаются. Остальные вышивают аналогично первому.

Стебли создают из шестимиллиметровой ленты. Ее вводят в нижний край стебля, а затем сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона. Листья пришиваются в произвольном порядке и фиксируются нитками.

Букет готов, теперь его нужно поместить в рамку. Потребуется своеобразный корсет, который можно сделать из картона. На нем закрепляется ткань и сшивается с изнанки частыми и в меру тугими стежками. Получившиеся тюльпаны помещают в рамку.

Вышиваем синелью

Существуют и другие виды вышивки. Среди них - вышивка синелью. Сейчас этот вид рукоделия не очень популярен. Синель - это шелковые шнурки, используемые для вышивания. Часто этими шнурками создают бахрому. Узорная вышивка, в которой и используются эти ворсистые шелковые нити, и именуется синелью. Часто встречается в интерьерах восемнадцатого века.

Вышиваем шелком

Вышивка шелком является одним из видов художественной глади. Это традиционная китайская вышивка, которой больше 4000 лет.

Шелком можно вышивать практически все: хоть пейзажи, хоть портреты. В классическом виде используется односторонняя вышивка, но она может быть и двусторонней. Такая ценится гораздо дороже.

Для выполнения этого вида вышивки требуются шелковые нити. Рисунок выполняется на шелковой же ткани, которая может быть прозрачной, тонированной или более плотной. Достоинством этого варианта вышивки является то, что нить со временем не выгорает, а остается такой же блестящей. Даже спустя несколько десятков лет вышивка не утратит своей красоты.

Вышиваем золотом

Следующий вариант вышивки - это шитье золотом. Не самый распространенный вид рукоделия, так как техника исполнения требует специальных навыков.

Золотая вышивка используется для оформления церковной одежды: расшиваются оплечья, епитрахиль и стихарь. Технология вышивки очень сложна. Мастерице требуется чувствовать металлическую нить, определять ее декоративные возможности.

Ажурная вышивка ришелье

Еще известна вышивка под названием ришелье. Это очень красивый и изысканный вариант ажурного рукоделия. Чаще всего этот вид вышивки используется для постельного белья, скатертей и создания великолепных салфеток. Ткань для нее можно брать любую. Линии узора в этой технике сначала обшиваются гладью, а уже потом вырезается ткань.

Виды вышивки очень разнообразны. Рукоделие помогает творить, воплощать свои идеи и получать от этого положительные эмоции. Особенно важно это тогда, когда повседневная работа не приносит морального удовлетворения. Процесс вышивания очень увлекателен. Подбирается схема, нитки и ткань, и начинается творчество. Усидчивость и терпение вознаграждаются гордостью за проделанную работу.

Вышивка - одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов. Среди многообразия видов вышивки именно вышивка крестом обладает наибольшей притягательностью и не теряет своей популярности со времен своего появления. Отчасти этому послужили широкие возможности этой техники – вышивают крестом узоры на одежде, скатертях, подушках, салфетках и на других аксессуарах и предметах декора, а также создают картины и панно, при этом вышивка даёт практически бескрайние возможности для воплощения самых разных идей – от простых картинок до картин мировой классики.

Из урока вы узнаете:

Вышиваем крестик

Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счётным видам рукоделия. Основной элемент – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Видов креста достаточно много, в вышивке крестом обычно используются техника в полный крест или полукрест.

Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх. Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении , нижние – в противоположном направлении.

Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.

– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.

Также можно выделить другие виды «креста»: удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест, прямой крест, чередующиеся крестики, «Звёздочка», Левиафан, Рисовый шов, Итальянский крест.

Рассмотрим, как же освоить вышивку крестом начинающим, с чего начать и что для этого понадобится.

Техники вышивки крестом

Крестик – самый простой в освоении шов. Даже начинающие мастерицы смогут выполнить простую вышивку крестом, ведь для освоения техники не потребуется много времени и сил. Вышивание крестиком легко в освоении и для детей. Для них это не только увлекательное занятие, но и хобби, помогающее в развитии художественного вкуса и чувства прекрасного, которое воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.

Выполнить «крестик» можно несколькими способами:

1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»

Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.

2. Датский способ

Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.

3. Простая диагональ

Порядок действий: Используя эту технику вышивайте, делая стежки сначала снизу вверх, не забывая чередовать нижние и верхние, а затем в обратном порядке – сверху вниз.

3.1. Двойная диагональ (слева направо)

Чтобы попробовать эту технику, внимательно рассмотрите схему. Вышиваемый отрезок представлен двойной цепочкой красных квадратов.

Порядок действий: начните вышивать снизу двумя одинарными стежками в параллельных квадратах. Закончив сторону, спускайтесь обратно вниз, закрывая стежки и делая крестики.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Техника вышивки по диагонали справа налево сильно отличается от той же, но слева направо, несмотря на кажущуюся схожесть. Если вы уже освоили двойную диагональ слева направо, то будьте внимательны при выполнении этой техники.

Порядок действий: Начните вышивать снизу, двигаясь постепенно вверх. Диагональные стежки необходимо заканчивать, доделывая крест, только во внешнем ряду. Дойдя до конца, возвращайтесь обратно, доделывая из диагональных стежков крестики во внутреннем ряду.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Порядок действий: Начните вышивать сверху, делая диагональные стежки вниз. Сделав все, продолжайте двигаться вверх, завершая кресты верхними стежками.

Пошаговая схема изображена на рисунке:

Порядок действий: Начните вышивать с самого длинного ряда. Выполняйте диагональные стежки. Перейдя к ряду с меньшим количеством стежков и выполнив его, не вышивайте сразу весь последующий ряд с большим количеством стежков. Завершив фрагмент, доделайте диагональные стежки в рядах с большим количеством заполненных «ячеек» канвы, поднимаясь вверх. Далее, завершите крестики, как указано на схеме.

Пошаговая схема:

6. Гобелен (полукрест)

Отдельно стоит упомянуть технику «Гобелен». Многие любят эту технику благодаря экономии времени на её выполнение.

Гобеленовый стежок – это полукрест, который выполняется слева снизу направо вверх. При вышивании ряда справа-налево меняется направление выполнения стежка – справа сверху налево вниз. Стежки идут строго параллельно друг другу. Нить при выполнении работы не должна затягиваться.

Важной особенностью техники «Гобелен» является выполнение стежков – они все должны быть направлены в одну сторону, канва при этом должна быть туго натянута на пяльцах, но не перетянута до перекоса. Если ткань не будет натянута при вышивке, то после завершения работы будет сложно выровнять готовый рисунок.

Закрепляем нить

В идеально выполненной работе не бывает узелков. Как этого добиться?

Начало вышивки

В начале работы над вышивкой необходимо закрепить нить. Это можно сделать следующим образом по методы «Петля»: отрезок нити-мулине необходимо сложить пополам посередине и получившуюся петлю вдеть в ушко иглы. Иглу ввести в угол «ячейки» канвы так, чтобы игла вышла на лицевую сторону, а петелька, которую мы сделали на предыдущем шаге, осталась с изнанки. Сделав небольшой отступ, вывести иглу на изнаночную сторону, продеть в петельку и затянуть узелок. Далее, начинаем вышивать.

Если у вас ещё остались вопросы по закреплению нити, то на видео вы можете детально рассмотреть, как выполняется метод «Петля».

Продолжение работы

Ещё один распространённый вид работы с нитью – присоединение новой нити. Этот приём может понадобиться с тех случаях, когда необходимо сменить цвет нити или закончилась рабочая нить. Для того чтобы аккуратно присоединить новую нитку, осторожно протяните её под несколькими стежками с обратной стороны картины к месту, откуда начнётся работа с ней. Сделайте в этом месте стежок «назад иголку» и продолжайте вышивку.

Завершение вышивки

Чтобы завершить вышивание, закрепить нить с помощью техники «назад иголку». Это можно сделать похожим способом, как и присоединение нити. Оставшийся хвостик, длиной примерно 5 сантиметров, проведите через несколько ближайших стежков с изнаночной стороны. Закрепите его стежком «назад иголку». Готово.

Выбор и работа с мулине

Традиционно для вышивки крестом используются специальные нити под названием мулине .

Мулине - пряжа, полученная заводским способом, реже ручной выделкой, произведенная специально для вышивания, а также других видов рукоделия.

Для своей работы вы можете выбрать любые нити, даже обычные нитки для шитья (лучше использовать только для простых картин), однако, как правило, лучше выбирать из хлопчатобумажных или шелковых мулине. В некоторых случаях подойдёт тонкая шерстяная пряжа.

Мулине бывает самых разных цветов и оттенков. Современные производства не ограничивают себя, стараясь угодить даже самым искушенным мастерицам, и предоставляют покупателям широкую гамму цветов – от классических оттенков до самых редких.

Иглы

Иглы для вышивки не требуют особых параметров – подойдут любые. Просто запомните несколько нюансов, которые помогут вам упростить процесс рукоделия и сделать красивую и аккуратную вышивку.

1. Обратите внимание на форму и размер игольного ушка. В него должна легко вставляться нить, но при этом канва не должна деформироваться при его прохождении через неё.

2.Если у вас канва крупного плетения, возьмите иглу средней толщины с тупым кончиком.

3. Толщина иглы зависит от плотности канвы: чем она плотнее, тем тоньше игла.

Канва

Канва - это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов - хлопок, лён, смесь материалов, пластик.

В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестов.

Если вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность - это значение из английских традиций и означает число крестиков на дюйм полотна. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве).

Популярны следующие размерности:

  1. Канва №14 (55 кл. на 10 см) - подходит для начинающих вышивальщиц. Она довольно крупная, поэтому на ней легко вышивать так, что нет необходимости использовать лупу или очки. На ней можно вышивать даже нитками в два сложения, для лучшего заполнения полотна. Вышивка на такой канве получается аккуратная, но будьте готовы, что картина может получиться немного больше, чем на канве другой размерности.
  2. Канва №16 (60 кл. на 10 см) подходит для вышивальщиц с опытом. Размеры крестиков на ней будут меньше, поэтому сама картина немного меньше, чем на канве №14, а крестики будут плотнее. Здесь также рекомендуется вышивать в две нити.
  3. Канва №18 - очень мелкая (72 клетки на 10 см). Чтобы работать с ней вам понадобятся специальные приспособления (например, лупа). Вышивать можно как двумя нитями, так в одну нить - в зависимости от желаемой плотности вышивки. Эта канва идеально подходит для создания картин, отличающихся большой реалистичностью.

Также вы можете встретить в магазинах канву №8 - используется для обучения (можно вышивать крестиком, полукрестом), №11 - используется для простых схем, а также для вышивания скатертей, салфеток и т.п., №20 - самая мелкая, используется для вышивки гобеленовым стежком или чтобы придать элегантность обычной вышивке.

Канва для вышивки крестиком бывает нескольких видов - Аида (AIDA) и Хардангер (Hardanger) . Это самые популярные среди рукодельниц.

Канва Аида наиболее удобна для вышивки счётным крестом, так как крестики получаются ровными и аккуратными без особого труда. Она состоит из 100 % хлопка, а полотно представляет собой основу из нитей 4×4, формирующих чёткие квадраты. Может быть следующих размерностей: 8, 11, 14, 16, 18, 20.

Канва Хардангер - льняное полотно с равномерным переплетением, поэтому вышивальщица сама определяет размер крестиков. Чаше всего на ней вышивают в технике гобелен, но также возможна вышивка крестиком или гладью. Используется только опытными вышивальщицами, поэтому для начинающих рукодельниц рекомендуется брать канву Аида.

Важный момент по работе с канвой - усадка хлопковой канвы после стирки. Происходит она по долевой линии, поэтому нужен правильный раскрой канвы, чтобы вышитая картина осталась симметричной, а не вытянулась в высоту. Это наиболее актуально для картин на всю рабочую поверхность, для картин с пустым фоном такая деформация будет менее заметна.

Пяльца

Пяльца - приспособление для закрепления и натяжения канвы. Бываю разных диаметров и из различных материалов.

  1. Пластмассовые круглые пяльца - удобный и недорогой вариант для начинающих. Лёгкие, широкий выбор диаметров, но хрупкие. Также могут деформировать канву, если она слишком «рыхлая».
  2. Деревянные пяльца -могут быть не только разного диаметра, но и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Лёгкие, удобные, универсальные, из них не выскальзывает канва, как из пластмассовых. Основное преимущество - наружное кольцо разомкнуто, его диаметр регулируется винтом, поэтому канва не деформируется при закреплении. Если у вас деревянные пяльца, то вы можете работать с тканью любой толщины.
  3. Пяльца-рамка – это пяльца и рамка в одном. Сначала вы натягиваете канву для вышивания, а потом в ней же и вешаете на стену. Универсальные, большое разнообразие форм и размеров, хорошо натягивают полотно, не деформируя его.
  4. Пяльца кресельные - вариант для тех, кто серьёзно увлекается вышивкой. Благодаря ножке с «лапкой» крепятся на кресло, что позволяет работать двумя руками. Помимо того, что процесс пойдёт быстрее, руки, спина и шея не будут уставать, так как вам не нужно будет держать вышивку.

Есть и другие виды пялец, но они для профессионалов и стоят дороже, для начинающих вполне хватит перечисленных вариантов.

Размер пялец очень важен: чем больше пяльца, тем меньше закреплений канвы потребуется, чтобы вышить фрагменты картины, тем самым меньше шансов повредить канву. В остальном выбирайте по вкусу и бюджету.

Выбор готового набора для вышивки

Итак, теперь у вас есть все необходимые знания и приспособления, чтобы приступить к вышивке. Осталось только определить с картиной для вышивания. Производители предлагают широкий спектр готовых схем и наборов для вышивания крестиком, а многообразие идей для картин воодушевит даже самую привередливую рукодельницу. Так как вы только начинающая мастерица, то для вас лучше всего подойдут не просто схемы, а готовые наборы для вышивания крестиком . В них есть всё необходимое для рукоделия, поэтому вам не придётся выбирать канву и мулине для будущей картины, а схема снабжена полезными пометками, благодаря которым вы сразу найдёте в наборе нити нужного цвета. Вам останется только выбрать пяльца для вышивания и запастись терпением и энтузиазмом.

Чтобы первая работа с вышивкой не стала последней, нужно тщательно подойти к выбору готового набора для вышивания, иначе вы рискуете потерять интерес к творчеству из-за сложности выбранной вышивки.

Как выбрать первый набор для вышивания крестом? Эти советы будут полезны для начинающих:

1. Какой размер картины выбрать?

Не берите большие картины со сложным рисунком. Да, они такие красивые, что непременно захочется вышить их все и повесить с гордостью на стену. И такие картины обязательно у вас появятся, но начинать лучше с чего-нибудь простого, чтобы понять, как работать с вышивкой. Оптимальным вариантом будет рисунок 25Х25 см: так вы потренируетесь, успеете почувствовать вкус к рукоделию, а получившаяся картина украсит вашу комнату.

2. Какой выбрать рисунок?

Для начинающих не подойдут картины с большим количеством мелких деталей. Кроме того, это сильно затягивает процесс. Лучше взять картину с крупными деталями: достаточно быстро вышиваются орнаменты и «сюжетные» рисунки (домики, игрушки, корабли).

Например, можно попробовать такую схему:

Если вам понравилось несколько наборов, посмотрите, какая цветовая гамма вам больше нравится, с какими нитками будет приятнее работать. Также обратите внимание на схему в комплекте. Схемы для вышивки бывают цветные и чёрно-белые. Здесь дело вкуса: одним нравится сразу видеть цвет на схеме, а другим кажется, что чёрно-белая не отвлекает внимание буйством красок, а пометки на ней чётче выражены.

3. Какая канва должна быть в наборе?

В наборы может входить разная канва. Обратите внимание на маркировку. Номер канве присваивается в зависимости от величины и плотности крестов. Канва №14 - идеальный вариант для начинающих. Если в наборе будет канва №16, то крестики будут меньше и плотнее, поэтому вам будет сложнее вышивать. Канва №18 - самая сложная, здесь вам даже может понадобиться лупа.

4. Каким должен быть первый набор для вышивания крестом?

В первую очередь он должен нравиться! Тогда и вышивка пойдёт легче, и рукоделие будет в радость.

Подготовка рабочего места

Главное требование к рабочему месту - вам должно быть комфортно. Так как на вышивание уйдёт не один час, то место должно быть удобным. Лучше всего подойдёт мягкое кресло.

Следующее требование - освещение. Вы будете работать с мелкими деталями, поэтому место должно быть хорошо освещено, чтобы вам не пришлось «ломать глаза» в полутьме. Удобнее всего, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Если вы творите по вечерам, то кроме люстры, желательно включать настольную лампу.

Схему для вышивания крестом желательно расположить ближе к источнику света. Всё остальное - в произвольном порядке.

Всё, можно приступать к рукоделию!

Приступаем к вышиванию крестом

Если вы купили канву отдельно, то перед началом работы необходимо обработать края - обметать или промазать специальным прозрачным лаком или клеем.

Чтобы легче было работать с канвой, нужно её разметить. Для этого сложите канву пополам дважды и прогладьте места сложения. Далее, карандашом или смываемым маркером разметьте канву на квадраты 10х10 см.

Не забудьте оставить не менее 5 см свободной канвы на припуски. Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на подложку. Если у вашей работы предполагается пустой фон, то помните о том, сколько вы хотите оставить отступ от рисунка до рамы или паспарту.

Закрепите канву в пяльцах так, чтобы полотно легло ровно, без перекосов. Не перетягивайте канву - так вы можете её деформировать, и канва или вышивка будет испорчена.

Выберите подходящую для себя технику вышивки крестиком и наслаждайтесь процессом.

Завершение вышивки и оформление готовой работы

После того, как вышитая картина готова, её нужно привести в порядок и оформить в рамку.

Чтобы удалить смываемый маркер с канвы, а также если ваша работа в процессе подготовки немного испачкалась, то замочите её в теплой мыльной воде, а затем прополощите, но ни в коем случае не трите и не выжимайте. Просушите работу в вертикальном положении. После этого прогладьте утюгом с отпаривателем с изнаночной стороны через чистую белую ткань. На доску перед глажкой положите ещё одну белую ткань или простыню, чтобы избежать случайного окрашивания.

Готовую картину можно оформить в рамку для фотографий или купить специальный багет.

В первобытном обществе, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, уже появилось рукоделие . Предпосылкой к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды, или утепления обители. Таким образом, когда возникла необходимость скрепить шкуру мамонта, был сделан первый стежок, положивший начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.

Некоторое время развивалось только как средство сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях. У женщин всегда были проблемы с одеждой. Действительно, кому захочется выглядеть так же, как и все остальные? В стремлении выглядеть оригинальнее и выделяться из толпы, женщины стали осваивать вышивание и привносить в него что- то свое. Сначала они просто скрепляли шкуры по своему вкусу, составляя тем самым новые модели, а потом начали такими стежками украшать одежду.

С тех пор вышивка определяется как украшение разных уже готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути.

В каждой стране развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.

История вышивки крестом в России

Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.

Когда же Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала; когда рождался ребенок, непременным атрибутом были прекрасные работы рукодельниц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг например означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья и других жизненных благ. Часто вышивальщицы изображали мифических животных и райских птиц. Одежды знатных людей были расшиты шелками, золотом и другими безумно дорогими материалами.

В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось для убранства царского престола. Это покрывало было вышито серебряными и золотыми нитями, бархатом и драгоценными камнями. Из- за тщательного ухода за этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней.

В начале 18 века вышивать стали и крестьянки. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц-крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. С семи лет девочки в крестьянских семьях начинали заготавливать себе приданое. Этого могли быть , покрывала, одежда на несколько лет вперед. Перед свадьбой на всеобщее обозрение выставлялись все работы, изготовленные за несколько лет невестой. Таким образом оценивалось мастерство, прилежность и аккуратность девушки.

Выделяется две группы вышивок: вышивки средней полосы России и вышивки северной части России. Каждая группа имеет свои особенности. Так, например, вышивки средней полосы отличаются яркостью, разнообразием цветов и узоров, а вышивки северной части выполнялись красными нитями по белой ткани. Поскольку в начале второго тысячелетия Русь находилась в очень тесных отношениях с Византией, эта страна оказывала огромное влияние на культуру России. Таким образом, постепенно происходило развитие такого искусства, как вышивка, преумножая культурное богатство нашей родины.

История вышивания крестом в современности

В настоящее время продолжается развитие одного из старейших искусств, доживших до наших дней. Множество мастериц продолжают дело своих предков, не забывая старые традиции и создавая новые. Миллионы людей любуются на огромные, ужасно дорогие гобелены, на создание которых потрачены многие недели и огромное количество ниток. Выделиться из толпы мечтают абсолютно все, но не стоит забывать, что можно просто украсить свою одежду вышивкой, которая придаст ей оригинальность и изысканность на зависть окружающим. Модников не пугает сложность ухода за этим бесценным украшением, они внимательно соблюдают все инструкции и предписания по уходу за такой красотой.

Сейчас вышивать узоры стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу, даже позолоченную. Можно купить канву с узором, где уже сделана половина работы – нанесен рисунок и остается только вышить его, чем и занимаются тысячи человек.

Встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.

История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других - в Древней Греции.

В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.

История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.

Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов - очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь - количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.

История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.

В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.

История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.