Б. Духовная дружба

Приветствую Вас!

В первую очередь, призываю Вас обратиться к себе и искренне спросить:

Как я отношусь к своим друзьям?

Что я подразумеваю под словом "дружба"?

И главное, кого я считаю своими друзьями?

Предлагаю поговорить об этом прямо сейчас, потому что отсутствие истинной дружбы в жизни человека существенно снижает его шансы на достижение личной свободы и благополучия в жизни.

Хочу, чтобы вы обратили внимание на одну особенность, которая заключена в слове "друг".

Друг - это другой я . Пожалуйста, вдумайтесь в эту фразу. Друг - это другой я.

Так что же стоит за этим?

Представьте идеального друга. Какой он? Вы скажете: отзывчивый, заботливый, приветливый. Идеальный друг полностью разделяет Ваши интересы и стремления в жизни. Так ведь? Возможно, Вы к этому списку добавите ещё пару прилагательных. Но как Вы считаете, только лишь внешнее проявление заботы и совпадение интересов являются основой настоящей дружбы? Отнюдь.

"Другой я" означает не только проявление своих качеств в другом человеке. Но, в большей степени, это означает совпадение и слияние двух энергий . На уровне энергии вы становитесь одним целым, несмотря на внешние различия во внешности, манере одеваться, говорить и так далее.

Так вот. Думаю, Вы не раз замечали за собой, что, встретив незнакомого человека, Вы сразу чувствовали - это "мой человек". Причём даже не важно, идет ли речь о любви или дружбе.

В идеале в дружбе должна присутствовать любовь, а в любви дружба. Естественно, в рамках нашей темы я говорю о любви на уровне Вселенной, как любви к Богу. Но в конечном итоге, просвещённые люди приходят к осознанию, что эти два понятия есть одно и то же.

Ведь когда любишь человека, будь то это любовь к противоположному полу или любовь к родной матери, ты всегда стремишься помогать ей, то есть быть отзывчивым, заботливым, приветливым и т.д. Понимаете о чём я?

И только дружба, выросшая на почве духовного притяжения, способна творить то, что мы привыкли называть чудесами.


Знаете, такие отношения между людьми я называю "духовной дружбой". Она основана на вечных законах Вселенной, и поэтому ничто не может её разрушить. Сам Господь оберегает две души, которые объединились, чтобы идти вместе по пути развития и достижения глобальных целей.

Искренне желаю Вам обрести такого друга, потому что это настоящий Источник Вдохновения!

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней... И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится?

Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом... Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу... Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях , на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчете... Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества... Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху...

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее...

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь . И вот, истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. А духовная любовь есть пламя Божие. Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймет истинной дружбы и не сумеет осуществить ее, но он не поймет также ни верности, ни истинной жертвенности. Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа.

Нет истинной дружбы без любви, потому что именно любовь связывает людей. А истинная дружба есть свободная связь : в ней человек сразу — свободен и связан; и связь эта не нарушает и не уменьшает свободы, ибо она осуществляет ее; и свобода эта, осуществляя себя в привязанности, связывает человека с человеком в духе. Самая крепкая связь на земле есть свободная связь , если она слагается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется перед лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоящего брака и каждой здоровой семьи лежит свободная, духовная дружба. Истинная дружба, как и истинный брак, заключается в небесах и не расторгается на земле.

Если мы видим где-нибудь на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба свойственна только людям духа : это их дар, их достояние, их способ жизни. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими; их расчетливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма. Истинное единение людей возможно только в Божием луче, в духе и любви.

Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раскаленный уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. Но свет его светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

...человеческая любовь всегда требует понимания и взаимности....

Но излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. Холодный мрак поглощает все бесследно. Мертвая пустота не может дать ответа. Огонь стремится к огню и свет тянется к свету. И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

Истинная дружба начинается там, где излетевшая искра духа касается чужой огненной купины и воспринимается ею. За восприятием следует ответная искра, которая воспринимается первопославшим и вызывает в нем ответ на ответ.

Да, человеческая душа одинока на земле и часто страдает от этого. Она может почувствовать себя покинутой и заброшенной. Но дух человека не мирится с одиночеством. Он укореняется в Божественном, живет для Божьего дела, свободно рассылает свои искры, и никакие «стены» ему не страшны.

На свете есть много людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее беспомощно толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить ее, удовлетворяются земною страстною «любовью», обычно вынося из нее разочарование и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны к ней и что она для них достижима. Ибо самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку ;— и малейшая искра духовного обмена, в живой беседе, в искусстве, в совместном исследовании или созерцании;— и всякая попытка совместно помолиться единому Божеству единым воздыханием,— содержит уже начаток, зерно истинной дружбы.

Поэтому каждый из нас должен всю жизнь искать истинной дружбы, духовно строить ее и любовно беречь ее. Тогда он узнает, в чем состоит блаженство истинной верности и легкая естественность настоящей жертвы.

Хотите проверить свое отношение к ближним? Задайте себе вопрос: как много осталось у вас старых друзей?

Известный артист Вениамин Смехов в своей книге «Когда я был Атосом» вспоминает, что в 80-90-х годах XX века в списках самых популярных актеров он с удивлением не находил талантливейших. Первые места традиционно доставались героям « » и «Гардемаринов». Причина подобного выбора публики ясна: предпочтение отдавалось фильмам, в которых изображались крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка - то, чего не хватает современному обществу.

Так или иначе, но наверняка почти каждый из нас признает, что близкая, единомышленная дружба - великое сокровище. И в определенные моменты жизни это может быть особенно значимо для нас. Вопрос только в том, возможно ли действительно обрести подлинную дружбу.

Прежде всего, заметим, что в душу человека изначально заложены две потребности - общения с Богом и общения друг с другом. Дерево не может жить без солнца. Так и человек без Бога не имеет подлинной жизни, и это выражается в ощущении душой какой-то недостаточности, нехватки чего-то высшего, истинного, подлинного. Но и если дерево растет одно, оно легко становится жертвой неблагоприятных погодных условий, допустим, сильного ветра. Человек без друзей терпит бедствия с особенной сокрушающей силой, и душа чувствует свое одиночество, покинутость в мире земном.

Замечали ли вы, что после общения с друзьями настроение всегда повышается и появляются силы и вдохновение для совершения своих ежедневных работ? Общность и общение, единство и радость от единодушия всегда пробуждают интерес к жизни.

Для каждого из нас большое значение имеет не только теплое слово близких людей, но и просто их присутствие рядом. Общность с ближними - это глубокое чувство взаимосвязи с другими. Оно поддерживается как словом, так и нахождением вблизи с любимыми тобой и любящими тебя людьми. И когда рядом долго нет никого близкого тебе, душа начинает тосковать, чувствуя свое одиночество.

Итак, друзья - это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом безжалостном мире, и потому подлинная - действительно сокровище. В жизни часто бывает, что родственные узы между братьями и сестрами крепки, пока живы родители. Когда же их уже нет, родные забывают друг друга, и более прочными узами часто становятся именно дружеские.

Тесная дружба связывала первых христиан, когда чадами Церкви становились исключительно те, кто всем сердцем принимал веру Христову. «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14), - говорит Господь апостолам. Называя их Своими друзьями, Он соединяет их самих тесными узами дружбы. Отсутствие же друзей или нежелание дружбы часто связано с эгоизмом, такой человек ориентирован только на себя, никто другой ему уже не нужен.

Зададимся вопросом: а что такое вообще подлинная дружба? И кто это - друг? Ведь одно дело - найти человека, разделяющего твои интересы, другое - встретить того, кого бы ты «взял в разведку». Дружба - это не просто навык общения с кем-либо; в подлинной дружбе есть особая близость и родственность душ, из которых естественно вытекают взаимное доверие и преданность.

В общении с людьми мы часто примериваем на себя какие-то маски, играем роли, испытываем какую-то натянутость и искусственность, взаимное отчуждение. Такое поведение обусловлено желанием завоевать авторитет у того, кто для тебя изначально не друг. Так вот, подлинный друг - это тот, с кем мы бываем самими собой, с кем мы ведем себя просто и естественно, не принимая на себя какой-то напыщенной роли, не скрывая свойственных нам немощей и недостатков.

Подлинный друг - тот, чье критическое замечание мы не боимся принять, поскольку знаем, что это останется между нами, не выйдет наружу и не будет расплескиваться перед всяким встречным как содержимое помойного ведра. Друг не нанесет удара в спину. Настоящий друг есть тот, кому бы ты доверил свои тайны. Впрочем, подлинный друг не тот, кто настырно лезет во все твои тайны. Но если твой друг - настоящий, то ты и сам будешь делиться с ним сокровенным.

В древнерусских свадебных обрядах друг жениха готовил всё необходимое для брака, а по завершении бракосочетания сопровождал жениха и невесту в брачные покои, сам же оставался снаружи и сторожил дверь, чтобы никто не нарушил радости брачной ночи женившихся. Настоящий друг делает всё для того, чтобы состоялась радость близких ему людей.

Размышляя о жизни первоапостольской Церкви, говорил: «Друзья дороже отцов и сыновей. Вот дружба, когда кто не почитает своего своим, но принадлежащим ближнему, а собственность ближнего считает чуждою для себя; когда один так бережет жизнь другого, как свою собственную, а тот платит ему взаимно таким же расположением».

Таким образом, подлинная дружба, как, наверное, чувствует каждый, есть глубокая общность с полным доверием и откровенностью друг перед другом.

Но ведь не зря само слово «друг» по какой-то причине означает «другой», «иной, нежели я»? И сама суть дружбы заключается в том, что мое «я» расширяется, включая в себя другую жизнь, посредством чего внутренне обогащается и моя душа.

Известный религиозный философ отец Павел Флоренский говорил об искренней дружбе как о «созерцании себя через друга в Боге». Дружба хранит в себе многочисленные дары: взаимное воспитание, любовь, жертвенность, радость. Состояние «без друга», по наблюдению отца Павла, таинственным образом соприкасается с состоянием «без Бога». Там и здесь ощущается пустота, недостаточность.

И все-таки дружба не есть самоценность. Ведь ради дружбы не только бескорыстно помогали другим, но и грабили, убивали, а то и заканчивали жизнь самоубийством - прыгали с крыши многоэтажки, чтобы другу или подруге не было скучно разбиться. Вот почему святитель Григорий Богослов говорит: «Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека».

Дружба - это тесная общность двух или нескольких человек. Но, увы, не только высокие, но и низменные предметы объединяют людей, определяя глубину и характер взаимного общения.

Итак, - великая вещь, но, прежде всего, тогда, когда в самой дружбе присутствует Бог.

А вот случай, произошедший на одном из занятий психолога. Наполнившей зал аудитории психолог предложил эксперимент: «Представьте, что мы с вами находимся на корабле, давшем течь. Для спасения есть шлюпка, но места в ней всем не хватит. Поэтому давайте сейчас каждый по очереди будет вставать и аргументировать, почему именно он должен быть принят в шлюпку». И вот посетители лекции, проникшись ролью утопающих, один за другим стали доказывать: «Я еще молод, мне надо учиться, чтобы принести пользу обществу»; «У меня мама останется совсем одна, и некому будет о ней заботиться»; «А у меня дети, и без меня они не вырастут» - каждый по-своему хотел заслужить себе место в шлюпке. Но тут очередь дошла до православной девушки: «А я не хочу отнимать у других место в шлюпке. Я не боюсь смерти, потому что есть вечная жизнь. И вообще, давайте мы лучше помолимся святителю Николаю, чтобы он нас спас». Вот этого никак не ожидал психолог; растерявшись, он вдруг вспылил: «Вы мне мешаете проводить эксперимент, покиньте аудиторию». Так православная слушательница, высказавшая единственно правильный ответ, вынуждена была покинуть этот медленно идущий ко дну лекционный корабль.

На самом деле психолог хотел своим экспериментом объединить собравшихся людей для дальнейшей, как ему казалось, плодотворной работы. Отвечая, каждый должен был раскрыться перед другими, и так предполагалось, что аудитория станет более слаженной. Но увы, он не учел, что в процессе эксперимента один из участников откроет совершенно иные сферы, предложит иной, куда более возвышенный способ объединения.

В реальной жизни мотивы, цели и ценности, которые объединяют людей, могут быть самыми разными. Временно объединяют и алкоголь, и преступление, и разврат, но именно временно. Вавилонское столпотворение на какой-то миг объединило людей в их богоборческих планах, но в итоге привело к утрате единого языка, так что люди разучились понимать друг друга и, забыв о начатом деле, рассеялись по поднебесной.

Напротив, в священной книге Деяний апостолов мы читаем о том, как нисшедший к людям Святой Дух преобразил их и внутренне объединил. Новозаветная - это единение людей в благодати Божией, в результате чего люди, говорящие на разных языках, научились понимать друг друга, ибо приобщены к одной вере и одной благодатной жизни.

Христианин призван быть таким другом, который объединяет не только с собой, но и с Богом. Христианин призван включать в свою общность и единение с Богом своих друзей, делиться с ними этим сокровищем, как делятся с голодным куском хлеба или с жаждущим глотком воды.

В Евангелии упоминается одно из чудес Спасителя - исцеление расслабленного по вере его друзей. Представим бедственное положение этого человека. Парализовано тело, да и душа, вероятно, не имела особой духовной крепости. Тем не менее, забота о нем его близких была такой неотступной, что они не просто принесли его к месту проповеди Господа, но в виду многолюдства забрались на крышу, разобрали кровлю и спустили больного перед Спасителем, - так что в Евангелии мы читаем: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Христос прощает грехи больному по вере его друзей! А затем, в подтверждение Своих слов, исцеляет расслабленного. Вот что могут дружба и забота о ближнем - исходатайствовать у Бога прощение грехов и полное исцеление близкому человеку.

Увы, с годами многие наши дружеские связи ослабевают. И вместо любимых в детстве людей нас окружают не столько друзья, сколько сослуживцы, сотрудники по работе. Только вот еще древние греки считали общность двух деловых людей вовсе не дружбой, а лишь заинтересованностью в успехе общего дела. Все интересы общения теперь формируются вокруг профессиональных задач. Выходит, что «дружба - дружбой, а служба - службой»? Наверное, в каком-то смысле это неизбежно - на каждом этапе жизни иметь своих друзей: с одними ты объединен идеями беззаботного детства, с другими - проблемами института, с третьими - задачами рабочих будней.

Для христианина важно помнить тех, с кем был ты дружен и близок на протяжении предыдущих лет, любить их всем сердцем и от души молиться о них Богу, желая спасения души всем, кого Господь поставил рядом с тобой хотя бы в самом малом твоем возрасте.

Рэй Симпсон

Духовная дружба: Кельтский взгляд на духовное руководство

(Ray Simpson. Soul Friendship: Celtic Insight into Spiritual Mentoring. – London, Hodder & Stoughton, 1999)

Введение. Жизнь - это путешествие:

От нереального к реальному (или - от ненастоящего к настоящему, в духовном плане);
- От незнания себя к знанию себя;
- От внутренней раздробности к цельности;
- От потерянности в лабиринте к нахождению внутреннего компаса;
- От эгоцентризма к перенесения центра внимания на других людей;
- От рассеянности к размышлению, созерцанию;
- От зависимости к свободе;
- От идолатрии (поклонения идолам) к служению Богу и людям.

Жизненное путешествие – это:

  • Развитие целостной личностности;
  • Измерение глубин жизни;
  • Нахождение центра личности;
  • Освобождение от ложных взглядов на жизнь;
  • Учение дружбе;
  • Путь самоосознания и знания прошлого;
  • Путешествие через боль, скуку и страх к свету;
  • Приготовление к вечной жизни.

В разных духовных традициях различные аспекты этого путешествия обозначаются разными словами:

Просвещение;
- Обращение;
- Актуализация;
- Транцсендирование;
- Индивидуализация;
- Смерть и воскресение.

Еще,все эти традиции видят путешествие как движение от:

Страха к доверию;
- Тьмы к свету;
- Отчаяния к надежде;
- Разделения к единству;
- Ненависти к любви.

Путешествие по жизни полно поражений, также как и побед. Некоторым людям жизнь кажется тупиком. Такие люди говорят: “Остановите землю, я хочу сойти!”

Для того, чтобы найти свой путь и остаться на нем нам нужна помощь - человек, у которого есть опыт такого путешествия - особый друг, кто сопровождает нас сквозь препятствия, распознает и отметает ложные ценности, кто переживает Божественную мудрость и любовь как постоянный источник, кто всегда рядом.

Такого особого друга, который сопровождает на пути в разных культурных традициях называют по-разному:

Учитель;
- молитвенник;
- спутник;
- гуру;
- духовных наставник;
- проводник;
- слушатель;
- духовный восприемник;
- исповедник;
- поручатель;
- советник.

В начале христианской эры у ирландцев появилось имя для такой личности – анамчара . Анам на гэльском – значит душа , кара друг . Буквально,анамчара значит друг души . Кельтская традиция (а, со времени принятия кельтами христианства, она в большой степени основывается на библейской традиции) – исповедует целостностность личности, где душа не есть часть личности, как у греков, мышление которых разделило духовное и материальное, а душа значит для них цельную личность: тело, сознание и дух (Выделение жирным шрифтом мое – Н.Р.).

Анамчара был человеком, с которым вы могли говорить на самые разные темы, открывать самые потаенные уголки вашей души, ломая преграды условности и собственного эгоизма на пути к вечному единству вашей души.

Часть первая. Потребность.

Глава 1. Почему возник интерес к кельтской дружбе?

1. Интерес к “Кельтской дружбе” (как и всему “кельтскому”) более менее постоянен на Британских Островах. Знаменитое высказывание кельтской святой: “Человек без душевного друга подобен телу без головы” (Св. Бригит из Килдэ).

2. Широкое распространение нового всплеска интереса к духовности. С 90-х. гг. XX в. проявился повышенный интерес к духовности среди невоцерковленных людей. Люди ищут ее в природе, первобытных религиях, движениях “нью-эйдж”, восточных философиях, мифологии, музыкальных и медитационных центрах. Воцерковленные люди, также, ищут такой тип духовности, который они не могут найти в их церквях. Зачастую этот поиск болезнен. Поколение вопрошает, ищет мудрых людей, укорененных в своей традиции, кто мог бы помочь в этих поисках.

3. Когда ускоряется темп жизни и увеличивается разнообразие доступного выбора возрастает потребность критически переосмыслить ценности.

4. Духовное руководство.

5. Прошлые и настоящие общества признавали необходимость в особых просвещенных помощниках. Их примеры мы находим во всех религиях: шаман первобытного племени, гуру у индусов, мастер в дзен-буддизме, раввин у евреев, астролог в сегодняшнем “нью-эйдже”. В России называютстарцем святого отшельника, к которому паломники обращаются за советом.

6. Душевные друзья объемлют те сферы жизни, куда другим нет доступа.

8. Духовное руководство, практикующееся в последнее время стало слишком узким, ограниченным.

9. Новые христиане не знают, как найти душевного друга.

10. Традиционных духовных руководителей притягивает Кельтский путь.

Глава 2. Быть душевным другом – новый призыв? (в дальнейшем – д.д.)

1. Почему я могу стать душевным другом?
2. Роль душевного друга. Кельтская традиция душевной дружбы распространяется на все аспекты жизни, и духовное здесь не разделено с практическим. Это принцип. Душевный друг способен заметить дисбаланс между телом, сознанием и духом, в работе и отдыхе, общении и тишине, и способен помочь выправить этот дисбаланс. В Британии считается, что душевного друга надо искать и это событие открытия. Кем вы являетесь (а не какое место в социальной лестнице занимаете) – вот ключ к такой дружбе. Душевные друзья появляются из той невидимой общности людей кто ежедневно ищет как быть лучшим другом Богу и Божьим созданиям, и кто сам путешествует по жизни с душевным другом. В книге “Сердце молитвы” францисканский монах брат Рамон из Уэльса рассматривает призвание д.д. между мирянами. Он пишет: “Мужчины и женщины, принадлежащие разным ветвям христианских церквей все более сознают кто они, в чем заключается традиция духовной дружбы, которую они поддерживают, и что у них есть дар и любовь к братьям и сестрам проявлять себя каналами Святого Духа, чтобы поддерживать Божественную Церковь. Они не посвящены в духовный сан, не принадлежат церковной иерархии...”. Есть много христиан – воцерковленных, или вне церковных стен, у кого никогда не было духовного наставника, но они все более видят ценность душевной дружбы.

Часть вторая. Душевная дружба в Кельтской традиции.

Глава 3. Взаимосвязь – Иоанн и библейский взгляд на душевную дружбу.

1. Первый век, в течение и после земной жизни Христа. Кельтские христиане были пропитаны Библией, которая учит о дружбе на глубочайшем уровне. Они любили Евангелие от Иоанна, которое изображает Иоанна как душевного друга Иисуса. Хотя слово anamchara в то время еще не использовалось, Иоанн описывается как “любимый ученик Христа”. В “Кармина Гаделика” (“Carmina Gadelica” ) - сборнике молитв и поэм Западных Островов Шотландии, собранные в XIX в. Александром Кармикаелем (Alexander Carmichael), Иоанн упоминается как “Апостол любви”, приемный сын Марии, приемный брат Христа. Именно он был у Креста Голгофы с Матерью, которой Он сказал: “Это твой сын”. А Иоанну: “Это твоя мать” (Иоанн 19:26,27). Иисус всем нам говорит: “Придите ко мне, и вы тоже войдете в мою семью”. Поэтому, для всех последующих поколений верующих Иоанн остался “приемным братом Христа”. Последнее завещание Иоанна перед смертью было: “Дети, любите друг друга”. – “Что еще?” - спрашивали его снова и снова. – “Этого достаточно, потому что это Божья заповедь”. Любовь была сущностью дружбы Иоанна. Он стал духовным отцом для многих поколений верующих, и для Кельтских Христиан он, также, - духовный отец.

2. Иоанн как душевный друг. Иоанн повторяет за Христом, когда говорит апостолам: “Я не зову вас больше слугами, но друзьями” (Иоанн 15:15). Взаимосвязь, которую мы ощутили в библейской душевной дружбе, такой как у Иисуса и Иоанна, не прекратилась с ними. Она существовала, например, между Патриком и Бригит, как повествует нам “Книга Ангелов” VIII в. “Так велика дружба и любовь к ближнему, что они были одним сердцем и одной душой”. Мы, которые называем себя “осиротевшим” поколением, можем многому поучится от Иоанна.

3. Троица как источник дружбы. Иоанн помог нам понять, что источником любви, который открывает возможность душевной дружбы, является безграничная любовь Трех Личностей в Боге. Он изображает Троицу как вечное течение дружбы. Дружба – это природа Бога. Бог выражает любовь в трех лицах.

(Иоанн 17:24)
(Иоанн, 15:26; 16:14)
(Иоанн 15:9)
(Иоанн 14:1-11)
(Иоанн 15:18-23)
(Иоанн 14:16-17)

Он использует греческое слово Параклетос для Святого Духа, которое означает того, кто всегда пребывает рядом с тобой.

4. Дружба в Библии. Ценность библейской дружбы может быть найдена в ранних библейских временах. Моисей и Джошуа, Давид и Джонатан, Руфь и Наоми, Барнабус и Саул, Павел и Тимофей, и женщины, такие как Халда (2 Царей 22:14) являются примерами Писания. Их ценность признается в библейском высказывании: “И бывает друг более привязанный нежели брат” (Причти 18:24).

(1 Фесс. 5:11)
(Гал. 6:2)
(Рим. 15:14)
(2 Тим. 2:5)
(1 Кор. 12:28)

5. Мудрость дружбы.

6. Дружба, укорененная в Божьей любви. В начале Библии мы узнаем, что Бог решил: “Сотворим человека по образу и подобию Нашему” (Бытие 1:26). Вот почему, когда Иисуса попросили назвать две главные заповеди, которые Бог дал Моисею, он выбрал эти две: “Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всей душой и всем помышлением твоим”; и вторая наибольшая заповедь: “Люби своего ближнего, как самого себя” (Марк 12:29-31).

Глава 4. Обособленность – взгляд Отцов-пустынников на дружбу.

1. От третьего к пятому веку после Христа.
2. Отшельники Павел и Антоний.
3. Дружеские отношения между пустынножителями.
4. Келья.
5. Обособленность.
6. Страсти.
7. Отрицательные качества.
8. Пустыня и душевный друг.

Глава 5. Эзотерические знания: дохристианский взгляд на душевную дружбу.

1. До Христа к шестому столетию после него.
2. Роль друидов и бардов.
3. Что христиане отрицали в язычестве друидов.
4. Что кельты переняли от языческих друидов.
5. Чему мы можем научиться от эзотериков (“визионеров”).
- знать целую картину (о взаимодополнении знаний духовного и материального мирах);
- принести духовное знание в этот мир;
- призывать людей идти дальше эзотерических знаний;
- ценить роль д.д. в жизни обществе;
- хранить и укреплять христианскую память;
- тщательно анализировать взгляды духовных путеводителей нашего общества;
- побеждать на нео-языческой арене.
6. Рассказывание историй.
7. Заключение.

Глава 6. Пронициательность (умение различать, распознавать) – взгляд Св. Моргана на душевную дружбу.

1. Четвертое и пятое столетия после Христа.
2. Что в учении Моргана является основой проницательности?
- изучать волю Бога по жизни и учению Христа;
- разумно оценивать хорошие и плохие последствия;
- молиться о намерениях;
- чувствовать принесут ли ваши действия мир или тревогу.
3. четыре вещи, которые мешают проницательности:
- грех связывает;
- грех множится;
- грех ослепляет;
- грех разделяет.
4. Взгляд Игнатия на проницательность.

Глава 7. Воспитание. Ирландский взгляд на д.д.

1. Пятый и восьмой века после Христа.
2. Д.д. для молодых людей.
3. Душевная дружба в монашеской традиции.
4. Патрик 390-461.
5. Чаран 512-545: “Полное единство между нами”.
6. Ита около 570: “Кормилица святых”.
7. Финдбарр 560-610. Воскрешение вместе.
8. Маедок 626: “Душевная дружба - это дар”.
9. Самтанн 739: “Молитвенный путеводитель”.

Глава 8. Верность. Британские взгляды на дружбу.

1. С пятого по седьмой века после Христа.
2. Ниниан, пятый век: “Достойно, чтобы душу назвали другом”.
3. Давид и брат Аидан, шестой век: “Одним сознанием и стремлением”.
4. Дружеские отношения Аидана с англичанами, седьмой век.
- Освальд;
- Озвин;
- Хильда.
5. Кавберт и Бойзил: “Он знал о нем все”.
6. Кавберт как душевный друг.
7. Связи отшельников: Кавберт и Герберт.

Глава 9. Пустыня. Взгляд отшельников на д.д.

1. Пятый – седьмой века после Христа.
2. Кевин и наши потаенные монстры.
3. Ирландский Иоанн Креститель.
4. Вместе сквозь дикие места.

Глава 10. Пророк – взгляд Коламбы на д.д.

1. Шестой век после Христа.
2. Коламба и Либран.
3. Чаран (512-45) и пророчество о дереве, широко раскинувшем свои ветви.
4. Самтанн 739 и пророчество великого пламени.

Глава 11. Испытания на пригодность – взгляд Колумбануса на д.д.

1. Шестой и седьмой века после Христа.
2. Программа тренингов. Восемь препятствий:
- обжорство;
- скупость, жадность;
- ярость, гнев;
- жалость к себе;
- вожделение, похоть;
- слабость, вялость;
- суета, тщета, тщеславие;
- гордыня.
3. Епитимья.
4. Покаяние сегодня?
5. Исповедь и печаль, сожаление.

Глава 12. Порядок (Правила). Поздние ирландские монашеские взгляды на д.д.

1. От восьмого к десятому векам после Христа.
2. Правило Чарана (седьмой или восьмой век).
3. Правило Комголла (конец восьмого века).
4. Правило Толлохта (восьмой век).
- приготовление для д.д.;
- основа д.д.;
- опасности, риски д.д.;
- когда д.д. заканчивается;
- перемена д.д.
- а что ты представляешь из себя как душевный друг?
5. С пятого века – Правило Св. Кафеджа – цельность, целостность, честность.

Глава 13. Искусство – взгляды Аэлреда на д.д.

1. Двенадцатый век после Христа.
Выдержки:
Книга 1: вопросы об общей дружбе;
Книга 2: благословение дружбы;
Книга 3. Условия, ограничения и плоды дружбы.
- отбор;
- испытание;
- доступ, вход;
- гармония.
2. Личный пример д.д

Глава 14. Умирание – д.д у небесных дверей

1. Шестой, седьмой и девятый века после Христа.
2. Учится принимать смерть как друга.
3. Молитвы д.д у смертного ложа.
4. Присутствие д.д у смертного ложа.
5. Когда д.д не может присутствовать при смерти искателя.
6. Библейские примеры.
7. Позднейшие примеры.
8. Пример Моненна.
9. Ангелы как д.д.

© Румянцева Н. А., перевод, 2004
© Hodder & Stoughton (London), 1999
© Ray Simpson