Упражнения на развитие высоты голоса у дошкольников. Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса. Упражнения по развитию

Упражнения для "раскрепощения" мышц шеи и плечевого пояса

1. Упражнения для мышц плечевого пояса

Выполняется без музыки

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

2. Упражнения для мышц шеи

Выполняется без музыки

Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед - вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

5. Круговые медленные движения головой.

"Пчелка"

Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах ("маленькие крылышки").

На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу ("пчелка машет крылышками"). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

"Ёлочка"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны - "ёлочка".

В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

1 - 4 такты - в стороны - вниз;

5 - 8 такты - в стороны;

9 - 12 такты - в стороны - вверх;

13 - 16 такты - вверх.

В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

"Качели"

Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

"Месяц"

На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

На второе предложение - качание вытянутых вверх рук над головой.

"Куница"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение - медленное вращение головой вправо.

На второе предложение - медленное вращение головой влево.

Игры и упражнения для развития дыхания

1. "Веселый паровозик"

Детям дается установка: "Чей паровозик дольше проедет?" Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога "паровозик едет": "Чух-чух-чух..." так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

2. "Воздушные шарики"

Детям предлагается "надуть воздушные шарики" (дыхание короткое через нос). Сначала "надуваем шарик", затем со звуком "тс-с-с..." - "сдуваем", делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3. "Сердитая муха"

Муха "жужжит над ухом": "Дз-з-з..." на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4. "На колок"

Держать свое тело в положении "на колок" - это значит как бы "надеть" его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, "надеть" на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея - свободными.

5. "Свеча"

Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 - 2 см; длиной - 7 - 10 см) и дуть на нее (это "свеча") с тем, чтобы "положить пламя свечи" и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

6. "Звукоподражатель"

Воспроизвести звуки природы:

Свистит ветер - ссссссс

Шумит лес - шшшшш

Звенит комар - зззззз

Жужжит пчела - жжжжж

7. "Насос"

1 вариант

У детей в руках "насос". Они накачивают "шину", сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

2 вариант

Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать "резинового человечка" (куклу). Второй - сидит на корточках. Он ненадутый "резиновый человечек" (кукла). Слышен звук насоса - "человечек" поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда "человечек" надут до отказа, тогда "выдергивается шланг", и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а "человечек" возвращается в свое исходное положение.

8. "Дирижер" (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог - "дирижер" поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. "Дирижер" держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук "дирижера" дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

9. "Быстро - медленно" (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро - коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные "с", "ш", "ф".

10. "Попеременное дыхание" (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

11. "Мороз" (для равномерного выдоха)

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и "отогрелись".

12. Упражнение на сохранение вдоха

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра "резиновый круг". Этот "резиновый круг" не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 - вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 - задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 - выдох, наклон вперед, опуская руки.

14."Ладошки"

Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох - с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

15. "Кошечка" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох - выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох - возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

16. "Ушки" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох - наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох - через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

17. "Синьор Помидор" (по М.Л. Лазареву)

Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой "выжимают" грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

Артикуляционная гимнастика с музыкой

1. Гимнастика для жевательных мышц

1 - 2 такты - два раза открыть рот и закрыть

3 - 4 такты - два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

5 такт - открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт - открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 - 8 такты - движения нижней челюсти вправо и влево

2. Гимнастика для губ

1 - 8 такты - чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

9 - 12 такты - чередовать оскал верхних и нижних зубов

13 - 14 такты - плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

15 такт - верхними зубами покусать нижнюю губу

16 такт - нижними зубами покусать верхнюю губу

18 - 20 такты - круглые губы вытянуть вперед, "рупор", вернуть в исходное положение

3. Гимнастика для языка и губ

1 - 4 такты - "Улыбка" - растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

5 - 8 такты - "Забор" - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

9 - 12 такты - "Трубочка" - вытянуть губы вперед трубочкой

13 - 16 такты - "Лопатка" - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

17 - 20 такты - наказать непослушный язычок - чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "ПП - ПГГ"

21 - 24 такты - удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

25 - 28 такты - "Иголочка" - рот широко открыт, показать узенький язычок

29 - 32 такты - наказать язык

1 - 4 такты - "Качели" - при открытом рте движение языка вверх - вниз (4 раза)

5 - 8 такты - "Барабанщики" - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д", сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

9 - 12 такты - "Орешек" - узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

13 - 20 такты - "Дощечка" - широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

21 - 24 такты - "Мартышка" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

25 - 27 такты - "Бульдог" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

29 - 32 такты - "Грибок" - рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

33 - 36 такты - "Колесо" - рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа - налево и наоборот

Артикуляционные сказки

1. "Теремок"

"Хоботок" - вытянуть губы вперед и вращать ими

В доме есть три маленьких круглых окошка

"Окошко" - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь

"Оскал" - показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

Стены у дома были красивые

"Покрасить стенки" - кончиком языка погладить щеки

Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо - влево, вправо - влево

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике

Движение нижней челюстью вправо - влево

Дверь то открывалась, то закрывалась

Рот открывать и закрывать

Даже труба на крыше закачалась

Хоботок вправо - влево

Вдруг дом рухнул и рассыпался

"Худышка" - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова не смогла сказать от расстройства

Закусить нижнюю губу

Прискакала лягушка - подружка и говорит: "Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!"

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

Улыбка

2. "Сказка про гнома"

Язык вверх - вниз

Поел вкусное варенье и побежал гулять

Перелез через забор

"Забор" - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

Скатился с горки

"Горка" - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

Нос поморщить

Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

"Горка"

Перелез через забор

"Забор"

И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

С-с-с

Умылся, почистил зубы

"Щетка" - кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Задул на ночь свечу

"Трубочка" - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке "У"

И лег спать

"Лопатка" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

3. "Маша и медведь"

"Толстячок" - надуть щеки

На столе чашки стоят.

"Чашечка" - боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

"Лопатка" - пожевать края языка

Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

Нахмуриться

"Чашечка"

Блины в тарелке остывают с вареньем

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Медведь улыбнулся и говорит: "Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!"

"Улыбка"

Посадил Машу в санки и повез в деревню

"Санки"

4. "Колобок"

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

"Катушка" - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык "выкатывается" вперед, затем убирается вглубь рта

Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

Язык перешагивает через зубы

Открыл ставни и свесил ножки на улицу

"Лопата"- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

"Оскал"

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался волк, поводил носом вправо - влево: "вкусно пахнет"

"Хоботок"

Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

Вытянуть язык "иголочкой" к носу

А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

Прикусить язык

Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

"Оскал"

Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

5. "Делу время, потехе час"

"Иголочка" - сильно потянуть кончик языка вперед

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

"Лопата" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. "Тук, тук, тук. Тук, тук, тук". Качели получились на славу!

"Молоток" - открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д"

Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли - красную, желтую, зеленую - и покрасили качели

"Маляр" - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели - идет индюшка-болтушка.

Что вы делаете?, - спрашивает

На качелях качаемся. Иди, с нами играть будешь

"Улыбка"

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что услышав эти звуки, к ним подошла большая, мудрая лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях

"Лошадка" - цоканье языком

Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно, со скрипом стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз...

"Качели"

Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

"Улыбка"

6. "Сказка про котенка"

"Киска" - широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Затем умылся, облизав свою мордочку, сначала от усов к носу, а потом наоборот

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Взял в лапы зубную щетку, почистил зубки. И пошел искать друга

"Щетка" - широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Шел-шел, шел-шел, по тропинке и по травке, по кочкам и по лужам, видит: грибок растет.

Грибок, будь моим другом!, - попросил котенок.

Не могу, я бегать не умею, - грустно сказал грибок

"Грибок" - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка - его ножку

"Лошадка" - цоканье языком

Тпру-тпру, остановись, лошадка", - громко закричал котенок и потом робко попросил: "Будь моим другом!" Но лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше

"Фырканье" - широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки на раздувались, язык не зажимался зубами

"Индюк" - широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. "Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе", - подумал котенок и пошел дальше

"Дятел" - кончиком языка стучать за зубами и произносить "д-д-д"

Идет по дорожке. Вдруг видит, щенок сидит и плачет.

О чем ты плачешь? Давай дружить!, - предложил котенок. Обрадовался щенок, громко залаял и побежал за котенком, весело виляя хвостиком

"Улыбка"

Вокальные упражнения

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да - наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча - очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща - ловим щуку и леща.

Ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Усь-усь-усь - быстро с горки качусь.

Ма-ма-ма - пришла Зимушка-зима.

« ГРОМКО – ТИХО »

Цель : Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование : Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход : Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«ИДИ ТЕ С НАМИ ИГРАТЬ »

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

« НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ »

Цель : Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование : Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход : Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

« ДУЕТ ВЕТЕР »

Цель : Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование : 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

«СКАЖИ НА УШКО»

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

«БЫСТРО И МЕДЛЕННО»

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

«ПЕРЕБЕЖКИ»

Оборудование . Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору “Ay, ay, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: “Ay, ay, Вова”, и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

«ВЬЮГА»

Оборудование . Сюжетная картинка “Вьюга”.

Описание игры . Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя “Вьюга начинается” тихо говорят: у-у-у…; по сигналу “Вьюга кончается” говорят тише; по сигналу “Вьюга закончилась” замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

«КТО КОГО?»

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

«ДУЕТ ВЕТЕР»

Описание игры . Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: “Пошли мы летом на прогулку в лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки”. Педагог и дети останавливаются. “Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: “Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…” - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

«МЕДВЕДЬ И ЁЛКА»

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры . Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк.Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Оборудование . Маски животных.

Описание игры . Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

« ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ »

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

«КАРУСЕЛИ»

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

«ГРОМКО – ШЕПОТОМ»

Цель : учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

«ЛЕСНЫЕ ТРОПИНКИ»

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто – то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).

«ПАРОВОЗ»

Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.

«ЗАЙЧИКИ»

Зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.

Голос – это не только оружие профессиональных певцов, но и обычных людей. Сильный и хорошо поставленный голос уже самим звучанием располагает к себе людей, поэтому «акулы» бизнеса умеют привлечь партнера одной речью. Работа вокалиста по уровню нагрузки может приравниваться к физическому труду грузчика.

Развитие с психологической стороны

Звучание речи передает эмоциональное состояние человека, его уверенность или страхи. Даже когда человек не замечает, голос передает окружающим его характер и редко лжет. Мало какого работодателя заинтересует сотрудничество с неуверенным работником, которого всегда плохо слышно.

Всем людям от рождения дан сильный и уникальный голос. Удивительно, но на фоне городского шума, окружающего людей, вместо того, чтобы перекричать этот шум, в обществе стало уместнее говорить в «пол тона». Однако сложно перебороть боязнь привлечь лишнее внимание, если говорить более громко и четко. Поэтому развивать голосовые связки необходимо не только для тренировки голоса для пения, но и для повседневных ситуаций.

Всем известно, что одним из ключевых факторов успешной карьеры является умение говорить. Дело не только в грамотности речи, но и в ее звучании. Чтобы получить расположение и уважение окружающих, недостаточно просто громко говорить. Уверенное звучание - это не крик, а спокойный и лаконичный тон. Для достижения такого результата проводятся, как групповые тренинги, так и индивидуальные занятия.

Развитие со стороны физического здоровья

Человек неосознанно настраивает звучание, используя диафрагму. Но наш организм не раскрывает все ее резервы. Дыхание насыщает организм кислородом, который должен все время обновляться, а не накапливаться. Постоянное блокирование звука делает наше дыхание не ровным, а прерывистым, что влияет на самочувствие. Чаще всего звук блокируется в стрессовых ситуациях, что отражается на физическом состоянии организма. Часто во время переживаний происходит надрыв голоса, что сопровождается затруднением дыхания, а, впоследствии, обмороком.

В стандартных и спокойных диалогах дыхание равномерное и спокойное. Поэтому необходимо тренировать голосовые данные, чтобы он не дрогнул в непривычной обстановке или стрессовой ситуации. Человек, особенно часто выступающий перед аудиторией, должен быть уверен в своем голосе, чтобы не заострять внимание на его звучании.

Даже после первых тренировок голосовых связок можно почувствовать жжение и напряжение, как и после физических упражнений. Данный факт указывает на то, что в повседневной жизни голосовые связки почти не напрягаются. Голос можно «натренировать», как и другие мышцы.

  1. Центральным органом, участвующим в формировании звука, является диафрагма. Она считается «источником» звуков. Для тренировки дыхания разработано множество методик гимнастики.
  2. Если правильно наладить озвученное дыхание, то впоследствии на него, как на основу, ложатся все остальные аспекты звучания. Среди многообразия видов дыхательной гимнастики работают только те, что предназначены конкретно для решения этой задачи.
  3. Основа для красивого голоса - это, в первую очередь, здоровье. Соблюдение элементарного режима, правильное питание и т. д. Ведь он тоже – часть организма, как и остальные составляющие, и он также поддается воздействию на внешние факторы. К примеру, те же заболевания могут на долгое время повредить голосовые связки, нормальную работу которых не всегда возможно восстановить.
  4. Кроме физических препятствий для развития, чаще проявляются психологические барьеры. Удивительно, но психологические зажимы голоса снимают при помощи физического воздействия.
  5. Если тело находится в напряжении, то голос также будет не устойчивым. Напряжение в мышцах передается и на голосовые связки, из-за чего повышается тон, он начинает дрожать.
  6. После длительных переговоров и дискуссий голосовые связки должны некоторое время быть в состоянии покоя.
  7. При его небольшом срыве можно проделать пару упражнений для расслабления всего тела.
  8. Исполнение песен в душе, караоке и т. п. очень благоприятно влияет на развитие голоса, особенно для пения. Связки, как и мышцы, нужно разогревать.

Внимание! Курение заметно понижает громкость голоса.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс


Упражнения для развития голоса

Несколько вокальных упражнений

Для начинающих исполнителей представлены для развития голоса для пения, которые устраняют дрожь, добавляют ему мощности и силы.

  • Рот открыть, как можно шире и опустить нижнюю челюсть. Губы расслабить, чтобы получился звук между «О» и «А». При произношении «Р» гортань должна быть слегка приподнята. При протягивании «О» немного ее опустить. В итоге должен получиться звук «РО-О-О-О-О», который будет подниматься из груди.
  • Тот же звуковой ряд. Быстрый вдох и выдох. При выдохе должны сокращаться мышцы пресса. Подъем должен быть выше, чтобы звучание было глубже. Рот не закрыт, челюсть и шея – расслаблены.

Упражнения для тренировки дыхания

  1. Встаньте прямо. Руку опустите на живот, а другую – снизу грудной клетки. Сделайте глубокий вдох (носом), чтобы живот напрягся, а грудная клетка расширилась. После этого плавно выдохните, чтобы грудная клетка и живот вернулись в исходное положение.
  2. Плавно вдохнуть (с помощью носа) и задержать дыхание на 3-4 секунды. Выдох (через рот) должен быть неспешный и плавный.
  3. На плавном выдохе произнести ряд согласных звуков.
  4. Вести вслух счет, начиная от 1 до 6 на одном вдохе. Счет постепенно увеличивать.


Тренировки для приятного звучания

  • Занять положение стоя, расставить ноги по ширине плеч. Пару раз спокойно вдохнуть и выдохнуть, следующий вдох должен быть глубоким, а выдох резким и громким со звуком «ха»!
  • Сделайте глубокий вдох, а выдох должен быть протяжным со звуком «бом», «бон». Выходящие звуки нужно тянуть, чтобы поучилась легкая вибрация на уровне носа и верхней губы. Еще один вариант данного упражнения выполняется со звуками «мо-мо», «ми-ми», «му-му». Но эти слоги сначала произносятся быстро, а потом тянутся.
  • Высунутым языком нужно попытаться дотянуться до подбородка. В таком положении опустить голову вниз. Потом язык потянуть вверх, пытаясь достать им до кончика носа, а голову нужно поднимать.

Важно! Вышеперечисленные упражнения лучше походят для тренировок в утреннее время, достаточно и десятиминутных повторений.

Тренировки для мощности

  1. Упражнение, направленное на работу живота и грудной клетки. Сделайте вдох и выдох. На втором выдохе произносите плавно звук «м». Повторять три раза с последующим усилением.
  2. Язык поднять к небу, но не напрягать. Пробовать выговаривать звук «р». Звук будет похож на рычание тигра. Упражнение повторять три раза. После этого выговаривать около десяти слов с ярко выраженной буквой «р».

Внимание! Банальный рык на самом деле отлично тренирует энергичность голоса, а также уменьшает картавость.

Общеразвивающие тренировки

  • Приложите ладонь к уху и пойте, говорите. Таким образом появляется представление своего голоса со стороны. Достаточно максимум десяти минут ежедневно для этой тренировки.
  • Упражнение для передачи нагрузки горла на губы и диафрагму. Слог «кьюу» произносить с округленными губами, а остаток «икс» произносить с улыбкой, как можно шире. Делать тридцать повторов за одну тренировку. Это упражнение для выносливости голосовых связок, что отлично помогает при длительных выступлениях.
  • Поможет обрести интенсивное звучание и выносливость данное упражнение: чтение текста, но сначала без согласных, а потом, наоборот – без гласных.
  • Произносите слова, стараясь делать усилие в области живота. Произносить нужно, как бы выпуская гнев, открывать рот и делать упор на согласные. Такие манипуляции эмоциями в голосе позволят сделать его более красочным.

Важно! Все упражнения выполняются с ровной осанкой.

Заключение

Выражение «глаза – зеркало души» применимо и к голосу. По нашей речи можно определить место рождения, национальность, возраст и т. д. Самое главное в том, что по нему можно узнать о характере человека, его жизненную позицию.

Поэтому он является еще и оружием, как в профессиональной , так и в повседневной жизни.

Упражнения для развития голоса можно проводить как самостоятельно, так и брать уроки у специалистов. Какие тренировки будут эффективные: домашние или групповые – это индивидуальный выбор, который следует делать, исходя из конечной цели.

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. – начинается до появления на свет.
  2. – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

1. Ауканье

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

2. Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".

3. Вьюга

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

4. Гудок паровоза

Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

5. Маленькое привидение из Вазастана

Вспомним повесть А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: "У-у-у".

6. Пожарная машина

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".

7. Пионерский горн

Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту". ("Вставай - вставай, кровати заправляй!") А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.

13.Упражнения на выбор адекватной громкости

1. Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?

Ночь. Уснули улицы. Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям. Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер, В окна не стучись.

Л.Яхнин

Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею!

С.Маршак

Левой, правой! Левой, правой! На парад Идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, Барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый.

А.Барто

14.Диапазон и окрас голоса

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть -- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

1. Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.

3. Певучая речь (сильное подчеркивание гласных) - темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют "добряками". Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме "Джентльмены удачи" (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа - изменился и голос; это актерский талант).

4. Жёсткая речь – это речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными - преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.

Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя".

5. Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга Хлестакова из гоголевского "Ревизора".

7. Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.

8. Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов).

9. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона - неуравновешенность, отсутствие стабильности.

10. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов - глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа "Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то "круглое".

11. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Человеческий голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей организма и обстановки: во время беседы у мужчины эта величина от "до" первой октавы до "до" второй октавы, а у женщины - от "соль" второй октавы до "соль" третьей октавы; при чтении вслух у мужчины - от "соль" первой октавы до "соль" второй октавы, а у женщины - от "ля" второй октавы до "ля" третьей; при крике, возгласе у мужчины - от "до" третьей октавы до "ми" третьей октавы, у женщины - от "ми" четвертой октавы до "фа" четвертой октавы.

Для сопоставления заметим, что сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд" при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.

Продолжительность звука издаваемого человеком

Если средняя продолжительность одного звука (например, ноты "ля") без изменения тона и на одном дыхании для большинства людей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с.

Различные манеры говорить

Шепот

Проделайте небольшой эксперимент, в результате которого вы окажетесь без голоса. Положите пальцы на шею по обе стороны трахеи на уровне адамова яблока и сначала говорите обычным голосом. Вследствие трения воздуха о голосовые связки вы почувствуете вибрацию. Затем прошепчите что-нибудь. Голосовые связки перестают колебаться, хотя вы продолжаете говорить. Почему? Потому что в этом случае слова произносятся исключительно за счет выдыхаемого воздуха и движений рта.

Речь на вдохе

Мы всегда говорим на выдохе. Только в редких случаях мы это делаем на вдохе, произнося короткие слова, например "да" или "нет". Попробуйте поэкспериментировать и сделать свой голос очень звонким. Позвоните кому-нибудь из друзей и говорите с ним на вдохе. Ваш голос настолько изменится, что даже близкий знакомый вас не узнает.