Кукла баба яга в ступе своими руками. Мягкая игрушка Баба Яга своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Вариант из шишки и ореха

)
На основе русской народной куклы.

Материалы и крой

1. Прямоугольник из белого ситца 25 х 25 см.
2. Кроим из цветного ситца круг диаметром 32 см (это с учетом припусков).

3. Из цветного ситца прямоугольники:
4 см х 9 см - 2 шт. (ладошки)
16 см х 8 см - 1 шт. (душегрейка)
16 см х 10 см - 1 шт. (фартук).
4. Нитки белые и красные для наматывания деталей, подойдут швейные.
5. Толстая хлопковая нить белого цвета для присборивания юбки (прочная).
6. Лен или льняные нитки на волосы.
7. Втулка из картона (можно использовать втулку от туалетной бумаги или свернуть из картона полоску), высота 6-7 см, диаметр 5 см. Я беру втулки в хозяйственном магазине, где продают цветочные горшки.
8. Шпагат из пеньки.
9. Кусочек войлока круг диаметр 5 см под дно ступы. Диаметр будет равен диаметру втулки.
10. Палочка, я использовала палочку для суши, обрезаем ее до 15-16 см с острого конца. Тупой конец должен смотреть вниз и быть ровным.
11. Одна спичка. Отрезаем от нее конец 1 см.
12. Шпажка на метлу.
13. Клей "Момент универсальный".
14. 5 рублевая монетка.
15. Если Баба Яга будет без ступы, то нужен синтепон или вата. Я использовала небольшой кусок ваты на голову.
16. Прямоугольный треугольник со сторонами 15 см на платок.

Описание шитья тряпичной куклы "Баба Яга в ступе"

1. Ступа

Отрезаем нить из шпагата в несколько метров. Точная длина значение не имеет, если не хватит, всегда можно отрезать еще. Промазываем конец нити клеем "Момент" и приклеиваем его с внутренней стороны втулки. Наматываем нить на стенку втулки, продевая во внутрь, в каждом круге. С одной стороны приклеиваем или пришиваем войлок, диаметр совпадает с диаметром втулки. Ступа готова. Во внутрь должна свободно входить 5 рублевая монета.

2. Нос

Берем спичку и отламываем от нее кусок 1 см. Складываем белую ткань по диагонали и находим центр. Отступаем от центра на 1 - 2 см вставляем спичку вдоль диагонали и обматываем ее белой швейной нитью. Расправляем складки на ткани. У нас получился нос. Нос может быть из маленького комочка ваты.

3. Голова

Намазываем конец палочки для суши, который был острым, клеем и наматываем нитки в клубок. Диаметр клубка 2,5 см. На клубок сверху накладываем вату и заматываем ее слегка белой нитью для шитья. Концы нитки завязываем на четыре узла. Считалось в поверьях, что количество узлов и обмотки должно быть четным. Надеваем белую ткань, располагаем цент ткани на макушке головы. Приматываем белыми нитками на шее.

4. Нога

Вырезаем произвольно из любой ткани прямоугольник, он должен быть больше пятирублевой монеты в несколько раз. Заматываем в этот лоскут монету. Хвостик должен быть немного смещен от центра. Вставляем ровный тупой конец палочки на монету ровно по центру, обматываем палочку хвостиком из ткани и заматываем белой ниткой. Вот и "костяная нога" готова.

5. Ладошки и рукава

Складываем прямоугольник 5 см х 9 см вдоль на 4 части, срезами во внутрь. Заутюживаем. Складываем пополам. На прямоугольнике от головы, найти два боковых угла. Сложить ткань вдоль края на 0,5 см. Отогнуть краешек угла во внутрь, сгиб должен быть около 4 см. Вкладываем ладошку на сгиб, вынув краешек ладошки на 0,5-1 см. Присбориваем и заматываем нитью красного цвета. Завязываем узелки, концы обрезаем. Складываем нижние углы вдоль палочки и заматываем нитью белого цвета нижнюю половину рубашки.

Забыла сразу сделать фотографию, поэтому показываю уже после следующего этапа работы.

6. Душегрейка

Прямоугольник 16 х 8 см разрезать вдоль до середины. Отогнуть края. Узкий конец срезами во внутрь к центру. По широкому краю на спинке на 0,5 см.
Прикладываем душегрейку поверх рубашки двумя концами по переду. Перехлестываем правую половинку сверху. Заматываем белыми нитками на талии. Расправляем краешки.

7. Юбка

По краю круга из цветной ткани прокладываем строчку иглой и толстой прочной нитью. Отворачиваем припуск 1,5 см на изнанку. Оставляем концы нитки свободными. Если вы не планируете ставить куклу в ступу, то заполняем мешочек с юбкой синтепоном. Я синтепоном не стала заполнять, иначе кукла не влезла бы в ступу. Надеваем юбку с нижнего края на ногу и затягиваем нитку. Завязываем плотно на спинке на 4 узла. Концы нитки обрезаем. У меня диаметр круга был чуть меньше (кроила по тарелке), чтобы юбка не слетала, я пришила его к душегрейке и рубашке на талии вручную белой швейной нитью.

8. Волосы и платок

Наматываем льняную нитку на книгу по длинному краю. Снимаем нитки с книги. Завязываем нитью белого цвета на середине мотка. Пришиваем на макушке центр волос иглой и ниткой вручную простыми стежками. Разрезаем петли ниток на концы. Концы волос должны быть разной длины. Распределяем волосы на четыре части, две укладываем на спинке, по одной с боков по переду.
Загибаем длинный край на платке и повязываем его на голову, завязываем два узелка сверху надо лбом. Расправляем концы платка.

9. Фартук

У прямоугольника из цветной ткани 10х16 см заутюживаем длинные стороны на изнанку на 0,5 см и складываем его пополам. Прикладываем прямоугольник на талии по переду, срезом вниз, сгибом кверху. Присбориваем и заматываем шпагатом. Завязываем концы на спинке и оставляем свободными. Опускаем фартук вниз.

10. Поясок

Плетем косичку из шпагата. Я взяла 6 ниток длиной 40 см. Завязала на концах узел и сплела косу, затем отмерила 22-25 см и завязала второй узел. Повязываем поясок на талии, концы пояса спереди.

11. Метла

Отмеряем по ладошкам размер ручки метлы и сламываем острый край деревянной шпажки. Из шпагата вырезаем концы произвольно на метелку. Намазываем обломленный край шпажки клеем и прикладываем нитки шпагата по окружности шпажки. Заматываем белой нитью чуть выше середины длины ниток. Отворачиваем нитки в сторону края и заматываем их второй раз белой нитью, отступив от края на 0,5-1 см. Вставляем рукоять метлы в петли на ладошках.
Вместо шпагата на метелку можно взять лыко.

12. Вставляем Бабу Ягу в ступу, фартук и поясок не заправляем. Баба Яга в ступе готова.

Примечание.

Баба Яга обрядовая кукла приносит в дом достаток, добро и порядок. Делать эту куклу желательно на убывающей луне.
Баба Яга имеет свою большую предысторию, я не буду полностью ее пересказывать, расскажу только самое интересное, что я когда-то вычитала. Помните сказку про Жихарку, которого Баба Яга сажала на деревянную лопату. Так вот прототип Бабы Яги была ведунья, которая хранила знания предков. Когда рождался слабый, недоношенный ребенок его допекали. Она замешивала тесто и заворачивала младенца в это тесто. Клали младенца на деревянную лопату и совали в теплую (конечно остывшую) русскую печь. Ткань быстро высыхала и могла повредить кожу ребенка, а тесто сохло медленно, ребенок в тесте был скутан теплом весь.
А почему я подарю ее на 1 апреля соседке в деревне, я расскажу в хвастушках.


Во всех русских сказках обязательно присутствует незаменимый персонаж – Баба Яга.

Она живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие в детстве боялись, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным и смелым, и губит злых и завистливых людей.

Предлагаю вам сегодня пошить Бабу Ягу в чулочной технике, которая станет прекрасным оберегом вашего дома или дачного участка.

Всё, что вам понадобится для изготовления сказочной бабушки, это:

  • -капроновая ткань,
  • -синтепон,
  • -проволока,
  • -лоскуты ткани,
  • -остатки пряжи серого цвета,
  • -фурнитура глазки.

Шьётся Баба Яга так же, как и все изделия в чулочной технике, с помощью стяжки. Её можно сделать любого размера, в виде небольшого сувенира-оберега высотой в 10 см или средних размеров для дачного участка высотой от 50 см.

Итак, начинаем пошив с головы.

Нарвите стопку синтепона того размера, какая вам необходима для головы бабки. Обязательно заверните кусочки синтепона в один цельный кусок.

Затем с проволоки сделайте каркас для носа, с загнутым кончиком и крыльями.

Обмотайте каркас синтепоном.

Приложите каркас к синтепоновой заготовке под голову и пришейте её, чтобы зафиксировать в правильном положении.

Сформируйте из синтепона щёчки и подбородок.

Начинаем со стяжки носа. Для этого нитку, максимально подходящую по цвету к чулочному материалу, вводим справа налево в переносицу.

Прошиваем несколько раз и выводим иголку наискосок в нижнюю часть носа, формируя ноздри.

После прошивки двух ноздрей нитку отрезаем и вводим иголку над крылом носа, а выводим в ноздре. Прошиваем поочерёдно два крыла носа, чтобы придать им выразительности.

Дальше нитку отрезаем и вводим иглу в правую щеку сверху вниз. Прошиваем несколько раз в одни и те же точки, чтобы зафиксировать правильную форму. Оставляем длинный конец нитки, отрезаем иглу и вводим в другую щёчку.

Так же прошиваем несколько раз, а затем связываем между собой свободные концы нитей, максимально стянув их при этом.


Нижняя губа у неё немного оттопыренная, а верхняя впалая, так как бабка немолодая и практически беззубая.

Захватываем рукой верхнюю часть подбородка и прошиваем нижнюю губу.

Затем прошиваем верхнюю.

Слева на щеке можно сделать большую выпуклую родинку. Для этого небольшой кусочек синтепона засовываем во внутрь и прошиваем ниткой, обматывая её вокруг шарика.

Прошиваем места для глаз, выводя иглу на затылок головы.


С помощью клеевого пистолета или полимерного клея приклеиваем глазки к лицу Бабуси Ягуси.

С помощью пряжи серого цвета делаем волосы. Для этого пряжу можно намотать на коробку подходящего размера, затем снять и пришить её к голове.

Вместо пряжи можно использовать искусственные волосы или остатки длинноворсного меха.

Голова готова, теперь нужно сделать ручки, ножки и туловище.

Ручки делаются так же, как и для кукол в чулочной технике. Сначала нужно из проволоки сделать каркас в виде руки, затем обмотать каждый пальчик синтепоном, обтянуть чулочной тканью и прошить.
Для того, чтобы сделать туловище, если бабка небольшого размера, можно использовать обычную пластиковую бутылку из под напитка или минеральной воды.

Если кукла большого размера, то возьмите обычный капроновый гольф, набейте его синтепоном. Сформируйте с помощью кусочков синтепона грудь и горб бабке.

Для ножек также можно взять два гольфа, набить их синтепоном и прошить саму стопу так, как шьются ножки для кукол в чулочной технике.

Сшейте все детали тела вместе.

Сшейте одёжку подходящего размера из лоскутов ткани разных цветов и оденьте на бабку. Одежда может быть слегка ассиметричная, цветастая, с заплатками.

На ноги можно связать красивые лапти.

Приклейте голову к туловищу.

Повяжите на голову Ягусе платок, а из веток и прутика смастерите метлу.

Для маленькой бабки метлу можно сделать, обмотав шпажку флористической лентой и приклеив пряжу коричневого цвета.

Можно из досок смастерить домик для Бабы Яги и поставить во дворе. Она будет защищать и оберегать ваш дом от нехороших людей и послужит красивым декоративным элементом.

Особенно интересно будет деткам жить со сказкой по соседству.

Любите ли вы Бабу Ягу так, как люблю её я?!

С детства знакомый персонаж русских сказок. Без нее и сказка - не сказка...Да и не злая она вовсе, чуть что - к кому Иван за помощью? А Баба Яга - завсегда пожалуйста - ни клубочков путеводных никогда не жалела, ни добрых советов. И накормит, и напоит, и в баньке попарит...А скольких младенцев бабуля допекла?! На Руси существовал обряд «допечения» или «перепечения» недоношеных или больных младенцев. Малыша заворачивали в тесто и на лопате помещали в тёплую печь, где малыш прогревался. Разумеется - не в огонь! Это у страха глаза велики - кто-то несведущий увидел, да и распустил слухи страшные. Проводила такой обряд обычно самая старшая женщина в семье или ведунья местная.

А вы знаете, что бабой на Руси называли только женщину, родившую хоть одну дочь?Те, у кого были только сыновья до старости молодухами назывались. У Бабы Яги, по разным сведениям, от 7 до 40! дочерей! Во как! Не даром - баба!И ведь ни разу она никого не съела, ни разу не навредила!Пугает - это да! Ну а как с нашим народом без строгости?!Так что Баба Яга в доме необходима - для порядку! Потому что если Бабы Яги нет - эту роль периодически на себя женщине брать приходится. А это вредно для женской сути, для нашего милого и доброго женского начала... Так что заведите себе Бабу Ягу - пусть она за порядком следит и домочадцев в строгости держит!

Предлагаю сделать куклу в традициях русских народных - мотанку. Для создания Бабы Яги понадобится ткань бежевая или белая - можно чаем-кофе затонировать, разные неяркие лоскутки на одежку, нитки для сматывания куклы.веточка женского дерева - для основы куклы, спичка - для носа, мешковина и льняные нитки - для лаптей, наполнитель для головы, веточки для метлы.

Итак, все начинается с носа! Берем квадратик ткани примерно 20х20 см и на центр кладем спичку (ткань не глажу - бабке морщины нужны).

Головку от спички отламываем, оставшуюся палочку можно чуть синтепоном обернуть, а можно и так оставить - от этого размер и форма носа зависят:

Теперь оборачиваем спичку тканью и туго заматываем:

Из синтепона (или любого другого наполнителя) формируем шарик, кладем на центр ткани, обтягивает, заматываем, завязываем. Голова готова:

Для тела берем веточку женского дерева (липа, береза). Устраиваем голову на палочке и туго приматываем:

Теперь ноги. Для них нужны два прямоугольника ткани примерно 25х18 см. Можно в середину полосочку синтепона для объема положить, можно и палочку для крепости вставить. Стоять будет крепче - но исключительно ровно - не согнешь, не сломав палочку. Делаем скрутку, туго заматываем до места крепления ступни:

Теперь формируем пяточку, расправляем - ножка готова! Аналогично делаем вторую:

Собираем туловище и ноги вместе: Уже стоит самостоятельно:

Можно сразу ручки делать, если хотите костлявую Бабку сделать, а можно придать тушке некоторый объем. Для этого обматываем синтепоном, потом тканью:

Делаем ручки, они крепятся в рукава рубашки. Для ручек берем полосочки ткани размером примерно 4х10 см, складываем к центру, потом пополам вдоль, потом - пополам поперек. На фото понятней:

Теперь берем лоскуток для рукава, размер примерно 8х12 см, кладем лицевой стороной вверх, накладываем ладошку, закрываем с двух сторон тканью рукава, заматываем, выворачиваем - получили рукава с руками:

Берем лоскуток для рубашки, кладем лицевой стороной вверх, на него лицом вниз кладем бабку, запахиваем, заматываем, завязываем - опускаем вниз - готова рубаха:

Прикладываем и приматываем руки:

Одеваем юбку, можно выворотным способом, как рубаху (на фото именно так), а можно и просто примотать, это от фасона, от ткани зависит.

Теперь займемся ножками. Чтоб куколка стояла устойчивей - я креплю ей на стопу вот такие пластиночки - зажимы для пакетов:

Меряем, какой длины нужен лоскуток для лаптя (а ширина - в 3 раза больше ширины ножки).

Надеваем лапоток и приматываем:

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников

Материалы:

  • капроновые колготки
  • пластиковая бутылка
  • синтетический наполнитель
  • нитки в тон
  • кукольные глаза
  • проволока
  • джут, пряжа или искусственные волосы
  • ткань для одежды
  • декор — по желанию

Сделать милую и добрую Бабу Ягу? А почему бы и нет! Кукла не потребует дорогостоящих материалов, зато принесет тепло и уют в ваш дом.

Все что вам понадобится — пластиковая «фигуристая» бутылка, старые капроновые колготки, немного синтепона , да несколько лоскутов. Ну и конечно же желание творить и хорошее настроение.

Изготовление

Чтобы изготовить каркас для куклы, срежьте донышко у пластиковой бутылки.

Получившуюся деталь туловища оберните синтетическим наполнителем. У горлышка и «на талии» синтепон плотно утяните нитками.

С колготок срежьте один «чулок» и натяните его на бутылочный каркас.

Сформируйте лицо куклы. Для этого в нужное место вставьте комок синтетической ваты, из которого смоделируйте нос с помощи иглы и нити.

Затем свяжите верхнюю часть колготок и при помощи нити с иголкой создайте переносицу: протащите иглу параллельно пола и немного стяните нить.

Затем протащите иглу с ниткой на носу справа и слева перпендикулярно полу, формируя таким образом две ноздри.

После этого создаем у носа крылья: протащите иглу снова в те же отверстия, что и при формировании ноздрей, но с каждой стороны нужно затягивать петлю нити.

Сформируйте щечки и рот. Для этого под слой капрона вставьте еще комочки из синтетического наполнителя: немного по обеим сторонам от носа, немного на лоб и область подбородка.

Формирование рта: протащите иглу горизонтально и натяните нить. Рот не прошивается мелкими стежками.

Очень аккуратно с помощью иглы и нитки подтяните верхнюю губу.

Чтобы придать улыбку, сделайте стяжки на щеках.

Утяните подбородок, добиваясь желаемой формы.

Приклейте кукольные глазки. Для этого лучше воспользоваться клеевым пистолетом, чтобы пластик прочно держался на капроне.Можно использовать и клеи типа момент, но следить, чтобы они не растворили капрон.

Чтобы сформировать надбровья, так же проложите утягивающие стежки с боков и в районе переносицы.

На готовом лице сделайте макияж, прорисовав брови и губы и подкрасив щеки. Можно использовать акриловые краски по ткани или другие по желанию. Главное, чтобы макияж не расплылся и не испортил ткань.

Чтобы оформить голову, излишки ткани затолкайте в горлышко и закрепите.

Волосы можно приобрести специальные кукольные, или сделать их из льна, джута, либо пряжи. Пришейте волосы к голове по центру вокруг горлышка или формируя пробор. Длина и количество волос — по вашему желанию. Их можно уложить в высокую прическу, закрыв горлышко бутылки, заплести в косы или оставить распущенными.

Если волосы изготавливаются из Толстой пряжи или джутовой веревки, то нити можно расплести и волосы получатся более тонкие и волнистые.

Если вы планируете сделать Бабе Яге большой головной убор или плотно повязанный платок-чалму, то можно пришить по бокам лица только отдельные пряди.

Для рук изготовьте проволочный каркас — длинная проволочка плюс пять коротких (пальцы).

Скрепите проволоку, регулируя длину пальцев. Проволочки пальцев лучше загнуть на кончиках в колечки, чтобы не было острых концов. Если проволока тонкая, то можно пальцы сформировать из петель.

Готовый каркас обложите синтетической ватой, чтобы рука приобрела нужный объем.

Лоскут капрона свободно натяните на кисть и временно зафиксируйте на запястье.

Утяните нитью каждый палец у основания и закрепите стежком.

Лишнюю ткань можно обрезать. Уберите с запястья временную нитку и сделайте новый шов.

Готовые руки пришейте к туловищу в соответствующем месте.

Одежду Бабе Яне изготовьте по своему вкусу. Она может включать несколько предметов, быть украшена вышивкой или тесьмой. Также можно сделать аксессуары и украшения: бусы, серьги, пояс, поясной мешочек и т.д.

Пара фраз от нас:

Так как бутылка очень легкая и к тому же лишена дна, то кукла может получится неустойчивой из-за того, что самое тяжелое место у нее — голова. Кроме того, пластик легко продавливается и кукла может деформироваться от неаккуратного обращения.

Поэтому можно использовать второй «чулок» от колготок, причем — до формирования головы.

Натяните оба чулка на бутылку и внутренний временно закрепите внизу и затолкайте с бутылку, чтобы не мешал.

После того, как вы закончите манипуляции с головой, снимите закрепки и набейте бутылку наполнителем. В самую нижнюю часть поместите мешочек с песком или крупой, в затем стяните оба капроновых слоя, чтоб все «хвосты» оказались внутри бутылки.

Так как срез бутылки вряд ли получится у вас идеально ровным, а так же, чтобы вставленный мешочек не провисал, нижнюю часть бутылки можно вклеить в крышку подходящего размера, круглую пластиковую баночку или что-то подходящее, чтобы дно куклы было ровным и капрон не порвался.

Кстати, в зависимости от того, как вы срежете бутылку, кукле можно изготовить не только руки, но и ноги. То есть у вас получится сидячий вариант. С помощью проволоки им, как и рукам, можно придать любое положение.

  • Чулочная кукла. Аппетитные магниты

  • Елена Лаврентьева — кукольный мастер из Украины, автор бестселлеров «Авторская чулочная кукла. Забавные коты», «Авторская чулочная кукла. Забавные человечки», «Чулочная кукла. Новогодние игрушки» и других. Ее авторский сайт «Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой» — живой источник идей для всех любителей кукол в скульптурно-текстильной технике. Холодильник — царь кухни. И неудивительно, что многие украшают этого хранителя вкусностей симпатичными магнитами. Почему бы не сделать их своими руками? Задорная Яичница, которая, похоже, и сама не прочь чем-нибудь полакомиться (ведь не случайно у нее в руках вилка и овощи), романтичное Мороженое с вишенкой и трогательный Пельмешкин, желающий приятного аппетита… Глядя на них, невозможно не улыбнуться. А голубоглазая красавица с табличкой «Не влезай — убьет!» и скалкой убедительно заявляет: после 18.00 пользоваться холодильником запрещается. Этот магнит станет незаменимым помощником для всех худеющих и сидящих на диете.