Баба яга в чулочной технике. Обереговая кукла «Баба Яга» своими руками. Мастер-класс “ Баба Яга”

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников

Баба Яга - это один из самых ярких сказочных персонажей русского фольклора. Много мультфильмов и фильмов изображают ее разной. Это злая старая баба, которая ворует детей и хочет их съесть, но иногда она проявляет жалость к герою, а во многих фильмах она изображается смешной и веселой. Наверное, поэтому детишки ее все-таки любят. Она хочет кого-то съесть, грозится, но еще никого так и не скушала, не убила. Она умеет летать, но никого догнать не может.

Поделки бабы Яги тоже все смешные и совсем не страшные. Дети с радостью передают образ этой жительницы избушки на курьих ножках в своих рисунках, аппликациях. Из пластилина лепят и метлу. Обязательным атрибутом этой сказочной героини является летающая ступа.

Рассмотрим, какие поделки бабы Яги из природного материала можно сделать, что для этого необходимо собрать в парке, какие понадобятся дополнительные материалы для соединения деталей между собой.

Фигурка бабы Яги

Для изготовления такого персонажа нужно иметь еловую шишку, маленькую сосновую, веточки елки, ягодки рябины для бус, пеньковую веревку для связывания веток и изготовления волос, веточки для ступы.

Большая шишка - это туловище. Чтобы легко установить голову, нужно несколько верхних чешуек с нее срезать. В получившуюся ложбинку на пластилин приклеивают маленькую сосновую шишку, повернутую тупой частью вперед, чтобы удобнее было прилеплять мелкие детали.

Туловище и голова бабки готовы. Одна веточка елки очищается от иголок, которые прикрепляются к шее на пластилин. Это будут руки сказочной героини. Волосы вяжут из веревки следующим образом. Нарезаются одной длины отрезки, складываются пополам и связываются со стороны петелек узлом. Потом приклеиваются на маленькую шишку сверху. Чем больше отрезков, тем пышнее шевелюра старушки.

Из пластилина делают глаза, рот и крючковатый нос. В качестве носа можно использовать одну изогнутую макаронину, приклеенную на основу.

Сейчас более подробно рассмотрим, как сделать основную деталь поделки бабы Яги - летающую ступу.

Как сделать ступу?

В сказках бабка передвигается по лесу исключительно на ступе, управляя метлой. Ступа имеет форму усеченного конуса. Поэтому при изготовлении данного транспорта используют пластиковый одноразовый стаканчик. Сначала размягчается пластилин и обмазывается наружная часть полностью, чтобы веточки крепко крепились и не скользили по его поверхности.

Они не должны быть толстыми, так как стакан деформируется. Чтобы палочки хорошо держались, нужно их связать ниткой. Остается только посадить внутрь поделку бабы Яги.

Метла

Транспорт сказочного персонажа, который она тоже использует для полетов - это метла. Делать ее из просто. Для этого нужно иметь одну толстую веточку и несколько мелких и тонких, собранных с кустов. Нарезаются небольшими равными отрезками, собираются пучком с толстой палкой посередине, завязываются веревкой.

Данный атрибут всегда находит свое место в поделке бабы Яги. Обычно метла либо крепится к руке старухи, либо к ступе. Ей на голову можно еще надеть платочек, ведь раньше на Руси все женщины ходили в этих головных уборах. Во всех фильмах и сказках она тоже изображается именно в платке.

Избушка на курьих ножках

Если спросить у любого ребенка, ответ у всех будет одинаковым - в избушке на курьих ножках. При изготовлении поделки бабы Яги своими руками многие мастера стараются построить рядом и ее лесное жилище. Этот дом непростой, он сам является сказочным персонажем. Он может бегать, прыгать, поворачиваться, пнуть кого-то ногой, сесть и отказаться слушаться свою хозяйку.

Даже простой дом из веток сделать сложно, а тут он еще должен стоять на двух ногах. Как же это сделать? Попробуем сейчас подробно объяснить.

Как сделать дом бабы Яги?

Чтобы сооружение крепко держалось на двух столбах, нужно подобрать или толстые спилы веток, или взять две деревянные катушки от ниток. Второй вариант предпочтительнее, так как у них есть расширяющееся книзу основание, которое будет надежно удерживать домик.

Если вы все же используете спилы веток, то нужно укрепить их пластилином на основании поделки, сделав когти, растопыренные в разные стороны. Они будут придавать устойчивость конструкции.

Сам дом делается из ровного основания. Это может быть фанера или кусок очень прочного картона. Сверху потолок такой же. Между этими двумя плоскостями приклеиваются ровные ветки любого дерева. Можно их скрепить проволокой или связать веревкой между собой.

Также для прочности стены дома садятся на слой пластилина, который прикрепляется по всему периметру дома с внутренней стороны и на полу дома, и на потолке.

Крышу можно сделать из картона, склеив пирамидку. Сверху него наложить на клей слой осенних желтых листьев. Такую композицию можно выставить на конкурс в качестве осенней поделки бабы Яги.

Вариант из шишки и ореха

Такую поделку бабы Яги из природного материла легко может сделать даже ребенок детского сада. Понадобится одна еловая шишка для туловища, грецкий орех для головы, несколько веточек для метлы и рук, пластилин, нитки для волос (их можно сделать из соломы или листьев ивы). Платок старушке можно вырезать из бумаги, а можно надеть тканевый.

Скрепляются детали между собой с помощью пластилина, из которого делают также и мелкие части лица - нос, глаза. Рядом с бабой Ягой можно на выставку сделать и ее лучшего друга лешего. Его создают тоже из шишки ели, приклеив на голову конус из бумаги или пластилиновую шляпу гриба мухомора. В руке у него находится палка.

Можно еще делать голову из каштана, а руки из семян ясеня. Ступу можно обклеить мелкими чешуйками шишек или корой дерева. Домик интересно вырезать из тыквы. Вариантов использования природного материала для таких поделок много. Посмотрев на образцы, можно смело создавать свои работы, добавляя собственные детали. Ведь всегда хочется все сделать по-своему, не так, как другие. Творите и фантазируйте!

В последнее время очень любят разных куколок и фигурок, созданных своими руками, Баба Яга, к примеру. Они могут послужить украшением для интерьера или же великолепным сувениром для ценителей этой разновидности искусства. В большинстве случаев рукодельницы создают куклы-обереги и сказочных героев. Например, Бабу Ягу можно сделать из различных материалов. Причем есть техники, доступные для деток дошкольного возраста, но есть и более усложненное исполнение таких фигур.

Это не просто забавная текстильная игрушка, которую интересно сшить пошагово по какому-нибудь мк. Это настоящий мощный оберег для огорода и дачи – ростовая фигура успешно пугает не только ворон и дроздов, но и захмелевших соседей. В контакте с такой не пожелает оказаться случайный вор, который примет ее в темноте за хозяйку, мирно посиживающую на лавочке или копающуюся на грядке. Так что избушка с Бабой Ягой постепенно становится излюбленным дачным декором.

В интернете можно найти много разных статей и уроков по созданию разных кукол. Баба Яга считается очень забавным персонажем и фактурным в плане изготовления. Сейчас мы разберем пару вариантов создания этой фигурки.

Созданная Баба Яга из природных ресурсов смотрится довольно необычно. Для работы над такой фигуркой, нам понадобится:

  • Бумажный стакан.
  • Ветки.
  • Сосновая и еловая шишка.
  • Кусок ткани.
  • Хороший клей.
  • Мягкий пластилин.
  • Нити.

Обклеим стакан из бумаги обычными веточками снаружи – это будет ступой Бабы Яги. Далее создаем метлу из веток и пару хвойных иголочек, привяжем их друг к другу при помощи нитки. Теперь переходим к созданию головы. Возьмем шишку с хвостом, где хвостик будет носиком. Между чешуйками шишек уложим нити для вязания. Глазки нужно изобразить на бумаге и приклеить их к лицу.

На голову наденем платок, который сделаем из куска материи. Руки – ветки. Теперь к туловищу прикрепим голову и ручки при помощи пластилина. Работать лучше с качественным пластилином.

Усадим нашу поделку из шишек в ступу, на дно которой сложим бумагу. Приклеим метлу к ручке и наше изделие завершено.

Галерея: Баба Яга своими руками (25 фото)








Чулочная техника

Баба Яга, созданная в чулочной технике, смотрится очень натурально . Чаще всего такие куколки служат в качестве украшения интерьера. Есть коллекционеры подобных изделий, которые очень ценят фигурки, созданные в этой технике. Для изготовления фигурки нам потребуются следующие материалы:

  • Капроновые материалы.
  • Качественный синтепон.
  • Куски ткани.
  • Длинная проволока.
  • Серые нитки для вязания.
  • Глаза. Пошаговое создание поделки:

Начнем создание куклы с головы. Вначале сделаем ее из синтепона (шарик определенного размера). Теперь из проволоки создается заготовочка носика, которая оборачивается синтепоном и крепится плотно к голове в необходимом месте. Теперь эту заготовку обтянем капроном (из колготочек или чулок), создаем подбородок и щечки (выступающие места).

Далее приступим к стяжке. Сначала сделаем нос, затем щечки и губки. В последнюю очередь стянем область глазок и лба, создавая на нем морщины. Для стяжки куклы подберем нити, подходящие по цветовой гамме к капрону, и иголку нужного размера.

Оформим глазки кусками капрона, тем самым делая морщины вокруг глазок, приклеиваем их к лицу. Из ниток для вязания создаем волосы. Можно изучить мастер-класс, в котором полностью показана техника и схемы стяжек.

Для ручек делаем каркас из проволоки, который оборачивается синтепоном, уделяем большое внимание каждому пальцу. Теперь эту заготовку обтянем капроном и прошьем места между пальцев. Для туловища и ножек можно взять чулочки и набить их синтепоном. На туловище сделаем горб. Стопу создаем и прошиваем. Теперь нужно собрать все частицы поделки вместе.

Из кусков ткани сшиваем одежду для куколки и не забываем про головной убор, прекрасно будет смотреться жилет из мешковины , можно сделать из прутиков метлу. Куколка из капрона полностью сделана.

Баба Яга из пластиковых бутылочек, мастер-класс

Разберем описание создания поделки огромных размеров, которая будет очень хорошо выглядеть на придомовой территории. Она может быть любого размера, который вам нужен. Для работы нам понадобятся следующие материалы:

  • Пластиковые бутылки — 1,5 и 5 литров.
  • Монтажная пенка.
  • Обычный клей.
  • Краски.
  • Сапоги.
  • Метла.
  • Качественный лак.
  • Бинты.

Приступим к созданию каркаса куколки из пластиковых бутылочек (туловище и ножки). Стыки между изделиями закрепляем при помощи монтажной пенки. На ножки одеваем сапоги. В пакетик сложим обрезки пенки и создаем голову. Теперь все изделие нужно покрывать монтажной пеной. На голове вырежем лицо, туловищу придаем нужные очертания фигурки и одежды.

Назначение : изготовление подарка, оберега и игрушки своими руками.

Целевая аудитория : учителя и воспитатели школ, педагоги дополнительного образования, родители. Для широкого круга читателей, интересующихся славянской культурой.

Мастер - класс: Обереговая кукла «Баба Яга» (из цикла мастер-классов по теме «Народная кукла» при реализации программы «Радуга творчества»)

Цель : Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Баба Яга».

Задачи:

· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

· создание игровой куклы по традиционной технологии.

· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Русская Баба яга - это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга - это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где - Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей.

Чтобы понять роль Бабы-яги, нужно снова прочесть сказки и предания, сравнивая их со знанием обрядов древних славян. Народная мудрость утверждает, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является главой этого потустороннего мира. И чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои, ведь только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Ни в одной сказке Баба-яга никого не убила. Не зафиксировано ни одного текста, где бы она съела хоть одного человека. Угрожала — да. Но все ее враждебные действия носили лишь предупредительный характер.

В древнейшие времена этим сложным ритуалом могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей и стремящейся изжарить их в печи («убить» ребенка, чтобы родился мужчина). Когда-то на Руси существовал другой замечательный обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вот и Иванушка на лопате у печи.

Баба-яга — это отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины. Но так как с уходом матриархата мужчины все взяли в свои руки, они практически все женские образы низвели и сделали их второстепенными. Вот и от прекрасной Женщины-Прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка. Но дух в ней еще жив, свои магические знания она не растеряла.

Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.

Материалы и инструменты:

1. Светлая (не белая) ткань для лица 17х17 см.

2. Наполнитель.

3. Кусочек спички или палочки 1см.

4. Палочка или веточка шириной с палец, длиной 14-16 см.

5. Плотная ткань для скрутки(для устойчивости куклы).

6. Две полоски светлой цветной ткани 13х13 см (для рук).

7. Две полоски светлой ткани 4х9см (для ладошек).

8. Лоскут светлой цветной ткани для нижней рубахи 18х25 см.

9. Темная ткань для юбки 13х35 см.

10. Лоскуток ткани для фартука.

11. Лоскуток флиса или меха для жилета 7х19 см.

12. Лоскут для платка.

13. Веточка для метлы, сухая трава или мочало.

14. Лен или нитки для волос.

Ход работы:

Шаг 1.

В лоскут ткани для лица кладем кусочек спички для формирования носа.

Шаг 2.

Обматываем ниткой нос.

Шаг 4.

Приматываем голову к веточке-основе.

Шаг 5.

Для устойчивости куклы приматываем на нижнюю часть палочки-основы опору-скрутку из плотной ткани, диаметр скрутки должен получиться 4-5см.

Шаг 6.

Лоскут ткани для ладошек складываем вдоль в 4 раза.

Шаг 7.

Сгибаем заготовки ладошек пополам и приматываем к рукавам.

Шаг 8.

Выворачиваем.

Званцева Лидия

Мастер-класс “ Баба Яга”

Материал :

капроновый носок, вата, нитки и иголка (для головы)

бусинки (для глаз)

нитки шерстяные и ткань черная (для волос и косынки)

ткань цветная и проволока (для платья и основы туловища)

пластиковое ведерко для ступы и мишура для украшения

карандаш и немного из веника веточек (для метлы)

Ход работы:

1. Берем капроновый носок набиваем ватой формируем голову, нос и шьем. Шьем в капроновой технике. обшиваем с начало нос. Я даже сделала небольшую бородавку на носу. Пришиваем глазки.

2. Нарезаем нитку шерстяную я делала нитку разной длины чтобы выглядело более неряшливо, пришиваем волосы и сразу из черной ткани косынку.




3. Сделала из проволоки крест надела на него голову. Сшила платье из цветной ткани надела на заготовку набила ватой и получилось тело. На поясе завязала нитку, ноги я не делала в степе все равно не видно.

4. Пластиковое ведерко я использовала как ступу вставила в нее готовую бабу ягу чтобы она была устойчивая я за пенила ведерко монтажной пеной. Пена сохнет практически сутки, куклу надо зафиксировать ровно, чтобы когда пена будет сохнуть ее не выдавило на бок. Все украсила мишурой вот и получилась такая новогодняя Баба Яга .

5. Также сделала из карандаша и пары веточек метлу тоже украсила мишурой.

6. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

В работе с детьми очень важны наглядные пособия. Малышам очень интересно не только увидеть своими глазами, но еще и потрогать. Для знакомства.

Создавая уголок природы в нашей группе, я решила сделать ферму и зоопарк. В данном мастер-классе расскажу о создании фермы. Нам понадобится:.

Мастер-класс с детьми и родителями «Фликер – своими руками» (в рамках социального проекта «Грамотный пешеход») Актуальность: большое количество.

Мастер класс от Уткиной Натальи. «Гирлянды из флажков для украшения участка в ДОУ из папок для скоросшивателя и атласной ленты практично.

Мастер - класс "Лабиринт своими руками" Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские.