Детские новогодние песни. Слова и тексты новогодних песен. Тосты и застольные речи на новый год

Когда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. “С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, – можно сказать, а вот кто вам, – говорил святитель Феофан, – может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье – есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики – просто, – говорил святитель Феофан, – шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу”. Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда – это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день – совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений – сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, -по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще – и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие – по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни – не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель Григорий Богослов, этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни “… и милостиво воззрел на остаток дней моих”, как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего.

«С новым годом, с новым счастьем», - приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Нынешний день чем разнится от вчерашнего или от первого дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как было прежде? Разве течение дел не будет ли ново?

Но и это отрицает Премудрый, говоря: «Что было, тожде есть, еже будет: и что было сотворенное, тожде имать сотворитися. И ничтоже ново под солнцем. Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть, уже бысть в вецех бывших прежде нас» (Еккл.1, 9-10).

Так что же - смысла нет в наших приветствиях?! Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смысла, и смысла глубокого. Как не подвергаем мы сомнению искренности благожеланий, так не можем обличить их в излишестве или беспредметности. Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностию ищет и чает она и появление которого готова приветствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым. Что бы такое было?

«Будет небо ново и земля нова», - говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, «нова небесе и новы земли по обетованию Его ждем» (2Петр.3.13).

Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых почти дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры. Обновительные силы, положенные в круг временного течения тварей, так действенны и верны, что Апостол при мысли о них воззвал: «Древняя мимо идоша, се быша вся нова», (2Кор.5,17) - и обозревши умом всю тварь, вкусившую начатков обновления, слышал сетование ее о том, что нескоро приходит время, когда она сбросит настоящую одежду ветхости и тления и облечется в новую, полную светлой играющей жизни. «Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления.. . О чем и совоздыхает она с нами и сболезнует» (Рим.8,19-22).

Утвердите мысль свою в сем учении и узрите, что в настоящем нашем положении одно видится совне, а другое действует внутри, и в нас, и вне нас. Настоящее - и наше, и всего мира - состояние есть состояние переходное, как состояние больного, обложенного пластырем, или дерева, замершего на зиму, или вновь устрояемого дома, загроможденного лесами. Придет срок, снимут обвязки с больного - и он явится исцеленным и оздравленным в обновленной жизни; кончится постройка, примут леса - и все увидят новый дом во всей его красоте; придет весна нового века - и древо бытия мира, теперь голое, даст из себя листья, цветы и плоды.

Первоначально, когда Бог обозрел только что сотворенную Им вселенную, в ней быша вся добра зело (Быт.1.31). Когда же человек пал, все ниспало в худшее, как падает цепь, когда порывается первое звено. Тогда о земле сказано: «Терния и волчцы возрастит» ; - жене: «В болезнех родиши» ; - и мужу: «В поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт.3,16,18-19). Так все облеклось в траур, или на все наложена епитимия. Все приняло состояние ветшающего и дряхлеющего.

Так бы это и осталось навсегда. Но многохудожная премудрость Божия открыла, благость Божия избрала и сила Божия начала приводить в дело сокровенный способ исправления и восстановления всего в лучший еще прежнего и совершеннейший вид. Семя жены, сказано, сотрет главу змия, истребит зло, влитое в человека и чрез него во всю тварь. Тогда же начало и действовать сие обетование. Но по премудрому домостроительству Божию оно не вдруг явлено в силе. Действенную на тварь силу свою ему предопределено открыть чрез плоть; явление же плоти ограждено своими условиями времени и места. Но и явясь во плоти, семя спасительное, возглавило хотя в себе все: небесное и земное, прошедшее, настоящее и будущее, - и чрез то дало возможность проникать всюду восстановительным силам своим, но сокровенности действия их не отменило. Внешнее состояние оставлено то же - болезненное, безутешное, разлагающееся, тлеющее.

Восстановительные и обновительные силы Божие действуют сокровенно под сим неблаговидным покровом, так что воистину исполняются слова Апостола: внешнее тлеет, внутреннее же обновляется по вся дни. Когда же обновление, действующее ныне невидимо, произведет свое дело, когда все способное обновиться причастится сего обновления, тогда не нужны уже будут сии узы тления: тварь освободится от них и явлена будет вся во всей красоте своей чистою и нетленною. Как весною все облекается в новую одежду, которую каждое растение производит, однако ж, из себя, так в конце мира ныне сокровенно действующее обновление сбросит скрывающую его тленную оболочку и явится во всем великолепии своем. И тогда будет небо ново и земля нова.

Войдите, братие, умною верою вашею в созерцание сего порядка домостроительства Божия о значении времен, утвердитесь в нем и стойте. Ради веры вашей Господь даст вам крепость устоять против наветов отца лжи, который, растлевая доверчивые к его внушениям умы, отнимает у них способность видеть действующее среди тления обновление. И они сами себя обольщают и других вводят в обман, думая, что окружающее нас кажущееся нестроение есть естественное (нормальное) состояние вещей, и позволяют себе делать слишком смелые заключения против творчества Премудрого и промышления Всеблагого. Стойте убо в вере, братие, и утверждайтесь в ней!

Такова первая новость, которую можно назвать вселенскою. Но есть подобная же новость и для каждого из нас, которая входит в нас и являет в нас силу свою, когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на землю. «Аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5,17). Ведомо вам, что все силы к новому животу вверены Святой Церкви и все истинные сыны Церкви несомненно исполняются ими и приемлют обновление чрез них. Начало сему обновлению полагается во святом крещении, в котором мы совлекаемся ветхого человека и облекаемся в нового, или возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать крещения, сила внутреннего обновления не перестает действовать. В тех же, кои по крещении впадают в смертный грех, она прекращается. Но снова начинает действовать, когда в таинстве покаяния они опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе. В крещении ли или в покаянии получит кто благодать обновления, но если он хранит ее и действует по ее требованиям, то семя новой жизни в нем уже не замирает, а все более и более развивается, оттого более и более растет и крепнет потаенный сердца человек, исполняясь премудростию и разумом духовным, нравственною красотою и крепостию характера, и внутренним радованием о Духе Святе, хотя наружно он бывает и нищ, и беден, и наг. При некрасивой наружности зреет внутренняя красота, как красивая бабочка в своем некрасивом клубочке. Созревши, бабочка разрывает оболочку и начинает радоваться жизни на свете Божием. И потаенный наш человек, созревши в теле немощном, когда судит Бог, сбрасывает сию оболочку, восходит горе и начинает там жить вполне обновленною жизнью у самого источника жизни.

В этом, братие, предназначение наше. Почему образ сего обновления предносится в душе и сознание его обнаруживается в ее предчувствиях и тайных желаниях, даже и тогда, как она чужда бывает обновительных сил. Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его!

Сами видите из предыдущего, как и чем должно быть удовлетворяемо сие стремление. Приведу однако вам несколько уроков из посланий Апостольских. «Яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение» (1Пет.2.2). «Очистите ветхий квас, да будете ново смешение» (1Кор.5,7). Совлекайтесь «ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных и облекайтесь в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф.4,22,24). Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето.

И готов бы заключить этим мое слово, но приходит на мысль на всякий случай дать вам небольшое предостережение. Не дивно, что вы встретите лица, кои иначе судят о новизне, и то, что на деле есть обновление, считают ветшанием, а что есть ветшание - обновлением; во что Апостол заповедует облечься, как в новое, то советуют они сбросить, как ветхое. Понятно вам, в чем тут дело. Предложу вам в руководство два-три положения, чтоб вы могли правильно судить о сем.

До пришествия Христа Спасителя во всем мире, исключая народа Божия, качествовала ветхая языческая жизнь во всех областях - умственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. После Христа Спасителя вместе с распространением христианства сила слова Божия и благодать Святого Духа вытеснила начала языческие и воцарила всюду начала христианские, также во всех областях - умственной, нравственной, эстетической, семейной, политической. Сии начала в Святой Православной Церкви действовали и действуют непрерывно - и на Востоке, и у нас. На Западе Папа, отпавши от Церкви, первый принял корень языческой жизни - гордыню. Около сего центра не замедлили сгруппироваться и все другие стихии языческие. К XVI веку они довольно окрепли, подняли главу и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, языческим духом исполненных, которые задачею себе поставили - снова ввести языческие начала, тоже опять во всех областях - умственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. Время, когда сие совершилось, называется Возрождением западным. Запомните себе теперь, что западное Возрождение есть восстановление язычества наперекор христианству. Таково значение Возрождения. Но каково семя, таков и плод. Все нынешнее западное образование во всех его видах есть итог того движения, которому толчок дало Возрождение. Оно есть плод сего последнего. Почему и есть и в духе, и в теле - и в главном, и в частях все пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится больше или меньше враг Христу. Так об этом свидетельствует опыт. До Запада нам какое бы дело? Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных начал христианских и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы, если б не были в необходимости войти с ним в сношения. Вошедши в сношение, стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух образования языческого, который и у нас тоже производит, что там, то есть кто только касается его, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Его Церкви. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что церковное - христианское - это есть ветхость, которую надо отбросить, а европейское образование есть обновление, которое надо усвоить. Зная теперь, что значит европейское образование, вы сами хорошо поймете, что это они нам советуют. Вот что! Апостол Павел говорит, что Бог послал святых апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех привели из тьмы в свет, из области сатанины к Богу; а эти нам советуют из света опять идти во тьму и от Бога - в область сатанинскую, где качествует не обновление жизни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели!! Чтоб разъяснить это до подробностей, надо целые книги написать. Я предложил вам сии истины в кратких положениях, только на всякий случай. «Блюдите убо, братие, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, - не бывайте младенцы, влающеся ветром новых учений... истинствующе же в любви , все возращайте в Того, Иже есть глава Христос» (Еф.5,15;4,14-15). Аминь.

Милостивые государыни и милостивые государи!

Еще несколько часов - и полночь возвестит нам, прошел еще один год и наступил новый. Мы ничего не знаем том, что принесет Новый год; впрочем, мы и не желаем поднимать завесу скрытого будущего.

В последние часы старого года мысли наши посвящены более ему, чем Новому году, так как все скрытые человеческие надежды и желания находятся в тесной связи с пережитыми протекшими событиями и происшествиями. От будущего мы требуем того, что желательно нам в данный момент. Царящая среди нас задушевность украшает сегодняшний вечер.

Вполне справедливо один греческий мыслитель полагал что человек создан из духа. Но настоящий дух связан и неразрывен с весельем, и нетрудно убедиться, что в последнем у нас нет недостатка.

Так посвятим же последний бокал в старом году духу веселья, царящему среди нас!

Встреча Нового года

С Новым годом, с новым счастьем!

Часы пробили полночь и мы сбрасываем или вычеркиваем целый год земной жизни нашего бытия, год со всеми его радостями и скорбями, со всеми его надеждами и разочарованиями. Мы только что шагнули через порог нового года, через порог неизвестного и скрытого чего-то, что, однако, мы при взгляде, направленном к Всевышнему, приветствуем с самыми светлыми, с самыми радужными надеждами. С любопытством перелистываем мы страницы новой жизненной книги. Не исписаны пустые ее листы, но время, которое пишет историю каждого дня, уже готово заполнить отдельные страницы злободневными происшествиями и деяниями.

Что час наступления нового года важный момент в нашем бытии - это сознает и чувствует каждый человек. Уже в колыбели ребенок чувствует свист и шелест крыльев быстро летящего времени. Юноша и девушка, все стремится навстречу новому году; юноша, полный радушных надежд, едва может обуздать свое пылкое сердце, девушка с замиранием сердца старается отгадать, что готовит ей будущее. Муж и жена, отец и мать обмениваются приветствиями и радостно глядят на довольство, царящее в доме.

Распространи же, Новый год, свое благословение над городом и деревней, над бедным и богатым, всех осыпь счастьем из рога изобилия! С такой надеждой и упованием на помощь Творца мы приветствуем друг друга с Новым годом, с новым счастьем!

Из книги «Речи и тосты на всякие случаи жизни» В. Д. Эфенди, 1900 г.

Встреча Нового года - это всегда подведение итогов старого. Но как бы ни осмысливался опыт, его высшая философия проста и сводится к одной фразе: «Живи и радуйся!» Выпьем за радости, которые дарит нам жизнь!

Из чего состоит бокал? Из опоры и чаши для напитков. Из чего состоит человек? Из тела - материальной опоры и души - чаши духовной. Выпьем же за то, чтобы в новом году наши бокалы почаще бы наполнялись прекрасным вином, а чаши души - прекрасными чувствами

Шампанское. Запах елки, мандаринов. Все это рождает в душе человека ассоциации с Новым годом. Но что такое Новый год без мечты и желания, загаданного под бой курантов. Так выпьем же за то, чтобы сбывались все наши желания.

Пусть в следующем году у нас будет столько хороших и радостных событий, столько добрых и прекрасных дел, сколько огоньков горит в нашей новогодней гирлянде! За Новый год!

Есть древняя статуя под названием «Возможность». Она изображает человека, стоящего на цыпочках, что символизирует краткость мига возможности. На ногах у него крылья, означающие, что человек может взлететь, используя возможность. У него длинные волосы - символ блага, обретаемого через возможность, а на затылке лысина - символ потерь при потере возможности. Возможности появляются и исчезают. Так выпьем же за то, чтобы в новом году мы не упускали своих возможностей!

Надеюсь, этот Новый год придет с подарками для каждого из нас. Тот, кто хотел купить новую машину, наконец ее купит. Кто хотел сделать какое-нибудь открытие, сделает его.

Кто хотел найти любовь - отыщет ее. Пусть каждый получит свое счастье. Так выпьем же за новое, светлое в нашей жизни! За Новый год.

Как известно, человек всю жизнь учится. Учится каждый год, и каждый год, наверное, становится чуть умнее… А значит, наверняка, и годы тоже чему-то учатся - у человека и друг у друга. Так давайте же выпьем за то, чтобы каждый следующий год учился у предыдущего только хорошему! Так выпьем же за то, чтобы наступающий год был лучше предыдущего, но гораздо хуже следующего!

Жизнь прекрасна даже тогда, когда по щекам текут слезы. Так поднимем бокалы и выпьем за то, чтобы в наступающем году по нашим щекам чаще текли слезы, но только слезы счастья!

Дорогие друзья!

Еще несколько часов - и полночь возвестит нам, что прошел еще один год и наступил новый. Мы ничего не знаем о том, что принесет Новый год, впрочем, мы и не желаем приподнимать завесу скрытого от нас будущего. В последние часы старого года мы думаем больше о нем, чем о грядущем годе, так как все желания и надежды на будущее связаны с уже прожитым и пережитым. Пусть же в нашей памяти останутся только добрые и приятные воспоминания о старом годе, и это позволит нам смело и радостно глядеть в будущее.

Праздник Нового года - апофеоз контрастов: на улице мороз, снег, темно, а дома сверкают огни, весело, тепло, нарядная елка, праздничный стол

Пусть и в новом году, как бы ни бушевали вокруг ветры и невзгоды, а в доме и на душе будет светло и уютно. Пусть исполнятся в новом году все наши желания!

Поднимем за эти бокалы!

Жизнь похожа на новогоднюю гирлянду - стоит перегореть одной лампочке, как все остальные гаснут. Уж если что-то одно у человека не заладилось - все из рук валится. Так давайте выпьем за то, чтобы гирлянда ярких событий в нашей жизни переливалась всеми цветами и никогда не перегорала! За то, чтобы не перегореть и в следующем году!

Выпьем за то, чтобы в Новом году все были мудры, добры, веселы, говорили друг другу побольше добрых слов и желали счастья и доброго здоровья с запасом!

Дважды на одни и те же… Новые года не наступают! Нельзя встретить один и тот же Новый год дважды… Так давайте выпьем за своевременность, неизбежность и единственность этого повторяющегося праздника! За Новый год!

Заснул один мужчина и приснился ему сон: рядом с ним прекрасная женщина. Проснулся - никого нет. Так выпьем же за то, чтобы в Новом Году сбывались бы все хорошие сны!

Новый год - это праздник контраста: на улице мороз, снег, темно, а дома - солнечно, весело, тепло, елка нарядная, стол праздничный. Выпьем за то, чтобы этот контраст был пронесен через весь год, и как бы ни бушевали ветры и бураны, как бы ни было неуютно вокруг, на душе всегда было солнечно и тепло!

За этим столом все женщины прекрасны, как Снегурочки. Но хочется пожелать, чтобы в отличии от них, сердца наших женщин были согреты любовью к нам, мужчинам, в Новом году. За прекрасных и любящих Снегурочек!

Я желаю всем здесь собравшимся, чтобы в новом году в вашей жизни была и любовь, и заботы, и сомнения, чтобы вам никогда не приходило в голову, что вы что-то в этой жизни упустили.

Согласно народному поверью, есть минуты, когда пожелания, высказанные вслух, исполняются. Это - первые минуты нового года, когда мы смотрим в будущее с затаенными надеждами и желаниями. Пусть в новом году разрешатся наши проблемы, мы обретем силы, избавимся от недугов. За исполнение наших желаний, за все хорошее, вдохновляющее и прекрасное. За наше счастливое будущее! С Новым годом, с новым счастьем!

Один мудрец сказал: «Самое удивительное в человеке то, что он нередко печалится об утраченном состоянии, а что проходит его жизнь, он не огорчается».

Выпьем же за то, чтобы ярко и с пользой прошел каждый день нового года.

Новый год не роскошь, а средство передвижения во времени! Поздравляю вас с этим шикарным, стремительным, красивым, мощным… праздником и средством передвижения!

Давайте выпьем за Деда Мороза и Снегурочку: сколько себя помню, - не болеют, не стареют и деньги на подарки всегда есть! За то, чтобы мы тоже были такими!

Встреча Нового года - это всегда подведение итогов старого. Но как бы ни осмысливался опыт, его высшая философия проста и сводится к одной фразе: «Живи и радуйся!» Выпьем за радости, которые дарит нам жизнь.

Давай, когда будет половина 12-ти закричим:

Новый год! Новый год!

Зачем это?..

А пусть наши соседи думают, что к нам Новый год раньше пришел.

За то, чтобы все хорошее приходило к нам хоть немного раньше!!

В каждом человеке есть негасимая свеча его души. Но свеча эта часто накрыта непроницаемым колпаком. Так выпьем за то, чтобы в новом году свет нашей души беспрепятственно доходил бы до друзей.

Новый год - самый яркий, самый красивый и веселый праздник. Зеленая нарядная елка с разноцветными игрушками, сверкающими и блестящими, брызги шампанского, общее оживление и радость. Поднимем бокалы за то, чтобы у всех нас была такая же жизнь в Новом Году - красочная и сверкающая, многообещающая и щедрая, как праздник Нового Года.

Давайте выпьем за то, чтобы каждый следующий Новый год наш праздничный стол все больше ломился от явств, телефон все больше разрывался от поздравительных звонков друзей и все большее количество детей и внуков дарило бы нам подарки.

Год уходит, уходит в век -
Быстрого времени вечный бег.
Не оглянуться, не подождать:
Только годов ушедших рать.

Только секунд пропавших стон,
Да новогодних бокалов трезвон.
Только вчера - время родилось,
Только вчера - счастье клубилось.

Только вчера! Было, да - прочь.
Снова заря, снова - полночь…
Снова кремлевских курантов бой,
снова времён уходящих строй…

Пришла минута, час настал
мы поднимаем свой бокал
За Новый день, за Новый год,
За времени неслышный ход.

Теперь, суммируя итоги,
Вздохнем печально о былом:
Наверно, помогали боги
Весь год справляться нам с врагом!

Сегодня, Новый год встречая,
Давайте будем веселиться!
Друг другу счастья пожелаем,
Не любит кто - тому влюбиться.

Кто деньгам больше жизни рад -
Пусть станет в этот Год богат!
Теперь и выпить нам не грех,
За нас за всех и за успех!

На пороге твоем весь седой с бородой
Старый год - старый, старый совсем,
Он уходит от нас, он нам машет рукой
И желает удачи во всем!

Но вот кто-то пришел - кто-то тихо зовет,
Тройка белых коней у дверей,
На часах ровно полночь - то пришел Новый год.
Ты в бокалы шампанское налей!

Поднимаю бокал - поздравляю Вас вновь,
Дорогие мои, с Новым годом!
Век творите добро и дарите любовь,
Несмотря на года и погоду!

С Новым годом поздравляю,
И сегодня вам желаю,
Чтобы в нынешнем году
Слезы были не в ходу,
Чтоб знакомые ценили
И домашние любили,
Чаще премии вручали,
Чтоб болезни не напали.
В этом суть. А живы будем
Остальное все добудем
По знакомству иль по блату,
За спасибо, за зарплату.
Не печальтесь, выше нос
Ну, так выпьем, чтоб сбылось.

С 13 на 14 января в России и некоторых других странах отмечают самый противоречивый по своему названию праздник - Старый Новый год. В этот день не только колядуют, гадают и веселятся, но и накрывают щедрый стол, ходят по гостям, как и в "обычный" Новый год. Но если 1 января - дата вполне государственная, то 14 января - скорее народная.

1 Почему Новый год "старый"?

Отмечать Старый Новый год в России начали с 1918 года, когда 26 января в РСФСР декретом Совнаркома ввели смену календарного летоисчисления. Тогда вместо Юлианского решили использовать Григорианский календарь. Расхождение в датах получилось на 13 дней. Так и возник исторический феномен, непонятный большинству иностранцев.

Выделяют и еще несколько оснований. Первое: Рождество по календарной традиции должно предшествовать Новому году. Второе: на традиционный Новый год с 31 по 1 января приходится Рождественский пост и есть много ограничений в пище и поведении.

По сути, вдруг возникший Старый Новый год - еще одна возможность "допразновать" традиционный Новый год.

2 Старый Новый год - это церковный праздник?

Нет. Русская православная церковь в первый день Старого Нового года отмечает праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Он не является началом нового года по церковному календарю (как думают многие). "Новый год" церковь, как и много лет назад, празднует 1 сентября (14 сентября по новому стилю).


3 Что нельзя делать и говорить на Старый Новый год?

Считается, что в Старый Новый год нельзя произносить слово "тринадцать" и давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.

Также, если к вам пришли колядовать, то одаривать в ответ нужно пирогами, конфетами и другими сладостями, а не деньгами.


Новый год на Алтае

4 Что можно делать в Старый Новый год?

В этот день принято ходить по гостям, гадать на будущее и суженого. По мнению астрологов, Старый Новый год в 2017 году - очень сильный энергетический день, так как выпал на год Огненного Петуха.

По церковной традиции, вечера от Рождества (7 января) до Старого Нового года (13 января) назывались "святыми вечерами". На 14 января колядуют так же, как и на Рождество. Дети ходят по домам, поют и получают подарки. По народной традиции, дни от Старого Нового года до Крещения Господня (19 января) назывались "страшными", так как считалось, что начинает буйствовать нечистая сила.

По утрам в деревнях люди выходили сжигать снопы и прыгали через костер, чтобы избавиться от нечистой силы. Только после этого можно ходить по домам и "посевать" Новый год (бросать рис и зерна), желая всем благополучия и счастья.

Вечером незамужние девушки в канун Старого Нового года гадают на женихов с помощью зеркал, вареников, зерен, карт и колец.

Хорошо, если дома еще стоит новогодняя елочка.


5 Какие блюда готовят на Старый Новый год?

На ужин 13 января обычно готовится кутья, характерная и для Рождественского стола. Но она должна состоять не только из риса, сухофруктов и орехов, а еще и быть полита жиром или салом, то есть быть "щедрой".

Еще варят студень, пекут пирожки с начинкой из свинины, запекают свиную голову. Если лепят вареники, то обязательно прячут в некоторые из них сюрприз. Потом предсказывают, кого что ждет в новом году, в зависимости от того, с чем достанется вареник. Например, монетка - к деньгам, пуговица - к обновке, кольцо - к свадьбе и так далее. Соленый вареник - к слезам, а сладкий - к счастливой жизни.

Осталась неделя до великого праздника Рождества Христова, и в этот воскресный день Святая Церковь вспоминает ветхозаветных отцов, которые по плоти были близки воплотившемуся на земле Сыну Божию. Святая Церковь вспоминает веру праведников, которая помогла им преодолеть все трудности, невзгоды и страдания. Она вела их к будущему Избавителю мира, с верой в Которого они жили. Это и для нас напоминание - жить верой. Как говорил священномученик Вениамин, митрополит Петроградский: «Веры нам надо больше!» Имея веру, мы обретаем истинный смысл жизни. Вера помогает нам перенести любые лишения, нестроения и человеческие страдания.

Через несколько часов наступит Новый год по гражданскому календарю. Это время размышлений о том, что осталось позади и что ожидает нас в будущем. Мы должны с верой сказать, что всю жизнь свою предаем в руки Вечного Бога и за все Его благодарим. Церковное Предание приписывает преподобному Серафиму Саровскому слова: «Слава Богу за скорбь и за радость!».

Мы прошли этот год, может быть, нелегкий, но наша живая вера помогла нам преодолеть все, что посылал Господь, и мы духовно возрастали. Конечно, неведомы пути человеческие в наступающем году, но, как христиане, мы должны каждый день жить так, чтобы в любой момент праведными предстать пред лицом Вечного Бога, ибо мы не знаем ни дня, ни часа, когда придет Господь судить нас. Потому будем стараться жить свято и праведно, не терять времени, творить добро и дела любви и, конечно же, изгонять из своего сердца ненависть, злобу, клевету, ложь и все, что оскверняет наше естество, когда мы словами и в мыслях обижаем ближних своих. Господь дает нам радость жизни для того, чтобы мы познали, как Он Благ, как святы Его заповеди, как хорошо жить, исполняя заветы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые ведут нас к вечной, блаженной, нескончаемой жизни.

Я поздравляю вас с наступающим Новым годом, желаю всем вам духовной радости, спасения, счастья, как каждый из вас понимает его, желаю, чтобы Господь исполнил все наши молитвы, направил наши стопы ко спасению, на добрые дела, чтобы миром оградил каждого из вас, ваши семьи, наш великий град Москву и вся грады и страны, и особенно нашу Русскую землю.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, Святая Церковь Христова научает нас непрестанно молиться и за все благодарить. И мы совершаем это повседневно, но особенно в какие-то памятные и выдающиеся дни. Сегодня мы собрались, чтобы вознести молитву и благодарение Господу на рубеже уходящего и наступающего года. Порой мы не разумеем совершающуюся о нас промыслительную Божию волю, которая различными путями, часто через вразумление или испытание, ведет нас ко спасению. Оглядываясь на минувший год, мы особенно должны вознести благодарение Господу, что Он оберегал нашу жизнь, сохранил нас в вере.

Мы предстоим перед Господом как Его верные сыны и дочери. Что сказать о наступающем годе? Мы привыкли, поздравляя друг друга с Новым годом, желать нового счастья. А что можно пожелать каждому из нас от имени Святой Церкви? В Священном Писании есть другое слово, которое, может быть, более емкое, более близкое нашему сердцу, - это слово радость. С чем оно связано? Оно связано с ощущением человеческой души, вступившей в общение с Господом. Святой апостол Матфей, повествуя о путешествии восточных мудрецов в Вифлеем, пишет, что, когда они достигли цели своего пути и сердцем почувствовали близость Бога, Мессии, Царя мира, то их сердце наполнилось радостью: «Увидев, же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2:10). Христос Спаситель перед Своими крестными страданиями тоже указал в беседе с апостолами, что через печаль, через свидетельство Его человеческого уничижения апостолы будут испытывать скорбь, но потом, когда вновь почувствуют связь со своим Воскресшим Господом, победившим все силы зла, их сердце наполнится неземной, небесной радостью, радостью веры. Вот как Спаситель говорил: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Дорогие братья и сестры, исполнение этих слов Христа мы очень живо, реально ощущаем в праздник Святой Пасхи, когда читается

Святое Евангелие о многих явлениях воскресшего Христа ученикам, которые слышат: «Радуйтесь». И это, дорогие, переживание подлинного, настоящего, ни с чем не сравнимого счастья. Когда Господь, совершив Свою спасительную миссию на земле, вознесся на небо, то, по свидетельству святого апостола Луки: «Они, - то есть апостолы, - поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:52). Эта радость объяла их сердце потому, что не ошиблись они, пойдя за Христом, ибо это был ожидаемый веками Мессия, Спаситель мира. Он дал им повеление продолжить начатое Им служение: проповедовать Евангелие Царствия Божия. Они испытали это счастье потому, что они имели радость призвания.

В Священном Писании есть место, которое говорит о противоположном состоянии души человека. Это состояние души, пребывающей в грехе, состояние души, которая несет на себе отпечаток порока. Подобное человек испытывает, когда не имеет радости общения с Богом, ибо нарушением заповедей сам отвернулся от Него. В таком состоянии святой Псалмопевец молится: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14). Только исполнение заповедей Божиих может вновь наполнить человека подлинной радостью, подлинным счастьем.

Что мы можем сказать о себе, о современном мире, вступая в Новый год? Да, чаще всего, дорогие братья и сестры, мы теряем радость, когда лицом к лицу встречаемся с грехом. Совесть при этом является нашим верным судьей. Мы теряем радость, и когда встречаемся с человеком греховным, порочным, для которого нет ничего святого. Мы можем сегодня сказать, что теряем радость, живем в страхе, когда видим, что грех проявляется в мире, во всем человечестве. Церковь всеми имеющимися у нее силами борется против греха, чтобы вернуть всему человечеству и каждому человеку радость и счастье, чтобы дать надежду на радость грядущим поколениям. Вступая в Новый год, мне хочется от души пожелать каждому из нас радости и счастья. Наш новогодний молебен состоит из молитвы благодарения и молитвы о том, чтобы Господь был с нами, давая нам Свою радость, сохраняя все на земле в мире. Мы будем горячо молиться, чтобы Бог, невзирая на наши грехи, пороки и недостатки, услышал нас как Его преданных сынов и дочерей, горячо молящихся о себе, о наших близких, о нашей Церкви, о наших народах, о нашей родной земле, чтобы в мире и благоденствии осуществляли мы свое земное странствие и в радости духовной прославляли нашего Господа и Спасителя. И словами святого апостола Павла из его Послания к Римлянам мне хочется закончить это предновогоднее слово: «Бог... да исполнит вас всякой радости и мира в вере» (Рим. 15:13).


Страница сгенерирована за 0.13 секунд!