Тема: «Моя семья» средняя группа. Конспект занятия в средней группе на тему «Моя семья

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть

Игровой момент «Назови свою фамилию и имя»

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Ну - ка дружно, встаньте в круг,
Я - твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
Дети называют свое имя и фамилию, получая от педагога мяч.

  1. Основная часть

Воспитатель: Встаньте по свободнее. У меня есть для вас сюрприз. Чудесная коробка, а что в ней находится, вам нужно отгадать. Я дам вам подсказку - песенку. Слушайте внимательно.

Звучит «Песенка Мамонтенка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, про кого эта песенка? (Правильно про Мамонтенка) . Из коробки появляется Мамонтенок.

Воспитатель: Здравствуй Мамонтенок. Как хорошо, что ты пришел к нам в гости.

Дети: Здравствуй Мамонтенок.

Воспитатель: Ребята, Мамонтенок хочет, чтобы вы отгадали его загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Дети: Семья!

Воспитатель: Правильно. Вы угадали это семья.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?

(Ответы детей: это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

Воспитатель : семья - это место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Где живут дружно и счастливо. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. А вот вы знаете пословицы о семье?

Сердце матери лучше солнца греет.

Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика:
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук - тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша
Воспитатель: Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. У меня есть папа, мама, дедушка, бабушка, братик, А у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, в гости, ездим на дачу.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Проходите все за мной, вставайте по свободнее, повторяйте движения.

Воспитатель: Солнце, солнце улыбнись

На физ.минутку становись!

Физкультминутка . Кто живёт у нас в квартире? (2 -3 раза).

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы! Отлично выполняли движения.

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь - доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед - дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Воспитатель: Вы ребята, молодцы. Все справились с заданием.

Загадка о маме
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Все дела свои отложит,
Нам с занятиями поможет.
Мы не скроем, скажем прямо:
Лучшая на свете …
Дети: мама.
Воспитатель: Правильно, мама!

Воспитатель: Ребята, вот, посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы. Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем. Мама какая?
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись.

Воспитатель: сейчас, отгадайте загадку
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для тебя всегда герой,
Самый лучший..
Дети: Папа мой.
Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа.

А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте, теперь сундучок наш закроем, он нам еще пригодится.

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело : мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель:

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ответы детей: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

Выставка рисунков «Моя семья»

Воспитатель: Дети, а расскажите о своей семье?

Как зовут ваших родителей? Где они работают?

Что вы любите делать вместе с родителями?

Дети рассматривают семейные рисунки и каждый рассказывают о своей семье.

Воспитатель: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.

Воспитатель: А сейчас для нас расскажет свое стихотворение Катя С.

Ребенок: Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель:

А теперь давайте, откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
Воспитатель открывает сундучок и показывает сердечки из цветного картона.
- Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!

Рефлексия.

Ребята, я хочу чтобы вы в своей семье были счастливы, никогда не грустили и всегда улыбались.

Рефлексия.

Воспитатель : ребята скажите, что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Что вы нового и интересного узнали?

Я хочу, что бы вы жили дружно и счастливо.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познания.

Коммуникация: Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.

Социализация: Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения. Развивать умения подбирать предметы и атрибы для игры.

Познание: Расширить представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

Материал: Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Ход деятельности:

Педагог: Ребята попробуйте отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.

В этой куколке-девице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

(Матрешка)

Педагог: Молодцы ребята, угадали отгадку, берет в руки матрешку. Хотите познакомиться с гостьей Матрешкой?

Дети: Да.

(Педагог от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена).

Бабушка Матрена: Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша, и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».

Педагог: Ребята, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Попробуйте отыскать их.

(Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе)

Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья?

Дети: Да.

Педагог: Почему? (Рассуждение детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.

Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»

(Педагог называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.)

Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь(Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки…(Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед…(Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон) , дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.

Бабушка Матрена . А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Олега (Наташи, Динары, Ярослава) ? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.

Проводится игра «Составь портрет своей семьи».

В игре принимают участия трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи.

Игра повторяется 2-3 раза.

Бабушка Матрена: (Хвалит детей). Семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.

Педагог. (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про ниши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в речке, загорать, отдыхать. На этой фотографии мои самые близкие родственники мой муж и наш сын.

(Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе).

Затем педагог показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:

— Кто Камиль для своей мамы? (Камиль для мамы сын.)

— Чьи дети Варвара и Лена? (Дети мамы и папы.)

— Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)

— Чья это мама? (Мама Софьи, дочки, девочки.)

— Чья это бабушка? (Бабушка Эдика и Камиля.)

Бабушка Матрена: Я очень люблю своих ласковых внучат (спрашивает у ребят, умеют ли они быть ласковыми)

Дети: Да.

Проводится игра с мячом «Назови ласково».

Дети встают в круг. В центре круга стоит педагог с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).

Педагог: (Показывает на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена) «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».

Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).

Бабушка Матрена: Спасибо ребята за полную корзиночку добрых дел.

Педагог: Благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод:«У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное, чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».

В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

воспитатель Альметьевского МДОУ —

детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга»

Альметьевск РТ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ»

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Черевань Н.В.

Программные задачи:

Образовательные:

Формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

Закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;

Закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;

Учить отвечать на вопросы полными предложениями;

Учить детей пользоваться нетрадиционным способом рисования – ладошкой.

Развивающие:

Развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье используя фотографии членов семьи;

Совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.

Воспитательные:

Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами художественной литературы;

Воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.

Материал и оборудование: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их глазами, губами, головой, руками.

А сейчас отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Правильно. Вы угадали - это семья. (Дети присаживаются на стулья).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья! Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Чтение стихотворения о семье.

Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья – это я! И меня называют

Котенок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

О чём это стихотворение? (о семье)

Посмотрите сколько дружных семей в нашей группе.

Фотовыставка «Наша дружная семья»

Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?

Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.

Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. - А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

А что делает по дому мама?

Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)

Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)

Кто вы для мамы?

А что делает папа?

А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)

Какой папа? (сильный, строгий, смелый)

Кто вы для папы?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

Кто вы для бабушки и дедушки?

Как вас ласково называют дома?

Какие заботы по дому есть у вас? (ответ детей)

Воспитатель: Кто подруга, кто нам друг, становись скорее в круг!

Подвижная игра «Радостно – грустно».

Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте на месте, опустив голову вниз. Договорились?

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Позаботились о бабушке, она заболела?

Подрались с другом?

Помогли папе в хозяйственных делах?

Забыли покормить своего котенка?

Поздравили дедушку с днем рождения?

Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно стараться больше радовать всех хорошими поступками. Давайте вспомним, как вы помогаете дома, какие добрые дела делаете.

Игра «Наши добрые дела»

Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч детям с вопросом какие добрые дела они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.

Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (На доске прикрепляется солнышко). Давайте вместе с вами подарим солнышку лучики. Скажем много хороших слов о своей семье и нарисуем ладошкой лучик. А начнем мы так: «Я люблю свою семью потому, что… » (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная, приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная…).

Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся семья.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье.Давайте полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью много тепла и ласки. А сейчас подойдите к своим родителям и пригласите на танец.

Конспект занятия в средней группе по теме «Моя семья».
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.
Задачи: Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники»,«родня».
Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Предварительная работа: 1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.
2.Изготовление генеалогического древа.
3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. 5.Рисование на тему «Человек». Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», генеалогическое древо, фото семьи, корзинка для игры, фигурки с изображением: детей, взрослых, пожилых людей(для каждого ребенка), клей, листы бумаги, салфетки.
Ход:
Орг. момент. (Дети стоят в кругу)
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дети рассаживаются на стульчики.
Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье.
« Здравствуйте, ребята.Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и поэтому пришел к вам не один, а вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том как вы живете». Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы. (В помощь детям фотографии семьи, генеалогическое древо). Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки - это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласко-во? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын - сынок, сыночек.
Папа - папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама - мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.
Физминутка.
Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте.
Папа был большой – большой, Тянут руки вверх.
Мама чуть поменьше ростом, Наклоняются.
А малыш малютка просто. Приседают.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. Изображают игру погремушками.
Дзынь – дзынь – дзынь
С погремушками ходил.
Где живёт каждая семья? (дом, квартира)
Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»
1,2,3,4
Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья!
Беседа.
Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
-Что делает по дому мама?
-А что делает папа?
-Чем занимаются бабушка и дедушка?
-Какие заботы по дому есть у вас?
Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)
Игра «Составь семью из картинок»
Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их.
(Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире.)
Творческая работа детей под руководством воспитателя.
Давайте посмотрим, что получилось. Анализ работ. Выставка.
Итог.
У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы - самые счастливые дети на свете.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю-
Имеют право на семью.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №41 "Почемучка"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "СЕМЬЯ"

Подготовила:

воспитатель

Шамбурская И.Г.

Цель: Формирование представления у детей о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, развитие диалогической речи. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Задачи:

    Побуждать называть членов семьи, род их занятия.

    Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

    Дать понятия «родственники», «родня».

    Развивать умение развернуто отвечать на вопросы.

    Учить создавать коллективную композицию; учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, правильно располагая его на листе; закреплять знание фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) .

    Закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Предварительная работа:

    Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

    Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

    Разучивание стихотворения "Семья - это..." и физ. минутки «Семейная зарядка»

Материал для занятия:

Фотографии близких, домик, фигурки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, бабочки на липкой ленте, цветок, ватман, геометрические фигуры из цветного картона, клей карандаш, клеёнка, салфетка, жетоны смайлики.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы поговорим о самом родном и светлом в нашей жизни. Ребята, присаживайтесь на свои места и послушайте стихотворение которое я вам прочитаю:

Мама, папа, брат и я

наша дружная семья

вместе в доме проживаем

вместе маме помогаем!

Воспитатель: – Ребята, о ком сегодня мы будем говорить на занятии?

Дети: – О семье!

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? Давайте расскажем стихотворение

1 ребенок: Семья – это мы. Семья – это я.

2 ребенок: Семья – это папа и мама моя.

3 ребенок: Семья – это Пашка, братишка родной,

4 ребенок: Семья – это котик пушистенький мой.

5 ребенок: Семья – это бабушки две дорогие,

6 ребенок: Семья – и сестрёнки мои озорные.

7 ребенок: Семья – это крёстная, тёти и дяди,

8 ребенок: Семья – это ёлка в красивом наряде.

9 ребенок: Семья – это праздник за круглым столом,

10 ребенок: Семья – это счастье, семья – это дом,

Все вместе: Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Воспитатель: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель:

А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать гостям о своих семьях. (садятся) (на столе стоит домик - за ним объемные фигурки членов семьи, которые выставляются по ходу беседы)

Ребята посмотрите, перед вами стоит домик. Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью.

Беседа.

Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)

А какая она бабушка?

Как можно назвать бабушку ласково?

А дедушка у вас, какой?

А как можно дедушку назвать ласково?

Как дедушка и бабушка заботятся о вас?

Воспитатель:

Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (выставляю фигурки дедушки и бабушки ) Вот мы и видим начало новой семьи.

А ещё какие близкие люди есть в вашей семье? (Мама и папа)

Что умеет делать мама?

Что умеет делать папа?

Давайте заселим маму и папу в наш дом. (выставляю фигурки мамы и папы )

Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Вот теперь в нашем доме появились дети. (выставляю фигурки детей)

Вывод: У нас получилась целая семья – большая и дружная. А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой. (хлопки руками )

Мы во двор выходим

Дружною семьёй. (маршируют на месте )

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз )

Папа бодро приседает (приседания )

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом )

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны )

Про своих близких, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел». Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье.

Образец педагога: Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)

Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.

Вывод: Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.

А теперь вернёмся к семье в нашем домике. Посмотрите, мы поселили эту семью в красивый дом, где они будут жить счастливо!

А вы, ребята, хотите, сделать свои домики? Я предлагаю вам наклеить свои домики на ватман, и у нас получится улица, на которой вы живёте со своими семьями, приходите друг к другу в гости, поздравляете друг друга и поддерживаете.

Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. (Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу-треугольник, окна - квадрат; наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно.) (Во время работы включить песню "Моя семья"- Семицветик)

Отлично! У вас получилась симпатичная улица. Рассаживайтесь, мы немного поиграем.

Я задаю вопросы, если вы считаете, что нужно это выполнять, то хлопаете в ладоши, если не нужно - молчите.

Нужно ли советоваться с мамой?

Нужно ли скучать по маме?

Нужно ли жалеть маму?

Нужно ли мешать папе?

Нужно ли хвалить маму?

Нужно ли драться с братом?

Нужно ли заботиться о маме?

Нужно ли помогать маме?

Нужно ли слушаться бабушку?

Нужно ли дразнить дедушку?

Нужно ли огорчать маму?

Нужно ли радовать маму?

Нужно ли ссориться с сестрой?

Нужно ли обижать бабушку?

Воспитатель: Ребята у меня есть смайлики грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы ребята возьмите по одному смайлику, если занятие не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.

Занятие наше окончено. И я предлагаю пригласить наших гостей немного потанцевать (включить песню "Моя семья" - Непоседы )