Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе. Занятие в подготовительной группе по экспериментированию "письмо с необитаемого острова"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 35

Выполнила: Кольвейвина Анастасия Владимировна воспитатель группы компенсирующего вида г. Комсомольск –на- Амуре 2015г

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка).

Действующие лица: Воспитатель (В) , дети (д) .

В: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

Д: (ответы) .

В: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д:- Надо его посильнее надуть.

В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю) . Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д:- Воздух.

В:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

Д: (ответы)

В: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

В:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.

В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Д: (ответы) .

В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Д: (ответы) .

В:- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Д: (ответы) .

В:- А давайте проверим!

В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В:- Ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Д: (ответы) .

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем /воздух/.

В: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

В:- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

В:- Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.

Физминутка «Шаловливая сосулька» .

Шаловливая сосулька села на карниз,

Шаловливая сосулька посмотрела вниз,

Посмотрела, чем заняться.

Стала каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели,

И на солнышке звенели.

Дзинь, дзинь. Кап, кап.

В:- Ребята я совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла корзиночку. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят) .

В:- Что это?

Д: (камешки; ответы) .

В:- А как вы думаете, что с камешками можно делать?

Д: (ответы) .

В:- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

В: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

В:- Интересно, а почему камешки тонут?

Д: (ответы)

В: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

В:- Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?

Д: (ответы)

В:- Почему вы так думаете?

Д: (ответы)

В:- А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой) .

В:- Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

Д: (ответы) .

В:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

В:- Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?

Д: (ответы) .

В: - А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.

В:- Посмотрите, что происходит с шариком?

Д: (ответы) .

В:- Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.

В:- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.

В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В:- Посмотрите, а в них что - нибудь есть?

Д: (ответы) .

В:- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

Д: (ответы)

В:- Действительно, пахнет кофе.

В:- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?

Д: (ответы) .

В:- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

Д: (ответы) .

В:- Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

Д: (ответы) .

В: - А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

В: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы) .

В: - Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?

Д: (ответы) .

В: - А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе) .

В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик» . Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В:- Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось занятие? Что было сложного? Что интересного?

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».

Программные задачи : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная (пар).
Дать детям представление о том, что вода иногда нуждается в чистке (процесс фильтрации).
Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, сопоставлять факты, делать вывод.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа : рассматривание глобуса, картинок с изображением рек, озёр, морей, пустынь, схем круговорота воды в природе, с сюжетами использования воды, чтение рассказа «Что такое кислый дождь», сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», знакомство с водными животными и растениями, конкурс рисунков «Берегите воду».
Словарная работа: мировой океан, голубая планета, агрегатное состояние воды, лаборатория, фильтрация, исследование.
Материал к НОД : рисунки на тему «Вода», «Вода в организме человека», схема круговорота воды в природе, широкая и длинная полоска голубой ткани, много узких голубых ленточек, кроссворд, одноразовые стаканчики, воронки, ватные диски для фильтрации, растительное масло, соль, сахар, молоко, песок, гуашь, кусочек льда, чайные ложки, термос с горячей водой, плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, сегодня мы будем юными учёнными. Но сначала давайте разгадаем этот кроссворд, который подскажет тему нашего исследования.
1. В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове совок и стоит в нём на третьем месте (В).
2. Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове гром и стоит в нём на третьем месте (О).
3. В третьей клеточке находится буква, с которой начинается слово дорога (Д).
4. В четвёртой клеточке вторая буква из слова рама (А).
Какое слово у нас получилось? Правильно, ВОДА. Сегодня мы поговорим о воде, её значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с водой.
Для чего нужна вода человеку? (Пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).
Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня, после этого наступает смерть). Посмотрите на эту схему, человек на 80% состоит из воды.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему? (Всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
Игра «Заклинание».
Закройте глаза и представьте, что мы с вами вышли на замечательную лесную полянку. Устали? Смотрите, о нас кто – то позаботился, приготовил нам воду. Давайте присядем, отдохнем. Закройте глаза и представьте, чтобы вы сделали, если бы стали добрыми волшебниками. А теперь откройте глаза и представьте, что вы волшебники. Давайте превратим нашу воду в волшебную, чтобы она сняла нашу усталость и добавила нам здоровья.

Дети делают пассы над водой и говорят «заклинание»:

Водичка вкусная и приятная, я никогда не буду болеть, буду бодрым и сильным

Вот волшебная водица
В солнечных лучах искрится,

Она сладкая, как мед,
Здоровье, силу нам несет

Воспитатель: Какой стала вода? (волшебной, вкусной, полезной).

Воспитатель: Теперь выпейте эту воду, чтобы никогда не болеть.
(Дети выпивают воду).

Да, ребята, на земле много воды, она везде.
Стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Скажите, какая модель Земли есть у нас группе? (Глобус).
Какой видят космонавты нашу Землю из космоса? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её ещё называют Голубой планетой, все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан).
Какая вода нужна человеку? (Человеку необходима только пресная вода, которая течёт в ручьях, реках, озёрах).
А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани). На Земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Интересно, а как попадает вода в речку? Давайте рассмотрим схему круговорота воды в природе, как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми маленькими ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
А сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, чтобы продолжить разговор о воде, и с помощью опытов выяснить, какая бывает вода.
Опыт № 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2. У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах (хлор), т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 3. Вода растворитель.
Предложить детям в один стакан с водой положить ложечку сахара, а в другой – соль и хорошо размешать, попробовать на вкус. (В одном стакане вода стала сладкой, а в другом стакане – солёной. Сахар и соль растворились в воде, но при этом она осталась прозрачной).
Дети в стакан с водой добавляют капельку гуаши любого цвета и размешивают. Гуашь растворяется в воде, при этом меняет её цвет.
Далее в один из стаканов с водой дети насыпают речной песок и тщательно размешивают ложкой. (Вода слегка мутнеет, а песок оседает на дно стакана).
В стакан с водой дети добавляют несколько капель растительного масла и снова хорошо мешают ложкой. (Масло плавает на поверхности воды в виде жёлтых капелек или растекается плёнкой).
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 4. Агрегатное состояние воды.
Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой.
Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.
Опыт № 5. Фильтрация воды.
Воду с гуашью, маслом, мутную воду дети пропускают через ватные диски. Гуашь, масло, грязь, песчинки остаются на фильтре.
Вывод: после фильтрации вода становится чистой и прозрачной.
Ребята, как же мы должны относиться к воде? (Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра).
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. Давайте у себя в умывальной комнате повесим вот такую памятку (рассматривают плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Тема: «Эксперименты с мукой».

Цель:

Задачи:

Образовательные:



Развивающие:



Воспитывающие:



Предварительная работа:

.

Демонстрационный материал : Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделийСахар, дрожжи. Пшеница, овёс-очищенный и не очищенный.

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой,2 салфетки. глубокие мисочки -комплект на 2 детей

Оборудование: Кофемолки (Ручная и электрическая)

Методы и приемы:
Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Наглядные для рассматривания колоски. Хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ячменя. риса, овса, кукурузы, ржи) , картинки.

Практические: элементарные опыты

Ход занятия.
Организационный момент.

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
(МУКА)

– А для чего нужна мука?
Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,макаронные изделия.

Отгадайте загадки:

Был крупинкой золотой,

Стал зелёною стрелой.

Солнцк летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела?

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок

Сто братьев одну избушку собрались ночевать

(зёрна в колосе)

Давайте рассмотрим колоски, которые вырастили на наших полях.

Практическая часть
– предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь...
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.), кондитерские … , макаронные изделия….

- Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол-престол, а как хлеба ни куска, так и стол- доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Дети: «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб- будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода-молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи», «Без соли, без хлеба-половина обеда», «Хлеб да вода- здоровая еда».

Молодцы!

– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

– А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

Встречайте нашего гостя, это пекарь! (в руках поднос с солёным тестом)

Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!

– А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.

Ребята, понравилось ли вам лепить из солёного теста?(ответы детей)

А что вы можете сказать о свойствах муки? (1. Имеет запах. 2. Сыпучая, 3.мягкая, 4.растворимая, и.т.д.)

Давайте посмотрим, что стало с мукой с дрожжами и сахаром на батарее и сравним с со стаканом без дрожжей. (ответы детей)

Получилось тесто!

А сейчас я хочу угостить вас вот таким хлебом, свежим, мягким, вкусным караваем. На этом наше занятие подошло к концу.

Самоанализ НОД

Тема: «Эксперименты с мукой» в подготовительной группе детского сада№1 «Тополёк», воспитатель Акинина Н.А.

На занятии «Эксперименты с мукой» была поставлена следующая цель:

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:

Образовательные:
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Познакомить со свойствами муки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры»
Разучивание пословиц о хлебе, замешивание соленого теста.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты, зерновые культуры, сито..

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено узнать, что за слово зашифровано в письме.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- помощь пекарю в лепке колосков. Были сюрпризные моменты –гость(Пекарь) и угощенье(Каравай). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась закреплять знания свойств муки.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление- все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую, работу в парах.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, определение звука в слове, пословицы, загадки,уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (заготовка для кроссворда, картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделий. Сахар, дрожжи) ;

3. Практический (изучение свойств муки, дидактическое упражнение с мячом), рассматривание зёрен через лупу, изготовление муки из овса и пшеницы при помощи кофемолок, лепка колосков из солёного теста)

4. Игровой (расшифровка письма, упражнения на соотношения слов и действий) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью памятного сувенира-каравая) ;

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло.

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ

Образовательная область: Познание
Тема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.

Ход занятия

1. Вводная
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…

Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.

Занятие в подготовительной группе по экспериментированию "Письмо с необитаемого острова"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи: * развивать поисковую деятельность детей

  • учить выявлять создавшиеся проблемы и развивать умения находить нестандартные решения
  • совершенствовать уровень накопленных практических навыков
  • экспериментирование с объектами неживой природы

Оборудование: бутылка с запиской; оборудование для фильтрации воды (на каждого ребенка) ; схемы для создания "ленты выживания"; воздушные шары.

Ход занятия

Дети садятся на ковер.

В. - Ребята ко мне в гости приехал старый знакомый и привез сувенир. Вот посмотрите, это бутылка. И знаете я в бутылки обнаружила письмо оно оказалось зашифрованным, давайте попробуем его прочитать.

Вмести с детьми расшифровываем письмо.

Примерный текст письма "Нашел цветик-семицветик загадывал разные желание желания и не заметил, как с последним лепестком загадал оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков нет! Спасите! Помогите! Валерик!"

В. - Ребята что такое остров?

Ответы детей.

В. - Если вокруг нет людей, то как вы думайте, на какой остров попал наш Валерик?

Ответы детей. (необитаемый)

В. - Как вы думаете, что такое необитаемый остров?

Ответы детей.

В. - Раз нет людей ему нелегко будет на острове. Что нужно сделать мальчику в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Ответы детей. (вода, пища, жильё)

В. - Что мы можем сделать для того, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся, а выжил и дождался помощи? Ведь не зря говорят "Слезами горю не поможешь".

Обсудить варианты. Выбрать решения и схематично изобразить действия в виде "ленты выживания".

В.- Вы будите предлагать ваши варианты, а я записывать их на ленте.

1ч. ленты. Найти пищу.

а) поиск знакомых растений.

б) ловля рыбы.

в) сбор птичьих яиц.

2ч. ленты. Построить жильё.

а) шалаш из веток

б) пещера

3ч. ленту. Найти воду.

а) родниковую

б) дождевую

в)горный снег

В. - Сразу пить нельзя, что нужно сделать, чтобы вода была пригодной?

Ответы детей. (очистить воду)

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.) Но не отправимся домой.

В.- Я покажу один из способов фильтрации воды.

Начало эксперимента:

Сначала показываю, потом дети проводят эксперимент.

В. - Берем бутылку её нужно разрезать примерно пополам (детям заранее приготовить оборудование) , верхняя часть бутылки будет служить воронкой для фильтра, а нижняя часть стаканом, куда будет стекать отфильтрованная вода.

Воронку последовательно заполнить слоями: слой ваты, затем растолченный активированный уголь завернутый в тряпочку, слой камешек, сверху бумажную салфетку.

Медленно наливать воду. Сравнить, насколько вода стала чище.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Какой вывод (выслушиваем выводы детей) мы можем ребята сделать камешки, плотно прижимаясь к друг другу, образуют сито, которое не пропускает крупные частички грязи. Чем толще слой такого фильтра, тем лучше он разделит воду и нерастворимые в ней частички. Более мелкие примеси и частично вещества, растворенные в воде, задерживаются в слое активированного угля, который способен поглощать не только примеси, но даже газы.

В. - Почему после фильтрации воду необходимо прокипятить?

В. - Посмотри внимательно на нашу схему "ленту выживания". Попробуем прочитать "Если бы я очутилась на необитаемом острове, то для того чтобы выжить и дождаться помощи, я бы.........."

Дети "читают" ленту.

В. - Мы нашу ленту закрепим на нитях трех воздушных шаров и на прогулке отпустим в небо. Лента обязательно долетит до Валерика. Порадуемся, что мы вместе постарались помочь Валерику.

Подготовила воспитатель Чегодару Габриела.

"Письмо с необитаемого острова"

занятие в подготовительной группе по экспериментированию

ГБОУ СОШ 1985 ДО "Соловушка"