Когда ребенок в утробе начинает слышать звуки. По ту сторону живота: как живет малыш в утробе

Слышит ли будущий ребенок внутри утробы? Насколько хорошо и может ли пугаться громких звуков?

Формирование слухового аппарата

Органы слуха у малыша, по сравнению с другими системами формируются долго и сложно — до 16 недели, после уже происходит «созревание». Закладка начинается на 4 неделе внутриутробного развития из зачатков костей скелета. На 7 неделе у будущего малыша уже есть основы среднего уха. Постепенно органы слуха «вызревают» и начинают функционировать. Раньше 16 недели громкие звуки ребенок не чувствует, соответственно, они никак на него не влияют.

Что слышит ребенок в утробе матери?

Как только, уши эмбриона начинают действовать, он немного слышит, но чтобы хоть что-то услышать, звуки снаружи должны быть очень громкие, например, хлопок от петарды или рок-концерт. Ведь внутри животика у мамы находится амниотическая жидкость, она гасит звуки, плюс мешают вибрации самого тельца зародыша.
На 24 неделе внутриутробного развития, слух будущего младенца значительно улучшается, звук уже преображается в нервные импульсы. С этого периода малыш способен слышать не только громкие звуки, но и музыку. А на 27-30 неделе, слух будущего ребенка настолько зрелый, что различает громкую речь.

Не пугается ли ребенок громких звуков?

Ребенок внутри утробы не слышит очень хорошо, поэтому пугаться звуков не может, но он остро реагирует на состояние матери. Если громкие звуки вызывают стресс у будущей мамы, то малышу от этого тоже будет тревожно. Ко всему, дискомфорт, который испытывает беременная женщина от звуков громких и сверхвысоких или низких частот может негативно повлиять на беременность в целом, вплоть до преждевременных родов.

Какая громкость является допустимой

Чтобы комфортно себя чувствовать, общий шум в доме и на улице не должен быть выше 40 дБ в дневное время и 30 в ночное. В реальности, особенно в условиях города, фоновый шум превышает отметку в 60 дБ. Это не является очень критичным показателем, но у материнского организма вызывает состояние постоянного нервного напряжения.
Отдельную категорию источников звуковых колебаний, вредных для беременности, составляет бытовая техника. Следует избегать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, использования различных бытовых приборов, а так же прослушивания очень громкой музыки, ведь в наушниках звуковые колебания могут превышать отметку 100-120 дБ. При постоянном фоновом звуке городской суеты, устройства, воспроизводящие музыку всегда устанавливаются на повышенное звучание.
Чтобы беременность протекала нормально, избегайте споров, скандалов на повышенных тонах, громкой музыки, звуков работающей техники. Для малыша внешние звуки не приносят вреда даже громкие, но некоторые звуковые колебания могут отрицательно сказаться на состоянии беременности.

Жизнь естественным образом зарождается в утробе матери. Эта простая истина известна всем, если упустить достижения науки и технологий, как бы инновационно это не звучало. Приставка «in» в латинском «novatio» означает «в направлении изменений». Само понятие «инновация», возникшее в XIX веке, получило новое применение в начале XX века в результате исследований в сфере экономических отношений.

Нужны ли какие-либо изменения и инновации в отношениях между мужчиной и женщиной при рождении их ребенка - вопрос широко обсуждаемый и все более спорный. Но самой главной задачей будущих родителей всегда было и остается создание наилучших условий для того, чтобы рождающемуся человечку всегда было хорошо. Поэтому они вместе со всеми, кто их окружает, часто задают себе вопрос – что чувствует ребенок в утробе матери.

Зарождение жизни


В начале разговора об этом сразу хотелось бы заметить, что применять медицинские термины «плод» или «эмбрион» не очень хочется. Вряд ли будущая мамочка размышляет о том, что у нее внутри соединяются и растут какие-то клетки, она всегда думает о своем ребенке.



Жизнь малыша, как чаще всего принято считать, начинается с момента его появления на свет. Поздравления с его первым Днем рождения он принимает через 12 месяцев. Но в действительности, как считают, к примеру, в Китае, на этот момент он прожил уже 21 месяц. 9 месяцев в утробе матери – это тоже его жизнь. К такому мнению присоединяются и эмбриологи, гинекологи, психологи и, конечно, родители ребенка. Чего только стоят эмоции мамы от толчков малыша в ее животе! Она никак не может назвать скоплением неких клеток то крошечное создание, которое уже четыре недели спустя после зачатия являет собой организм с маленьким, самостоятельно бьющимся сердечком.

Я маленький человечек!


Двенадцать недель спустя у малыша в утробе матери уже есть крохотные ручки с осязательными клетками на кончике каждого пальчика, а черты лица становятся индивидуальными. Малыш с этого времени способен выразить всю палитру человеческих чувств на своем трогательном смышленом личике. Особенно хорошо это можно наблюдать у младенцев, родившихся преждевременно (на 25-й неделе). Они стонут и морщат лобик при их обследовании, но получают удовольствие на груди у матери, что сопровождается их улыбкой. Любое соприкосновение с телом мамы – это поиск защиты. В тревожных ситуациях малыш прислоняется головкой даже к кроватке - это напоминает ему привычную обстановку в утробе матери, где его окружали материнские тазобедренные кости.



Обратите внимание! Очень важны прикосновения и поглаживание живота беременной женщины, в том числе, если это исходит от отца ребенка.

Матка женщины – то самое защитное убежище, в котором малыш ощущает наибольшую связь с матерью, когда он участвует в ее жизни, в то же время, не находясь в изоляции от окружающего мира. Малыш реагирует на происходящее вокруг мамы, чувствует ее настроение, слышит разные шумы при работе всех органов ее тела – сердца, желудка, кишечника, пульсации кровеносных сосудов. Замечено, что процедура УЗИ не очень приятна младенцу в утробе, поэтому ее проводят обязательно согласно плану.



Звуки играют особую роль в развитии малыша. Чтобы понять, как он воспринимает звуки в утробе, нам достаточно окунуться с головой под воду. В таком приглушенном виде и воспринимаются им любые звуки. На 25-й неделе органы слуха ребенка уже полноценно развиты.

Обратите внимание! Очень важно уделять внимание общению с ребенком в форме тихой и эмоционально положительной беседы. Сказки и колыбельные песенки ребенок воспринимает уже в материнской утробе.

Такое общение для женщины всегда увлекательное и захватывающее. Мамочка задает себе вопросы – слышит ли ее малыш, понимает ли ее беспокойства и тревоги, ее усталость? Как сделать, чтобы ему было комфортно?



Дискомфорт ребенок испытывает при громкой музыке, особенно тяжелом роке, который сопровождается частыми шумными ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения тела матери, на громкий звонок мобильного телефона, на длительную работу миксера, на громкий удар дверцы автомобиля, на слезы матери. Агрессия между родителями наносит больший вред еще нерожденному малышу, чем алкоголь или курение, и часто приводит к выкидышу.

Обратите внимание! Младенец любит классическую, спокойную музыку, на более поздних сроках беременности матери хорошо воспринимает низкую тональность разговора отца.

Формирование личности



В утробе матери младенец уже проявляет эмоции, активно реагирует на все происходящее вокруг него, особенно на настроение мамы. Поэтому она должна размышлять только о позитивном и заниматься только приятными делами, не забывая о физических упражнениях. Существует мнение о том, что будущее психическое развитие ребенка зависит от нервозности и стресса матери во время беременности. Тем не менее, немецкие ученые поспешили всех успокоить, опровергнув эту точку зрения. Дело в том, что младенец лишь на короткие периоды времени (мгновенно) реагирует на события, затем быстро переключает свое внимание и забывает о предыдущем.

Обратите внимание! Влияние на будущую психику ребенка оказывает только длительный стресс беременной матери. Материнское неприятие нежеланного ребенка приводит к нелюбви младенца к самому себе, а, значит, ребенок с трудом адаптируется в обществе.

Хочу кушать!


Младенец в утробе безмолвно сообщает о том, что проголодался, различными шевелениями и толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, потребленных мамой. Околоплодная жидкость становиться горьковатой от крепкого чая, никотина сигарет, острых пищевых приправ и специй. Поэтому крайне важно, чем питается беременная женщина. Если мамочка взволнована или испугана, происходит зажим в ее теле, а, значит, плацента недополучает необходимое питание и кислород.

Любовь и защищенность, сытость и покой – вот те составляющие успешности маленького человека. Пожелаем ему приятного аппетита на радость всем.

Видео

Узнайте, как происходит внутриутробное развитие малыша:

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, - его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка - замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента - мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, "прийти в гости" к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации - слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье - в нашем позвоночнике". Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет - это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка - это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама - первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек - существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

- кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития - отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

- стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития - отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание;

- кризис фетальности .Механизм развития - снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса - мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

- стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития - отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии - в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

- кризис внутриутробного младенчества , или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода - в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к "иному", бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция - держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности - "плод". На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры "идти навстречу". Именно это "естественное" состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): "Я так одинока!". Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она - ребенок, а они - беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от "плодного" состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя "взрослую" ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать "он шевелится", а не "меня тошнит". В ее сознании появляется "другой". Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен... Девиз этого периода: "Я не справлюсь!".

Последняя стадия ступени воплощения называется "внутриутробный младенец". Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не "естественно", а "нормально", то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально "видеть" своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев - о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12\% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия". Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже "слышали" до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать "эмоционально уравновешенных детей" с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами - каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, - всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка.

Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время - обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я - твой папа

СОНДРА Рей в книге "Идеальное рождение" советует: "Прикасайтесь к своему животу и говорите: "Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: "Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира".

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: "Привет, малыш, я - твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями", - или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что "неразумные" новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек "танцует" под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей - Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем - себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство - это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: "Как плохо выглядит ваш ребенок". Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика - причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки.

Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью - неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й - 20 см, на 28-й - 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого - умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: "Вы опоздали на две недели".

Звуки играют важную роль в развитии малыша. Старайтесь чаще общаться с младенцем в вашем животике. Беседуйте с ним тихо, в положительной форме. Перед сном почитайте сказку вслух или спойте колыбельную, тихонько поглаживая свой животик. Еще не родившемуся малышу по нраву классическая музыка. К седьмому-восьмому месяцу беременности младенец хорошо воспринимает низкую тональность голоса отца. Малыш испытывает чувство дискомфорта, когда слышит громкую музыку, сопровождающуюся частыми ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения матери, на громкие звучания кухонных приборов.

Формирование личности

В утробе младенец способен реагировать на настроение мамы, поэтому она должна размышлять о позитивном. Для малыша и мамы полезно наблюдать живую природу, посещать выставки картин, заниматься творческой деятельностью. Большое влияние на будущую психику ребенка оказывает длительный стресс беременной женщины. Материнское неприятие ребенка, мысли о том, что будущий малыш появиться на свет совсем не кстати: все это приводит к неприятию младенца самого себя. В связи с этим, после рождения ребенку будет сложно адаптироваться в обществе.

Чувство голода

Младенец в утробе сообщает о своем чувстве голода толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, которые употребляет мама. Волнения, переживания беременной женщины приводят к зажиму в ее теле. В связи с этим, плацента перестает получать необходимое количество питания, кислорода. Малыш начинает испытывать чувство голода.

Вкусовые ощущения

Еще неродившийся малыш имеет хорошо развитые вкусовые ощущения. Согласно исследованиям, младенец даже может продемонстрировать предпочтение одного продукта другому. Ежедневно малыш поглощает немного околоплодной воды. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что употребляет в пищу беременная женщина. Так, например, околоплодная жидкость становиться горькой на вкус от черного чая, сигарет, пищевых приправ. Пищевые предпочтения беременной мамы вызывают привыканию ребенка к той или иной пище, формируют любовь к определенного рода еде после рождения.

Чувство покоя и радости

Беременная женщина должна заниматься делами, которые приносят ей чувство умиротворения, покоя. В этом случае мамины так называемые гормоны радости будут передаваться малышу. Они способны сообщать ощущения покоя, радости бытия младенцу. Это состояние очень важно для малыша. Оно положительно сказывается на его внутриутробном развитии и на будущем характере.

Малыш в утробе мамы все слышит и чувствует, впитывает всю информацию, которая поступает к нему извне. Чувство маминой любви, чувство защищенности, сытости и покоя – вот составляющие успешности маленького человека.

Малыш, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков тела матери. Он слышит, как бьется мамино сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, он даже слышит нежный голос мамы.

Когда ребенок начинает слышать?

На данный момент еще до конца не известно, когда малыш начинает осознавать свое окружение, но уже ясно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12-й неделе беременности.

Затем они постепенно усовершенствуются и к (плюс-минус), и ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию.

К 30-й неделе беременности малыш звук воспринимает как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Исследования с помощью сканера 4D

Самые передовые средства ультразвукового сканирования позволяют увидеть, что в утробе матери еще не рожденные младенцы улыбаются, плачут и моргают.

Британские ученые отмечают, что образы, полученные с помощью сканера 4D, (объемное изображение в режиме реального времени), позволяют предположить, что лица детей, находящих в утробе, выражают эмоции, которые, в свою очередь, являются своеобразным рефлексом при подготовке к рождению.

Четырехмерный сканер позволил увидеть, что будущий ребенок начинает двигать пальчиками в возрасте 15 недель, в 18 недель он уже зевает, а в 26 - улыбается, моргает и плачет.

Ученые предполагают, что улыбки в утробе свидетельствуют о спокойствии и беззаботности существования в комфортной для них среде, в отличие от первых шести недель после родов, когда малыши не улыбаются, вероятно, вследствие столкновения со странным новым окружением, которое вызывает у них психологическую травму.

Двигается и танцует!

В три недели у младенца начинает биться сердце, хотя мамы его не слышат. Малыш в 12 недель уже имеет ручки, ножки и глаза. Ученые с помощью уникального прибора (аппарат способен сканировать положение эмбриона в четырех измерениях и транслировать видеоизображение из утробы матери на дисплей) увидели на экране жизнь 12-недельного малыша (срок, на котором некоторые женщины делаю аборт). Ребенок сосал пальчик, плавал, размахивал ручками. Ученых также поразил пляшущий мальчик, двигающийся в стиле брейк. После таких эмоциональных кадров сомневающиеся мамы категорически отказались бы прерывать беременность.

Новый метод исследования вызывает у будущих мам трепетную любовь к едва зародившемуся малышу, еще вдобавок такому танцору!