Когда ребенку в детский сад. Когда можно отдать ребенка в детский сад

Статья понравилась. Только вот теперь я пытаюсь понять, кто из моих детей сангвиник, а кто холерик...(меланхоликов и флегматиков точно нет))))

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок «дозреет» до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность N1. Внимание на темперамент

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента : меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.

Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).

Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может «мстить» воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.

Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: «Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели» (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Ребенок-флегматик

С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.

Время пришло. Флегматику все равно где находиться - в садике или дома, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или «ходить» в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него - чужая территория.

Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.


Ребенок-холерик

Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.

Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Ребенок-сангвиник

Это самый “подходящий» для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Время пришло. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.

Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.

Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Готовность N2. Характер имеет значение

Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому саду.

Ребенок-зритель

Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок , и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто “не слышит» обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.

Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.

Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.

Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.

Ребенок-слушатель

Он усваивает информацию посредством слушания. В раннем детстве слушатель отдает предпочтение музыкальным игрушкам, любит слушать сказки и песенки. Дети того типа несколько позже сверстников начинают говорить. Слушатель как губка впитывает новую информацию и молчит, а потом удивляет взрослых правильной речью. Он обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью на имена и факты. Задавая вопросы, этот ребенок всегда выслушивает ответ до конца. При этом его не удовлетворяют краткие ответы, типа «Да-Нет».

Время пришло. Слушателя желательно отдавать в детский сад в 5-6 лет. В этом возрасте ему уже интересно слушать не только взрослых, но и сверстников. В более раннем возрасте слушатель не нуждается в детском коллективе и ему будет наиболее трудно пережить разлуку с родителями.

Возможные проблемы. Ребенку слушателю необходимо, чтобы с ним постоянно разговаривали и объясняли ему все происходящее вокруг. При этом он стесняется приставать к незнакомым людям (воспитательнице, нянечке) с вопросами и тихо ждет, пока его заметят. В результате он может целый день провести в ожидании.

Тактика поведения. Научите малыша слушать не только взрослых, но и детей. Для этого по вечерам спрашивайте у него, что говорили другие детишки. Обычно первое время дети игнорируют друг друга и прислушиваются только к словам взрослых. Но поняв, что сверстники гораздо более интересные рассказчики, чем взрослые, слушатель будет с удовольствием ходить в садик.

Ребенок-оратор

Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.

Время пришло. У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3-4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.

Возможные проблемы. Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.

Тактика поведения. Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.

Ребенок-деятель

Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.

Время пришло. Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5-2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.

Возможные проблемы. Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.

Тактика поведения. Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку «ответственные» поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.

Наталья Алешина

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

Никто не даст однозначного ответа на вопрос «?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.

До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.

Ориентировочные сроки адаптации:

  • В яслях — 6-10 дней.
  • Для трехлетних детей — 2-3 недели.
  • Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.

Что нужно учесть?

  • Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
  • Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
  • Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
  • Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.


Фазы адаптации:

  • Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду , не болеет, не теряет вес, не капризничает.
  • Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
  • Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.

Статистика в разных странах

Страна

Принимают в садик

Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли

С 3 месяцев

Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад

Великобритания

Финляндия

С 9 месячного возраста

С 3 лет, практикуется домашнее воспитание

До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками

Ясли в детском саду

Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.

Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.

Преимущества:


Недостатки:

  • Не у всех частных садов есть лицензия.
  • Высокая стоимость.

Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.

Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Эта тяжелая адаптация

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

О. Жукова

Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!

Малыш растет, ему пора в детский сад.

Встает вопрос: в каком возрасте отдать ребенка на попечение воспитателей? Родители переживают, как малыш справится с первой серьезной жизненной переменой, не начнет ли часто болеть. Не обидят ли его воспитатели, нянечки; не польются ли ежедневные ребячьи слезы, разрывая сердца родителей?

Посоветовавшись со знакомыми, молодые мама и папа запутываются вконец. Опытные подруги советуют передоверить ребенка воспитателям как можно раньше. Дедушки и бабушки жалеют дитятко, предлагают помощь и отговаривают от садика вообще. Якобы там и с ребятами не церемонятся, и инфекции полно, и дурного легко нахвататься от детей из неблагополучных семей.

Приведем мнения специалистов .

Ясли в раннем возрасте: за и против

Некоторые крохи до полутора лет даже легче переносят расставание с родителями, без капризов остаются в яслях. Однако психологи предупреждают: не стоит разрушать привязанность годовалого создания к дому, родителям. В нежном возрасте она только формируется. Потеря ощущения семьи, раннее перемещение в незнакомую среду может впоследствии сказаться негативно.

Тесный, эмоциональный контакт с матерью – основная потребность ребенка вплоть до 3 лет . От этого общения зависит, сформируется ли у малыша доверие к миру и окружающим людям . Большинство детей полутора лет разлуку с матерью переносят болезненно. С этого возраста лишь начинает ослабевать «сепарационная тревога». Малыш еще привязан к родителям, неохотно идет на контакт с чужими людьми. Если карапузу в детском саду некомфортно, лучше доверить его бабушке или няне.

Педиатры заявляют: к встрече с агрессивной средой иммунная система ребенка в 1 год не готова . Если защита от попавших в дом микробов уже выработана, то в садик каждый карапуз приносит свой «микробный набор», в результате неизбежны частые болезни.

Посещение детсада может стать серьезным стрессом для юного человечка. Приходится менять режим дня, рано вставать, привыкать к незнакомым детям и взрослым, к чужому месту, непривычной пище. Драматичные расставания, нехватка внимания и любви, шум и многолюдие в садике приводят к тревоге, подавленности, слезам. Ослабленный стрессом ребенок становится добычей для микробов, вирусов.

Пассивное сопротивление детскому саду, по мнению психологов, отражается на развитии малыша: интеллектуальном, эмоциональном, физическом. Исследования показали: воспитанники яслей с возрастом отличаются меньшей инициативностью, решительностью, реже берут на себя ответственность.

До полутора лет юный человечек недостаточно знаком со свойствами предметов, плохо чувствует опасность. Индивидуальный присмотр убережет его от травм.

Мнение единодушное: отдавать полуторагодовалого карапуза в ясли стоит лишь при крайней необходимости .

Отдавать ли малыша в детсад в 2–2,5 года?

После 2 лет с ребенком происходят разительные перемены. Он самостоятельно ест, научается выражать желания простейшими звуками, словами; просится на горшок. Стремительно развивается физически: быстрее и увереннее ходит, ползает, осваивает лестницы, вырабатывает чувство осторожности.

Если родители водят чадо на праздники, в гости, в игровые комнаты и развивающие центры, ребенок привыкает к незнакомой среде, спокойно реагирует на чужих людей . Общепризнанный вывод: в этом возрасте кроха быстрее и легче привыкает к новым условиям.

Если садик в этом возрасте – необходимость, нужно укреплять иммунитет малыша. Важно, чтобы родители учили его простейшим навыкам самообслуживания: натягивать колготки, застегивать пуговки, надевать обувь. Тогда дочурка или сыночек лучше подготовятся к детсадовской жизни.

Психологи рекомендуют пристально понаблюдать за ребенком в первые недели после встречи с новым коллективом. Испытывает ли малыш страх перед уходом в группу, как он переживает расставание с близкими, меняется ли его настроение? Реакция не всегда явная. Нередко ребенок внешне послушен, но капризничает по вечерам, хуже засыпает, плачет по ночам, чаще болеет.

Если за несколько недель ситуация не улучшится, налицо проблемы привыкания. В этом случае психологи советуют не настаивать на переменах , оставить ребенка дома.

Некоторые мамочки всерьез считают: в садике малыш лучше развивается. Но в коллективе из 15–20 детей воспитатель не может уделять каждой крохе столько внимания, сколько в семье . Активно познавать мир, учиться самостоятельности можно и под руководством мамы или бабушки.

Все же до 2,5 лет ребенок еще сильно привязан к домашним, весь мир для него сосредоточен в родных. Он мало интересуется другими детьми, не стремится к общим играм, не умеет взаимодействовать. В этом возрасте отрывать дитя от семьи, мамы – вопреки его психологическим потребностям.

Если матери не требуется срочно выходить на работу, лучше не спешить с садиком , отпрыск еще успеет привыкнуть к коллективной жизни.

Старше 2,5 лет

Если малыш достаточно общался с мамой в предыдущие годы, к 3 годам у него сформируется психологическая готовность к набору некоторой дистанции с домашними. В это время ребенок легче остается без родителей, самостоятельно одевается, прибирает вещи. Просыпается интерес к другим детям. Пора раздвигать границы знакомого мира.

Идеальный вариант – после 3 лет потихоньку знакомиться с группой, играть на площадке детского сада, затем приходить на пару часов, на полдня. Такое привыкание без жестких требований пройдет легче. Если при переходе на полный день возникают проблемы, стоит вернуться к щадящему режиму.

Психологи, педагоги единодушны: лучше всего определять ребенка в садик ближе к 3 годам . Педиатры солидарны с этим мнением.

Оптимальным они называют возраст в 3–4 года .

Более зрелая иммунная система лучше противостоит вирусным атакам. Ребенок становится устойчивее психологически, не чувствует себя оставленным родными, спокойнее вливается в новый коллектив.

Аргументы, которые стоит учесть

При поступлении в садик знайте: четверть детей, впервые переступающих его порог, называют «поздно стартующими». Их иммунная система развивается медленнее. Дома они здоровы, а в коллективе немедленно подхватывают вирусы. Такого ребенка стоит дольше воспитывать дома.

Важно и время года, когда легче приобщаться к детскому коллективу. Слякотной весной юный организм и без того подвержен простудам, дополнительный стресс ему ни к чему. Рассудительные родители летом укрепляют здоровье малыша водными процедурами и витаминами, чтобы осенний старт в детсад получился благополучным.

Многое зависит от того, насколько взрослые понимают серьезность перемен в жизни ребенка, как настраивают и поддерживают его. Повезет, если в группу назначат спокойную, доброжелательную и обаятельную воспитательницу.

Дети-меланхолики более замкнутые, требуют внимания, не любят нововведений. С такими особенностями требуется больше времени для привыкания к изменившимся условиям жизни. Ребенка-меланхолика рекомендуется определять в детсад позже, лет с 5.

Спокойный и послушный флегматик непросто адаптируется в садике, но открыто не протестует. Его можно вводить в детский коллектив в 2–3 года.

Холерик легко идет на контакт, но конфликтует. В 3–4 года такой живчик стремится к коллективу, но уже знает, за какое поведение его накажут. Этот возраст для него подходящий, чтобы принять правила детского сада.

Любознательный и контактный сангвиник радуется новым впечатлениям, но устает от однообразия. Говорят, что он легко переносит перемены и вливается в коллектив в любом возрасте.

Все дети индивидуальны, каждый привыкает к садику по-своему .

Взрослые могут постараться, чтобы привыкание прошло безболезненно, чтобы детсад был не наказанием, а вторым домом.

Важно сказать малышу, что родители гордятся им, потому что он вырос и пошел в детский сад!

Психологи считают садики не очень естественным местом для пребывания детей . Лет сто назад лучшей воспитательной средой были большие семьи. Детей воспитывали мама с папой, дедушка с бабушкой, гувернантки. Странно находиться целый день в коллективе сверстников, не связанных родственными узами, а также подчиняться чужим взрослым людям.

Но если на этом этапе развития общества без детсадов не обойтись, в чем их преимущества? Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, делиться игрушками, уступать. Без этого чадо вырастет индивидуалистом, замкнутым человеком. В детском саду формируются привязанности, появляются первые друзья. Следовать распорядку, соблюдать правила поведения, жить в коллективе – немаловажно для подготовки к школьной поре.

Занятия способствуют эмоциональному, физическому, интеллектуальному развитию детей. В детском саду с малышами работают логопеды, специалисты по физической культуре, педагоги по музыке. Ребенок учится общаться со взрослыми, слушаться педагогов. На праздниках, конкурсах, концертах дети приобщаются к искусству, получают положительные эмоции.

Детские сады, в которых создана благоприятная и творческая среда, помогают гармоничному развитию детей!