Если ребенок не видит. Что делать, если нет рубца от БЦЖ у ребенка: нормальная реакция или патология? Симптомы плохого зрения

Скажем честно, в нашей стране детям с нарушением зрения уделяется недостаточно внимания. Но, как говорится, лед тронулся - появляются больше специализированных центров, школ, детских садов, библиотек, а также тактильных книг. Подсказки, как воспитывать такого малыша, можно получить в центрах реабилитации. А еще познакомиться с родителями слабовидящих или слепых деток. Ведь мамам и папам есть о чем поговорить... Проблема одна, но крохи совсем разные…
Глядеть в оба
Бывает, малютка рождается с плохим зрением или теряет его вследствие перенесенной тяжелой болезни. Обычно оно ухудшается постепенно, но иногда - за несколько дней. Всех этих ребятишек можно поделить на несколько групп. Тотально (абсолютно) слепые. При слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Слепые со светоощущением. Крохи способны отличить свет от тьмы. При этом одни правильно показывают, откуда он падает, а другие - нет. Слепые со светоощущением и цветоощущением. Малыши не только отличают свет от тьмы, но и различают цвета. Слепые с тысячной долей от нормальной остроты зрения (от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях ребенок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии различает цвета, контуры, силуэты предметов. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, чья острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04. Слабовидящие с остротой от 0,05 до 0,4. Учитывается зрение на глазу, который лучше видит в очках. Итак, у всех ребятишек степень поражения зрения разная. К каждому из них нужен свой подход в воспитании.
Что делать?
В первую очередь родителям малыша с плохим или нулевым зрением не нужно отчаиваться. Пройдите все возможные исследования, дабы точно выяснить, что и как видит ваш ребенок. От этого зависит, каким образом следует воспитывать и развивать его. Ваша помощь сыну или дочке должна быть эффективной. Когда малютка видит совсем плохо, у не-го прежде всего страдает представление о предметах и явлениях окружающего мира. Понятно, что ребенку тяжело сформировать зрительный образ, поэтому вы, родители, должны научить создавать его. Помогайте крохе обследовать предметы, в частности, их составные части, форму, величину, изучать цвет. У карапуза очень плохое зрение? Зато у него есть слух, обоняние, осязание, вкус! Сколько всего! Учите ребенка пользоваться этим правильно! Как? Во время игры, в быту... Для него весь мир - загадка. Только найти отгадку такому малютке сложнее, чем обычным зрячим детям. Но это не значит, что невозможно. Малыш различает цвета и формы? Гуляя на улице, обратите его внимание на собачку. Расскажите, какая она: большая (рядом маленькая кошка), черная, туловище длинное, голова вытянутая. Все дежи обожают рисовать, лепить, конструировать. Занимайтесь этим вместе и не-пременно описывайте карапузу ваши действия, предмет, который у него в руках. Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. После того как прочитаете сказку, обязательно обсудите ее с малышом. Узнайте, например, как он понял фразу: «Волк подпрыгнул высоко». Сын или дочь затрудняются ответить? Покажите, что это означает.
Чего не делать?
Обращайтесь со слабовидящим или слепым малышом так же, как со всяким другим. В разговоре с ним не бойтесь использовать такие обычные слова, как «смотреть», «видеть». Он ведь видит! Просто иначе, чем вы. Входя в комнату, дайте о себе знать, покидая ее, скажите, что выходите. Тянуть ребенка за собой или толкать перед собой - неудобно и для вас, и для него. Помните об этом во время прогулки. Не хватайте его за руку, лучше позвольте взяться за вашу. Таким образом он сможет контролировать ситуацию. Малышу некомфортно находиться в открытом незнакомом пространстве. Не передвигайте мебель и не перекладывайте личные вещи ребенка, не предупредив его об этом. Занимайтесь перестановкой вместе! И помните: ему под силу научиться делать то же, что и вам, просто его методы несколько отличаются от ваших.
В кругу друзей
Родителям слабовидящего или слепого ребенка порой кажется, что они остались один на один со своими проблемами. Это не так! Поверьте, в вашем окружении найдутся люди, которые знают, что значит растить особенного малыша. Поговорив с ними, вы узнаете много важного: от адресов детских садов до контактных телефонов хороших специалистов. У мам и пап с доступом в Интернет еще больше возможностей! На сайтах и в сообществах находится немало интересной и полезной информации, там же можно пообщаться с родителями, воспитывающими слабовидящего кроху.

Елена с сыном |

Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти в декрет. Но из-за неожиданно подскочившего давления, которое не сбивалось и уже угрожало жизни – моей или ребенка, врачи сделали экстренное кесарево. Так что Саша родился и на два месяца раньше срока. Он оказался крепким и очень хотел жить.

Меня выписали, а Саша остался лежать в отделении по выхаживанию. Я могла его навещать 3 раза в день по 15 минут. И только перед выпиской в кабинете главврача я узнала, что у сына отслойка сетчатки (ретинопатия недоношенных, 5 степень, задняя агрессивная форма). Шансов увидеть этот мир у него практически никаких.

Первый раз я взяла сына в руки больше чем на 15 минут, когда ему было почти два месяца. Нас перевозили из одной больницы в другую. Моего мужа в палату пустили только тогда, когда я разревелась: нашему ребенку предстоит сложный наркоз, он может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

Как прошел первый Сашин год, я плохо помню

Мы по две недели лежали в больницах, возвращаясь домой всего на 2-3 дня. Практически разорились, муж попал в серьезную аварию. Он выжил, мы потеряли только , но в нашей ситуации это было критично – сына можно было перевозить строго горизонтально.

После восьми операций стало понятно, что Саша не видит. И уже не увидит. Я почти год привыкала к тому, что со мной происходит. Жалела себя и постоянно прокручивала в голове, как надо было поступить, что не надо было работать так усердно, не надо было нервничать, что надо было поменять больницу, что надо было, надо было, надо было….

Но самое страшное было в милые солнечные дни, во время прогулок по парку. Мимо пробегал чудесный малыш с криками «Мама, смотри, какой цветочек красивый я тебе сорвал» – и моя душа разлеталась на сотни осколков. Я рыдала, потому что мой ребенок никогда не увидит этих цветов и не побежит ко мне на встречу. Да и побежит ли вообще? Это было навсегда. И это было невыносимо.

Когда Саше было полтора года, меня практически парализовало

Я стала для Саши. Читала кучу книг и сразу все внедряла в нашу жизнь. Я думала, что так я его спасу, и он начнет хоть как-то социализироваться.

Первый год Саша сильно отставал от сверстников по всем параметрам – речь, движения, вес, рост, зубов не было. Он и сейчас носит одежду на возраст 4-х лет, а не на свои 6.

Семья Филимоновых | Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

А когда Саше было полтора года, меня практически парализовало, и я слегла. Оказалось, что из-за неудачной эпидуральной анестезии и нагрузки последнего года у меня вылезла 14-мм грыжа позвоночника. Нужно было вставать на ноги. И я занялась собой: каждый день делала болезненные упражнения, ходила на психотерапию, к мануальным терапевтам и остеопатам. Сашу я старалась все время брать с собой.

И именно в этот период я стала получать поддержку от сына. Как только я делала шаг и мое состояние улучшалось, он тоже делал шаг в своем развитии: начинал говорить, ходить, брать игрушки, изучать комнату, слушать сказки и общаться.

Мы стали много : самолеты, поезда, пароходы, леса, горы, реки, водопады. Сын ничего не видел, но слышал, трогал, нюхал. Я гордилась тем, с каким восторгом Саша познавал мир, как феноменально он запоминал всех, кто с ним знакомился. И навсегда в его памяти оставалась любая мелочь, любое название самого маленького местечка на карте.

Я много говорила, комментировала буквально все

Сейчас сын быстро нагнал сверстников в своем речевом развитии. В общении он специфичен: с кем-то может часами играть и разговаривать, а кого-то игнорирует. С игрушками ему не очень интересно. Зато он любит изображать звуки: «Я ветер, а ты девочка Элли, он тебя сейчас унесет». Саша изображает звуки ветра, а я звуками – как улетаю. Или наша любимая игра: ребенок рассказывает сказку, я ее озвучиваю – стучу, шуршу, пищу и говорю смешными голосами.

Фото из личного архива Елены Филимоновой

Самое сложное со слепым ребенком – это обучение. Если обычный ребенок многому учится, просто наблюдая за мамой и папой, то в данном случае этот вариант не годится. Двигаться его учить не нужно было, а всему остальному приходилось. Я много говорила, комментировала буквально все. И важно было проявлять эмоции, действительно быть заинтересованной в том, что говоришь и делаешь. Саша оказался очень чувствителен к этому.

А вот с едой у нас пока беда. Из-за меня. Я просто хотела побыстрее его , чтобы он не испачкался. И теперь он не хочет есть сам. Над этим мы работаем.

Игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами

От обычного сада, где была группа детей с ослабленным зрением, мы отказались. Мне бы пришлось быть с ребенком в саду постоянно. Так что мы пошли в детский сад при интернате №1 для слепых детей. И я вижу, как мой ребенок стал систематизировать свои знания, раскладывать их в голове по полочкам.

У Саши феноменальная память. Например, он может один раз пройти по незнакомой квартире и практически идеально запомнить, что и где находится, какие игрушки ему понравились. Если мы приезжаем в это же место через месяц, он может запросто спросить о сундучке, который стоит на подоконнике.

В нашей квартире мы стараемся класть вещи на одни и те же места, но не придерживаемся этого принципа жестко, пусть понемногу привыкает, что не все в этом мире стабильно.

Каких-то особых бытовых сложностей у нас с Сашкой не было. Мы – бесстрашные родители. И у нас самостоятельный ребенок: он с детства окружен острыми и колючими предметами, мелкими деталями (мы их не прятали). Даем ему резать ему ножом и потрогать горящую спичку. И спит Саша на втором этаже двухъярусной постели.

Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

Нам только места не хватает: если обычному ребенку можно тех же зверей показать на картинке, то у нас все они имеются в наличии – от мухи до слона. Причем игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами. И не все из них проходят тактильный отбор.

За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас - со школы

В какую Саша пойдет школу и что дальше будет, я не знаю и не загадываю. Может, мы останемся в Москве. Может, поедем в школу для слепых в Питере (мне нравится их программа развития). А может, будем учить языки и посещать школы не только в нашей стране.

Сейчас мы раз в полгода ездим к педагогу по пространственной ориентировке в Нижний Новгород, а еще консультируемся по тифлосредствам со специалистом в . Это специальные средства, помогающие слепым или плохо видящим людям адаптироваться к жизни, например, тактильные книги, настольные игры, трость для малышей или специальный тактильный будильник.

В России практически нет интересных пособий для детей младшего возраста, которые не видят. У нас есть фонд «Иллюстрирование книжки для маленьких слепых детей», который делает замечательные книги, но большая часть подходит детям с остаточным зрением, а не для слепых. Трость в Москве купить можно, но не для трехлетнего ребенка. За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас – со школы.

Саша обожает все новое. Любит разбирать коробки с игрушками и со всякой мелочью (монетки, брелоки, гвоздики), изучать, что там лежит, угадывать. Ему нравится придумывать истории и рассказывать их под музыку. Он любит играть на синтезаторе, записывая свои собственные ритмы. Обожает крутиться на месте, как будто танцует. Это завораживает и одновременно пугает неподготовленных зрителей, так как он может кружиться часами...

Фото из личного архива Елены Филимоновой

Конечно же, у нас есть знакомые дети с аналогичными проблемами и такого же возраста. Мы ездим друг к другу в гости и путешествуем вместе. Дети контактируют не очень хорошо, так как часто не понимают, что их собеседник тоже не видит. Они привыкли, что все вокруг зрячие и им помогают.

Свою особенность Саша скорее воспринимает как данность. Он ведь не знает, как бывает по-другому, ему не с чем сравнивать. Он знает, что есть люди, которые смотрят глазами, а сам он «смотрит» рукой, ощупывая предметы.

Сын любит, когда я рассказываю про его прошлое, где мы были, что делали. И безумно радуется, если есть этого периода жизни. Он как будто фотографии рассматривает, знает малейшие звуки в этом «снимке».

Я не хочу, чтобы моему ребенку говорили: «Ты можешь стать музыкантом или массажистом, ведь слепые только там могут работать». Саша сам найдет то, что ему нравится, сам выберет свою судьбу. А мы, родители, будем его поддерживать. Сейчас сын говорит, что будет экскурсоводом, гипнотерапевтом или радиоведущим. Поживем – увидим!

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать "жалобы" от своих знакомых: дескать, "так хотели девочку, а родился мальчик"? Но с таким "разочарованием", как правило, быстро свыкаются и малышом своим гордятся - какой умненький, милый, красивенький. Все свои лучшие надежды мы связываем с ребенком. Лишь бы был здоров!

А если нет? Если ребенок с рождения инвалид, то привыкнуть к этому родителям невозможно. Сколько семей застало врасплох это известие! Чувство собственной вины, слезы, паника - это первая реакция на то, что ваш малыш не такой, как другие. Но ведь это ВАШ малыш! Ведь вы его любите, и у этой любви существует надежный союзник - знания. О том, как растить малыша, если он не такой, как другие, мы беседуем с детскими психологами НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Ольгой Борисовной ПОЛОВИНКИНОЙ и Светланой Борисовной ЛАЗУРЕНКО.

КОГДА молодые мамы узнают о врожденных заболеваниях малыша, это звучит для них как приговор. Чувство собственной вины ("ведь это же я виновата, что он нездоров"), обида на весь мир ("ну за что мне такое наказание"), безысходности ("ничего теперь не исправить...") - такие мысли способны привести к сильнейшей депрессии даже самую сильную женщину.

Вторая беременность Марины протекала нормально. Врач, регулярно наблюдавший ее, не находил никаких отклонений. Роды прошли успешно, на свет появился долгожданный малыш. И все, казалось, было замечательно, пока у маленького Алеши не обнаружили серьезные проблемы со зрением - мальчик реагировал лишь на яркие вспышки света. Марина плакала практически постоянно - крохотный человечек, который за несколько месяцев стал таким родным, почти слепой...

Стоп, стоп! Слезами, причитаниями и паникой в этом случае никому не поможешь - ни себе, ни ребенку. Жизнь продолжается, и давайте вместе противостоять стечению обстоятельств, удару судьбы и неутешительным прогнозам врачей.

Вернемся к самому началу. Вынашивая своего ребенка, женщина общается с ним, обещает любить, заботиться, строит планы на будущее. Почему же, узнав о том, что ребенок болен, многие мамы забывают об этих своих обещаниях? Почему для нас так важен некий "знак качества"?

Никто не спорит, больной ребенок - это испытание. Но жизнь, как известно, состоит не только из радостей, нужно уметь принимать от жизни все: и радости и беды - ведь так? Вот ваш малыш, он уже родился, он уже у вас есть, если хотите - это дитя послано вам свыше. Младенец еще не знает, что он не такой, как все, что он не угодил кому-то (неужели вам - маме?). Самое главное - он-то вас уже любит, уже улыбается вам! И эта ваша взаимная любовь способна на многое. Вы должны искренне в это поверить!

С первых дней, первых минут жизни младенец познает мир. Ребенок видит изображение, слышит звуки, чувствует запахи, трогает предметы - так в его сознании формируется представление об окружающем мире.

Конечно, малышу намного труднее, если хотя бы один анализатор (например, слух) неполноценный. Сколько информации недополучит ребенок, если он не видит или не слышит. Потерять зрение или слух в зрелом возрасте не так опасно, как прийти в этот мир без них. Ведь все, что мы видим и слышим, - это информация, которую воспринимает мозг. Если сигналы не поступают, определенные участки мозга остаются незадействованными, значит, возможны задержки развития (физического или интеллектуального). Неужели ребенок обречен на это? Ни в коем случае!

Он не может своими глазами увидеть - это факт. Но с вашей помощью - и только с вашей! - его руки, слух, обоняние могут заменить малышу зрение и восполнить недостаток информации о мире. Тогда он будет ориентироваться не хуже своих сверстников.

Дашенька родилась с патологией центральной нервной системы. У нее было существенно снижено зрение. Благодаря активной позиции родителей, которые просто не нашли возможным сидеть сложа руки и плакаться, а неукоснительно соблюдали рекомендации специалистов и вместе с ними - врачами и коррекционными педагогами - буквально вытягивали своего ребенка. Сегодня Даше два годика. Она практически не отстает в развитии от своих ровесников. Да, зрение у девочки снижено, но и этим остаточным зрением она умеет пользоваться, а во-вторых, это нормальный ребенок, который может так же играть, разговаривать, общаться и радоваться жизни, как и другие дети.

Не сдавайтесь, верьте в лучшее, несмотря ни на что. Для такой веры есть основания, поскольку речь идет о ребенке. Никто до сих пор не может сказать, что медицине известно все о человеке и его резервных возможностях, тем более когда речь идет о детях. И уж тем более когда даже с медицинской точки зрения не все еще потеряно и есть хоть какой-то шанс! Не сбрасывайте этот шанс со счета.

И в таких ситуациях особенно важно повышенное внимание к ребенку не только со стороны медиков, но и педагогов. Врачи могут с помощью лекарств остановить болезнь, если не полностью вернуть зрение, то хотя бы стабилизировать состояние. Иногда это максимум того, что может сделать медицина. Коррекционные педагоги еще и расширяют границы этого максимума - ребенка важно научить использовать свои потенциальные возможности наиболее полно.

Не упускайте ниточку!

ОЧЕНЬ часто мамы совершают огромную ошибку: зная, что ребенок почти ничего не различает визуально, они (сами того не осознавая) как бы "помогают" ребенку благополучно расстаться с этим последним шансом.

Раз малыш реагирует на свет (щурится, поворачивает голову в сторону света, к окну), значит, что-то он видит, значит, есть какая-то связующая ниточка! Так зацепитесь за нее и ни в коем случае не отпускайте!

Окружите ваше чадо всем ярким, необычным, пусть таких "цветных пятен" будет много во всей квартире. Раскрасьте мир вокруг малыша яркими красками, начиная с его комнаты и заканчивая собой, - пусть мамина кофточка будет ярко-зеленой, а губная помада - алой, а папе не грех вырядиться в синюю рубашку с оранжевым галстуком! Кстати, классический контраст черного и белого тоже может вызвать у малыша реакцию. Экспериментируйте!

Конечно, никто не гарантирует стопроцентного результата буквально на второй день. Но когда речь идет о вашем ребенке, нужно делать все, что зависит от вас, даже если на первый взгляд это кажется бесполезным.

Количество и качество

ЗАНЯТИЯМ с ребенком нужно отдавать максимум своего времени. А если его отбирает работа, бытовые хлопоты? Часто мамы не имеют возможности постоянно находиться с ребенком и поэтому, даже перепоручая малыша опытной няне или бабушке, испытывают чувство вины. На самом деле важно не то, сколько времени мама проведет с ребенком, а то, КАК она проведет это время. Ведь можно находиться с малышом 24 часа в сутки и не дать ему ровным счетом ничего.

Пусть реально вместе с ребенком вы можете провести лишь два часа в день! Тем важнее, чтобы эти два часа полностью были для него - это принесет пользу гораздо большую, чем день, потраченный впустую.

Это актуально абсолютно для всех детей: и больных и здоровых. Наверное, многим родителям знакома следующая ситуация. Уставшая и вымотанная на работе мама возвращается домой, и, несмотря на безграничное желание, сил заниматься с малышом нет. И вот, движимая чувством материнского долга, женщина вымучивает эти три часа, прежде чем уложить ребенка спать и наконец-то прилечь самой. Такие "жертвы" ни к чему. Куда лучше, вернувшись домой, из тех же трех часов один посвятить себе: принять ванну, выпить чаю, перекусить, отдохнуть, а уж потом оставшиеся два часа посвятить ребенку - с пользой и удовольствием для себя и ребенка.

Поиграем?

ИГРУШЕК сегодня продается море - и в магазинах, и на рынках. Какие выбрать, чтобы не только радовали глаз, но и для развития ребенка были полезны?

Для малыша с ослабленным зрением игрушки надо выбирать особенно пристально. Они должны быть прежде всего:

яркие,
контрастных цветов,
различные на ощупь,
звуковые, самых разнообразных звуковых диапазонов и способов извлечения этих звуков (погремушки, пищалки, свистульки, барабанчики),
световые (фонарики, мигалки).

Главное достоинство игрушек - разнообразие.

Бытует мнение, что специальные развивающие игрушки стоят дорого и мало кому доступны. Да, действительно, импортные развивающие игрушки да еще известных фирм влетят в копеечку. Но это отнюдь не значит, что без них - никуда.

Вполне достойной альтернативой могут стать самостоятельно изготовленные приспособления. Пригодятся любые подручные материалы - все, что гремит, шуршит, светится, мигает. Главное, привести их в "безопасную" форму.

Для развития слуха

обязательно должны быть звуковые игрушки. Речь идет не столько о мелодиях, сколько о разнообразии звуков. Слух должен получить как можно больше разноплановой информации. Пусть одна игрушка будет звенеть, вторая - пищать, третья - шелестеть.

Например, баночка с крупой звенит так, а миска с орехами - по-другому, а стучащие друг об друга ложки - совсем иные звуки. Само собой разумеется, что ребенка нельзя оставлять один на один с этими предметами, вы должны быть все время рядом!

Для развития осязания

давайте малышу "ощупывать" и даже пробовать на язык предметы разной формы и с разными поверхностями. Постарайтесь подобрать мягкие, пушистые, гибкие, твердые, гладкие, рельефные, теплые и холодные и т. д. Оглядитесь вокруг - у вас же полный дом "учебных пособий" и без всяких дополнительных затрат!

Для стимуляции зрения

игрушки и предметы необходимы самых разнообразных форм, размеров и цветов. Годится большой зеленый мячик, и красная бабочка, и желтая звездочка, светящаяся в темноте. Занимаясь с ребенком, используйте елочную мишуру, цветную бумагу, различные ткани с геометрическими рисунками.

Причем лучше всего, если с этими игрушками ребенок будет возиться на коврике, покрытом однотонной светлой тканью.

Для развития мелкой моторики

МЕЛКАЯ моторика - это точные движения пальцев рук под контролем зрения, что способствует развитию определенных отделов головного мозга человека. Эти упражнения необходимы для всех абсолютно детишек, не исключая и тех, у которых зрение или слух снижены. Более того, для них развитие мелкой моторики приобретает особое значение: чем точнее движения рук и пальчиков, тем полнее информация об окружающем мире.

Перебирать вместе со взрослым веревочки, ленточки разной толщины и структуры.

Застегивать-расстегивать пуговки, крючочки, "молнии", "липучки", специально нашитые на ткань.

Пусть ребенок вместе с вами перекладывает орешки, теребит мешочки с разной крупой, лепит из недоваренного риса, теста, пластилина, строит домики и башни из кубиков, но не обычных, а из кусочков сахара-рафинада.

Складывать самые различные мозаики.

Занятия с ребенком не предполагают исключительных способностей и огромного состояния, но требуют кроме знаний еще и фантазии, терпения, любви и веры в маленького человечка, который очень хочет вас радовать и улыбаться вам. И даже если вам иногда кажется, что уже нет сил, просто обнимите его... Ведь он, ваш ребенок, с вами и ждет от вас тепла. Он не хуже других детишек. Он чудесный малыш. Он ваш родной маленький человечек.

Что делать:

  • если ребёнок не видит границы строки;
  • много раз обводит одну и ту же букву;
  • буквы «корявые», с разным наклоном.

Проблема с почерком – довольно распространённая в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребёнка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).

  • Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой ещё до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.
  • Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребёнок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.
  • Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно – моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны.
  • Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку (Одна клетка вправо, две вниз и т.д.). Придумайте рисунок сами или возьмите из специальной литературы. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в чёткие и уверенные.
  • Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок (пазлы), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
  • Многие из женских занятий очень полезны и мальчикам. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать. Поможет и традиционная мужская работа – забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Особые случаи

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребёнка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия – ваши и ребёнка, не удаётся выработать красивый почерк, возможно, придётся обратиться за помощью к детскому невропатологу.

Особенно нужна такая консультация, если речь идёт не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребёнок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребёнка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают специальные прописи для левшей.

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди.

Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Работа в тетради

Если есть проблемы с почерком, стоит поработать в тетради в косую линейку .

Чем писать?

Начинаем писать карандашом:

  • он должен быть не очень мягким (ТМ);
  • стандартной длины (никаких коротких карандашей);
  • гранёным;
  • без ластика;

Если ребёнок неправильно держит карандаш – использовать наконечник – корректор.

Почему начинаем писать карандашом?

  • написанное можно стереть;
  • не надо зачёркивать;
  • пусть ребёнок привыкает к чистым страницам;
  • карандашом легче отрабатывать каллиграфическое написание букв.

Очень хорошо, если какое-то время ребёнок будет писать карандашом, особенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях, он сам их находит и исправляет.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если:

  1. место «хватки» пишущего предмета будет покрыто рёбрышками или «пупырышками»;
  2. но ещё лучше , если ученику эту самую ручку удобно держать, а для этого корпус её должен быть трёхгранным.

Если вы не нашли ручку, чтобы в ней были совмещены два «удобства», то купите:

  1. « пупырчатую » ручку
  1. « треугольный » карандаш

Списывайте в течение некоторого времени (2-3 недели) по одной строке в день в тетради в клеточку (по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком).

Литература :

О.С.Ильичёва, Г.М.Зегебарт Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Генезис , 2013 г

Т.А.Воробьёва, Т.В.Гузенко 50 уроков для подготовки руки к письму. Литера , 2014 г.

О.Узорова, Е.Нефёдова 350 узоров. Тренируем руку. Астрель-АСТ , 2010

Т.В.Шклярова Прописи. М.: Грамотей, 2011

С.Ф. Дубнова, И.А.Паншина Прописи для леворуких детей. М.: Печатный двор, 2001


Здравствуйте, дорогие читатели. Никто не застрахован от ухудшения зрения. Важно вовремя диагностировать эту проблему и начать её лечение. В этой статье мы поговорим о том, как можно выявить, что ребёнок плохо видит или у него изменились показатели зрения в разных проявлениях, вы узнаете, что делать в такой ситуации.

Этапы развития зрения до года

Каждый родитель должен знать, какие изменения происходят в зрительном восприятии ребёнка, какие этапы проходит развитие органа зрения малыша. Если это вам ещё неизвестно, предлагаю вашему вниманию этапы нормального развития:

  1. У малыша с самого рождения должен присутствовать рефлекс моргания от направленных лучей света ему в глазки.
  2. Карапуз на втором месяце жизни уже учится различать основные черты лица родителей, потихоньку начинает следить за движущимися предметами.
  3. Ребёнок в три и четыре месяца умеет концентрировать свой взгляд на отдельно выбранном объекте, главное, чтоб тот был ярким. Малыш воспринимает улыбку близких, отвечает взаимностью. До этого возраста физиологическое косоглазие у малыша должно пройти.
  4. На пятом месяце малыш узнаёт свои игрушки, лица людей, которых часто видит.
  5. На шестом месяце жизни карапуз ищет взглядом предметы, которые его интересуют.
  6. На седьмом месяце ребёнок длительное время рассматривает предметы, которые удерживает в своих ручках.
  7. С восьмого по десятый месяц идёт процесс усовершенствования навыков ребёнка. Малыш хватает в ручки всё, до чего может дотянуться, делает это осознанно.
  8. На одиннадцатом месяце карапуз может посмотреть на любой предмет, который будет вами назван, особенно если его спросить, где один из родителей.
  9. На двенадцатом месяце малыш прекрасно понимает, на каком расстоянии от него находится определённый предмет, то есть хорошо работает глазомер.

Симптомы плохого зрения

Важно понимать, что плохое зрение в том или ином проявлении может иметь, как врождённый, так и приобретённый характер. В первом случаи малыш с рождения живёт с таким зрением, адаптируется смотреть, таким образом, на окружающий мир. Поэтому родители, как правило, узнают о каких-то дефектах органа зрения своего карапуза лишь, когда он становится постарше, идёт в школу, например.

Чтобы выявить признаки нарушения работы органов зрения необходимо внимательно наблюдать за ребёнком.

Какие же симптомы в поведении малыша будут свидетельствовать о том, что появились изменения остроты зрения или оно ухудшилось в целом:

  1. Во время просмотра телевизора малыш подходит, как можно ближе к экрану. Чем зачастую вызывает негодование старших. При этом родители и не задумываются, что ребёнку просто не видно с его места.

У нас это было первым тревожным звоночком.

  1. Малыш начинает прищуриваться, когда нужно рассмотреть что-то, находящееся на расстоянии от него, например, лицо приближающегося человека или задание на школьной доске.
  2. Карапуз сильно наклоняется над листком бумаги, когда читает или рисует, пишет. Буквально носиком касается поверхности листка.
  3. Ребёнок может жаловаться на головную боль , также может быть головокружение . Особенно остро это проявляется после зрительных нагрузок.
  4. Малыш становится нервным, раздражительным , быстро устаёт.
  5. Если малыша попросить нарисовать картинку, а он изображает её с нарушением пропорций — это может свидетельствовать о наличии астигматизма. Такое тестирование характерно для детей старше пятилетнего возраста.
  6. Можно попросить ребёнка подать карандаш или шарик, пластилин определённого цвета. Если малыш ошибается с выбором, при том, что он уже знает, какие бывают цвета — это может свидетельствовать о наличии дальтонизма у ребёнка. Этому заболеванию больше подвержены мальчики.
  7. Если малыш старше трёх лет промахивается, когда хочет взять какой-то предмет в свои ручки — это может свидетельствовать о нарушениях бинокулярного зрения.
  8. Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто трёт глазки , особенно это происходит после длительного напряжения, например, при чтении книг, его глазки краснеют — это может быть симптомами наличия, как дальнозоркость, астигматизма или близорукости.

Диагностика

Что касается диагностирования отклонений в развитии органов зрения детей до годика, то ещё в роддоме проводится специальный тест, который подтверждает, что малыш видит. Давайте разберёмся, какие именно делаются проверки для того, чтобы убедиться, что орган зрения ребёнка развивается нормально:

  1. Первое тестирование проводится ещё с момента рождения крохи. Малышу фонариком светят в глазки, если ребёнок при этом начинает жмуриться – значит, орган зрения работает исправно.
  2. В двухмесячном возрасте идёт проверка нормального функционирования слёзных каналов. Также будет исследовано, может ли малыш фокусироваться на определённом объекте, следит ли глазками за его передвижениями, может ли узнавать родителей.
  3. В полгода офтальмолог будет оценивать реакцию глаз на определённые раздражители, а также осмотрит глазное дно малыша, убедится, что все показатели соответствуют данному возрасту.
  4. При осмотре в годик, окулист проведёт комплексное обследование на предмет выявления таких патологий, как близорукость, астигматизм и дальнозоркость.
  5. При дальнейшем взрослении малыша, будут проверять зрение, определяя его остроту при профилактическом осмотре в детском саду и ежегодном осмотре в школе. Если у родителей появляется подозрение на ухудшение зрения — необходимо немедленно обратиться за консультацией к офтальмологу, не дожидаясь обязательных осмотров.

Близорукость у ребёнка

Если родители замечают, что их ребёнок плохо видит вдаль — это может свидетельствовать о наличии близорукости у малыша. Что же собой представляет данная болезнь?

Миопия — это нарушение рефракции, которое характеризуется падением изображение не на сетчатку глаза, а перед ней, преломление действует с увеличением оптической силы. Характерно, что малыш прекрасно видит предметы, находящиеся на близком расстоянии, но плохо то, что находится далеко от него. Как правило, таким деткам назначаются очки с отрицательным показателем оптической силы. Близорукость встречаются у 5% деток, чаще данная болезнь имеет приобретённый характер, хотя в некоторых случаях может быть и врождённый.

В зависимости от того, насколько плохо видит малыш, в зависимости от степени остроты зрения различают несколько типов близорукости:

  1. Слабая степень — в пределах 3 диоптрий.
  2. Средняя степень — от 3 до 6 диоптрий.
  3. Сильная — свыше 6 диоптрий.

Причины возникновения

  1. Перенапряжение зрения. Относится к приобретённым факторам. Если малыш долгое время читает книжки на близком расстоянии, причём это сопровождается плохим освещением; неправильно сидит за столом, при этом нарушается угол зрения; долгое время проводит перед компьютером , планшетом или телефоном — это способствует тому, что начинает развиваться близорукость, позволяющая видеть только близлежащие предметы. Происходит так по большому счёту потому, что пропадает необходимость дальнего зрения.
  2. Наследственный фактор. Если родители имеют близорукость, то ребёнок с 50-процентной вероятностью также родится с миопией.
  3. В случае несвоевременной диагностики ухудшения зрения — развиваются серьёзные степени близорукости. Поэтому необходимо вовремя начинать лечение, пока изменения остроты зрения некритичны. Если момент упущен, полностью вылечить ребёнка от близорукости вам не удастся.

Лечение близорукости

Что же делать, если у вашего малыша обнаружена близорукость? Во-первых, вам придётся встать на учёт у офтальмолога и каждые полгода проходить курс лечебных процедур, особенно, если близорукость приобрела уже хронический характер.

Что же будет включать в себя консервативное лечение:

  1. Коррекция. Врач назначит вашему малышу очки или контактные линзы.
  2. Важное значение имеет лечебная гимнастика для глаз, при помощи которой происходит тренировка глазных мышц, что способствует их укреплению, соответственно улучшению показателей зрения.
  3. Специальная диета. Важно, чтоб у малыша было сбалансированное питание. Особое значение имеет присутствие белков, комплекса витаминов и микроэлементов (самыми важными для зрения являются витамины А, группа В и цинк), черника.
  4. Медикаментозное лечение. Деткам назначаются специальные капли, которые будут расслаблять мышцы глаза, их нужно принимать не дольше месяца и строго по индивидуальному графику. Именно поэтому, не стоит заниматься самолечением. Нужно обязательно обращаться за консультацией к доктору, только он сможет сказать конкретно в вашем случае, какие капли понадобятся и есть ли в них вообще необходимость, какую дозировку нужно использовать, с какой частотой и продолжительностью закапывать. Кроме капель, могут назначаться витаминные комплексы в таблетках, препараты цинка.
  5. Кроме этого в последнее время появляется много всевозможных приборов, способствующих улучшению показателей зрения. Это всевозможные мониторы, специальные очки, лазерная и игровая терапия.

У моего сына была диагностирована близорукость. Он стал жаловаться, что плохо видит предметы на расстоянии, тяжело читать с доски в школе. На осмотре у офтальмолога оказалось, что у ребёнка всего лишь 50-процентное зрение. Нам сразу назначили лечение, и выписали рецепт на приобретение очков. Как нам сказал офтальмолог, полностью избавиться от близорукости нам не удастся, нужно приложить все усилия, чтоб оставаться на данном этапе, не допустить дальнейшего ухудшения. Как говорит специалист, у моего сына имеет место, как наследственный фактор, так и приобретённый (много в его жизни было компьютерных игр). Что существенно, после лета зрение держится на уровне, когда идёт проверка во время учебного года и зрение больше напрягается из-за уроков (нужно много читать, писать), плюс играет роль и психологический фактор (какие-то стрессы в школе присутствуют, хотя бы контрольная) – показатели ухудшаются. Нам назначают капли, комплекс витаминов и минералов с черникой, упражнения на специальной линейке, лечебная гимнастика для глаз, процедуры в кабинете офтальмолога. Осмотр и лечение проходим раз в полгода. И конечно, практически полностью исключается компьютер и телевизор (играть перед экраном не дольше 15 минут в сутки, смотреть телевизор – максимум 30 минут).

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие близорукости у вашего малыша, следует соблюдать определённые меры профилактики:

  1. Обратите внимание на то, чтобы рабочий стол ребёнка правильно освещался.
  2. Не забывайте о том, что нужно спокойные занятия сменять активными.
  3. Не позволяйте малышу длительное время напрягать зрение. Пусть он делает перерывы на выполнение физических упражнений. Это не только позволит не перенапрягать зрение ребёнка, но ещё и поспособствует общему укреплению его здоровья.
  4. Важно каждые 20 минут проводить гимнастику для глаз, хотя бы элементарные упражнения.
  5. Не позволяйте малышу находиться возле телевизора или экрана компьютера дольше положенного в соответствии с возрастными нормами.

Дальнозоркость у детей

Если ваш малыш плохо видит вблизи — это свидетельствует о том, что у него развилась дальнозоркость. Важно отметить, что практически все детки при рождении имеют физиологическую дальнозоркость размером в 3 диоптрии.

При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, а не на ней. Характерно, что малыш при данной патологии плохо видит предметы, находящиеся возле него, но при этом может хорошо рассматривать объекты на расстоянии. Однако, стоит знать, что при запущенном состоянии, при высокой степени дальнозоркости малыш будет одинаково плохо видеть, как вблизи, так и вдали.

Для лечения дальнозоркости используют несколько методов:

  1. Малышу будут назначены специальные очки или же контактные линзы.
  2. Комплекс методик, который будет сопровождаться игровыми процедурами. Данное лечение может назначаться до четырёх раз за год.

Амблиопия

Случается, что ребёнок одним глазом видит хуже, чем вторым. Такая ситуация возникает вследствие нарушения взаимодействия органов зрения с отделом мозга, отвечающим за этот орган чувств. У малыша теряется бинокулярное зрение, он видит чёткую картину только одним глазом, изображение, которое формируется на сетчатке, становится не таким чётким и недостаточно объёмным.

Такое явление чаще всего встречается у детей в раннем возрасте, при этом один глаз формирует неправильную картинку, из-за чего со временем мозг отказывается задействовать нерабочий аппарат. Если упустить момент своевременного выявления и лечения данной патологии — это может привести к большим проблемам в развитии зрительного органа.

Амблиопия , так называется данное отклонение, может иметь 4 типа в зависимости от причин возникновения:

  1. Рефракционная. Является следствием неправильного формирования изображения на сетчатке глаза, нередко возникает вследствие отказа от очков при близорукости или дальнозоркости.
  2. Дисбинокулярная. Развивается, как последствие косоглазия.
  3. Обскурационная. Имеет генетическую предрасположенность, также может развиваться при врождённой катаракте.
  4. Анизометропическая. Может медленно развиваться. В случае, если зрение одного глаза всего лишь на диоптрию или две хуже, чем у другого.

Что же делать, если вы заметили, что у вашего ребёнка присутствует данная патология? В первую очередь, важно вовремя заметить эту болезнь и начать лечение на ранней стадии. Ни в коем случае не думайте, что амблиопия пройдёт сама по себе. Первое, что сделает офтальмолог — обследуют малыша. Это необходимо для того, чтобы выяснить истинные причины развития данной патологии. Когда станет известно, что послужило данному процессу, врач назначит консервативное или же в редких случаях оперативное лечение. Оперативное назначается в случае необходимости замены хрусталика.

Консервативные методы будут представлены следующими процедурами:

  1. Метод окклюзии. Для этой процедуры необходимо глаз, который видит качественнее, чем второй, закрывать с помощью специальных повязок.
  2. Искусственное ухудшение зрения рабочего глаза за счёт использования специальных линз или капель.
  3. Оптико-физиологическая терапия.
  4. Лечение с помощью компьютерных программ.
  5. Коррекция зрения с помощью очков, специально для этого предназначенных.
  6. Аппаратное лечение, лазерная электростимуляция.
  7. Гимнастика для глаз, специальные упражнения.

Прочитав статью, вы выяснили, что существует, как минимум три причины ухудшения зрения ребёнка. Очень важно своевременно заметить, что в организме малыша произошли определённые изменения. Ранняя диагностика помогает быстрее излечить карапуза. Также стоит не забывать о профилактических мерах, чтобы заранее предупредить возникновение отклонений в работе органов зрения (конечно, если не имеет место наследственный фактор). Заботьтесь о зрении ваших детей ещё с пелёнок, помните, что важно ограничивать просмотр телевизора, сидения перед экраном монитора и в принципе не перенапрягать зрение без перерывов на отдых. Будьте здоровы!