Новорожденный ребенок. Признаки, по которым мама может понять, наедается или нет младенец грудным молоком

Как понять, почему плачет недавно родившийся ребенок?

Срочно вызывать врача или удастся справиться своими силами?

Эти вопросы часто задают молодые мамы на форумах и в социальных сетях.

Причина — в незнании правил поведения. Младенец учится жить в новом пространстве. У родителей нет опыта общения с незнакомцем. Узнайте, как понять младенца, что предпринять для облегчения его страданий. Научитесь подстраиваться друг под друга.

Отчего может плакать малыш недельного возраста? Причины и рекомендации

Новорожденным детям свойственно привлекать внимание окружающих криком: по-иному выражать свои потребности они не умеют. Плач младенца — это проявление реакции организма на боль, голод или страх.

Сложнее определить причину крика у малыша до одного месяца. Это период активной адаптации организма к новой для новорожденного ребенка среде. Чем старше несмышленыш, тем легче определить источник беспокойства. После насыщения одномесячный ребенок засыпает на 1,5- 2 часа. У накормленного младенца меньшего возраста нередко появляются другие причины для плача (например, колики).

В зависимости от характера и темперамента, каждый малыш по-своему проявляет недовольство. Есть темпераментные дети, которые на незначительный дискомфорт реагируют десятками децибел крика. Иное дело — тихони. Терпеливые крохи сосредоточены на себе и не стремятся завладеть вниманием окружающих людей. Частая реакция интровертов — кряхтение и хныканье.

Дополнительная помощь — чтение «языка» тела младенца:

  • сгибание и разгибание ног;
  • размахивание руками;
  • движения мышц лица.

Плач ребенка: что делать для преодоления истерики?

Многих мам волнует вопрос: «Надо ли брать малышей на руки?». Ответ зависит от приспособляемости младенца и причины недомогания. Если источник дискомфорта не устранен, бесполезно успокаивать ребенка.

Проверенная временем методика - взять младенца на руки, и покачивая, спеть колыбельную. Как вариант, поставить музыку в стиле “релакс”, мелодичную классику. Малыш быстро заснет. Обратная сторона проблемы - младенец учится манипулировать взрослыми людьми.

Обязательное условие для прекращения крика — ровный настрой. Родителям категорически запрещается кричать, грозить и размахивать руками. В этом случае естественная реакция крохи — усиление плача, повышение внутричерепного давления и температуры.

Неполный перечень мотивов для крика:

  1. голод;
  2. метеозависимость;
  3. переполнение впечатлениями или недостаточность;
  4. неподходящие условия для сна и бодрствования;
  5. халатное отношение к родительским обязанностям;
  6. невнимание, усталость и неуверенность молодых родителей;
  7. ощущения крохи, вызванные болезненными проявлениями:
  • недоразвитостью некоторых органов: желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), крайней плоти;
  • аллергическими реакциями на коже, порезами, вывихами, ранами;
  • послеродовыми осложнениями;
  • наследственностью.

Как понять причину по звукам плача младенца возрастом до одного месяца?

Существует несколько методик, изучающих плач новорожденных детей. Специалисты наблюдали за поведением малюток в домашних условиях. Крики исследовали на устойчивость, длительность, раздражительность, частоту звуков. Интересное наблюдение: у новорожденных мальчиков и девочек характерных отличий не обнаружено.

Типы плача младенца

  • хныкающий: прерывистый, монотонный; сразу видно, что ребенок тужится, чтобы производить звуки;
  • призывный: по характеру тонов похож на хныкающий, но плачет кроха без видимых усилий;
  • жалобный: тихий, непрерывный, надрывный, кряхтящий звук;
  • интенсивный: мощный, громкий, нередко начинается с низкого тембра, по нарастающей переходит к высоким звукам, нередко — с захлебываниями.

Характер крика зависит от причины.

  1. Плач от голода начинается с хныканья ребенка. При отсутствии реакции — увеличивается громкость и уменьшается по частотности. На последней стадии — крик переходят в непрерывный рев.
  2. Плач от боли — жалобный, если недомогание слабо выражено, — хныкающий. У внезапно начавшейся боли тембр и громкость — интенсивные. Иногда плач переходит в истеричную фазу. От родителей требуется немедленная реакция, если плач внезапно прекращается, — это тревожный сигнал, требующий реагирования родителей. Лучше — вызвать скорую помощь.
  3. Плач от страха начинается со звуков верхнего регистра: громких, нередко — сразу с захлебыванием.
  4. Плач от дискомфорта, не связанного с болью, — хныкающий.

Что делать, когда новорожденный малыш часто кричит?

В моде - рекомендации придерживаться строго режима: по часам вставать, кормить, гулять, купать. Этому учат в школах молодым мам, советуют при выписке из роддома, пишут в книгах и СМИ. Много руководств, объясняющих причины поведения малыша. На практике молодые родители сталкиваются с нерезультативностью рекомендаций.


Организм человека — сложная система, у каждого человека — со своими особенностями. Рекомендации педиатров составлены на основании статистики. Поведение конкретного ребенка отличается от действий сверстников. Родители должны учитывать наработки педиатров, но делать окончательные выводы — с учетом индивидуальности младенца.

Как большинство младенцев сообщают о голоде, несоответствии условий, опрелости, коликах?

Проявления голода у новорожденного младенца

Частая причина недоедания крохи — отсутствие опыта у родителей. Организм темпераментного ребенка с хорошей наследственностью требует много энергии. У болезненного и тихого младенца двигательная активность ниже, потребность в материнском молоке выражена слабее.

К причинам недоедания относят скудность молокоотделение. Мамам важно вовремя выявить причину плача, добавив в рацион питания искусственные смеси. Еще один источник плача - обильное срыгивание молока во время или после кормления.

Младенец проявляет голод поведением:

  • издает звуки, напоминающие ворчание;
  • начинает капризничать;
  • переходит в громкому и практически непрерывному плачу.

Характерные признаки плача: новорожденная кроха открывает рот и слегка причмокивает губами.

Существует два метода проверки.

  1. Приложить к губам лежащего в коляске ребенка согнутый мизинец. Если малыш голоден, об этом сообщит его беспокойное поведение, поворачивание головы в разные стороны, вытягивание корпуса вслед за пальцем.
  2. Когда мать берет ребенка на руки, младенец беспокойно ищет грудь.

Климатические условия

У взрослых людей кожный покров — это барьер, который препятствует перегреву или переохлаждению. У младенцев функция теплообмен — в стадии формирования. Грудные дети остро реагируют на любое изменение температуры.

Одни малыши хорошо переносят жару, но чувствительны к прохладе, другие — наоборот. Один из «барометров» для определения температурных параметров — запястье новорожденного ребенка.

К характерным признакам переохлаждения относятся: сначала — жалобный плач, затем — возникновение икоты. Икота периодически переходит во всхлипывающий плач.

Внешний вид кожи — бледный. При прикладывании ладони — ощутимое охлаждение кожи ребенка.

У новорожденного младенца, который перегрелся, багровеет кожа. Инстинктивно новорожденный ребенок сучит ногами и машет руками. Если младенец спеленутый, — начнет изгибаться. Проявления перегрева — громкий захлебывающийся плач.

Некоторые грудные дети от рождения метеозависимые. Они остро реагируют на явления, к которым малыш, в силу малого жизненного опыта, не приспособился:

  • оттепели на мороз;
  • жары на прохладу.

Немаловажны показатели: сила ветра, давление, влажность воздуха.


Опрелости у новорожденного малыша

Частая причина плача — мокрые подгузники. Об опорожнении желудка (или мочевого пузыря) новорожденный ребенок сообщает кряхтением, который постепенно переходит в интенсивный крик. Если родители недостаточно быстро реагируют, возникают раздражения в промежности, на ягодицах и складках ног. Чтобы унять зуд, младенец тянет к попе и расчесывает половые органы.

Признак мокрых пеленок: ребенок изгибается, ерзает по постели, пытаясь переместиться на другое место. Если руки свободные, — хватает складки или края пеленки.

  • вместо многоразовых подгузников использовать марлю, хлопчатобумажные пеленки, старые простыни;
  • после каждого опорожнения мочевого пузыря (или желудка) — смазывать раны и опрелости специальным кремом или лечебным препаратом.

Если раздражения кожи заметны, но раны не появились, — применять специальные подгузники (с биопрепаратами), предназначенные для ночного отдыха.

Плач от коликов

Колики — это боли в виде спазм, на которые новорожденный ребенок реагирует плачем. Характерны для детей с рождения до 3-4 месяцев. При кормлении малыш заглатывает воздух. Младенец много ест: ферменты не успевают переварить всю поступающую в желудок пищу. Образуются газы. По мере адаптации организма, количество и качество ферментов начинает соответствовать массе пищи.

У каждого ребенка есть характерные признаки и период возникновения колик. У одних детей — это ранее утро, других — днем, третьих — в вечернее время При коликах большая часть младенцев бросает грудь и начинает кричать.

Внешние проявления беспокойства от колик: покраснение кожи, громкий захлебывающийся крик. Освобожденный от пеленки, младенец сильно энергично размахивает ногами и руками.

Способ успокоения — в нахождении положения, которое новорожденному ребенку приносит облегчение, Один ребенок успокаивается в классической позе: лежа в горизонтальном положении на руках у матери. Иные — предпочитают положение «столбиком» (когда головка младенца покоится на плече у родителя или опирается о подбородок).

Хороший результат: положить новорожденному ребенку на живот что-то теплое, например, поглаженную пеленку или теплую грелку. Как вариант, обвязать вокруг корпуса шерстяной платок.

Это наиболее вероятные причины, объясняющие постоянный плач детей в возрасте до 1-3 месяцев. Родителям необходимо:

  • изучать наработки специалистов;
  • наблюдать за состоянием новорожденного ребенка;
  • регулярно советоваться со своим педиатром.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Когда женщина становится мамой, весь мир ее сужается до крохотного пространства, центром которого является новорожденный. Такой маленький человечек производит впечатление хрупкого создания и неопытных родителей захлестывают переживания: «Все ли правильно я делаю?». Одним из наиболее часто встречающихся вопросов, беспокоящих молодых мам является тема возможного переедания грудничка, находящегося на грудном вскармливании.

Существуют три ситуации, когда может показаться, что ребенок кушает слишком много.
  • Обильное срыгивание
  • Частое прикладывание к груди
  • Большая прибавка в весе.

Срыгивание и переедание

Зачастую мамы беспокоятся о том, что новорожденный много срыгивает потому, что переедает. Тем не менее, это никак не связано с количеством съеденного молока.

Чтобы понять причины данного явления следует знать физиологические особенности пищеварительной системы младенцев.

В отличие от взрослого человека, у карапузов до года желудок располагается горизонтально. Сфинктер (это круговая мышца, работающая как пропускной механизм), расположенный в месте соединения желудка с пищеводом неразвит, слаб. Сам пищевод (соединяет ротовую полость с желудком) короткий и узкий. Не имеет изгибов. Все это говорит о том, что даже если малыш получил совсем немного молока, он может срыгнуть. Особенно если его сразу положили в кроватку (коляску) и вдобавок, если при сосании проглотил пузырек воздуха.

Выходит, что можно неверно трактовать срыгивание как следствие переедания. Сколько бы малыш ни съел, при принятии горизонтального положения после кормления молоко, которое не успело перевариться, будет «вытекать».

Для мнительных мам есть формула. По ней можно посчитать, сколько ребенок должен получать молока в одно кормление. Для этого количество полных месяцев, которые уже прожил кроха надо умножить на 30 и прибавить еще 30 миллилитров.

1 кормление (мл) = 30 мл + 30 х возраст (месяцы)

Как часто прикладывать к груди, чтобы не перекормить?

Наши мамы и бабушки всегда стремятся дать совет молодым родителям. Чаще всего их возмущает кормление по требованию. Тысячи женщин слышали и продолжают слышать упреки, если дают грудь не по графику. Причин возмущения много, но основной укор состоит в том, что у ребенка растянется желудок, если его перекормить молоком. Впоследствии рисуются картины, что грудничок может начать страдать ожирением.

Милые советчики! Этот экскурс в анатомию и физиологию грудного малыша для вас. Природа обеспечила человека (в том числе и новорожденного) системой регуляции в потребности покушать. Как только в головном мозге, в отделе, который называется центр насыщения, появляется сигнал, что организм получил достаточное количество пищи, ребенок перестает сосать. И чтобы вы не делали, младенец не будет больше есть, пока не поступит сигнал в так называемый центр голода в гипоталамусе.

Стоит также отметить, что ввиду малого объема желудка, у новорожденного в течение дня кормлений должно быть от 6 до 10. Грудным детям в возрасте до 10 дней требуется 7 миллилитров молока. После 2 недель жизни -80, в 12 месяцев – 250 миллилитров. Скорость переваривания пищи при естественном вскармливании зависит от жирности. Средняя продолжительность перерыва между кормлениями 2,5 – 3 часа.

Часто бывает так, что ребенок сосет грудь долго. Это не значит, что он может переесть. Существует такое понятие, как переднее и заднее молоко. Первое служит для того, чтобы кроха получил достаточное количество жидкости. В нем много минералов, а также лактозы. Второе – это кладезь жиров. Если сцедить грудь, то можно увидеть, что вначале (переднее молоко) будет более прозрачным, а ближе к концу процедуры станет желтоватым. Каждый вид важен по-своему.

Нельзя четко разграничить, когда одно сменяется другим, поэтому позвольте малышу самому определить, достаточное ли количество пищи он получил. Обращая внимание на такую особенность лактации, врачи говорят, что в одно кормление можно давать только одну грудь. Заднее молоко идет не так активно как переднее и ребенку требуется больше усилий и времени, чтобы получить желаемое. Часто можно наблюдать, как после того, как кормящая мать почувствовала, что первый прилив прошел, младенца перекладывают к другой груди. Результатом этого бездумного действия может стать снижение веса малыша, частое мочеиспускание и пенообразный стул. Таким образом, можно только недокормить, а не перекормить ребенка. Недокормленный малыш будет требовать грудь еще чаще, чтобы восполнить запас питательных веществ.

Пищевое поведение грудного ребенка по месяцам

Молодые матери, особенно под давлением мнения старшего поколения, склонны неверно толковать причины поведения младенца. Давайте разберемся, что является нормальным для грудничка, а что нет.

Первый месяц

Только появившись на свет, малышу требуется молоко и грудь матери почти постоянно. Первое – это и питание, и лекарство, второе – отличное успокоительное. Еще не успев адаптироваться к новым для себя сложностям выживания, кроха как никогда нуждается в маме. В этом возрасте у ребенка нет режима. Опираясь на принципы воспитания советских времен, можно сколь угодно пытаться построить график кормлений, но так ничего и не добиться. Даже если младенец сыт, он может буквально «висеть» на груди, лишь только бы чувствовать тепло матери и успокоиться. Час или больше – абсолютно нормальная продолжительность кормления. Кроме того, сосание – очень изматывающее занятие. Иногда дети дают себе передохнуть. Ни в коем случае не отбирайте грудь. Такое поведение матери приводит к стрессовой ситуации для карапуза.

Второй месяц

Поведение малыша меняется незначительно. Однако можно заметить, что кроха начинает интересоваться окружающим миром. В короткие периоды бодрствования кроме маминой груди становится интересно и ее лицо.

Третий месяц

Начинает просматриваться система в распорядке дня и кормлений. Ночью интервал между требованием груди увеличивается. Получив наконец-то небольшую передышку, мама может проспать до 5 часов, не будучи потревоженной. Получая удовольствие от сосания, ребенок трогает кожу мамы и обхватывает руками молочные железы.

Четвертый месяц

Дети этого возраста придерживаются определенного ритма кормлений (конечно, если они здоровы). Поведение оживленно – исследовательское. Кроха начинает «баловаться» во время еды, может прикусить сосок. Проделывается это только для того, чтобы проверить, какой будет мамина реакция. Игра дополняется и демонстративным отказом от груди. Маленький проказник как бы проверяет, насколько он важен для родительницы. Не следует считать, что карапуз наелся. Можно подождать и предложить начать/продолжить еще раз.

Пятый месяц – полгодика

Дети становятся поистине любопытными. От кормления их отвлекает любая мелочь. Не стоит переживать из-за этого. Просто постарайтесь обеспечить тишину и покой в помещении.

Малыш начинает интересоваться пищей взрослых. Не стоит думать, что он голоден. Такое поведение носит исследовательский характер. Также бутуз может довольно сильно упираться ладошками о мамину грудь в качестве нового способа общения. Своеобразная «проверка на прочность».

Второе полугодие

Это время расцвета двигательной активности детей. Кроха настолько занят, что просто забывает покушать. Нехватка калорий с лихвой окупается во время ночных кормлений. Любимым занятием будет пробовать на зуб все новые продукты. Часами младенец «слюнявит» яблочко или сухарик. Впрочем, нужно это скорее для получения новых вкусовых ощущений и массажа десен. К чувству голода эти действия отношения не имеют.

Сколько должен прибавлять ребенок

В первый год жизни дети должны питаться так, чтобы прибавка в весе соответствовала норме. Это говорит об адекватных условиях развития младенца. Привес варьируется в зависимости от многих факторов: насыщенности жирами молока матери, отсутствие патологий, и прочее. Наибольший скачок веса (по 750 гр в месяц) происходит в первые три месяца. Далее, в каждый аналогичный промежуток, вес увеличивается чуть меньше. На 700, 550 и 350 грамм в месяц.

Причиной большего привеса могут быть:
  1. Недоношенность (организм стремится достичь нормального уровня жировой прослойки)
  2. Вес при рождении до 2700 гр
  3. Наследственность (крупные мама, папа или родственники)

Все эти случаи являются нормальным средством адаптации организма ребенка. Прежде чем сажать кроху на диету, вспомните, может подобное происходило с внучатым племянником вашей бабушки. Особенности генного наследования могут привести к большому привесу.

Бесспорно, существуют патологии, при которых ребенок страдает избыточным весом. Чтобы быть уверенным в отсутствии таких проблем, необходимо проконсультироваться у врача – эндокринолога. Записаться на прием можно без направления педиатра.

Ожирение является частым следствием сахарного диабета. Поставить такой диагноз должен только квалифицированный специалист после взятия серии анализов. Однако, такие проблемы со здоровьем чаще всего наследуются от родителей. Соблюдайте диету сами, если в роду был хотя бы один родственник с диабетом.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Новорожденный ребенок (или neonatus по латыни) – это малыш в возрасте от момента рождения до четырех недель. Часто такой период жизни медики называют неонатальным. И он, конечно же, имеет огромное количество своих особенностей. Ведь именно в период новорожденности происходит ряд важных изменений в организме младенца, которые и определяют дальнейшее функционирование его организма. Поэтому эти 4 недели имеют особое влияние на уход за ребенком.

Когда ребенок рождается, он сразу же попадает в чуждую для себя среду: появляются звуки, свет, запахи, нужно дышать самостоятельно. Также сразу же меняется система кровообращения, которая теперь становится самостоятельной, а не зависимой от материнской, и обмен веществ. Чтобы помочь малышу легче адаптироваться в мире, нужно следовать определенной системе ухода. Естественно, со своими вариациями под требования ребенка .

Кормление

Кормление – одна из важных базовых потребностей ребенка. Правильно сосать материнскую грудь в большинстве случаев малыши умеют уже на подсознательном уровне. Когда только что родившегося ребенка еще в родзале выкладывают маме на живот, он инстинктивно начинает искать грудь. Но часто бывает и так, что наладить грудное вскармливание матери довольно проблематично.

Причин этого может быть несколько:

  • неправильный захват груди
  • ленивый ребенок
  • раннее приучение к бутылочке
  • недостаток терпения и т.д.

В каждом индивидуальном случае необходимо детально разбираться в проблеме. Но основной рекомендацией называют частое прикладывание – буквально по первому писку дать возможность ребенку сосать грудь столько, сколько ему нужно, даже если он засыпает во время этого процесса.

В современном обществе очень популярны услуги консультантов по грудному вскармливанию. Достаточно вызвать пару раз такого специалиста на дом, чтобы он научил молодую мать, как правильно кормить ребенка

Контролировать, наедается ли малыш, можно при помощи обычного взвешивания. Для выполнения такой нехитрой операции достаточно положить малыша на весы до кормления и после. Разница между его массой тела и будет теми граммами, которые он съел. Так, легко можно проверить, укладывается ли ребенок в норму. Еще один способ отслеживания, наедается ли ребенок, – это подсчет суточных мочеиспусканий. Малыш должен писать около 20–25 раз в сутки. И это будет говорить о его здоровье и достаточном питании. Однако в крайности бросаться тоже не нужно. Несколько первых дней количество мочеиспусканий считается по другой схеме: писать малыш должен столько раз, сколько ему дней от роду, + 1.

Если новорожденный плохо ест, стоит проконсультироваться с наблюдающим педиатром

Возможно, необходимо вводить докорм или вообще переходить на смесь. В первом случае после кормления грудью нужно попросту докормить малыша до нормы смесью из бутылочки (смесь также должен посоветовать врач). Во втором (это, как правило, бывает мерой вынужденной) придется полностью кормить малыша из бутылочки. Особо самоотверженные матери до последнего борятся за грудное вскармливание, так как оно максимально полезно для ребенка. Но и в том случае, если выкормить малыша самостоятельно не получается, не стоить винить себя. Тем более что современные смеси достаточно качественные и сделаны с учетом всех потребностей растущего организма малыша.

Еще одна важная потребность новорожденного ребенка – это сон. По статистике, малыш в возрасте до месяца должен спать около 18–22 часов в сутки. Это необходимо ребенку, чтобы переход к самостоятельной жизни был более мягким и комфортным. Так ребенок набирается сил для дальнейшего развития.

Организация сна – достаточно важное мероприятие, которое и обеспечивает ребенку комфортные условия

В первую очередь позаботьтесь о правильном убранстве детской кроватки. В ней должен быть достаточно жесткий матрасик, лучше с натуральными наполнителями, типа гречихи или кокоса. Такой матрас нужен, чтобы не повредить и раньше времени не искривить детский позвоночник. Также рекомендуется отказаться от подушки. Новорожденные малыши отлично спят и без них. А вот для обеспечения дополнительной безопасности лучше всего использовать специальные приспособления в кровать, которые помогают удерживать малыша на боку во время сна. Поза на боку наиболее физиологичная, так как если малыш вдруг скатится на живот, он легко может задохнуться, так как переворачиваться активно еще не умеет. А лежание на спине может привести к тому, что малыш во время срыгиваний может попросту задохнуться.

Также важно обеспечить максимально комфортные условия в комнате, где спит младенец

Во-первых, в ней должно быть по минимуму игрушек (все равно ребенок пока их еще не оценивает, и они ему не очень-то и нужны). Во-вторых, в комнате должно быть чисто, мыть полы необходимо раз в сутки. Кроме того, температура в комнате, где спит младенец, должна быть 18–22 градуса. Прохладный и влажный воздух способствует более правильному и чистому дыханию ребенка, так как слизистые имеют достаточное увлажнение и практически не имеют возбудителей инфекций в виде пыли и бактерий.

Желательно новорожденного малыша на сон пеленать (хотя бы ножки) или помещать его в специальный спальный мешок. Связано это с тем, что движения его непроизвольны. И он легко может разбудить себя, дернув ножкой или ручкой

Что касается одежды для сна, она обязательно должна быть из натуральных материалов, лучше из хлопка. Кроме того, на ней должен быть минимум деталей, которые бы могли поранить нежную кожу младенца.

Если новорожденный не спит или спит плохо , стоит пересмотреть организацию условий, где он находится. Возможно, в комнате слишком жарко. А может, слишком холодно. Или, например, ребенок описался, и ему мокро и неприятно. Достаточно всего лишь устранить источник дискомфорта, и малыш будет спать спокойно.

В случае, если малыш не может уснуть без всяких видимых причин, лучше обратиться к врачу для исключения каких-либо серьезных патологий. Бывает, что даже таких маленьких деток мучают серьезные болезни

Уход за кожей и волосами

За кожей ребенка необходимо ухаживать очень тщательно. Ведь в период новорожденности она очень тонкая и нежная. Утренний туалет необходимо начинать с умывания. Проводят его так: берут ватные тампоны, смачивают в воже и аккуратно протирают сначала глазки малыша, затем другим тампоном все личико ребенка.

После каждого туалета ребенка нужно мыть (особенно если малыш покакал). Это необходимо, чтобы остатки каловых масс или мочи не раздражали кожу ребенка, вызывая воспаления и раздражения.

Менять подгузники новорожденному необходимо регулярно. Но несколько раз в сутки по 5–10 минут рекомендуется оставлять ребенка принимать воздушные ванны без подгузников. Это будет отличной профилактикой опрелостей.

Использовать для ухода за кожей ребенка необходимо только качественную и гипоаллергенную косметику. Кроме того, очень часто для гигиены ребенка используются отвары трав.

В первые дни жизни ребенка особое внимание необходимо уделить уходу за пупочной ранкой малыша

Ее следует обрабатывать зеленкой или раствором хлорфилипта несколько раз в стуки. Также необходимо аккуратно по краешку подчищать имеющиеся корочки. В норме пупок заживает достаточно быстро.

Но если появился ряд настораживающих признаков:

  • гной или иные выделения из пупка
  • неприятный запах
  • кровотечение и т.д., следует сразу же обратиться к врачу

Что же касается волос малыша, их нужно аккуратно расчесывать после каждого мытья специальной безопасной расческой. Часто у новорожденного малыша на голове есть родовые корочки. Их нужно потихоньку счесывать. Для этого достаточно нанести на волосы малыша растительное масло, дать ему немного размягчить корочки, а затем уже удалять их аккуратными вычесывающими движениями. Если же у новорожденного выпадают волосы, это сигнал для того, чтобы обратиться к врачу. Ведь такое положение вещей может говорить о начинающихся проблемах.

Всем привет! Сегодня поговорим что может новорожденный ребенок?

Как выглядит ребенок после рождения, первый контакт с матерью, почему плачет новорожденный, что может новорожденный?

Новорожденный ребенок — это маленькое, беззащитное чудо родившееся на свет.

Новорожденные дети часто рождаются не такими, какими ждут их родители, а именно ребенок не всегда красив, головка может быть не правильной формы, ручки фиолетового цвета, сам он сморщенный.

Со временем, примерно через пару недель, ребенок становится пухленьким симпатичным малышом. И вы уже рассматриваете его, ищете сходство на кого похож и т.д.

Новорожденный: Мать и дитя

Роды прошли и наступает период узнавания ребенка и матери. Мать и ребенок начинают изучать друг друга. Во время разговора с малышом, он вас не понимает, но ему понятна ваша интонация, улыбка, смех и это приносит ребенку много радости и хорошего настроения. Но не все матери сразу чувствуют в себе материнство, любовь к ребенку приходит со временем с ежедневной заботой к малышу. Первое время у матерей бывает чувство равнодушия, но это в связи с тем, что они потеряли много сил как физических так и эмоциональных, любовь и ласка к ребенку придет через некоторое время.

Первый контакт матери и ребенка — это не только общение, но и первое кормление малыша. После родов прошел час и ребенок уже имеет сосательный рефлекс. Кормить можно ребенка как лежа так и сидя, но лучше когда мать сидит, при этом сосок лучше входит в рот ребенка.

Дыхание. Как только ребенок родился его дыхание сразу же устанавливается. Теперь ребенок дышит как взрослый человек, но пока его дыхание будет не регулярным. В дальнейшем, когда ребенок будет находится дома его дыхание может пугать родителей, так как оно может быть то глубоким, то поверхностным, то быстрым, то медленным. Бывает даже не слышно как дышит новорожденный и приходится прислушиваться затаив «свое дыхание», уже после этого прослушивается вдох и выдох своего малыша. Частота биения сердца достигает 130 ударов в минуту, когда у взрослого человека в два раза меньше.

Вид новорожденного. У новорожденного ребенка большая голова, туловище длиннее конечностей, руки длиннее ног, а живот выпуклый. Некоторые дети рождаются лысыми, а некоторые с волосами. На руках и ногах уже четко выражены ногти, но их еще пока нельзя стричь, есть возможность занести инфекцию.

Что же может новорожденный?

Первые дни после рождения ребенок сохраняет позу, в которой он находился последнее время в утробе матери: руки и ноги прижаты к телу. Ребенок пока еще не может держать головку. Когда новорожденный лежит в кроватки не запеленутый, его движение рук и ног не осмысленны, так как нервная система еще полностью не завершена. В первый день новорожденный опорожняется калом темного цвета (это жидкость в которой находился ребенок во время беременности) , дальше его кал будет светло-желтого цвета.

Плач. Когда ребенок родился он должен заплакать, при этом у него раскрываются легкие и малыш начинает дышать. В случае если он не заплакал врач принимает меры. Плач будет единственным средством новорожденного выразить свои потребности, для этого вам необходимо, научится его понимать. В основном ребенок начинает плакать в одно и тоже время (вечером или ночью) при этом он подгибает ножки к животу, возможно у него возникли колики. Чтоб помочь ребенку, возьмите его на руки, прижмите его к себе, покачайте, дайте ему полежать на животике или приложите к животику теплую грелку.

На этом первая часть статьи подошла к концу, советую , чтобы не пропустить ценную информацию!