Новорожденный ребенок очень. Новорожденный ребенок. Первый месяц ребенку. Вакцинации и не только

Родители чувствуют некоторую растерянность, когда у них появляется первый ребёнок, ведь этот маленький человечек нуждается в их заботе с самого первого дня. Но в чём нуждается малыш в первые дни своей жизни? Что он чувствует? Каковы особенности ухода за ребёнком в период новорожденности?

Потребности новорожденного

Ещё находясь в родильном доме с , мама постепенно начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам. В этот короткий промежуток времени она учится ухаживать за своим новорожденным ребёнком. В чём нуждается кроха в первые недели своей жизни?

Конечно, большую часть времени новорожденные дети спят. Продолжительность сна новорожденного первых дней жизни может составлять около восемнадцати часов в сутки. Большей частью малыши спят некрепко, иногда вздрагивая и гримасничая. Чтобы сделать сон малыша максимально комфортным, следите за температурой воздуха в комнате, хорошо проветривайте её.

– ещё одна важная составляющая его жизни. В первый месяц после появления на свет ребёнок проводит у груди матери почти всё время, если не считать сон. Количество прикладываний младенца к груди в некоторых случаях доходит до пятнадцати. Неужели ребёнок так много ест? Не обязательно, новорожденные дети сосут грудь не только, чтобы утолить чувство голода, но и для удовлетворения сосательного рефлекса. Кроме того, кроха чувствует себя в безопасности, когда находится у маминой груди.

Гигиена малыша

Любящая мать должна научиться правильно ухаживать за телом ребёнка, содержать его в чистоте. Что для этого нужно делать?

Регулярная смена – обязательное условие. Педиатры рекомендуют менять их каждые три часа, а если малыш испражнился, то сразу.

При каждой замене подгузника половые органы ребёнка следует тщательно мыть с детским мылом, соблюдая определённые правила. Если у вас родилась девочка, то подмывать её следует спереди назад, чтобы кал не попал в половые пути. Это поможет избежать инфицирования.

Каждый день нужно аккуратно очищать все складочки малыша ватным шариком, смоченным в детском масле, чтобы не допустить образования опрелостей.

Ребёнок нуждается и в и . Вначале может показаться, что делать это весьма сложно, но всё же научиться этому необходимо. Носик очищают ватными жгутиками, предварительно капнув в носовой проход морской водой. Ушки лучше чистить специальными ватными палочками с ограничителем, чтобы не травмировать ухо малыша.

Умывать кроху следует каждый день, используя ватный диск, смоченный кипячёной водой. Для каждого глазика используют свой ватный диск.

Ногти у маленьких детей растут довольно быстро, поэтому рекомендуется каждые четыре-пять дней, а на ногах – раз в десять дней.

– ещё одна обязанность любящей мамы. Пока ранка не зажила, её нужно каждый день обрабатывать раствором перекиси водорода, после чего смазывать зелёнкой или Хлорогексидином.

Вызывает у новоиспечённых родителей смешанные чувства, ведь малыш такой крошечный! Купать кроху нужно каждый день в тёплой воде, примерно 37 градусов. При этом в комнате тоже должно быть тепло. Во время купания хорошо промывают складки малыша, используя простую воду, а один раз в неделю моют ребёнка с мылом. Пока не зажила пупочная ранка, лучше использовать кипячёную воду для купания.

Что малыш чувствует в первые недели жизни?

Раньше считалось, что после рождения ребёнок ничего не слышит, но сейчас доказано, что это не так. Уже в роддоме, на третьи или четвертые сутки жизни, малышу проводят - как называемый аудиологический скрининг, целью которого является выявление возможных проблем со слухом. В первые дни жизни новорожденный ребёнок слышит звуки, особенно ему нравится нежный голос мамы, тиканье часов, монотонный шум воды.

Кроха уже с первых дней видит очертания предметов, находящихся в непосредственной близости от его лица, именно поэтому мамам советуют наклоняться к малышу поближе.

Вкусовые рецепторы крохи способны реагировать на разные раздражители. Ребёнку нравится вкус материнского молока, он ест его с удовольствием.

Как приятно крохе чувствовать мамино тепло, ощущать нежные прикосновения её рук и губ, поэтому не пренебрегайте возможностью полежать рядом с малышом и приласкать его.

Быть родителями – большая ответственность, но также и огромная радость. Наслаждайтесь каждым мгновением, проведённым с ребёнком, дарите ему свою любовь, ведь дети так быстро растут!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Ребенок, мальчик или девочка, – это радость в доме. Но первые дни, следующие за выпиской из родильного дома, превращаются для молодых мамочек если не в кошмар, то в очень сложный период жизни, так как трудно сразу правильно взяться за вопящий маленький комочек жизни.

У любой женщины есть инстинкт и интуиция, которые помогут ей совладать с собой и взяться за дело. Есть и опытные родственницы, готовые помочь заниматься мальчиком или девчушкой. Если же нет, описанные ниже основные моменты пояснят, что нужно знать матери о ребенке первых дней жизни. Можно также посмотреть видео по самым важным аспектам ухода за малышом.

Появление новорожденного в доме - серьезная ответственность, большая часть которой приходится на молодую маму. Ей жизненно необходимая достоверная и полная информация об уходе за малышом

С чего начинается уход за новорожденным?

С гигиены малыша, его кормления и режима отдыха. Гигиена – немаловажный фактор обеспечивающий здоровье растущего организма, особенно важен он в первые дни его жизни. Как правильно купать новорожденного (подробнее в статье: )? С какого возраста ребенка разрешены банные процедуры?

Купать начинают малыша ориентировочно на 5 сутки после рождения. Это связано с тем, что у большого числа детей к этому сроку мумифицируется и отпадает пупочная культя (остаток пуповины, пережатый специальной прищепкой-зажимом). Срок отпадания культи составляет от 3 до 10 дней. В норме, если пуповина толста и широкая, культя может держаться до 2-х недель. Что же, ребенка не купать все это время? Врачи рекомендуют влажные обтирания.

Когда пупочный остаток отделится и вплоть до заживления пупочной ранки, ребенка рекомендуют купать в кипяченой воде. Есть и другое мнение: ряд специалистов считает, что достаточно добавить в воду из-под крана слабоконцентрированный раствор марганца и тщательно обрабатывать пупочную ранку после процедуры.

Отвары и экстракты трав до заживления пупочной ранки не добавляют. В дальнейшем купать младенца в отварах трав можно по согласованию с педиатром (рекомендуем прочитать: ).

Что потребуется для купания?

Уход за младенцем - дело хлопотное, но приятное. Для ребенка лучше приобрести персональную специальную детскую ванночку (рекомендуем прочитать: ). Это и гигиеничнее, и нет риска испугать малыша погружением в большую ванну.



Если родители информационно подготовлены, то купание младенца может стать настоящим удовольствием для всей семьи. Лучшим резервуаром станет специальная детская ванночка

Что еще следует приобрести:

  • термометр;
  • полотенце (мягкое);
  • марганец;
  • ватные палочки;
  • перекись водорода;
  • раствор бриллиантового зеленого (зеленки).

Температура воды должна быть в пределах 36,6-37 С. Для ее определения и служит термометр (рекомендуем прочитать: ). Если по какой-то причине мама не успела приобрести термометр, температуру воды можно определить, наливая тонкую струйку на тыльную сторону предплечья ближе к локтевому сгибу. Температура воды должна близкой к температуре тела.

Купая малыша, следует за ним внимательно наблюдать. Терморегуляция новорожденного не так совершенна, как у взрослого человека. Поэтому он легко может переохладиться или перегреться. Если кожа ребенка бледная и носогубный треугольник слегка посинел – крохе холодно, если его кожа становится красноватой, он перегревается. В таком случае нужно изменить температуру воды в нужную сторону.

Принципы рационального грудного вскармливания

  • правильно давать сосок ребенку;
  • следовать правилу – одно кормление одна грудь (если выработка молока идет в достаточном количестве);
  • не сцеживаться или делать это по необходимости (в случае лактостаза - застоя «дальнего» молока, которое ребенок первых дней жизни еще не в силах высосать, или длительного отсутствия матери);
  • правильно ухаживать за грудью.

Не каждый ребенок срезу после рождения сам может правильно взять грудь, и не каждая мама может ее правильно предложить. Из-за этого могут быть как проблемы с кормлением, так и повреждения сосков мамы деснами новорожденного.

Когда ребенок широко открывает ротик, нужно так подать сосок, чтобы он захватил не только его, но и прилежащие ткани (окрашенная область вокруг соска, называемая альвеолой). Альвеола практически полностью должна находиться во рту ребенка и лишь слегка выглядывать сверху. Лучше посмотреть весь процесс на видео.

Если молока достаточно, современная педиатрия рекомендует кормить новорожденного по требованию, особенно в первые дни после родов. Таким образом, кроха не только кушает, но и общается с мамой, а также стимулирует выработку молока молочными железами.



Кормление малыша - целое искусство, в котором должно быть полное интуитивное взаимопонимание с младенцем. Если что-то идет не так, лучше посмотреть видео более опытных мамочек, где они рассказывают о своих секретах

В правильный уход входит обработка соска (до и поле кормления нужно обмывать грудь чистой водой), использование средств, прописанных врачом, в случае возникновения трещин, и ношение специального бюстгальтера из натуральных материалов.

Бюстгальтер не должен быть тесным, хорошо держать грудь, иметь широкие лямки. Лучше приобрести специальный бюстгальтер. Это позволит быстро сменить вкладку, пропитанную молоком, обработать грудь и покормить новорожденного.

Правильное отношение к молочным железам и гигиена груди позволит мамочке сохранить ее красоту, в том числе форму, по прекращении кормления. Посмотреть процесс ухода можно также на видео.

Пеленки или распашонки?

Выбор одежды для ребенка после роддома, наверное, - один из самых спорных вопросов. Раньше рекомендовалось тугое пеленание, на сегодняшний день мнения разделись: ряд специалистов рекомендуют все-таки пеленать малыша, другие советуют ползунки и распашонки.

Если мама выберет пеленание, то новорожденного не следует как слишком затягивать в пеленки, делая из ребенка «солдатика», так и слишком тепло его укрывать. Младенцы плохо переносят перегрев.

Как правильно запеленать ребенка, стоит посмотреть на видео:

Если мамочка выбирает свободную одежду для ребенка, надевать нужно распашонки с закрытыми кистями рук или купить крохе царапки. Это убережет малыша от нанесения себе повреждений. Если малыш спит очень беспокойно или будит себя, в этом случае пеленание может решить проблему.

Надевать ли чепчик ребенку сразу после выписки из роддома (подробнее в статье: )? Если в помещении, где находится малыш, нет сквозняков, соблюдается температурный режим и ребенок здоров, этого делать не нужно. Исключением может стать время после мытья крохи.

Независимо от того, предпочитает ли мама пеленание или ползунки и распашонки, ребенку понадобятся подгузники. Лучше покупать качественные, «дышащие». Это снижает риск развития пеленочного дерматита. На прогулки можно использовать одноразовые подгузники. Дома же лучше многоразовые марлевые. Особенно это актуально для мальчиков.


Использование подгузников сейчас одобряется всеми докторами, ведь это естественный прогресс. Однако увлекаться ими тоже не стоит - дома лучше обходиться пеленками или многоразовыми подгузниками

Если малыш оказался мальчиком, акт мочеиспускания в первые дни и даже недели жизни может быть для него болезненным. У многих мальчиков бывает врожденный фимоз (сужение крайней плоти), дополнительное воздействие многоразового подгузника усугубляет неприятные ощущения. Туго закрепленный или переполненный памперс может оказывать механическое воздействие на пенис, тем самым причиняя неприятные ощущения.

Любой ребенок (как мальчик, так и девочка) не умеют еще до конца расслабиться при мочеиспускании, что делает сам процесс неприятным, а давление памперса на пенис ухудшает ситуацию.

Как маме ухаживать за собой после родов?

Важно, чтобы мамочка правильно занималась не только малышом, но и собой. Прежде всего, это правильное питание. Не стоит употреблять газированные напитки, бобовые и другие продукты, приводящие к вздутию живота. Не стоит кушать сладости по многим причинам: например, такая пища способствует росту дрожжевых грибков в половых путях матери. Готовить еду нужно на пару.

Что касается малыша, свежие фрукты и овощи вводить в рацион можно по согласованию с педиатром, и только один продукт за раз, чтобы оценить реакцию на него ребенка.



Правильное питание мамы после родов - необходимость, особенно если она кормит грудью. Стоит отдавать предпочтение натуральным продуктам, есть меньше жирной и жареной пищи

Очень важен для женщины после выписки из роддома и уход ее за половыми органами. Во-первых, желательно воздержаться от подъема тяжестей, чтобы дать зажить швам и нормально сократиться матке. Если у мамы при родах были разрывы, и ей накладывались скобы, кормить ребенка нужно в положении лежа. Сидеть не рекомендуются в течение 3 недель после родов.

Также в целях личной гигиены родившим женщинам после роддома рекомендуется купаться под душем, а не принимать ванну до прекращения влагалищных выделений. В норме послеродовые выделения могут наблюдаться до 6 недель. Обращаться к гинекологу следует через 2 месяца после родов с целью пройти осмотр и убедиться, что процесс сокращения матки идет нормально, и никаких проблем нет.

Когда на свет появляется новый человечек - это огромное счастье. С самых первых секунд мама стремится дать ему безопасность, защиту, комфорт и любовь. В большинстве случаев малыш появляется на свет в безопасных условиях роддома, где комфортно и соблюдены все условия. Для родителей наибольшее счастье – забрать малыша домой и заботится о нём в родных стенах.

Но если для мамы и папы возвращение домой - это счастье, то для самого младенца это еще и сильный стресс.
Первые дни пребывания в новых условиях – это как акклиматизация при перелёте на другой континент. Транспортировка ребёночка домой является волнующей не только для него самого, но и для родителей. Особенно если малыш первый.

Это крохотное существо хочется защитить от всего мира, и в то же время страшно даже взять на руки – такой ребёнок хрупкий и беззащитный. Но за ним надо ухаживать и о нём нужно заботится.

Чтобы научится быть родителем нужно понимать, что малыш переживает и в чём нуждается, ведь в этот мир он пришёл совсем недавно, все вокруг ему незнакомо, непривычно. Первые дни новорожденного дома – это период адаптации его к новому миру, а родители – главные помощники и поддержка на пути к полноценной жизни.

Итак, что же переживает новорождённый, попав в наш мир?

  1. Холод. В утробе матери малыш находился в тёплой и влажной среде, при температуре 38 градусов в течение 7–9 месяцев. Попав во внешний мир, он очутился в сухой среде, изменчивой, и первое, что он ощущает – холод. Температура даже очень хорошего перинатального центра всегда на 10-15 градусов ниже температуры околоплодных вод. Ведь она должна быть комфортной и для матери тоже.
  2. Сухой воздух. Да и воздух в целом – это второй стресс при рождении. В утробе матери человек получает все необходимое из пуповинной крови, нет необходимости дышать, задействовать лёгкие. Дыхание – это ведь не простой процесс. Это большое количество мышц, сосудов и самое важное – усилий. Малышу предстоит начать дышать самостоятельно, а это непросто.
  3. Звуки. В водной среде внутри матери все звуки приглушаются ровно настолько, чтобы не беспокоить плод. В утробе малышу тихо и спокойно, нет ничего резкого и шокирующего. При появлении на свет ребёночек сталкивается не с приглушёнными тихими звуками, а с массой резких, чистых и не всегда приятных шумов.
  4. Свет. Тут та же проблема, что и со звуками. В утробе матери темно и глухо. Во внешнем мире, в родильной палате сразу после рождения в глаза малышу ударяет яркий ослепительный свет ламп. Это крайне неприятно, если поставить себя на место беззащитного крошечного человека.

Самое тяжёлое — это не холод и свет, а то, что все эти факторы наваливаются на малыша сразу, единовременно, и он вынужден также одномоментно к этому приспособиться. В первые недели жизни ребёнок будет все слышать слишком резко, видеть световые пятна и пытаться приспособиться к этому миру. И главная задача родителей – помочь.

В чём нуждается малыш в первые дни после рождения

Все потребности новорождённого можно условно разделить на витальные (физиологические) и психологические. Они в равной степени важны. Главное – это то, что малыш может выражать свои потребности только в форме плача и беспокойства. На последнее молодые родители не всегда реагируют, так как это можно принять за нормальную активность. А вот плач всегда является сигналом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Все младенцы плачут, чтобы продемонстрировать свои потребности. Но, конечно, это и не повод для паники.

Итак, в чём же нуждается малыш в первые дни пребывания дома?

К физиологическим, витальным потребностям относятся следующие.

Потребность в питании. Кормить новорождённого стоит по требованию, но не реже чем раз в три часа. Здоровый малыш сам будет просить еду через каждые два - три часа. О голоде также свидетельствуют активные сосательные рефлексы. У сытого ребёнка они произвольно не проявляются, а если малыш хочет кушать, то этот рефлекс периодически будет проявляться самостоятельно. Лучшим вариантом, при отсутствии противопоказаний, является грудное вскармливание. Это единственный способ обеспечить ребёнка набором всех необходимых витаминов и микроэлементов.

Грудное молоко имеет сугубо индивидуальный состав у каждой матери для каждого ее ребёнка. Поэтому никакая смесь не способна заменить его. Кормление должно быть как можно более натуральным и регулярным, а грудное кормление ещё и с контролируемой диетой матери. При добросовестном отношении ребёнок получит всё необходимое для здоровья и развития.

Потребность в полноценном сне. Младенцы не умеют распознавать день и ночь до четырёх месяцев. И сон новорождённых имеет особый эпизодический характер. Дети до двух месяцев спят по два - три часа с таким же промежутком. Во время бодрствования им нужно питаться и контактировать. Чтобы обеспечить ребёнку здоровый полноценный сон, необходимо вовремя замечать эту потребность. Недостаточно просто оставить человечка в покое, нужно помочь ему почувствовать себя комфортно и безопасно. Если малыш зевает, ворочается и хныкает, вполне возможно, что он хочет спать. Его нужно взять на руки и начать укачивать.

Несмотря на то что новорождённые в первые дни дома могут спать при включённом телевизоре, пылесосе и под окном, лучше обеспечить ребёнку не просто сон, а отдых. Для этого нужно перенести его в затемнённое, тихое помещение без посторонних звуков. Зато присутствие матери во время сна и даже её голос всегда благотворно влияют на сон и развитие ребёночка в целом. Педиатры и детские психологи считают что совместный сон с малышом очень полезен как для матери, так и для новорождённого.

Потребность в чистоте. Как бы трогательно ни выглядел малыш в окружении мягких мишек, нужно думать не об эстетике, а о здоровье ребёнка. Поэтому вокруг него должно быть как можно меньше пылесборников и аллергенов. Не стоит стремиться к стерильности, но нужно обеспечить чистоту. Кроме того, вокруг малыша должно быть достаточно чистого воздуха. Он должен спать на чистом постельном белье, постиранном со специальным детским порошком. Его пища должна подаваться в обработанном виде и из чистой посуды. Конечно, и самого малыша стоит содержать в чистоте. Его нужно мыть, вовремя менять подгузники и одежду, избегать контактов с химическими веществами и аллергенами.

Потребность в правильном температурном режиме. Все родители старательно закутывают своего ребёнка, чтобы он случайно не замёрз. Но это неправильный подход. Температура воздуха должна быть комфортной, ведь при дыхании воздух нагревается. Если ребёнок будет дышать горячим воздухом, да ещё и одетый в сто распашонок, - он перегреется, а обилие одежды будет препятствовать нормальному теплообмену.

Оптимальной температурой для функционирования организма как новорождённого, так и взрослого является 18-9 градусов. Главное при этом – отсутствие сквозняков. Нужно помнить, что на ребёнке должны быть натуральные ткани в небольшом количестве. Подгузники, независимо от цены, не способны обеспечить нормальный теплообмен. Они перегревают магистральные сосуды органов таза и таким образом значительно повышают температуру тела за счёт разноса по нему нагретой крови. Также не стоит забывать про воду. Молоко не является источником жидкости. Это еда. А детская кипячёная вода в небольшом количестве поможет поддерживать водный баланс.

Психологические потребности

Витальные потребности являются жизненно необходимыми. Правильное их удовлетворение – гарантия крепкого здоровья. Поэтому им надо уделять пристальное внимание.

К психологическим потребностям относятся те, которые обеспечат нормальное психическое развитие малыша и адекватные взаимоотношения с людьми и семьёй в частности. Таковыми являются следующие.

Потребность в контакте. Физический и эмоциональный контакт можно отнести и к витальным потребностям, но не все педиатры сошлись на этом. Физический контакт является гарантом ощущения безопасности для малыша. Он в течение 9 месяцев был фактической частью матери, он чувствует это и далее, пока к трём годам не начинается его сепарация (отделение) от мамы. Раньше считали, что не стоит ребёнка баловать лишним вниманием. Но это полная глупость. Мать должна дарить малышу любовь. Самый простой способ её продемонстрировать – прикасаться к ребёнку, обнимать его, носить на руках, целовать и играть с ним. Физический контакт невероятно важен. В случае, когда удовлетворение физиологических потребностей не способно успокоить малыша, стоит попробовать дать ему эту «тактильную любовь». Возможно, именно этого человечек и требует.

Что же касается эмоционального контакта, то тут всё сложнее. Малыш нуждается в искренней и безусловной любви. Абсолютной любви к себе. И проявление её должно быть здравым, полным, но не фанатичным. Эту любовь нужно проговаривать. Даже в первые дни жизни интонации играют очень важную роль в жизни малыша.

Потребность в присутствии. Даже крошечный человек не приспособлен к одиночеству и ему необходима компания. Нельзя надолго оставлять новорожденного одного в первые дни пребывания дома. Он остро прочувствует отсутствие близких людей рядом.

Эти две потребности можно обобщить в одну – потребность в любви. Она является основой психического здоровья ребёнка и будущих отношений в семье.

Самое главное – прислушиваться к нуждам своего ребёнка, научиться понимать их. Этому можно научиться. Нужно наблюдать, фиксировать, видеть и слышать то, что «говорит» малыш. Внимание и любовь способны обеспечить ребёнка всем, ведь они зарождают желание заботиться.

Когда малыш наконец-то дома, в тепле и уюте рядом с родными, нужно смириться с тем, что это крошечное человечище полностью зависит от матери и отца. И несмотря на хрупкость и беззащитность, его нужно купать, одевать, кормить, пеленать и даже делать зарядку. Теперь подробнее о том, что и как нужно делать.

Что уже нужно иметь к появлению ребёнка дома

К тому моменту, как мама с малышом прибудут из роддома, родственники должны подготовить минимальный набор вещей, которые точно понадобятся в первые дни.

  1. Фланелевые пелёнки (6–8 штук).
  2. Хлопчатобумажные распашонки (5–7 штук).
  3. Специальные бутылочки для кормления (3–4), которые периодически нужно кипятить.
  4. Ползунки (8–10 штук).
  5. Коляска и дождевая накидка на коляску. Противомоскитная сетка на коляску.
  6. Детские весы.
  7. Пищевые весы.
  8. Кенгуру или слинг (приспособления для ношения ребёнка) и детское автомобильное кресло.
  9. Детская кроватка и/или колыбелька.
  10. Детский ночник (помогает маме и не мешает ребёнку ночью).
  11. Косметические средства: вазелиновое масло, детский крем, ватные палочки и шарики, бинт, тальк или присыпка.
  12. Медицинские препараты и приспособления: газоотводная трубка, соплеотсос и/или микроклизма, ножницы с закруглёнными концами, детская щёточка для волос; эспумизан (капли), спирт, раствор бриллиантовой зелени и йода, фукарцин, фурацилин, кандид, жаропонижающие свечи (дозировка до 200 мг), синтомициновая и цинковая мази, хлоргексидин, анальгин и но-шпа в таблетках.
  13. Телефон скорой помощи, регистратуры детской поликлиники, частной и районной неотложной помощи, справочной службы медпомощи и круглосуточной аптеки.

Какой должна быть одежда

Одежда должна быть из натуральных тонких тканей, хорошо впитывающих влагу. Она должна позволять малышу свободно двигаться. Хоть синтетические ткани лучше стираются и часто привлекательно выглядят, они также часто вызывают аллергические реакции. Стирать детскую одежду нужно специальным порошком, но лучше стирать вручную с детским мылом или хозяйственным коричневым мылом, тщательно выполаскивая его.

Пеленание: быть или не быть

Само собой, ребёночка придётся пеленать. Сегодня педиатры расходятся во мнениях, стоит ли вообще пеленать малыша. Аргументы ЗА – это безопасность и анатомическое положение. Аргументы ПРОТИВ – более быстрое психическое и физическое развитие при отсутствии пеленания. Выбор делать маме. Если он пал на пеленание, нужно научиться делать это правильно.

Есть два рекомендуемых способа пеленания – тугое, которым злоупотребляли во всех роддомах советского союза, и свободное, рекомендуемое современными специалистами. Преимущество второго способа – отсутствие обездвиживания ребёнка, свобода развития моторики и интеллекта. Смысл пеленания в том, чтобы обезопасить малыша от «вскидывания», при этом не сильно стесняя его в движениях – он может шевелить ручками и ножками, принять удобную позу, без риска пораниться.

Туалет новорожденного в первые дни дома

Гигиена – основа здоровья. Поэтому нужно тщательно следить за чистотой и помогать кожным покровам малыша быстрее адаптироваться к агрессивной внешней среде.

  1. Головка и волосики ребёнка нуждаются в бережном уходе. Мыть головку в стандартном варианте этого понятия новорождённому нельзя. Можно протирать кипячёной водой с детским мылом, но лить воду на голову не желательно. Часто у малышей на волосистых покровах образуются корочки. Их нужно протирать прокипячённым растительным маслом или мазать вазелином. После размягчения корочки можно снять при помощи ватки, смоченной в слабом отваре ромашки, к примеру.
  2. Ушки и носик. Чистить их необходимо каждый день. Использовать ватные палочки категорически нельзя – они могут травмировать слизистые оболочки. Нужно самим сделать ватные или марлевые жгутики, достаточно тонкие, чтобы пройти в отверстия слухового прохода и носа без дискомфорта для малыша. Жгутики нужно смочить в тёплой (не горячей) кипячёной воде или слабом отваре ромашки.
  3. Кожные складки, которых у малыша много, а также область за ушками нужно протирать ваткой, смоченной в кипячёной воде, а затем смазывать прокипячённым растительным маслом.
  4. Ручки можно мыть по мере необходимости – 5–6 раз в день. А личико мыть нельзя, можно протирать смоченной в кипячёной воде ваткой. Также категорически запрещено мазать личико кремом или присыпать тальком.

Как правильно ухаживать за пупочной ранкой

Начинать уход за ранкой стоит уже с первого дня пребывания новорожденного дома. Нормальную (неинфицированную) пупочную ранку у ребёнка нужно регулярно обрабатывать. В первые дни купать малыша нельзя, можно только протирать кожу смоченной ваткой. Саму ранку нужно обрабатывать перекисью водорода и антисептиком. Раньше их обрабатывали зелёнкой, но из-за яркой пигментации невозможно было заметить воспаление. Сейчас рекомендуют обработку хлоргексидином, мирамистином или фукарцином.

Чтобы обработать пупок нужно тщательно помыть и продезинфицировать руки, после чего смочить чистую ватку в растворе перекиси водорода и капнуть ею на пупочную ранку, осторожно промокнуть (ни в коем случае не тереть и не снимать корочки). После этого осторожно при помощи ватной палочки нанести на ближайшую к ранке кожу антисептик. Закрывать ранку повязкой не нужно. Каждый раз при обработке необходимо внимательно осматривать ранку – нет ли сильного воспаления, нагноения, выделений.

Обычно пупочная рана заживает в течение месяца. После полного заживления можно начать купать ребёнка в детской ванночке с кипячёной водой или в отваре ромашки.

С какими проблемами можно столкнуться в первые дни

Колики. С этой проблемой столкнуться 100% родителей. Колики – это вздутие и болезненные ощущения в животике у ребёнка. Проблема может доставлять беспокойство в течение первых месяцев жизни. Её невозможно предотвратить - просто нужно перетерпеть. Но облегчить состояние можно. Если ребёнок без видимых причин плачет, сучит ножками, беспокоится – скорее всего у него колики. Подтвердить это можно и самостоятельно – потрогать животик. Если он твердый и вздутый – это точно они. Бороться с ними можно тремя способами.

  1. Тепло на животик. Чтобы облегчить отхождение газов нужно положить малыша на тёплую пелёнку (прогладить её утюгом), или положить на животик тёплую грелку.
  2. Массаж. Аккуратно, круговыми движениями по часовой стрелке гладить животик, не нажимая. Это улучшит моторику и поможет улучшить отхождение газов.
  3. Медикаменты и народные средства. Среди медикаментов самым распространённым является Эспумизан в каплях. За неимением его можно заменить укропной водой – семена укропа заливаем горячей водой, остужаем и по половине чайной ложечки, раз в пять минут даем малышу. Можно также вливать её за щечку из шприца (без иголки) по 2,5 мл.

С любым из этих средств стоит использовать газоотводную трубочку. Её можно сделать и самостоятельно – отрезать от маленькой груши (клизменной) носик. Газоотводную трубку нужно смазать растительным маслом с одного конца, и аккуратно ввести в задний проход вкручивающим движением на 1–2 см.

. Проявлениям кандидоза у малышей является белый налёт на слизистых оболочках. У новорождённых преимущественно это слизистые оболочки ротовой полости – небо, щечки. С их появлением стоит обратиться к патронажной медсестре или врачу. Самостоятельно можно обрабатывать полость рта слабым содовым раствором (1 ч.л на 300 мл воды) или раствором «Кандид». В течение 3–5 дней молочница должна пройти.

Проблемы со стулом. В первые дни новорождённого дома он может страдать от запоров. Это связано с необходимостью приспособления пищеварительного тракта к молоку. Стоит напомнить, что запором называется задержка стула более чем на сутки. Твёрдая консистенция запором не является. Задержка стула устраняется клизмой. 150 мл тёплой воды вводится в прямую кишку. Это поможет почистить кишечник. Если это не помогло, стоит обратиться к детскому врачу за консультацией.

Ослабление стула может быть связано с нарушением матерью диеты или врождённой недостаточностью ферментов. Ещё одной причиной является кишечная инфекция. Начальным звеном в диагностике является участковый педиатр. Именно к нему стоит идти в первую очередь.

Чтобы обеспечить малышу правильный уход и комфортные условия в первые дни его пребывания дома, не будет лишним ознакомиться со специальной перинатальной литературой и тщательно подготовиться к появлению малыша: сделать дом безопасной средой жизни и развития маленького человечка. Новорождённый должен получать всё, что ему требуется, и в том количестве, которое требуется. Свои потребности ребёнок высказывает в форме плача или беспокойства. Нужно помнить это и вовремя реагировать.

При тщательной подготовке, правильном походе и любви первый день малыша дома станет первым днём настоящей счастливой семейной жизни. И новый человек вырастет полноценным и здоровым членом общества.

Свежие вопросы на сайте

    Ответов

Ответа