Правильные методы наказания ребенка. Наказание как метод воспитания - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович Как осуществить материальное наказание подчиненного

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


За что могут наказывать в школе?

В соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (см. устав на сайте школы) применяются меры дисциплинарного взыскания.

Как могут наказывать в школе?

Приказом предусмотрены следующие наказания:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Такие меры наказания как выставление двойки, привлечение к дежурству, оставление после уроков, ограничение допуска к занятиям, оскорбление или унижение человеческого достоинства, не говоря о применении физической силы, являются незаконными, расцениваются как нарушение прав учащихся на образование и могут быть обжалованы.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

(п. 3 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Кого могут наказывать, кого наказывать нельзя?

В соответствии с Приказом о дисциплинарных взысканиях не допускается применять меры взыскания в отношении:

Учеников начальных классов,

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Процедура применения мер дисциплинарного взыскания

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:

  • тяжесть дисциплинарного проступка,
  • причины и обстоятельства, при которых он совершен,
  • предшествующее поведение обучающегося,
  • его психофизическое и эмоциональное состояние,
  • мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

По закону, применить меру наказания к нерадивому ученику можно только в течение месяца после того, как он совершил нарушение устава школы.

Запрещено наказывать учеников во время болезни или каникул, академического отпуска или отпуска по уходу за ребенком.

Мера взыскания по истечении 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

Какие права имеют учащиеся, в отношении которых применены меры взыскания?

В течение трех дней после совершения проступка учащийся должен предоставить объяснительную. Школа имеет право требовать дачу объяснений от учащихся непосредственно, в отсутствие родителей. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения мер дисциплинарного взыскания.

Далее выходит приказ о применении наказания к обучающемуся, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.

В течение года директор школы имеет право отменить наказание обучающегося по собственной инициативе, по просьбе самого обучающегося или его родителей, по ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей.

Каждое взыскание может быть обжаловано.

Право на обжалование взыскания

Обучающийся, родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Для этого нужно обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Цитата из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

(ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Могут ли выгнать с урока за плохое поведение?

Нет. Учитель не имеет право выгнать ученика с урока. Если учитель прогнал ученика с урока, в отношении него по жалобе ученика или его законных представителей может быть проведено дисциплинарное разбирательство. В случае, если в этот период времени учащийся получил травму или нанес кому-то вред, то к ответственности может быть привлечена образовательная организация и сам педагог.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

(п. 6,7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан оставить его в классе.

Если учащийся препятствует проведению урока, например, если ученик пришёл на урок в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель, тогда учитель обязан реагировать. Он имеет право приостановить урок и вызвать администрацию школы, родителей или полицию, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Имеет ли право учитель не пускать на урок, если ученик опоздал?

Учитель не имеет права не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. Опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в уставе школы. В такой ситуации учитель имеет право пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых мер дисциплинарного взыскания, но никак не выгонять с урока или ставить за это оценку.

Могут ли наказать или отчислить за курение в школе?

Основания отчисления обучающегося из школы предусмотрены статьями 43 и 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется в отношении учащихся старше 15 лет, которые допустили неоднократные, грубые нарушения устава школы и локальных нормальных актов.

Если в школе принят локальный акт о запрете курения, учащегося, курившего на территории школы, могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

Отчисление - это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.

При принятии решения об отчислении администрации школы придется доказать, что она применяла все необходимые дисциплинарные меры, что нарушения были неоднократными (имеются замечания и выговоры в течение последнего года) и что педагогические меры воздействия не дают результата.

Отчисление допускается, если проступки учащегося таковы, что дальнейшее его пребывание в школе может быть расценено как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся, если оно нарушает права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы.

Помимо этого, нужно получить согласие на отчисление от родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

С учетом вышеизложенного, на практике исключение из школы за курение выглядит маловероятным.

Что будет, если поймали за курением на территории школы?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на территории образовательного учреждения запрещено.

За курение на определенных территориях и в помещениях (в т.ч. в школах и пришкольной территории) предусмотрен штраф от 500 до 1500 руб.

Если факт курения на территории школы будет зафиксирован (составлен протокол, предъявлены свидетельские показания и т.п.), родителей могут привлечь к административной ответственности в судебном порядке.

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.

(п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»)

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг».

(ст. 7 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»)

Воспитание ребёнка это сложный процесс. По этому поводу существует много мнений и методик. Как бы все родители ни любили своих детей, проблема плохого поведения заставляет задумываться о наказании. Многие родителя прибегают к крайностям, некоторые позволяют своим детям всё, ссылаясь на новые европейские методики. Другие наказывают детей за малейшие провинности, мотивирую это жестокостью мира, в котором мы живём. Важны очень правильные методы наказания ребенка.

Всё должно быть в меру, нужно уметь сочетать похвалу и наказание своих детей — все это правильные методы наказания ребенка. Ребёнок должен понимать, что такое плохо и хорошо. В большинстве случаев, дети вырастают эгоистами из-за бесконечной любви своих родителей, связанной с бесконечной вседозволенностью.

Методы наказания ребенка:

Отстранение . К примеру, ребёнок говорит плохие слова или обижает кого-то из родных, можно воспользоваться техникой отстранения, то есть перестать разговаривать с ним на некоторое время.

Ограничения . У всех детей есть любимые занятия. За проступки часто родители применяют метод ограничения, то есть лишают мультиков, сладкого, игрушек и так далее. Главное, не перестараться и соизмерять масштаб проступка и наказания.

Ответственность . Ребёнок должен осознавать, что каждое действие ведёт к каким-либо последствиям, за которые приходится нести ответственность. Воспитывая ребёнка, родители готовят его к взрослой жизни, значит, с детства нужно уметь отвечать за свои действия. К примеру, ребёнок специально пачкает одежду, приведите его в ванну и дайте стирать его одежду самому.

Физическое наказание . Безусловно, это самый неприятный вид наказания. Психологи утверждают, что рукоприкладство к детям недопустимо. Физическое наказание может привести к внутренним обидам ребёнка и агрессии.

Что надо знать, прежде чем наказывать?

При наказании детей нужно соблюдать некоторые нюансы, чтобы не травмировать ребёнка.

Во-первых, наказание должно быть обоснованным и чётко связанным с поступком ребёнка. Сформулируйте и объясните, почему этот поступок недопустим и за что он должен понести наказание. Ни в коем случае, нельзя срываться на ребёнка из-за усталости, плохого настроения или многочисленных проблем.

Во-вторых, наказание осуществить сразу после проступка ребёнка, так как дети могут теряться во времени и быстро забыть о случившихся событиях. Так что обещать наказание в будущем или вспоминать что-то из прошлого не стоит.

Самым важным моментом наказания является обсуждение проступка наедине с ребёнком . Вы должны донести до него, почему это плохо, какие последствия могут быть. В конце разговора ребёнок сам должен прийти к умозаключению, что он был неправ.

Не забывайте больше внимания уделять своим детям. Продумайте отношения с ребёнком и проанализируйте все ли в них правильно.

Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
В этом смысле правильное и целесообразное применение наказания является очень важным. Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред всей нашей работе.
Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях - за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.
Для того чтобы воспитатель правильно применял наказание и другие меры воздействия, необходимо, чтобы он усвоил советские принципы наказания. Если они для него неизвестны или непонятны, он не может быть воспитателем.
В буржуазной школе разрешаются телесные наказания. Логика их кратко может быть выражена так: всякое нарушение правил должно сопровождаться некоторой формой страдания для нарушителя. Переживание страдания есть содержание буржуазного наказания. Предполагается при этом, что пережитое страдание (боль, лишение, голод, уединение) заставит нарушителя «в другой раз» воздержаться от нарушения из боязни снова пережить страдание. По отношению ко всем остальным наказание является формой террора по очень простой формуле: кто будет нарушать, тот будет страдать.
Отправной точкой нашего наказания является целый коллектив: либо в более узком значении - отряд, бригада, класс, детское учреждение, либо в более широком - рабочий класс, Советское государство. Интересы коллектива и, в особенности, интересы рабочего класса и государства Советов являются интересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы.
Исходя из этого основного положения, наше наказание должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:
а) оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;
б) оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует;
в) наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;
г) наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);
д) в наказании является важным не столько самое содержание наложенных процедур, сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;
е) наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно ть за что он наказывается, и понимать смысл наказания. При нашем понимании наказания весьма важное значение приобретает его техника. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать применительно к случаю и к данному воспитаннику.
Необходимо, чтобы право налагать наказания принадлежало в воспитательных учреждениях только помощнику по педагогической части или руководителю учреждения. Никто другой не имеет права накладывать наказания. Наказание может быть наложено от имени руководства и, еще чаще и обычнее, от имени органов самоуправления: совета коллектива, общего собрания,- но во всех этих случаях в первую очередь отвечает за наказание заведующий педагогической частью, ни одно наказание не должно быть наложено без его ведома и совета, и никто не должен приступать к наложению наказания, если заведующий педагогической частью к наказанию не представляет.
Заведующий педагогической частью должен хорошо знать всех воспитанников, их положение на производстве, в школе и коллективе. Если воспитанник совершил проступок, нужно считаться с предшествующей историей воспитанника в коллективе, его характером, с уже применявшимися по отношению к нему мерами воздействия. Во всяком случае, раньше чем наложить взыскание, необходимо с воспитанником поговорить. Все эти разговоры и беседы могут и должны совершаться по поводу поведения воспитанника, но не сразу принимать форму внешнего взыскания. Беседы эти могут иметь такие формы:
а) беседа немедленно после проступка в присутствии старших товарищей, очень короткая, серьезная и официальная, заключающаяся в требовании объяснений. Если эти объяснения неудовлетворительны, следует просто указать воспитаннику, как нужно поступать. В такой беседе нужно без особенных доказательств объяснить неправоту воспитанника. Доказательства в этом случае не нужно применять потому, что присутствующие воспитанники сами постараются все доказать;
б) беседа наедине, тоже немедленно после проступка. Она должна проводиться в более строгом тоне, сопровождаться большим анализом, однако в форме мотивированного протеста от имени коллектива. Она должна сопровождаться указанием на вред, принесенный нарушением, на политическое отставание нарушителя. Она может сопровождаться и угрозой передать дело на общее собрание;
в) отсроченная беседа. Она должна производиться тоже наедине в присутствии небольшого числа лиц, вечером в тот же день или на другой день после нарушения. Нарушителю должно быть известно заранее, что он приглашается на беседу в определенный час. Иногда такое приглашение нужно послать ему запиской, чтобы о беседе знал только нарушитель. Такая форма позволяет нарушителю, ожидая беседы и, естественно, волнуясь, передумать много о своем поведении, поговорить с товарищами. Беседу нужно проводить попозже вечером, когда она не может быть прервана. Беседу нужно вести в приветливом тоне, подробно, внимательно слушать, но никогда в этом случае не нужно ни улыбаться, ни иронизировать, ни шутить. В этой беседе нужно хорошо растолковать воспитаннику вред его поведения и для него и для коллектива, привести ему примеры, рекомендовать почитать книжку. Иногда в результате беседы, особенно если воспитанник признал свою вину, а вина не маленькая, можно наложить на него взыскание. В некоторых случаях нужно поручить провести такие беседы двум-трем старшим воспитанникам, а потом узнать у них, чем кончилось дело.
По отношению к некоторым случаям, наоборот, никаких бесед проводить не нужно, а сразу наложить взыскание, объявив его приказом. Если воспитанник сознательно нарушает интересы коллектива, если он демонстративно не хочет подчиниться его правилам, если никакие беседы не помогают, надо передать его совету коллектива или общему собранию, надо, чтобы с протестом против нарушителя выступили члены коллектива. В этих случаях необходимо, чтобы было наложено и внешнее взыскание. Взыскания, прежде всего, должны иметь характер осуждения. Сюда относятся: выговор на общем собрании, выговор в приказе. Иногда бывает полезно, чтобы собрание просто постановило: такой-то поступил неправильно, поступать нужно так. В такого рода моральных постановлениях общего собрания можно допустить и особо квалифицированные формы, в особенности в тех случаях, когда нарушитель проявил упорство, если он поступил недостойно, глупо, позорно, эгоистично.
В практике коммуны имени Дзержинского бывали постановления такого характера: поручить Петрову (самому младшему в коммуне) разъяснить Иванову, как нужно поступать (а Иванов один из взрослых). В выходной день от двух до половины третьего Иванов должен подумать, насколько он поступил не по-товарищески. 15-го марта - через три месяца - пусть Иванов выступит на об щем собрании и скажет, правильно он поступил сегодня или нет.
На общем собрании нужно выступать не столько по адресу нарушителя, сколько обращаясь ко всем, предлагая всем анализ проступка и выдвигая наиболее отчетливо интересы коллектива и рабочего класса, указывая на пути и задачи учреждения и долг перед ним всех его членов. Наиболее тяжелыми, из ряда вон выходящими проступками являются хулиганство, плохая работа на производстве и в школе, воровство, пьянство, насилие над более слабыми.
Воровство, если оно совершается новенькими, не должно вызывать больших репрессий. В коммуне имени Ф. Э. Дзержинского за воровство новенького просто не наказывают, и это производит на него наиболее сильное впечатление. Ему только разъясняют, почему нельзя красть в коллективе, ему показывают новые пути, стараются поставить его в такое положение, чтобы он физически не мог украсть, наблюдают за ним.
Зато по отношению к старшим должны быть применены самые решительные меры в случае воровства. Первый случай может быть предметом обсуждения на общем собрании с выяснением всех обстоятельств, может быть наложено наказание (лишение отпусков, карманных денег, возмещение убытков, перевод в бригаду новеньких и т. п.). В случае повторного воровства должна быть применена самая последняя мера: отдача под суд и немедленный арест.
Даже в том случае, если воспитанник искренне раскаивается и обещает прекратить воровство, оно не может быть оставлено без наказания, если воровство совершено вторично. Но если такой воспитанник не предается суду, ему об этом должно быть сделано предупреждение.
Пьянство тоже должно строго преследоваться в коллективе. Первый случай пьянства должен повлечь одну из таких мер воздействия: лишение права расходовать деньги без разрешения командира; лишение отпусков без определенного провожатого; специальное наблюдение вечером и в выходной день.
Повторное пьянство должно вызвать более решительный протест, вплоть до удаления из учреждения.
Это удаление в интернатных учреждениях может в этом случае иметь характер откомандирования в приемник своей области на определенный срок для исполнения работы бригадира с условием: если приемник даст хорошую характеристику, воспитанник может быть возвращен в колонию. И в случае воровства, и в случаях пьянства общее собрание может постановить о задержке выпуска из учреждения до определенного срокa и о занесении в личное дело. Хулиганство и насилие над более слабыми должно решительно преследоваться во всех детских учреждениях. Но в этом случае наказания мало приносят пользы, гораздо лучше разные моральные формы осуждения - карикатура в газете. В истории коммуны имени Дзержинского был случай, когда по отношению к одному такому насильнику было вынесено постановление: «Общее собрание коммунаров отказывается защищать Иванова, если над ним будут насильничать».
Такие случаи, как воровство, пьянство, хулиганство, меньше затрудняют воспитательные учреждения, потому что они кажутся ясными и слишком яркими. Однако для педагогического руководителя они представляются гораздо более сложными. Так,например, воровство в детском учреждении почти никогда не совершается одиночкой. Воровство обязательно является доказательством того, что в учреждении образовалась определенная группа и что образование этой группы руководство прозевало. А это значит, что целая группа воспитанников не вовлечена в производственную и культурную работу, что в каком-то отряде, классе имеется нездоровый очаг, что командир не на месте.
Иногда воровские проделки такой группы являются следствием каких-либо несправедливостей, неудач на производстве, нечуткого отношения к интересам воспитанников.
Пьянство еще более является признаком того, что педагогическое руководство потеряло точное представление о жизни воспитанников, что некоторые ребята оказываются вне сферы влияния учреждения, коллектива и попадают под влияние классово чуждых элементов.
Наконец, третьим отделом мер взыскания являются такие, которые налагаются за проступки сравнительно мелкие, но такие, которые нельзя пропустить без наказания. Сюда относятся: опоздания на работу, в столовую, порча имущества, отказ подчиниться командиру, учителю или начальнику, вызывающее демонстративное поведение в отряде, в классе, на производстве, грубость, невежливость, развязный тон.
Эти проступки больше всего затрудняют педагогическое руководство, потому что их пока довольно много.
По отношению к таким проступкам лучше всего применять метод естественных последствий: за опоздание на производство - лишение права работать на производстве на определенный срок, за плохую работу - дополнительная работа, за неряшливость - дополнительная работа по уборке, за неподчинение командиру или бригадиру и вызывающее поведение в отряде - перевод к самому строгому командиру.
Однако во всех этих случаях необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками одно за другим. В таком случае не приносят никакой пользы, только нервируют коллектив, вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение. С другой стороны, даже мелкие проступки воспитанников не должны остаться без реагирования.
За правило нужно взять следующее: ни один проступок воспитанников не должен быть незамеченным. В учебно-воспитательной части должна вестись постоянная регистрация всех нарушений дисциплины, традиций, стиля и тона учреждения, даже самых мелких; данные этой регистрации должны итожиться по неделям, по отрядам, бригадам и классам и быть предметом обсуждения в советах коллективов (педагогическом и детском) воспитательного учреждения. Первичный коллектив, наиболее отсталый в дисциплине, должен вызываться в совет коллектива в полном составе; командиру этого коллектива нужно предложить дать отчет о положении и состоянии коллектива, отдельные нарушители должны быть привлечены к ответственности персонально.
В таком заседании совета можно наложить взыскание и на отдельных лиц и на целый отряд. Вообще же нужно избегать налагать взыскание на целый отряд или на группу виновных. Такое взыскание объединяет нарушителей, уже ранее объединенных в самом нарушении. По отношению к целым группам виновных в нарушении всегда лучше применять такой порядок: наказать одного - самого виновного, остальных оставить без возмездия, ограничиться только предупреждением.
Вообще всегда нужно стараться наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно и когда оно поддерживается общественным мнением.
Весьма важно еще одно обстоятельство: как бы ни строго был наказан воспитанник, никогда не нужно выходить в этой строгости за пределы наложенного. Если наказание уже наложено, не следует вторично о нем вспоминать. Наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях. Тем более нельзя позволять в момент выполнения наказания кому-либо смеяться над воспитанником, вспоминать его вину и т. п. Вообще в области наказания, как и в других областях жизни детского учреждения, нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему.
Наказание лишением пищи или ухудшением пищи не должно никогда применяться; даже если воспитанник плохо работает или отказывается от работы, нельзя лишить его пищи. По постановлению общего собрания можно только так или иначе подчеркнуть, что столовой он пользуется незаслуженно.
Одна колония в этом случае применяла остроумный способ: над одним из столов она ставила надпись: «Для гостей», усаживала дармоедов за этот стол и предлагала им пищу в большом изобилии.
Такая ирония коллектива должна быть организована с большим тактом и может применяться только в очень крепких коллективах. Напротив, улучшение пищи для лучших стахановцев, а еще лучше - для передовых отрядов и бригад может быть допущено. При этом из такого первичного коллектива не должны исключаться воспитанники, еще отстающие по своей работе или поведению.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой -- отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими -- к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.

Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок -- одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок -- драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя эта делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных -- доброта». (1, С. 160-170)

Надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическое воздействие на них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальные отношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред в благородном Деле воспитания детей. Наказания должны применяться по возможности редко, когда без них обойтись нельзя никак. При наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку. Наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других; людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.

Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, избегая применять сразу же самые сильные из них. Лучше вначале применять более слабые, а при повторных случаях переходить к более чувствительным. Можно представить себе некоторую градацию наказаний - от самых слабых к более сильным. Они могли бы расположиться следующим образом:

неудовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;

его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;

словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;

предупреждение нарушителю;

обсуждение проступка в группе;

официальный выговор;

исключение из группы (класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, это наказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.

Опытные педагоги при выборе мер наказания учитывают и индивидуальные особенности ученика. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению к другому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Это зависит от особенностей характера ученика.

Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях -- за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание. Даже медицина лечит от одной и той же болезни разных людей по-разному. Тем более индивидуальный подход необходим в воспитании, и особенно в применении наказаний. Любая мера воздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, в которых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться. Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился перед учителем, его не обязательно наказывать. Формализм в применении наказаний особенно вреден и недопустим. Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Опытные воспитатели разъясняют учащимся, почему и за что они наказаны, указывают на недопустимость нарушения дисциплины и порядка. Если это разъяснение убедительно, оно положительно влияет на поведение, и учителю приходится реже прибегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия учителя при этом условии расширяется. На учащихся влияет не только принуждение, но и убеждение.

Применение мер воздействия связано также и с приучением к дисциплинированному и организованному поведению. Например, замечание, обсуждение поведения на педагогическом совете и другие приемы наказания приучают школьников к самоконтролю, к дисциплинированности и организованности.

Наказание, как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматривается школьником как органическое и неизбежное следствие нарушения требований педагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказать ученика, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок и после этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику в спокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из него необходимые выводы.

В школе применяются различные виды и формы педагогических мер воздействия. Они достигают своей цели, прежде всего при условии органического сочетания с другими методами воспитания. Они выполняют вспомогательную роль и способствуют в основном исправлению поведения учащихся. Особенно большое значение имеют сочетание требовательности с уважением, соблюдение педагогического такта, опора на ученический коллектив и учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Ирина Матусан
Консультация «Наказывать с любовью: система запретов»

Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее. В глубине души любой ребенок сознает , что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе голос совести звучит гораздо отчетливее, чем у взрослых.

Многие дети агрессивны, неуправляемы и неадекватны в ответ на правила «свободной педагогики» : этих детей до 4 лет воспитывали без ограничений, ничего не запрещали и не наказывали .

Мир, полностью лишенный запретов и наказаний , кажется ребенку аморфным, тревожным, полным опасностей, которые могут подстерегать его где угодно. Ребенок, которому разрешают делать все, что заблагорассудится, чувствует себя абсолютно беззащитным и неуверенным в себе и своих силах. Отсюда – страхи, истерики, нервные срывы и даже аутизм.

Во всех случаях необходимо изменение позиции родителей, в построении четкой системы поощрений и наказаний .

Система запретов

Запреты должны быть . Запрет – это вовсе не агрессия против вольнолюбивой детской души, а мера. Необходимая для психологического благополучия ребенка. Запреты структурируют мир маленького человека. Слово «НЕЛЬЗЯ» - пограничный столб, указывающий : все, пора остановиться, безопасное пространство кончилось.

Но для того, чтобы запреты действовали , их должно быть немного. Ребенок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.

Главные детские провинности, за которое должно следовать наказание :

Хамство по отношению к взрослым;

Демонстративное непослушание (ребенок нарушает запрет матери смотреть телевизор; ребенок не убирает разбросанные игрушки и т. п.);

Попытки воровства;

Хулиганские выходки (ребенок показывает взрослым язык, плюет на пол, делает неприличные жесты и т. п.);

Действия ребенка угрожают его здоровью и безопасности (ребенок залезает на подоконник, хватает спички, сует пальцы в розетку и проч.)

Чтобы наказание действовало :

Прежде, чем что-то запретить , поймите, так ли уж это необходимо

Многое вполне можно не запрещать , а найти разумный компромисс или безо всяких условий согласиться с пожеланием ребенка

Близким взрослым нужно быть последовательными

Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать , а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание

Требования, предъявляемые к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех взрослых

если нельзя – значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание . Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван.

Как наказывать ?

Легкие шлепки.

Эффективны лишь для детей 1,5 – 2 лет, когда ребенок еще недостаточно реагирует на слова.

К 4 – 5 годам бывает достаточно повышения голоса или вопроса : «Что с тобой? Неужели тебя, такого умного и взрослого, придется нашлепать словно несмышленыша?»

Временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате.

Только не запирайте ребенка в ванной или туалете – может развиться страх закрытого пространства. А если еще гасить свет, появится страх темноты.

Классическое наказание – «в угол» .

Но на возбудимых, истеричных детей оно действует раздражающе. Ребенок рыдает, упирается, цепляется за мать. Лучше не препираться с ребенком, а сменить тактику - пойти по пути лишения ребенка каких-то жизненных благ.

Также бессмысленно говорить : «Постой – подумай» . Ребенок не понимает столь абстрактного приказа. Если вы хотите просто остановить нежелательные действия ребенка, просто переключите его внимание, направьте его энергию в другое русло : найдите более спокойное и полезное занятие.

Не обзывайте, не навешивайте на ребенка «ярлыков» .

Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он «непослушный» , «драчун» , «неряха» , малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся : «Я не хочу, чтобы ты дрался» , «Я испугалась из-за того, что ты залез на подоконник» и т. п.

С детьми постарше крайняя мера – бойкот.

Во время объявленного бойкота следует разговаривать с ребенком сухо, используя 2-3 слова («иди есть» , «пора спать» , чтобы он понял : шутки кончились, пора браться за ум.

Помните! Бойкот не должен превращаться в праздник непослушания. Пресекайте все демонстративные выходки ребенка в ответ на ваше молчание.

«Семь правил для всех» Владимира Леви

Наказывая , подумай : «Зачем?»

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Более того, должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать , - не наказывайте .

Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны, никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» .

3. За один раз – одно!

Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым . Но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви , что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности.

Лучше не наказывать , чем наказывать запоздало .

5. Наказан – прощен .

Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

6. Наказание без унижения .

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

7. Ребенок не должен бояться наказания .

Не наказания он должен страшиться, не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

Наказывая детей , совершенно необходимо сохранять самообладание и … мирное расположение духа.

Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того , чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его когда он сам остановиться не в состоянии.

Наказание – шлагбаум , препятствующий продвижению ребенка по неверному пути, а не орудие пытки.

Поэтому сперва отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.