Свадьба по армянским традициям. Армянская свадьба: традиции и обычаи. Свадебный цикл у армянского народа

Обычаи и традиции армянской свадьбы весьма интересны. Ведь если праздновать создание новой семейной пары, то с размахом, который свойственен армянскому народу. Каждая народность имеет свои особенности, которые показывают их историю и бытность.

Соблюдение исторических традиций имеет важное значение для армянского народа. Конечно, современный век вносит свои коррективы, и многие обряды позабылись, но все равно большинство ритуалов все также актуальны.

Вот основные ритуалы необходимые для счастливой будущей семейной жизни:

  • Сватовство невесты. Очень важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет.
  • Помолвочное обручение или ншанадрутюн.
  • Церковное венчание.

Выполнение всех необходимых обрядов важный момент, потому что старшее поколение обращает внимание, что было сделано, а что нет.

Раньше выбор невесты был привилегией матери жениха. Ведь она брала в дом не только жену своему сыну, но и будущую хозяйку, мать своих внуков. Поэтому внешность при выборе снохи играла последнюю роль, главными качествами служили:

  • Трудолюбие;
  • Хозяйственность;
  • Умение готовить;
  • Ответственность;
  • Высокая нравственность;
  • Скромность;
  • Целомудренность.

Теперь же молодые могут сами выбирать себе спутника жизни.

В армянской семье главой всегда является мужчина и его слово закон. Поэтому в старину, когда о браке договаривались родители, мнение и желание невесты вообще не принималось в расчет. Собственно и сейчас благословение родителей и близких родственников играет весомую роль.

Одним из важнейших пунктов в предсвадебных традициях является выбор свахи, она всегда избирается из родных жениха. Сваху должна знать невеста и ее родственники, она представляет интересы жениха. Ее иначе называют «миджнорд кин».

Когда жених определился с выбором, то сваха регулярно посещает дом невесты, пытаясь получить от родных согласие на союз. Как только взаимопонимание достигнуто, жених может засылать сватов.

Сватовство

Сватовство тоже важный ритуал, который также требует соблюдения определенных правил:

  • В первую очередь договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу.
  • Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов.
  • Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
  • Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте и др. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.

Как только девушка засватана, можно назначить дату помолвки и обговорить все нужные приготовления.

Церемония помолвки

Помолвка является следующим этапом армянской свадьбы. Богатый стол накрывается не только в доме невесты, но и жениха. Перед тем как поехать к дому будущих родственников, родители жениха должны созвать близких и дальних родных, чтобы те преподнесли дары невесте.

Непродолжительное застолье, на котором будут звучать дружеские пожелания и поздравления, плавно перетекает в поездку к невесте, чтобы уже там продолжить празднество. В старые времена в честь радостного события отец жениха посылал родителям невестки мясо теленка или барана.

На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. В качестве подарков для невесты преподносят:

  • Деньги;
  • Украшения;
  • Другие ценные вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Чем дороже дары, тем в более выгодном свете выглядит будущий жених.

Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят. Выводит к гостям невесту главный представитель жениха «кавор», ее сопровождают подруги. Девушку усаживают за стол к жениху, и начинается веселье.

Кавор торжественно объявляет, что помолвка состоялась, и жених надевает будущей супруге на безымянный палец заранее приготовленное кольцо. Мать жениха в качестве дара вручает золотые часы.

Звучат поздравления, и дарятся подарки от родных. Звучат традиционные песни, обычно исполняются грустные мелодии, как бы напоминая, что невеста скоро покинет отчий дом:

  • Узундара. Исполняется в конце застолья, после чего невеста передается жениху и покидает родительский дом.

Во время церемонии обручения обсуждаются между родителями обеих сторон все нюансы будущей свадьбы, а также дата ее проведения. Еще обговаривается приданое, хотя и не прямым текстом, выясняется, что невестка возьмет с собой в дом мужа.

В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.

Обряд венчания

Особенным у армян считается выбор наряда для невесты, традиционно его преподносят родные жениха. После того как помолвка состоялась, назначается день, когда уважаемый представитель жениха кавор приезжает с другими родственниками и друзьями, чтобы забрать невесту для примерки или подбора платья.

Такое событие также сопровождается музыкой и танцами еще до подъезда к дому невесты. Родные девушки щедро одариваются специальными подносами, на которых находятся горы сладостей и иных подарков, «сини». Примерка свадебного наряда проходит под наблюдением жены кавора, а подруги девушки помогают ей облачиться.

Уже после того как все приготовления выполнены, сваты во главе с кавором сопровождают невесту в храм на церемонию венчания. Кавор выполняет роль посаженного отца, и следит за тем, чтобы никто не преграждал путь молодым и не разделял их. Для этого у груди невесты держат свисающий конец от пояса жениха.

Особенной чертой в обряде венчания у армян является, повязывание на руки молодых специальных нитей или шнура. Он связывался из зеленой и красной нитей.

У армян есть традиция, если после свадьбы в дом невесты послан представитель жениха с красным яблоком, значит, новобрачная целомудренна. Это до сих пор является важным ритуалом, который приносит уважение семье невесты.

Современные армянские свадьбы

Издавна армяне праздновали свадьбу в осенний или зимний периоды. Соблюдение этой традиции актуально и сейчас, ведь осенью после сбора урожая столы ломятся от праздничных блюд. А молодые полны сил и энергии, что гарантирует здоровое потомство.

Сохранение старинных традиций в таких важных моментах жизни, помогает помнить о предках, их укладе жизни. Свадебные приметы также являются неотъемлемой частью жизни, помогая добиться счастья и благополучия в будущей семье.

Заключение

Армяне одни из немногих в наше время остаются непреклонными в вопросах выполнения всех положенных предсвадебных обрядов.

Один размах празднества чего стоит, если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, вы ее никогда не забудете. На пиршество приглашаются не только близкие и дальние родственники, но и совершенно посторонние люди. Подобный обычай говорит о щедрости и гостеприимстве армян.

Каждое свадебное пиршество длится не менее трех дней, а бывает дольше, и все это время не умолкает музыка и песни. Стоит особо выделить народные песни, которые традиционно исполняются на свадьбах. Это красивые мелодии, исполняемые на традиционных музыкальных инструментах, а смысл вложенный в текст песни полностью соответствует атмосфере праздника.

Свадьбе предшествует обряд сватовства. Жених приходит в дом невесты с музыкой и подарками. Обычно все одеты в национальные костюмы. В доме невесты происходят переговоры. Во время переговоров назначается дата помолвки.

Традиции на помолвке армянского народа

  • Во время помолвки главную роль играет крестный жениха или тамада. Он выводит невесту и сажает за стол на возвышение вместе с женихом.
  • Если по стечению обстоятельств крестного нет у жениха, то избирают Кавора, обычно он выбирается из самых уважаемых людей со стороны жениха. Предполагает армянская свадьба, традиции, по которым кавор занимает важное положение, он несет ответственность перед Богом за создание новой семьи. Поэтому его назначают шафером жениха, и в дальнейшем он становится крестным детей в этой семье.
  • Во время помолвки жених одевает невесте кольцо с большим камнем. По армянской традиции на помолвке кольцо одевается на правую руку, а на свадьбе на левую. На помолвке обсуждается и назначается день, когда свадьба у армян, традиции и обычаи соединяют судьбы молодых.
  • До свадьбы собираются старейшины обоих родов и под тихую, спокойную музыку за обильным столом дают наставления молодым. Также благословляют их на счастливую семейную жизнь. Все вокруг веселятся, танцуют и поют.
  • За невесту всегда давалось большое приданное. Это могли быть деньги, золото, имущество семьи невесты. Обряд передачи приданного сопровождался шутками. Обязательно присутствовали отец жениха и священник. Но в настоящее время преданное уже не требуют, а благородно отказываются.

Традиции на армянской свадьбе

Свадьбы обычно назначаются осенью или в начале зимы после окончания полевых работ. Так как осень богата урожаем, уже готово молодое вино. Отношение к вину у южных народов сакральное. Оно участник множества обрядов, в традициях народа праздновать не только основные церковные, личные и государственные праздники, но и праздники, приуроченные к созреванию, сбору и изготовлению винограда.

Старейшины чаще одобряют свадьбы, которые проходят в этот период. Так как организм в это время наиболее здоров и готов к зачатию здорового поколения. Что также дань виноделию. Ведь существовало верование, что испившие молодо вина наливаются силой и крепостью виноградной лозы.

Свадьбу по армянской традиции обычно начинают праздновать в четверг и заканчивали через неделю. Почетных гостей зовут обычно лично, а всех остальных зазывают с помощью музыкантов. Гостей старались пригласить всех, чтобы никого не забыть.

Гости невесты дарили подарки непосредственно невесте, а гости жениха дарили то, что понадобится молодой семье, а так же золото невесте.

Чем больше подарят золота невесте, тем считается богаче и знатней род жениха. Гости со стороны невесты не дарили золото, так как это считалось дурным тоном. Именно мужчина должен был обеспечивать благосостояние даже только что образовавшейся семьи.

Перед свадьбой отец жениха для приготовления пира приводил годовалого бычка или барашка. На рога бычка надевалась красная лента.

Перед свадьбой назначались количество людей, которые пойдут за невестой. Назывались они макары. Они отвечали за благополучное ведение всей свадьбы. Макары занимались развлечением гостей на свадьбе. Так же они были телохранителями жениха. Так ранее проводилась древняя армянская свадьба, традиции которой предполагали, что приглашенные девушки на свадьбу пытаются своровать шапку у жениха.

Макары так же занимались приготовлениями жениха к свадьбе. А именно купали, брили и одевали новобрачного.

В древние времена, когда армяне враждовали с другими нациями, макары были на свадьбах в качестве телохранителей жениха и охраняли свадьбу. Поэтому в макары избирались сильные, крепкие юноши. Их количество доходило до 50 человек.

Макары приходили к невесте и подносили подарки от жениха. Одним из красивейших подарков был наряд невесты на свадьбу. Расшивали платье нитями и бисером в национальном стиле.

Так же дарились подарки матери и отцу невесты, а так же всем ее родственникам.

Так же приносились фрукты и изысканные угощения. Все подарки приносились на больших подносах, которые отдавались обратно наполненные подарками в адрес матери жениха. Невесту обязательно одевали в тот костюм, который подарил жених.

Традиции на свадьбе у армян

После переодевания невесты начинался обряд свадьбы. Родственники жениха должны были самыми веселыми и лучше всех танцевать на свадьбе. И всем видом показывать, что их невеста самая лучшая.

А гости невесты наоборот грустят, так как их дочь покидает родной дом.

Свадебные обычаи в доме невесты

Для тамады, который по армянской традиции является и крестным их будущих детей, готовится поднос с изысканными кушаньями от матери невесты. А жениху с невестой ставят поднос с деревом которое украшено сладостями, а также фруктами. Который является символом начала счастливой и богатой жизни. Все эти дары преподносятся под веселые танцы и песни, а тамада должен их оплатить.

Так проводилась традиционная армянская свадьба, традиции предполагали, что в доме невесты садятся за столы, поднимают бокалы и говорят тосты. Каждый тост сопровождается подходящей по смыслу мелодией. Так как родители грустят по поводу ухода их дочери из родного дома, музыка играет грустная и мелодичная. В конце застолья играет музыка, под которую танцуют жених и невеста. После этого танца невеста покидает отчий дом. Во время танца предполагала армянская свадьба, традиции осыпать жениха и невесту деньгами. Чем богаче гости, тем больше денег.

В конце танца отец невесты соединяет руки пары, чтобы жизнь их была счастливой и долгой и благословляет на свадьбу. В доме невесты обычно празднуют не долго, так как нужно успеть вернуться в дом жениха, где ждут все гости, чтобы устроить многодневную свадьбу.

Когда невеста с женихом покидает дом, брат невесты перегораживает им путь, делая вид, что не дает сестре покинуть их дом. Тогда кавор предлагает ему выкуп. Мальчик долго не соглашается и требует, чтобы невеста осталась. Но, в конце концов, спор урегулируется выкупом и молодые отправляются в дом жениха.

Свадьба у армян: традиции в доме жениха

В доме жениха существовали, а в некоторых семьях и поныне проводится национальная свадьба у армян, традиции и обряды которой отличались от свадьбы в доме невесты. Так, например, интересен обычай, связанный с традиционным армянским хлебом лаваш:

  • У ворот их встречает мама жениха
  • Она кладет каждому из новобрачных свежий лаваш на плечи и дает каждому отведать по ложке меда.
  • Лаваш у армянского народа символизирует благополучие
  • Сладкий, свежий мед означает счастье и мир в семье
  • А чтобы дом их был полным изобилия, молодых осыпают изюмом и цветами.
  • В доме жениха играет совсем другая музыка - громкая, зажигательная, веселая. Под которую веселятся и чествуют молодую семью.
  • Для того чтобы в армянской семье первенцем был мальчик по традиции на колени невесты во время застолья сажают крепкого малыша из рода жениха.

В современном мире армянская свадьба празднуется более цивилизованно. Родственники и родители уже не давят на жениха и невесту. Чаще всего жених сам приезжает за невестой, дарит будущей теще корзину с угощениями. Потом под веселую музыку проходят выкуп невесты, а так же друзья жениха проводят различные шуточные конкурсы и вместе с гостями едут на место регистрации официального брака. Когда еще не было ЗАГСа, молодых венчал священник в доме у жениха.

Существовала также особенная традиция - в маленьких поселениях было в обычае, что брак регистрировался только после появления ребенка в семье, если же пара была бездетной, то их не регистрировали вовсе. Обычно это ставилось в вину женщине, и она больше не выходила замуж. Мужчина же напротив, часто еще до истечения срока для зачатия ребенка, подбирал себе следующую невесту.

Обычаи армянской свадьбы

Свадебные обычаи тесно перемешались с обычаями других, соседних народов. Один из ярких примеров, когда танцующие вокруг невесты молодые люди пытаются ее увести, то есть украсть. Если девушка не поддается, то получает за это подарки и деньги.

Сейчас свадебный стол не сильно привязан к национальным традициям, по которым на стол ставили лишь то, что смог добыть жених и его отец. На столах и сейчас присутствуют национальные блюда, вино и армянский коньяк.

Развлечения

Раньше свадьба праздновалась без каких-либо развлечений, но в настоящее время, кавор устраивает различные веселые конкурсы для гостей, а так же произносит тосты и, не забывая гостей, дает возможность им поздравить молодых. Первыми чествуют молодоженов родители жениха, затем поздравляют родители невесты, а затем дают слово родственникам и почетным гостям.

Армянская свадьба сегодня переживает глобализацию и все больше походит на европейское празднование свадьбы.

Подарки

Родители со стороны невесты дарят ценности и украшения, которые передаются далее по наследству. Ранее по армянской традиции полагалось прилюдно открывать и показывать подарки всем присутствующим на свадьбе, сейчас эта традиция утрачена.

Но вместо открытия подарков на армянской свадьбе существует сегодня традиция оглашения того что дарят гости. Считается чем почетнее гость тем богаче должен быть подарок от него. Также проходят и российские свадьбы, в этом обычаи двух народов сходятся.

Брачная ночь

Сейчас повсеместно кануло в лето, когда проводилась армянская свадьба, традиции которой касались первой брачной ночи. Эти традиции практически точно повторяют русские обычаи после свадьбы:

  1. Молодой семье стелила постель сестра или близкая родственница жениха
  2. Ночью в доме молодоженов не должно было быть ни одного человека
  3. А рано утром муж должен был скрыться в доме своих родственников
  4. Жена могла его увидеть только вечером.

Сейчас же в основном молодая семья проводит брачную ночь в их совместном доме и на утро вместе предстают перед гостями.

В старые времена большое внимание уделялось девственности невесты. Чтобы род жениха был уверен что ребенок является их потомком.

Так же кануло в лето традиция дарить маме невесты красные яблоки или красное вино в знак не порочности юной жены.

Обычаи для жениха

Также уже давно не закалывается молодой барашек в тот момент, когда молодые заходят в дом жениха.

Интересно проводилась свадьба у армян, традиции которой шли из глубины веков - это закалывание женихом вола. Обычно это бывает бык. Но называют его волом, так как раньше на волах обрабатывали землю и он напоминает благополучие. Бычка закалывал жених, доказывая всем свою силу и мужество. Еще в прошлом веке бычка армянская семья покупала перед уходом сына в армию и до самой свадьбы его откармливала. Если же бычок был подвержен болезням, семья огорчалась, так как, по их мнению, это сулило не счастливую семейную жизнь сына.

Перед самой свадьбой кавор устраивал своеобразный мальчишник с купанием жениха вместе с его друзьями. Обычно парней сажали спина к спине и сверху поливали водой. Вода должна была разделить жениха от его не женатых друзей.

Свадебные наряды

В доме, в котором жил кавор одевали жениха в свадебный костюм. При этом каждую деталь одежды сильно расхваливали, рассказывая, где ее купили, из какого материала сшит дорогой наряд для жениха.

Невесту же одевали девушки родственницы жениха, так же там присутствовали две подруги и посаженная мама невесты. Вышеперечисленные ее полностью раздевали и облачали в дорогие наряды, которые прислал ее будущий супруг. Особое внимание уделялось прическе новобрачной, девичью прическу меняли на женскую. Из ее густых волос заплетали две косы. Чем косы были толще, тем больше ценилась невеста. И с этого момента девушка не могла появляться на людях без покрытой головы.

Армянская свадьба: традиции проведения обряда

Неординарен обычай, по которому проводилась армянская свадьба, традиции его, предполагали поход шумной процессии в церковь, где венчалась молодая пара. И чтобы отогнать от будущей семьи нечисть, стреляли в воздух, а также громко пели и танцевали.

Впереди традиционно шли музыканты, затем жених с кавором, а уж потом вели невесту, причем брат либо сестра невесты несли за женихом подол его одежды, прижимая его к груди невесты, так чтобы между ними никто не смог пройти, чтобы не нарушить их связь.

Так проводилась свадьба у армян традиции, которой были шуточными, но имели место быть.

  • Когда жених с невестой приходили в дом родителей жениха, те устраивали между собой импровизированную драку, в которой участвовали отец и мать жениха.
  • Победить в шуточной схватке должна была мать, ей в этом помогали молодые люди, гости на свадьбе.
  • Они укладывали на пол отца жениха и сажали на него мать, якобы она уложила его на лопатки.

Всем было очень смешно и весело, так как не видано, чтобы жена била мужа. А сейчас такая традиция позабыта, но бывает, проводится до сих пор, свадьба у армян, традиции которой включают, такую борьбу между новобрачными. Победить должна обязательно девушка, потом она целует мужа в щеку. и он считается побежденным.

Ранее проводилась свадьба у армян, традиции которой имели неприятный для невесты характер. Если молодой человек сильно влюбился и хочет женится на девушке, а родители между собой не могут договориться о помолвке и будущей свадьбе. То юноша крадет девушку из отчего дома. Это может быть даже на улице или из дома родственников девушки.

  • Молодой человек подкарауливает будущую невесту и крадет.
  • Раньше увозили девушку на коне, сейчас же это может быть машина.
  • После кражи, молодой человек выставляет условия о том, чтобы ее отдали в жены.
  • Так как украденная девушка уже не считается чистой и невинной, то родителям ничего не остается как дать согласие на свадьбу. После этого можно уже и заводить детей, .

Но стоит отметить, что чаще всего насилия над девушкой не происходит. В месте, где ее держат, холят и лелеют, но репутация уже испорчена и вряд ли кто, то другой захочет взять ее замуж, зная, что ее воровали.

Современные молодые люди, когда устраивается свадьба у армян, традиции и обычаи свято чтут на самом лучшем дне своей жизни. Но в любом случае останавливаются на тех традициях, которые ближе их духу, а также тем местам, где они родились и выросли. Так же каждая пара стремится, чтобы их день был уникальным и памятным. Поэтому стараются сделать свою свадьбу не похожую на все остальные. Не смотря на течение времени традиции армянской свадьбы соблюдаются и передаются из поколения в поколение.


На сайте "Среда обитания" увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян - молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи... некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку») - мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е - начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. "Cвадьба в с.Ванк". Нагорный Карабах.

Без заголовка

Из
огромного числа свадебных традиций, имевших место в разные эпохи и в
разных регионах Армении, в данной статье выбраны 12 самых важных, а
также наиболее удивительных и интересных.

Сватовством
традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры.
Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из
соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого
жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита
сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты
есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.
Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался
специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще
подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то
это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в
согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что
второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов
мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было
несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и
заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за
столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали,
ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное
решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей
мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах.
Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста
выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как
жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся
парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был
сделан, накрывали на стол.

Заключение
договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до
помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте,
его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При
этом, как правило, присутствовал священник, который становился между
мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.
Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным
контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу,
как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий
визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически
становился помолвкой (хоскап - буквально «скрепить слово»). С этой
минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со
своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом
нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя
втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в
коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в
случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с
невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В
отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что
юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы
и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в
подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять
лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском
доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За
помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку»)
- мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха
обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение
бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Ни
одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша),
которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой
выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд
начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и
невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями,
игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после
превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости
клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было,
когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку
попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была
немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с
умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей)
защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием
муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали
субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая
из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы.
Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным
ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого
потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом
деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение —
езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что
именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами
и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и
родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили
жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно
ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как
тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд
жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы
стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын
уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем
бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он
болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним
происходило, с судьбой сына.

К
венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный
мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха.
Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и
азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания
заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его
холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и
параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся,
как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно
анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха,
купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев
очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали
танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и
совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало
плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками,
гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На
современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами —
украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши
выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной
руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Одним
из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание
курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный
гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь,
которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в
курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем
явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная
процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны
были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее
ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде
прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис
крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с
невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым
прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его
награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в
молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой
был украшен лисьим мехом.

К
венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила
для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха
и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту
раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из
молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной
частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких
косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права
выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины
пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение —
символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически
девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи
жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу
жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли

У
частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и,
дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли
музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за
ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его
одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить
между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви
священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею,
руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с
крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой
дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных
выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам
подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона)
проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом
молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так,
чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот.
Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и
снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли
взойти на брачное ложе.

Свадьба
должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали
карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха,
встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась
шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить
женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на
лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку
считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.
Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери
жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови
убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта
ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги
имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший
считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха
встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, —
сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости,
зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный
стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и
делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу
подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали
почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий,
которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков.
Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что
требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но
и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое
обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок
водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было
раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей
занимались тамада и музыканты.

Институт
девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и
тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны
были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях
отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только
девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие
считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты,
ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной
лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя
подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о
том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины
поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по
всей округе.

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.