Почему мы украшаем елку на Рождество? Почему елка символ рождества

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Рождество – один из самых любимых праздников во многих странах мира. Ведь в это время даже в самом зимнем воздухе разлито настоящее волшебство, а тематический декор придаёт жилищу вид сказочного пространства, наполненного необыкновенными видениями и сокровенными мечтами. Венки из остролиста, веточки омелы, гирлянды и свечи, фигурки Санта Клауса и его оленей украшают интерьер и экстерьер наших домов задолго до наступления долгожданного торжества, создавая неповторимую атмосферу радости и предвкушения чуда.

Однако даже самые дорогостоящие и изощрённые рождественские аксессуары ничего не стоят без главного символа Рождества, центра притяжения детей и взрослых – пушистой красавицы ели. Рождественское дерево может быть живым или искусственным, традиционно зелёным или эпатажно красным, возвышаться до самого потолка или скромно украшать письменный стол в кабинете, быть обвешанным сверкающими шариками или глазурованными пряниками. Но в любом варианте всеми любимая ёлочка непременно должна присутствовать в доме. Откуда же и почему появилось это лесное чудо в наших гостиных?

Экскурс в Средневековье

Когда-то давным-давно германские народы праздновали особенный языческий праздник Йоль, отмечая день зимнего солнцестояния. Они верили, что именно с этого момента начинается возрождение природы к новой жизни после зимнего оцепенения. Крестьяне выбирали в лесу вечнозелёное дерево (ель или омелу), символизировавшее бессмертие. Его украшали свечами и яблоками – напоминаниями о солнце, сладостями и колосьями пшеницы – знаками обильного урожая. Вокруг праздничного символа устраивались гулянья и проводились традиционные обряды и ритуалы, привлекавшие на землю солнце и тепло. Постепенно такие же маленькие ёлочки люди стали устанавливать и в своих домах.

После появления в средневековой Европе христианства многие языческие традиции незаметно вплелись в празднование церковных дат. К этому длинному перечню относится и Рождество Христово, которое по времени совпало с языческим Йолем. Поначалу вечнозелёная ель стала непременным атрибутом рождественской мистерии об Адаме и Еве, превратившись в символ райского сада. Позднее она преобразилась в неизменный элемент праздника. Вспоминая поверье о цветении и плодоношении всех растений в рождественскую ночь, верующие украшали христово дерево цветами и плодами. Затем к этому декору логично добавились сладости, свечи, бумажные и стеклянные украшения.

Рождественское дерево в России

Историю появления рождественской ели на Руси знают многие. Первые хвойные лапы украсили дворцы и избы в 1700 году в соответствии с указом царя-реформатора Петра I о праздновании нового года не 1 сентября, как это делали раньше, а 1 января.

Настоящие, но совсем небольшие, рождественские деревья впервые появились в гостиных петербургских немцев лишь в начале XIX века, скромно украшая один из углов помещения. Однако ежегодная установка одного из символов Рождества превратилась в настоящую традицию лишь с лёгкой руки великой княгини Александры Фёдоровны, впервые устроившей домашнюю ёлку в императорском дворце в 1817 году. Первое время ёлки были настольными и ничем не украшались. Позднее на их ветвях засияли свечи, а затем цветы, ленты и сладкое угощение для детей.

Первые десятилетия своего существования в России рождественская ель обитала лишь в императорских дворцах и домах придворной знати, а повсеместное распространение получила только после 1840 года. Мода на чудесное дерево мгновенно распространилась сначала в столичных городах, а затем и за их пределами. Ведь она поддерживала особенный дух семейного единения, присущий Рождеству, собирая вокруг всех чад и домочадцев: от мала до велика.

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.

ЕЛКА – СИМВОЛ РОЖДЕСТВА

Классный час

Цели: познакомить с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и на Новый год.

Подготовка: сделать выставку рождественских открыток, раздать стихи для заучивания чтецам.

I. Вводная часть.

В е д у щ и й. Вы уже много чего узнали про Рождественскую ночь, познакомились с историей возникновения традиций и обычаев. Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (В ысказывания детей).

– Знакома ли вам такая картина?

(Звучит фонограмма – “Щелкунчик”, муз. П. И. Чайковского.)

У ч е н и к. “Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды”.

– Так пишет немецкий писатель Гофман в своей замечательной сказке “Щелкунчик”.

– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Рождество украшают дерево?

– Но почему на Рождество украшают именно елку?

– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?

II. Рассказ учителя.

У ч и т е л ь. Послушайте древнюю сказку, ее рассказала одна очень старенькая женщина, которой в свою очередь поведала ее бабушка.

У ч е н и к (можно инсценировать) . Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, маслина – оливки, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елка стояла в отдалении и не приближалась.

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

– Ах ты, добрая печальная елка!

За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рожденья елку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

– Интересно, как объясняют ученые, которые изучают обычаи и представления о мире у разных народов это событие?

У ч и т е л ь. В разных уголках света сложились мифы о Мировом дереве. Это не простое дерево, а мифологическое. Крона его уходит в небеса: там звезды. Если в космосе возникала угроза самой жизни на земле, мировое дерево уберегало мир от распада, устанавливало порядок во Вселенной.

Крона его раскинута в небе, в ней гнездятся птицы – это Верхний мир.

Ствол его прорастает сквозь Средний мир, где обитают звери и мы, люди.

Его корни углубляются в мир Нижний. Там покоятся умершие, там всяческая нечисть строит козни против людей. Вы читали о гномах, чародеях?

Конечно, украшая елку, люди не думают о М ировом дереве. Но ведь Рождество – совсем особенный, таинственный праздник.

– Но мы с вами уже говорили о том, что все традиции и обычаи, дошедшие до нашего времени, пронизаны следами древнейшего происхождения, древнейшими представлениями о мире наших далеких предков.

Вопросы для размышления:

– Какие примеры М ирового дерева можно обнаружить у нашей елки, когда она наряжена?

– Какие традиционные игрушки на ней указывают на то, что и она принадлежит к числу мифологических деревьев?

В е д у щ и й. У вас, наверное, сложилась впечатление, что елку наряжали еще в пещере? Конечно, нет, елки появились поздно, очень поздно. Говорят, в Германии мастеровые однажды вдруг вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.

А из Германии привезли этот обычай во Францию и Англию германские принцессы. Они выходили замуж за заморских принцев, уезжали в чужие страны, увозя с собой полюбившуюся традицию. Было это в конце XVIII века.

А в России эта традиция появилась примерно в 1830-е годы. Очевидно, еще одна германская принцесса и привезла в Россию обычай наряжать елку: это была Мария Федоровна, жена Николая I.

Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали березу лентами, на Пасху – вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную елку.

Вопрос для обдумывания: Почему пастухи, наряжая первую Рождественскую елку, украсили ее яблоками?

Дети читают стихи.

Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Елочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Будем петь и веселиться,

Возле елочки кружиться –

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви,

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светлая глава…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

Н. Хвостов

III. Наряжаем елку. (И грушки сделаны руками ребят.)

Дополнительный материал

Ну а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым деревом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай.

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку игрушками.

О праздновании Рождества Христова на Руси

(немного истории)

Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками – всё это вошло в нашу жизнь вместе со светлым праздником Рождества Христова. Рождество на Руси начали отмечать в 10 веке, после введения христианства.

Перед праздником Рождества Христова есть день, когда вспоминают о святом Николае, который жил очень давно в далёкой азиатской стране Ликии. Николай был епископом в городе Миры. Он очень заботился о всех людях, особенно о тех, кто попал в беду.

Известно такое предание. У одного человека было три дочери. Отец неожиданно разорился, ему не на что было даже кормить своих дочерей. Тогда он решил отдать старшую дочь в позорный дом. Но ночью кто-то бросил в их дом мешочек с деньгами. Старшая дочь вышла замуж. То же самое повторилось со средней дочерью. Тогда отец решил раскрыть имя таинственного благодетеля. Ночью, очень тихо и незаметно какой-то человек подошёл к окну и осторожно, чтобы не было слышно, положил мешочек с деньгами и скрылся. Отец догнал этого человека и узнал епископа Николая, который попросил никому об этом не рассказывать. И только после смерти святителя Николая люди узнали эту историю. Дети верили, что под Рождество Христово святой Николай приносит каждому подарок, тайно и секретно. В Голландии имя святого Николая называли «Сийте-Клаас», а в других странах о известен как Санта-Клаус. А у нас в России зовут его Дед Мороз.

У русского народа есть обычай ставить на Рождество в своём доме наряженную ёлку. С чем это связано?

Всем известно, что ель – символ Рождественского праздника. Мы так любим этот святой обычай, что невольно считаем его вечным. Но рождественской ёлке не так уж много лет.

Первыми стали наряжать ёлку на Рождество пастухи в горах Германии. Потом этот весёлый и уютный обычай пришёл в города, проник в особняки и замки. А в замках росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний праздничный обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце 18 века первую ёлку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Первая украшенная яблоками, печеньем и свечами ёлка появилась на площади Эльзаса в 1521 году. На Руси в ту пору дома украшали сливовыми, вишнёвыми и яблоневыми ветвями, которые предварительно ставили в воду, чтобы на них распустились листики. А еловые ветки появились благодаря Петру 1, который «подсмотрел» этот обычай у немцев, дома стали украшать еловыми, сосновыми, кедровыми ветками. Только на Рождество 1852 года первая ёлка была установлена на площади российской столицы. И самые изысканные ёлочные украшения пришли в дореволюционную Россию тоже из Германии.

Почему верхушку ёлки принято украшать звездой? Оказывается, этому есть объяснение, связанное с легендами о первых дарах природы новорожденному Христу.

Рождественская ёлочка

(старинное сказание)

Настала та ночь, в которую родился Младенец Иисус. Ангел, неслышно пролетая мимо деревьев, цветов, растений, ликовал. «Идём, поклонимся Младенцу, понесём ему вкусные плоды, понесём Ему лучшие душистые цветы», – говорили растения. Они пошли. Их вела яркая звезда.

Пошла за ними и скромная ёлка. Пришла она, стала печально в стороночке и плакала: у неё не было дара, чтобы порадовать светлое дитя. Ангел увидел, пожалел печальную ёлочку и кинул ей с высоты яркую звезду. Звезда упала на вершину ёлочки и рассыпалась яркими огоньками. Святой младенец взглянул и улыбнулся. С тех пор каждый год ёлочку украшают огнями и на вершину её прикрепляют Вифлеемскую звезду. С тех пор люди зовут новогоднюю ель Христовой ёлкой.

Мы тоже решили поддержать этот древний обычай.

Рождество Христово – наш любимый праздник, ведь Бог обещал устами пророков, что избавление от греха, принесшего на землю смерть, произойдёт через рождение Спасителя. Исполнение этого обещания мы и празднуем. К Рождеству на приходской праздник всегда наряжали ёлку всем миром: кто игрушку принесёт, кто мишуру, кто бусы, флажки, гирлянды…– каждый хотел пожертвовать свою игрушку для общей ёлки. Вот так и набралась коллекция ёлочных украшений и новогодних открыток, которая дорога нашему музею тем, что старшему поколению помогает вспомнить своё детство, молодость, а молодому поколению – приобщиться к истории страны. Огромное спасибо всем, кто принял участие в оформлении выставки, пожертвовал ёлочные украшения и новогодние открытки. Особая благодарность Барановым Людмиле Николаевне и Ольге Юрьевне, Ермаковой Екатерине Фёдоровне, Шамовой Анастасии Евгеньевне, Голодок Галине Иосифовне ветерану труда Зырянову Николаю Ивановичу и другим прихожанам.


Приближается очередной Новый год, от этого светлого праздника нас отделяют считанные часы. Пришло время готовить торжественный обед и украшать свой дом! Но почему на Новый год наряжают елку, с чем связана эта традиция?

…Представьте себе, что вы находитесь в Вифлееме, около 2 000 лет назад. Ночную темноту рассеивает свет яркой звезды, внезапно загоревшейся на небосводе. Над землей слышатся дивные, ангельские голоса. Вдалеке показались три величавых волхва-мудреца, которые спешат принести свои дары некоему Младенцу…

Ему поклонятся даже деревья

Почему на Новый год наряжают елку - этот вопрос нередко задают не только дети, но и взрослые. Далеко не каждому известно, что традиция наряжать это дерево самым тесным образом связана с рождением Иисуса Христа.

Ёлка - главный атрибут новогоднего праздника

Согласно одному древнему преданию, приветствовать появившегося на свет Спасителя поспешили не только находившиеся неподалеку люди и животные, но даже деревья и другие растения. Они все пожелали принести Младенцу в дар свои плоды, цветы и тончайшие ароматы. С холодного севера прибыла Ель, но она скромно осталась в стороне, не пожелав войти в пещеру.

Все присутствующие недоумевали, почему Ель не хочет приблизиться к новорожденному Иисусу. Елка ответила, что у нее нет ничего, что можно преподнести малышу в дар, и что она опасается его напугать или поранить острой иглой. Тогда каждое из растений вручило Ели часть своих плодов, ярких цветов и орехов. Увидев добрую, нарядную Ель, младенец улыбнулся. В тот самый миг над макушкой дерева еще ярче воссияла Вифлеемская звезда.

Есть и другая версия этой сказки. В соответствии с ней, заносчивые Пальма и Маслина не пропустили Елку к Младенцу, посмеявшись над ее неказистым видом, липкой смолой и острыми иголками. Скромная Ель не стала возражать, она опечалилась, но осталась у входа в пещеру. Тогда над Елкой сжалились ангелы и украсили ее ветви небесными звездами. В таком наряде дереву было не стыдно показаться Спасителю!

Вера в духов леса

Наши предки обожествляли природу, они наделяли растения разумом и сверхъестественной силой. Считалось, что духи леса способны погубить человека, который им не по нраву. И, напротив, некоторых людей они награждали кладами за определенные заслуги.

Чтобы задобрить лесных духов, полагалось совершать и украшать всевозможными плодами и угощениями ель, которая с давних времен является символом жизни.

Новогодняя елка в России

Обычай устанавливать в доме наряженную елку происходит из Южной Германии. В России самую первую рождественскую ель нарядили и установили на Новый год по распоряжению Петра I (это произошло на 1 января 1700 года). Царь повелел «зажигать огни, пускать ракеты и оформить столицу ветвями хвойными - еловыми, сосновыми и можжевеловыми».

Большевики, которые пришли к власти после революции 1917 года, посчитали Новый год "пережитком буржуазного прошлого" и даже попытались запретить праздник. Однако торжество сильно полюбилось народу, так что в 1935 году праздник вернули. Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г.

А еще это талисман!

Считается, что под Новый год сбываются самые сокровенные мечты и желания. Однако новогодняя ночь благоприятна не только для людей.

После полуночи нечистая сила появляется на земле, чтобы потешаться над людьми и чинить им всевозможные мелкие пакости. Нечисть может испортить хозяйке готовку, стянуть что-нибудь не особо ценное, но полезное.

Чтобы отвадить подобных нежелательных «гостей» от своего дома, положено было наряжать жилище яркими блестящими предметами, способными . Блестки, мишура и, конечно же, нарядная елка должны были удерживать нечистую силу на почтительном расстоянии от дома.

Надоела зима и вьюжный ветер за окном? В таком случае, рекомендуем ознакомиться со статьей " "! Она поможет вам вспомнить о том, что зимние холода не вечны, и рано или поздно они обязательно сменятся весенней капелью.