Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре

Каждый из нас знает историю о Снегурочке с самого детства. Мы не представляем новогодних утренников без внучки Деда Мороза, которая чаще всего бывает или озорной девчушкой, или молодой девушкой. Правда, будучи детьми, мы не заостряли свое внимание на том, что Снегурочка – не что иное, как пережиток языческих верований, тождественных ангелам в христианстве или демонам в Древней Греции.

Истории о внучке Деда Мороза появились со времен сказок Афанасьева, опубликованных в 1869 году. Собирался его том по всей России, где Снежевиночку (одно из имен Снегурочки) любили и баловали. Как известно, сделали эту девушку из снега, а она возьми да оживи. Дочка принесла своим приемным родителем радость, а потом, с наступлением весны, растаяла.

Несколько другой увидел фольклорную Снегурочку . Его, правда, всегда привлекала тематика русских сказок, но вот картину с девушкой из снега в роли главного персонажа мастер кисти даже не планировал. Он и подумать не мог, что из всех декораций и эскизов костюмов Савва Мамонтов, решивший поставить пьесу А. Островского «Снегурочка», выберет именно его работы!

Итак, Васнецов, оформил пьесу «Снегурочка», спектакль открыл новое направление в отечественном искусстве декораций и настолько полюбился публике поначалу Абрамцево, а потом и других городов, что родилось новое произведение. Это была опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» декорации и костюмы к которой традиционно выполнил Васнецов. Только он смог соединить в небольшом полотне (всего-то 116 на 80 см) потрясающие детали зодческого искусства Древней Руси, народную вышивку, резьбу по дереву и образ сказки. Выбирая домотканый холст для костюмов персонажей спектакля, художник внес нотки этого в одежду самой Снегурочки. Ее шубка и шапочка создают не только неповторимый декор, а и являются одной из основных характеристик девушки.

Именно после написанной в 1899 году картины публика убедилась в том, что сказка и Васнецов – это два неразрывных понятия. Ведь только этот человек смог найти образ ледяной красавицы, которую воспримет и полюбит рядовой русский человек. Снегурочку авторства кисти Васнецова справедливо считают идеалом русской женщины, образцом русской красоты и потрясающим единством небесного и земного. Причем, считают так не только критики-искусствоведы, а и сами русские красавицы.

Если вы внимательно присмотритесь к этому полотну, написанному в бледных голубых и белых тонах, то непременно осознаете, что художник не просто презентует образ красавицы из волшебных сказок. Он рассказывает нам историю, наполненную драматизмом.

Центральный объект на картине – это Снегурочка, которая идет по зимнему лесу. Присмотритесь к выражению лица девушки – оно не просто красиво. Ее глаза, руки, разведенные в вопросительном жесте, слегка неуверенная поступь –это единый слиток настоящих человеческих переживаний. В глазах можно прочесть абсолютно все: необъяснимый страх, неуверенность в своих силах, порывы двигаться вперед и невероятная, не фантастическая, а человеческая печаль. Многие, кто хоть раз видел картину, говорят, что Васнецов забыл написать Снегурочке слезы. Тем не менее, она не может заплакать – слезы растопят ее снежное сердце. Сказочной девушке под стать и сама таинственная, сумрачная атмосфера картины. То ли это Островский вдохновил, то ли Римский-Корсаков навеял, то ли русские сказки… Этого мы не узнаем никогда. Единственное, что знаем наверняка, так это то, то на небольшом по размеру холсте увидим неповторимую ночь в заснеженном лесу. Залитая лунным светом проселочная дорога, звездное небо над головой Снегурочки, готовой сделать первый шаг к людям, создают ореол таинственности и загадочности.

Сейчас она уже не сказочная героиня, а самая обычная испуганная девушка, которая стала мертвенно-бледной от переживаний. Огни деревни вдалеке одновременно манят Снегурочку и одновременно закладывают в ее душу сомнения – а стоит ли уходить из своего дома. В снегу виднеется ловушка, а сияние от деревьев создает эффект распахнутых глаз и ртов, словно предупреждая девушку об опасности. За спиной у Снегурочки мы можем увидеть силуэт человека, но не поймем кого: то ли матери, то ли Деда Мороза. Это неясное очертание словно несет в себе вопрос выбора: отстаиваться ли в безопасности, в привычном лесу или сделать несколько шагов по направлению к ярким, но таким недобрым огням деревеньки.

Картина окутана не только тревогой настоящей, а и предчувствием беды в будущем. Согласно пьесе А. Островского, Снегурочка обойдет капкан, но попадет в более страшную западню. Солнце, древний славянский бог, убьет эту хрупкую красоту за то, что она осмелилась познать любовь, не имея человеческой души.

Тем не менее, она – дочь леса, девственной природы. Даже полушубок, шапка и рукавички этой девушки поразительно сочетаются с ослепительным белым снегом, сине-зеленой ночью и молодыми елочками на переднем плане. Стоит заметить, что сама фигура Снегурочки, окружена особым, стивено-кинговским мистическим сиянием. Оно и неспроста: такой переливающийся оттенок не притягивает к себе, а наоборот, отталкивает. Странно, но эта враждебность где-то в глубине души манит к себе каждого человека. Она заставляет воспринимать Снегурочку не как персонажа пьесы, сказки, картины или оперы, а как вполне реальную девушку, которая будет идти к своей цели вопреки всему.

Этот образ удалось раскрыть Васнецову. Декорации говорили одно, а вот на картину художника вдохновили множество деталей. Он несколько раз перечитывал пьесу, собирал и бережно хранил в памяти бытовавшие в России его времени патриархальные нравы, самые яркие образы народных сказок и, конечно, окружающую природу.

В наши дни Снегурочка стала одним из олицетворений русской красоты. Она – непременная спутница Деда Мороза на новогодних праздниках, ее день рождения жители Костромы решили отмечать в апреле, а если вы относитесь к любителям творчества «Сектора Газа», то найдете песню (весьма фривольного содержания), посвященную этой героине сказок.

Снегурочка - обязательный персонаж детских новогодних праздников, волшебная гостья из зимнего леса, кто она и откуда к нам пришла?

Статуэтка "Снегурочка"
Дулёво (50-е годы XX века)


Снегурочка - Федоскино


Исследователи русского народного фольклора связывают Снегурочку со славянским обрядом похорон Костромы.

Кострома - сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в традиционной русской крестьянской культуре. На Украине он известен под именем Коструб.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний облик. В одной из интерпретаций образа Костромы её изображали молодой женщиной в белых одеждах с дубовой ветвью в руках. Чаще всего изображали её в окружении множества людей или хоровода. Именно этот облик Костромы роднит её со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего с девушкой из снега. Гулянье и игрища заканчивались сожжением чучела, что означало конец зимы, уступающей свои права весне. Точно так же заканчивает свой годовой цикл и Снегурка в русской народной сказке: тает, прыгнув через костёр.


Мультфильм "Снегурка" (1969)

Мультфильм снят по мотивам русской народной сказки.


Статуэтка "Снегурочка и зайчик"
Полонский фарфоровый завод (70-е годы XX века)




Василий Григорьевич Перов (1833-1882) - Тающая Снегурочка (эскиз)


Декоративная тарелка "Ярило", выполненная в витражной технике
Автор - художница из Уфы (на сайте livemaster выступает под ником Iva)


Берендеево царство - Федоскино

Появление пьесы в стихах "Снегурочка" знаменитого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) было вызвано тем, что в 1873-ем году московский Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, а его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить на сцене Большого театра спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.
С предложением написать в очень короткий срок такую пьесу обратились к Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки.

Портрет Александра Николаевича
Островского (1823-1886)
Василий Григорьевич Перов
(1833-1882)

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана Петру Ильичу Чайковскому (1840-1893). Драматург и композитор работали над пьесой в тесном творческом контакте и с большим энтузиазмом.
Островский закончил "Снегурочку" 31 марта 1873-го года в день своего пятидесятилетия.
Премьера пьесы состоялась в Москве на сцене Большого театра 11 мая 1873-го года.

Шкатулка "Снегурочка" - Федоскино

(1840-1893) - музыка к пьесе-сказке "Снегурочка"
Александра Николаевича Островского


Персонажи пьесы-сказки Островского очень полюбились не только зрителям, но и мастерам русских народных промыслов. Особенно много изделий с сюжетами на тему "Снегурочки" у художников лаковой миниатюры Федоскино.











Персонажи сказки Островского в изделиях федоскинских мастеров


Блюдо из сервиза "Снегурочка" (20-е годы XX века)
Автор - Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892-1967)


Шкатулка "Снегурочка" - Палех

Снегурочка (1968)
Фильм-сказка по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского,
поставленный на киностудии "Ленфильм"


Статуэтка "Снегурочка" Статуэтка "Лель"
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) Ленинградс кий фарфоровый завод (ЛФЗ)
50-60-е годы XX века 50-60-е годы XX века



Весенняя сказка (1971)
Художественный фильм по пьесе-сказке Александра Николаевича Островского "Снегурочка",
поставленный на киностудии "Беларусьфильм"


Статуэтка "Снегурочка и Лель"
Гжель - фаянс (30-е XX годы века)


Шкатулка "Снегурочка" - Холуй





Николай Андреевич Римский-Корсаков познакомился с пьесой Островского "Снегурочка" сразу после её публикации. О том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в "Летописи моей музыкальной жизни":

"В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.
Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу."

Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908)
Валентин Александрович Серов (1865-1911)


Весной 1880-го года Римский-Корсаков побывал в Москве у Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. Сразу после возвращения в Петербург композитор принялся за работу над оперой. Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил её сочинению.
Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881-го года. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как "Снегурочка".

Премьера оперы состоялась 29 января (11 февраля) 1882-го года на сцене Мариинского театра и прошла с большим успехом.



Николай Андреевич Римский-Корсаков - опера "Снегурочка"
в постановке Белорусского Государственного академического Большого театра оперы и балета
Премьерный спектакль (28.01.2011)


Снегур очка
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)




В 1885-ом году опера Римского-Корсакова "Снегурочка" была поставлена в Русской частной опере известного купца и мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918). Эскизы декораций и костюмов к опере были нарисованы Виктором Михайловичем Васнецовым (1848-1926).
Виктор Васнецов в эскизах декораций использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, резьбы и росписи по дереву, что создавало яркое живописное зрелище. Декорации определяли многие мизансцены спектакля и давали художeственное решение целых картин. В эскизах костюмов Васнецов использовал мотивы русских народных вышивок. В качестве основы для всех костюмов был взят белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

По единодушному мнению зрителей первого представления "Снегурочки" в мамонтовской опере, восторженно принявших эту постановку, Васнецов развернул в полную силу свои таланты и заразил своим увлечением и видением всех остальных.

Портрет Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926)
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942)
















Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере "Снегурочка"

, начиная с 1890-го года в течении десяти лет руководил керамическими мастерскими Саввы Мамонтова в его усадьбе Абрамцево. Здесь Врубель смог проявить себя как скульптор.
В 1896-ом году он женился на замечательной оперной певице Надежде Ивановне Забеле (1868-1913). Надежда Ивановна пела в Петербурге, затем в Харькове, а, начиная с 1897-го года в Москве - в частной опере Саввы Мамонтова.

Автопортет (1905)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Она была исполнительницей многих ролей и среди них роли Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова. Михаил Врубель нарисовал множество портретов Надежды Забелы-Врубель, он также рисовал для неё эскизы театральных костюмов. В картине "Снегурочка" Надежда Ивановна изображена как раз в таком костюме.


Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель (1868-1913)
в роли Снегурочки
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

В 1899-1900 годах Врубель создал серию скульптурных портретов героев пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова.



Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Снегурочки из оперы "Снегурочка"

Снегурочка - Ирина Журина


Снегур очка (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Вообще-то эту скульптуру называют "Девушка в венке", ибо нет данных о том, как сам художник назвал своё произведение. Но все исследователи творчества Врубеля сходятся в том, что скульптурный портрет очень похож на рисованный портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель в роли Снегурочки. Поэтому на выставке майолики Врубеля в Абрамцево именно эта скульптура была помещена в центр композиции из скульптур героев сказки Александра Николаевича Островского.
Я выбрала такую фотографию скульптуры, в которой лицо Снегурочки было бы в том же ракурсе, что и на портрете. Действительно, сходство есть.




Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Весны из оперы "Снегурочка"
в постановке Государственного Большого академического театра СССР (1981)
Весна - Ирина Архипова

Весна (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - третья песня Леля из оперы "Снегурочка"
Лель - Елена Образцова
Фрагмент фильма-концерта "10 дней оваций", поставленного на киностудии
"Укртелефильм" (1968)


Лель (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Вокальная партия Леля написана для женского голоса. Обычно её исполняют певицы, обладающие контральто или меццо-сопрано.



Николай Андреевич Римский-Корсаков - ариозо Мизгиря из оперы "Снегурочка"
Мизгирь - Юрий Мазурок
Фрагмент фильма-концерта "Арии из опер поёт солист Большого театра СССР
Юрий Мазурок"

Мизгирь (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Купавы в сцене со Снегурочкой
из оперы "Снегурочка"
Купава - Галина Вишневская
Снегурочка - Вера Фирсова


Купава (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)



Николай Андреевич Римский-Корсаков - каватина царя Берендея из оперы "Снегурочка"
Берендей - Сергей Лемешев

Царь Берендей (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)


Анна Михайловна Врубель - сестра Михаила Врубеля говорила, что в скульптуре царя Берендея художник воплотил образ Николая Андреевича Римского-Корсакова.


Весна (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)


Двухстороняя шкатулка "Снегурочка" - Палех


Шкатулка "Снегурочка" - Палех

Мультфильм "Снегурочка" (1952)
По одноименной сказке Александра Николаевича Островского
на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова из оперы
"Снегурочка"


Статуэтка "Снегурочка"
Полонский фарфоровый завод
60-е XX годы века




Прощание с Масленицей - Федоскино

Николай Андреевич Римский-Корсаков - хор "Прощай, Масленица!" из оперы "Снегурочка"
Хор и оркестр Самарского театра оперы и балета
Дирижер - А.Анисимов

Статуэтка "Снегурочка и Лель"
Дулёво (50-е годы XX века)
Автор - Аста Давыдовна Бржезицкая

Николай Андреевич Римский-Корсаков - вторая ария Снегурочки
из оперы "Снегурочка"
Снегурочка - Лилия Гриценко
Фрагмент из кинофильма "Римский-Корсаков" (1952)

Шкатулка "Снегурочка" - Палех

Замечательная оперная певица и драматическая актриса Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989), игравшая в фильме "Римский-Корсаков" Надежду Забелу-Врубель, - младшая сестра известного советского артиста театра и кино, народного артиста СССР Николая Олимпиевича Гриценко (1912-1979).




Шкатулка "Снегурочка" - Холуй




Снегурочка - новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Заграницей русскую Снегурочку называют Snow Maiden.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка.1885.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка и Лель.1885.


Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).

В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Н. К. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки. Около 1921 г.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Ким Светлана.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

Нестеров Владимир.

В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, чаще светловолосых.

Шабалин Алексей.

Зубкова Тамара Ивановна.


Snow Maiden. Fedoskino, 1998.

Ruth Sanderson.



Boris Zvorykin. Snegurochka.


Boris Zvorykin. Snegurochka At The Court of Tsar Berendei.


Boris Zvorykin. Snegurochka & Lel The Shepherd Boy.


А еще немного открыток или иллюстраций...
1.

2.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

©Елена Горбунова
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа
В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)
Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

М.Малкус Иллюстрация к сказке "Снегурочка"

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.
Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.



По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.
Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих.
Михаил Врубель "Снегурочка" 1890

Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.



Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.
В. М. Васнецов Заречная слободка Берендеевка
Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (на сюжет одноименной сказки А. Н. Островского)



В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.
На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места.



В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной

«Иван Сусанин опера» - Иван сусанин. Антонида. Михаил Иванович Глинка годы жизни: 1804-1857. Глинка. Тема: Опера «Иван Сусанин». Ваня богдан собинин. Сигизмунд,польский король.

«Русский национальный костюм» - Зеленый – (очень мало) Синий, черный – тьма, горе. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках. Белый – свет, праздник. Русский народный костюм. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой. Русский женский костюм. Желтый – огонь (немного).

«Снегурочка» - Фольклорные источники «Снегурочки». Красные девицы, Пирожные мастерицы, Блинные пагубницы, Сметанные лакомницы! Молодые молодицы, дочери отецки, жены молодецки. Образа Снегурочки в русском народном обряде не зафиксировано. Старые старухи! Молодые молодицы, Дочери отцовские, Жены молодецкие! Иллюстрация В.М. Васнецова к пьесе «Снегурочка».

«Опера» - Увертюра? Опера «Руслан и Людмила». Что такое опера? Ария? М.И. Глинка «Иван Сусанин». Солисты – главные герои в опере. Опера. С каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомились? Арией иногда называют инструментальные пьесы певучего характера. Музыку, каких композиторов вы слушали? Хор? Ария – песня в опере, которую исполняют солисты.

«История русского костюма» - О чем может рассказать русский костюм? Примеры видов одежды. По одежде распределите. В чем сходство мужских и женских русских народных костюмов? Как русский костюм отражал положение людей в обществе? Дидактический материал. Название проекта: История должна быть одновременно правдоподобной и вымышленной.

«Опера Князь Игорь» - М.П.Мусоргский. С 1858 доктор медицины. Первая часть симфонии соответствует названию «Эпическая». В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Цезарь Антонович Кюи. Хан Кончак в опере А.П.Бородина «Князь Игорь». Эскизы декораций к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».