Женская сущность – быть немножечко ведьмой. Женские практики

Кто я? Какая я? Какая я женщина? Наша личностная и сексуальная идентичность зависит от пола, другими словами от физического строения, или тела. Именно оно влияет на то, как воспринимают нас другие и мы сами. Но вот что значит быть «женственной»?

Раньше ученые считали, что женственность -это проявление нашей биологической природы. Женственная - значит, заботливая, мягкая, терпеливая, опекающая, послушная. В крайнем варианте очень похожая на домашнюю курицу. А женщина-вамп, женщина-кошка - агрессивная, властная, доминирующая? Разве это не истинно мужские качества? Может ли такая женщина считаться женщиной?

Известный психолог И. Малкина-Пых описывает три уровня, влияющие на нашу идентичность. Один из них биологический - от клеток и нервных связей до системы органов. Это основа, потенциал, дающий человеку старт в жизни, наша физическая структура, в том числе и пол.

Его дополняет психологический уровень - совокупность индивидуальных особенностей, необходимых для личностного роста и развития, а также самоощущение (хорошая память, терпеливость, усердие, логические способности и т.д.).

На оба эти уровня накладывается уровень социальный - привычки, культурные особенности, идеология. Все они важны для развития - ведь даже при наличии «вложенных» в нас природой программ, идентичность формируется в процессе всей жизни.

Современный феминизм утверждает, что разделение на мужчин и женщин касается только физиологии. Все остальное, в том числе и пресловутая женственность - продукт социализации. Девочке с детства внушают, какой она должна быть, что прилично, а что неприлично, что она может делать, а чего ни в коем случае нет. Так появляются стереотипы: «счастье женщины - в материнстве», «наградил бог женщину…», «женщина должна быть нежной». И постепенно девочка, затем девушка, а затем зрелая женщина начинает подавлять в себе внутренние желания и силу, чтобы соответствовать тому образу, который придумали для нее окружающие. Хотя на самом деле никаких биологических предпосылок полового поведения не существует.

Природа заложила в нас лишь один инстинкт - продолжения рода, в остальном - между мужчинами и женщинами не так уж и много различий. И зависят они не от пола, а от индивидуальных особенностей: иногда женщины отличаются друг от друга как существа с разных планет.

Вовсе не обязательно иметь рядом мастера, чтобы превратиться в Галатею. Женщина, осознавшая свои внутренние процессы - и психические, и физиологические, творит себя сама и радуется тому, что она женщина. И уже не зависит от мнения окружающих - в частности не пытается во что бы то ни стало родить ребенка, не забывает о себе и не превращается в супругу-мать или супругу ребенка. Она находится в гармонии с собой, прислушивается к своему телу и руководствуется его желаниям.

Ведь «мудрость тела» - это и есть проявление инстинктивности - то есть умения найти свое место в мире и чувствовать себя при этом комфортно. Головная боль, спазмы в желудке, радикулиты - это знак того, что мы перестали слушать свое тело, научились подавлять импульсы, энергию. Живая здоровая сексуальность и связанная с ней самореализация зависит от внимания к своим телесным проявлениям, к умению получать удовольствие от красоты тела и умение доставлять его своему телу - хотя бы регулярными визитами к спа-мастеру.

Уважение к физическим посылам создает основу для эмоционально-образной сферы и продолжения рода. Ведь наслаждение собой неизменно влечет преображение - творчество, тепло и улучшение отношений с окружающими. А отсюда уже недалеко и до реализации основного инстинкта - что вовсе не замыкается исключительно на рождении ребенка. Рождение идей, рождение добра, рождение красок - это тоже неплохой вариант для начала!

Психологические исследования показали, что женщина потеряла способность быть отдельной личностью, она определяет себя только через кого-то. Сначала она чья-то дочь, потом жена, затем мама, а значит, обладает внутренней реальностью только тогда, когда ей её кто-то дает. Считается, что социально-культурные факторы, которые сейчас определяют роль женщины, связаны с историческими изменениями, произошедшими при переходе от земледельческого общества, когда люди жили большими семьями, к современной индустриальной эпохе, для которой характерны семьи маленькие.

В прошлом большая семья из нескольких поколений жила в одном доме и все, как мужчины, так и женщины, работали на общее благо. Мужчины были заняты земледелием, а женщины - производством домашней продукции и выполняли очень ценную и нужную экономическую роль. Они пряли пряжу, ткали ткани, шили одежду, готовили еду, помогали возделывать землю, заботились о домашних животных и растили детей.

В результате индустриальной революции население сконцентрировалось в крупных городах, и дом перестал быть производственной единицей, стал использоваться труд отдельных людей, а не всей семьи. Товары потребления уже производились вне дома, и настоящей работой стало считаться только производство товаров и услуг, которые могли быть проданы, то есть обменены на деньги. С этого времени и работа, выполняемая женщинами дома, и рождение детей лишились экономической значимости.

Кроме того, технический и научный прогресс облегчил домашний труд и обеспечил женщине больше свободного времени, фактически лишив их поля деятельности. В результате женщины потеряли свой «статус», превратились в домохозяек, а это занятие уже мало ценилось, не приносило удовлетворения и, как правило, вызывало огромную фрустрацию.

Плоды домашней работы недолговечны, изо дня в день повторяется одно и то же. Работа домохозяйки не оплачивается, что не позволяет оценить её вклад в общество. Из-за материальной зависимости от мужчины женщина чувствует себя униженной, ей кажется, что с ней не считаются.

Из-за того, что у женщины нет стабильного внутреннего «Я», её роль постоянно меняется. Индустриализация общества драматически повлияла на её жизнь, сделав слабой, беззащитной, недооцененной, потерянной, лишённой представления о том, как найти себя.

Тем не менее материнство всегда считалось возможностью реализации женщины. И теперь оно настолько идеализировано и престижно с точки зрения социума, что, выполнив эту функцию, женщина может чувствовать себя завершенной и женственной. Но и эта роль зависит от мужчины. Кроме того, само понимание материнства со временем менялось. Сегодня представления о хорошей матери отличаются от тех, которые были в древности, о чём мы поговорим далее. Скажем только, что в настоящее время роль матери чётко определена и обладает большим социальным престижем. Но невозможно ограничивать женщину только материнством, у неё есть и другие возможности реализовать себя.


Здесь мы сталкиваемся с одной из наиболее значительных проблем женщин, состоящей в том, что в любом обществе и любом уголке мира они занимают подчинённое положение по отношению к мужчинам. Конечно, это вызывает у женщин огромную фрустрацию.

Чтобы проанализировать этот конфликт, хочу обратиться к книге Стивена Гольдберга «Неизбежность патриархата», где утверждается, что значимая и важная роль в обществе неизбежно принадлежит мужчине, который обладает большей агрессивностью, а значит, способен выполнять роль лидера. Именно поэтому любое общество так ценит мужскую роль, а мужчины занимают самые важные посты и решают более значимые задачи. Автор приводит следующий пример: «В Соединенных Штатах нет женщин-сенаторов. Женщины составляют чуть больше одного процента на постах мэров городов с населением более 25 ООО жителей, менее 2% всех постов в Федеральном Правительстве, 3% в Парламенте, 5% в Законодательном Собрании».

Подобная статистика может быть получена по всему миру, и нет смысла приводить её здесь. Мужчины всегда занимают более высокие должности, на которых предоставляется больше власти, и это не зависит от того, какие права у женщин.

Мужчины-шовинисты могли бы возразить, что женщины не занимают высоких должностей, потому что они ниже мужчин, а феминистки объяснили бы это тем, что женщин с детства воспитывают так, чтобы они подчинялись мужчинам и не развивали свои способности.



Стивен Гольдберг утверждает, что неравенство возникает не из-за намеренного желания оставить женщину в более низком положении, а основано на биологических различиях. Женщины не ниже и не выше мужчин, они просто другие, но именно эти различия привели к воцарению патриархата. Гормональная система мужчин по закону вероятностей даёт ему преимущества в тех ситуациях социальной жизни, где агрессивное поведение приводит к успеху. Наличие мужских гормонов приводит к тому, что мужчина является более агрессивным и легче выражает свою агрессию, поэтому более приспособлен выполнять значимые роли и занимать высокие посты и неизбежно достигает их.

Гольдберг писал: «Гормоны определяют социальное поведение... Чем выше уровень власти и престижа, тем выше доля мужчин в любой сфере: политике, экономике, профессиональной или религиозной деятельности». Гольдберг отмечает универсальность патриархата, поскольку, несмотря на разнообразие политических, экономических, религиозных и социальных систем, никогда не существовало такого общества, где власть и лидерство не были бы в руках мужчин. Он также, говорит о феномене «мужского господства», имея в виду чувства, которые испытывают и мужчина, и женщина: её воля подчинена его воле и последнее слово всегда, в том числе в семье, принадлежит мужчине.

Таким образом, уже с точки зрения биологии, мужчине гарантирована во все времена доминирующая роль в социальной сфере, а женщина может стать матерью и женской хитростью убеждать мужчину делать то, что она хочет.

Теперь мы можем понять, почему женщины чувствуют дискриминацию и отчаянно претендуют на престижные и высокие посты, то есть сферы, далекие от материнства. Многие поддаются искушению и соревнуются с мужчинами, чтобы занять желаемое положение, однако большинство из них ожидает неудача. Из-за меньшей способности к агрессии они оказываются в неблагоприятных условиях по сравнению с мужчинами. И хотя некоторые женщины могут преуспеть, в основном они делают это за счет потери женственности. Они не добьются успеха, если не будут подражать мужской роли и не станут более агрессивными. Обычно это негативно влияет на гормональную систему женщины, делая её более мужественной: не естественное понижение тона голоса, рост волос на лице и теле, стремление командовать и доминировать, мужские манеры поведения - все это становится платой за успех. Таким образом, они могут чего-то достичь, только отказавшись от женственности и имитируя мужское поведение. Это будет не победа женщины, а победа мужчины. Убедиться в этом вы можете, наблюдая за женщинами, которые являются политическими и общественными лидерами.

Где вы видели женщину, которая, обладая властью, способна остаться по-настоящему женственной? Создаётся впечатление, что у женщин есть только три возможности реализоваться в жизни:

1) уступить и приспособиться к подчинённой роли;

2) материнство;

3) соревноваться с мужчинами за власть и престиж.

Вспомним, что из-за зависти к пенису и комплекса кастрации женщина чувствует себя неполноценной, ведь у неё нет той части тела, которая есть у мужчин. Это самым драматическим образом подтверждается самой жизнью. Женщины видят, что мужчины достигают успеха там, где они не могут его достичь. Значит, сам факт обладания пенисом даёт целый ряд преимуществ для реализации: мужчины пользуются большей свободой и испытывают меньше социального давления, им незнакомы хлопоты и муки материнства, они занимают значимые посты, играют важные социальные роли только потому, что они мужчины. Таким образом, материнство остается единственной сферой, где женщина обладает исключительными правами и превосходством.

Кажется, что сама Природа предоставила женщине роль матери и подчинённое положение по отношению к мужчине. Неудивительно, что, желая достичь равенства с мужчинами и успеха в жизни, женщины бессознательно имитируют мужское поведение, думая, что подражание позволит им достичь равенства. Последствия этого очевидны: с одной стороны, идёт подражание традиционно успешной мужской модели, с другой стороны, прилагается максимум усилий, чтобы повысить свою эротическую привлекательность. Поэтому у женщин есть только сущность самки, а не настоящей женщины. Они превращают себя в желанный «эротический объект», думая, что так становятся женственными, но это делает их индивидуальное развитие невозможным.

Действительно, подавляющее большинство женщин путают понятие женственности с эротической привлекательностью, они делают все, чтобы усилить внешнюю сексуальность и не придают значения внутренним качествам. Используется макияж, яркая одежда, украшения, разные причёски и не обращается внимание на то, что всему этому не сопутствует содержание. Одеваясь как женщины, внутренне они подражают мужской роли.

Каков образец современной женщины?

По половым признакам она самка. Одевается и накладывает макияж, как диктуют ей общество и мода. Внешне представляет собой типичную самку, соответствующую стереотипам социума, но внутренне не имеет ни определённости, ни индивидуального развития. Выбрав путь превращения себя в эротический объект, она кастрирует себя как женщину. То же происходит, когда она переживает из-за отсутствия пениса, ощущая себя искалеченной и нецелостной.

Парадокс в том, что, пытаясь удовлетворить уязвлённое самолюбие, она направляет все свои усилия на физическую привлекательность, чтобы стать эротическим символом, но как раз этим добровольно кастрирует себя как женщину. Её постоянное стремление повысить свою ценность через внешние вещи (красоту, молодость, макияж, одежду) имеет своей единственной целью привлечение мужчины, но никак не самореализацию.

Карлос Кастилья дель Пино в книге «Четыре эссе о женщинах» утверждает: «Обычное положение женщины в нашем обществе - это своеобразное помрачение рассудка... Наиболее глубокой формой любого помешательства является непринятие у себя этого ментального расстройства... Принадлежать к женскому полу означает быть калекой... Реальность такова, что женщины являются объектом для мужчин, мужчины используют женщин... Женщины - эротические объекты для мужчин... Для женщины борьба за жизнь становится борьбой за мужчину». И далее: «Фрустрация возникает на всех этапах познания женщиной своих функций... Каковы стадии этой фрустрации?.. Причиной развития любой стадии фрустрации женщины является её пассивность».

«Первое, что приходит в голову, когда мы думаем о слабости женщины по сравнению с мужчиной, это то, как она изысканно одевается, её игры и занятия носят совершенно иной характер, нежели у мужчин. Очевидно, что девочек с самого рождения воспитывают и обучают совсем по-другому, чем мальчиков. Добавьте к этому, что им с ранних лет вбивают в голову, что они слабые и им необходима защита со стороны мужчины... Для девочки вовсе не обязательно чувствовать недостаток пениса для того, чтобы возник комплекс кастрации. Достаточно испытать на себе это влияние общества, которое толкает её к пассивности и зависимости».

Традиционно в любом обществе мира от мужчин ожидается, что они будут сильными и агрессивными, а от женщин, что они будут пассивными, мягкими, готовыми на самопожертвование. В рамках культурных норм человечества пассивность составляет основу понятия женственности. Аристотель оправдывал власть отца и мужа, считая, что «власть мужчины законна, поскольку основана на естественном неравенстве, которое существует среди людей».

Уже тогда с метафизической точки зрения женщины ценились меньше. Считалось, что они олицетворяют отрицательный принцип - материю, в отличие от мужчин, которые воплощают собой «форму», божественный принцип, сходный с мыслью и разумом. Полагали, что женщины выполняют второстепенную функцию, как земля, которую надо удобрять, и их единственная ценность в том, чтобы быть хорошей маткой.

В книге «Существует ли материнская любовь» профессор Э. Бадинтер говорит о том, что христианская теология заклеймила женский род. Она цитирует Книгу Бытия, то место, где говорится о создании мужчины и первородном грехе. Вначале Бог создал мужчину, но потом, когда увидел, что тот расстроен отсутствием спутника, усыпил его, взял у него ребро и создал женщину. Следовательно, женщина произошла от мужчины. Но основным поворотным моментом стал тот факт, что женщина предстает ответственной за первородный грех и падение мужчины. Змей пообещал Еве равенство с Богом и познание Добра и Зла. Бог явно признает вину женщины и накладывает на неё следующие проклятия:

1) Умножу скорбь твою.

2) В муках будешь рождать детей своих.

3) Умножу к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой.

Согласно Бадинтер, понятие влечения, страсти несёт в себе идею пассивности, подчинения и помешательства, что и определило положение женщин в будущем. А Адам, которому была уготована господствующая и владычествующая роль, был просто приговорен тяжело работать и умереть, как и Ева. Далее автор пишет: «Отсюда возникла дальнейшая трактовка образа Евы. Она больше подвержена искушениям плоти и тщеславия, что сделало её виновной в несчастьях мужчины. То есть она выглядит слабым и легкомысленным созданием. Позднее её стали сравнивать со змеей, дьяволом-искусителем, и Ева стала символом зла». Бадинтер цитирует Бенедетти: «Когда женщина не повинуется своему мужу, она противоречит наказу Бога, поскольку Богу угодно, чтобы женщина подчинялась своему мужу, так как мужчина более благороден и совершенен, создан по образу и подобию Бога, а женщина лишь подобие мужчины». Бенедетти был убеждён, что женщины олицетворяют порок. В ту эпоху женщина часто ассоциировалась с дьяволом. Постепенно такое отношение смягчилось и трансформировалось в концепцию слабости и несостоятельности женщин. Это было записано в гражданский кодекс, который ясно и однозначно определял, что жена должна подчиняться своему мужу.

Многие великие мыслители, в том числе Руссо, утверждали, что женщина была создана не для самой себя, а для того чтобы ублажать мужчину, подчиняться ему, радовать его, уступать и даже терпеть его несправедливость.

Опишем кратко, из чего состоит женская психика:

а) Женщина отвержена и наказана самим Богом, который приговорил её подчиняться мужчине, и этот несмываемый позор может сопровождать её всю жизнь.

б) Отсутствие пениса заставляет женщину чувствовать себя неполноценной, из-за чего развивается сильное чувство униженности вместе с хорошо известной завистью к пенису.

в) Из-за особенностей строения своей гормональной системы женщина менее агрессивна, чем мужчина, то есть у неё выше порог, после которого она будет выражать свою агрессию. Это уменьшает возможности для достижения успеха, что касается власти и престижа.

г) Женщину воспитывают так, чтобы она была пассивна и ограничена ролью матери, не допускают её участие в деятельности, в которой считается, что только мужчины имеют превосходство. С самого детства ей говорится: «Ты слабая, поэтому ты не должна делать ни того, ни другого, ни третьего» - всего, за что мужчины получают похвалу.

д) Материнская роль приговаривает женщину к пассивности и страданию, поскольку она сначала даёт жизнь ребёнку через боль, а потом отвечает за его воспитание, что ограничивает её в образовании и работе.

е) Женщина превращается в «эротический объект», поскольку видит успех своей жизни только в «захвате» мужчины.

ж) В конечном итоге, превратившись в «эротический объект», женщина не может реализовать себя в сексуальных отношениях, что подтверждается большим процентом фрустрации, различных отклонений, фригидности и неудовлетворённости.

К этому необходимо добавить, что вклад женщин в области культуры, науки и искусства намного меньше, чем мужчин.

Поэтому неудивительно, что женщина испытывает сильную экзистенциальную тоску и постоянно старается как-то выделиться и отличиться, хотя бы подражая мужчине.

Однако со стороны женщин было бы ошибкой обвинять только мужчин в своей дискриминации. Как отмечает Стивен Гольдберг: «Мужчины и женщины так ментально обусловлены обществом, что реализуют свои возможности наилучшим способом, который основан на биологических особенностях пола. Когда общество подавляет у девочек склонность к занятиям, требующим проявления агрессивности, силы и властности, то оно всего лишь помогает женщине избежать фрустрации, которая возникла бы у неё в случае неудачи в каких-то областях деятельности. Так общество наилучшим образом управляет естественными ресурсами и достигает эффективности и силы. Это просто признание различий между полами».

Получается, что женщина не может восстать против божественного повеления, отказаться от того, что ей недостает пениса, изменить свою гормональную систему или бороться с обществом, которое воздействует на неё определённым образом. Можно сказать, что ей остается быть матерью или подражать мужской роли, чтобы пользоваться теми же благами, что и мужчина, даже за счет потери собственной женственности.

Действительно ли так неизбежен и окончателен приговор - быть подчинённой мужчине? По Гольдбергу, мужчины в любом обществе были, есть и будут доминирующей силой, поскольку сформированные в ходе эволюции неизменные физиологические структуры передаются через генетические коды.

Не отрицая некоторых из приведённых выше аргументов, я все же полагаю, что женщины могут достичь полного равенства с мужчинами, но не за счет государственных законов, а посредством самореализации. Это требует желания и решимости с их стороны, а также ясного понимания психологических и социальных механизмов, которые держат женщин в подчиненном состоянии. Необходимо, чтобы достаточно большое количество женщин объединилось для достижения этой цели. В последующих главах мы расскажем, как это можно сделать. Но стоит ещё раз повторить: сначала необходимо глубоко понимать те механизмы, которые препятствуют женщине найти свою собственную сущность и реализовать себя.

Биологическая и социальная сущность женщины

Теперь о главном. Учеными доказана биологическая первичность женского организма. Безусловно, возможность внутриутробного вынашивания плода сама по себе уникальна, а процесс родов несопоставим ни с какими другими физическими нагрузками. Однако без него женщина никогда не сможет ощутить всю полноту своего существа. Потом мы рассуждаем, кто из жителей планеты слабый пол. Ответ очевиден.

О чем говорит наличие двух хромосом одного происхождения? О постоянстве и равновесии. Лишь присутствие мужских гормонов в женском организме заставляет нежное создание превратиться в решительную и уверенную даму, которая не готова сдаваться без боя.

Теперь уже никто не оспаривает принадлежность мозга к тому или иному полу. Вопрос заключается в том, насколько сильно эволюционировал мозг человека под воздействием социальных факторов: воспитания, религиозных воззрений, общественного уклада, политических взглядов. Ведь как ни крути, но веяния времени сказываются на нашем мышлении.

В одном американском университете провели эксперимент. Детенышам приматов - обезьян - предложили игрушки. Особи мужского пола без замешательства предпочли сабли, машинки и кораблики, агрессивно мыча. Самки охотно занялись плетением косичек из кукольных волос и битьем игрушечной посуды. Вот вам и отличное доказательство половой дифференциации мозга вне социальной среды. Навряд ли обезьянам кто-то постоянно напоминает о том, что мальчики не плачут, а девочки не облизывают пальцы за столом. Природное начало берет свое, рано или поздно проявляя истоки.

Мозг человека развивается совсем по-другому. Биологический фактор становится ведущим при выборе пола, но не определяющим интеллектуальные особенности индивида. В первобытном обществе разделение ролей привело к тому, что мировоззрение женщины ограничивалось визуальным пространством жилища - пещеры. Кем была женщина в первобытнообщинном строе? Хранительницей очага и матерью! Какое тут развитие? Мужчина же имел расширенный кругозор. Его активная деятельность начиналась за пределами той самой пещеры, где оставалась женщина. Мышление сильного пола эволюционировало под действием таких социальных факторов, как охота, строительство жилья и выбор подходящей кандидатуры для продолжения рода. В принципе, на сегодняшний день в мужском мире изменилось немногое. Мужчины все так же озабочены поиском материальных благ и сексуального удовлетворения. А как же прекрасный пол? Благодаря чему женское мышление трансформировалось и развивалось? Ведь современная бизнесвумен ни в чем не уступает представителю мужской бизнес-элиты.

Дело вот в чем. В то время как «добытчик» гонялся за мамонтом в надежде загнать его в яму и заколоть до смерти, женщине приходилось выживать в прямом смысле этого слова. Прямо как сейчас - уехал на заработки и пропал на 10 лет. Но не будем о грустном. Чувство голода и материнский инстинкт вынудили женщину выйти из замкнутого пространства пещеры в поисках пищи. Вот вам и первая социальная предпосылка развития мыслительных процессов. Ловля рыбы, собирательство - отнюдь не примитивные занятия. Ведь не так-то просто поймать рыбу без удочки или найти съедобный гриб без справочника лесника.

Кроме того, нельзя отвергать социальные связи между членами рода. Мужчина не касался родственных связей и тем более не пытался поддерживать дружеские взаимоотношения между членами рода. Все это заслуга женщин. Со временем родовые группы становились многочисленнее, что вызывало еще большую потребность в правильных коммуникативных навыках. Ведь стабильных отношений со всеми членами своего рода недостаточно, необходимо «чувствовать» каждого представителя чужого рода, чтобы знать, с кем имеешь дело. Межличностное общение необратимо изменило структуру женского мозга, и мышление безвозвратно эволюционировало.

Назад дороги нет. Теперь женщине оставалось только одно - развивать полученное и домысливать непонятое. Удалось ли ей это, увидим дальше.

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Социальная сущность диссертационного исследования Для социально ориентированных практиков, диссертация – это самое длинное заявление на повышение заработной платы. Рассматривая процесс написания и защиты диссертации с точки зрения истории культуры, специалисты

Из книги Танатология - наука о смерти автора Рязанцев Сергей Валентинович

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Природа биологическая Установить отношения между той частью своей воплощенности, которая принадлежит живой биологической природе, и своим Я - задачка безумно интересная, но большинству людей это даже в голову не приходит.Благодаря тому, что большинству это в голову не

Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь - еще один ресурс, помогающий установить более глубокую связь с собственным телом и соматическим интеллектом. Биологическая обратная связь позволяет человеку получить обратную связь (в аудиальной или

Из книги Бегство к себе автора Гиппенрейтер Мария

Биологическая школа и зверинец После восьмого класса я решила поступить в биологическую спецшколу, чтобы закончить там девятый и десятый классы. Эта школа оказалась на другом конце Москвы. На дорогу у меня уходило полтора часа в одну сторону. Каждый день было по

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой). Для некоторых

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая

Из книги О чувстве юмора и остроумии автора Лук Александр Наумович

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры». В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.Во второй колонке оцените

Из книги 175 способов расширить границы сознания автора Нестор Джеймс

Чувство и биологическая эволюция Эмоция, как и другие виды психической деятельности, возникла и развилась в процессе эволюции. Следовательно, на каком-то этапе эволюции она явилась важным приспособительным фактором. В чём же её приспособительное значение?Жизнь

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь работает следующим образом: пациент подключается к различным приборам, которые измеряют разные функции его организма: пульс, кровяное давление, напряжение мускулов, волновую активность мозга. Он смотрит на

Из книги Теория притягательности автора Дэвис Джим

Биологическая подготовленность Почему дети боятся змей и пауков, даже несмотря на то, что ядовитые виды этих существ больше не встречаются в их стране? Это выглядит довольно странно. Однако у этого страха есть свое рациональное объяснение. Выяснение на личном опыте,

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

5. Наша биологическая природа Физическая природа наших органов чувств накладывает серьезные ограничения на то, какие вещи мы находим интересными. В изобразительном искусстве существует очевидная закономерность: цвет используется лишь в той части спектра, которая

Из книги автора

16.7. Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь (БОС) имеет исторические корни в кибернетике (науке о коммуникации и управлении). Американский ученый Н. Винер определил обратную связь (feedback) как регуляцию системы путем получения информации о прошлых

В сё в этом мире носит в себе свою сокровенную сущность и предназначение, оставаясь верным им. Камень, растение, зверь могут быть только тем, что они есть: они существуют только в том виде, какой им задан природой; они - дети «необходимости», ездоки с односторонним движением; и если мы вдруг захотим что-то в нем изменить, нам придётся приспосабливаться к этой «необходимости», поступать, исходя из неё и согласно ей. Но человек может быть и другим; он не просто управляемый, но ещё и управляющий; он созидатель своей собственной судьбы. Это - дитя «свободы», его движение по жизни идёт в разных направлениях. Он тоже несёт в себе свою сокровенную сущность и призван хранить ей верность. Кабы только он так поступал!.. Кабы знал, куда эта верность зовёт и что ему обещает... Как быстро попал бы он туда - в царство счастья и мудрости!

* * *

Для женщины ни счастья, ни мудрости нет, если она не хранит верность сокровенной сути своей. Тогда её дивная сущность не выказывает мудрость свою и сжимается от горя и несчастья. А сколько зла причинила гибельная женская сущность, мы видим из истории судов над ведьмами, мрака сектантства, деяний вероломных преступниц типа Валерии Мессалины и леди Макбет.

Если исследователь прислушивается к сокровенной сущности женщины, сначала его ухо улавливает едва различимый таинственный музыкальный шум и только со временем начинает различать отдельные голоса, которые вырисовываются как бы разбегающимися светящимися линиями, ведь сущность женщины неоднозначна: она многотональна, богата.

Прежде всего, женщина - это цветок, дитя и ангел.

Всякая женщина - это потенция, но не всякая - актуальность. Эти формы как бы дремлют в глубинах женской сущности и посылают свет изнутри. В жизни любой женщины бывают мгновенья, когда одна из этих форм просыпается, выступает на первый план и начинает выказывать себя; тогда женщина - настоящий цветок, или само дитя, или совершенный ангел; все дивится ей и с радостью внемлет. Бывают женщины, у которых проявляется или одна только форма, или обе сразу: одна остаётся цветком, другая несёт в себе дитя, а в третьей - и дитя, и ангел одновременно, а для цветка места нет... Беда начинается тогда, когда все три формы в женщине отмирают, так что она и не живёт в них, и не знает о них. Вот это действительно незадача: только плотью она ещё женщина, но и мужчиной ей стать не дано. Все остальное, что ещё делает её женщиной, что ещё можно и должно сделать, - вдохновительница любви, супруга, мать, хранительница очага, воспитательница, повелительница, спутница жизни, - даже при самых лучших намерениях остаётся ей не по силам, потому что эфирная плоть её женской сущности захирела и стала бесплодной.

Женщина (неважно, знает она об этом или нет; впрочем, большинство наверняка знает) - это прежде всего цветок. Её призвание - нежность и красота. Вот почему она требует бережливости и восхищения; и требует по праву. Нежно её восприятие; нежна её природная тайна, которую она в себе воплощает; нежна её фигура; нежен её взор. Даже самая крепкая женщина по сравнению с самым крепким мужчиной кажется и нежной, и хрупкой. Женщина, не желающая ничего знать о своей нежности, изменяет своей сущности и протестует против собственной природы. Нежность обязывает её быть красивой. Красивой может быть даже самая некрасивая из женщин. Потому что истинна не физическая, а душевная, духовная красота. Дух женщины, вселившийся в прекрасную душу, может сделать прелестной даже некрасивую на вид женщину: тогда внутренняя красота светится через незадавшуюся внешность, поёт и излучает счастье; тогда с радостью замечают красавицу в особо не примечательном лице.

Как цветок женщина призвана жить центростремительной жизнью и разворачивается изнутри . Она должна довериться дремлющей в себе энтелехии, самозабвенно, целиком, непроизвольно и расцвести на солнце универсума. Она призвана формироваться в тиши, в неколебимом покое обетования и ждать, в скромном смирении следовать послушанию и всем - даже в несчастье - дарить благовоние, утешение и радость.

В этом бытии цветка у женщины чего только нет; тут и любовь к другим цветам природы, и понимание их языка; тут и забота (форма) её одежды (опрокинутая чашечка цветка); тут и врождённый вкус к линии и цвету; тут и радость от собственной красоты; тут и аромат; тут и искусство красноречивого молчания и молчаливого ответа, и многое другое, что так восхищает нас.

И ни один цветок не гонит своё соцветие выше того, что положено ему. Ни один не хочет иметь больше того, что задано ему; ни один не пытается самоуправно исправить в себе свою природу или самовольно подчеркнуть свою красоту; нет в них ни тщеславия, ни властолюбия, ни зависти. Вот почему всякая жаждущая блеска, охочая до румян, тщеславная, деспотичная, завистливая женщина неверна цветку в себе и прегрешает тем самым против воли сокровенной сущности.

* * *

Любая женщина знает также о своём преимуществе быть ребёнком и ребёнком оставаться.

Женщина - это дитя, так как она живёт чувствами; сердца её добиться легко, ранить его - тоже. Она - дитя, потому что во многом наивна и некритична. Ей ни к чему все знать и все перепроверять; как ни к чему знать и о том, чего она не знает. Отсюда преимущество всегда задавать вопросы, требовать ответа и пояснений.

Она - дитя, потому что её отношение к миру непосредственно и созерцательно. Вчувствование - это её способ постижения вещей; интуиция - способ мышления; созерцание - состояние восприятия и познания. Вот почему она, как правило, знает меньше мужчины, но опыт созерцания её куда шире мужского.

Женщина - дитя, потому что её душевная ткань стремится к целостности и единству: она обладает искусством исцеления любого разрыва, преодоления любой трещинки и даже большой дифференцированности в своём по-детски нераздельном ощущении и поведении.

Вот почему женщина была издревле восприемницей и хранительницей веры: вера - ведь это способ переживания ею истины. Царство Божие всего ближе к детям и женщинам. Вот почему художники и поэты прежде всего обращаются к женщине: тот, в ком сердце поёт и созерцает, ищет понимания в поющем и созерцающем сердце. Результаты исследования у женщин выглядят во многом по-другому, чем у мужчин, ведь акт детского созерцания, который свойственен им, получает конкретную жизненно-полноценность и находит реальную обоснованность. Даже социальные проблемы женщина понимает по-своему: органично, дифференцированно, с любовью; скорее этически, нежели политически; чаще интуитивно, нежели абстрактно, по линии нивелировки...

Женщина может быть не только по-детски наивной, но и по-детски ребячливой, тогда она капризна, ненадёжна и ветрена, безответственна, неосмотрительна, порою коварна и жестока. Тогда преимущество дитяти ей во вред и во зло; и с ней, со всей её несносностью, придётся хлебнуть немало горя и заняться строгим перевоспитанием (см. у Шекспира)...

* * *

Если же женщина идёт по жизни как цветок инстинкта и дитя духа, то внутренняя сущность её до такой степени пропитывается природной невинностью и душевной чистотой, что её человеческий облик, её улыбка, её взгляд производят впечатление земного ангела; тогда ей только и остаётся, что внять зову ангела-покровителя.

Сказав «ангел», мы не слишком многое вложили в это слово, потому что ведём речь не об образе-совершенстве, а о добром наставителе к лучшему. Женщина призвана требовать от мужчины, которому она дарит свою любовь, лучшего в жизни и побуждать его к лучшему. Тогда всю силу своей любви она будет отдавать служению культуре и совершенству. Служение женщины в образе ангела не есть прерогатива времён рыцарства; о нем знали и прежде. Женщина ищет своего героя всегда и от своего возлюбленного требует превосходного. Об этом и легенды вещают, и сказки сказывают. Разве что самки тупые не знают об этом и знать не удосуживаются...

Чтобы следовать этому зову, женщина должна наращивать в себе и развёртывать силу цветка и способности ребёнка. Она должна следовать своей энтелехии, представляя последнюю как нечто крепко связывающее мужчину, чтобы потом его, связанного, освободить для творческой жизни. А для этого ей понадобится внутренне органическая гармония и глубокое сердечное созерцание. Она должна также безошибочно угадать энтелехию предстоящего к освобождению мужчины и указать ему верный путь. Тогда своим постоянным советом, увещеванием, предостережением и поддержкой она станет ему утешением и защитой, разбудит в нем творческое вдохновение, будет постоянно поддерживать в нем огонь и свет.

Образ ангела-хранителя в жизни легко исказить. Есть немало женщин, которым сковать человека легко, но освободить его для творческого труда не дано: одни не желают этого, потому что не хотят отпускать от себя влюблённого «пажа»; другие не способны на это, потому что не могут справиться со своими страстями. Есть и такие, которые неверно понимают энтелехию своих мужей; есть такие, которые свободу творца блокируют своей опекой; есть такие, которые не созданы для легкого вдохновенья, а потому своим бабьим властолюбием подавляют и губят в мужчине творческий потенциал - ведь дух предписаний не терпит...

Любая добрая женщина могла бы стать для своего возлюбленного ангелом-хранителем, как и любая достойная женщина. Она способна на это даже тогда, когда самой ей не очень-то в жизни везёт, достаточно вспомнить образ несчастной добромудрой Сони у Достоевского в «Преступлении и наказании». Но волей или притязанием здесь добьёшься немногого; для этого надо оставаться цветком инстинкта и дитём духа.

* * *

Три этих облика - цветок, дитя и ангел - и есть женщина; песнь в ней образуют мелодия и гармония «вечно женственного». Если живут эти три ипостаси в глубинах женской души, ей удаются всевозможные аспекты служения, заложенные в ней природой и Богом. Хиреет одна из этих ипостасей - вянет цветок; дитя вырождается в умного не по годам человека с плоским рассудком; «ангел-хранитель» поневоле попадает в тенет зла; все земные дела её терпят крах и приносят одни несчастья. Но если она прислушивается к цветку в себе, тогда образ действий её органично спокоен, как и подобает цветку; если прислушивается к дитяти в себе - её жизнь обретает ясность, чистоту и глубину - характер ребёнка; если прислушивается к голосу сокровенного ангела в себе - её поведение несёт на себе ангельский отпечаток, в ней появляется что-то провидческое, божественный свет излучают её глаза.

Первое предназначение женщины - быть живым источником любви.

Она и шествует по жизни как носительница любви. В любви её главная сила, обетование, смысл её бытия; она - её самый существенный орган, самый созидательный акт; и не столько в любви как проявлении чисто природного соития и деторождения, но в любви прежде всего как тончайшем колебании душевных, духовно возвышенных движений: женщина, излучающая духовную любовь, есть духовный клад своего народа.

Без любви нет ни брака, ни материнства, ни отцовства, ни семьи, ни сынов, ни дочерей, ни братьев, ни сестёр - все бессмысленно, все мертво. Кто хочет создать семью и узы без любви, тот стирает сущность её, лишает души тело, оскверняет святыню, и все, что бы он ни создал, будет зыбким и пошлым; а жизнь его будет сплошь обманом и самообманом.

Но центром семьи является женщина. Это она впитывает в себя любовь, чтобы выносить из неё новый образ любви; это она струит из себя потоки любви. Ребёнком она радует своих родителей, братьев и сестёр нежной проникновенностью к ним. Девицей излучает она из себя созревающую в ней, пробуждающуюся любовь, молча вопрошая («не ты ли мой суженый?»), тихо взывая («иди же, счастье ждёт»). Потом собираются в ней, концентрируются все лучи в полном объёме и интенсивности, чтобы, счастьем сияя, излиться на «него, единственного», и на «них, страстно желанных». И чудо неиссякаемого источника, неисчерпаемой полноты живёт в ней на протяжении всей человеческой истории.

Это её любовь зажигает семейный очаг и поддерживает в нем его чистый огонь. Это она хранит духовную ткань Отчизны со всем своеобразием её традиций и ткёт её дальше своим дочерям в наследство и поучение, своим сыновьям в качестве желанного образца. Конец стране, в которой целомудренная женская любовь иссякает, исчезает... Из груды пепла возродится тот народ, в котором женщина остаётся верной служению любви.

* * *

Второе её предназначение - быть кормилицей.

Так предопределено природой: младенец нуждается в молоке матери, и она получает его от Бога в дар. Это «умиротворение» голодного младенца составляет и в дальнейшем долг и привилегию матери, а потому далеко не случайно, что женщина выступает кормилицей семьи, «кухня» как центр домашнего очага - это прямая нагрузка для неё, но и творческая сфера. У каждого народа своя «кухня», которая определяется климатом, популяцией животных и растений, здоровыми потребностями народного организма; более того - любое национальное блюдо есть выражение национальных вкусов, соль национальных ценностей и культуры, концентрация иррациональной мудрости народа. Тут наследуются все его традиции: выбор, облагораживание, приготовление, сервировка - целая культура питания, здоровья и вкуса к жизни; целое искусство и природной мудрости. Женщине надлежит это искусство беречь и обогащать.

Она задаёт ритм жизни семье, приводит в порядок дом, организует ход домашних дел и в этом плане становится воистину повелительницей всего хозяйства. На хозяйстве тоже лежит отпечаток национальных традиций, именуемый всюду «воздухом» Родины.

* * *

Третье предназначение женщины - быть целительницей. Это в ней тоже от природы: хорошая мать инстинктивно чует, что надо её плачущему малышу, когда, где и как она должна ему помочь. И эта связь, проистекающая с момента зарождения таинственного тождества, побуждает женщину в дальнейшем переносить эту свою способность (материнский инстинкт) и на других людей. Развивается дар глубокого вчувствования, а точнее - художественный талант идентификаций. Когда мать инстинктивно безошибочно выхаживает своего больного ребёнка, её созерцающее сердце касается нередко самых что ни на есть глубин чужого страдания. Образованная женщина-врач, остающаяся в душе цветком, дитём и ангелом-хранителем и обладающая материнским инстинктом, может творить чудеса в плане диагноза, совета, ухода. Тогда в ней природа и дух празднуют свой творческий синтез.

* * *

Всем этим служение женщины не исчерпывается; мы лишь обозначили его. Сущностью женщины оно определяется и, следовательно, имеет свои пределы. Она не вездесуща; не ко всякой профессии пригодна, не ко всякому месту, не ко всякой должности. Она всегда ко двору там, где может, где имеет право и где должна оставаться женщиной. Это означает, что технически и механически она способна на гораздо большее, нежели может органически и духовно. Все, что искажает в ней сущность цветка, ребёнка, ангела-хранителя; все, что отнимает у неё дар быть источником любви и материнства, - ложно. Все, что нивелирует её, делает бездушной, неженственной, циничной; все жёсткое, сухое, индифферентное; все беспочвенное, лишённое традиций, рассудочное, механистичное - противно её природе и для народного духа опасно и вредно. Женщина - не всеобщий любимчик, не рабыня, не кокетка, не создание для услады; не половая тряпка, не пылесос. Она по рождению равная с мужчиной, но не одинаковая с ним в плане своеобразия; она достойна его, но как личность не обладает его могуществом. Она может расцветать и в одиночестве, но от этого не становится мужеподобной; может оставаться вполне самостоятельной, будучи спутницей мужчины; но сделаться госпожой она может, только став супругой. Все, что обезличивает, унижает, обесценивает женщину - от гарема до проституции, от бесплодного, замкнувшегося в своём сектантстве существа до коллективного брака - подрывает её здоровые устои, делает безвоздушной её небесную сферу.

Все сверхпрозаичное, все сверхтрезвое, все грубое и жёсткое, ставшее жизненной установкой женщины, вредит ей, постепенно лишая её вечно-женственного. Женщина - не солдат, не матрос, не полицейский, не биржевой маклер, не палач. Не для политики она рождена, не для трона, не для митингов толпы: ей предстоят более изящные дела; ей надобно прислушиваться к более вещим голосам, созерцать более благородные сферы. И хотя она способна к этому, будет куда лучше, если она будет больше внимать не внешним обстоятельствам, а своим внутренним наклонностям как женщины. Она все может, но это ей ни к чему. Ей хочется «равноправия». Но упаси Боже страну от тех женщин, которые, завоевав равноправие, впадают в пьянство, становятся палачами, содержат публичные дома. Женщина обладает от природы неотъемлемыми привилегиями. Она может то, чего мужчина не может, а потому ей не следует претендовать на мужскую роль. Каждый делает по возможности лучшее, на что он способен, в своей ипостаси, поэтому лозунг «всем разрешается делать все, на что они способны», противен природе и диктуется завистью.




Все в мире призвано хранить верность своей собственной первородной сущности. А потому и женщина должна иметь смелость во всем быть и во всем оставаться женщиной. Во все, что она делает, ей следует привносить вечно-женственное и отвергать то, что противоречит ему. Ей ни к чему уподобляться мужчине, усваивая его повадки. Наоборот, у неё должен быть свой задор, она должна сказать миру своё слово. Любви не хватает миру, а женщина - ведь истинный её кладезь. Верности природе недостаёт сегодня людям, а ведь цветок вечно-женственного создан именно для верности. Сегодняшнее человечество стерильно, потому что утратило интуицию, а потому призвание женщины - воочию показать всю действенность силы созерцания, присущего вечно-женственному: в религии, искусстве, исследованиях, медицине, соблюдении порядка. Как никогда прежде, нуждается сегодня мужская половина в услугах ангела-хранителя, чтобы снова обрести истинный путь в духовной культуре и пойти по нему; и женщина возьмёт на себя эту услугу и вынесет её бремя... И чем независимее и увереннее, тем лучше.

«Книга надежд и утешений»

Иван Ильин

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»
№ 104, сентябрь 2011

чем независимее и увереннее, тем лучше.