Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе детского сада. Конспект НОД по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Помощники и помощницы Занятие в средней группе домашний труд

Татьяна Константинова
План-конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Путешествие в страну цветов»

План-конспект занятия в средней группе по трудовому воспитанию

«Путешествие в страну цветов » .

Выполнила : Константинова Т. В.

Занятие по трудовому воспитанию в средней группе .

«Путешествие в страну цветов » .

Цель : Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях : у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.

Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями : поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения.

Воспитание самостоятельности , доброжелательности, желания оказать помощь.

Ход занятия.

1. Орг. момент (Дети заходят в группу , здороваются, воспитатель читает стихотворение).

Утром ранним, кто-то странный

Заглянул ко мне в окно,

На ладони появилось ярко-желтое пятно.

» Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой,

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Ребята о чем это стихотворение? (о солнце)

Щедрые лучи солнца как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом.

Волшебное солнце растопило все обиды и сердце наполнилось добротой и

Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.

Я приглашаю вас в путешествие , в удивительную страну цветов .

Вы хотите туда попасть?

Как вы считаете, какими мы с вами должны быть, что бы отправиться в эту

страну ?

(ласковыми, добрыми, внимательными, заботливыми)

Я вижу в ваших глазах доброту, ласку, внимание, заботу, любовь - все эти

прекрасны качества нам очень

понадобятся в путешествии . Мы отправляемся в путь, возьмем друг друга за руки.

Мы идем дорожками, мы идем тропинками

Все мы очень умные, милые, красивые

Очень дружно мы идем и в страну цветов придем . (воспитатель поводит детей к столам, на которых стоят различные комнатные растения)

Вот мы и пришли в страну цветов . Посмотрите как здесь красиво, как много

цветов , вам нравится?

Хотите с ними поиграть?

Есть очень интересная игра : «Раз, два, три -цветок найди !"» .

Молодцы, все цветы угадали правильно !

Ребята, а теперь давайте расскажем стихи о цветах .

Хрустит за окошком морозный денек! Стоит на окошке цветок-огонек , Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Малиновым цветом цветут лепестки , Как будто и в правду горят огоньки, Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож.

А теперь отгадайте загадку.

Стоят на окошках в горшочках с поддоном

Любят землю и воду, солнце и воздух, (комнатные растения)

Ребята, а где у нас в группе живут комнатные растения? (в природном уголке)

А что такое комнатные растения? (это растения которые живут в комнате, т. е. помещении)

Какие условия нужны растениям для роста? (вода, воздух, земля, солнце, любовь и забота)

(показ картинок)

Какие части есть у комнатных растений? (стебель, корень, листья, цветы )

Какую пользу приносят растения людям? (лечебную, очищают воздух, приносят радость)

Ребята на столе лежат картинки с комнатными растениями, назовите, какие вы знаете комнатные растения?

Можно ли устроить так, что бы дома, в группе всегда было лето ? (да нужно посадить много цветов )

А где еще могут расти цветы ? (на лугу, в поле, во дворе, в саду, в парке)

Есть цветы , которые растут сами по себе, а есть цветы за которыми ухаживает человек, без заботы человека эти цветы погибнут .

Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за цветами , комнатными растениями? (ответы детей) (назвать инвентарь)

Давайте с вами оденем фартуки и будем ухаживать за нашими комнатными растениями.

А для начала распределим трудовые обязанности .

Ребята, давайте вспомним пословицы о труде , (дети ухаживают за растениями и

говорят пословицы)

Вам понравилось в «Волшебной стране цветов » ?

А что мы там делали? (ухаживали за растениями)

Ну а теперь пришла пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад.

Цель: формирование положительного отношения к труду русских людей.

Задачи:

— формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая;

— учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду;

— обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности.

Оборудование: игрушки — мышата Круть и Верть, шапочки овощей для игры «Огородник» (свекла, репа, редька, редис), иллюстрации с изображением последовательных трудовых действий русских людей по выращиванию хлеба и овощей, соленое тесто или светлый пластилин.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Воспитатель . Назовите приметы, которые указывают на то, что на дворе осень.

Дети отвечают.

Да, осенью созревает урожай. А для чего люди сажают, собирают и хранят урожай?

Дети отвечают.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Огородник».

Русская народная игра «Огородник»

Дети становятся в круг. Один ребенок — «репа» — выходит в середину круга, второй — «огородник» — за круг и стучит. Его спрашивают: «Кто там?» Он отвечает: «Огородник». — «Зачем пришел?» — «За репой!» После этого все водят хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихорь возьмет.

«Репа» выбегает из круга, а «огородник» пытается ее поймать. Игра продолжается. Дети поют про другие овощи (свеклу, редьку, редиску).

Входят Мышата.

Мышата. Здравствуйте, ребята, мы пришли к вам за помощью. Нас петушок прогнал, пирогами не стал кормить. Сказал: «Кто не работает, тот не ест. Сами зерно сажайте, сами убирайте, сами молотите, сами пироги пеките. Тогда будет у вас что поесть». А мы не умеем. Мы только есть умеем.

Воспитатель. Ребята, расскажем мышатам о том, как пироги появляются на столе.

Дети рассказывают мышатам о том, как выращивают хлеб и овощи, используя предметно-схематическую модель (про хлеб, овощи).

Мышата. Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы. Мы поняли: чтобы получить урожай, надо хорошо потрудиться!

Воспитатель. А чтобы мышата хорошо запомнили, как нужно выращивать урожай, давайте сыграем с ними в игру «Кто с нами».

Игра «Кто с нами»

Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами земельку пахати?

Дети . Мы с вами, мы с вами земельку пахати.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами зерна рассевати?

Дети . Мы с вами, мы с вами зерна рассевати.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами колоски косити?

Дети. Мы с вами, мы с вами колоски косити.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами муку молотити?

Дети. Мы с вами, мы с вами муку молотити.

Воспитатель . Кто с нами, кто с нами тесто месити?

Дети . Мы с вами, мы с вами тесто месити.

Воспитатель . А вот и тесто получилось, посмотрите какое сдобное, пышное! Как раз на пироги!

Воспитатель вносит соленое тесто или светлый пластилин.

Будем стряпать пироги! Дети, а с чем можно испечь пироги?

Дети . С капустой, морковью, редькой.

Дети и Мышата садятся за столы и начинают лепить пироги. Воспитатель уточняет, с какой начинкой у них пироги.

Мышата . Спасибо вам, ребята, за пироги, мы петушка угостим и расскажем ему, как вы нас научили трудиться. Мы поняли: «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не потрудишься — и не поешь».

Конспект занятия по трудовой деятельности в средней группе

Тема: «Чистота залог здоровья»

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

Развивающие:

Создать условия по овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)

Воспитательные:

Воспитывать у ребенка интерес к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материал: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

Ход занятия

Виды деятельности

Организационный момент

Ребятки сегодня к нам в гости пришел Мишка. И похоже он, что-то нам принес.

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки)

Воспитатель: - Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка : -Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

Ребятки давайте поможем мишке в этом разобраться!

Коммуникативная

Актуализация опорных знаний.

В: - А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

В: - Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
- Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Физминутка.

Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Воспитатель: - Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка: - Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

В: - Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!

Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста, на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки.- Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
- Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

Самостоятельный процесс труда .

Двигательная

Трудовая

Формирование новых знаний.

Минутка шалости (под музыку).

Минутка тишины:

- Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель: - Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Двигательная, музыкально – ритмические движения

Рефлексия: В: - Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки.

Мишка: Спасибо вам!

Ребятки перед вами кружочки красный и синий, кто считает, что полностью справился с заданием возьмите красный кружок, кто справился с помощью воспитателя синий кружок.

Тема занятия: Дети помогают взрослым

Цели:

— продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

— вызывать желание быть активным помощником;

— закреплять знания о работе помощника воспитателя, предметах и орудиях труда;

— приучать соблюдать порядок и чистоту в группе;

— развивать мышление, фантазию, творческое воображение.

Словарная работа : существительные (работа, раздевалка, ковер, грязь, комната, стулья, место, чай, пылесос, лестница, плафон, паутина, швабра, тряпка, ведро, чистота); прилагательные (неубранные); глаголы (проводить, помочь, вытирать, разбрасывать, убирать, ставить, разливать, наливать, поддерживать, наводить, соблюдать, чистить, мыть, снимать).

Оборудование : аудиозапись «Этюда» А. Гедике, игрушечный пылесос, лестница.

Воспитатель . Ребята, у помощника воспитателя сегодня опять много дел. Вы хотите, чтобы у нее было меньше работы и она могла больше времени проводить вместе с нами?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Как же нам ей помочь? Давайте вместе подумаем! Пойдемте сначала в раздевалку, посмотрим, что мы там сможем сделать.

Дети с воспитателем идут в раздевалку.

Около двери лежит коврик. Для чего он нужен?

Дети . Вытирать ноги.

Воспитатель . Правильно, если мы все будем тщательно вытирать ноги о коврик, в раздевалке грязи будет меньше и помощнику воспитателя будет легче мыть пол. Ребята, а в групповой комнате чем мы можем ей помочь?

Дети. Не разбрасывать игрушки, убирать их на место, ставить стульчики красиво; не сорить за столом, когда обедаем.

Воспитатель . Ребята, а какие предметы помогают помощнику воспитателя в работе? Отгадайте загадки.

Слоненок на колесиках

Ковер почистит носиком.

(Пылесос.)

Воспитатель показывает игрушечный пылесос.

Дети. Пылесос.

Воспитатель. А для чего нужен пылесос?

Дети . Чистить ковер.

Воспитатель . Послушайте еще загадку.

Что это за дорога?

Кто по ней идет —

Тот хромает.

(Лестница.)

Воспитатель показывает игрушечную лестницу.

Дети. Лестница.

Воспитатель . Для чего нужна лестница помощнику воспитателя?

Дети отвечают.

Еще помощник воспитателя пользуется тряпкой — ею моет посуду, ведром — в него наливает воду, шваброй моет пол. А теперь мы поиграем.

Дети имитируют движения под музыку и повторяют фразы.

1-й ребенок. Мы моем пол.

2-й ребенок. Мы застилаем постель.

3-й ребенок. Мы пылесосим ковры.

4-й ребенок . Мы вытираем пыль.

5-й ребенок. Мы моем посуду.

Воспитатель . Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие помощники взрослых. Посмотрите, у нас в группе везде порядок. Сейчас мы разделимся по пять человек, одна пятерка будет наводить порядок в строительном уголке, другая — в кукольном, третья — в книжном, четвертая — в театральном.

Дети поправляют стулья, находят неубранные игрушки, раскладывают книги.

А теперь я приглашу помощника воспитателя и вы расскажете, как вы будете помогать ей поддерживать и соблюдать чистоту и порядок.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

(МКДОУ № 3)

Конспект НОД «Поможем нашим куклам»

с детьми средней группы.

Шатолина

Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. к.

г. Мирный

Цели и задачи:

Обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды как целостного трудового процесса с помощью алгоритма.

Поддерживать стремление к хорошему качеству своей работы.

Развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать привычку убирать всё на место после работы.

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в трудовой деятельности.

Материал: стол, фартуки, грязная кукольная посуда, жидкое мыло, два тазика с водой, полотенце, поднос, салфетки, алгоритм мытья посуды.

Ход.

Воспитатель обращается к детям, играющим в кукольном уголке. Ой, ребята, посмотрите, у кукол наших все чашки грязные. Что делать?

Предполагаемые ответы детей: надо помыть.

Воспитатель. А кто же это сможет сделать?

Предполагаемые ответы детей: сами, я, няня, воспитатель.

Воспитатель. А вы сами сможете вымыть посуду? Знаете, как это делать?

Предполагаемые ответы детей: знаем, сможем, умеем, видели.

Воспитатель. У меня есть картинки, на которых показано, что и как надо делать. Демонстрирует алгоритм мытья чашек: надеть фартук, отобрать грязную посуду, налить в таз жидкое мыло, вымыть чашки салфеткой в тазу с мыльной водой, ополоснуть чашки в чистой воде, расставить чашки на подносе, вытереть руки полотенцем. С чего начнём?

Предполагаемые ответы детей: надо налить в таз мыло, надеть фартук сначала, посуду взять. Воспитатель отмечает ребёнка, правильно назвавшего последовательность работы.

Воспитатель. Молодец, хочешь вымыть посуду?

Ребёнок надевает фартук, отбирает грязные чашки и расставляет на подготовленном столе, затем наливает в один таз жидкое мыло и начинает мыть чашки, пользуясь салфеткой для мытья посуды. Воспитатель контролирует последовательность действий, отмеряет количество жидкого мыла. Предлагает детям сверяться с алгоритмом работы. Если ребёнок затрудняется, воспитатель предлагает детям ему помочь советом или напоминанием.

Воспитатель. Какой ты у нас трудолюбивый, столько чашек вымыл. Всю работу сделал аккуратно, стол чистый и сухой. Но у нас ещё осталась грязная посуда.

Предполагаемые ответы детей: мы тоже будем чашки мыть.

Воспитатель. Хорошо, только давайте по очереди. У нас осталось много чашек, все смогут вымыть по 4 чашки. Дети по очереди моют кукольные чашки, воспитатель контролирует последовательность выполнения работы, смену воды в тазиках производит младший воспитатель.

Воспитатель. Посмотрите, вы всю посуду вымыли. Какая она чистая на подносе! А вы устали?

Предполагаемые ответы детей: да, немного, нет.

Воспитатель. Не устали, одежду не замочили, ничего не перепутали. А почему? Предполагаемые ответы детей: на картинки смотрели, фартуки надели, работали аккуратно. Молодцы! Вы уже стали большие и теперь можете и маме помогать мыть чашки. Хорошие помощники. Дети с воспитателем расставляют высохшую кукольную посуду в шкафчик.