Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе детского сада. Конспект НОД по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Помощники и помощницы Занятие в средней группе домашний труд
Татьяна Константинова
План-конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Путешествие в страну цветов»
План-конспект занятия в средней группе по трудовому воспитанию
«Путешествие в страну цветов » .
Выполнила : Константинова Т. В.
Занятие по трудовому воспитанию в средней группе .
«Путешествие в страну цветов » .
Цель : Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях : у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями : поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения.
Воспитание самостоятельности , доброжелательности, желания оказать помощь.
Ход занятия.
1. Орг. момент (Дети заходят в группу , здороваются, воспитатель читает стихотворение).
Утром ранним, кто-то странный
Заглянул ко мне в окно,
На ладони появилось ярко-желтое пятно.
» Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой,
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Ребята о чем это стихотворение? (о солнце)
Щедрые лучи солнца как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом.
Волшебное солнце растопило все обиды и сердце наполнилось добротой и
Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.
Я приглашаю вас в путешествие , в удивительную страну цветов .
Вы хотите туда попасть?
Как вы считаете, какими мы с вами должны быть, что бы отправиться в эту
страну ?
(ласковыми, добрыми, внимательными, заботливыми)
Я вижу в ваших глазах доброту, ласку, внимание, заботу, любовь - все эти
прекрасны качества нам очень
понадобятся в путешествии . Мы отправляемся в путь, возьмем друг друга за руки.
Мы идем дорожками, мы идем тропинками
Все мы очень умные, милые, красивые
Очень дружно мы идем и в страну цветов придем . (воспитатель поводит детей к столам, на которых стоят различные комнатные растения)
Вот мы и пришли в страну цветов . Посмотрите как здесь красиво, как много
цветов , вам нравится?
Хотите с ними поиграть?
Есть очень интересная игра : «Раз, два, три -цветок найди !"» .
Молодцы, все цветы угадали правильно !
Ребята, а теперь давайте расскажем стихи о цветах .
Хрустит за окошком морозный денек! Стоит на окошке цветок-огонек , Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Малиновым цветом цветут лепестки , Как будто и в правду горят огоньки, Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож.
А теперь отгадайте загадку.
Стоят на окошках в горшочках с поддоном
Любят землю и воду, солнце и воздух, (комнатные растения)
Ребята, а где у нас в группе живут комнатные растения? (в природном уголке)
А что такое комнатные растения? (это растения которые живут в комнате, т. е. помещении)
Какие условия нужны растениям для роста? (вода, воздух, земля, солнце, любовь и забота)
(показ картинок)
Какие части есть у комнатных растений? (стебель, корень, листья, цветы )
Какую пользу приносят растения людям? (лечебную, очищают воздух, приносят радость)
Ребята на столе лежат картинки с комнатными растениями, назовите, какие вы знаете комнатные растения?
Можно ли устроить так, что бы дома, в группе всегда было лето ? (да нужно посадить много цветов )
А где еще могут расти цветы ? (на лугу, в поле, во дворе, в саду, в парке)
Есть цветы , которые растут сами по себе, а есть цветы за которыми ухаживает человек, без заботы человека эти цветы погибнут .
Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за цветами , комнатными растениями? (ответы детей) (назвать инвентарь)
Давайте с вами оденем фартуки и будем ухаживать за нашими комнатными растениями.
А для начала распределим трудовые обязанности .
Ребята, давайте вспомним пословицы о труде , (дети ухаживают за растениями и
говорят пословицы)
Вам понравилось в «Волшебной стране цветов » ?
А что мы там делали? (ухаживали за растениями)
Ну а теперь пришла пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад.
Цель: формирование положительного отношения к труду русских людей.
Задачи:
— формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая;
— учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду;
— обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности.
Оборудование: игрушки — мышата Круть и Верть, шапочки овощей для игры «Огородник» (свекла, репа, редька, редис), иллюстрации с изображением последовательных трудовых действий русских людей по выращиванию хлеба и овощей, соленое тесто или светлый пластилин.
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель . Назовите приметы, которые указывают на то, что на дворе осень.
Дети отвечают.
Да, осенью созревает урожай. А для чего люди сажают, собирают и хранят урожай?
Дети отвечают.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Огородник».
Русская народная игра «Огородник»
Дети становятся в круг. Один ребенок — «репа» — выходит в середину круга, второй — «огородник» — за круг и стучит. Его спрашивают: «Кто там?» Он отвечает: «Огородник». — «Зачем пришел?» — «За репой!» После этого все водят хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихорь возьмет.
«Репа» выбегает из круга, а «огородник» пытается ее поймать. Игра продолжается. Дети поют про другие овощи (свеклу, редьку, редиску).
Входят Мышата.
Мышата. Здравствуйте, ребята, мы пришли к вам за помощью. Нас петушок прогнал, пирогами не стал кормить. Сказал: «Кто не работает, тот не ест. Сами зерно сажайте, сами убирайте, сами молотите, сами пироги пеките. Тогда будет у вас что поесть». А мы не умеем. Мы только есть умеем.
Воспитатель. Ребята, расскажем мышатам о том, как пироги появляются на столе.
Дети рассказывают мышатам о том, как выращивают хлеб и овощи, используя предметно-схематическую модель (про хлеб, овощи).
Мышата. Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы. Мы поняли: чтобы получить урожай, надо хорошо потрудиться!
Воспитатель. А чтобы мышата хорошо запомнили, как нужно выращивать урожай, давайте сыграем с ними в игру «Кто с нами».
Игра «Кто с нами»
Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.
Воспитатель . Кто с нами, кто с нами земельку пахати?
Дети . Мы с вами, мы с вами земельку пахати.
Воспитатель . Кто с нами, кто с нами зерна рассевати?
Дети . Мы с вами, мы с вами зерна рассевати.
Воспитатель . Кто с нами, кто с нами колоски косити?
Дети. Мы с вами, мы с вами колоски косити.
Воспитатель . Кто с нами, кто с нами муку молотити?
Дети. Мы с вами, мы с вами муку молотити.
Воспитатель . Кто с нами, кто с нами тесто месити?
Дети . Мы с вами, мы с вами тесто месити.
Воспитатель . А вот и тесто получилось, посмотрите какое сдобное, пышное! Как раз на пироги!
Воспитатель вносит соленое тесто или светлый пластилин.
Будем стряпать пироги! Дети, а с чем можно испечь пироги?
Дети . С капустой, морковью, редькой.
Дети и Мышата садятся за столы и начинают лепить пироги. Воспитатель уточняет, с какой начинкой у них пироги.
Мышата . Спасибо вам, ребята, за пироги, мы петушка угостим и расскажем ему, как вы нас научили трудиться. Мы поняли: «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не потрудишься — и не поешь».
Конспект занятия по трудовой деятельности в средней группеТема: «Чистота залог здоровья»
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
Развивающие:
Создать условия по овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
Воспитательные:
Воспитывать у ребенка интерес к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материал: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
Ход занятияВиды деятельности
Организационный момент
Ребятки сегодня к нам в гости пришел Мишка. И похоже он, что-то нам принес.
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки)
Воспитатель: - Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка : -Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
Ребятки давайте поможем мишке в этом разобраться!
Коммуникативная
Актуализация опорных знаний.
В: - А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
В: - Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
- Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Физминутка.
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Воспитатель: - Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка: - Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
В: - Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста, на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки.- Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
- Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
Самостоятельный процесс труда .
Двигательная
Трудовая
Формирование новых знаний.
Минутка шалости (под музыку).
Минутка тишины:
- Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель: - Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Двигательная, музыкально – ритмические движения
Рефлексия: В: - Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки.
Мишка: Спасибо вам!
Ребятки перед вами кружочки красный и синий, кто считает, что полностью справился с заданием возьмите красный кружок, кто справился с помощью воспитателя синий кружок.
Тема занятия: Дети помогают взрослым
Цели:
— продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
— вызывать желание быть активным помощником;
— закреплять знания о работе помощника воспитателя, предметах и орудиях труда;
— приучать соблюдать порядок и чистоту в группе;
— развивать мышление, фантазию, творческое воображение.
Словарная работа : существительные (работа, раздевалка, ковер, грязь, комната, стулья, место, чай, пылесос, лестница, плафон, паутина, швабра, тряпка, ведро, чистота); прилагательные (неубранные); глаголы (проводить, помочь, вытирать, разбрасывать, убирать, ставить, разливать, наливать, поддерживать, наводить, соблюдать, чистить, мыть, снимать).
Оборудование : аудиозапись «Этюда» А. Гедике, игрушечный пылесос, лестница.
Воспитатель . Ребята, у помощника воспитателя сегодня опять много дел. Вы хотите, чтобы у нее было меньше работы и она могла больше времени проводить вместе с нами?
Дети . Да, хотим.
Воспитатель . Как же нам ей помочь? Давайте вместе подумаем! Пойдемте сначала в раздевалку, посмотрим, что мы там сможем сделать.
Дети с воспитателем идут в раздевалку.
Около двери лежит коврик. Для чего он нужен?
Дети . Вытирать ноги.
Воспитатель . Правильно, если мы все будем тщательно вытирать ноги о коврик, в раздевалке грязи будет меньше и помощнику воспитателя будет легче мыть пол. Ребята, а в групповой комнате чем мы можем ей помочь?
Дети. Не разбрасывать игрушки, убирать их на место, ставить стульчики красиво; не сорить за столом, когда обедаем.
Воспитатель . Ребята, а какие предметы помогают помощнику воспитателя в работе? Отгадайте загадки.
Слоненок на колесиках
Ковер почистит носиком.
(Пылесос.)
Воспитатель показывает игрушечный пылесос.
Дети. Пылесос.
Воспитатель. А для чего нужен пылесос?
Дети . Чистить ковер.
Воспитатель . Послушайте еще загадку.
Что это за дорога?
Кто по ней идет —
Тот хромает.
(Лестница.)
Воспитатель показывает игрушечную лестницу.
Дети. Лестница.
Воспитатель . Для чего нужна лестница помощнику воспитателя?
Дети отвечают.
Еще помощник воспитателя пользуется тряпкой — ею моет посуду, ведром — в него наливает воду, шваброй моет пол. А теперь мы поиграем.
Дети имитируют движения под музыку и повторяют фразы.
1-й ребенок. Мы моем пол.
2-й ребенок. Мы застилаем постель.
3-й ребенок. Мы пылесосим ковры.
4-й ребенок . Мы вытираем пыль.
5-й ребенок. Мы моем посуду.
Воспитатель . Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие помощники взрослых. Посмотрите, у нас в группе везде порядок. Сейчас мы разделимся по пять человек, одна пятерка будет наводить порядок в строительном уголке, другая — в кукольном, третья — в книжном, четвертая — в театральном.
Дети поправляют стулья, находят неубранные игрушки, раскладывают книги.
А теперь я приглашу помощника воспитателя и вы расскажете, как вы будете помогать ей поддерживать и соблюдать чистоту и порядок.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области
(МКДОУ № 3)
Конспект НОД «Поможем нашим куклам»
с детьми средней группы.
Шатолина
Татьяна Юрьевна
воспитатель высшей кв. к.
г. Мирный
Цели и задачи:
Обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды как целостного трудового процесса с помощью алгоритма.
Поддерживать стремление к хорошему качеству своей работы.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать привычку убирать всё на место после работы.
Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в трудовой деятельности.
Материал: стол, фартуки, грязная кукольная посуда, жидкое мыло, два тазика с водой, полотенце, поднос, салфетки, алгоритм мытья посуды.
Ход.
Воспитатель обращается к детям, играющим в кукольном уголке. Ой, ребята, посмотрите, у кукол наших все чашки грязные. Что делать?
Предполагаемые ответы детей: надо помыть.
Воспитатель. А кто же это сможет сделать?
Предполагаемые ответы детей: сами, я, няня, воспитатель.
Воспитатель. А вы сами сможете вымыть посуду? Знаете, как это делать?
Предполагаемые ответы детей: знаем, сможем, умеем, видели.
Воспитатель. У меня есть картинки, на которых показано, что и как надо делать. Демонстрирует алгоритм мытья чашек: надеть фартук, отобрать грязную посуду, налить в таз жидкое мыло, вымыть чашки салфеткой в тазу с мыльной водой, ополоснуть чашки в чистой воде, расставить чашки на подносе, вытереть руки полотенцем. С чего начнём?
Предполагаемые ответы детей: надо налить в таз мыло, надеть фартук сначала, посуду взять. Воспитатель отмечает ребёнка, правильно назвавшего последовательность работы.
Воспитатель. Молодец, хочешь вымыть посуду?
Ребёнок надевает фартук, отбирает грязные чашки и расставляет на подготовленном столе, затем наливает в один таз жидкое мыло и начинает мыть чашки, пользуясь салфеткой для мытья посуды. Воспитатель контролирует последовательность действий, отмеряет количество жидкого мыла. Предлагает детям сверяться с алгоритмом работы. Если ребёнок затрудняется, воспитатель предлагает детям ему помочь советом или напоминанием.
Воспитатель. Какой ты у нас трудолюбивый, столько чашек вымыл. Всю работу сделал аккуратно, стол чистый и сухой. Но у нас ещё осталась грязная посуда.
Предполагаемые ответы детей: мы тоже будем чашки мыть.
Воспитатель. Хорошо, только давайте по очереди. У нас осталось много чашек, все смогут вымыть по 4 чашки. Дети по очереди моют кукольные чашки, воспитатель контролирует последовательность выполнения работы, смену воды в тазиках производит младший воспитатель.
Воспитатель. Посмотрите, вы всю посуду вымыли. Какая она чистая на подносе! А вы устали?
Предполагаемые ответы детей: да, немного, нет.
Воспитатель. Не устали, одежду не замочили, ничего не перепутали. А почему? Предполагаемые ответы детей: на картинки смотрели, фартуки надели, работали аккуратно. Молодцы! Вы уже стали большие и теперь можете и маме помогать мыть чашки. Хорошие помощники. Дети с воспитателем расставляют высохшую кукольную посуду в шкафчик.