Станции утешения. «Женщины для утешения» рассказывают о страшном прошлом

Станции утешения



"Станции утешения " - это учреждения на оккупированных Японией территориях, в которых предоставлялись услуги сексуального характера солдатам японской армии. Эти учреждения также функционировали в 1932-1945 годах на территориях в Восточной и Юго-Восточной Азии .
В 1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры попали 223 доклада об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая . В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании "станций утешения", обосновывая это тем, что "станции создаются для снижения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить ослабления боеспособности армии из-за появления у солдат венерических и других заболеваний ".
Первая "станция утешения" была открыта в 1932 году в Шанхае , куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии . Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приеме на работу молодых женщин.
После захвата в ходе японо-китайской войны в декабре 1937 года Нанкина (Китай ), в городе начались массовые убийства и изнасилования. Несмотря на приказ, запрещавший насилие, военное командование закрывало глаза на зверства как рядовых солдат, так и офицеров. Изнасилование женщин рассматривалось как нормальное поведение на оккупированных территориях. Более того, для контроля над процессом начали организовываться публичные дома, которые стали называть "станциями утешения". Такой дом терпимости под Нанкином был открыт в 1938 году. В дальнейшем в Нанкине было открыто более 40 подобных "станций".
По разным подсчетам, через "станции утешения" прошло от 50 до 300 тысяч молодых женщин, многие из которых были моложе восемнадцати лет. До конца войны выжила только четвертая часть из них, поскольку условия существования были ужасные; они обслуживали по 20 - 30 солдат в день.
"Неважно, утро было или день, - один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи всё же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервёт их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете ", - из воспоминаний бывшей "женщины для утешения" Пак Кум Джу.
На работу изначально отбирали женщин-добровольцев из Японии , но со временем число станций увеличилось и это привело к тому, что женщин стали привозить из Кореи , Китая , Тайваня и насильно заставлять там работать. В общей сложности на "станциях утешения" работали женщины из 17 стан.
Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. В случае заражения им вводили "препарат 606" - это лекарство от сифилиса, созданное химиком Паулем Эрлихом, который в 1906 году начал борьбу с болезнью и перепробовал 605 различных органических соединений мышьяка, пока в 1907 году не получили "Ehrlichschen Präparat 606", 606-й по счёту препарат.
Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладал нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще приводило к бесплодию.
Так как с 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, а ее жителей вынуждали учить японский язык, то в приоритете были женщины из Кореи , поскольку с ними было легче общаться по сравнению с женщинами других национальностей. Поэтому огромное количество, по некоторым подсчетам примерно 200 тысяч, корейских женщин были насильно доставлены в эти учреждения.
Количество "станций утешения" росло, покрывая всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что: в Северном Китае находится 100 "станций утешения", в Центральном Китае - 140, в Южном Китае - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10, всего было 400 "станций утешения". Однако с появлением таких учреждений случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.
Так как воспитанные в конфуцианской философии женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, нередко кончали жизнь самоубийством, а выжившие скрывали свой позор, после войны места расположения "станций утешения" было непросто определить, многие не найдены по сей день.
По японским данным количество "женщин для утешения" было около 20 тысяч, и как правило, их пребывание носило добровольный характер. Китайские историки же указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции и количество таких женщин доходит до 410 тысяч.
В память о зверствах, которые творились на "станциях утешения" во времена Второй мировой войны, в Мапхогу, одном из районов Сеула , Корея был построен Дом в Шарине в 1992 году. В декабре 1995 года перенесен на нынешнее место в Кёнгидо . Дом размещен на земле, занимающей около 2175 кв. м, которая была подарена госпожой Чхве Юн Ха. Площадь трех домов насчитывает около 600 кв.м., в комплексе это два дома для проживания и одно здание используется как храм.
С целью обратить внимание общественности на проблему "женщин для утешения", при Доме в Шарине был создан исторический музей, в котором собраны официальные документы, старые фотографии и показания нескольких выживших женщин. Есть здесь и картины, созданные в рамках художественной терапии, которой занимаются живущие в доме женщины. Также в музее размещена точная копия "станции утешения", где жили женщины. Музей издает и распространяет информационные буклеты, используя документы, фотографии и другие данные, хранящиеся в архиве.
Ежегодно музей привлекает небольшой, но постоянный поток посетителей из разных стран мира. Основная цель музея заключается в том, чтобы не допустить повторения всех ужасов войны, а также донести информацию до потомков о тех событиях, что случились с женщинами в Азии во время Второй мировой войны.
По данным на 2008 год в доме проживают семь женщин, а также пять штатных сотрудников, включая директора - буддийского священника У Хена. Война закончилась 15 августа 1945 года. Япония безоговорочно капитулировала, но страдания женщин, которые были вынуждены работать в "домах утешения" на этом не закончились. Каждую среду они участвуют в еженедельной акции протеста перед японским посольством в Сеуле , авторами которого являются "Корейский совет по делам женщин призванным на военное сексуальное рабство Японии" для того, чтобы просветить общественность о жестоком обращении японских военных с корейскими женщинами, а также оказать давление на японское правительство для получения официальный извинений.
Мэр Осаки Тору Хасимото высказался в защиту тогдашних борделей. Он объяснил, что они были необходимы для того, чтобы "поддержать дисциплину " и дать военным, которые рисковали жизнью, какую-то передышку. Вместе с тем, Хасимото признал, что женщины действовали "против своей воли ".
Такие высказывания резко осудила министр по вопросам административной реформы Томоми Инада. "Система "женщин для утешения" была тяжким нарушением прав человека ", - заявила она. Все же, 28 декабря 2015 года правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать компенсации жертвам.


Большинство "женщин-утешительниц" уже умерли, многие живут в нищете. Некоторые из-за стыда так и не вернулись на родину, многие остались бездетными, потому что медикаменты сделали их бесплодными. Это несколько историй, рассказанные самими женщинами прошедшими через это.

Ли Ок Сон

Ее история начинается 29 июля 1942 года в корейском городе Ульсан , когда двое военнослужащих в гражданской одежде, японец и кореец, силой увозят горничную. Ли Ок Сон было 15 лет. Девушку доставили в японский армейский бордель в Китае . Похитители вставили ей кляп, связали свою жертву по рукам и ногам и бросили в кузов грузовика, где уже было пятеро других молодых женщин.
В первую же ночь похитители перевезли узниц через границу в провинциальный городок Янцзи на северо-западе Китая . Там действовали два дома "станции развлечений" для японских военнослужащих: крохотные комнатки в деревянных бараках, циновка на полу, раковина на стене. В них работали 9 девчушек, младшей из которых было 11 лет. Каждая женщина обслуживала в день по 40-50 военнослужащих, рассказывает Ли Ок Сон. По воскресеньям очереди перед бараками были длиннее обычного. Ли Ок Сон вспоминает, как 11-летняя девочка однажды не справилась с "работой". Военный рассвирепел, порезал ее ножом, после чего взял силой. Несчастная скончалась от полученных ранений. Другая молодая женщина сильно сопротивлялась - "клиент" вытащил ее из барака и принялся наносить ножевые удары, пока та не умерла.
Так Ли Ок Сон прожила на "станции утешения" три года. В результате инъекций "препаратом 606" и обработки парами ртути, она так и не смогла родить. В 2000 году Ли Ок Сон вернулась в Корею

Пак Ок Сон

Пак Ок Сон родилась на юго-востоке Кореи в 1924 году в бедной семье, где помимо нее были еще семеро братьев и сестер. Так как семья была большая и средств на проживание катастрофически не хватало, она отчаянно искала работу. Однажды ее друг рассказал, что в Китае можно заработать деньги, поскольку там открываются новые рабочие места на заводе текстильных изделий. Не получив разрешения у родителей на работу в Китае , восемнадцатилетняя Пак Ок Сон убежала из дома и среди ночи села на поезд со своим другом. К большому своему удивлению, ее с двадцатью другими девочками сняли с поезда в районе Мулин , Китай . После похищения их отправили на "станции утешения", где она прожила четыре года. После окончания войны Ок Сон вышла замуж за этнического корейца и поселилась в Китае . В 2001 году Пак Ок Сон вернулась в Корею и в настоящее время живет в Доме Шарин.

Кан Ил Чул

Кан Ил Чул родилась в 1928 году в провинции Кёнсан , Корея . В 1943 году, когда ей было шестнадцать лет, офицер военной полиции похитил ее из родного дома, сказав, что она была призвана в Национальную гвардию. Но вместо этого, ее доставили на "станцию утешения" в районе Шэньян , Китай . Работая на "станции" Кан Ил Чул заболела тяжелой болезнью - брюшным тифом. Думая, что она умрет, японские военнослужащие перевели ее за пределы военной базы, чтобы кремировать заживо с трупами. К счастью, ее спасли борцы за независимость Кореи , которые смогли захватить "станцию". После окончания войны Кан Ил Чул работала медсестрой в городе Цзилинь . В Корею она вернулась лишь в 2000 году и в настоящее время живет в Доме Шарин. Также Кан Ил Чул является самой молодой женщиной среди проживающих там женщин.

Ким Сун Ок

Ким Сун Ок родилась в 1922 году в южной провинции Пенган на северо-востоке Кореи . Поскольку ее семья была бедной, она начала работать горничной в возрасте семи лет. Чтобы прокормить и вырастить голодных младших братьев и сестер, ее отец продал Ким Сун Ок в дом кисэн, где она работала очень тяжело, чтобы погасить долг отца. Выплатив долги Сун Ок вернулась домой. Недолго она смогла там пробыть, как отец снова продал ее на "станцию утешения" в Китае . После войны, она не могла даже и думать о возвращении в свой родной город, так что осталась жить в Китае . Ким Сун Ок вернулась в Корею лишь в 2005 году и в настоящее время живет в Доме Ширин.

Пак Он Ен

Пак Он Ен родилась в провинции Чолла юго-западной Корее в 1920 году. В возрасте шестнадцати лет она была замужем и жила в бедной семье. Как только ей исполнилось восемнадцать, она убежала от мужа и вступила в повторный брак. Новый муж после нескольких лет продал ее через бюро по трудоустройству. Так Пак Он Ен в 1941 году была доставлена на небольшой остров Рабаул в Папуа-Новой Гвинее, где размещались базы японских военных. Здесь она работала "женщиной утешения" до окончания войны. Пак Он Ен смогла вернуться в Корею в 1945 году и сейчас проживает в Доме Шарин.
Число выживших постоянно сокращается, и это тревожит тех, кто добивается от Японии признания преступлений, совершенных в прошлом.
".Текст:
,

«Я больше не хочу жить», – сказала маленькая женщина хриплым голосом. Она подошла к концу своей жизни, страдая от нескольких тяжелых болезней и сохранив страшные воспоминания из юности. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: таким эвфемизмом обозначают женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны.

Когда я встретился с Чжан в ее темном и обветшалом доме, она вспомнила тот день, когда японские солдаты ворвались в ее дом и насильно увели ее. Ей было 15 лет.

Накануне 70-й годовщины окончания Второй мировой войны я посетил бывших «женщин для утешения» из Китая и Южной Кореи, которые еще остались в живых. Время не смогло залечить их раны, ни моральные, ни физические.

Ученые продолжают спорить на тему количества эксплуатировавшихся женщин. По мнению некоторых активистов, пострадали не меньше 200 тысяч кореянок, но немногие из них говорят о случившемся с ними. Данные о китайских женщинах еще более расплывчаты: число женщин оттуда также может доходить до 200 тысяч, но историкам удалось идентифицировать лишь 200 жертв.

Когда я навестил еще одну прошедшую через «станции утешения» китаянку, Хао Юэлянь, ей делали внутривенные уколы на иссохших ногах. Женщина сидела в своей комнате, украшенной большими плакатами с младенцами.

Они казались неуместными в этом пустом доме. Приемная дочь Юэлянь объяснила, что самым страшным шрамом на жизни женщины осталась ее неспособность родить ребенка. В семье уверены, что это связано с тем, что случилось с Хао во время Второй мировой войны.

После войны прошло много лет, и наглядных свидетельств страшного опыта, пережитого этими женщинами, не осталось. Вместо этого я увидел женщин, которые страдают физически и социально и вынуждены жить в трудных финансовых обстоятельствах. Некоторых поддерживают семьи, другим не помогает никто, и кажется, что эти женщины медленно исчезают в ходе истории.

Китайские исследователи рассказали мне, что в Китае им удалось обнаружить меньше двадцати бывших «женщин для утешения». Почти все живут в ужасных условиях.

После встречи с китаянками я полетел в Южную Корею, чтобы увидеть еще четырех выживших женщин. Я обнаружил, что, несмотря на схожее прошлое, условия, в которых сейчас живут эти женщины, сильно различаются.

На фото: японские солдаты похитили Цзюйсян Хао, когда ей было 15 или 16 лет, и принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней.

Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15 японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.

Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда.

На фото: Ким Бок Дон с копией своей картины «День, когда украли 14-летнюю девочку».

Каждую среду она ходит на митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Я увидел не безучастную жертву, но страстного борца за мир, стремящегося не только восстановить чувство собственного достоинства, но и помочь другим жертвам.

В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь 47 кореянок, прошедших через «станции терпимости».

12 из них живут в специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им справиться с травмами.

Посмотрев на то, как бывшие «женщины для утешения» живут в двух странах, замечаешь очевидную разницу в качестве их жизни.

На фото: Кир Вон Окх родилась в 1927 году на территории нынешней Северной Кореи, в 1940 году ее забрали в японский военный бордель в Китае. Она заразилась сифилисом, в результате образовалась опухоль. Японский военный врач удалил женщине матку, из-за чего она стала неспособна иметь детей.

«Китайское правительство пересмотрело вопрос «женщин для утешения» в своей попытке нормализовать отношения с Японией», – говорит Су Чжилян, директор Китайского исследовательского центра по вопросу женщин для утешения.

Несмотря на различия, у всех стареющих женщин осталось мало времени на то, чтобы получить извинения и компенсацию от Японии.

Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже извинения от Японии, сказала она.

На фото: Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси.

Представители японской стороны заявляли, что соглашения 1965 года, устанавливающие дипломатические отношения с Южной Кореей, предусматривали компенсацию для женщин, которых принуждали работать в борделях. В 1995 году Япония также создала фонд, который выплачивал женщинам помощь из частных пожертвований, но Южная Корея признала этот фонд неофициальным и потому недостаточно хорошим.

В 2007 году Верховный суд Японии постановил, что китайские граждане потеряли право на требование выплат за военные преступления от Японии и ее компаний в соответствии с совместным коммюнике 1972 года японского и китайского правительств.

На фото: мемориальная доска в музее прав женщин в Сеуле.

В этом году в Южной Корее умерли восемь бывших «женщин для утешения», пять из них – с начала июня. На прошлой неделе президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила, что 15 августа, 70-я годовщина окончания войны, может стать последним шансом для японского лидера принести извинения.

Пока я работал над этим репортажем, одна из южнокорейских жертв, Пак Ю Нён, которой было уже больше 90 лет, умерла в доме своего приемного сына в США.

На фото: заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин.

Чжан Сяньту демонстрирует свои забинтованные ноги. Когда японские солдаты ворвались в дом, чтобы отобрать продуктовые запасы ее семьи, 15-летней Чжан Сяньту не удалось убежать из-за того, что ее ноги были забинтованы. Этот обычай прекратил существование лишь в начале XX cтолетия.

Чжан – единственная оставшаяся в живых из 16 бывших «женщин для утешения», подавших в суд на японское правительство в 1995 году. Чжан похитили, когда ей было 16 лет, 20 дней ее вынуждали работать «женщиной для утешения». Каждый день несколько японских солдат насиловали ее и издевались над ней.

Жэнь Ланэ и ее семья ждут финансовой помощи от китайского правительства, но, по их словам, представитель правительства никогда к ним не приезжал.

Жэнь похитили в пятнадцатилетнем возрасте, ее принуждали быть «женщиной для утешения» в течение 20 дней. Матери удалось спасти девушку, заплатив за нее выкуп из риса и муки. Позже Жэнь вышла замуж, у нее есть три сына и дочь.

Жэнь у чемодана, где лежит саван, который она приготовила к своей смерти.

Хао Цзюйсян держит за руку сына. Второй сын Хао – единственный, кто о ней заботится. Обычно он уходит работать на весь день, и Хао остается одна в маленьком старом фермерском домике.

Хао была похищена японскими солдатами, когда ей было 15 или 16 лет, ее принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней. Она живет в маленькой деревне, и многие соседи знают о ее прошлом «женщины для утешения».

Женщина хочет получить извинения и компенсацию от японского правительства, но считает, что едва ли доживет до этого.

Чжан Шуанбин, независимый исследователь проблемы «женщин для утешения», у могилы Лю Мяньхуань. Лю умерла три года назад. Японские солдаты похитили ее, когда ей было 15 лет, и 40 дней принуждали работать «женщиной для утешения».

На могиле Лю Чжан Шуанбин сказал вслух: «Это снова я. Пока у нас не хватает силы выиграть дело. Я приду снова рассказать тебе, когда нам это удастся».

Сейчас крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин, заброшена.

Участники митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства Японии извинений и компенсации.

Волонтеры помогают Кир Вон Окх добраться до еженедельного митинга у скульптуры «женщины для утешения».

На одежде Кир Вон Окх приколота брошь в форме бабочки – символ фонда Butterfly Fund, который помогает женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия в военное время.

Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В 1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее Ли содержали в нескольких японских военных борделях.

Ли в своей комнате в приюте «Общий дом», где живут бывшие «женщины для утешения».

Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через два года после капитуляции Японии. Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.

Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.

Бордели, состоящие из жительниц территорий, оккупированных Японией во время Второй Мировой войны, были необходимостью.

Об этом заявил мэр японского города Осака Тору Хасимото (Toru Hashimoto), сообщает Associated Press.
Хасимото заявил, что услуги «женщин для утешения» были нужны, чтобы солдаты могли отдыхать в тяжелых условиях войны. «В условиях, когда пули летят, как дождь и ветер, солдат постоянно рискует потерять жизнь», - пояснил политик. Он признал, что на Японии лежит вина за то, что женщины содержались в борделях насильно, однако напомнил, что услугами секс-рабынь пользовались в военное время и другие государства. Помимо этого, он призвал американских военных при визитах в Японию пользоваться услугами местных проституток, чтобы «снизить уровень своей агрессии».

Своим заявлением Хасимото вступил в заочную полемику с премьер-министром страны Синдзо Абэ. Премьер, известный своей националистической риторикой, заявил перед своим назначением в декабре 2012 года, что женщины в «станциях утешения» не держались насильно. По словам премьера, этому нет доказательств.

Первая «станция утешения» появилась в 1932 в Шанхае. Ее необходимость официально объяснялась защитой солдат от венерических заболеваний, а неофициально - стремлением сократить число совершаемых изнасилований. На первой «станции» работали приглашенные японки, однако . Всего было создано около 400 борделей.

По разным данным, в «станциях утешения» содержались от 50 тысяч до 200 тысяч рабынь. Согласно свидетельствам узниц борделей, каждая из женщин обслуживала около 30 мужчин в сутки. В случае венерических заболеваний или беременностей им давали лекарства с мышьяком. Также известно о рабынях, попавших в бордели в несовершеннолетнем возрасте.

После войны в Японии прошел показательный процесс над 11 офицерами, которых обвинили в нарушении директивы содержать в борделях только добровольно желающих. В 1990-х годах власти Японии официально признали наличие сексуального рабства в годы войны и принесли за это извинения. Однако Синдзо Абэ заявлял о вероятном пересмотре этой позиции.

Бывший юрист Тору Хасимото стал мэром Осаки в 2011 году. До этого с 2008 года он был местным префектом. Хасимото известен своими скандальными и прямолинейными заявлениями. Так, он признал, что до прихода в политику имел отношения с любовницей, и заявил, что «не был ангелом». Он также предложил концепцию «решительной демократии» и заявил, что стране нужен диктатор. Хасимото пользуется популярностью в Японии, в особенности после заявлений о необходимости остановить ядерные станции после аварии в Фукусиме. ()

Подпишитесь на нас в telegram

История японских военно-полевых борделей Второй Мировой войны

Актуальная внешнеполитическая проблема Японии в отношениях со странами Корейского полуострова и Китаем, состоит сегодня в отказе японцев признать практику насильственного обращения женщин, в покоренных странах, в сексуальное рабство во время Второй Мировой войны.

За разъяснениями стоит обратиться к недавно изданной двухтомной Истории Кореи .

Одной из самых позорных страниц в истории военного времени было использование как японок, так и жительниц оккупированных японской армией стран, и особенно большого числа кореянок, в качестве сексуальных рабынь японской армии. , японская армия времен второй мировой войны была одной из немногих армий мира, осуществлявших прямой контроль над военными борделями и применявших организованное насилие при вербовке женщин для «сексуального обслуживания» солдат и офицеров. Непосредственным побудительным мотивом для массового устройства военных борделей с 1938 г. было желание ограничить распространение венерических заболеваний среди солдат, а также предотвратить массовые изнасилования на завоеванных территориях (подобные тому, что произошло при захвате Шанхая и Нанкина в 1937 г.). Однако в то же время сыграло, несомненно, роль и патриархальное бесправие женщин в обществе тогдашней Японии. Они были лишены, например, избирательных прав, которыми с 1926 г. обладали даже турчанки, не говоря уж о женщинах передовых буржуазно-демократических стран, таких как США или Великобритания. Облегчала открытие армейских борделей и легальность проституции, широко распространенной в Японии и ее колониях. В той форме, в которой она существовала в Японии до конца второй мировой войны или колониальной Корее, проституция и сама по себе была уже формой сексуального рабства. Девушек зачастую продавали в бордели родители или старшие родственники, их жизнь полностью контролировалась хозяевами, они не имели возможности оставить «место работы» по своей воле. Непосредственными хозяевами военных борделей были сотрудничавшие с японской армией гражданские предприниматели, но все основные решения по вопросам управления борделями принимались на высших уровнях военной иерархии, и за сексуальную гигиену там несли прямую ответственность военные власти.

До августа 1944 г. набор женщин в бордели, в том числе и в Корее, осуществлялся, при теснейшем содействии властей, частными вербовщиками, иногда просто покупавшими дочерей у их родителей, а иногда соблазнявшими молодых женщин обещаниями «золотых гор» за работу «санитаркой особого типа на фронте». В августе 1944 г. японские власти в Корее начали призыв незамужних девушек и женщин в возрасте от 12 до 40 лет в «добровольные трудовые отряды» («добровольными» они, конечно, не были и не могли быть), и призвали около 200 тыс. человек, официально - на работу на ткацкие фабрики Японии, гражданские должности в вооруженных силах и т.д. Реально же несколько десятков тысяч призванных таким образом корейских женщин были сделаны военными проститутками- насилием, угрозами и обманом. По некоторым подсчетом, общее число сексуальных рабынь японской армии доходило до 200 тыс. человек, и около половины из них были кореянками. Японские военные власти стремились иметь по крайней мере одну сексуальную рабыню на каждые 29-30 солдат и офицеров; японские женщины предназначались, главным образом, для офицеров, а кореянки и китаянки- солдатам. Стремясь скрыть от союзников свои преступления, японская армия во многих случаях уничтожала при отступлениях в 1943-45 гг. своих сексуальных рабынь, что является одной из причин того, что выжило среди них немного- в 1990-е годы было зарегистрировано около 200 бывших сексуальных рабынь в Южной Корее и 218 - в Северной.

Поскольку в патриархальном корейском обществе служба в борделе, пусть даже и не добровольная, для всего клана, многие выжившие после военных борделей кореянки умерли, так никогда и не поведав миру, что же с ними происходило. Лишь с начала 1990-х годов, с изменением общественного климата и большим вниманием к проблематике прав человека, те немногие бывшие сексуальные рабыни, которым удалось дожить до этого времени, начали делиться своими воспоминаниями.

Цитата: ИСТОРИЯ КОРЕИ. В.М. Тихонов, Канн Мангиль. Москва 2011.

Последние «comfort women» с группой юных сторонниц проводят пикет возле японского посольства в Сеуле. Фото: Рёнхап

Женщина для утешения - это термин, который применяют для обозначения женщин, в годы и предшествующее ей время, принуждённых работать в японских военных борделях - так называемых "Станциях утешения".
Японцы яростно открещиваются от факта принуждения, утверждая, что все женщины работали в сфере "утешения" добровольно, а было их, якобы, всего около 20 тысяч. Японские данные опровергаются Китаем, Кореей, Тайванем и другими странами, пострадавшими от имперских амбиций Японии. В одном только Китае более 410 тысяч женщин было принуждено к сексуальному рабству.
Добровольно в японских борделях никто из жительниц оккупированных стран не работал - солдаты похищали и принуждали к проституции молодых девушек и девочек - многие из похищенных не были совершеннолетними.
Первый военный бордель японцы открыли в 1932 году в Шанхае, после того как начали массово поступать сообщения об изнасилованиях и домогательствах со стороны японских солдат к местным женщинам. В начале на первой станции работали проститутки-добровольцы из Японии, а также принуждённые к этой работе японки, несогласные с проводимой государственной политикой. После открытия новых борделей, японских проституток стало не хватать для удовлетворения оккупантов. Началось принуждение к работе на станциях утешения жительниц оккупированных японцами стран...
Количество изнасилований местных жительниц японскими солдатами не уменьшилось - поход в бордель был платным и не все солдаты-оккупанты могли себе это позволить. Несмотря на очевидный провал изначальной задумки, японское военное командование продолжало открывать новые станции-бордели, дабы зарабатывать на своих солдатах.
Всего действовало 400 станций утешения: 280 в Китае и 120 в других странах. Женщины в этих борделях работали в тяжёлых условиях, вынужденные каждый день обслуживать по несколько десятков японских солдат.
Еженедельно проводился медицинский осмотр работниц на наличие беременности и венерических заболеваний, при обнаружении искомого, женщине вкалывали сальварсан (препарат 606) - лекарство от сифилиса, также провоцирующее выкидыш и обладающее широким спектром негативных побочных явлений, особенно губительных для женской репродуктивной системы. Японские врачи не стеснялись насиловать, на своём рабочем месте, приведённых к ним для осмотра женщин для утешения.
Многие японцы демонстрировали на женщинах для утешения свою тягу к садизму - как физиологическому, так и психологическому. Многие жертвы не выдерживали такой жизни и пытались покончить с собой - как правило, эти попытки жесточайшим образом пресекались.
Наиболее сильно страдали китаянки, воспитанные по конфуцианской философии, гласящей, что изнасилование и проституция - страшнейший позор для женщины. Именно женщины чаще всего совершали самоубийства в оккупированном японцами Китае, а выжившие всеми силами стремились скрыть этот тяжёлый период времени своей жизни.
Лишь 28 декабря 2015 года японское правительство признало (но не перестало занижать цифры) ответственность за сексуальную эксплуатацию жительниц оккупированных стран и согласилось выплачивать финансовые компенсации жертвам насилия. Почему не раньше? Ждали, когда большая часть женщин для утешения умрёт, чтобы заплатить поменьше.

«Неважно, утро было или день, — один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и употребляли его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете». Эти слова бывшей «женщины комфорта» Пак Кумджу разлетелись по всему миру и наводят ужас на тех, кто понимает, через что приходилось пройти женщинам, работавшим на «станциях утешения». В сегодняшней статье пойдет речь о том, как унижение и боль становятся средством политической манипуляции.

«Женщины комфорта» — название насильно склоняемых к занятию проституцией женщин во время Второй мировой войны. Первоначально так называли японок, которые добровольно становились жрицами любви и ублажали японских солдат. Тем не менее, с продвижением японской армии на континент и началом колонизации стран Восточной и Юго-Восточной Азии пропорционально стало возрастать количество вспышек венерических заболеваний среди бойцов. Точно так же росло и число изнасилованных ими местных жительниц.

Японцы, всегда стремящиеся к комфорту и порядку, и в столь интимном вопросе не стали отступать от принципов — дабы уменьшить число венерических больных, а также успокоить местное население, было принято решение о создании «Станций утешения». Здесь за некоторую плату солдат мог получить все желаемое, а главное, без вреда для здоровья. Первое подобное заведение было сооружено в Шанхае в 1932 году, затем они распространились по всей Азии. Большинство борделей находилось на территории Китая и Кореи. В газетах печатали объявления о работе для девушек, на которые те в реалиях военного оккупационного времени с удовольствием откликались. И попадали в сексуальное рабство. Ежедневно каждая женщина обслуживала около 20 мужчин. Они работали до тех пор, пока были в состоянии, а после их сбрасывали в ямы, где оставляли умирать.

Жертвами становились не только наивные девушки, соглашавшиеся на объявление в газете, но и те, кого прямо на улице хватали и насильно сопровождали к «станции»; не только совершеннолетние, но и маленькие девочки; и не только местные жительницы. 17- летняя подданная Нидерландов, проживавшая на острове Ява в тот момент, когда японские войска оккупировали его, на протяжении нескольких лет, вплоть до освобождения острова в 1945 году, ежедневно была изнасилована и избита. По ее собственным воспоминаниям, «даже врачи насиловали меня каждый раз, когда приходили осматривать».

В Китае была построена школа, в которую обязаны были ходить девочки национального меньшинства Хуэй (китайские мусульмане). Стоит ли говорить, что вместо традиционного образования они получали сексуальный опыт и травмированную психику. Более 75% «женщин комфорта» погибло еще до окончания войны, а те, кто выжил, были унижены физически и морально. Всего за годы оккупации, по разным данным, пострадало от 100 до 200 тысяч женщин. Тем не менее, несколько десятков жертв японского насилия живы до сих пор.

В 1965 году отношения между Японией и Республикой Корея нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Тем не менее, вопрос о «женщинах комфорта» не закрыт до сих пор, более того, он является одним из основных формальных препятствий сближению Токио и Сеула. Накануне саммита АТЭС, проходившего в начале ноября, нынешняя президент Южной Кореи Пак Кын Хе отказалась встречаться с премьер-министром Японии Абэ Синдзо до тех пор, пока не будет решен больной вопрос. «Когда бы ни проходили встречи на полях саммитов, наши отношения все равно лишь ухудшаются», — заявила президент РК.

Несмотря на то, что Япония и Южная Корея традиционно являются партнерами, а в последнее время наблюдается пик популярности продукции японской поп-культуры в Корее, согласно опросам общественного мнения, проведенного в марте-апреле 2013 г., 76,6% респондентов негативно относятся к Японии, а 43,9 % опасаются японской военной угрозы. Японофобия в Корее является неотъемлемой частью государственной политики: для того чтобы помнить о безумных зверствах оккупационной армии, создаются мемориалы, музеи, пишутся книги и трактаты — пройти мимо просто невозможно. А в 2011 году группой активистов прямо напротив японского посольства был установлен памятник «женщинам комфорта» как вечное напоминание об исторических преступлениях.

Тем не менее, реакция Токио остается однозначной: все проблемы по этому вопросу были решены Договором о восстановлении отношений (договор, заключенный в 1965 году, по которому аннулировались все договоренности между Кореей и Японией во время оккупации 1910-1945гг., а также обозначен размер репараций пострадавшим). Вместе с тем правительство Японии периодически делает столь циничные заявления, что становится страшно. Например, в мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, мол, надо было солдатам как-то расслабляться в условиях стресса военного времени. Годом ранее премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях».

Комфортное проживание «женщин комфорта» подтверждается материалами военной разведки армии США, которые были опубликованы в газете Санкэй Симбун: «Женщины не чувствовали особого недостатка в еде и предметах повседневной необходимости, у них было много денег, поэтому они могли покупать все, что хотели. Помимо подарков, которые подносили им солдаты, они могли позволить себе одежду, обувь, табак и косметику. Во время пребывания в Бирме женщины принимали участие в спортивных соревнованиях и пикниках, развлечениях и банкетах вместе с офицерами и солдатами. У них были граммофоны, им разрешалось выходить в город за покупками». Также утверждается, что многие солдаты после сладостных минут, проведенных с женщиной, приходили к ней свататься. В свою очередь нынешний премьер-министр Японии Абэ, выбрав политику «мягкой силы» в международном вопросе, выразил сомнение в том, что женщины действительно принуждались к проституции и действительно пострадали. Его позиция ориентирована преимущественно на японскую аудиторию, ведь уступчивость соседу может привести к потере части избирателей и снижению рейтинга.

Настойчивость правительства Южной Кореи продиктована общественным мнением. Так, в 2011 конституционный суд РК признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе «женщин комфорта». И президент Ли Мен Бак под напором общественности был вынужден вынести вопрос на повестку дня. Кроме того, политика Сеула направлена на огласку исторической несправедливости в попытке увязать болезненную тему с ущемлением прав человека. Подобные меры приносят свои плоды: в 2010 году верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй раскритиковала правительство Японии за «полумеры» в отношении «женщин комфорта».

В данных условиях остается лишь надеяться на то, что к 50-летию возобновления отношений между Южной Кореей и Японией, который состоится в 2015 году, в понимании между ними произойдет поворот к улучшению.

Анастасия Федотова