НОД «В гости к Жульке. Наблюдение за собакой. Учитесь наблюдать за своей собакой

Большинство увлекательнейших подробностей из жизни животных мы узнаем благодаря тому, что ученые дни напролет наблюдают за ними. Наблюдают в привычном месте обитания этих животных, наблюдают в условиях лабораторий. Наблюдают и анализируют, записывают и подают нам на блюдечке неимоверно интересные факты.
И главное в этом всем – наблюдение и анализ происходящего.
Я предлагаю Вам тоже, как и эти учёные, понаблюдать за своим питомцем!
Ваша цель, и основная задача будет состоять в том, чтобы Вы изучили все привычки своей собаки, проявление всех эмоций, ее работоспособность – в игре, или же при отработке команд.
Конечно, если у Вас собака находится на привязи, и Вы с ней общаетесь в основном тогда, когда кормите, то, наверное, нет смысла изучать ее поведение.
Но если же Вы живете с собакой бок о бок, хотите добиться от нее высокого уровня послушания, хотите, чтобы она понимала Вас с полуслова, тогда, будьте добры, научитесь и Вы понимать ее сигналы. А для этого нужно стать хорошим наблюдателем!
В идеале начинать нужно с того момента, когда Вы только принесли щенка домой.
Например, часто у людей возникает проблема с приучением щенка к туалету. Но вот – интересная вещь. Кто более наблюдателен, тот сразу отметит преобладающее настроение в его поведении: когда он беззаботно бегает и играет, а когда – крутится и начинает «мостится» с целью сходить в туалет.
Так вот: те хозяева собак, кто проявит нужную наблюдательность и в этот момент отнесет щенка в его «туалетное место», тот, несомненно, будет успешнее в плане приучения четвероногого любимца к лотку, чем тот, кто этот момент «проспит», и тем самым покажет собаке, что ходить в туалет можно где попало.
Потому наблюдайте за поведением своей собаки – это полезно и увлекательно!
Если Вы знаете, каково нормальное поведение Вашего щенка – когда ему комфортно и его ничего не беспокоит – то Вы с легкостью определите, когда он голоден, когда хочет пить или «сделать свои дела». А самое главное в том, что Вы сможете по изменению в поведении собаки увидеть даже болезнь на ранних стадиях.
Например, Вы знаете, сколько в норме ест Ваш щенок, и вдруг он не доел все сразу, а немного оставил и доел через некоторое время. Вы про себя отмечаете, что бывает и такое. Но в следующее кормление он снова не доедает, но за остатками уже не приходит. Плюс – играл с меньшим азартом, чем обычно.
И Вы, благодаря своей наблюдательности, выявляете снижение аппетита, снижение активности, вялость животного, повышение утомляемости на ровном месте. А это уже могут быть первые признаки заболевания.
Этот пример хорошо работает на взрослых собаках при пироплазмозе, когда клиника может не проявляться ярко в первые дни.
Благодаря наблюдательности Вы сможете контролировать такие показатели здоровья, как консистенция стула.
Например: Вы видите, чем сходил «по-большому» Ваш пес и, если это – жидкая консистенция, Вы эту ситуацию можете отрегулировать через диету, или же поход к врачу. Однако это – не тот вариант, при котором собаку отпустили побегать, она сходила в туалет вдалеке от хозяина, и он даже не знает, что у собаки диарея. Такие хозяева обычно замечают, что с собакой что-то не то, когда та падает с ног и не ест день-два.
То же самое касается и акта мочеиспускания. Когда хозяин не обращает на это внимания, то может пропустить цистит у собаки, или же наступление у щенка того возраста, когда он начинает все метить. Или когда хозяин не может точно сказать, болеет ли его щенок, или это он написал от радости встречи?
Когда хозяин знает свою собаку, когда он наблюдает за своей собакой, то между поведением, связанным с помечанием территории и актами мочеиспускания на эмоциях он быстрее разглядит проблемы с мочеполовой системой своего питомца.
Что касается обучения собаки командам, в плане наработки послушания у собаки, то тут тоже без наблюдательности не обойтись.
Посудите сами: Вы должны знать, когда Ваша собака устаёт играть с мячиком (а тем более, с апортировочным предметом), когда она наестся, и ей надоедает выполнять команды?
Это необязательно, но Вы должны понимать, что от этих знаний зависит результат всех Ваших стараний. А эти знания дают только внимательные наблюдения за собакой.
Например: Вы играете с собакой мячиком. Собака бегает за ним, а потом вдруг ей игра стала неинтересна, она развернулась и пошла обнюхивать ближайшие кусты, а там – и другую собаку может увидеть, и, вообще, про Вас забыть.
Так вот, чтобы такого не случалось, нужно просто один раз пронаблюдать за собакой во время игры. Когда собака бегает за мячиком, отследить каждый ее пробег, его скорость, виляние хвостом – начиная с того самого места, когда она пребывает в наибольшем азарте и заканчивая тем моментом, когда она вообще не бежит за мячиком. И тогда Вы сможете в следующий раз увидеть, когда именно собаке надоедает мяч. И тогда-то Вы и выполните одно из главных правил – остановите игру на максимальном позитиве.
Аналогично и с командами. Если хотите, чтобы обучение собаки проходило на веселых нотах, то не допускайте, чтобы собаке надоедало все происходящее, останавливайте работу, когда она максимально готова работать, чтобы ей хотелось еще, чтобы она ждала, когда её снова поведут работать «на команды».
Просто пару занятий проследите за собакой: сколько времени она занимается, максимально виляя хвостом и заглядывая Вам в глаза с вопросом «что еще сделать, чтобы только похвалили и покормили?». И от этих знаний отталкивайтесь в дальнейшем.
Учитесь видеть состояние собаки, и тогда Вы будете видеть разницу между тем, когда она устала от однообразия и скуки в Вашей дрессуре, а когда – хитрит и претворяется, чтобы Вы бросили «послушку» и пошли играть, а то и вообще отпустили ее побегать.
Только через наблюдения Вы сможете узнать все секреты своей собаки, знать ее действия наперед. Наблюдайте за своей собакой, делайте выводы, не лишайте себя ценной информации!


Сентябрь прогулка 1 «Наблюдение за собакой» Цели

СЕНТЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за собакой»

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения :

Как выглядит собака?

Где она живет?

Чем питается?

Кто ухаживает за собакой?

Сторожит собака дом,
Без ружья, одна притом!
В холод, ветер, дождь, мороз
Служит верно людям пёс.
У собаки чуткий слух
И отличный, тонкий нюх.

Собака - преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за собаками»

Цели: расширять представления о породах собак; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы. Какую пользу собаки оказывают людям?

Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак - пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.

Это - пес сторожевой,

Он может лаять как живой.

Но он не лает потому,

Что мы понравились ему.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за птицами» (внешние особенности)

Цель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду.

Ход наблюдения :

Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

Летит над полем птичка

Чирик-чик-чик

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик

Несет травинку птичка

Чирик-чик-чик.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за птицами» (передвижение птиц )

Цель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), закрепить умение узнавать птиц по внешнему виду; формировать знания детей - как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).

Ход наблюдения:

Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышек я дам

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 5

« Наблюдение за цветником»

Цель: формировать представления детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

СЕНТЯБРЬ Прогулка 6

«Огород»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? Как вы догадались?

А знаете, куда мы сейчас пойдем? Что растет в огороде?

Как можно назвать все это одним словом? Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

СЕНТЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за шиповником»

Цели : закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Если вы когда-нибудь были в осеннем лесу, то, наверняка, видели кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.

Шиповник - это колючий кустарник. Листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков. Цветки крупные и душистые состоящие лепестков розового, красного, белого или жёлтого цвета. Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства.

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно - красный

Шумят деревья за моим окном.
Для нас они - деревья как деревья,
А для других - укромный, мирный дом.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 8

«Наблюдение за листопадом»

Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Листья падают, летят

И шуршат, и шелестят,

В капюшонах застревают

И в кармашках у ребят.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 9

«Наблюдение за автомобилями»

Цели:

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)

Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются... (автомобили).

СЕНТЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за пожарной машиной»

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему весь транспорт про пускает вперед машины с сиренами?

Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Машина с воем мчится:

«Всем, всем посторонится,

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где – беда!»

СЕНТЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за автобусом»

Цели: расширять знания о роли машин; закрепить умение детей различать и называть автобус; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости автобус.

Автобусы везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряд кресел. Для тех кто, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы можно было держаться за них и не упасть во время движения.

АВТОБУС

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

СЕНТЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за троллейбусом»

Цели: расширять знания о роли машин в жизни людей; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости троллейбус. У троллейбуса есть специальные крепления которыми он держится за провода - дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток. Троллейбусы, как и автобусы, везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в троллейбусе пассажир покупает билет у кондуктора.

ТРОЛЛЕЙБУС

Я троллейбус, транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 13

« Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); закрепить умения детей различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето, Осень наступила.

На полях и в рощах Пусто и уныло.

Птички улетели, Стали дни короче.

Солнышка не видно, Темны-темны ночи.

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «златоцветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

СЕНТЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за погодой»

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

Какие произошли в природе изменения?

Какое стало небо?

Как часто светит солнце?

Идет ли дождь?

СЕНТЯБРЬ Прогулка 15

«Наблюдение за состоянием погоды (туман)»

Цели: формировать представление о природном явлении - тумане; закрепить умение детей наблюдению за сезонными явлениями; подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения:

Из-за тумана

Не видать поляны,

Не видать реки,

Не видать руки.

Как найти свой дом -

Дым да дым кругом!

Туман - явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 16

Цель: Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно).

Ход наблюдения:

- Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

СЕНТЯБРЬ Прогулка 17

Цель:

Ход наблюдения:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Воспитатель задает детям вопросы.

Что изменилось в огороде?

СЕНТЯБРЬ Прогулка 18

Цели

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна

СЕНТЯБРЬ Прогулка 19

Цели:

Ход наблюдения:

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

СЕНТЯБРЬ Прогулка 20

Цели:

Ход наблюдения:

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

ОКТЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за перелетными птицами»

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения:

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

ОКТЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за вороной»

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит ворона?

Чем она питается?

Зимующая или перелетная эта птица?

Как ворона кричит?

Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

ОКТЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за воробьем»

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит воробей? Чем он питается?

Как передвигается? Как поет?

Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - "проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привьrчкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

ОКТЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за голубем»

Цель: закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; формировать представление детей о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Голубь – птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Голуби ходят по земле, крыше, летают. Питается голубь семенами растений, хлебными крошками, когда зимой холодно клюют ягоды с деревьев.

Вот семечки!

Вот хлеба крошки!

Не бойтесь!

Клюйте из ладошки!

Воспитатель задает детям вопросы.

Какая птица больше - голубь или воробей?

Как передвигается голубь?

Как кричат голубь?

ОКТЯБРЬ Прогулка 5

«Наблюдение за

черноплодной рябиной»

Цель: познакомить с черноплодной рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее осенний наряд; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Черноплодная рябина – кустарник. Листья простые, цельные, обратно-яйцевидные. Край городчато-зубчатый. Верхняя часть листа кожистая, блестящая, тёмно-зелёная; нижняя - слабоопушённая с белесоватым оттенком.

Цветки небольшие, белые или слегка розоватые. Плоды шаровидные, реже сдавленно-округлые, чёрные или чёрно-пурпурные, блестящие.

Цветёт в мае-июне, примерно через две недели после распускания листьев, цветение продолжается 12-16 дней. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.

ОКТЯБРЬ Прогулка 6

«Наблюдение за боярышником»

Цель: дать представление о деревьях; показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья); знакомить с характерными особенностями ели; воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения:

Боярышник - высокий кустарник или небольшое дерево. Крона плотная, округлая, шаровидная или яйцевидная, нередко асимметричная. Кора ствола коричневая или серая, неравномерно ребристая. Ветки крепкие, прямые. Листья расположены спирально, яйцевидные. Соцветия расположены на концах коротких боковых побегов текущего года.

Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми; с одной или несколькими крупными, очень прочными косточками. Окраска плодов зависит от вида и сорта, она может быть бледной оранжево-жёлтой, красной, ярко-оранжевой, реже почти чёрной.

Ах! Какой боярышник!

Посажу-ка рядышком

Я к нему смородинку,

Чтобы не скучал...

У нее на пальчиках -

Ягодки, как родинки,

А листочки бабушка

Добавляет в чай...

ОКТЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за липой»

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями липы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Липы – крупные листопадные деревья, которые широко используются в современном строительстве. Все виды лип имеют красивую, густую крону. Листья липы простые, острозубчатые по краю и остроконечные. Помимо своих декоративных качеств липы ценятся за обильные, душистые, желтые цветки. Цветение липы наступает обычно в июле. Цветки липы обладают рядом целебных свойств. Плоды липы – односемянные орешки.

Корневая система лип мощная, глубокая.

Растения долговечны и устойчивы. Кроме того, липа – медонос; липовый мед считается одним из самых лучших.

Листья-сердечки и с крылышком плод -

Липа на пасеке нашей растёт,

стройная липа,

тенистая липа...

В соты стекается липовый мёд.

ОКТЯБРЬ Прогулка 8

«Многообразие осенних листьев»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрывать понятие листопад; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание, как один листик летит к земле, другой кружится и медленно ложится на землю. Листья легкие, поэтому они медленно летят.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

М.Ивенсен

ОКТЯБРЬ Прогулка 9

«Наблюдение за погодой»

Цели : продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома

Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

ОКТЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за солнцем» (роль солнца)

Цель: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце; рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее.

- Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

ОКТЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за ветром» (внешние проявления ветра)

Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра.

Шарики воздушные,

Ветерку послушные!

Ветер дунул и летят.

Пусть летят, куда хотят!

ОКТЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за дождем» (внешние признаки дождя)

Цель: познакомить детей с внешними признаками наличия дождя; показать простейшие связи между явлениями в природе; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам.

Словно шарики живые,

Пляшут капли дождевые,

Пляшут, хороводятся:

Капля с каплей водятся,

В одной луже сходятся!

ОКТЯБРЬ Прогулка13

«Наблюдение за проезжающим транспортом»

Цель:

Ход наблюдения:

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую ма­шину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначе­ние - привозит продукты в детский сад.

Понаблюдать за про­езжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузо­вые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Ско­рая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины ­

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

ОКТЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за проезжей частью»

Цель: закрепить знания о проезжей части дороги - шоссе; отметить большое разнообразие машин, их названия; формировать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это - шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легко­вые - их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде ма­шины передвигаются медленно из соображения безопасности.

ОКТЯБРЬ Прогулка15

«Наблюдение за транспортом»

Цель:

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны, лесовоз, автобус.)

Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.)

В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы ДОМОЙ

На машине легковой.

ОКТЯБРЬ Прогулка16

«Легковой автомобиль»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

ОКТЯБРЬ Прогулка 17

«Наблюдение за осенними работами на огороде»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как изменились погода, природа?

Что изменилось в огороде?

Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

ОКТЯБРЬ Прогулка 18

«Наблюдение за трудом шофера»

Цели : продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.

(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

ОКТЯБРЬ Прогулка 19

«Наблюдение за трудом почтальона»

Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

Для чего нужна такая профессия?

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "5" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

ОКТЯБРЬ Прогулка 20

«Наблюдение за работой дворника»

Цели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям.

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

НОЯБРЬ Прогулка 1

«Наблюдение за трудом шофера»

Цели : продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

Для чего нужны фары?

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех по утрам

Отвозить на работу.(Шофер)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

НОЯБРЬ Прогулка 2

«Наблюдение за трудом почтальона»

Цели: закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

Для чего нужна такая профессия?

Какая у него сумка?

Что в ней лежит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "5" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

НОЯБРЬ Прогулка 3

«Наблюдение за работой дворника»

Цели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям.

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

НОЯБРЬ Прогулка 4

«Наблюдение за сорокой»

Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу:

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» - потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

НОЯБРЬ Прогулка 5

«Наблюдение за птицами» (лапки)

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один - сбоку, на концах пальцев - когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ЯГОДКИ, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

НОЯБРЬ Прогулка 6

«Наблюдение за птицами»

Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы: Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас се­рый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.) Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чири­кает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».) Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насе­комых, комаров и мошек.)

Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают - как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

НОЯБРЬ Прогулка 7

«Наблюдение за кошкой»

Цель: расширять знания о домашних животных; воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения:

Вы, конечно, знаете, что у кошки шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках - «царапки» - острые ко­готки, уши широко расставленные, а глаза - большие, зеленые, ясные и внимательные. Есть у киски и усы, и длинный хвост. Они любят мясо, рыбу, печенку, хотя с удо­вольствием лакомятся и сметаной, и молочком. Кошки - ловкие, удачливые охотники, обладающие выдержкой и хитростью.

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

НОЯБРЬ Прогулка 8

«Наблюдение за рябиной»

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Рябина - высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима - морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам - лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее coчныe сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все также, свисая, горят.

НОЯБРЬ Прогулка 9

«Что нам подарила осень»

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растет; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Предложить посмотреть детям вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим:

Что в подарок принесла?

Е.Благинина

НОЯБРЬ Прогулка 10

«Наблюдение за карагачем»

Цели: закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному - двум признакам; знакомить с особенностями дерева - кустарника, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения:

Крагач - лиственное дерево, высокое с глубокотрещиноватой корой и шарообразной темно-зеленой кроной. Неравнобокие у основания, крупные, плотные, листья снизу покрыты жесткими волосками. В мае - июне созревают и буреют овальные голые крылатки. Красноватые орешки расположены ближе к их верхним частям.

Он лучшее украшение парков и садов. Древесина используется для изготовления фанеры и идет на шпалы.

Карагач имеет широкую сферу применения. Как известно карагач - это твердая и плотная порода дерева. Это свойство древесины является одним из основных при выборе дерева для строительной индустрии. Карагач обладает очень хорошей гибкостью, что позволяет применять его при изготовлении мебели.

Я на пятом этаже, лежу на кровати,

А патлатый карагач, шлёт привет крылатый,

До шестого этажа, дотянулись ветки,

И в окошко мне глядят, стучат по соседски.

ЭЙ, пора тебе вставать, занося ленивая,

Разбудило вороньё, свора ой крикливая,

Я к окошку подошла, кыш, кричу проклятые,

Карагач мне прошептал, слова непонятные.

Ну а зорька высоко, жаром пышет солнце,

Карагач мне тень создал, прикрыл он оконце,

Так и дружим по соседски, я ворон пугаю,

А он пышный и здоровый, от жары спасает.

НОЯБРЬ Прогулка 11

«Наблюдение за снежной ягодой»

Цель: расширять представления детей о кустарниках; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения:

Перед снегопадом, когда с деревьев облетают листья, в городских садах становятся заметными какие-то кустики, сплошь осыпанные гроздьями белых ягод. Кажется, выпали хлопья снега и не тают.

Выглянуло солнце - кусты так и засверкали. Если сорвать ягодку, она на ощупь окажется мягкой и упругой, как из пенопласта. Плоды снежноягодников несъедобны, но не ядовиты. Сажают этот кустарничек исключительно в декоративных целях. Называется «снежная ягода». Растение неприхотливое. Особенно красив снежноягодник в преддверии зимы.

Снежная ягода, белая звонница.

Осень бульвар застигает в цветении.

Полная ветвь пенопластовых шариков.

Радужный отзвук и фон увядания.

НОЯБРЬ Прогулка 13

«Наблюдение за ветром» (влияние ветра на одежду людей)

Цель: закрепить умение детей определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер); развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду.

Ветрено, ветрено, ветрено!

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету.

НОЯБРЬ Прогулка 12

«Наблюдение за солнцем» (значение солнца в жизни растений)

Цель: формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце; помочь установить связь между летним световым днем и осенним световым днем, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее. Траве не хватает тепла, она начинает сохнуть. Капельки воды блестят на солнце.

Солнце улыбается – Золотые лучики.

Солнышко качается на кудрявой тучке.

Солнышко бросает золотые мячики.

В лужицах ныряют солнечные зайчики.

НОЯБРЬ Прогулка 14

«Наблюдение за дождем» (влияние дождя на жизнь и одежду людей)

Цель: показать, что осенний дождь может быть разным (коротким – длинным); помочь детям понять простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Человек бежит по луже, и брызги разлетаются в разные стороны. Во время дождя люди идут под зонтами.

Мы дождинки! Мы – слезинки!

В туче-матушке прижились.

Наши кругленькие спинки

В мокрых каплях схоронились!

Над землею мы летаем,

Вместе с громом распеваем.

НОЯБРЬ Прогулка 15

«Наблюдение за водой» (изменение состояния воды)

Цель: Дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды.

Ход наблюдения:

Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная, грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед.

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

Мороз и холод поиграл

И реки в лёд все заковал.

НОЯБРЬ Прогулка 16

«Наблюдение за скорой помощью»

Цели: закрепить умения детей различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем скорую помощь, Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу. Чтобы быстрее добраться до места и не опоздать могут проезжать на красный свет светофора. На крыше расположена синяя лампочка – проблесковый маячок, а других машин и пешеходов предупреждает включенная сирена. Они как будто говорят «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Машина быстро мчится

"Везу больного я в больницу,

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!"

НОЯБРЬ Прогулка 17

«Наблюдение за грузовым автомобилем»

Цель: закрепить умения детей различать части машины (кузов, кабина, колеса, руль); формировать интерес к профессии водителя; закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Грузовой автомобиль – это машина силач. По размерам он больше легкового автомобиля. Колёса у грузовиков больше и мощнее, чем у других машин. Часто у таких машин не 4 колеса, а 6, 8 и более.

Стонет новый грузовик,

Он к работе не привык.

Он к работе не приучен,

Он заплакан и замучен.

Не грусти грузовичок,

Ты не первый новичёк.

По большим дорогам ездить

Интересно, если вместе.

НОЯБРЬ Прогулка 18

«Наблюдение за пешеходами»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей и пешеходов. Обратить внимание детей на то, что не только водители строго соблюдают правила дорожного, но есть и правила для пешеходов. Обратить внимание детей на знаки для пешеходов (светофор)

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет - твой первый друг -

Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг -

Нет пути дороги.

Жёлтый свет - твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

НОЯБРЬ Прогулка 19

«Наблюдение за такси»

Цели: закрепить умения детей различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Ход наблюдения:

Если люди спешат пм на помощь приходит такси. Это легковая машина со специальным рисунком «шашечками» (квадратики в 2-а ряда), она быстро доставляет людей куда им надо

ТАКСИ

Видишь шашечки - такси!

Ты таксиста попроси, -

Он тебя вполне свободно

Довезет куда угодно.

Прокатиться так приятно,

Но однако не бесплатно!

Было весело в пути,

Так по счетчику плати!

НАВЫКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Для того чтобы наладить хороший контакт с собакой, важно научиться распознавать сигналы, которые она посылает, а также знать, как помочь ей в различных ситуациях, подражая ее языку. Для этого необходимо научиться наблюдать за собакой.

Если вы не овладели навыками наблюдения до сих пор, вы можете овладеть ими сейчас, тренируясь самостоятельно.

Немного потренируйтесь в наблюдении за своей собакой в часы отдыха. Для этого просто сядьте и следите за ее движениями. В такой обстановке вы увидите не очень много сигналов, однако уже это будет хорошим стартом на пути изучения ее языка. Позже, когда вы начнете ходить по дому и чем-то заниматься, когда придут гости или в доме будут происходить какие-то другие события, собака станет более активной и начнет показывать больше сигналов примирения, поэтому вы сумеете развивать свои навыки наблюдения дальше.

С другими собаками

Используйте различные ситуации, в которых ваша собака общается с другими собаками, например, в парке или в других местах выгула, где собакам разрешается бегать без поводка. Сконцентрируйтесь на том, что делает ваша собака. Внимательно смотрите на нее в тот момент, когда она видит другую собаку на расстоянии, и замечайте, какой сигнал при этом она использует.

Когда фотокамера направлена прямо на собак, они отворачиваются, выражая свой дискомфорт.

Наблюдение одного сигнала за другим

Вы можете учиться распознавать сигналы примирения последовательно, один за другим. Возможно, вы уже часто замечали, что ваша собака использует некоторые из них, например, облизывание или зевание. Тогда вы можете поставить перед собой задачу наблюдать за этими сигналами на протяжении последующих недель. Для этого вам надо постараться смотреть на собаку как можно чаще, чтобы замечать ее действия. Вначале наблюдения потребуют от вас немного концентрации. Позже вы будете замечать сигналы собаки почти автоматически.

Когда вы почувствуете уверенность в определении выбранного сигнала и поймете, в каких случаях собака его использует, выберите один или два следующих сигнала, например, поворот головы, приближение по дуге или нюхание земли.

Довольно скоро вы заметите, что непроизвольно замечаете коммуникативные сигналы всех собак, с которыми встречаетесь. Так наблюдение сигналов примирения станет интереснейшим хобби, которое будет тем увлекательнее, чем дольше вы им занимаетесь.

Добро пожаловать в мир языка собаки!


Вероятно, этот тервюрен облизывается в связи с присутствием камеры, а может, он старается успокоить малыша.

В роли «придворных» синоптиков могут быть и обитающие возле людей сельскохозяйственные и домашние животные - млекопитающие и птицы.

Если петухи начинают кукарекать среди дня, куры взлетают на самые высокие предметы - скоро дождь; купаются в песке, хлопают крыльями, ощипываются и кудахчут - к ненастью. Если куры не прячутся от дождя, то он будет несильным и недолгим. Раннее пение петухов в морозы - к оттепели.

Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.

Небольшие избалованные комнатные собачки при похолодании зимой забираются в мягкое кресло или на диван, прячут нос между лапами, свертываются и дремлют.

В число синоптиков попали и другие домашние животные. Опытные скотоводы, осмотрев и погладив шерсть животных, могут судить о предстоящей перемене погоды. Перед дождём она становится мягче и распрямляется.

Собака свёртывается и лежит калачиком - на холод, растягивается на земле и лежит или спит, раскинув ноги и брюхом кверху - на тепло. Летом собака катается по земле, много спит и мало ест - к дождю. Если собака усиленно роет землю или залезла в воду и ест траву - к дождю; глухой лай собак зимой - к снегу.

Улавливают изменения погоды и домашние кошки. Перед теплом кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит. А перед дождем и холодами выбирает место повыше и потеплее, сворачивается калачиком, прикрывшись лапкой и спит.

Из всех четвероногих кошка самое чувствительное животное к переменам погоды, к ветру и т. п. Один немецкий исследователь провёл 392 наблюдения и обнаружил, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек - при­жимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и тогда её тело образует дугу примерно 270 0 . Еще теплее – тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии.

Чуткие терморецепторы и, вероятно, другие, пока ещё не выявленные, биомеханизмы домашних кошек позволяют им улавливать изменения погоды, «составлять» прогнозы, которые мы определяем по их поведению. Отсюда и кошачьи приметы, зафиксированные в народном погодоведении. Кош­ка облизывает всё тело или хвост - к не­настью. Моется, лижет лапу - к вёдру, морду прячет ­– к морозу, либо к ненастью. Лежит, свернувшись клубком, жмётся к печке - к морозу. Скребёт когтями пол - к ветру и метели, стену дерёт когтями, встав на задние лапы - к вьюге. Растягивается на полу или крепко спит - к теплу, вверх брюшком вытянулась – к теплу. Об одной из примет рассказывает в своём стихотворении А. А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

Она прячется, забирается в теплое место, ища защиты от холода, дождя или ветра, и любопытно то, что она это делает заранее, когда эти явления еще не наступили, т.е. прогнозирует погоду.

У многих дома есть кошки. Мы решили понаблюдать за своими питомцами и по их поведению предсказать погоду. Наши прогнозы подтверждались показаниями термометра. Итоги представлены в сводной таблице:

Дата Животное Погода в этот день Поведение животного Наш прогноз Как изменилась погода
18.09.08 Кот Феликс Ясно, +25 0 Лежит брюхом вверх Будет жарко 19.09 Ясно, +25 0 20.09 Ясно, +26 0 21.09 Ясно, +28 0
Кот Маркиз Спит, вытянувшись во весь рост
Кошка Бася Моется, лижет лапу
Собака Рекси Спит, брюхом кверху и раскинув лапы
Куры Как всегда
26.09 Кот Феликс Ясно, +24 0 Облизывает всё тело и хвост Будет дождь, понижение температуры 28.09 Пасмурно, к полудню дождь, +18 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись
Кошка Бася Трет за ухом, спит, свернувшись
27.09 Собака Рекси Ясно, +22 0 Роет землю
Куры Купаются в песке и хлопают крыльями
28.09 Кот Феликс Пасмурно, к полудню дождь, +18 0 Трёт лапой за ухом Перемена погоды, тепло Дождь будет несильным и недолгим 29.09 Ясно, +23 0
Кот Маркиз Поведение не изменилось
Кошка Бася Спит, свернувшись клубком, голова лежит на лапах, нос не спрятан
Собака Рекси Спокойная, развалилась на полу
Куры Не прячутся от дождя
16.11 Кот Феликс Ясно, +11 0 Перемена погоды: понижение температуры 18.11 Пасмурно, дождь, +7 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася
Собака Рекси
Куры Кудахчут, перебирают перья Будет дождь.
19.11 Кот Феликс Пасмурно, дождь, +8 0 Спит, свернувшись клубком, нос спрятан Будет дождь. 20.11, 21.11, 22.11 Пасмурно, дождь со снегом, +1 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася Спит около теплого радиатора
Собака Рекси Роет землю, забирается в будку
Куры Кудахчут, перебирают перья

Из таблицы видно, что более точный прогноз дают наблюдения за кошками. Обычно кошка предсказывает погоду за 2-3 дня до перемены погоды. Сопоставляя наблюдения за другими животными, сравнивая и суммируя их, можно точно предсказывать погоду.

Мы ещё раз убедились, что все животные умеют предсказывать погоду. Нужно быть только очень наблюдательным.

Синоптики в саду

Все мы очень любим гулять по саду, парку, отдыхаем, наблюдаем. Даже в саду находим «синоптиков»:

· Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

· Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

· Перед дождем фиалка сгибает стебелёк, жимолость - облеплена насекомыми.

· Вьюнок закрывает свой венчик перед дождём, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,

· Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свёртываются - к дождю.

  • Если при хорошей погоде мало муравьёв или они далеко не удаляются, окрыляются или спешно возвращаются в муравейник, старательно закрывают все входы - к дождю, а если активно работают и их "двери" в муравейник открыты - к хорошей погоде.
  • Если крупные бабочки не садятся на цветы - к ясной погоде, садятся - к дождю.
  • Если цикады сильно стрекочут - к хорошей погоде.
  • Если при приближении грозовых туч пчёлы не прячутся в ульи - дождя не будет, утром не летят в поле, гудят и сидят в ульях - к дождю с раннего утра.

Мы решили понаблюдать за поведением некоторых животных и растений перед изменением погоды, проверить достоверность народных примет.

Объекты наблюдения : одуванчик, черемуха, крапива, клевер, пауки, муравьи, ласточки, лягушки, стрекозы, бабочки, пчелы, жуки.

Время наблюдения : апрель, май, сентябрь 2008 г.

Объект Время Поведение
одуванчик 20.04.08 Полянка одуванчиков зелёная, соцветия не раскрылись. Пошёл дождь.
одуванчик 27.04.08 Перед дождём при порывах ветра семена не отлетали далеко, крепко держались на стебле.
черемуха 07.05. 08 Перед дождем цветы сильно пахли, много насекомых.
крапива 10.09.08 Перед дождём не заметили никаких изменений.
клевер 10.09.08 Цветы сникли, листочки прижались.
муравьи 10.09.08 Перед дождем муравьи закрыли все входы в муравейник.
лягушки 10.09.08 Видели много лягушек на озере перед дождем.
ласточки 19.09.08 Было тепло, ласточки летали высоко, ловили стрекоз, которые тоже летали высоко. Дождя не было.
паук 19.09.08 Накануне вечером вышел из своего убежища и стал делать новые сети. На следующий день была тёплая, хорошая погода.
стрекозы 24.09.08 Стрекозы летали над растениями стайками, издавали шум своими крыльями перед дождём.
пчелы 24.09.08 Пчелы весь днем летали возле ульев, сильно гудели. После обеда пошел дождь.
ипомея 24.09.08 Перед дождем закрываются цветки.
календула (ноготки) Развернули венчики после полудня – дождь.
жуки 30.09.08 Жуки не летают. Вечером был дождь.
бабочки 30.09.08 Тоже не летают. Спрятались перед дождем.
паук 30.09.08 Паук не вышел на охоту, сидел спокойно в гнезде. Был дождь.

Анализ наблюдений показал, что многие растения и животные чутко реагируют на изменения в атмосфере. Их вполне можно назвать «живыми» барометрами. А вот крапива такими способностями, по нашим наблюдениям, не обладает. Приметы, в основном, точны.

Правильное питание - это залог крепкого здоровья и радостной жизни. Об этом все знают, но далеко не все прилагают усилия для того, чтобы грамотно сформировать свой дневной рацион и правильно кушать. И если человек способен следить и самостоятельно контролировать потребление пищи самим собой, то собакам этого не дано. Только заботливый и ответственный хозяин будет тщательно контролировать и наблюдать за своим пёсиком, его режимом дня и питания.

Для каждой собаки рацион составляется индивидуально, нужно наблюдать за питанием собаки.

Большое значение имеет образ жизни животного и уровень его физической активности. Малоподвижные хвостатики зачастую имеют , и потому им требуется корм с низким содержанием калорий. В свою очередь подвижным и физически активным собакам нужно постоянно восполнять затраты энергии, потому корм должен быть очень питательным. Организм собаки должен получать сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, а также витамины и минералы.
Следует вести наблюдение за питанием собаки ежедневно. В основе рациона должно содержатся мясо, крупы, овощи и фрукты. Предпочтительнее отдавать преимущество диетическим сортам мяса - говядине, телятине, крольчатине. Из овощей псу будут полезны морковь, картофель, свекла.

Кормить собаку можно один или два раза в день.

При кормлении один раз в день делать это лучше с утра, ведь если она будет кушать вечером, то пойдет спать со слишком полным желудком. При двухразовом кормлении дневной рацион следует разделить на два одинаковых приема пищи.

У собаки всегда должна быть мисочка с чистой водой. В жаркую погоду рекомендуется добавлять в воду специальную соль. Подробнее об этом можно узнать у ветврача.

Миску для еды нужно каждый день тщательно мыть. Для этих целей должна быть отведена специальная мочалка или тряпочка. Использование разнообразных моющих средств для посуды чревато появлением аллергической реакции у питомца. Потому эти средства лучше заменить небольшим количеством столовой соды.

Если вы заметили, что у вашего пёсика очень часто случаются запоры, давайте ему зелень. Не следует экспериментировать со слабительными, ведь большинство из них представляют большую угрозу для здоровья и жизни собаки.

Полезно периодически подкармливать собаку витамино-минеральным комплексом. В любом зоомагазине можете подобрать оптимальный вариант для своего любимца ( , для красивой шерстки, для улучшения пищеварения или сердечно-сосудистой системы, общеукрепляющие витамины).