Пальчиковая гимнастика для средней группы. Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе Открытое занятие в средней группе пальчиковые игры

Занятие 1

Задачи: развивать интерес к общению со взрослыми; способствовать установлению эмоционального контакта; содействовать пониманию произведений малых фольклорных форм; ; побуждать к речевой и двигательной активности.

Воспитатель демонстрирует свои ладони и пальцы. Говорит, что они весёлые и хотят играть.

Пальчиковая игра «Прятки»

В прятки пальчики играли

(сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая игра «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не таскал,

Воды не носил,

Тесто не месил -

Тебе каши нет.

Ритмодекламация

«Где же, где же наши ручки»

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Нету, нету наших ручек,

(Спрятать руки за спину.)

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

(Руки поднять вверх, вращать кистями.)

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

Где же наши ножки?

Нету, нету наших ножек,

(Присесть, обхватить ноги.)

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

(Встать, выставить ногу на пятку.)

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Нету, нету наших деток,

(Закрыть лицо руками.)

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,

(Выполнять пружинку.)

Пляшут наши детки.

Поплясали, а теперь пойдём гулять.

Игра «Наши ножки»

Большие ноги шли по дороге.

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Совершают мелкие, быстрые шаги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занятие 2

Задачи: учить детей рассматривать предмет, обращая внимание на его характерные детали и фактуру, добиваться при этом активизации речи; побуждать к проговариванию и запоминанию слов потешки и колыбельной; способствовать овладению элементарной игровой деятельностью; развивать интерес к движениям с пальчиками.

Воспитатель демонстрирует игрушку - кота. Малыши трогают игрушку, гладят, рассматривают, называют части тела животного и показывают их, подражают звукам. Затем воспитатель демонстрирует куклу Таню.

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Таня чернобровая.

Наша Танюша вышла на прогулку и увидела киску:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт!

Взрослый просит детей обратиться к киске со словами потешки. Дети грозят киске пальчиком, повторяя потешку несколько раз.

Устала Танюша и захотела спать.

Воспитатель берёт куклу на руки, качает её, приговаривая ритмично.

Баю, баюшки-баю.

Баю доченьку мою

А-а-а, а-а-а.

Просит детей сложить ладошку на ладошку и имитировать укачивание куклы, добиваясь проговаривания текста, затем передаёт куклу кому-нибудь из детей.

Поспала кукла, проснулась и села смотреть, как играют дети.

А ваши пальчики умеют играть в прятки?

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Ладушки-ладушки!

(Хлопают в ладоши.)

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

На головку сели.

(Кладут руки на голову.)

Сели, посидели.

Шу, полетели!

(Машут руками.)

Состояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давайте расширим и углубим наши знания о том, какую именно пользу может принести пальчиковая гимнастика детям. Ведь, занимаясь ею всего по несколько минут в день, можно за короткое время увидеть прогресс в способностях малыша.

Воспитанникам средней группы уделяется намного большее внимание в этом процессе, чем в младшей группе. Занятия становятся более интенсивными и ритмичными, нацеленными на определенный результат.

Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет

Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:

  • помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
  • осуществляется ;
  • пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
  • и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.

Грамотные педагоги проводят пальчиковую гимнастику в детском саду в соответствии с некоторыми правилами. Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.

Нередко в такие занятия добавляются элементы кинезиологических упражнений – кроме пальчиковой, используется и артикуляционная гимнастика, телесные движения, развивающие крупную моторику, а также расслабление и релаксация. Они направлены на активизацию так называемого межполушарного воздействия, что, в свою очередь, улучшает восприятие, повышает стресоустойчивость и оказывает общее благотворное влияние на состояние здоровья ребенка.

Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.

Примеры комплекса пальчиковой гимнастики в средней группе

Для достижения лучшего эффекта детская гимнастика для пальцев всегда проходит в игровой форме. Так малыши лучше запоминают и с удовольствием воспроизводят все упражнения, которые сопровождаются несложными и понятными рифмованными строчками. Ниже представлены три примера пальчиковой гимнастики в детском саду, про которую говорилось выше.

Пример 1.

Этот пальчик хочет спать

(поднимаем левую руку к себе ладонью),

Этот пальчик – прыг в кровать!

(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

(«разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),

Братиков не разбуди!

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

Пример 2.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно –

Он – помощник капитана!

(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).

Пример 3.

Ёж, ёж, где живешь?

(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),

Я живу в густом лесу!

(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),

Ёж, ёж, что несешь?

(снова показываем «колючки»),

В норку яблочки несу!

(стучим кулак о кулак),

Буду яблочки делить,

(производим рубящие движения правой ладонью о левую),

Своих деточек кормить!

(то же самое, меняем ладони).

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе предполагает не только пальчиковую гимнастику, но и другие занятия: складывание кубиков, лепку из глины или пластилина, рисование цветными карандашами, выполнение аппликаций из бумаги, новые веяния в детском творчестве и развитии – элементы песочной терапии.

Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

«Осень»

Осень добрая пришла,

нам подарки принесла:

Гречку загорелую, и пшеницу зрелую,

Дыню полосатую, свеклу бородатую,

Яблоки душистые, персики пушистые,

Груши золотистые – осень принесла.

(загибаем или разгибаем пальчики при перечислении)

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть -

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

«Осень, осень»

Приходи! зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень, трем ладошки друг о друга

Погляди! ладони на щеки

Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь

«Дождик»

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки

Вся земля

От воды размокла...

«Золотая осень»

Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза, открывают и

Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз)

Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.)

Дует, задувает, (Трясут кистями рук.)

Желтые листочки С дерева срывает. (Руки медленно опускаются вниз.)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём,(«шагаем» по столу средним
Маме осенний букет отнесём. и указательным пальцем»)

«Гроза»

Капли первые упали,
Пауков перепугали.
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора.
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

«Осень»

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по

другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Ягоды

« Здравствуй, ягода».

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

( Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками).

«За малиной»

1,2,3,4,5.В лес идем мы погулять

За черникой, за малиной

За брусникой и калиной

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

( Пальцы здороваются, идут по столу, загибают, начиная с большого).

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,(указательным пальцем одной руки
Клюква, черника, брусника,пересчитывают, сгибая, пальцы на другой
Малина, клубника, шиповник,руке)
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.(поднимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я – молодец!(большой палец вытягивают вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять,(сначала загибаем или разгибаем пальчики

В лес идём мы погулять.на каждую ягодку)
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём (в конце - ладошки сложить лодочкой,
И братишке отнесём! и "угостить" ягодками)

«В лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.( Загибание пальцев, начиная с мизинца.)

«За грибами»

Солнце утром встало рано,

Всех детишек пригласило.

За грибами мы пошли

Три лукошкам принесли. (Ладони скрещены–солнце, пальцы идут, показать 3 пальца).

*****
Раз, два, три, четыре, пять,(пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый

пальчик)
Мы идём грибы искать!(«шагаем» по столу средним и указательным

пальцем»)
Этот пальчик в лес пошёл,(загибаем пальчики начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Я корзину в лес беру,(сложить ладошки лодочкой)

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»(разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок,(поочередно сгибают пальчики на обеих

Подберезовик, опенок,руках, начиная с мизинца правой руки)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,(«шагаем» по столу средним и

Все грибы несу с собой.указательным пальцем»)

А мухомор не понесу (большой палец левой руки отставляют, Пусть останется в лесу!грозят ему)

«Овощи. Фрукты»

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим, солим (движение паль­цев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

«Морковка»

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

(Пальцы ле­вой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставлен­ными пальцами приставлена к щепоти левой.)

"Овощи"

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку,

Уложила ловко,

Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).

«Овощи»

Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно

отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

« Фруктовая ладошка»

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого:

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя)

**********

Этот пальчик в сад пошел,

Этот яблоко нашел,

Этот яблоко сорвал,

Этот яблоко отдал

Больчишу-крепышу!

Этот пальчик сливки нашел,

Этот пальчик сливки сорвал,

Этот пальчик снес домой,

Ну а самый маленький съел все до одной

«Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого

Отожмём лимонный сок, пальца

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. опять» варят» и «мешают»).

«В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать палецы)

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (покрутить кулаком)

Много нас, а он один. (растопырить пальцы)

Эта долька для ежа. (отогнуть один мизинец)

Эта долька для чижа. (отогнуть безымянный)

Эта долька для утят. (отогнуть средний)

Эта долька для котят. (отогнуть указательный)

Эта долька для бобра. (отогнуть большой)

А для волка кожура. (погладить кожуру)

Он сердит на нас, Беда!(показать волчьи зубы)

Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)

«Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Вот деревья: Ребенок показывает ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, Загибает пальцы на обеих руках.

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

«Хвойные деревья».

В иголках-хвойках Ребенок поднимает вверх переплетенные

Сосна, пихта, елка пальцы правой и левой рук, изображая

И кедр могучий, ветку хвойного дерева. Загибает или

Он тоже в иголках. разгибает по очереди пальцы на руке.

У лиственницы – иглы хвоинки,

У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

В иголках-хвойках (поднимают вверх переплетенные

Сосна, пихта, елка пальцы)

И кедр могучий,(загибают по очереди пальцы на руке)

Он тоже в иголках.

У лиственницы – иглы хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут, (сгибают и разгибают пальчики на

Поэтому хвойными все их зовут.обеих руках)

«Человек. Части тела.»
«С добрым утром»

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

(Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)

**********
Головами покиваем,(выполняем подражательные

Носиками помотаем,движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём(наклонившись вниз,
И немножко отдохнём. качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём(подпрыгиваем на месте в ритме текста)
И сначала всё начнём.
Головами покиваем,
…Плечиками мы покрутим,...(далее темп ускоряется)

У меня пропал мой носик,
Нету носа у меня (прикрыть нос ладонью)
А вот и носик появился.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
У меня пропали щечки,
Нету щечек у меня (прикрыть щеки ладонями)
А вот и щечки появились.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!(хлопаем в ладоши и по коленям)
У меня пропали брови,
Нет бровей у меня(прикрыть брови ладонями)
А вот и брови появились.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!(хлопаем в ладоши и по коленям)
У меня пропали ушки,
Нету ушек у меня(прикрыть уши ладонями)
А вот и ушки появились.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!(хлопаем в ладоши и по коленям)
У меня пропали волосы,
Нет волос у меня(прикрыть волосы ладонями)
А вот и волосы появились.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!(хлопаем в ладоши и по коленям)
Нос, рот, голова, уши,
Щечки, лоб, глаза, плечи,

Шея, грудь(показываем пальцем те части тела,
Не забыть бы что-нибудь.которые называем)
Ножками топ-топ.
Ручками хлоп-хлоп.
Раз сюда(правая рука в сторону) ,
Два сюда (левая рука в сторону)
Это - нет (мотаем головой)
А это - да (киваем)

«Одежда»

«Магазин одежды»

Открываем магазин,

соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны

Протираем пыль с витрин.

ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот

В магазин заходят люди,

подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой

Продавать одежду будем.

костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки

дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем,

фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони

Каждый пальчик мы помоем.

массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки

Потрудились мы на «пять» -

потираем ладони

Пальцы могут отдыхать.

поглаживаем каждый палец

«Перчатки»

Я перчатки одевала.

Долго мучались сначала.

Мизинчик в домик,

Безымянный в домик,

И средний в домик,

Указательный в домик,

А пальчик большой

Сам в домик пошел.

(Скользящие движения ладонями, правыми пальцами одеваем на каждый пальчик левой руки «домики». Пальцы в кулак, большой делает круговые движения).

**********

Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,(загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки.на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.(кулачки имитируют стирку)

У рубашки два манжета,(показывают манжеты на двух руках)

Воротник(показывают воротник)

И рукава,(проводят ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче (показывают застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем(имитируют движения)

А потом гулять пойдем.(«шагаем» по столу средним и указательным

пальцем»)

«Головные уборы»

В шапочках желтых мы стали цыплята,(машут руками, как цыпленок

крылышками)

В шапочках белых мы стали зайчата, (показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки, (соединяет руки над головой)

В шапочках черных – черника на кочках, (присаживается на корточки)

В шапочках синих дождинками стали(встают, ставят руки на пояс)

И по дорожкам легко поскакали.(«прыгают» пальчиками в

воздухе)

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Раз – туфли, (поочередно разгибают пальчики из кулачка,

Два – сапожки,начиная с большого)

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять

Ножкам надо отдыхать.

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.(попеременные хлопки ладонями и удары

Туфли, тапочки, сапожки кулачками по столу)

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки (на каждое название обуви загибают по

Для малышки Галеньки. одному пальчику, начиная с большого )

«Мокрые туфли»

Капельки кап-кап запели,

Намочили лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем.

И все капельки встряхнем.

От дождя убежим

Под кусточком посидим.

Мет. указ. Кисти рук опустить вниз, стряхивать капельки. Ритмичные движения ладонями, руки на плечи, круговые движения, встряхиваем капельки, пальчики бегут, ладонь левая накрывает правую, прижать к груди.

«Птицы»

Прилетайте, птички!(«зовущие» движения пальцев 4р.)

Сала дам синичке.(«режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки(пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

Хлебушка немножко.тереть подушечки пальцевдруг о друга)

Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой

Эти крошки – воробьям.(то же – левой рукой)

Галки да вороны,(тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»)

Пять воробьёв на заборе сидели, (показать пять пальцев,

Один улетел, а другие запели.а затем загибать их по одному)

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

«Журавли.»

"До свиданья, до свиданья,

Возвращайтесь поскорей!" -

Провожаем, провожаем

В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем:

"До свиданья, Маша!

Полетели мы на юг,

Вспоминай нас, добрый друг!" Ладошками изображаются крылья птиц.

«Птичка».

Птичка летала, (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)

Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).

«Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан...

Птички, птички, по домам!

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав назва­ния птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки ).

«Домашние животные»

Садимся на коней. Тпру!

Кони, на старт! (кладем руки на стол, ладонями вниз)

Поскакали! (стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт)

По травке! (поглаживаем стол, проводя поочередно левой и

правой ладонью по направлению к себе)

По песочку! (потираем одну ладонь о другую)

По камушкам! (стучим по столу ноготками)

По мостовой! (стучим кулачками)

По болотцу! (массирующими движениями стучим по щечкам)

По топкому болотцу! (стучим по щечкам и причмокиваем)

По ледочку! (цокать языком)

По снежочку! (ударяем мягкими ладошками по столу)

Через ямку! (сделать руками движения, имитирующие

прыжок)

По пыльной дорожке! (хлопаем ладонями по коленям)

В горку! (стучим по столу в замедленном темпе, как

будтонам тяжело подниматься)

С горки! (стучим в очень быстром темпе)

Ускакали далеко! (очень тихо стучим)

Скачут совсем близко! (стучим громко)

Прискакали! (сильно ударяем ладонями по столу)

«Овечка»

Кучерявая овечка (показать «кудряшки» на

голове)

Переходит через речку. («идем» пальчиками по столу)

Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза.(показать «рога»)

Не пущу тебя, овечка, (наклонить голову с «рогами»)

Не пройдешь ты через речку! (погрозитьпальцем)

Лошадь мимо проходила и овечку пропустила. (руки развести в стороны)

«Буренушка»

Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье Снова «доят»

Молоко коровье.

« Домашние птицы»

«Утята»

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

(Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.)

«Утка»

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (машем руками – «крыльями»)

Во дворе – ее соседка – (руки полукругом перед собой)

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята, (пальцы собраны в щепоть, поочередно

Очень дружные ребята. «клюют корм»)

«Курочка»

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и
Свежей травки пощипатьсредним – каждой руки),
А за ней ребятки - (щиплющие движения всеми пальцами каждой
Желтые цыплятки руки, бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук

одновременно, большие пальцы фиксируют

ладони у края стола)
Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя

пальцами каждой руки или обеих рук

одновременно: большой – указательный,

большой - средний и т.д.).

«Дикие животные»

«Животные»

Раз, два, три, четыре, пять. ("шагать" по столу средним и

Дети в лес пошли гулять. указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса. (рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень. (пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук. (кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь (руки опустить вниз, имитировать

покачивания медведя, шагают двумя пальцами

указательным и средним – каждой руки)

«Белка»

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

(Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)

«Оркестр»

Кто играет на баяне

Зайка наш - на барабане.

Ну, а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать.

Будем вместе мы играть.

(Имитировать игру на инструментах)

«Шла лиса»

Уж как шла лиса по тропке

Нашла грамоту в охлопке.

Она села на пенек и читала весь денек.

Мамочка-мама, милая моя

Мамочка-мама, я люблю тебя.

(Имитировать пальцами рук лису в движениях»

«Новый год»

«На елке»

Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы.

Конфеты в бумажках синих.

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, Один

Золотистый мандарин.

(Ритмично хлопать в ладоши, ударять кулачками, рисуют, Загибают на обеих руках пальцы.)

Наступает Новый год!

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти

внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках,

образуя шар)

Светятся фонарики. (делаем «фонарики»)

Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по столу)

Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)

Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по столу, одна рука -

ладонью, другая - кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)

«Зима»

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

плавные движения ладонями

кулаки стучат по коленям попеременно

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу - вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь

«Снежок»

1,2,3,4.Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий очень гладкий.

И совсем – совсем не сладкий

Раз - подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и – сломаем.

(Загибание пальчиков, лепка, гладят одной ладонью другую, подбрасывают, приседают ловят, встают роняют, топают).

«Сколько птиц?»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

(Мет. указ. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На название птиц загибать пальчики, на последнее предложение разжимание и сжимание кулачков.)

«Зимние забавы»

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

(Загибание пальчиков, Указ. и ср. пальцы «идут», лепят комочки, крошат крошки, указ-м паль-ем ведут по ладони другой руки, поворачивают ладони, отряхивают, воображ. ложкой едят, руки под щеку)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах

На коньках по льду кататься, (поочередно соединяют большой

Вниз с горы на санках мчаться. палец с остальными.)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("идём" по столу указательным и средним

пальчиками)

Бабу снежную лепили ("лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки одной

стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол,то одной

стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки

под щёки)

«Транспорт»

« Транспорт»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе, как узнать?

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками, Загибают пальчики обеих рук).

Садись-ка пальчик в вертолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете.

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдём пешком. (на каждое название транспорта

загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Перекресток»

Там, где шумный перекресток, ("идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Перейти не так уж просто, если правила не знать.(покачать головой)

Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот (показать указ.палец правой руки., остальные пальцы сжаты в кулак)

Кто лишь при зеленом свете (хлопки в ладоши )

Через улицу идет! ("идём" по столу указательным и средним пальчиками)

«Профессии»

«Строим дом»

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам .)

Молоточки стучат,

Стучать кулаком о кулак.

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы. Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.)

«Такие разные дела»

Раз, два, три, четыре! Дети, (Сжимают пальчики по одному в кулачки)

Много дел на белом свете. (Разжимают пальчики по одному из кулачков)

Вот военные идут - они границу берегут. (Пальчики «шагают»)

А швея иглу берет и одежду людям шьет. (Имитируют движения руки иглой при шитье)

Дворник улицу метет, звонко песенку поет (Подражают движения дворника)

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла. (Выполняют упражнение «Кормление птиц»).

За работу

Ну-ка братцы за работу

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять

Мет. указ. Сгиб. и разг. пальцы

Гномики –прачки

Жили были в домике

маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,

1,2,3,4,5. Стали гномики стирать.

Токи – рубашки, Пики - платочки,

Лики – штанишки, Чики – носочки,

Мики умницей был,

Всем водичку носил.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого, трут кулачками друг о друга, загибают пальчики.

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу больно, пальцу колко,

А наперсток в тот же миг,

К девочке на пальчик, Прыг!

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей.

Мет. указ. левая ладошка раскрыта, правая шьет, надевают наперсток, шьют, грозят пальчиком.

Что принёс нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали. (на каждое наименование загибают по

одному пальчику, начиная с большого)

Много есть профессий знатных, (соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных и приятных (соединять пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (загибают по одному пальчику, начиная с

большого)

Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Мебель»

«Мебель»

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку,

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

На кровати мы лежали,

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Загибать пальчик, сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого.)

Эту мебель мы купили (ритмично сжимают

С папой вместе в магазине. и разжимает пальцы рук)

Это стул, на нем сидят. (загибают пальцы на руке,

Это стол, за ним едят. перечисляя мебель)

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой. (показывают, какой большой шкаф)

Он красивый и удобный

И зовется «платяной».

Уберу в него одежду: (загибают по одному пальчику,

начиная с большого,

Майки, шорты и трусы на одной руке,

Брюки, куртки и рубашки, а затем на другой)

И носки с футболками

Уберу на полки я.

«Весна»

«Весна пришла»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются ).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты “ковшом”).

Уже глядит цветок…

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”) .

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

«Много мам на белом свете»

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи (поочередно сгибают пальчики, начинаяс мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

(разводят руки, поднимают ладошкивверх)

Мамочка (кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоя¬нии друг от друга).

Мамочка-мама (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются)

Милая моя (то же - безымянные пальцы)

Мамочка-мама (подушечки средних пальцев производят те же движения)

Я люблю тебя (указательные пальцы соединяются и разъединяются; при соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имитируют поцелуй)

«Пирог»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки.

(Медленно опускать ладони на стол, лепить пирог, «бегут» по столу, пекут перок).

«Сосульки»

Шаловливые сосульки (складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой)

Сели на карниз. (садимся на корточки)

Шаловливые сосульки (так же)

Посмотрели вниз. (наклоняем голову)

Посмотрели чем заняться? (пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.(взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон! (взмахиваем кистями рук по очереди)

Распускаются цветы (постепенно раскрываем сомкнутые в виде

бутона ладони)

Удивительной красы.

Этой раннюю весной,

Ветерок зовет с собой. (ручками поманили к себе)

Пробежаться по тропинке, (имитируем бег пальчиками по столу)

И увидеть как из почки,

Появляются листочки. (сложить ладошки друг на друга в виде

листочка)

«Семья»

«Танины игрушки»

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино

И котенок, и слоненок, 1,2,3,4,5.

Помогаем нашей Тане

(1.Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.

2. на счет разгибать пальцы.

3. повторить № 1)

«Раз, два, три, четыре –(сжимают и разжимают кулачки)

Кто у нас живёт в квартире? (пожимают плечами)

Папа, мама, брат, сестрёнка, (разгибают пальчики по одному)

Кошка Мурка, два котёнка (изображают кошечку)

Вот и вся моя семья! (скрестили пальчики обеих рук между

собой)

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают

Это – я, пальцы)

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- -мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик –я,

Вот и вся моя мемья!

(Поочередно загибаем пальцы рук)

«Посуда»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки

«Чай пили»

Жили мыши на квартире

Чай пили, ложки били.

По-турецки говорили.

Чаби, чаляби,

Чаби-чаби.

Мет. указ. Хлопки в ладони, кисти сложены в чашку, поочередное прикасание подушечками пальцев друг о друга.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками др. о друга, загибают пальчики, начиная с большого, одна ладонь скользит по другой).

«Чайник»

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь (наклон в строну, где рука-носик)

«Инструменты»

«Мы ребята – мастера»

Стул сломали мы вчера пальцы одной руки приставить

к локтю другой руки

Мы – ребята – мастера указать на себя

Молотком тук-тук стучали

постучать кулак об кулак

Гвозди долго забивали стучать кулаком об указательный палец Получилось как-то криво

рука по диагонали

Отпилили мы красиво имитировать движения

Зачищали шкуркой долго тереть ладонь о ладонь

Покрывали лаком стойким имитировать движения

Верх узором украшали рисуем в воздухе

Папу посмотреть позвали приложить ладонь ко лбу

«Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.

(Вращать кисти рук)

«День защитников Отечества»

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

«Капитан»

Это – Мишка – капитан.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Обошел он много стран.

(Потирают ладони друг о друга)

Обошел он много стран.

Обошел их не пешком -

(поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук)

На кораблике с флажком.

«А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

«День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

«Оловянный солдатик стойкий»
Оловянный солдатик стойкий, (Имитация пальцами движений
На одной ноге постой-ка. оловянного солдатика)
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

«На параде»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
«Насекомые»

«Пчела»

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают

И весёлый мотылёк, пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к

глазам)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)

Паучков на землю смыл

(Хлопок ладонями по коленям или по столу)

Солнце стало пригревать

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

(Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять на ветке.

(«паучки» ползают по голове)

«Лето»

«Радуга»

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
« Я рисую лето »

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»

«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за месяц...
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

«Космос»

« На ракете»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2,3, потянись

Вот летит ракета ввысь.

Мет. указ. Пальцы соприкасаются подушечками, ладони у основания отведены в сторону, поднять руки над головой, ладони вниз сжимать пальцы .

«Космонавты»

Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким?

Нужно обладать сноровкой.

Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.

Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки значит, можно начинать.

Так в ладошки ударять,

Мет. указ. Дети садятся лицом друг к другу парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.

«Игра в космонавты»

Космонавтом хочешь стать?

Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки.

Так в ладошки ударять, чтоб самим на удивленье.

Все шестнадцать упражнений

Без ошибок показать!

Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь!

Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать в состязании проворном,

Интересном и задорном.

Кто точнее и быстрее?

Кто всех лучше и резвее?

Вот она как!

Вот как он! Эта пара - чемпион!

Мет. указ. Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.

«Животные жарких стран»

«Черепаха»

Вот моя черепаха, она живет в панцире

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

То высовывает голову.

Когда она хочет спать

То прячет ее обратно.

Мет. указ.. Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Показать большие пальцы и спрятать их обратно

«Слон»

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот все при нем.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Мет. указ. Указательный палец и мизинец показывают уши, средний хобот, Сгибание и разгибание в запястье, ладошки приглашают в гости.

«Попугай»

Говорит попугай попугаю

Я тебя попугай, напугаю.

Попугай в ответ попугаю.

Напугай! Напугай!

Мет. указ Пальцы сложены в клюв у двух рук. Круговые, поочередные движение кистей. Кивают друг другу. Вращаются одновременно.

«Цветы луговые, полевые, садовые»

«На лугу»

Роса на травке дребезжит

Солнцем заливается.

На весеннем на лугу

Цветочки распускаются.

Мет. указ. Пальцы вниз, шевелятся - дребезжат, руки скрещены пальцы растопырены –солнце, ладошками сделать бутон, пальцы развести в стороны.

«Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весеннем раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье.

Дружно дают под землей корешки.

Мет. указ. Руки вверху делают бутон, пальцы развести, ладошки вместе. Ритмичные движения пальцами вместе -врозь, опустить ладони вниз, прижать тыльной стороной пальцы развести .

«Продукты питания»

«Братцы»

Пошли два братца, вместе погулять.

А за ним еще два братца.

Ну, а старший не гулял.

Очень громко их позвал.

Он за стол их усадил

Вкусной кашей накормил.

Мет. указ.. Ладони соединить, поочередно раздвигать пары пальцев в стороны, большими кормить кашей братцев.

«Каша»

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим.

По тарелке дадим.

Птичке – невеличке

Зайцу, лисичке,

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке.

Мет. указ . руки вверх, шевелить пальцами, пальчики идут, мешают кашу, загибают пальчики.

«Пельмени»

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяя фарша горстку

На кружок кладу я горстку

Я края соединяю

Пальчиками их сжимаю

Пелеменьки получаю.

Мет. указ. Движения согласно тексту.

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

«Мы писали»

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Пальчики скачут по столу.

Растопырить пальцы, ладони

вверх.

Пальчики скачут по столу.

Лёгкие движения кистями влево, вправо.

Погрозить пальцем.

Весело хлопать в ладоши .

Веселитесь на лужайке!

«Зимние месяцы»

Зимние месяцы: декабрь, январь

К ним не забудем добавить февраль

Руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок

Руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок

Руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»

Имитируем сбор ягод в корзинку.

Весне отдаем март, апрель , теплый май

Для лета июнь, июль, август давай

А если к нам в гости осень придет,

Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!!!

«12 месяцев»

12 месяцев в году, я вам ребята назову:

Круглый год, круглый год,

Пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками

Январь, февраль, и март идет,

Поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке

А там апрель, а следом май,

соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке

Июнь, июль, нам август дай!

соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке

Продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке

И не забудем добавить декабрь!

соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке.

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР для детей младшей и средней группы детского сада

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" и "Музыка"
Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
(3-5 лет)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки.
Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке.
Положить руки на голову.
Ты, моя дочурка,
Помаши ладошкой.
Кыш – кыш – кыш!
Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
«Шаловливые пальчики»
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся-
Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся, играют – прячутся»

«Ножками затопали»
Ножками затопали,
шагать чётко, на каждую четверть
Зашагали по полу
топают ножками
Топ, топ, топ,топ,топ,
Все ребята дружно стоп!
«Зайчики»
Спросить у зайчика: «Где, зайчонок, ты гулял?» и, держа игрушку в руках, ответить за него
Я под ёлочкой скакал
Вместе с новыми друзьями:
Белкой, мышкой, воробьями.
-Что же ты там делал
-Прыгал
-А как?
-Вот так.
Зайчик показывает детям, как надо прыгать: педагог, держа игрушку перед собой, прыгает на обеих ногах. Затем предлагает ребятам попрыгать под музыкальное сопровождение.
Дети прыгают на обеих ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Можно на каждого ребёнка надеть заячьи ушки. Этот момент сразу повышает заинтересованность и активность детей.
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.
Не торопить детей, если у них это не сразу получается.
Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение .
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Пальцы сжаты в кулачки
Крепко их потрём,
Тереть кулачком по кулачку
А потом повыжимаем, «Выжимаем бельё»
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки
Свободными пальцами
Так встряхнём, так встряхнём.
Кисти вверх, вниз.
А теперь мы их погладим,
«Гладим бельё»
Мы погладим утюгом.
Кулачок по ладони.
А теперь платочки сложим
Хлопать одной ладошкой
Эту стопку в шкаф положим.
Положить руки на колени.
«Кот Мурлыка»
Вот кот мурлыка ходит,
лёгкими, свободными кистями рук
выполняет движение«Кошечка»

Он всё за мышкой бродит
Мышка, мышка, берегись,
Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать
«А-а-а-ам!»
пальцы в кулак.

«Наша бабушка».
Наша бабушка идёт
Шлепки по коленям лев., прав.
И корзиночку несёт.
«Корзиночка»
Села тихо в уголочек,
Руки на колени.
Вяжет деточкам носочек.
Вязать.
Вдруг котята прибежали
Кошечка.
И клубочки подобрали.
Где же, где мои клубочки,
Развести руками.
Как же мне вязать носочки?
Вязать.
«Тики-так»
/Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма./
(Исходное положение: все пальцы собраны в кулачок.
Педагог произносит в высоком регистре)

Тики-так, тики-так,
Указательные пальцы поднять вверх
Так ходики стучат.
И ритмично покачивать ими вправо-влево
(произносить в среднем регистре)

Туки-так, туки-так,
Пальцы широко, ладони друг к другу,
Так колёса стучат
скользить(в нижнем регистре)
Туки-ток, туки-ток
Сжать пальцы в кулаки и
Так стучит молоток.
Стучать кулачком по кулачку.
«Семья»
Этот пальчик-бабушка,
Указательным пальчиком левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Этот пальчик-дедушка,
Дотронуться до указательного пальца,
Этот пальчик –мамочка,
Дотронуться до среднего,
Этот пальчик-папочка,
Дотронуться до безымянного,
А этот пальчик –я.
Дотронуться до мизинца.
Вот и вся моя семья!
Выполнить движение «фонарики» .
Дружная, крепкая!
Положить ладонь правой руки на ладонь левой руки и пожать её. Повторить, поменяв руки.

«Овечки»
На лугу стоят овечки,
Ушки, головой покачать.
Шерсть закручена в колечки,
Поочерёдно соединять с большим пальцем все остальные
А играет для овечек
(указательный, средний, безымянный и мизинец).
На свирели человечек.
Играть на дудочке.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять.
Сжать руки в кулаки.
«Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук
Дети наперегонки.
по бёдрам и коленям (пальчики бегут)
«Капуста»
Что за скрип?
Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст? Это что еще за куст?
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»,
покружить ими.

Как же быть без хруста?
Сделать из пальцев «шар»
Если я - капуста!
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Мы капусту солим,
Движения пальцев имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок»
Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.
Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.
Выполнять движение «пирожки»
Ух!
Бросить снежок вперед.

«Шарик»
Надувают шарик быстро
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку
Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.
Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Хлопок в ладоши.
Воздух вышел,
Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой.
Снова собрать пальцы в щепотку.

Людмила Лепа
«С пальчиками играем - речь развиваем». Конспект НОД для детей средней группы

Цель: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «З», «С»;

Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.

Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.

Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (левая рука, правая рука, согласовывать с действиями.

Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.

Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей, действовать в соответствии с заданием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.

Развивать навыки коммуникативного общения детей.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте! Вот и детки наши пришли! Много у нас деток, и для каждого ласковое слово найдётся.

Наша Сонечка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду!

НашаДашенька и Машенька

Сладки яблочки в саду!

У Ильюшки и Максима руки в бок, глазки в потолок.

Сеня и Илья пошли за порог

И упали поперёк!

Воспитатель: А теперь садитесь рядком, я на вас полюбуюсь. Ребята, а какое сейчас время суток? (утро) Скажите «Доброе утро», кому вы пожелали доброго утра? (ответы детей)

Игра «Доброе утро, солнышко встало»

Утро настало.

Солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».)

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).

Вставай, большак! (Большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу) левой руки.

Вставай, указка! (Щелчок по указательному пальцу).

Вставай, серёдка! (Щелчок по среднему пальцу).

Вставай, сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу).

И крошка Митрошка! (Щелчок по мизинцу).

Привет, ладошка! (Щелчок в центр ладони).

Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к доброму и весёлому коту Ваське. Ну что ребята в путь!

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки

Смешные человечки. (Дети парами становятся напротив друг друга, пальцами «бегут» по рукам).

Прыгали, скакали,

Котика искали. (Хлопают по плечам друг друга).

Гладят лицо друг друга.

Поднялись на мостик

И забили гвоздик. (Руки согнуты в локтях).

Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку! («Ныряют»)

Где же человечки? (Показывают изумление).

Я хожу, хожу, хожу –

Друга нового ищу. (Находят новую пару).

(повторить 3 раза)

Кто нам встретился в пути?

(На дорожке сидят три мышки-игрушки)

Мышки вы не видели котёнка?

Пальчиковая игра «Котёнок»

Шёл один я по дорожке, (Показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (Показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (Показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (Показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (Царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

Там смотрите впереди

Виден домик из дали.

Пальчиковая игра «Домик»

Я гуляю во дворе (Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (Ритмичные хлопки ладошками.)

Я по лесенке взберусь (Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев.)

И в окошко постучусь. (Поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ребята, помогите мне выйти из домика. Хитрая лиса меня на замок закрыла.

Воспитатель: Поможем котику?

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (Руки в замке)

Кто его открыть бы смог?)Пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, потянули, (Потянули)

Покрутили, покрутили, (Вращаем руки)

Постучали, постучали (Стучим основанием ладоней)

И – открыли! (Руки разжимаются.)

Из домика выходит кот Васька. Здоровается с ребятами, благодарит их за спасение.

Воспитатель: Долго мы тебя искали. Ой, смотрите комар, летит, а там осиное гнездо.

Кот Васька: Где я не вижу.

Пальчиковая игра «Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (Водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (Водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (Пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (Ладошкой дотрагиваемся лба)

И к уху, зззз (Зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Кот Васька: Я пришёл к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

Эти шарики на нитке

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке … (бусы)

Дети берут бусы и садятся на ковёр.

Жили-были бусы в шкатулочке. (Ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы.) Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (Потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются…)Одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь. (Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.)

Воспитатель: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали. … Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах, какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

(дети раскладывают на полу узоры из бус).

Кот Васька: Молодцы ребята красивые у вас узоры получились. У меня для вас есть в домике подарки. (Выносит пряники и угощает детей).

Вы тут веселитесь, играйте. А мне надо бежать мышек догонять, в кошки-мышки с ними поиграть.

Дети прощаются с котиком.