В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе. Сердце отдаю детям цитаты Сухомлинский сердце отдаю детям цитаты

Большое зло - корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно. Алчность, корыстолюбие

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя. Алчность, корыстолюбие

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Алчность, корыстолюбие

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Брак, семья

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Брак, семья

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Брак, семья

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Брак, семья

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Верность, постоянство

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, - главная причина отсутствия свободного времени. Воспитание и воспитатели

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Воспитание и воспитатели

Эгоизм - это первопричина рака души.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Думать только о себе, только о своем благе - это значит быть скотиной. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. Гордость, достоинство, самоуважение

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. Гордость, достоинство, самоуважение

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Доброта, человеколюбие

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем, Доброта, человеколюбие

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. Доброта, человеколюбие

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной. Женщины, мужчины

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни. Жизнь

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом - значит самому стать безнравственным человеком. Злобность, жестокость, подлость

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Злословие, склочность

Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Искусство

Книга - один из важнейших источников радости мышления. Книга, печать

Чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Книга, печать

Большое зло - лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему. Лесть, лицемерие, ханжество

Любовь - это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Любовь

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы. Любовь

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Любовь

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение. Мечты, желания, надежды

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Самое трудное - мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Мужество, героизм, доблесть

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Музыка

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка

Первое гражданское чувство - чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Народ, государство, нация

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком. Невежество

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности. Нравственность, мораль

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек. Общество, классы, коллектив

Забота о воспитательной силе коллектива - это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Общество, классы, коллектив

Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Общество, классы, коллектив

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми. Общество, классы, коллектив

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. Поведение, поступки

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Родина, патриотизм

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Родители, дети

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. Родители, дети

Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Родители, дети

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Родители, дети

Ребенок ненавидит того, кто бьет. Родители, дети

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. Родители, дети

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы. Свобода, равенство

Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. Совесть, честь

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности. Совесть, честь

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, - ты ошибаешься. Прятаться от людей - низость, прятаться от себя - низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой. Совесть, честь

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Счастье, радость

Наивысшее личное счастье - бороться за что-то более значительное, чем личные интересы. Счастье, радость

Человек таков, каково его представление о счастье. Счастье, радость

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Физическая культура

Поставь над собой 100 учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя. Характер, выдержка, самообладание

Каждый человек - творец собственного благополучия. Человек таков, каково его представление о счастье.

Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями - Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми.

В своих известных произведениях «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека» он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка. И несмотря на то, что эти принципы были обозначены им около полувека назад, они и сегодня не теряют актуальности, а скорее даже наоборот.

50 важнейших принципов воспитания

  1. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
  2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
  3. Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, потому что идешь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь.
  4. На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей - камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.
  5. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
  6. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
  7. Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому - лень.
  8. Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
  9. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
  10. Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
  11. Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
  12. Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это - самый главный источник озлобленности.
  13. Мышление начинается с удивления.
  14. Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином. Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива.
  15. Умение управлять желаниями - в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке - источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
  16. Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
  17. Если ты слышишь порицание, осуждение от старших, от своих товарищей, помни, что, порицая и осуждая, они хотят тебе добра. Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу - от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму - всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы. Развивай чуткость своей совести.
  18. Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, - вот тогда он и убоится. Стыд - это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится - боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость.
  19. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер.
  20. Самое страшное для человека - это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.
  21. Человек без убеждений - тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.
  22. По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть - ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов - поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.
  23. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
  24. В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
  25. Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
  26. Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.
  27. Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями.
  28. Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок - значит не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок - это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо помогать.
  29. Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали неудовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного усердия.
  30. К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от учителя - нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок проявляет изобретательности в обмане, тем благоприятнее почва для лени и нерадивости.
  31. Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок, а потом - ученик. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
  32. Смысл жизни - в служении людям.
  33. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика.
  34. Призвание - это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприемников, если бы не трудился - вряд ли появилось бы это призвание. Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
  35. Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Нажал кнопку - и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до полного отупения.
  36. Где зубрежка - там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Прибегающий к шпаргалкам обрекает себя на ограниченное скольжение по поверхности фактов и явлений, превращает сам себя в ленивое, малоразвитое существо. Шпаргалки в вузах - это дитя лени мысли. Они как раз и появляются в результате того, что человек не рассуждает, не размышляет; у него нет ничего непонятного, он стремится запомнить, запомнить, запомнить…
  37. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
  38. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека - это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
  39. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
  40. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе - человечность - это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
  41. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
  42. Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью - это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
  43. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина - чувством долга
  44. Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
  45. Самое важное и самое трудное для человека - всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
  46. Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости - это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радости и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость - радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.
  47. Жалость к самому себе - вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
  48. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек.
  49. Труд - это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
  50. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость - радость потребления.

В. А. Сухомлинский

"Сердце отдаю детям"

(ЦИТАТЫ)

  • "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии , творчества ."
  • … «Путешествуя» к истокам слова: открывал ребятам глаза на красоту мира и в то же время стремился донести до детского сердца музыку слова. Я добивал-ся того, чтобы слово было для ребенка не просто обозначе-нием вещи, предмета, явления, но несло в себе эмоциональ-ную окраску — свой аромат, тончайшие оттенки. Важно было, чтобы дети вслушивались в слово, как в чудесную ме-лодию, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждала интерес к тем ри-сункам, которые передают музыку звуков человеческой ре-чи — к буквам. Пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков — нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, то он обрекает дитя на тяжелый труд (ребенок в конце концов преодолеет эту тяжесть, но какой ценой!). Процесс обучения письму и чте нию будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполнены живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.»
  • "Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец ."
  • "Чем раньше ребёнок начал читать, тем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше даёт чтение для умственного развития"
  • "Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения "
  • "Душевная чуткость - это качество, которое невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе."
  • "Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребёнка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа"
  • В детстве каждый ребёнок поэт.
  • Поэтическое творчество - высшая ступень речевой культуры, а речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией особо одарённых. Поэтическое творчество возвышает человека.
  • Человек, который любит Пушкина и Гейне, Шевченко и Лесю Украинку, человек, которому хочется сказать красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается прежде всего в уважении человеческого достоинства, такой человек не может стать грубияном, циником.

Заглавие коллекции: Сердце отдаю детям цитаты. Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. Екатерина II Великая

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. Карл Маркс

Когда человек может назвать мать свою по духу родной это редкое счастье. М. Горький

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг

В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою, между тем как родители обладают в них объективной предметностью своей же связи. Г. Гегель

Привычка — вторая натура человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев

Они похожи как две капли воды, но мама их запросто отличает.

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. Менандр

Религия — это как пенис. Нормально, когда он у тебя есть. Приятно, если вы гордитесь им. Но, пожалуйста, не доставайте и не размахивайте им на людях. И, пожалуйста, не пытайтесь подсунуть его моим детям. Джордж Карлин

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Бисмарк

Семья, которая знает лишь родственные узы, легко превращается в клубок змей. Эмманюэль Мунье

Дети по-настоящему любят родителей, когда пытаются подражать им, копируют привычки и манеру поведения.

В бессердечном мире ваши близкие — это сердца, бьющиеся только для вас.

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. И. Гёте

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи

Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская

Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфилд

Мудрец обратился к своему сыну: Будь безгрешен, чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым. Будь довольным и смиренным, чтобы иметь много друзей. Остерегайся людей завистливых. Думай об устройстве своего дома!

Духовность семьи зависит от хорошего примера.

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А. Дистервег

Семейная жизнь есть вмешательство в личную жизнь. Карл Краус

Мы никогда не сумеем чувствовать и уважать наше действительное призвание и назначение, если не научимся считать миражом все в сравнении с воспитанием сердца. Вальтер Скотт

Ни один ребенок не может опозорить родителей так, как родитель — ребенка.

Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями.

Легче всего осуществить именно те мечты, в которых не сомневаешься. Александр Дюма-отец

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский

Каждая мать надеется, что ее дочь получит лучшего мужа, чем она, и убеждена, что ее сын никогда не получит такую же хорошую жену, как его отец. Мартин Андерсен-Нексе

Ох уж эта мама! Вечно игрушки по полкам расставит — а я потом ходи, по местам разбрасывай…

Чего бы я не дал, чтобы избавить мир от измов! Мы возимся с нашими измами, как слепые кроты, свершая по отношению друг к другу столько низостей, что еще тысячу лет назад нужно было бы запустить нам в голову какой-нибудь кометой. Чарльз Диккенс

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. Михаил Афанасьевич Булгаков

Женщина — великая воспитательница мужчины. Анатоль Франс

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

Дети хотят невозможного: чтобы ничто никогда не менялось

Сначала убедись, а потом уж убеждай. К.С. Станиславский

Мы терпеть не можем, когда дети шумят. Но если они затихают — это еще хуже. Быть беде…

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж. Руссо

Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, анев доме соседа. Вольтер

Дети делают труд радостным, но неудачи кажутся из-за них более огорчительными. Ф. Бэкон

Дети — живые цветы земли. М. Горький

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я. Каменский

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский

Кто говорит: я экономлю, чтобы моим детям было лучше, нередко делает так, что им однажды от этого становится хуже. Вильгельм Швёбель

Дети чаще всего вырастают хорошими, если мать их недостаточно любит

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко

Любовь, конечно, рай, но райский сад Нередко ревность превращала в ад. Лопе де Вега

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. А. П. Чехов

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Василий Александрович Сухомлинский

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Б.Франклин

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Когда приходится менять обстоятельства или терять друзей родные всегда окажутся рядом, чтобы оказать поддержку.

Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг

Важно помнить, что у членов семейства один общий враг — Сатана.

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В.И. Даль

Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт

Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин

Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. Д. Уэбстер

Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Мы можем побрататься одной кровью, но это не сделает нас родней.

Одна ложь родит другую. Публий Теренций Арф — Сердце отдаю детям цитаты.

Вопреки расхожему мнению, любовь занимает не так уж много места в жизни женщины. Ее муж, дети, дом, удовольствия, тщеславие, светские и сексуальные отношения, продвижение по социальной лестнице значат для нее гораздо больше. Симона де Бовуар

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости Эмиль Золя

Творческая работа

"Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского"

В. А. Сухомлинский - педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем» , а методы воспитания - спасительными .

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя» . Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие - это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха - одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка - миссия педагога», - так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами... Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», - считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

Книги В.А.Сухомлинского:

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988