Какие изменения личности влечет за собой алкоголизм

Изменения личности при алкоголизме являются неким проявлением проблем с психикой, которая складывается из моральной, духовной и социальной составляющих. После того как человек употребляет алкогольную продукцию на протяжении долгого времени и в больших количествах, у него изменение психического состояния может происходить двух видов – яркое проявление эмоций, которое сменяется полным разочарованием и плаксивостью.

Непосредственное человеческое желание с каждым выпить все больше, и возникающую вследствие этого неспособность к контролю собственного поведения, условно можно подразделить на несколько этапов

На первой стадии человек выпивает с каждым разом все больше, что приводит к некой потере самоконтроля.

Проявляется такое состояние, как:

  • развязность в поведении;
  • невозможность вспомнить некоторые события;
  • плохое самочувствие;
  • проблемы со сном.

При этом он сам рьяно осуждает алкоголиков, считая, что у него это просто увлечение, с которым он готов покончить в любой момент.

Эта стадия является уже хронической, при которой имеется стойкое желание выпить, так как алкоголь теперь единственное увлечение, а утреннее похмелье теперь становится обязательным, что, безусловно, приводит к запоям. Здесь потребность выпить уже проявляется на физиологическом уровне, а трезвый человек уже становится злой и депрессивный.

Вторая стадия носит название поздней, во время которой происходят нарушения в работе организма. Деградация в данном случае уже происходит на физиологическом уровне, так как разрушаются клетки мозга. Здесь ярко выражены проблемы с речью, координацией и мышлением.

Уже буквально на второй стадии у человека начинает формироваться так называемый алкогольный характер, который проявляется, как:

  • отсутствие критического восприятия собственной жизни;
  • снижение интеллекта;
  • повышенная эмоциональность;
  • плаксивость;
  • лживость;
  • невозможность общаться и адекватно вести себя в социуме.

Судя по всем перечисленным выше симптомам изменения личности при алкоголизме, деградация у пьющего человека заметна, что говорится налицо.

Все внимание выпивающего принадлежит лишь желанию выпить, которое должно осуществиться любой ценой. Вследствие чего, алкоголик начинает воровать из дома вещи, продавая их или просто отдавая за выпивку, затем он ворует уже у других людей или же попросту попрошайничает.

Ко всему прочему, со временем, чтобы вернуться в излюбленное состояние опьянения он начинает употреблять гораздо более дешевые алкогольные продукты, представляющие собой суррогаты, такие как одеколоны, лекарственные настойки, аптечный спирт и так далее. Безусловно, это еще больше усугубляет состояние с пошатнувшимся здоровьем.

На рабочем месте у пьющего человека:

  • отсутствует желание работать;
  • получать какие-либо новые знания;
  • реакция ухудшается;
  • от обязанностей человек начинает уклоняться;
  • теряется концентрация.

Алкогольное изменение личности в комплексе приводит к потере былого профессионализма и человек ведет работу лишь поверхностно, но при этом ждет былого денежного вознаграждения.

В домашних условиях у пьющего человека:

  • меняется чувство ответственности, которое порой просто исчезает;
  • данные обещания он не считает нужным исполнять;
  • ложь выступает на первый план.

А собственное алкогольное опьянение он объясняет как физиологическую необходимость, без которой он просто умрет. Проявляющаяся агрессия и непонимание со стороны близких, выливается в постоянные скандалы и даже рукоприкладства.

Что касается общения с друзьями, то в трезвом состоянии личность алкоголика не способна общаться на равных, так как его постоянно мучает некое стеснение, хотя после принятого алкоголя ситуация в корне меняется и он становится смелым и порой даже агрессивным.

Те люди, которые на протяжении долгого времени употребляют алкогольную продукцию, часто страдают психическими расстройствами, психология выделяет следующие состояния:

  1. Белая горячка, носящая такое название, как делирий. Возникает она по причине:резкой отмены алкоголя, возникновения заболеваний, потрясения. У такого пациента чрезмерные иллюзии провоцируют возникновение маний и бреда. В таком состоянии он опасен не только для окружающих, но и для самого себя, так как психика крайне не стабильна.
  2. Галлюциноз, проявляющийся в том, что пациент уверен, что слышит чьи-то голоса, провоцирующие его совершить тот или иной поступок. При этом чувство подавленности меняется агрессивным настроем, что в конечном счете приводит к постоянным мыслям о суициде.
  3. Психоз. Если у пациента имеется травма головы, сопряженная с постоянным приемом алкоголя, у него возникает бредовый психоз, проявляющийся как мания преследования, чувство страха и непонятная речь, при этом ощущение реальности полностью отсутствует.
  4. Ревностный бред, опасность этого состояния заключается в том, что нередко человек с таким синдромом может напасть на собственного партнера с целью убийства.
  5. Запой, имеющий научное название – дипсомания.
  6. Депрессивные состояния.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что алкогольное опьянение негативно сказывается на психике, что приводит к нарушению привычного ритма жизни не только самого алкоголика, но и окружающих его людей.

Причем заканчивается все потерей семьи, нормальной работы, травмами, преступлениями различного характера и несчастными случаями. Судя по всему вышесказанному, алкоголизм – это та же наркотическая зависимость, которая провоцирует изменение личности и полную деградацию как в физическом, так и в духовном плане.

Но не стоит сразу отчаиваться, ведь человек, который периодически выпивает, еще не является заядлым алкоголиком. Проявления личности меняются по прошествии достаточно долгого времени. Следовательно, начав вовремя лечение, близкие и сам выпивающий смогут решить данную проблему.

Когда изменение объема обязанностей влечет за собой и изменение оклада, может ли корректировка должностной инструкции свидетельствовать об изменении трудовой функции и о чем следует помнить, уведомляя работника о предстоящем увольнении: ответы на эти вопросы - в статье.

Ведение бизнеса нередко требует пересмотра отдельных условий работы в компании. Если сотрудники понимают необходимость нововведений, то, как правило, никаких проблем не возникает: любое положение трудового договора может быть изменено по соглашению сторон. За отказ же от работы в новых условиях руководство вправе по своей инициативе уволить сотрудника. Отметим, что довольно часто подобное основание увольнения используется, когда сотрудник имеет «иммунитет» от увольнения по инициативе работодателя, а компания хочет с ним расстаться. Но в случае спора работодателю придется:

  • доказать, что сохранить условия трудового договора в изначальном виде было невозможно;
  • привести доказательства того, что данные изменения произошли вследствие именно организационных или технологических причин.

Помимо этого, важно помнить, что любые новшества не должны затрагивать трудовую функцию сотрудника. Ведь ее изменение возможно только по обоюдному согласию сторон. В то же время в отдельных случаях изменение трудовых функций работника по инициативе работодателя возможно.

Рассмотрим случаи, когда руководство вправе скорректировать должностные обязанности сотрудника или уменьшить их объем, а, как следствие, и должностной оклад.

Уменьшение оклада должно быть вызвано организационными или технологическими причинами

В отличие от сокращения штата (когда работодатель не обязан доказывать целесообразность упразднения той или иной единицы), изменение условий трудового договора должно быть обосновано конкретными причинами. В случае судебного спора именно работодателю придется доказывать, что у него отсутствовала возможность сохранить условия работы в прежнем виде (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

В качестве основания изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в законе указано всего две причины: организационные или технологические изменения.

Организационными могут быть признаны:

  • изменения в структуре управления компании;
  • внутренняя реструктуризация предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и, как следствие, замена системы оплаты труда.

К технологическим изменениям могут относиться:

  • внедрение новых технологий производства, станков, агрегатов, механизмов;
  • усовершенствование рабочих мест;
  • разработка новых видов продукции и др.

Таким образом, компания не может обосновывать смену условий трудового договора такими причинами, к примеру, как финансовые трудности, поскольку это будет противоречить Трудовому кодексу РФ. Также следует помнить, что вводимые перемены не должны ухудшать положение работника по сравнению с условиями коллективного договора (ч. 8 ст. 74 ТК РФ). Например, если коллективным договором установлен минимальный уровень заработной платы сотрудников предприятия, то зарплата при новых условиях труда не может быть меньше, чем установлено коллективным договором. Работодателю важно доказать, что именно из-за вводимых изменений следует пересмотреть условия трудового договора. Отсутствие надлежащих доказательств обоснованности перемен будет свидетельствовать о том, что изменение трудовых договоров и последующее увольнение в связи с несогласием с изменениями условий труда по инициативе руководства является незаконным. Тогда как наличие подобных доказательств подтвердит правоту компании.

Как изменить структурное подразделение, которое указано в трудовом договоре с сотрудником

На практике организация имеет право упразднить отдел или иное структурное подразделение, в котором трудился сотрудник, передав его функции в другой отдел или управление или распределив их между несколькими управлениями. Работника же ликвидированного отдела можно определить в новый отдел или подразделение, на который возложены функции, ранее выполняемые этим сотрудником. Однако изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя неправомерно.

Судебная практика: вопрос о том, кому принадлежит инициатива увольнения

Так, в одном деле в связи с реорганизацией банка руководством было принято решение о преобразовании департамента по связям с инвесторами в два управления: информационно-аналитический и по связям с общественностью. Работницу, которая до расформирования возглавляла данный департамент, уведомили об изменениях заключенного с ней договора и предложили занять должность руководителя информационно-аналитического управления с измененным должностным окладом в связи с уменьшением объема обязанностей. Работница с данным предложением не согласилась и заявила, что в результате расформирования департамента, которым она руководила, была изменена ее трудовая функция, и осуществить такой перевод по своей инициативе и без ее согласия работодатель был не вправе.

Суды первой и кассационной инстанций встали на сторону работодателя. Однако надзорная инстанция Московского городского суда поддержала работницу. В дальнейшем Президиум Верховного суда РФ вынес постановление, в соответствии с которым увольнение работницы было признано законным. Суд пришел к выводу, что в результате расформирования департамента и в соответствии с инструкцией к новой должности работницы ее должностные обязанности не были изменены, новая должность соответствовала ее специальности и квалификации. Работница отказалась от предложенной должности, что не может быть квалифицировано как увольнение по инициативе работодателя (постановление Президиума ВС РФ от 08.06.2011 № 12ПВ11).

Судебная практика: уменьшение оклада

В связи с отсутствием запланированного результата и низких экономических показателей отдела розницы службы реализации, работодатель решил возложить функции по организации розничных продаж и управлению отдела розницы на коммерческого директора, подчинив ему сотрудников отдела розницы. По этим причинам из должностных обязанностей директора отдела розницы (сотрудника) были исключены функции руководства отделом по организации сбыта печатной продукции через розничных партнеров, проведению маркетинговых исследований, разработке проектов по реализации печатной продукции, совершенствованию сбытовой сети и прочие функции, связанные с определением стратегии и реализацией продаж розничного направления. В процессе структурной реорганизации общества работодателем было утверждено новое штатное расписание, согласно которому по должности, занимаемой сотрудником, был установлен должностной оклад в меньшем размере. Сотрудник отказался работать в изменившихся условиях, и был уволен по инициативе руководства. Посчитав увольнение неправомерным, он обратился в суд.

Суд согласился с действиями компании. Он установил, что изменение оплаты труда сотрудника было связано с существенным уменьшением объема выполняемых функций по должности директора отдела розницы. Суд указал, что уменьшение объема должностных обязанностей, установленных в трудовом договоре, было вызвано структурной реорганизацией у ответчика и переподчинением отдела. Таким образом, имелись основания для расторжения с истцом трудового договора по инициативе организации с учетом соблюдения иных требований, предусмотренных ст. 74 ТК РФ (определение Московского городского суда от 22.06.2011 по делу № 33-18959).

Следует помнить, что изменение должностных обязанностей по инициативе работодателя в сторону сокращения, уменьшение объема выполняемой работы организационными или технологическими изменениями не являются, а относятся к последствиям таких изменений. Уменьшение фронта работ само по себе не свидетельствует о возможности применения ст. 74 Трудового кодекса РФ, если не произошло организационных или технологических изменений. Если же при рассмотрении судебного спора будет установлено, что в действительности таких изменений не было, суд может посчитать, что имело место сокращение штата работников.

Судебная практика: подмена понятий

Работница обратилась в суд с иском о признании увольнения незаконным. Она основывала свои требования на том, что в результате проведенных изменений объем ее функций вырос, а размер оклада был уменьшен. Так, работодатель вывел из штата несколько должностей, вменив их обязанности другим работникам. Работница отказалась от продолжения работы в изменившихся условиях, но другие должности ей предложены не были, тогда ее уволили.

Удовлетворяя требования истицы о восстановлении на работе, суд исходил из того, что фактически имело место сокращение штата работников, а не изменение существенных условий труда (определение ВС Республики Коми от 06.06.2011 № 33-2948/2011).

Схожую позицию занял суд и в другом деле.

Работница обратилась в Государственную инспекцию труда с жалобой на действия своего работодателя. Она указала, что находилась в отпуске по уходу за ребенком, когда руководитель уведомил ее о закрытии магазинов в ее городе, предложив вакансии в магазинах, расположенных в других городах, и попросил в двухнедельный срок дать ответ о согласии или несогласии продолжать работу (работодателем выступал индивидуальный предприниматель). В случае неполучения ответа он оставлял за собой право расторгнуть трудовые отношения с работницей по собственной инициативе по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ .

Инспекция труда пришла к выводу, что закрытие магазина не является организационным изменением условий труда, вследствие чего обязал работодателя отменить приказ об увольнении работницы. Предприниматель обратился в суд с требованием о признании незаконным предписания инспекции. Суд не поддержал требований истца, обязав его выполнить предписание в полном объеме (определение Рязанского областного суда от 28.12.2011 № 33-2512). Таким образом, работодателю следует учитывать, что проведение изменений условий труда сотрудников не может быть способом оптимизации своих издержек за счет процедуры сокращения штата.

Работодатель вправе изменить обязанности работника, не меняя трудовую функцию

Работодатель с учетом своих производственных потребностей при проведении структурной реорганизации вправе, не затрагивая сути трудовой функции сотрудника, добавить ему какие-либо функциональные должностные обязанности с одновременным сокращением, или без такового, уже имеющихся у него должностных обязанностей. Как усматривается из материалов судебной практики, изменение объема должностных обязанностей по конкретной должности не является изменением трудовой функции по инициативе работодателя (определение Московского городского суда от 14.11.2011 по делу № 4г/4-9268). Статьей 74 ТК РФ предусмотрено, что изменение условий трудового договора в связи с изменением организационных или технологических условий труда не касается трудовой функции работника, которая должна оставаться неизменной. Под трудовой функцией, согласно ст. 15 ТК РФ, понимается работа по должности в соответствии со:

  • штатным расписанием;
  • профессией, специальностью с указанием квалификации;
  • конкретным видом поручаемой сотруднику работы.

Таким образом, на практике работодатель имеет право упразднить отдел или иное структурное подразделение, в котором трудился работник, передав его функции в другой отдел или управление или распределив их между несколькими управлениями. Работника же ликвидированного отдела работодатель может определить в новый отдел или подразделение, на который возложены функции, ранее выполняемые этим специалистом. Однако работодатель не имеет права изменить саму трудовую функцию работника. Если, к примеру, человек работает по одной специальности, работодатель не может в порядке ст. 74 ТК РФ предложить ему работу по другой специальности. Однако если сотрудник согласен, то препятствий к этому нет (ст. 72 ТК РФ). В то же время у работодателя может возникнуть объективная потребность изменить некоторые обязанности специалиста, не затрагивая сути его трудовой функции. Например, это может быть связано с внедрением новых технологий производства, проведением мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда и т.д.

Возникает закономерный вопрос: может ли работодатель изменять обязанности работника, если это не затрагивает суть его трудовой функции?

На этот вопрос следует ответить положительно. Как указано в п. 4 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37), в отдельных случаях возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Таким образом, изменение работодателем должностных обязанностей работника не является изменением его трудовой функции в смысле положений ст.ст. , , 72 ТК РФ . При этом необходимо иметь в виду, что если структурную реорганизацию работодатель не проводит, а у него есть просто необходимость изменить должностные обязанности того или иного работника или группы работников, дополнив или скорректировав уже существующие обязанности, ему достаточно издать новую должностную инструкцию. То есть изменение должностной инструкции по инициативе работодателя допустимо. Несогласованность отдельных положений Трудового кодекса РФ позволяет компании злоупотреблять правом при принятии кадровых решений.

Мнение

Борис Львович Пупко, юрист Группы Технологий и инвестиций юридической фирмы VEGAS LEX

Для работодателя увольнение на основании ч. 4 ст. 74 и п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ экономически выгоднее, чем увольнение в связи с сокращением численности или штата работников и в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения, так как размер выходного пособия значительно ниже, а также организационно удобнее, чем перевод, поскольку не требует получения письменного согласия работника, и может быть осуществлено работодателем по собственной инициативе в одностороннем порядке в любое время. В связи с этим зачастую работодатели, реализуя положения ст. 74 ТК РФ, вместо проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников и мероприятий по ликвидации обособленных структурных подразделений либо вместо перевода работников с их письменного согласия, используют положения ст. 74 ТК РФ и в одностороннем порядке уведомляют работников о предстоящем изменении определенного в договоре условия о месте работы либо условия об уточнении места работы: о структурном подразделении, его местонахождении, о рабочем месте. В соответствии с требованиями ст. 74 ТК РФ работодатель сообщает работникам, что если они не согласны работать в новых условиях, то трудовые договоры с такими работниками будут прекращены по инициативе организации на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку у работодателя нет других вакантных должностей или работы в той местности, где упраздняется структурное подразделение (рабочие места), а предлагать работникам вакансии в других местностях он обязан, только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами (либо работы в других местностях тоже нет). Такое применение положений ст. 74 ТК РФ представляется спорным и, на мой взгляд, условие о месте работы также должно быть отнесено законодателем к условиям, которые (как и трудовая функция работника) не могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке даже при наличии предусмотренных в ст. 74 ТК РФ обстоятельств и с соблюдением установленного порядка.

Судебная практика: утверждение нового ЛНА не обязательно означает изменение функций

Работница работала в компании в должности ведущего специалиста отдела поставок продукции и логистики. В 2010 году работодатель утвердил Положение об отделе и должностные инструкции работников. Работница отказалась знакомиться со своей инструкцией, посчитав, что работодатель по собственной инициативе фактически изменил ее трудовую функцию и заставляет выполнять работу, не обусловленную трудовым договором. В связи с этим она обратилась в суд с требованием обязать работодателя устранить нарушения трудового законодательства.

Суд встал на сторону компании. Он указал, что утверждение работодателем должностной инструкции не является изменением трудовой функции и не свидетельствует о переводе работника на другую работу. Суд указал, что должность работницы осталась прежней, она выполняет работу в том же отделе поставок продукции и логистики. При этом поручаемая ей работа входит в круг функций и задач как отдела в целом, так и ведущего специалиста данного отдела. Суд отметил, что содержание конкретных действий работника может меняться в зависимости от времени, условий и обстоятельств, с которыми он может столкнуться, выполняя свои трудовые обязанности. В связи с этим в удовлетворении иска работника было отказано (определение Пермского краевого суда от 27.07.2011 по делу № 33-7533).

Согласно требованиям ст. 74 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предложить сотруднику все имеющиеся вакантные должности, как соответствующие квалификации работника, так и нижестоящие и нижеоплачиваемые, за исключением тех, которые он не сможет замещать ввиду состояния здоровья. В случае если работник согласен замещать иную должность с несовпадающими должностными обязанностями, работодатель обязан будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ . Содержание трудовой функции работника может меняться в зависимости от времени, условий и обстоятельств, с которыми он может столкнуться, выполняя свои трудовые обязанности в рамках, обозначенных должностной инструкцией или трудовым договором. Однако привлечь работника к работе, не обусловленной его должностными обязанностями, можно только в случае чрезвычайного положения или в порядке, предусмотренном ст. 60.2 Трудового кодекса РФ . Так, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии за дополнительную плату. Это может быть совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Доплата за совмещение будет устанавливаться по соглашению сторон.

Нарушение процедуры введения изменений влечет их отмену в судебном порядке

Даже имея вполне реальные причины для изменения трудового договора, увольнение в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях может быть признано незаконным из-за несоблюдения работодателем процедуры увольнения. Поэтому очень важно обращать внимание на нюансы увольнения в случае отказа работника от работы в изменившихся условиях.

  1. Прежде всего, работодатель принимает решение об изменении условий трудового договора с каким-то конкретным сотрудником или группой сотрудников. Оно оформляется приказом или распоряжением компании за подписью генерального директора или иного лица, в компетенцию которого входит принятие подобных решений.
  2. На основании данного приказа кадровая служба готовит уведомление работнику о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора. Уведомить сотрудника нужно не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Для работодателя — физического лица этот срок составляет две недели (ст. 306 ТК РФ).
  3. С уведомлением работника нужно ознакомить под роспись. Еще раз отметим, что в нем должна содержаться информация не только о характере изменений, но и об их причинах. В уведомлении целесообразно установить срок, в течение которого работнику необходимо определиться со своим решением о работе в новых условиях.

Зачастую на практике возникает вопрос о времени начала течения двухмесячного срока. Проблема заключается в том, что неясно, с какой даты этот срок начинает исчисляться - со дня вручения работнику уведомления или же на следующий день после его получения. Полагаем, что здесь следует руководствоваться ст. 14 Трудового кодекса РФ , согласно которой течение сроков начинается на следующий день после календарной даты, которой определено наступление юридически значимого события.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель в письменной форме предлагает ему другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, или вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). При этом работодателю следует предлагать все имеющиеся в данной местности вакансии в течение всего двухмесячного срока предупреждения. В письменных предложениях необходимо указывать не только наименования должностей, но и условия труда, размер заработной платы, а также иные обязательные условия, предусмотренные ст. 57 Трудового кодекса РФ. В противном случае процедура может быть признана проведенной с нарушением.

Судебная практика: несоблюдение процедуры увольнения

Работники обратились в суд с требованием признать увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ незаконными. По их мнению, расторжение трудовых договоров сопровождалось нарушениями законодательства.

Суды первой и кассационной инстанций встали на сторону работодателя, однако Верховный суд РФ отменил данные решения, сославшись на следующее. Поскольку уведомление работников об организационных изменениях было произведено ранее издания соответствующего постановления главы администрации муниципального района о структурной реорганизации больницы, где работали уволенные работники, то был нарушен двухмесячный срок на уведомление работников о предстоящем увольнении. Также суд установил, что предлагая другую работу, работодатель не оговорил все существенные условия труда. Кроме того, после издания приказа о введении изменений, работники в течение двух месяцев продолжали исполнять прежние обязанности в том же объеме. Суд указал, что предложенные работодателем должности и характер работы в данных должностях являются идентичными и соответствуют работе истцов до изменения структуры организации. Доказательств, подтверждающих, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, явившееся следствием изменений организационных условий труда, а также, что это не ухудшило положения сотрудников, представлено не было. Таким образом, решения нижестоящих судов были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 31.10.2008 № 25-В08-9).

Работодателю важно доказать, что нововведения организационного характера были достаточными причинами для изменения условий работы.

Мнение

Иван Викторович Бердинских, юрист московского офиса международной юридической фирмы Baker & McKenzie

Сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод, что наиболее распространенной причиной восстановления на работе сотрудников, уволенных в порядке ч. 4 ст. 74 Трудового кодекса РФ со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, является признание организационных или технологических изменений условий труда недостаточными для обоснования изменения определенных сторонами условий трудового договора и проведения процедур, предусмотренных ст. 74 Кодекса. Тем более интересно проанализировать, какие организационные изменения признаются судами в качестве достаточных и не нарушающих права работников, а также каким образом данные изменения следует оформлять документально. Изменение режима работы. Московский городской суд признал законным увольнение работника, отказавшегося работать по новому графику работы (определение от 02.03.2012 по делу № 33-6543). Изменение графика работы отдела, в котором был трудоустроен сотрудник, было вызвано необходимостью обслуживания посетителей организации по выходным дням и документировано приказом о новом графике работы данного отдела. При этом возможность установления соответствующего графика работы была также предусмотрена работодателем в Правилах внутреннего трудового распорядка. Реорганизация работодателя, повлекшая изменение должностных обязанностей работника. Астраханский областной суд признал законным увольнение сотрудника, отказавшегося работать при измененных должностных обязанностях (апелляционное определение от 27.06.2012 по делу № 33-1932). Изменение должностных обязанностей без согласия работника было обусловлено решением работодателя о реорганизации структурного подразделения, в котором работал сотрудник. Проведение реорганизации было оформлено следующим образом: издан приказ о пересмотре существующего положения о структурном подразделении; утверждены новое положение и новые должностные инструкции для сотрудников подразделения; внесены изменения в штатное расписание организации. Следует помнить, что коллективный договор, соглашения и трудовые договоры могут предусматривать и обязательность предложения вакансий в других местностях (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Важно также учитывать, что предлагая другую работу, работодатель не вправе проводить собеседования с целью проверки деловых качеств сотрудника или устанавливать испытательный срок, поскольку предлагаемые вакансии должны изначально соответствовать квалификации специалиста.

Судебная практика: оценка компетенций сотрудника при сокращении и предложении других позиций незаконна

Работник обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Компания приняла решение о введении изменений в результате резкого ухудшения финансовых показателей. При этом отдельным сотрудникам по решению руководителя предприятия могли устанавливаться оклады в размере от 10 тыс. руб. до минимального размера оплаты труда. Специалист был уведомлен о сокращении его должности, ему были предложены другие позиции. Он согласился на замещение одной из предложенных должностей, руководитель соответствующего подразделения провел с ним собеседование, после чего приглашение сделано не было. В итоге работодатель его уволил по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Суд не поддержал позицию работодателя, так как проведение собеседования противоречит смыслу ст. 74 ТК РФ. Сотрудник был восстановлен на работе, ему выплачена заработная плата за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда (определение Московского городского суда от 01.07.2010 по делу № 33-19700).

Как правильно изменить должностную инструкцию работника

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, изменяется должностная инструкция:

  • если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения;
  • если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-б).

Отсутствие вакантных должностей или отказ работника от предложенной работы могут служить основанием прекращения трудового договора в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом нет необходимости получать мотивированное мнение представительного органа работников.

Увольняя сотрудников по данному основанию, работодатель должен выплатить им, помимо окончательного расчета и компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

В случае если проведение организационных или технологических изменений может привести к массовому сокращению, ст. 74 Трудового кодекса РФ предоставляет работодателю право в одностороннем порядке ввести режим неполного рабочего времени. При введении такого режима должно учитываться мнение профсоюза. Критерии массового увольнения устанавливаются отраслевыми соглашениями и, как правило, зависят от сроков, в которые высвобождаются работники, и процентного соотношения общего количества работников.

Важно учитывать, что ст. 74 Трудового кодекса РФ предусматривает право, а не обязанность работодателя уволить по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ сотрудника, который не согласен работать в новых, измененных условиях. Даже если специалист не согласен работать в новых условиях, работодатель имеет право оставить его на работе. Однако работать этот сотрудник должен на прежних условиях, а работодатель обязан обеспечить такие условия труда.

Основные ошибки, которые допускают работодатели при увольнении работников

  • не соблюдаются двухмесячный срок уведомления об изменениях,
  • не указываются причины проведения изменений,
  • не предлагаются все имеющиеся на предприятии вакантные должности.

Порядок увольнения работника в связи с отказом от продолжения работы в измененных условиях

Действия работодателя

На что обратить особое внимание

Издать приказ о введении изменений в организационные или технологические условия труда

Важно, чтобы вводимые изменения не касались трудовой функции сотрудника. Если в организации есть коллективный договор, новые условия не должны ухудшать положение сотрудника по сравнению с коллективным договором

Уведомить работников об изменении условий труда

Необходимо уведомить сотрудников за 2 месяца до введения изменений (для ИП - за 2 недели). Уведомление должно быть в письменной форме и вручено под роспись. В уведомлении необходимо указать дату изменений, их причины, описание новых условий трудового договора, включая все существенные условия: должностные обязанности, график работы, уровень оплаты труда и т. д.

Предложить все имеющиеся в организации вакансии в случае отказа работника от работы в изменившихся условиях

В предложении необходимо указывать не только наименования предлагаемых должностей, но и условия труда, размер зарплаты, а также иные обязательные условия, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Обратите внимание, что в случае согласия сотрудника на замещение какой-либо из предложенных должностей, работодатель не вправе проводить собеседование или устанавливать испытательный срок

Если работник согласен на изменение условий трудового договора

Заключить дополнительное соглашение к трудовому договору

Если сотрудник согласен на продолжение работы в изменившихся условиях, работодатель заключает с ним дополнительное соглашение. В нем необходимо указать описание новых условий, время вступления в силу дополнительного соглашения, но не ранее 2-х месяцев с момента уведомления

Если работник не согласен на изменение условий трудового договора, но согласен на перевод

Перевести работника на другую должность

В случае отказа сотрудника от продолжения работы в прежней должности в изменившихся условиях и согласия на замещение другой вакантной должности, работодатель издает приказ о переводе такого специалиста и заключает соглашение о его переводе с указанием новой должности и остальных обязательных условий

Если работник не согласен ни на изменение условий, ни на перевод

Произвести увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Если сотрудник не согласен на работу в изменившихся условиях, по истечении 2-х месяцев работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор. Формулировка увольнения должна указываться в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Выплатить выходное пособие

В случае увольнения сотрудника, работодателю необходимо выплатить ему выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Под словом «поведение» мы условились понимать любые действия человека, как внешние, так и внутренние, выра­жающиеся в изменении не только положения, но и со­стояния.

Вот почему мы отвергаем такую работу, которая зара­нее вырабатывает схему взаимодействия между партнерами, предлагает готовые движения, интонации. Подсказывать ученикам вообще в какой бы то ни было мере внешнюю форму поведения по отношению друг к другу в упражне­ниях недопустимо (в роли, в спектакле - дело другое, там и разговор будет об этом особый, хотя законы оправдания должны остаться незыблемыми при всех условиях). Не­льзя работать с актерами на основе схемы движений, инто­наций. Это значит обескровить, лишить игру актера самого главного, что должно в ней присутствовать, - правды чувств.

И действительно, можем ли мы в жизни предвидеть, что сделает, как посмотрит, с каким выражением скажет нам что-либо человек, с которым мы беседуем, а следовательно, какую реакцию вызовет в нас его поведение? Нет, не можем.

Любая встреча наша с человеком, даже самая привыч­ная и часто повторяющаяся, никогда не может в точности повторить предыдущую.

Мы можем хоть сто раз играть одну и ту же сцену - и внешний рисунок будет почти неизменно повторяться, но всегда останется это почти. В мельчайших деталях, в выражении глаз, в еле уловимом изменении интонации бу­дут какие-то перемены, которые соответственно должны вызвать и нашу живую реакцию.

Очень важно понять, что мы должны разговаривать друг с другом, смотреть друг на друга, добиваться друг от. друга того, что требуется по роли, не формально, не по указке, наученные внешним приемам, а органически, на основе живой связи между людьми, и тогда наши взаимо­действия будут правдивыми и убедительными для зрителя. Мы должны научиться слушать и смотреть на сцене не формально, не делая вид, что мы слушаем или смотрим на движения партнера, но вникать в сущность слов и поступ­ков его, стараясь уловить не только самые действия, а то, что за этими внешними действиями скрывается.

Стр. 62

УПРАЖНЕНИЯ НА ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

Исходя из этого, первые упражнения на общение мы начинаем с упражнений без слов, ставя партнеров в такие обстоятельства, когда при наличии внутренней связи меж­ду ними необходимость и даже возможность разговора между партнерами исключается.

Вот примерные темы упражнений п-л органическое мол­чание: два товарища (или подруги) живут в одной комна­те, поссорились, один другого чем-нибудь очень обидел (об­стоятельства, которые должны быть оправданы) - все это было непосредственно до начала упражнения; самое упраж­нение начинается с того, что они друг с другом не разго­варивают. Тот, кто обижен, собирает свои вещи и, может быть, пишет записку о том, что выезжает; второй, придя, застает первого за укладыванием вещей, находит записку и, чувствуя свою вину, хочет помириться, но стесняется заговорить первым. Второму же, чем ближе момент ухода, тем трудней уйти, так как друг друга они, в сущности, любят. Кончайте так: один выйдет, другой уйдет за ним, или тут же помиритесь, но с условием, как только появи­лась необходимость что-то сказать -(а о«а в данном слу­чае, например, при примирении, обязательно должна воз­никнуть), немедленно прекращайте упражнение.

Количество приспособлений и разнообразие их в этюде становятся безграничными, и нельзя даже приблизительно указать, как же, какими способами достигнуть убедитель­ности в данных упражнениях; можно только напомнить о необходимости живой, органической связи между партнера­ми при выполнении своих действий.

Каждый из них в полной мере будет зависеть от дей­ствий другого, а так как немыслимо предугадать поведение партнера во всех деталях и потому заранее достроить по­ведение, то и следует требовать от обоих сценического об­щения. Если не общается один, то пропадает общение вооб­ще, так как общение, как мы уже сказали, есть акт взаимодействия.

Что можно предугадать в поведении партнеров по от­ношению друг к другу в данном этюде? Вряд ли они будут встречаться взглядами - они будут этого избегать. Внача­ле сильно разозленные (желание разойтись), они постепен­но будут остывать (препятствие уходу - привязанность друг к другу, сознание вины у обидевшего); стеснение про­явить друг перед другом свои чувства обяжет их к внешней

Стр. 63

сдержанности, и, наконец, остающийся, видя, как не­охотно, собирается его друг уходить, как медлительно он складывает вещи, надевает шапку и т. д. (не показывая, а, наоборот, скрывая, что ему тяжело), может помочь ухо­дящему или, наоборот, удержать его; когда вы усидите в глазах друг у друга желание примирения и появится не­обходимость сказать что-нибудь - этюд по знаку ведущего заканчивается, ибо тогда должно было бы начаться обще­ние со словами, к которому мы еще не готовы.

Другой этюд: двое незнакомых людей сидят неподалеку друг от друга и удят рыбу; у одного улов хороший, часто клюет - полно ведерко рыбы, а у другого ничего нет; возникает общение: один завидует, другой злорадствует.

Помните, ничего на показ не изображать, все проявле­ния скромны, сдержанны, но внутренне наполнены. Сдер­живаемая злоба у второго может развиться до того, что, когда первый полезет в воду (за кулисы) отцеплять крю­чок, зацепившийся под водой, он может подменить ведро и уйти с уловом соседа, а ему оставить свое пустое.

В классе во время испытаний по математике разговоры запрещены; один учащийся у доски решает задачу, но у него ничего не выходит. Преподаватель время от времени поглядывает, как идет дело. Другой ученик, сидящий за столом на другом конце, пытается подсказать приятелю у доски - выручить его. Возникает общение между учени­ками: одному подсказать, другому уловить подсказанное потихоньку от учителя; учителю наблюдать за ними и, ра­зобрав (не сразу), в чем дело, закончить этюд, перечерк­нув все на доске или отправив ученика на место.

Два товарища (или подруги) живут в одной комнате; один работает или учится и рано ложится спать, другой - гуляка, поздно приходит, шумит, вообще неорганизованный парень (или девушка), хотя первого и уважает и не на зло скверно ведет себя. Первый потушил свет, лег спать, второй приходит, зажигает свет и будит товарища. Отно­шения крайне напряженные: первый силится заснуть, но от злобы не может, а второй старается не шуметь, но все-таки шумит. В результате может возникнуть ссора. Тогда этюд кончается. Когда перейдете к общению со словами, можете продолжать ту же тему.

Двое на охоте с ружьями, в абсолютной тишине, об­щаясь, только при помощи знаков и перемигиваний, подби­раются к выводку уток, собаки нет; конец придумывайте,

Стр. 64

какой хотите: друг другу помешали, промахнулись и потом поругались (на начавшемся разговоре прекратите этюд); позже, перейдя в общение со словами, можете продолжать тему: не промахнулись, а убили парочку, но утки ока­зались домашними, и появляется третий участник, хо­зяин, который требует уплаты за принадлежащую ему птицу.

В общежитии, где запрещены разговоры и курение, а после определенного часа должна соблюдаться абсолютная тишина, один спит, другой лежит и читает, третий прихо­дит, ищет папиросу, коробка пустая, все выкурил; второй, не скрываясь от третьего, но остерегаясь первого, спящего (раздражительного), достает у себя последнюю папиросу, может быть, склеивает сломанную, собирает крошки таба­ку (как бывает у курильщиков, когда курить нечего), но спичек у него нет, а у пришедшего есть. Больше достать спичек негде, ночь. Потихоньку, чтобы не разбудить спя­щего, знаками договариваются. Владелец спичек требует за спичку половину папиросы, владелец папиросы согла­шается, закуривает; другой следит, чтобы условия не нарушались, чтобы не больше половины папиросы было выкурено; курящий не отдает, начинается возня. Раздражи­тельный спящий, еще раньше ворочавшийся, несколько раз просыпавшийся и с упреком спросонья смотревший на затихавших в этот момент товарищей, просыпается уже окончательно, рвет развешанные плакаты «Курить нельзя», «Соблюдайте тишину» и т. д. На этом возникшем сканда­ле этюд кончается (в дальнейшем можете продолжать его со словами). Раздраженный, проснувшись, ругается шопотом, потому что в комнате предполагаются еще спящие, и, может быть, приводит четвертого - коменданта общежи­тия, и т. д.

Приведем еще несколько этюдов. Обнаружена попытка свести с конюшни лошадей. Охраняющий заметил это, но злоумышленник скрылся. В одну из ночей (начало этюда) охраняющий и один приставленный к нему в помощь ожи­дают повторения нападения; они решают изловить вора. Место действия - у дверей конюшни. Ночь, ворота, может быть ружье. Так как поблизости появился кто-то чужой, двое охраняющих общаются молча, чтобы не выдать, что охрана усилена, и молча готовятся поймать вора: напри­мер, один скрывается, другой притворяется спящим. По­является злоумышленник, убеждается, что охраняющий

Стр. 65

один и спит, и проникает в конюшню. Притворяющийся спя­щим подглядывает за его действиями и знаками вызывает товарища. Запирают ворота или ловят злоумышленника. В общем, тут уже обстоятельства, вызывавшие необходи­мость молчаливых действий, изменяются, и этюд кон­чается.

На вокзале ждут отхода поезда. Один с чемоданчиком спокойно читает газету; другой, нагруженный вещами, по­купками, портфелем, прибегает, присаживается на скамей­ке рядом, чтобы переложить деньги и билеты в портфель. Кругом гудки и звонки, заставляющие второго бешено то­ропиться; он роняет зонтик, пальто с руки, какие-то ба­ночки с вареньем и т. д. Наконец, при каком-нибудь рез­ком гудке он убегает и забывает на скамейке портфель. Оставшийся с газетой замечает портфель, ждет некоторое время, затем, видя, что владелец портфеля не возвращает­ся, берет портфель и отправляется искать владельца. После его ухода к скамейке возвращается со всеми вещами, уже в полном отчаянии, владелец портфеля, не находит его, решает остаться, так как ни билета, ни денег нет. В по­следний момент прибегает сосед с газетой и портфелем, он сам очень спешит, кидает портфель хозяину, тот в востор­ге, оба бегут к поезду.

Итак, главное во всех Этюдах на общение без слов - придумать такие обстоятельства, когда молчаливое обще­ние будет органически вытекать из них, будет оправдано.; Искусственное, "формальное молчание, когда чувствуется, что нужно бы заговорить, а молчат, - недопустимо. Это значит, что либо неверно предложены обстоятельства, либо упражнение не понято учениками.

Этюды, более сложные по сравнению с предыдущими, требуют и более сложных сценических аксессуаров (ве­щей), предварительной договоренности между партнерами о смене событий и согласованности действий, подбора оправ­даний и т. д., но обстоятельства здесь таковы, что каж­дый из этих этюдов может быть проведен без единого сло­ва и ничего не утеряет в своей органичности и, стало быть, понятности. То, что партнеры вынуждены общаться без слов, как бы усиливает, резче выявляет смысл сцени­ческого общения и помогает ученику, делающему упражне­ние, понять, органически усвоить, что взгляд партнера, чувства, проявляющиеся в движениях, порой самых незна­чительных, выражение его лица, словом, все проявление

Стр. 66

его внутренней жизни органически отражаются на поведе­нии другого, вызывают соответствующие реакции и создают то, что важнее слов на сцене, - живое внутреннее воздей­ствие партнеров друг на круга, без которого самые лучшие слова будут чужими, формальными и мертвыми.

Отсутствие слов в этих упражнениях позволяет наблю­дать воздействие партнеров друг на друга в самом чистом виде и тем самым помогает определению степени правди­вости, органичности этих взаимодействий,

УПРАЖНЕНИЯ НА ОБЩЕНИЕ СО СЛОВАМИ

Переход к упражнениям на общение со словами нужно искать в тех же примерно этюдах, в несколько видоизме­ненных или развитых обстоятельствах.

Двое в кино, один сидит перед другим. Впереди - высокий в шапке все загораживает и ерзает на месте, сза­ди - пониже ростом, ничего из-за него не видит. Возни­кает общение. В зале, в темноте, разговаривать много и громко нельзя. Этюд такого рода может служить как бы мостиком, ведущим к упражнениям на общение со слова­ми. Сидящему сзади придется урывками, потихоньку ши­пя, заставить сидящего впереди снять шапку; последний по рассеянности или от увлечения воображаемой картиной может вновь и вновь надевать шапку; сидящий сзади будет добиваться осуществления своей задачи вое активней; тогда первому тоже придется что-то возразить и, быть может, обернувшись, он узнает в сидящем сзади своего старого знакомого, случайно оказавшегося здесь. Не думайте о том, что и как говорить: сценическое общение должно подсказывать линию вашего поведения и ее словесное вы­ражение. Выполняйте задачу («заставить снять шапку», «не мешать смотреть»), воздействуйте на партнера, пре­одолевайте возникающие препятствия и не думайте о спо­собе выражения, пусть приходят живые слова. Как в жизни нам ведь и в голову не приходит подыскивать литературные обороты, прежде чем выразить нужную мысль, так и тут говорите, не заботясь о красоте слога, в самых простых, пусть нескладных выражениях. Мысль будет тем понятней, чем проще и естественней она будет выражена, без вся­кого умничанья и желания «интересничать».

И в дальнейшем, когда в этюдах возможности разговора не будут уже ничем ограничены, должны, однако, сохра­няться простота взаимоотношений и сюжета и

Стр. 67

не многословие. Не многословие их будет определяться крайней необ­ходимостью высказать мысль. Понятно также, что мысли партнеров, выражаемые ими в словах, находятся в тесней­шей взаимной зависимости, Я потому и скажу данные сло­ва, что перед этим были сказаны такие-то слова партнера, и я потому именно так сказал, а не иначе, что мой парт­нер так именно, а не иначе высказал свою мысль. Скажи он ее по-другому, иначе звучал бы и мой ответ.

Не следует понимать это так, что разговор должен развиваться логически, как пописанному, быть литератур­ным, заключаться в вопросах и ответах и т. д. Наоборот, жизнь учит нас, что в обычном разговоре, в живой речи людей очень редко сохраняется логическое, стройное по­строение фразы. Но говорятся они как-то так, что люди понимают друг друга. Выражение лица, жест, наконец, ин­тонация, звучание фразы или слова, выражение, с которым она произносится, делают ее более понятной, чем самое ясное и логически точное, но холодное, сухое ее произне­сение.

Вот пример разговора (в сторожке с лесником и девоч­кой, его дочерью):

«- Что у тебя шея-то, товарищ?

Мужики, черти...

По должности...

Больно храбер.

А ты молчи! Я те дам храбер, - ласково ворчит лесник.

Испугалась! - восклицает девочка и смеется.

Я те испугаюсь!» («Лето» М. Горького).

Вот пример живой, не надуманной, а настоящей выра­зительной человеческой речи, построенной именно на том, что слово является лишь частью того цельного и сложного действия, которое служит для передачи чувств и мыслей одного человека другому.

Мы должны в этюдах со словами -добиться этой правды словесного выражения путем стремления воздействовать на

Стр. 68

партнера в нуждам направлении и сохраняя все то, чему мы учились до настоящего времени, т. е. мышечный покой и серьезное отношение к условному окружающему нас ми­ру. Только при наличии всех этих условий упражнение мо­жет быть выполнено верно.

Значит, не нужно придумывать, как, какими словами я буду говорить, а надо знать, чего я хочу и в каких на­хожусь обстоятельствах. Если партнерам удастся связать­ся внутренне, если возникнет то, что мы называем сцени­ческим общением, то и слова пойдут верные.

Чувство правды, не покидающее актера никогда (а тем более руководителя, следящего за упражнением), сразу и резко будет реагировать на фальшь, принужденность в про­износимых словах. Однако обязательно следует предоста­вить участникам упражнения время для того, чтобы при­выкнуть к собственному голосу, освоиться друг с другом. Должно пройти некоторое время, пока они поймут, что такое простое, живое слово на сцене, и что оживить слово может только живая внутренняя связь между, партнерами, та связь, о которой мы писали в предыдущем отделе - при разборе упражнений на общение без слов.

Установление обстоятельств в этих упражнениях пусть идет тем же путем, что и в предыдущих, т. е. путем по­степенного усложнения, начиная с простейших, где вы остаетесь «сами собой» и в самых привычных обстоятель­ствах.

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ

Пример парного этюда: оставаясь самими собой, на­зывая друг друга своими именами и фамилиями, выби­раете самые простые обстоятельства: один заходит за другим, чтобы идти на занятия, на работу, на прогулку, в кино, другой отказывается, чувствуя себя не совсем здоровым.

Пример массового этюда: выбираете старосту группы занимающихся, обсуждаете кандидатуры, спорите, уговари­ваете отказывающихся и т. д.

Оправдания во всех такого рода этюдах берутся из жизни. Вы прекрасно знаете друг друга, семейное положе­ние, прошлое каждого и т. д. Поэтому, придя за товари­щем, чтобы пойти в кино, вы можете спросить его о здо­ровье сестры только в том случае, если у исполнителя дей­ствительно есть сестра, тогда он и ответит «ничего» или

Стр. 69

«так себе», как обычно отвечают, а может быть, расскажет целую историю о сестре, которая чуть ногу не сломала, или сообщит, что она вышла замуж, и т. д. Во всяком случае не может быть такого положения, когда на вопрос о здо­ровье сестры последует ответ: «А у меня ее нет», или, на­оборот, вам придется врать и про сестру, которой нет, и про жену и детей, которыми вас по ходу этюда партнер может начать наделять. Стало быть, нужно говорить о том, что есть в действительности, и не касаться того, чего не знаете, не изображать близких друзей, если вы только зна­комы с партнером, но и не изображать незнакомых. Тему этюда следует подгонять под те отношения, которые меж­ду вами примерно существуют в самых знакомых, обычных для вас обстоятельствах. Надо свести до минимума необхо­димость «сочинять текст» во время упражнения; положение, образ мыслей, навыки - ничто особенно не изменится, и слова в результате действий будут своими, легкими.

Например, выполним следующий этюд: первый зашел за товарищем, зная, что он ждет девушку, с которой сгово­рился пойти в кино, и, чтобы подшутить над ним, разы­грать, нарочно не уходит, а у второго задача - спровадить пришедшего, но скрыв настоящую причину. Он и на здо­ровье ссылается и на необходимость заниматься, а первый знает, что тот врет, я нарочно не уходит. И только когда уж он сознается, в чем дело, первый может великодушно уйти, предварительно заставив нерасположенного к шуткам, волнующегося товарища протанцевать или спеть что-нибудь.

Усложняйте затем этюды в части взаимоотношений; введите новые отношения, например, брат и сестра, пле­мянник и тетя, братья и сестры, жених и невеста, незна­комые и т. д.

Например, младший брат приходит к старшему с прось­бой дать ключ или открыть ему дверь, когда он вернется из гостей. Старший отказывает и требует от младшего пе­ременить образ жизни.

В этих случаях (с видоизмененными отношениями) тре­буется подробное и предварительно согласованное оправда­ние обстоятельств: почему живут одни, почему младший

Стр. 70

зависит от старшего (может быть, он учится, а старший работает, родителей нет и т. д.).

Тетка и племянница (тетка может быть заменена стар­шей сестрой, так как исполнители должны более или менее возрастно соответствовать) живут вместе. Племянница при­ходит с работы и говорит тетке, что она хочет выйти за­муж за некоего, окажем, Сашу. Тетка категорически за­прещает, чем очень огорчает свою племянницу, которая тем не менее настаивает. Тетка скандалит, племянница уходит, не получив разрешения. Приходит Саша, застает разозленную тетку и сообщает, что он сделал предложение ее племяннице. Парень он обстоятельный, дело излагает солидно, тетке нравится и получает согласие на брак. Оправдать можно так: произошло недоразумение, тетка думала, что речь идет в разговоре с племянницей о другом парне, тоже Саше, который известен как легкомысленный человек. Недоразумение разъяснилось, и все кончилось к общему благополучию.

Это упражнение потребует еще более сложных оправда­ний, так как здесь возникают новые взаимоотношения. Так же как знают в жизни друг друга родные, живущие вместе, должны оговорить свое прошлое (сценическое) и знать друг друга тетка с племянницей. Если тетка была замужем, то за кем? Знала ли его племянница? Какой он был? И т. д. Какие были родители у племянницы? Быть мо­жет, они живы, но проживают в деревне, а племянницу до­верши тетке, живущей в городе, и т. д. Где работает пле­мянница? Какие у нее знакомства? Как себя ведет (вообще хорошо, но тетка может придираться, что! в ее время не так жили, и т. д.)? Словом, нужно нафантазировать и оправдать обстоятельства настолько подробно и точно, что­бы в разговоре никаких «неожиданностей» не появилось. Иначе вы запутаетесь и упражнения не проведете. Вообще же не столько думайте о развитии сюжета, сколько о вы­полнении задачи и преодолении контрзадачи, противодей­ствия партнера. Пусть это будет скупо и неинтересно по словам, но убедительно по внутреннему воздействию на партнера.

При перестановке взаимоотношений вначале вам труд­но будет осваиваться друг с другом, но на основе соответ­ствующих оправданий и многократных повторений упраж­нения (в разных вариантах) взаимоотношения эти должны стать органическими и укрепиться до полной легкости и

Стр. 71

убедительности. Ведь если вы остаетесь «сами собой», то вам очень просто сделать упражнение, где вы приходите к знакомому или знакомой, чтобы переговорить с ними по нужному делу. Или допустим, что в сценических занятиях вместе с вами участвует ваш брат. Столь же просто будет вам с родным братом проделать упражнение, по условиям которого вы остаетесь в тех же родственных отношениях. Почему? От него будет зависеть эта простота и легкость? От того, что все оправдания будут налицо, они будут оправ­даны вашими жизненными отношениями.

Вам будет легко и просто говорить друг с другом на «ты» или назвать друг друга «дураком» при случае, пото­му что вы так разговариваете с ним в жизни.

Но вот по условиям упражнения вам приходится встре­титься с посторонним вам человеком, с которым вы долж­ны вести себя как с братом или сестрой. Вспомните все, что мы говорили в отделе о сценических отношениях, основанных на оправданиях. Предположим, что физический по­кой на публике нами уже достигнут, зритель нас не сму­щает, но теперь появляется новое обстоятельство - нас начинает смущать партнер. Обычно, когда на сцене учени­ки встречаются в качестве брата и сестры (всего ярче это проявляется в условиях встречи или разлуки, когда люди в таких случаях обнимаются или целуют друг друга), очень трудно бывает преодолеть чувство смущения, вызываемое партнерами друг к другу.

Но мы знаем, что мы должны уметь увлекать себя на те или иные поставленные перед нами сценические отно­шения. Мы должны со всей серьезностью отнестись к дан­ному чужому человеку, как к родному, к сестре. Мы должны оправдать это отношение (нафантазировать), создав сценическое прошлое, и должны эти определившие­ся отношения перевести в действие, в поведение наше с партнером.

Мы должны не только перестать стесняться или бояться друг друга, но и начать привыкать друг к другу. Нужно добиться в результате ряда сценических упражнений ощущения такой же простоты и легкости, как если бы дей­ствительно вы были братом и сестрой.

Обычно встречаются такие возражения: у меня, мол, брата (или сестры) не было, я, стало быть, не знаю, ка­ковы бывают их взаимоотношения в жизни. Это сообра­жение должно быть отброшено с самого начала. Каждый

Стр 72

из нас на основе не только своего опыта, но и наблюде­ний в жизни, чтения книг, наконец, присущего всем людям умения понимать переживания других людей может себе представить и понять не только такие вещи, как отноше­ние к сестре, брату, родителям, но и гораздо более сложные и реже встречающиеся в жизни столкновения и взаимо­отношения между людьми.

Тем не менее в расстановке участников упражнения в те или иные взаимоотношения не следует давать трудно преодолимые задания. Так, например, нельзя от семнадца­тилетнего ученика требовать нахождения отношения де­душки к внуку или даже, скажем, отца к сыну.

Итак, например, в одном упражнении брат с сестрой бу­дут пить чай и заставлять друг друга прибрать посуду; в другом будут держать совет, поступать ли одному из них, скажем, на сцену; в третьем будут ругаться из-за недоста­точно уважительного отношения брата к родителям и т. д. и т. д.

В результате наступит такое время, когда после ряда проведенных несложных упражнений в. данных взаимоот­ношениях вам удастся преодолеть чувство смущения в упражнении. Вы будете говорить «ты» и обнимать по-род­ственному ту малознакомую вам девушку, которая на сце­не является вашей сестрой. И чем скорее, чем непосред­ственнее, легче будете вы преодолевать робость, вызванную жизненными взаимоотношениями, и заменять их в упраж­нении на сцене новыми, условными, относясь к ним как к безусловным, тем лучше, тем, стало быть, убедительней и для себя и для зрителя будет осуществлено данное упраж­нение. Тогда, глядя на вас в упражнении, мы скажем - «Да, это верно. Именно так брат и сестра вели бы себя в данных обстоятельствах».

Пример массового этюда с измененными взаимоотноше­ниями участников: в приемной у врача, в амбулаторной очереди; все друг с другом не знакомы, каждый придумы­вает себе оправдание: в качестве незнакомых можете до­жидаться, разговаривать с соседом о том, чем кто болен, и т. д.

Следующий пример: перед испытаниями в театральную или киношколу. Приходят и дожидаются начала испытаний. Друг с другом не знакомы. Двое-трое могут оказаться зна­комыми, предварительно оговорив взаимоотношения.

Не бойтесь могущей возникнуть в этих массовых

Стр. 73

упражнениях сутолоки, одновременных разговоров и т. д. Пусть участники с наибольшим серьезом отнесутся к данным условиям, обстоятельствам, как к действительности, и пусть не беспокоятся, видно ли их, доходит ли их разговор до ведущего упражнения. Найдите свою линию поведения по существу дела и твердо ее проводите. Руководитель в свою очередь внимательнейшим образом должен оценить проис­ходящее перед ним сценическое действие (которое должно быть достаточно длительным по времени, с приходами, ухо­дами и т. д.) и дать оценку каждому участнику упражне­ния, осаживая зарывающихся, желающих проявить себя на показ, действующих надуманно, неоправданно (если тако­вые будут), побуждая к большей активности, действен­ности тех, которые будут укрываться под маской «просто­ты», «жизненной правды» и просто ничего не делать, пас­сивно пребывать на сцене, и ставя в пример тех участни­ков, кто правдиво, убедительно и в то же время изобрета­тельно, действенно осуществил свою задачу, кто наряду с правдивым воспроизведением жизненного поведения про­явил хорошую выдумку в оправданиях и, стало быть, бо­гатство своей творческой фантазии.

Повторять многократно один и тот же этюд не следует, утверждать одни и те же взаимоотношения в разных об­стоятельствах следует. Мы уже касались вопроса о том, в какой форме должно оговариваться задание в примере с билетом в театр, и указывали, что в описаниях этюдов, здесь приводимых, мы сознательно отступаем от устанав­ливаемых требований, т. е. мы в том или ином виде под­сказываем приспособления. Нам приходится к этому при­бегать в целях некоторого уяснения, как может примерно протекать этюд; но это отнюдь не значит, что именно дан­ные приспособления являются единственно верными и1 что следует их перенести в упражнения. Лучше и самую тему не повторять, а брать ее как пример, на основе которого создавать вами самими придуманные обстоятельства и взаимодействия.

Итак, первый цикл упражнения на общение со словами требует таких обстоятельств, в которых участники остают­ся «самими собою», все оправдания берутся из жизни прошлое, возраст, профессия и т. п.) и взаимоотношения в основном не изменяются. Устанавливается лишь окружаю­щая обстановка (как в упражнении на публичное одиноче­ство), сценическая задача (для чего произвожу данное

Стр. 74

действие) и противодействующие обстоятельства (в том числе контрзадача партнера).

Во втором цикле упражнений на общение все вышепе­речисленные условия остаются неизменными, за исключением одного - меняются взаимоотношения: берутся не те, которые существуют между партнерами в жизни (и, стало быть, не требуют специальных оправданий), а предлагаются новые, условные (как в примере с братом и сестрой), кото­рые требуют предварительной согласованности в оправда­ниях и установления заданных сценических взаимоотноше­ний в ряде упражнений.

ТРЕТИЙ ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ

И, наконец, третий цикл упражнений, еще более слож­ный: в них наше поведение будет определяться более слож­ными заданиями. До сих пор каждый из нас, такой, какой он1 есть, с собственными жизненными привычками, навы­ками, попадал в те или иные обстоятельства; поведение наше изменялось в зависимости от данной обстановки. Мы с приятелем на работе или перед футбольным "состязанием, или я в поезде встречаюсь со старым знакомым, с которым год не виделся, или я в лесу встречаю незнакомого и по­дозрительного мне человека и хоть боюсь его, но должен спросить дорогу, потому что заблудился. Как бы я вел себя во всех этих случаях? И я и мой знакомый в поезде, оста­ваясь совершенно такими же, какие мы есть, должны от­нестись к встрече с другим, как к неожиданности. Как каждый из нас провел год, в течение которого мы не ви­делись, должно быть предварительно нафантазировано, оправдано, чтобы мы были готовы отвечать на вопросы партнера. Однако и я и мой партнер вели бы себя совер­шенно так же, как если бы это с нами самими случилось сегодня.

Что же происходит в третьем цикле упражнений? Пред­ставьте себе такое упражнение: на шоссе у вас произошла поломка машины, вы пытались ее чинить - ничего не вы­ходит; вдали показалась вторая машина; вы ее задержали, привели партнера, который помогает вам, и вместе вы ис­правляете поломку; оба вы - шоферы. Что должно здесь измениться во мне? Да то, что, если бы со мной это слу­чилось, я бы не знал, с какой стороны к такому делу при­ступить. Самое большее, на что бы у меня хватило зна­ний,-это поднять крышку карбюратора и что-нибудь

Стр. 75

на-угад внутри поковырять. А уж если я шофер, то мне все это дело должно быть знакомо, и я, как актер, должен научиться обращаться с машиной, ключами, домкратами, насосами так, чтобы поведение мое воспроизводило пове­дение шофера. Я должен найти оправдания, которые бы мие в этом помогли.

В данном случае мы подходим к работе над образом, что послужит темой следующего раздела нашей работы.

Я должен вспомнить, наблюдать, представлять себе, что такое работа шофера, каковы его профессиональные навы­ки, чем его поведение по отношению к машине отличается от моего поведения. И если в предыдущих упражнениях я воспроизводил свое собственное поведение в заданных об­стоятельствах, то в данном случае я должен воспроизвести поведение шофера в заданных обстоятельствах, т. е. отве­тить в упражнении на вопрос," как бы я себя вел в данных обстоятельствах, если бы я был шофером. В данном слу­чае в своем поведении я должен отбросить черты, мешаю­щие мне воспроизвести поведение шофера, и включить те черты, которые должны быть..свойственны данной про­фессии.

Путь к этому - сценическое отношение при помощи соответствующих оправданий.

К мотору и инструментам я должен найти отношение, как к знакомой и изученной мною вещи, с которой я свя­зан каждодневно. Оправдав свое прошлое - учеба, профес­сиональный стаж,- я пойму, что руки мои и* пальцы, при­вычные к такого рода работе, должны будут по-другому обращаться с предметами, которые на самом деле до сих пор были им непривычны.

Таким образом, для данного упражнения я должен буду переставлять нечто в моем поведении, вводя в него те или иные непривычные для меня навыки и манеры и осваивая их, как свои собственные. И чем вернее будут отображены эти черты, чем успешнее я их освою, сделаю их органи­ческими, тем лучше будет выполнена моя задача. В этих упражнениях продолжайте пока избегать крайностей. Про­фессии людей, вами воспроизводимых, должны быть обще­известны, чтобы и вы знали, что вы должны воспроизвести, и зрители могли судить, насколько верно сделано упраж­нение. Ставьте себя в положение людей разных профессий. Вы продавец в кооперативе. Приходят разные люди за по­купками. Обдумайте, как вы пишете чеки, заворачиваете

Стр. 76

покупки, предлагаете товар. Всему этому вы должны на­учиться, чтобы воспроизвести поведение опытного работ­ника. В дальнейшем можете осложнить эти обстоятельства комбинацией разных взаимоотношений и сменой задач. К вам пришел кто-то, чтобы объясниться по неприятному личному делу (оправдайте, кто и по какому делу), вы за­няты этим разговором и очень раздражены, так как это крайне неудобно, - вы на службе и время рабочее; одно­временно приходит какая-то особа и требует принять об­ратно проданный вами якобы недоброкачественный товар, скажем селедки. Это оказывается неправдой - селедки хо­рошие, но особа въедливая, вы и без того расстроены, при­ходится возвращать деньги, а между тем на вас продол­жают наседать с личным делом.

Вы - счетовод. Сидя за книгами и счетами, должны выполнить срочную работу. Рядом за столом помещается кассирша, которой делать нечего и которая ведет по теле­фону легкомысленные разговоры. Она вам мешает, вы сби­ваетесь. Как закончить этюд, зависит от вас.

Вы - курьер. Вас прислали на телеграф, чтобы выяс­нить перепутанный текст телеграммы. В отделении теле­графа, скажем, двое или трое служащих. Посылают вас от окна к окну, отвечают неохотно, вообще бюрократы и т. д. Доктор и больной, пассажир и кондуктор и т. д. и т, п. Примеры эти должны послужить пояснением к выбору тем для упражнений. Никаких особых сложностей, резких кон­фликтов, чрезмерно драматических и маловероятных поло­жений пока не нужно - и без того достаточно трудна на­ша задача. Я буду так же растерян перед мотором или бух­галтерскими книгами, как шофер или бухгалтер перед моим гримировальным столом. Оправдать и сделать органичным поведение человека иной профессии или оправдать и освоить какую-либо черту характера, не свойственную мне в жизни (скажем, рассеянность, раздражительность, на­стойчивость и т. д., которая вырабатывается в человеке в результате тех или иных воздействовавших на него обстоя­тельств),- такова стоящая перед нами задача.

Заметьте, что пока вам не говорили об изменении воз­раста, звука голоса и т. д. Мы идем по пути постепенного усложнения заданий. Мы должны постепенно увеличивать, так сказать, дозу трудностей.

И, прежде чем перейти к отделу о работе над ролью, над освоением авторского текста и созданием сценического

Стр. 77

образа, мы должны соответственно вооружиться, подгото­вить свой материал, очистить его от всего наносного, по­нять и органически ощутить, что такое сценическая правда, действие и общение, выражающиеся в простых, вынуждае­мых данными обстоятельствами и поведением партнера словах.

В упражнениях на общение со словами вы подводите итог всему, чем должны были овладеть за время ваших за­нятий. Ваше внимание должно быть органическим, вы дол­жны быть мышечно свободны; при посредстве соответствую­щих оправданий вы находите сценическое отношение (к вещам, фактам и партнерам), вы действуете на сцене на основе сознательно поставленных перед собой задач и, на­конец, при столкновении с партнером внутренне связывае­тесь с ним, взаимно воздействуете друг на друга, т. е. уста­навливаете сценическое общение.

Помните, что все эти элементы связаны и взаимно про­никают друг в друга так, что нельзя изъять или нарушить один из них, не разрушив целого. Нельзя сказать, что ак­тер верно действует на сцене, только не общается. Раз не общается - значит не живет.

Как можно больше развивайте в себе наблюдательность. Наблюдайте и изучайте человека в жизни. 5"амечайте, как он прост, органичен и вместе с тем разнообразен в словах, поступках, выявлениях чувств. Замечайте внешние прояв­ления и вскрывайте их внутренние причины, двигатели, по­буждающие людей к совершаемым ими поступкам.

Проверяйте себя и других в упражнениях, оставаясь одновременно и требовательным и тактичным, стараясь своими критическими замечаниями, поправками помочь товарищу. Помните, что в оценке правильности сцениче­ского поведения лучшим вашим руководителем будет слу­жить чувство правды, которое должно быть присуще каж­дому человеку вообще, а человеку, занимающемуся искус­ством, в особенности.

Стр. 78

Ч а с т ь в т о р а я

РАБОТА НАД РОЛЬЮ

О наблюдательности

Мы всегда указывали на необходимость развития наблю­дательности, выработки в себе большой восприимчивости к окружающему миру. Внешность окружающих нас людей, их походку, тембр голоса, жесты, манеру выражать чув­ства, смех, улыбку, злость и т. д. - все это актер должен уметь улавливать и замечать, Да и не только люди и их взаимоотношения, но и весь окружающий мир в его безгра­ничном разнообразии должен быть предметом нашего ост­рого восприятия и наблюдения; цвета и краски, животные и машины, жара и гроза - ничто не должно ускользнуть от нас, мы должны впитывать в себя все окружающее, со­здавать запас знаний и ощущений, без которого не может быть художника.

Приготовляя себя, свой материал к работе над ролью, мы должны прежде всего иметь как бы тот запас сырья, из которого в процессе репетиционной работы будет отли­ваться в нужную форму задуманный нами совместно с ре­жиссером художественный образ. Накопление же этого сырья, создание кладовой, откуда мы будем черпать мате­риал, необходимый для формирования образа, происходит при посредстве творческих наблюдений.

Творческое восприятие окружающей жизни - такое требование должно быть предъявлено к каждому художни­ку, и к художнику сцены в особенности, почему мы и в предыдущих частях нашей книги и сейчас, подходя к отделу работы над сценическим образом, повторяем еще раз: наблюдательность есть первое и важнейшее свойство актера.

Готовя свой материал к работе над ролью, стремясь1 прежде всего к воспроизведению жизненного

Стр. 79

правдоподобия 1 , мы, естественно, стремимся проникнуть в скрытый за физическими проявлениями внутренний психологический процесс. Мы стремимся воспроизвести не только форму и характер действий человека, но и понять внутренние при­чины, вызвавшие данное действие. Следовательно, наблюда­тельность наша не должна ограничиваться внешними про­явлениями окружающей нас действительности, которую нам придется затем «имитировать», копировать. Наша задача глубже и значительнее: мы должны будем эту действитель­ность истолковывать, а для этого нужно научиться ее по­нимать, проникать в сущность ее и свое толкование, свое отношение к изображаемой действительности передавать зрителю в форме художественного образа. Мы знаем, что внешние и внутренние действия человека, его поступки и желания находятся в неразрывной связи и взаимно опре­деляют друг друга; следовательно, нам необходимо наблю­дать не только внешние проявления поведения человека, но стараться уловить внутренние причины, свойства характера, понять данного человека со стороны психологической (душевной).

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Актеру, работающему над созданием сценического об­раза, необходимо в той или иной мере быть «психологом», т. е. уметь разбираться во внутреннем, душевном мире то­го действующего лица, которое ему предстоит играть. Ста­ло быть, мы должны требовать от актера-кружковца, что­бы он политически и культурно рос и развивался.

Если вы играете, например, инженера-конструктора или химика, то круг его интересов, деятельности, его мировоз­зрение, бытовые вопросы должны быть вам ясны и понятны. Это не значит, что вы должны для этой роли изучить выс­шую математику или химию, но ум ваш должен быть до­статочно гибок и объемлющ, чтобы создать убедительный и живой образ ученого. Чтобы понять и верно истолковать сложный образ, нужно суметь подняться до него, нужно обладать соответствующими знаниями во всех областях жизни, а это возможно лишь при работе над поднятием нашего умственного, интеллектуального уровня.

Конечно, актер должен быть одновременно непосред­ственным, должен уметь увлекаться стоящей перед ним

_____________________________

1 марта в Тольятти начнут свою работу государственные учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», созданные вместо аналогичных муниципальных. Места расположения Центров и набор услуг останутся прежними, изменится только их статус.

Изменение статуса данных учреждений в других городах Самарской губернии практически не влечет за собой никаких изменений в их работе. В Тольятти ситуация несколько иная, так как будучи в подчинении нашего города сотрудники Центров получали доплату к своей зарплате из бюджета городского округа в размере более чем 100% от заработной платы. Таким образом, вместо 3 тысяч рублей им выплачивали 6-7 тысяч. С 1 марта делать такую надбавку мэрия не имеет права. В связи с этим над учреждениями социального обслуживания нависла угроза потерять сотрудников, которые могут не согласиться работать за установленную государством зарплату в размере порядка 3 тысяч рублей.

Судьба Центров, находящихся на территории нашего города, не может не волновать специалистов департамента социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти, поэтому они выразили озабоченность данной ситуацией губернским властям. В ответ со стороны министра здравоохранения и социального развития Галины Гусаровой прозвучали обещания, что система оплаты труда, несомненно, будет пересматриваться, но изменить ситуацию в один день невозможно.

Заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти Ирина Погребняк считает, что решение проблемы все-таки будет найдено. По словам Ирины Викторовны, поднять зарплату тольяттинским работникам в будущих государственных учреждений «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и таким образом удержать их можно несколькими способами: среди них: Оказание платных услуг, участие в конкурсе социальных проектов. Рассматриваются и другие варианты социального заказа Центрам.

В любом случае пожилые граждане и инвалиды, пользующиеся услугами сотрудников Центров, не должны почувствовать никаких последствий изменения статуса данных учреждений, которые не должны приостановить свою работу ни на день. Специалисты департамента социальной поддержки населения уже обратились в тольяттинский Центр занятости, где им пообещали, что при необходимости люди на освободившиеся рабочие места будут найдены.В трех Центрах сейчас работают более 600 человек. На их постоянном обслуживании находятся около 2000 человек.


Центры социального обслуживания расположены по адресам: Центральный район — б-р Ленина, 10; Комсомольский район — ул. Мурысева, 90; Автозаводский район — б-р Буденного, 15.