Должностные обязанности воспитателя в частном детском саду. Должностная инструкция воспитателя (включая старшего). Образец должностной инструкции воспитателя

1. Общие положения должностной инструкции воспитателя ДОУ

1.1. Настоящая должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Воспитатель принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения.
1.5.

В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ должен руководствоваться: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; законодательными актами Российской Федерации; Типовым положением о дошкольной образовательной организации; правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Уставом и локальными актами детского образовательного учреждения; Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в детском саду; Коллективным договором; приказами и распоряжениями заведующего детским садом; трудовым договором и договором, заключенным с родителями (законными представителями) ребенка, другими договорами в дошкольном образовательном учреждении. инструкцией по охране труда воспитателя ДОУ, а также другими инструкциями по охране труда и технике безопасности при выполнении работ.

1.6. Воспитатель также должен руководствоваться должностной инструкцией воспитателя ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, инструкцией по охране труда для воспитателя ДОУ , другими инструкциями по охране труда при выполнении работ и эксплуатации аудио-, видео-техники и мультимедийных устройств.
1.7. Воспитатель ДОУ должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения; инструкцию по охране жизни и здоровья детей; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей; возрастную физиологию и гигиену; методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы и способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями) и коллегами, являющимися сотрудниками ДОУ; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство Российской Федерации; основы работы с текстовыми и графическими редакторами, презентациями, электронной почтой и web-браузерами, мультимедийным оборудованием; санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в детском саду. правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Воспитатель в детском саду должен строго соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

2. Функции воспитателя
Основными направлениями деятельности воспитателя ДОУ являются:
2.1. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве детского сада, с учетом требований ФГОС ДО.
2.2. Охрана и укрепление здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.

3. Должностные обязанности воспитателя ДОУ
Воспитатель детского сада имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет воспитательно-образовательную деятельность воспитанников, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом ДОУ;
3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
3.3. Осуществляет изучения личности детей, их склонностей, интересов, индивидуальных способностей, содействует росту их познавательной мотивации, становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности.
3.4. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период их адаптации в детском саду, создает благоприятные условия для легкой и быстрой адаптации.
3.5. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка. Способствует развитию общения детей. Помогает воспитаннику решать возникшие проблемы в общении с детьми в группе, педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими).
3.6. Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям ФГОС ДО, федеральным государственным образовательным требованиям.
3.7. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность группы, воспитанников детского сада. Соблюдает права и свободы детей.
3.8. Осуществляет надлежащий присмотр за детьми группы в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских прогулочных площадках дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Планирует и организует разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельности детей и взрослых, направленную на освоение основной общеобразовательной программы в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы.
3.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
3.11. Планирует и организует оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы, досуг, выставки работ воспитанников, участие детей в конкурсах разного уровня и другие мероприятия в соответствии с годовым планом детского сада.
3.12. Обеспечивает охрану жизни, здоровья и безопасность воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3.13. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников.
3.14. Разрабатывает программу воспитательной и образовательной работы с группой воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.15. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.16. Использует современные инновационные технологии и методики, осуществляет эффективное их применение в своей воспитательной и образовательной деятельности.
3.17. Принимает участие в процедуре мониторинга: в начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника; в конце года - в выявлении уровня достижений каждым воспитанником итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
3.18. Строго соблюдает установленный в ДОУ режим дня и расписания образовательной деятельности воспитанников.
3.19. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу.
3.20. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе.
3.21. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.22. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса.
3.23. Поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте, в групповых комнатах и на прогулочной площадке. Бережно и аккуратно использует имущество детского сада, методическую литературу и пособия.
3.24. Строго выполняет все требования настоящей должностной инструкции воспитателя детского сада с учетом требований ФГОС ДО, правила по охране труда и пожарной безопасности в детском саду.
3.25. Своевременно информирует медицинскую службу ДОУ об изменениях в состоянии здоровья детей, родителей - о плановых профилактических прививках.
3.26. Осуществляет периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей, оформление группы и информационных стендов к праздничным датам.
3.27. Ведет в установленном порядке следующую документацию:

Календарный и перспективный, планы; план учебно-воспитательной работы; журнал (табель) посещения воспитанников; паспорт группы; журнал контроля состояния охраны труда в группе; журнал здоровья; протоколы родительских собраний; диагностические материалы. другую документацию воспитателя ДОУ согласно номенклатуре дел в соответствии с приказом заведующего детским садом.

3.28. Проходит ежегодный медицинский осмотр по установленному в учреждении графику.
3.29. Проходит освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
3.30. Выполняет требования заведующей дошкольным образовательным учреждением, медицинского работника, старшего воспитателя, которые связаны с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья воспитанников.

4. Права воспитателя дошкольного образовательного учреждения
4.1. Воспитатель детского сада имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4.2. Воспитатель ДОУ в пределах своей компетенции имеет право:

Принимать участие в работе творческих групп; устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции; вносить свои предложения по улучшению образовательного процесса; вносить свои предложения в процессе разработки образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения; свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, соответствующие общеобразовательной программе, утвержденной дошкольным образовательным учреждением; представлять свой опыт педагогической работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности; знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, которые касаются его деятельности; ознакомиться с данной должностной инструкцией воспитателя ДОУ, получить ее на руки; требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей; участвовать в работе органов самоуправления. своевременно повышать квалификацию и аттестоваться на добровольной основе. на все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

4.3. Воспитатель имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Воспитатель имеет право информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в воспитательно-образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств, ремонтных работах оборудования и помещения группы при необходимости.

5. Ответственность воспитателя детского сада
5.1. Воспитатель ДОУ несет персональную ответственность:

За жизнь и здоровье воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса, во время присмотра в помещениях ДОУ, на площадке, во время прогулок и экскурсий вне территории детского сада; за нарушение прав и свобод воспитанников; за невыполнение требований по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности; за неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией воспитателя в ДОУ, в том числе за не использование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Контроль исполнения данной должностной инструкции воспитателя в детском саду возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

6. Взаимоотношения. Связи по должности воспитателя
Воспитатель детского сада:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ДОУ, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников.
6.3. Информирует заведующего детским садом, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.
6.5. Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения.
6.7. Своевременно информирует заведующего детским садом и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

В качестве «шпаргалки» мы собрали всю информацию из юридических документов и распределили обязанности воспитателя детского сада по нескольким направлениям:

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

  • Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
  • Своевременно и четко ведет документацию.
  • Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
  • Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
  • Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.

Многие мамы переживают, когда настает время отдавать ребенка в детский сад. В основном, тревога возникает из-за невозможности контролировать действия своего малыша. «Кто будет присматривать за ним, что они там будут делать, а если воспитатель не справится?» – думают молодые мамы. В этой статье приведены основные пункты, касающиеся деятельности ДОУ. К окончанию прочтения вы убедитесь, что воспитатели в детском саду – профессионалы своего дела.

Чтобы работать с детьми дошкольного возраста, необходимо получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности и пройти все необходимые медицинские обследования.

С маленькими детьми должен работать человек, который очень их любит , у которого есть желание и силы находить подход к каждому из них.

Стоит отметить,что этот труд нельзя назвать легким – воспитателю необходимо следить за большой группой детей, заниматься с ними, играть, одевать, успокаивать и т.д. Также потребуется найти подход к каждому из родителей. К сожалению, заработная плата у воспитателей и нянечек, как правило, не высокая, и не соответствует трудозатратам.

Должностная инструкция

В России каждое учреждение обязано иметь должностную инструкцию для всех работников. В дошкольном образовании существуют свои нормы, на основе которых составляется инструкция – это требования ФГОС ДО, инструкция по охране труда и требования Конвенции ООН о правах ребенка.

Пример актуальной на 2019 год должностной инструкции для воспитателей дошкольных образовательных учреждений можно посмотреть на этом сайте .

В должностной инструкции должны быть указаны такие пункты, как :

  • Общие положения.
  • Трудовые функции.
  • Должностные обязанности.
  • Права воспитателя.
  • Ответственность.
  • Взаимоотношения. Должностные связи.
  • Заключительные положения.

В первом пункте должностной инструкции «Общие положения» указаны основные требования к сотруднику. Право назначить и уволить педагога с должности принадлежит только заведующей ДОУ.

Воспитатель обязан подчиняться заведующему и старшему воспитателю. Основополагающим законом в составлении инструкций для каждого работника ДОУ является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Подробнее о правах и обязанностях воспитателя детского сада читайте .

Рабочий день

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» воспитатель должен отработать 36 часов в неделю.

Смена в детском учреждении начинается в 7 часов утра и заканчивается в 19:00 .

Обычно на одной группе работает по 2 воспитателя, которые сменяю друг друга в 13:00.

Примерный распорядок дня в детском саду такой:

  1. прием детей;
  2. завтрак;
  3. зарядка;
  4. занятия;
  5. прогулка;
  6. обед;
  7. тихий час;
  8. полдник;
  9. дополнительные занятия;
  10. свободное время;
  11. прогулка.

Обязанности по ФГОС

Коротко об основных обязанностях педагога ДОУ:

  1. Наблюдение за поведением детей, стимулирование развития навыков общения и обучения.
  2. Оказание помощи детям в разных аспектах деятельности.
  3. Проведение воспитательно-образовательной программы. Она составляется заранее и утверждается директором на основе требований ФГОС ДО.
  4. Организация досуга детей, составление праздничных мероприятий с участием музыкального работника, педагога по физической культуре. Внедрение современных технологий для развития ребенка.
  5. Регулирование деятельности младшего воспитателя или .
  6. Проверка приготовленной на кухне еды.
  7. Принятие во внимание индивидуальных особенностей развития детей и осуществление воспитательного процесса с учетом рекомендаций логопеда, психолога и т.д..
  8. Взаимодействие с педагогическим коллективом, родителями или опекунами детей.
  9. Составление и периодическое обновление информационных стендов для родителей, оформление группы в праздничные дни.
  10. Проверка техники безопасности в помещении.
  11. Оказание первой медицинской помощи при необходимости.
  12. Поддержание порядка на рабочем месте.
  13. Ведение внутренней документации.

Этический кодекс

В детском саду большое внимание уделяют развитию в детях нравственности, патриотичности, уважения к старшим.

Поэтому воспитатель должен обладать высокими морально-этическими принципами, которые он будет передавать детям.

Существует этический кодекс для педагогов дошкольных учреждений.

В нем подробно описывается личность воспитателя, особенности взаимоотношений с воспитанниками, родителями или опекунами ребенка, а также с педагогическим коллективом, обществом и государством.

В пример можно привести некоторые положения из этого документа :

  • Педагог должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.
  • Педагог выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.
  • Педагог не только воспитывает и обучает детей, но и является хранителем культурных ценностей, общественным просветителем: порядочным и образованным человеком.
  • Педагог видит в своем воспитаннике личность, и уважает её вне зависимости от каких-либо особенностей.

Полный текст кодекса можно посмотреть, к примеру на этом сайте .

Учебно-воспитательная работа

План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.

Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:

  • Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
  • Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
  • При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
  • Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.

Вещи, которые нужно знать педагогу, развитие компетенций

Воспитатель должен хорошо знать нормы конвенции о правах ребенка и главные методики воспитательной работы.

Также специалист дошкольного образования обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, которые связаны с воспитанием дошкольников.

Несмотря на то, что в садике есть медсестра, воспитатель должен знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача.

Также воспитатели должны каждый год проходить курсы повышения квалификации по охране жизни и труда, знать нормы противопожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях. Работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает высокий уровень профессиональной компетентности.

Нормативные требования к воспитателю должны быть отражены в квалификационных характеристиках и документах учреждения. Кроме высоких морально-этических качеств и любви к детям, педагогу необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование в педагогической сфере.

Работники сферы образования обязаны не реже, чем раз в 5 лет проходить аттестацию. Эта процедура проводится с целью подтверждения соответствия способностей педагога занимаемой должности. Для успешного прохождения аттестации воспитатель должен:

  • Участвовать в методических разработках.
  • Создавать интерактивные уроки.
  • Применять инновации в учебно-воспитательной деятельности.
  • Постоянно повышать уровень своих профессиональных навыков и умений.
  • Проходить курсы повышения квалификации.

Работа педагога предполагает постоянный рост и развитие. Увлечения и интересы у всех детей разные, поэтому воспитатель должен быть высококвалифицированным специалистом.

Должен ли учить ребенка поведению?

Да, объяснить малышам нормы поведения в общественных местах воспитатели обязаны .

Также в течении дня педагоги должны корректировать поведение малышей – поощрять за хорошие поступки и пресекать нежелательные действия.

В случае необходимости объяснять, почему так делать нельзя. Эта одна из обязанностей педагога дошкольного образования.

Права

Часто случаются такие ситуации, когда родители или администрация требуют от воспитателя больше, чем положено. Также бывает, что воспитатель пренебрегает своими правами и обязанностями. Чтобы такого не происходило, рекомендуется ознакомиться с должностной инструкцией. Основные права воспитателя ДОУ :

  • Педагог детского сада имеет все права, которые гарантирует ему государство. Права отражены в таких документах, как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон об образовании РФ и локальные акты детского сада.
  • Право доступа к Приказам ФГОС ДО, Минобрнауки России, к внутренним нормативным распоряжениям.
  • Организация творческой работы групп и участие в ней.
  • Самостоятельный подбор образовательных и воспитательных техник и методик.
  • Участие в собраниях с родителями и педагогическим коллективом.
  • Право на комфортные условия работы: необходимая мебель, наличие дополнительного инвентаря, канцелярия.

Ответственность

Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:

  • Ответственность за нарушение прав детей.
  • За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
  • Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
  • Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
  • Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
  • Несоблюдение норм безопасности.
  • Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.

В случае превышения зоны ответственности воспитатель может понести дисциплинарное наказание в рамках закона, а также материальную или уголовную ответственность.

Что надо делать старшему сотруднику д/с?

Старший воспитатель в детском саду курирует деятельность воспитателей и их .

У него больше обязанностей и больше ответственности. Старший воспитатель должен быть хорошо знаком с психологией, педагогикой и основами управления.

Основные обязанности старшего воспитателя :

  • Прием и отбор педагогических кадров.
  • Координация работы педагогических работников в рамках учебного процесса.
  • Составление, развитие и улучшение учебно-воспитательных программ.
  • Анализ учебно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности детского сада.
  • Систематизация материалов.
  • Контроль качества педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель несет ответственность за работу педагогов и других специалистов дошкольного учреждения. Он также имеет право проходить аттестацию. Отчет по выполненной работе он предоставляет заведующей.

Какие функции младшего сотрудника ДОУ?

Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.

В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:

  • Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
  • Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
  • Контроль за детьми во время тихого часа.
  • Организация соблюдения детьми правил детского сада.
  • Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.

Возможные претензии

Иногда между родителями и воспитателем может возникнуть недопонимание.

Воспитатель несет ответственность за ребенка с момента его передачи и до того момента, пока его не заберут родители:

  1. Если родители оставляют ребенка у калитки или ребенок сам доходит до детского сада, то пока он на улице, ответственность за него несут родители.
  2. Если воспитатель оставляет детей без присмотра, он подвергает их жизнь и здоровье опасности. С случае неоднократного повторения такого поведения, нужно писать претензию заведующему с требованием уволить педагога.
  3. Если родители не забирают ребенка вовремя, воспитатель имеет право отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату полиции.
  4. Если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, следует обратиться к заведующему или методисту. Высказать им свои претензии, обосновать их, привести примеры. Воспитатель обязан уважать личность воспитанников и контролировать свои эмоции.
  5. Если воспитатель придирается к ребенку, родителям необходимо выяснить причину такого отношения в частной беседе с . Если вы не согласны с доводами, попросить быть с ребёнком мягче, вежливее, учитывать особенности его характера. В случае продолжения необоснованных претензий – обратиться к заведующему с письменной жалобой.
  6. Если воспитатель оскорбляет или высмеивает ребенка, следует незамедлительно обратиться к заведующему. Оскорбление является нарушением законодательства РФ и противоречит должностным обязанностям воспитателя. Если оскорбления повторяются – написать заявление в прокуратуру, собрав доказательства: заявления других родителей, аудио-, видеозапись и др..
  7. Если воспитатель плохо следит за детьми на прогулке, это является должностным нарушением. К прогулке воспитатель должен готовиться, как и к занятиям: подвижные игры, наблюдения, сюжетные игры и т.д. Если дети на прогулке предоставлены сами себе, нужно поставить в известность администрацию детского сада.
  8. Если ребенок болен, воспитатель обязан направить его в медицинский кабинет для осмотра. Оставляя ребенка в группе, заражению подвергаются и другие дети. Если больной ребенок находится в группе, родителям следует высказать свою претензию. Если реакции не последовало, позвонить в комитет образования и в СЭС.
  9. Если у ребенка аллергия на что-либо, следует заранее предупреждать об этом воспитателя в письменной форме. Если воспитатель, зная об особенностях организма ребенка, разрешает ему запрещенные продукты, следует обращаться в прокуратуру, так как это может причинить вред здоровью.
  10. За вещи и обувь детей воспитатель ответственности не несет (кроме случаев преднамеренной порчи педагогом имущества). Если ребенок сам упал и порвал или испачкал какую-то вещь, воспитатель не обязан компенсировать ее стоимость. Если воспитатель сам случайно порвал вещь на ребенке, следует обратиться к нему с требованием возместить ущерб или с претензией к заведующему.
  11. Если ребенок получил травму, не уходя из группы следует спросить у воспитателя при каких условиях она была получена. Если выяснилось, что никаких мер по расследованию несчастного случая проведено не было, следует обращаться к заведующей с письменной претензией. Следует помнить, что пока ребёнок находится в детском саду, за вред, нанесённый его здоровью, ответственность несёт администрация.

Чтобы не возникало противоречий между родителями и воспитателем, нужно рассказывать работникам сада как можно больше о своем ребенке.

Что не обязан делать?

Функциональные обязанности педагога детского сада закреплены в ряде нормативных документов:

  • Должностная инструкция.
  • Требования СанПин в дошкольных учреждениях.
  • Трудовой договор с работодателем.

Все, что не упоминается в этих документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада. Соответственно, их выполнение не обязательно.

Если не выполняет свои функции

В случае, если воспитатель отказывается выполнять свои законные обязанности, следует обратиться к руководству детского сада с требованием решить сложившуюся проблему. Необходимо четко описать ситуацию, которая вас не устраивает. Заведующий обязан сделать все возможное для решения проблемы.

Хороший воспитатель – человек, которому родители доверяют своих детей. Он должен совмещать в себе чуткость и строгость, понимание и ответственность. Воспитатель не может не любить детей, он в каждом должен видеть личность и всячески способствовать развитию талантов ребенка.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 3

воспитателя детского сада

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Воспитатель детского сада назначается на должность и увольняется заведующей детским садом

Тетрадь сведений о детях

Тетрадь учета инвентаря и игрушек

Тетрадь передачи смен

Тетрадь здоровья

Табель посещаемости

Диагностическая карта

· Принимает участие в составлении сетки занятий, расписания занятий по плаванию.

· Помогает родителям приготовить все необходимое для занятий в бассейне, знакомит детей с правилами поведения в помещении бассейна и во время занятий плаванием.

· Проводит мытье и обработку игрушек в конце недели или по мере необходимости.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«_______»______________________г.

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 5

музыкального руководителя

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Работает непосредственно под руководством заведующей детским садом

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка, подчиняется Уставу ГОУ-д/с

· Замещается только музыкальным руководителем

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду.


· Работает по графику и плану, согласованным со старшим воспитателем и руководителем дошкольного учреждения.

· В соответствии с графиком организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга; ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одаренных детей, проводит индивидуальную работу с ними в группе.

· Участвует в организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов и развлечений.

· Принимает участие в игровой деятельности детей во 2й половине дня, проводит дидактические игры с пением, театрализованные игры, ритмические игры.

· Участвует в подготовке педагогических советов, методических объединений, готовит отчеты по выполнению планов своей работы, сообщения из опыта работы.

· Внедряет в практику работы с детьми передовой опыт.

· Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

· Оформляет 2-3 раза в год уровневую оценку музыкального развития каждого ребенка (используя диагностическую методику по своему выбору)

· Ведет документацию, установленную руководством учреждения

· Принимает активное участие в смотрах и конкурсах как в ГОУ-д/с, так и округе, городе.

· Создает необходимые условия для успешной работы в повседневной жизни и на праздниках

· Совместно с воспитателями и педагогами ГОУ-д/с осуществляет оформление зала и групповых комнат к праздникам.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 37

воспитателя по физической культуре

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Работает непосредственно под руководством заведующей детским садом

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка, подчиняется Уставу ГОУ-д/с

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

· Замещается воспитателями.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Составляет расписание для каждой группы, согласовывает их с заведующей детским садом и старшим воспитателем.

· Проводит занятия по физическому воспитанию по утвержденным программам с учетом возрастного состава групп.

· Ведет дневник (журнал), где фиксируется посещение занятий детьми, содержание занятий.

· Контролирует двигательную активность детей в течение дня.

· Проводит беседы с воспитателями и обслуживающим персоналом по вопросам организации физкультурных занятий.

· Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам подготовки детей к занятиям.

· Во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

· Проверяет вместе с медсестрой гигиенические условия для проведения занятий в зале.

· Полностью отвечает за безопасность детей во время занятий в зале.

· Оформляет 2-3 раза в год уровневую оценку физического развития каждого ребенка (используя диагностическую методику по своему выбору)

· Постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, методические приемы работы с детьми, ведет пропаганду физической культуры среди сотрудников детского сада и родителей.

· Принимает участие в подготовки и проведении походов, экскурсий,

· Проводит спортивные праздники и досуги

· Приобретает пособия и оборудование для физкультурного зала.

· Изготавливает необходимые предметы для занятий.

· Принимает активное участие в мероприятиях управы, округа, города.

· Организовывает и проводит мероприятия для родителей, родительские собрания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей.

· Должен уметь оказать первую медицинскую помощь, пользоваться огнетушителем.

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 19

старшей медицинской сестры

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Работает непосредственно под руководством заведующей детским садом и поликлиникой.

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка, подчиняется Уставу ГОУ-д/с

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

· Замещается врачом поликлиники.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Контролирует санитарное состояние помещений и участка ГОУ-д/с, готовит детей к врачебному осмотру, участвует в осмотрах детей врачом, проводит определение массы тела, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

· Контролирует состояние санитарно-противоэпидемиологического режима, по назначению врача организует мероприятия по закаливанию детей, обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий и осуществляет контроль за соблюдением режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей, мероприятия по профилактике травматизма и отравлений.

· Проводит учет детей отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей, организует уход за детьми, находящимися в изоляторе. Осуществляет утренний прием, термометрию детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными.

· Организует проведение текущей дезинфекции, контролирует ежедневный утренний прием детей, проводимый воспитателями.

· Готовит заявки на медикаменты, бакпрепараты, дезсредства, медицинские инструменты и аппаратуру.

· Проводит санитарно-просветительную работу среди родителей, работников дошкольного учреждения, осуществляет контроль за прохождением медицинских осмотров работниками дошкольного учреждения.

· Ведет соответствующую медицинскую документацию, ежемесячно совместно с администрацией рассматривает причины заболеваемости детей, вносит предложения по их устранению.

· Участвует в педагогических советах, посвященных проблемам физического развития и здоровья детей.

· Ведет экран инфекционных заболеваний и заболеваемости по группам.

· Ежемесячно проводит инструктаж для младшего обслуживающего персонала и работников кухни.

· Проводит учет на гнойничковые заболевания работников пищеблока.

· Оказывает первую медицинскую помощь детям , в случае травмы доставляет в травмпункт.

· Осуществляет регулярную связь с ближайшей поликлиникой с целью своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в районе.

· При отсутствии в ГОУ-д/с должности диетсестры выполняет ее обязанности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей.

· Должен уметь оказать первую медицинскую помощь, пользоваться огнетушителем.

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________г.

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 8

учителя-логопеда

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей

· Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

· Работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов детям имеющим отклонения в развитии.

· Использует стандартные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов . Содействует подготовке воспитанников, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта.

· Ведет необходимую документацию.

· Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представляет свой опыт и результаты работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей.

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________г.

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 9

педагога-психолога

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Назначается на должность и увольняется заведующей детским садом

· Работает непосредственно под руководством ст. воспитателя.

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Осуществляет работу, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.

· Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

· Определяет факторы, препятствующие развитию детей и принимает меры различного вида психологической помощи (психо - коррекционной, реабилитационной и консультативной).

· Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей.

· должен уметь оказать первую медицинскую помощь, пользоваться при необходимости огнетушителем

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________г.

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 10

помощника воспитателя

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Назначается на должность и увольняется заведующей детским садом

· Работает непосредственно под руководством зам. зав. по АХЧ (завхоза)

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, укреплении здоровья, физическом развитии детей.

· Отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей.

· Несет полную ответственность за имеющееся в группе оборудование и инвентарь.

· Приносит с кухни в группу пищу, помогает раздавать ее детям, убирает и моет посуду, готовит воду для умывания и купания детей, для полоскания рта.

· Организует сервировку детских столов совместно с детьми старшего возраста

· Помогает воспитателю одевать и раздевать детей, проводить закаливающие мероприятия, готовит все необходимое для их проведения.

· Отвечает за чистоту и своевременную уборку закрепленных за ним помещений, два раза в день проводит уборку в группе.

· Проводит санитарную обработку посуды, детских горшков, игрушек в соответствии с требованиями СЭН

· Ежедневно проводит гигиеническую обработку санузлов.

· Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми

· Проводит смену постельного белья один раз в 10 дней.

· Помогает воспитателю выводить и приводить детей с прогулки.

· В летний период совместно с воспитателем готовит участок для прогулки.

· Принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

· Проводит влажную уборку физкультурного зала перед занятиями группы

· При отсутствии рабочего по кухне, помогает повару.

· Во время производственных мероприятий в тихий час с участием воспитателя находится с детьми.

· Строго по графику проходит медосмотр.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей ГОУ-д/с.

· должен уметь оказать первую медицинскую помощь, пользоваться при необходимости огнетушителем

Должностная инструкция составлена на 2х листах.

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________г.

Государственное образовательное «Утверждаю»

учреждение-детский сад №______ Заведующая (ф. и.о.)________________

ОУО ДО г. Москвы __________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 4

педагога дополнительного образования

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Назначается на должность и увольняется заведующей детским садом

· Работает непосредственно под руководством заведующей детским садом

· В своей работе руководствуется: нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

· Продолжительность рабочего времени ___ часа (ов) в неделю

· Работает по графику, утвержденному заведующей детским садом с ежегодным отпуском ___ календарных дней (я).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

· Строго ведет табель учета посещаемости детей группы, приходящей на занятия.

· Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей во время занятий.

· Проводит учебные занятия по утвержденной программе с учетом возрастного состава группы

· Помогает в организации прогулок и проведении их по наблюдению на участке детского сада

· Проводит беседы с воспитателями групп и обслуживающим персоналом по вопросам организации занятий своего профиля

· Организует работу с родителями по вопросам своего профиля

· Планирует и осуществляет образовательно-воспитательную работу в соответствии с программой

· Два раза в год проводит диагностику детей по выполнению программы

· Принимает активное участие в Совете педагогов ГОУ-д/с, методобъединениях в округе, городе по данному направлению, вне его

· Проходит медицинский осмотр в не рабочее время, согласно графика

· Пополняет пособиями, наглядной агитацией кабинет

· Принимает активное участие в общесадовских мероприятиях

· Принимает участие в составлении сетки занятий

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА

· Имеет права предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и положения о дошкольном учреждении

· Не имеет права пренебрегать правилами техники безопасности и обязан строго соблюдать их

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· Несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей.

· должен уметь оказать первую медицинскую помощь, пользоваться при необходимости огнетушителем

Должностная инструкция составлена на 2х листах

С инструкцией ознакомлен и согласен:

___________________________/ФИО/

________________________/подпись/

«_______»_______________________г.


Внимание! В статье приведен документ.

Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.

Вне зависимости от этих поправок, закон наделяет воспитателя ответственностью за жизнь и здоровье детей. Это значит: если с ребенком что-либо случается (упал, рассек бровь, порвал одежду), за все это спросят с воспитателя. Минимальное наказание — выговор, максимальное — суд и соответствующая административная, либо уголовная ответственность.

Частный случай

Воспитатель несет ответственность с момента передачи малыша родителями и вплоть до того момента, пока его не забрали. При этом возникают спорные ситуации, когда и воспитатели, и родители сомневаются в правомерности требований. Рассмотрим их.

  • Если ребенка оставили у калитки.

Если мама торопится на работу и решает оставить ребенка у калитки — «Дальше сам дойдешь», то весь груз ответственности ложится на плечи родительницы. Подскользнулся, ушел, разделся по пути — это все заботы мамы, отдавшей приоритет работе нежели довести малыша до группы.

Когда ребенок все же появляется в группе, один, воспитатель обязан об этом доложить заведующей в письменном виде. Вечером под этим документом должны поставить подпись родители.

  • Если воспитателю нужно отлучиться из группы.

На время отсутствия воспитателя за детьми приглядит нянечка, однако ответственность за жизнь и здоровье детей несет заведующая.

Воспитатель обязан предупредить о перерыве в работе заведующую. В должностной записки он указывает причины отсутствия и приблизительное время.

  • Если родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада.

Вот этот пункт вызывает большое недоумение у родителей. Пишет Анна Иванова:

«По долгу своей службы я вынуждена иногда задерживаться на работе. Задержки небольшие 5-10 минут. Воспитатель каждый раз недоволен, что я опаздываю. Неужели так сложно посидеть пару минут?»

А вот другая мама, Юлия Зацепина:

«Я с воспитательницей договорилась. Даю ей немножко денежек. Зато могу спокойно задержаться и на полчаса, и спокойна — что мой ребенок под присмотром. Не надо бежать сломя голову. Все же человеку тоже надо домой, а так небольшое поощрение сглаживает мой поздний приход».

Анна Иванова не права. Воспитателю, может, и не сложно посидеть лишние 5 минут, но делать этого он вовсе не обязан. Закон разрешает отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату милиции, если родитель не пришел за своим чадом.

Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.

Текст документа

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

3. Воспитатель должен знать

3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________