Тест для родителей для определения самооценки ребенка. Тест для определения детской самооценки «Ступеньки. «Говорящие» признаки в поведении

Еще с ранних лет мы начинаем формировать наше мнение о себе, т.е. нашу самооценку. Формироваться она начинает из мнения окружающих, но в первую очередь, то, как мы себя воспринимаем, зависит от отношения к нам родителей.

Психологи утверждают, что у детей дошкольного возраста самооценка, в большинстве случаев, завышена, и это нормально для такого возраста. Наверное, хотя бы потому, что заниженную самооценку сложнее переделать в адекватную.

Как определить самооценку ребенка?

Для того, чтобы определить самооценку ребенка можно просто понаблюдать за ним, особенно в компании своих ровесников.
Если ребенок активен, весел и ведет себя бодро, то можно сказать, что у него адекватная самооценка. А вот пассивность, повышенная ранимость, обидчивость могут свидетельствовать о том, что у вашего ребенка самооценка занижена. Такие дети не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то часто обижаются.
Можно также проверить самооценку ребенка при помощи простого психологического теста. Он подходит для малышей, начиная с 3-х летнего возраста.

Тест «Лесенка»

Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

Если ребенок поставит себя на 1-ю, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, - средняя (адекватная).

Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Заниженная самооценка? Откуда?

Все слова своих родителей (в первую очередь), пусть даже самые обычные, ребенок интерпретирует по-своему. Представьте ситуацию: на прогулках ваш ребенок постоянно пачкается, а вы неустанно причитаете: «У всех дети, как дети, а ты как наказание! И когда ты уже научишься аккуратно гулять? Горе ты мое луковое!» В принципе в отношении одежды нет проблемы мирового масштаба. Ее можно постирать. А вот ваши слова… ребенок воспринял дословно. Теперь, возможно, он считает себя проблемой и «горем луковым». Слыша это раз за разом, ребенок начнет всерьез полагать, что с ним что-то не так, ведь «все дети, как дети, а он…». Ведь если каждый день говорить человеку, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Итак, ребенок может приобрести заниженную самооценку, если родители:

Оценивают не конкретный поступок, а личность в целом («ты плохой»);
. вешают ярлыки («наказание») — постепенно под их воздействием ребенок будет вести себя соответственно;
. сравнивают с другими детьми, причем совсем не в пользу своего ребенка. Ведь если соседский ребенок в 4 года читает, это не значит, что ваш —бездарность.

Как повысить самооценку?
В первую очередь, и это очевидно, не стоит делать того, что перечислено выше как возможные причины заниженной самооценки вашего ребенка.

Однако, повлиять на самооценку ребенка могут и его отношения со сверстниками. Поэтому, если малыша дразнят за внешность, можно, например, научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться». Вооруженный подготовленными ответами, ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

» мы говорили о том, что оценка нашим ребенком его способностей, его сил и возможностей не является чем-то постоянным. Этот «показатель» быстро и часто меняется, в зависимости от людей, с которыми общается наше сокровище, от того, как они с ним общаются, от происходящих событий, от его роли в них и т.д. Такая изменчивость, такая непостоянность детской самооценки требует от нас (родителей) постоянно следить за её уровнем и стараться вовремя и правильно реагировать на все изменения. Но начинать нужно с адекватной оценки её уровня в конкретный момент времени. Сделать это достаточно просто, тем более, что все необходимое для этого есть у любого из нас дома.

Как определить уровень детской самооценки дома?

Самым простым, доступным любому родителю и достаточно показательным способом определения нынешнего уровня является оценка месторасположения детских рисунков на листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок больше и чаще рисует в верхней части листа, то у него завышенная самооценка. Если в нижней части, то, скорее всего, детская самооценка занижена. Если же рисунки располагаются примерно по середине, то все в порядке, у ребенка, скорее всего, адекватная оценка себя и своих способностей / возможностей. Если вы решите воспользоваться этим способом определения уровня, то ни в коем случае не акцентируйте внимание маленького художника на нем. Пусть он рисует, как и рисовал, самостоятельно, подсознательно выбирая место для рисунка. Кстати, детские рисунки можно считать полноценным зеркалом их психологического состояния, отражающим их страхи, переживания, восприятие окружающих людей, событий и т.д.

В качестве второго способа определения уровня детской самооценки в домашних условиях можно использовать небольшой тест «Лесенка.

Он очень хорошо зарекомендовал себя с детьми, возрастом старше 3-х лет. Провести его очень просто – нарисуйте на листе бумаги обычную лесенку, состоящую из 10-ти ступенек. Потом покажите её своему сокровищу и расскажите, что на этой лесенки совсем плохие дети стоят на самой нижней, на первой ступеньке. Если ребенок чуть лучше, то он стоит уже на второй ступеньке, если он еще лучше, то может встать на следующую, третью, и т.д., до 10-ой, где стоят самые, самые хорошие. После этого попросите юного художника самостоятельно нарисовать себя на той ступеньке, где он «видит» себя, где, как ему кажется, он бы стоял.

  1. Если он нарисует себя на 1-3-ей ступеньке, то его самооценка занижена и очень сильно;
  2. Если свой рисунок он разместит на ступеньке 4-7, то детская самооценка адекватная и поводов для беспокойства нет, то это только сейчас. «Попускать» и переставать следить нельзя;
  3. Если своего человечка чадо нарисует на ступеньках 8-10, то, сами понимаете, детская самооценка завышена.

После можно попросить маленького художника нарисовать на этой лесенке своих друзей. Так вы получите наглядный показатель того, как оценивает свое положение ваше чадо среди друзей и других людей. Единственное, о чем хотелось бы предупредить, тест «Лесенка» слишком показательный и его результаты видны самому ребенку, что может «застолбить» проблему.

И третий способ оценки уровня детской самооценки в домашних условиях – это тест, называемый «смешные человечки». Он не такой показательный, как предыдущий, и больше похож на обычную игру. Сначала нарисуйте обычное дерево, на ветках которого будут сидеть забавные зверюшки (любые). Потом уберите этих зверушек и спросите ребенка, где бы он сидел, если бы попал на это дерево, а где сидели бы его друзья? Недостаток теста «Смешные человечки» в том, что он показывает лишь самоощущение ребенка в знакомом ему коллективе.

В конце хочется сказать лишь о том, что только доверительное общение со своим маленьким человечком может показать реальную картину. Такое общение, такой разговор покажет и расскажет о гораздо большем, чем любой, даже самый «умный» тест. Старайтесь чаще разговаривать со своими детьми и учитесь слышать их. Так вы легко и быстро находить решения его маленьких, но таких больших проблем.

Вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Определяем самооценку ребенка (тесты) was last modified: Декабрь 22nd, 2016 by Koskin

Публикации по теме:

    В предыдущей статье, касающейся привычки ребенка грызть ногти, мы говорили о причинах онихофагии. В большей степени в ней говорилось о...

    Задумываясь о детской самооценке, оценивая её уровень и заботясь о её адекватности, многим из нас кажется, что серьезно волноваться и...

    Мы (родители) довольно часто (пусть даже не осознанно) сравниваем себя с окружающими нас людьми, с их способностями, с их чертами...

    В статьях нашего клуба родителей уже не раз затрагивалась тема агрессивности ребенка и опять хочется к ней вернутся сейчас. Да...

Представление о себе - оценка своих возможностей, качеств, места среди других людей - начинает формироваться в раннем детстве. Она напрямую зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Так, у вечно недовольных родителей, занятых, в основном, собственными проблемами, дети обычно имеют . В любящей семье, где малыша холят и лелеют, умиляются каждому шагу и бесконечно хвалят, у ребенка, напротив, часто формируется завышенная самооценка. И та, и другая крайность может плохо повлиять на качество жизни в будущем. Неуверенному в себе человеку трудно добиться успеха, признания. Ну а тот, кто слишком высоко себя ценит, часто сталкивается с проблемами в личных взаимоотношениях.

С трехлетнего возраста самооценка ребенка начинает складываться, с одной стороны, под воздействием похвалы, оценок взрослыми его достижений. С другой, - на нее влияет осознание своей самостоятельности. Ребенок пробует разные виды деятельности, и многое у него получается (). Для формирования собственного «я» малыша это важно - личный опыт успеха и признание достижений взрослыми. В этом возрасте он часто произносит: «Смотри, как я умею», ожидая одобрения со стороны родителей. Интересно, что для возраста 3–4 лет нормой считается завышенная самооценка, но, становясь старше, ребенок должен учиться более реально оценивать себя.

Родителям дошкольников полезно знать, как ребенок воспринимает себя, чтобы иметь возможность скорректировать его представления. Пройдет немного времени, и он выйдет в «большую жизнь» - отправится в школу, где адекватная самооценка ему понадобится. Не только для того, чтобы наладить отношения, но и чтобы без страха включиться в учебу.

«Говорящие» признаки в поведении

Ребенок с заниженной самооценкой
✔ тревожен, не уверен в себе, обидчив, плаксив;
✔ недоверчив и всегда ожидает худшего, настроен на неудачу;
✔ стремится к уединению;
✔ нерешителен, боится, что не справится с новыми видами деятельности;
✔ плохо адаптируется к незнакомым условиям;
✔ переоценивает чужие достижения и не замечает своих успехов.

Малыш с адекватной самооценкой
✔ обычно не сомневается в себе;
✔ способен попросить окружающих о помощи;
✔ умеет принимать решения;
✔ может признавать ошибки в своей работе, поступках;
✔ не стесняется своих чувств;
✔ принимает себя и других такими, какие они есть.

Ребенок, с завышенной самооценкой
✔ считает, что он во всем прав;
✔ стремится управлять другими детьми;
✔ видит чужие слабости и ошибки, не замечая своих;
✔ старается обратить на себя внимание;
✔ агрессивен, когда не получает желаемого;
✔ не умеет быть благодарным.

Важные принципы

Что помогает сформировать и поддержать адекватную самооценку?

Ответственность . Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Только выполняя посильные задачи, он сможет почувствовать себя умелым и полезным.

Инициатива. Поощряйте ее: если сын или дочь хотят вам помочь, позвольте, даже если результат не слишком устроит. Ребенок сотворил странный кулинарный «шедевр»? В следующий раз выйдет лучше, а сейчас пусть получит удовольствие от проделанной работы и похвалу.

Ошибки. Не стесняйтесь демонстрировать собственные промахи: ошибаются все - и взрослые тоже. Показывайте разумное отношения к успехам и неудачам: «У меня что-то не получилось, но ничего, в следующий раз сделаю по-другому, и тогда у меня обязательно получится».

Анализ. Обсуждайте вместе с ребенком его неудачи, делая выводы. Важно проговаривать также и его достижения (обращая внимание на те способы и средства, которые помогли добиться желаемого). Так у ребенка будет развиваться умение планировать и оценивать собственные поступки.

Сравнение . Старайтесь сравнивать ребенка только с ним самим (тем, каким был вчера, будет завтра), но не с другими детьми. Для здоровой оценки своих возможностей нужно исходить из индивидуальных способностей и обстоятельств. Из-за привычки оглядываться на можно и потерять себя.

Оценка. Спрашивайте малыша, как бы он оценил себя, свой поступок или просто свой день. Можно даже ввести систему баллов или распечатать смайлики, яркие картинки («Превосходно», «Я молодец», «Упс!» и т.п.).

Похвала и наказание. Обращайте внимание на все поступки малыша и реагируйте на них соответственно: хвалите за хорошие и порицайте за плохие. Важно отделять поступок от личности. Ругайте за конкретные поступки, а не вообще (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»). Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

Поддержка. Сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки, радуйтесь успехам. Покажите малышу, что признаете самые разные его чувства, даже когда не согласны с ним. Не оскорбляйте малыша, срывая на нем плохое настроение. Старайтесь выстроить доверительные отношения. Только так он сможет научиться уважать себя и других людей.

Тест: какая самооценка у ребенка?

Объясните малышу:

«Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся : послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, - чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие».

Задайте ребенку 2 вопроса:

  1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
    2. Как думаешь, на какую ступень тебя поставит мама? (Папа, бабушка, дедушка, воспитатель - кто-то очень близкий и важный).

Результаты теста

На какую ступеньку ребенок поставил себя? Это говорит об отношении к себе.

✓ Первая ступенька. Неадекватно завышенная самооценка. Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он «самый лучший», и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, - у вас подрастает маленький воображала.

✓ Первая-вторая ступеньки. Высокая самооценка. После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи («Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь»).

✓ Третья ступенька. Адекватная самооценка.
Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: «Я хороший, потому что я помогаю маме».

✓ Четвертая ступенька. Нестабильная самооценка.
«Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)». Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки. Он и сам не очень понимает, какой же он, - и не может поставить себе оценку.

✓ Пятая-шестая ступеньки. Заниженная самооценка
Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: «Я всегда делаю все плохо», «в садике и дома на меня всегда ругаются». Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), - важно повторить тестирование в другой день.

✓ Седьмая ступенька. Низкая самооценка.
Он уверен: «Я плохой». Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

Кстати!

Ребенка постарше (начиная с 6 лет) можно протестировать по самым разным сферам его жизни, предложив оценить себя в спорте, в учебе, в поведении и т.п.

На какую ступеньку, по мнению малыша, его поставит значимый взрослый? Это расскажет об отношениях с ним

Для нормального, комфортного самоощущения малыша (а оно связано с чувством защищенности), важно, чтобы он был уверен: кто-то из взрослых поставит его на самую высокую ступеньку.

Вот пример благоприятного расклада: ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку, а мама (или папа), по его мнению, помещает его на самую высокую. Аргументы такие: «Я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня отправит наверх, потому что очень любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует поддержку и полное приятие, а это необходимое условие для нормального развития.

Если разница в оценках (своей и взрослого) составляет более одной-двух ступеней, это говорит о трудностях во взаимоотношениях. У ребенка может развиться гиперответственность, он будет стремиться доказать свою значимость и пытаться соответствовать высоким ожиданиям. А это часто приводит к обесцениванию собственных достижений и агрессии к взрослому, если не удается добиться его похвалы. Малышу явно нужно уделять больше внимания.

Важно!

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности часто отказываются проходить тест, отвечая на вопросы: «Не знаю». Предложите ребенку оценить не себя, а свои игрушки. Возьмите несколько разного пола: с одной малыш ассоциирует себя, с другими - важных взрослых.

Здравствуйте, дорогие друзья! В продолжении темы прошлой статьи хочу предложить вашему вниманию тесты на определение самооценки у детей.

1. Тест "Лесенка"

Его можно проводить с детьми от трёх лет и старше.
На листе бумаги рисуется лесенка из семи ступенек, можно её вырезать. Среднюю ступеньку №4 выделите (поставьте галочку или обозначьте другим цветом).

Ребёнку нужно показать эту лесенку и объяснить, что, если на этой лесенке расположить всех ребятишек, то на верхней ступеньке должны стоять самые хорошие, послушные, лучшие во всём.

На 2-3 ступеньках-хорошие, на серединке 4 -ни хорошие, ни плохие. На 5-6 -плохие детишки, а на самой нижней седьмой -самые плохие (злые, непослушные, завистливые).

Убедитесь, что ребёнок вас понял и после этого спросите, на какой ступеньке должен стоять он сам, пусть нарисует человечка или поставит галочку.

Расшифровка теста Лесенка

♦ Если ребёнок определил для себя самую верхнюю ступеньку, то у него завышенная самооценка.

♦ Если он поставил себя на 4 ступеньку-немного заниженная.

♦ На ступеньки- 5 и 6 - низкая.

♦ Ступенька №7 - очень заниженная.

2. Тест "Дерево с человечками"

Этот тест на определение самооценки можно использовать для ребёнка дошкольного и школьного возраста.

Предложите сыну (или дочке) картинку дерева с человечками (предварительно распечатайте её из интернета) и попросите внимательно рассмотреть.


Объясните, что на картинке изображено дерево, а рядом человечки с разным настроением и положением, каждый занят своим делом.

Сначала попросите раскрасить ствол и ветки дерева карандашом или фломастером коричневого цвета.
Скажите, что во время раскрашивания нужно обратить внимание на каждого человечка, подумать, какое у него настроение, чем он занят.

А затем предложите раскрасить синим цветом человечка, на которого бы он хотел быть похож в будущем.

Расшифровка теста Дерево:

♦ Если ваш ребёнок выбрал человечков 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.

♦ Номер 20 выбирают детки с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

♦ А 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 - дети с низкой самооценкой.

♦ Если более подробно, то дети, выбравшие человечков № 2, 11, 12, 18 и 19 - общительные и умеют дружить.

♦ Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути, выбирают номера 1, 3, 6, 7.

♦ Под номером 4 обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий.

♦ Детишки застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые, обычно выбирают человечка под номером 5.

♦Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе дети выбирают № 10 и 15.

♦ Человечек №8 означает уход в себя, отстранённость.

♦ Номер 9 олицетворяет тягу к развлечениям.

♦ Под номерами 13 и 21 выбирают детки замкнутые и тревожные.

♦ Кризисное состояние и внутренний страх отражает человечек № 14.

♦ Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый на жертвы, выбирает № 16.

♦ Человечка под номером 17 обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями.

Надеюсь, эти тесты на определение самооценки у детей вам пригодятся.

Если у вашего ребёнка низкий уровень самооценки, то узнайте, как можно её поднять .

Если эта информация была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей