10 ошибок в воспитании ребенка. Обещание больше не любить

Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими. Каждый отец и мать хотят видеть своего ребенка воспитанным, здоровым, счастливым и эрудированным, но в какой-то момент их тревоги и волнения о будущем своего чада способны приводить к сбою, следствием которого становится противоположный эффект.

Эта статья поможет вам узнать о наиболее частых ошибках родителей в воспитании детей и пересмотреть свое отношение к этому важному этапу в вашей жизни и развитии вашего ребенка. Цена этих ошибок очень высока, но зная о них, вы сможете избежать тех последствий, которые они влекут за собой.

Ошибка №1 - хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей

Хвалить ребенка нужно только заслуженно.

Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.

Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).

В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!

Ошибка №2 – игра в демократию

Многие родители считают своего ребенка равной себе личностью, разрушая его понятия о необходимом уважении к мнению взрослых и более опытных людей. Приведем простой пример эволюции в природе: утка всегда водит за собой своих утят, а те ее детеныши, которые уходят в противоположном направлении, отсеиваются путем естественного отбора – их съедают. Примерно то же самое происходит и с детьми, которые пытаются распоряжаться взрослыми. А ведь решение таких проблем и вопросов им еще не по силам… В результате такие дети становятся невротичными.

Во многих случаях такая игра с собственными детьми в демократию уходит своими корнями в детство самих родителей. У многих из них были сложные взаимоотношения с отцом или матерью, и они искренне хотят не повторять их ошибок и стать для своего ребенка настоящим «другом». Однако такая ситуация невозможна, т. к. у ребенка нет еще достаточного опыта для жизни и он не знаком со всеми ее недостатками и опасностями. Именно поэтому не нужно забывать о том, что дети приходят в этот мир под наше крыло, и должно пройти какое-то время, пока они наберутся опыта, вырастут и станут «взрослыми утками».

Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной

Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен. Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи.

Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Ошибка №5 – вы не учите детей контролировать свои эмоции

Ребенку приходится сталкиваться на своем жизненном пути со многими стрессами, разочарованиями и трудностями. Если вы не научите их преодолевать и справляться с теми чувствами и эмоциями, которые они вызывают, то проблемы и сложности будут нарастать как снежный ком и полностью поглотят еще незрелого и неопытного ребенка.

Именно поэтому важно с раннего детства приучать ребенка контролировать проявления своих эмоций. Для этого вы можете сделать следующее:

  • показывать пример собственным поведением;
  • научить ребенка различать различные эмоции и обучить их названиям;
  • обращать такое же внимание как на свои эмоции, так и на его переживания;
  • научить обсуждать свои эмоции и переживания с вами;
  • не осуждать за эмоции;
  • сопереживать ребенку.


Ошибка № 6 – дарить подарки за что-то

Делая подарки за хорошее поведение, успехи в учебе или достижения на кружках мы рискуем выработать в ребенке зависимость от таких «призов». В результате такая погоня за никогда не удовлетворяющими бонусами и призами станет для ребенка сама собой разумеющейся, и у него пропадет ощущение, что подарки можно получать только за то, что его любят и хотят о нем заботиться.

Ошибка №7 – чрезмерная критика за ошибки

Дети, которые постоянно подвергаются критике за малейшую оплошность и отклонения от курса на совершенство, становятся буквально зависимыми от необходимости быть первым и лучшим во всем. При совершении какой-то ошибки они будут чувствовать себя ничтожными и бесполезными, и это негативно отразится на их личности: они станут обозленными и нервозными.


Ошибка №8 – угрозы, унижение и стыд для наказания

Ругая или критикуя ребенка, никогда не следует делать даже намека на то, что вы его не любите или он вам неприятен. Такое поведение родителей всегда приводит к тому, что дети становятся на время покладистыми, но потом ваши угрозы будут вызывать в них только безразличие или озлобленность.

Рано или поздно вы рискуете получить пренебрежительное отношение к себе, своим просьбам и возведете между вами стену непонимания и безразличия. Ребенок может стать скрытным, закомплексованным и нервозным или начать искать общение с плохой компанией, чтобы все делать вам назло.

Ошибка № 9 – требовать сделать то, что не соответствует возрасту ребенка

Некоторые родители в своем стремлении вырастить самостоятельного ребенка перекладывают на его плечи множество непосильных для него дел и обязанностей (постоянно нянчиться с маленькими братьями или сестрами, готовить себе еду и т. п.). В будущем такое «детство» способно вызвать негативное отношение к таким понятиям как семья и дети, т. к. у еще не сформировавшейся личности такой груз обязанностей может вызывать только негативное отношение, приводящее к эмоциональным срывам.

Ошибка №10 – постоянные попытки не давать детям скучать

Многие родители считают, что ребенок постоянно должен веселиться и чем-то заниматься. Однако такой насыщенный режим дня приводит к переутомлению и перенапряжению нервной системы, которые выливаются в раздражительности и нервозности. В течение дня каждому ребенку необходимо время, когда он может побыть наедине с собой.

Такое чередование спокойного времяпрепровождения и активности будет благотворно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка и его расположении духа.

Ошибка №11 – защищать детей от потерь, любого риска и последствий их поведения

Многие родители хотят, чтобы их ребенок ни в чем не испытывал разочарования и получал буквально все: от покупки самой простой игрушки до защиты от неприятностей с законодательством за какие-то весомые проступки. В результате такие дети становятся неблагодарными и воспринимают такую гиперзаботу как что-то должное и само собой разумеющееся. Избалованные дети, которым все позволено, необремененные поручениями и не знакомые с самостоятельностью, рано или поздно оказываются неспособными преодолеть даже минимальные жизненные препятствия.

Помните о том, что каждый из нас должен научиться проигрывать и отвечать за каждый свой поступок или ошибку. Так мы учимся быть мудрыми и становимся опытными. По данным исследований, дети, которые бывают в детских лагерях в лесу или в горах, становятся более самостоятельными, ответственными и преуспевающими. Вывод один: дайте своему ребенку возможность учиться на собственных ошибках или неудачах.

Ошибка №12 – невнимание к мнению ребенка

Некоторые родители настолько зациклены только на своей ответственности, что считают нецелесообразным прислушиваться к мнению своего ребенка. Такое отношение к мыслям и желаниям своего ребенка может привести к тому, что, став взрослым, он так и не научится принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Помните о том, что инфантильность в ребенке – это ваша вина. Ребенку нельзя категорично навязывать свои решения, необходимо предоставлять право выбора.

Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты

Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.

Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.

Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность

Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок». В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п. Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.

К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.

Ошибка №15 – эгоизм родителей

К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к. они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным. Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.

В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство. Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание. Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота.

Ошибка №16 – сравнивать ребенка с другими детьми

Многие родители часто пытаются сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставя их в пример. Задумайтесь над этими моментами и представьте, что переживает такое сравнение ваш ребенок, слыша фразу: «А у Максима больше пятерок в табеле» или «Как хорошо себя ведет Танечка и какая она умница», ребенок думает о том, что он хуже других. Возникающие у него переживания подрывают его самооценку и психику, и впоследствии такие внутренние терзания и страдания приводят к развитию комплексов, нервозности и даже психосоматических заболеваний.

Ошибка №17 – приучать ребенка к дисциплине в плохом расположении духа

Пытаясь приучать ребенка к дисциплине в тот момент, когда вы злитесь, вы рискуете зайти в этом процессе настолько далеко, что прибегнете к излишней силе или несправедливому наказанию. Такие действия всегда надолго оставляют в душе ребенка печальный и глубокий след. Впоследствии некоторые дети из-за этого могут замыкаться в себе, и вам будет еще сложнее наладить доверительный контакт.

Так что, если вы чувствуете, что раздражены до предела и можете выйти из себя, то возьмите себя в руки и оставьте ситуацию в покое на 10-15 минут (пока разум не возьмет верх над эмоциями). Воспитываете своего ребенка только после того, как окончательно успокоитесь, только так вы будете чувствовать, что поступаете правильно.

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Ошибка №19 – не делитесь собственными ошибками из прошлого

Воспитывая ребенка, помните о том, что он должен уметь чувствовать опасность, отвечать за свои поступки и уметь справляться с неприятностями. Помочь вам в этом могут беседы с вашим сыном или дочерью, в которых вы поделитесь своими переживаниями о совершенных вами в их возрасте ошибках. Избегайте быть излишне эмоциональными и не прибегайте в такие моменты к излишним нравоучениям. Попытайтесь быть в этот момент для своего просто старшим товарищем, который делится своим опытом.

Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка

Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.

Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.

Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:

  1. Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
  2. Внимательно слушать ребенка.
  3. Быть духовным наставником для ребенка.
  4. Учить любить окружающий мир и природу.
  5. Развивать его тело и ум.
  6. Подавать собственный пример.

Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.

Полезное видео по теме

Доктор Комаровский о воспитании детей:

1 , среднее: 5,00 из 5)

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мещерская средняя общеобразовательная школа

Лекция для родителей

«Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Классный руководитель 3 класса

Букин Иван Игоревич

2011-2012 учебный год.

    Организационная часть.

Объявление темы и причины, побудившей провести лекцию.

Задание «НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ»

Я предлагаю вам написать левой рукой фразу: «Я правильно воспитываю своего ребенка».

А теперь давайте проанализируем, какие ощущения возникли при выполнении задания, удобно ли было, все ли удалось…

При написании данной фразы вы испытывали трудности, многие допустили ошибки, но еще сложнее по настоящему правильно воспитывать детей, не допускать ошибок. О некоторых ошибках воспитания я и предлагаю вам сегодня побеседовать.

Итак, тема нашей лекции «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Цели:

Рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;

    Лекция «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Я предлагаю рассмотреть десять самых распространенных ошибок. Вам будут предлагаться ошибки, и мы вместе с вами будем искать правильное решение данной проблемы.

Ошибка первая – обещание больше не любить.

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая – безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья – слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Ошибка четвертая – детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая – навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг»

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая – денежная

«Больше денег – лучше воспитание»

Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ–САМЫЙ.

Ошибка седьмая – наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая – слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая – ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая – слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

    Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.

Мы рассмотрели с вами десять ошибок воспитания, после чего можно сделать вывод:

    Не будьте безразличными.

    Не балуйте детей.

Данный вывод я предлагаю вам виде памятки, которая поможет вам в воспитании детей.

Список литературы

    Мишель Борба. « Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться М.: «Диалектика», 2006.

    Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1-2, М., 1868-69.

    Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

    Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

    Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., 2002.

    Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.

    Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во "Республика", 1998

    Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» - 1994.- № 6.

    Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 139-151.

    Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

    Не будьте безразличными.

    В воспитании не должно быть слишком много строгости.

    Не балуйте детей.

    Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

    Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

    Не стройте «наполеоновские» планы.

    Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

    Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»

    Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

    Не будьте безразличными.

    В воспитании не должно быть слишком много строгости.

    Не балуйте детей.

    Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

    Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

    Не стройте «наполеоновские» планы.

    Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

    Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»

    Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.

    Не будьте безразличными.

    В воспитании не должно быть слишком много строгости.

    Не балуйте детей.

    Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.

    Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

    Не стройте «наполеоновские» планы.

    Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.

    Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

Мало кто из родителей не мечтает увидеть своего ребенка успешным, умным и воспитанным. Все зависит от того, что каждый родитель вкладывает в эти определения. Как сделать из своего ребенка успешного взрослого человека? Как они понимают слово «воспитанный» ? Сколько нужно вложить сил и терпения, чтобы ребенок стал умным и при этом оставался психически и эмоциональным человеком? Какие основные ошибки при воспитании детей допускают родители?

10 типичных ошибок родителей в воспитании детей

1. Метод кнута

Многие родители прибегают к такому принципу воспитания. За любое неправильное действие ребенка, сразу следуют обвинения, угрозы, пристыжения. Держать все время в страхе, внушать постоянное чувство вины – это грубейшая ошибка, допускаемая родителями. Конечно, легче управлять ребенком, который боится, что будет опять виноватым. Когда ребенок испытывает эти чувства, у него начинают развиваться ряд комплексов, он становится безынициативным, трусливым, лживым, появляется страх перед наказанием за любое действие, что приводит к несамостоятельности. А ведь ребенок практически никогда не делает чего-то такого, что может нанести огромный вред или привести к неисправимому результату. Наоборот держа все время в страхе ребенка, родители наносят ему тяжелейшую травму, которую он потом унесет с собой во взрослую жизнь.

Помимо страха и чувства вины родителями активно используется чувство стыда. Часто за любую провинность они спрашивают: «Тебе не стыдно?» . Это понуждает ребенка становиться скрытным, утаивать, потому что ребенок еще не понимает, какие его действия могут быть стыдными, а какие нет.

Частые запугивания и угрозы дают прямо противоположный эффект. Когда родители грозятся наказать малыша и делают это исключительно в воспитательных целях, не собираясь при этом в действительности выполнить обещанное, то ребенок перестает верить этим обещаниям и, видя безнаказанность, будет продолжать делать тоже.

Говорить ему в наказание, что он больше вам не нужен, и вы его не любите. Для всех детей это психологическая травма, которая может вызвать истерику, даже нежелание жить. В дальнейшем, во взрослой жизни любой отказ от такого человека может спровоцировать суицид.

2. «Лебедь, щука и рак»

К основным ошибкам при воспитании детей можно отнести непоследовательность родителей в оценке успехов и неудач ребенка, а также несогласованность между родителями в принципах воспитания.

С малых лет детям важно понять «Что такое хорошо и что такое плохо?» . Часто родители могут в хорошем расположении духа позволить сделать то, за что в следующий раз малыш будет наказан. Суть последовательности в воспитании не должна зависеть от настроения родителей. И ребенок, не должен догадываться, от чего вчера было можно, а сегодня нельзя.

Если существует безусловная любовь, то это, скорее всего родительская. Но она должна быть «зрячая» , продолжая любить своего ребенка, говоря ему об этом, нужно объяснять, что так поступать не должно, и такое поведение вас огорчает, хвалите его за то, что он пытается исправить ситуацию. Так вы дадите ему уверенность в вашей любви, и он будет стараться не огорчать вас впредь.

Родителям важно договориться, что можно разрешать ребенку, а что нет. Чтобы ребенок понимал, что взгляд на его поступок одинаковый и у папы, и у мамы. Чаще всего все запреты идут от мамы, и, если папа на запрет мамы дает разрешение, авторитет мамы в глазах ребенка заметно снижается, и наоборот.

3. Неуравновешенность

Существуют еще ошибки при воспитании. В чем выражается эта. Есть такое выражение: «Оставьте все за порогом дома» . У всех взрослых случаются проблемы на работе, неприятности в общении, но входя домой, к детям, нужно забыть на время обо всем, потому что дети ждут вас, и вы должны адекватно оценивать все, что они делают и говорят. Если у вас все хорошо, то приходя домой, вы радостно обнимаете своих детей, интересуетесь их успехами, проблемами, а в следующий раз на их радостное приветствие, что-то буркнете непонятное и за малейшую провинность начнете кричать. Дети ведь не виноваты в ваших проблемах на работе. В результате вы получите нервного, неуравновешенного ребенка. Дети видят ваше состояние, они его чувствуют. Поэтому лучше будет спокойно поговорить с детьми и попросить их какое-то время не беспокоить вас, такое поведение приучит считаться детей с настроением родителей.

4. Нет, нет и еще раз нет!

К ошибкам при воспитании детей относится категоричность заявлений, обычно это относится к запретам. Если вы хотите что-либо запретить ребенку, объясните ему почему этого не следует делать и постарайтесь выяснить зачем ему это надо. Возможно действие, которое задумал ребенок, принесет ему какую-то пользу или чему-нибудь его научит. Категоричность родителей может привести к ответной реакции или к тому, что все запреты будут делаться, но тайно. Так из открытого ребенка вы получите резкого и скрытного человека.

5. Гиперопека

Для некоторых родителей ребенок – это маленькое божество в буквальном смысле этого слова. И постепенно они становятся «слугами Господа» . Пока он еще малыш - это не так заметно, но со временем явственно начинает проглядываться чрезмерное желание опекать свое чадо. Ребенок таких родителей может стать «деспотом и тираном» , привыкнув к тому, что все окружающие его домочадцы ему угождают. Всех взрослых жителей своей семьи он начинает воспринимать как «свиту» , потому что они не дают ему сделать ничего самостоятельно. Другая сторона ошибки при воспитании с гиперопекой ребенок не учится общаться на равных, в дальнейшем ему будет трудно даваться общение со сверстниками, принимать решения, он будет чувствовать себя незащищенным в отсутствии «свиты» .

С какого-то момента в раннем возрасте ребенок уже должен учиться , позже пытаться сам надеть носочки и так далее. Совсем не обязательно все это делать за него, для его развития полезно разрешать ему некоторую самостоятельность, при этом быть по близости, чтобы вовремя оказать ему необходимую помощь. Но помощь в таких ситуациях должна помогать развиваться, учить терпению. Пусть ребенок сделает несколько попыток, и только после этого спешите на помощь. Позвольте ребенку ошибки, ведь под вашим чутким контролем не может произойти ничего неисправимого.

6. Крайности

Какие еще ошибки при воспитании детей допускают родители. Родители держат своих детей в постоянной строгости, с раннего возраста приучают их к строгой дисциплине, не практикуют систему поощрений, так сказать держат детей «в ежовых рукавицах» . Такой метод воспитания не всегда успешен, дети могут замкнуться в себе, стать скрытными, появится страх действия.

И напротив, вседозволенность – позволять детям делать все, что им заблагорассудится, без замечаний в случае чрезмерного баловства. Так вы можете вырастить эгоиста, без понятий «хорошо – плохо» , «можно – нельзя» . Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет бороться со своими желаниями, которые могут выходить за рамки общепринятых норм, и мы в итоге получим асоциальную личность.

При воспитании детей важно найти баланс между дисциплиной и поощрением, объясняя детям, за что вы их хвалите и почему так делать не стоит.

7. Недоласканность

Применяя «спартанский» аскетический метод воспитания, вы можете лишить своего ребенка проявления нежности и любви. Но всем людям нужна любовь и ласка, она повышает эмоциональный порог. Такой ребенок будет чувствовать себя ущербным, видя, как другие родители ласкают своих детей, у него может сложиться впечатление, что он никому не нужен и его не любят, что в дальнейшем может развиться в комплекс. Найдите возможность дарить своим детям тепло и ласку, однако все проявления нежности должны быть к месту и исключительно по обоюдному согласию.

8. Реализация мечты

Все мы – взрослые с детства мечтали о чем-нибудь, но не всем удалось воплотить свою мечту в силу разных жизненных обстоятельств. Мы выросли, а мечта осталась, и как правило, мы пытаемся реализовать эту мечту при помощи своих детей. Мы активно начинаем навязывать детям все, чем не успели или не смогли позаниматься в своем детстве. Но не перекладывайте все свои мечты на своих детей, ведь ваш ребенок индивидуальность, у него могут быть свои таланты и желания. Дайте ему найти свой путь, иначе в один прекрасный день он взбунтуется, закончит университет по престижной специальности юриста, подарит вам диплом с отличием и пойдет работать пастухом, потому что всегда любил животных.

9. Время

Сколько времени уделять нужно ребенку? В наше стремительное время у родителей не остается времени на своих детей. Мы загружаем своих детей кружками, чтоб не «болтался» без дела, покупаем им все технические новшества, чтобы не отставал в развитии. Но ребенку этого мало, ему нужно ваше участие в его жизни. Выделите время, посетите его кружок, чтобы он мог похвастаться своими достижениями, выберите фильм для совместного просмотра. Пусть для общения, накопившихся вопросов он выбирает вас, а не чужих людей. Будьте ближе и доступнее своим детям.

10. Деньги

Для чего родители работают, чтобы заработать как можно больше и позволить себе потратить эти деньги на свою семью, на своих детей. Одна из ошибок при воспитании заменять внимание и любовь деньгами. С самого раннего возраста дети привыкают, что родители всегда рядом с ними, и дальше взрослея, они ждут участия и внимания от своих родителей. Для них не важно, сколько зарабатывают мама и папа, они никогда не смогут понять, почему папа заменил совместную прогулку дорогой машинкой, у них будет складываться ощущение, что родители откупаются от него. Для ребенка гораздо более значимо ваше внимание к нему в виде общения с ним.

Таким образом, рассмотрев типичные ошибки, которые допускают родители в воспитании своих детей, можно найти «золотую середину» , соответствующую темпераменту и индивидуальности развития ваших детей, чтобы они выросли самодостаточными и успешными личностями.

Выявить причину непослушания и плохого поведения малыша довольно просто, стоит лишь внимательнее прислушаться к собственным чувствам! Когда ребенок борется за твое внимание, ты раздражаешься; пытается противостоять воле родителя-ты начинаешь сердиться. Если скрытая причина непослушания - месть, то твое ответное чувство - обида. При глубинном переживании ребенком собственного неблагополучия мать попадает во власть безнадежности, а порой и отчаяния. Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос – не реагировать привычным образом, т. к. образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше малыш убеждается: его усилия достигли цели!

«Никаких поблажек»

«Дети должны слушаться старших - это главный принцип в воспитании. И не важно, сколько им лет - 6 или 16. Дискуссии здесь недопустимы. Ребенку нельзя давать поблажек, иначе он сядет родителям на шею»

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны малышу, напоминает дрессировку. Сын или дочь может беспрекословно исполнять все требования, когда родители рядом, и игнорировать запреты, когда их нет. Убеждение лучше строгости: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы обсудим - почему и зачем».

«Я тебя не буду любить»

«Почему ребенок так часто спорит по поводу любой моей просьбы? Может быть, он делает мне назло? Взывать к здравому смыслу? Угрожать, что перестану его любить?»

Метод «Я тебя больше не люблю», к счастью, не действует. Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, мама может потерять доверие ребенка - он будет воспринимать родителей как людей лживых. Лучше сказать так:
«Я все равно буду тебя любить, но твое поведение категорически не одобряю».

«Любое желание -закон»

«Я готова все сделать для своего малыша. Детство – короткая пора, оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в моих силах избавить ребенка от неприятностей. Так здорово угадывать и исполнять любое его желание!»

Избалованным детям в жизни приходится нелегко. Когда родители сдувают пушинки с малыша, он вовсе не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот -ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

«Сам научится и поймет»

«Зачем напрягаться? Искать аргументы, доказывать что-то, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать проблемы. Его надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным»

Не надо показывать малышу, будто маме все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении плохих поступков. Ребенок ждет, последует ли критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить дружеские отношения: «В этом вопросе я с тобой не согласна. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю. Когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

«Ребенок -лучший мамин друг»

«Дочь - главное в моей жизни. Я делюсь с ней самым сокровенным. Она понимает меня, как взрослая, хотя ей всего семь, дочка - моя лучшая подруга»

Ребенок сделает все, чтобы понравиться родителям: папа и мама для него – главнейшие люди на свете. Малыш готов погрузиться
в сложный мир взрослых, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом его проблемы остаются нерешенными. Не стоит перегружать детскую психику своими комплексами и страхами.

«Его ждет блестящее будущее»

«В детстве я мечтала заниматься балетом, учиться игре та фортепиано и играть в тен-шис, но у меня не было такой Щозможности. И теперь глав-ная"и.еяв-дать ребенку то, чего не дали мне. Дочери не очень этого хочется, но я знаю: пройдет время, и она оценит мои старания»

Дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми, разбивается о нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока он еще маленький и слушается взрослых, но потом начинает протестовать. Поэтому, заполняя день дочери нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ей немного времени и для личных дел.

«Никаких поцелуйчиков!»

«Много ласки в детском возрасте может привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориэнтации. Короче говоря, никаких объятий и поцелуев – есть более нужные и серьезные вещи, например, приучить сына к дисциплине и аккуратности»

Дети любого возраста нуждаются в ласке, она помогает им чувствовать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах. Но помните: желание приласкаться в большинстве случаев должно все-таки исходить от самого ребенка. Не навязывайте ему свою любовь активно -это может оттолкнуть его.

«Мальчик для битья»

«Бывает, что ребенок попадает под горячую руку. Не могу сдержать раздражения, накопившегося за день. Знаю, что это плохо, но утешаю себя тем, что потом помогу ему что-то сложить из конструктора, почитаю сказку на ночь и куплю давно обещанную игрушку»

Мама должна показывать малышу, что ее радуют его хорошие поступки и огорчают плохие. Так дети убеждаются в незыблемости «свода правил». Если взрослые в угоду своему настроению сегодня что-то разрешают, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе все равно не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если я в плохом расположении духа, постарайся быть ко мне снисходительным».

«Не могу купить!»

«Я стеснена в средствах, поэтому не могу себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у меня больше денег, я была бы лучшей матерью»

Любовь не купить за деньги. Звучит довольно банально, но это действительно так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но родители не должны чувствовать угрызений совести из-за того, что не могут исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого родительского кошелька.И, если разобраться, вовсе не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для своих мамы и папы – самый-самый.

«Я так Занята...»

«Я очень загружена на работе, но каждую свободную минутку стараюсь проводить с ребенком: отвожу его в сад, готовлю для него, стираю, покупаю все, что ему нужно. Мне кажется, сын должен сам понимать, что у мамы просто нет времени поиграть и почитать с ним»

Взрослые часто забывают простую истину: если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у мамы нет на него времени, будет искать внимания чужих людей. Даже если день расписан по минутам, вечером найдите полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Поводы не слушаться

Психологи выделили четыре основные причины нарушения поведения детей:

Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает достаточно внимания, которое ему так необходимо для нормального развития, он находит свой способ его получить -непослушание.

Вторая – самоутверждение. Детям нелегко, когда родители общаются с ними только в приказной форме. Они отвечают упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения – показать, что ребенок -личность. И не важно, что его решение подчас не самое удачное, даже ошибочное. Зато оно самостоятельное!

Третья – желание отомстить. К примеру, родители более внимательны к младшему, мать разошлась с отцом, в доме появился отчим, родители постоянно выясняют отношения. Смысл плохого поведения: «Мне с вами неуютно, пусть и вам тоже будет плохо!»

Четвертая – потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряетуверенность в себе, у него формируется низкая самооценка: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешне он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой». Важно понять, что мы сами провоцируем детей на непослушание.

Мы назвали 10 самых распространенных ошибок, которые родители допускают в воспитании. Не делай их – и малыш порадует тебя отличным поведением. Ну разве что иногда… Так ведь все мы порой бываем детьми!